Что такое библиотекарь первой категории
Профстандарты для библиотекарей с 2021 года
В 2014 году был разработан профессиональный стандарт «Специалист в области библиотечно-информационной деятельности». С того момента изменений внесено не было, но мы считаем важным обратиться к этому документу для того, чтобы у сотрудников библиотек (как у молодых, так и у опытных) сложилось четкое понимание того, зачем нужен профстандарт и какие есть обязанности и требования, предъявляемые к определенным должностям.
Зачем нужен профстандарт?
Профстандарт библиотекаря необходим для того, чтобы определить основные должностные параметры, такие как обязанности сотрудника, требования к образованию и обучению, квалификация, которой нужно соответствовать, занимая определенную должность. Здесь сделаем ремарку: обязанности работника устанавливаются трудовым договором или должностной инструкцией на основе положений профстандарта.
За библиотечное обслуживание пользователей отвечает библиотекарь/главный библиотекарь. Требования к образованию предъявляются такие же, как по обобщенной функции организации справочно-поискового аппарата библиотеки. Трудовые действия по библиотечному обслуживанию пользователей включают предоставление доступа к электронным ресурсам, создание книжных выставок для раскрытия состава библиотечного фонда, учет выданных документов, индивидуальную и групповую работу с пользователями по продвижению книги и чтения.
Умения в данном случае сводятся к тому, что библиотекарь может придумать, разработать и организовать интеллектуально-досуговые и культурно-просветительские мероприятия, умеет договариваться с культурными, образовательными организациями и СМИ, владеет современными цифровыми технологиями для сопровождения мероприятий.
Какие для этого необходимы умения: составлять план исследования, владеть методикой проведения исследований и обработки их результатов, уметь научно обобщать материалы исследования и представлять его результаты, а также использовать в своей работе цифровые технологии для проведения исследований.
В рамках методического обеспечения библиотечно-информационной деятельности методист библиотеки занимается выявлением и оценкой библиотечных инноваций, проводит их апробацию и внедряет эти инновации в работу библиотеки. Помимо этого, консультирует по различным направлениям библиотечно-информационной деятельности, разрабатывает предложения по повышению эффективности деятельности библиотеки.
Что должен уметь методист в данном случае: анализировать деятельность библиотеки, собирать и обрабатывать информацию, оказывать конкретную методическую и практическую помощь библиотеке, использовать в своей работе цифровые технологии.
Данный вид деятельности требует знания нормативных актов по профилю работы, теории управления и методической работы, принципов организации и содержания работы методических служб.
Таким образом, мы напомнили сотрудникам библиотеки о важности профстандарта. Директор библиотеки с помощью этого документа определяет потребность в работниках с определенным уровнем квалификации, рационально разделяет и организует труд и ответственность между сотрудниками.
Библиотекарь
Должностные обязанности. Выполняет работы по обеспечению библиотечных процессов в соответствии с направлением и технологией одного из производственных участков (комплектование, обработка библиотечного фонда, организация и использование каталогов и других элементов справочно-библиографического аппарата, ведение и использование автоматизированных баз данных, учет, организация и хранение фондов, обслуживание читателей и абонентов). Принимает участие в научно-исследовательской и методической работе библиотеки, в разработке и реализации программ развития библиотеки, планов библиотечного обслуживания населения.
Должен знать: законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, определяющие развитие в сферах библиотечного и архивного дела; основы библиотечного дела, библиографии; основные библиотечные технологические процессы; формы, методы индивидуальной и массовой работы с читателями; основы трудового законодательства; правила внутреннего трудового распорядка; правила по охране труда и пожарной безопасности.
Требования к квалификации.
Комментарии к должности
Приведенные выше квалификационные характеристики должности «Библиотекарь» предназначены для решения вопросов, связанных с регулированием трудовых отношений и обеспечением эффективной системы управления персоналом в различных организациях. На основе этих характеристик разрабатывается должностная инструкция библиотекаря, содержащая права и ответственность работника, а также конкретный перечень его должностных обязанностей с учетом особенностей организации и управления деятельностью предприятия (учреждения).
При составлении должностных инструкций руководителей и специалистов необходимо учесть общие положения к данному выпуску справочника и введение с общими положениями к первому выпуску справочника должностей.
Обращаем ваше внимание на то, что одинаковые и схожие наименования должностей могут встречаться в разных выпусках ЕКС. Найти схожие названия можно через справочник должностей (по алфавиту).
Присвоение квалификационной категории
При каких условиях наниматель может присвоить работнику квалификационную категорию по должности «библиотекарь»?
