Что такое биология микология бриология альгология палеоботаника
«Решение олимпиадных задач по биологии»
Рабочая программа внеурочной деятельности «Решение олимпиадных задач по биологии» составлена на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта ФГОС основного общего и среднего образования утвержденным приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 №1897.
Примерной основной образовательной программы основного общего образования Учебного плана основного общего образования МОУ « Суслонгерская СОШ» на 2018 – 2019 учебный год.
Создание условий для формирования навыков и умений работы с заданиями олимпиадного уровня.
Углубление знаний учащихся через изучение дополнительных тем школьного курса биологии
Развитие творческих способностей и исследовательских умений.
Воспитание настойчивости, инициативы, самостоятельности.
Организация подготовки заинтересованных обучающихся к олимпиаде по биологии.
Способствовать развитию интереса к биологии, к решению олимпиадных задач.
Развивать творческие способности при решении экспериментальных задач.
Способствовать формированию представлений о постановке, классификации, приёмах и методах решения олимпиадных задач.
Вырабатывать умения и навыки переносить знания на новые формы учебной работы.
Воспитывать личность, способную анализировать, самоанализировать и создавать индивидуальную программу саморазвития.
Место данного курса в учебном плане. Программа рассчитана на 1 год обучения (34
часа в год, 1 час в неделю). Занятия проводятся во внеурочное время.
Основные принципы реализации программы:
Индивидуализация и дифференциация, научность, доступность, добровольность, партнерство, творчество и успех.
Планируемые результаты освоения курса
Выпускник должен научится:
характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов растений, их практическую значимость;
ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека в природе.
применять методы биологической науки для изучения животных: проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы;
характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности организма человека, их практическую значимость;
применять методы биологической науки при изучении организма человека: проводить наблюдения за состоянием собственного организма, измерения, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты;
сравнивать клетки, ткани, процессы жизнедеятельности организма человека; выявлять взаимосвязи между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;
ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