При наличии опыта, стажа работы и высшего образования наниматель может присвоить работнику квалификационную категорию.
Отнесение выполняемых работ к конкретным тарифным разрядам (должностям) и присвоение работникам соответствующей квалификации осуществляются в порядке, определяемом коллективным договором, соглашением или нанимателем в соответствии с Единым квалификационным справочником должностей служащих (ЕКСД) (ст. 61 Трудового кодекса РБ).
Квалификационной характеристикой должности «библиотекарь» предусмотрено, что присвоение I квалификационной категории по данной должности производится при наличии у работника высшего профессионального образования и стажа работы в должности библиотекаря (библиографа) II квалификационной категории не менее 3 лет.
II квалификационная категория по названной должности присваивается при наличии у работника высшего профессионального образования без предъявления требований к стажу работы или среднего специального образования и стажа работы в должности библиотекаря (библиографа) не менее 3 лет.
В порядке исключения специалисту, не имеющему квалификационной категории и назначаемому (принимаемому) на должность, может быть присвоена квалификационная категория при наличии у него стажа работы, предусмотренного квалификационными требованиями квалификационной характеристики соответствующей должности, в т.ч. опыта работы на руководящих должностях по данному направлению деятельности (см. Общие положения ЕКСД, утвержденные постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 30.03.2004 № 32, в редакции постановления от 30.10.2007 № 135). При этом учитывается имеющийся у него практический опыт работы, а также деловые, личностные качества специалиста, уровень его профессиональных знаний, умений и навыков.
Таким образом, I квалификационную категорию по должности «библиотекарь» наниматель вправе присвоить работнику в порядке исключения с учетом имеющегося у него опыта и стажа работы на руководящих должностях в сфере библиотечного дела при наличии высшего профессионального образования.
Аттестация библиотекаря
Профессиональный путь длиной в несколько лет обычно не представляет собой ровную дорогу — без изгибов, перекрестков и естественных возвышенностей с ярко выраженными или пологими склонами.
Напротив, сотрудник с опытом, исчисляемым десятилетиями, не раз сталкивается с возможными сложностями. Одна из таких профессий, где большинство кадров работают на одном месте долгие годы, а потому периодически сталкиваются с трудностями и морально тяжелыми экспертизами своей деятельности, — библиотекарь.
В этом материале поговорим об аттестации библиотекаря. ЛаЛаЛань попробует вместе с вами решить, что это такое: нервное и бесполезное мероприятие или трамплин на пути к повышению.
Что такое аттестация и для чего она проводится
Аттестацией называется экспертиза уровня квалификации и профессионализма сотрудников библиотеки. Проводится она раз в 3−5 лет для оценки компетентности кадрового состава.
На аттестации проверяются как профессиональные компетенции и узкоспециальные знания, так и общая эрудиция и коммуникативные навыки аттестуемого.
Идея аттестации библиотекарей зиждется на следующих положениях:
Однако в действительности аттестация может сводиться к формальной, но обязательной процедуре, для которой необходимо собирать тысячи документов на каждого сотрудника. В некоторых — но все-таки немногочисленных — библиотеках периодом аттестации пользуются, чтобы избавиться от неугодных сотрудников, даже очень компетентных, квалифицированных и опытных.
Юридические основания для аттестации библиотекаря
Необходимость периодического проведения аттестации сотрудников библиотек регулируется Трудовым кодексом РФ, где отмечается, что несоответствие работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации подтверждается результатами аттестации (п. 3, ч. 1, ст. 81).
Непосредственно о библиотекарях говорят указания из тематически более близких документов. Например, Федеральным законом «О библиотечном деле» от 29 декабря 1994 г. № 78-ФЗ определено, что работники библиотек подлежат периодической аттестации, а Приказом Министерства культуры РФ «Об утверждении Порядка проведения периодической аттестации работников библиотек» от 24 июня 2016 г. № 1435 установлены правила проведения аттестации.
Кто проходит аттестацию и кому не нужно аттестоваться
Формы проведения аттестации для сотрудников библиотек
Аттестация может проходить в традиционной или удаленной форме.
Аттестация в традиционном формате
Какой может быть аттестация в традиционном формате?
Отдельно хочется прокомментировать навыки работы с техникой, электронными ресурсами и функционалом компьютера, которые строго оцениваются во время аттестации. От работника требуется продемонстрировать:
Аттестация в удаленном формате
Альтернативой традиционному формату является дистанционная аттестация.
Регламент, структура и содержание аттестации в удаленном формате постоянно совершенствуются. Что она включает в себя сегодня?
За 4 часа, отведенные на выполнение заданий, работник должен ответить на несколько сотен тестовых вопросов по 4 модулям:
Для прохождения удаленной аттестации достаточно правильно выполнить 50% от общего числа заданий. За 60–74% заданий аттестация оценивается на «хорошо», за более 75% правильных ответов — на «отлично».
Квалификационные категории работников библиотеки
По итогам проведенной аттестации работникам библиотеки могут быть назначены (или подтверждены уже имеющиеся) квалификационные категории.
Выделяют 4 квалификационные категории по степени изменения области ответственности работника, по объему его опыта, уровню профессионализма, количеству и сложности выполняемых задач:
По окончании аттестации на основе полученных работником оценок члены комиссии выносят свое решение. Эти решения можно разделить на 4 вида:
Вместо заключения
К сожалению, в рамках небольшой статьи невозможно отразить все трудности, с которыми сталкиваются руководители и работники библиотеки в процессе прохождения аттестации.
Часто это волнительный, непростой период, требующий дополнительной систематизации имеющихся знаний, подготовки большого количества документов (например, характеристик на каждого сотрудника) и пр.
Однако аттестация, проведенная — и пройденная — с соблюдением регламента, всех норм и правил, — это возможность получить повышение, соответствующее квалификации, опыту и вложенным в любимую работу силам. И библиотекарю точно не стоит пренебрегать этой возможностью.
Вопрос по должности
Доброго дня! Обращаюсь с волнующим вопросом. Работаю в библиотеке политехнического колледжа (реализующего программы СПО и НПО) в должности библиотекаря 1 категории уже 5-ый год (помимо меня в библиотеке есть заведующая). Согласно «Единому квалификационному справочнику должностей руководителей, специалистов и других служащих (ЕКС)
Раздел «Квалификационные характеристики должностей работников культуры, искусства и кинематографии»
Раздел утвержден Приказом Минздравсоцразвития РФ от 30.03.2011 N 251н»
Должностные обязанности. Выполняет работы по обеспечению библиотечных процессов в соответствии с направлением и технологией одного из производственных участков (комплектование, обработка библиотечного фонда, организация и использование каталогов и других элементов справочно-библиографического аппарата, ведение и использование автоматизированных баз данных, учет, организация и хранение фондов, обслуживание читателей и абонентов). Принимает участие в научно-исследовательской и методической работе библиотеки, в разработке и реализации программ развития библиотеки, планов библиотечного обслуживания населения.
Должен знать: законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, определяющие развитие в сферах библиотечного и архивного дела; основы библиотечного дела, библиографии; основные библиотечные технологические процессы; формы, методы индивидуальной и массовой работы с читателями; основы трудового законодательства; правила внутреннего трудового распорядка; правила по охране труда и пожарной безопасности.
Требования к квалификации
имею право претендовать на изменение/перехода с должности «Библиотекарь 1 категории» на «Ведущий библиотекарь», т.к. соответствую всем требованиям (в/о и стаж работы в должности «Библиотекарь 1 категории» шестой год).
Однако специалист отдела кадров не может этого сделать, ссылаясь на отсутствие в штатном расписании должности «Ведущий библиотекарь». Само слово «Ведущий» вызывает противодействие непреодолимой силы.
Подскажите, как грамотно обосновать правильность изменения/перехода на должность «Ведущий библиотекарь», т.к. это влияет на заработную плату (в частности на коэффициент квалификации). И должны ли мне сделать перерасчет за упущенное время (т.е. за 2 года)?
Если политехническому колледжу позволит ввести должность «Ведущий библиотекарь» вышестоящее учреждение, в вашем случае видимо Департамент по образованию. То, в таком случае, будет возможно внести изменения в штатное расписание и перевести Вас на эту должность. Могут отказать, если по каким то параметрам в колледже не может быть введена такая должность. Перерасчет делать не будут. Вы станете получать заработную плату с даты перевода на должность.
С чего начать движение для разрешения вопроса?
Обратитесь к работодателю с просьбой ввести должность «Ведущий библиотекарь».
Работаю 3 года — ни разу? А какое это имеет отношение к моей теме?
Работодатель обязан создать безопасные и здоровые условия труда для своих работников. Для этого необходимо проводить профессиональную оценку (аттестацию) этих условий на всех рабочих местах. К вашему вопросу это не относится.
Это категории. Должность остается той же, но присваивается категория. А «Ведущий библиотекарь» это уже другая должность и ее нужно вводить в штатное расписание.
У вас аттестация рабочих мест когда в последний раз проводилась?
Работаю 3 года — ни разу? А какое это имеет отношение к моей теме?
Могло быть выявлено несоответствие между вашими должностными обязанностями и занимаемой должности.
Уважаемая Гульнара! Здравствуйте! В дополнение к мнениям уважаемых коллег примите во внимание следующее:
понятно, что от должности напрямую зависит размер оклада, премий, и, а итоге, и заработной платы в целом.
Также понятно и Ваше стремление работать уже не библиотекарем шестой год 1-ой категории.
Вместе с тем, ввод вышестоящей должности «ведущий библиотекарь», «заместитель заведующего- ведущий библиотекарь» и т.п. напрямую зависит от диалога Работодателя и Работника. Это несколько усложняется, когда Работодатель сам не может просто так ввести или упразднить те или иные должности, например, как в бюджетном учреждении.
Я просто бы рекомендовал Вам переговорить с руководителем Вашего учреждения касательно как ввода вышестоящей должности, так и перевода либо назначения на него.
Также прошу Вас обратить внимание и на такой момент, как наличие либо отсутствие положений о доплатах в зависимости от выслуги (трудового стажа).
Здесь Вы полностью вправе ставить такой вопрос перед Работодателем.
специалист отдела кадров не может этого сделать, ссылаясь на отсутствие в штатном расписании должности «Ведущий библиотекарь»
Важное значение имеет от штатного расписания вашей организации, если в ней отсутствует должность «ведущий библиотекарь», то Вам просто не смогут предоставить должность чисто физически. Вносить изменения в штатное расписание, с учётом того, что это бюджетной учреждение, очень тяжело, так как фонд заработной платы идёт из бюджета, то необходимо множество согласований.
Если у Вашей организации имеется данная должность, и она вакантна, существует вопрос, почему организация, до сих пор не закрыла данную вакансию, с учётом того, что вы подходите под требования, вас могли поставить на неё. при этом это право, а не обязанность.
Вы можете попробовать письменно обратиться с заявлением на имя руководства с просьбой перевести вас на данную должность. В ответе вам как раз и будет указано (ответ обязаны дать в 30 дневный срок в соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации») на каком основании вас не переводят, нет должности или просто не хотят.
Если вакансия есть и с вами отказываются заключать трудовой договор по должности «ведущий библиотекарь», то вы можете обратиться с жалобой в государственную инспекцию труда или обжаловать данное решение через суд.
Позиция Верховного суда по отказу работодателя заключать трудовой договор.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. N 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)
10. При рассмотрении споров, связанных с отказом в приеме на работу, необходимо иметь в виду, что труд свободен и каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также иметь равные возможности при заключении трудового договора без какой-либо дискриминации, т.е. какого бы то ни было прямого или косвенного ограничения прав или установления прямых или косвенных преимуществ при заключении трудового договора в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства (в том числе наличия или отсутствия регистрации по месту жительства или пребывания), а также других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом (статьи 19, 37 Конституции РФ, статьи 2, 3, 64 Кодекса, статья 1 Конвенции МОТ N 111 1958 г. о дискриминации в области труда и занятий, ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР от 31 января 1961 г.).
статьи 8, части 1 статьи 34, частей 1 и 2 статьи 35 Конституции РФ и абзаца второго части первой статьи 22 Кодекса работодатель в целях эффективной экономической деятельности и рационального управления имуществом самостоятельно, под свою ответственность принимает необходимые кадровые решения (подбор, расстановка, увольнение персонала) и заключение трудового договора с конкретным лицом, ищущим работу, является правом, а не обязанностью работодателя, а также того, что Кодекс не содержит норм, обязывающих работодателя заполнять вакантные должности или работы немедленно по мере их возникновения, необходимо проверить, делалось ли работодателем предложение об имеющихся у него вакансиях (например, сообщение о вакансиях передано в органы службы занятости, помещено в газете, объявлено по радио, оглашено во время выступлений перед выпускниками учебных заведений, размещено на доске объявлений), велись ли переговоры о приеме на работу с данным лицом и по каким основаниям ему было отказано в заключении трудового договора.
части вторая и третья статьи 64 Кодекса); работникам, приглашенным в письменной форме на работу в порядке перевода от другого работодателя, в течение одного месяца со дня увольнения с прежнего места работы (часть четвертая статьи 64 Кодекса).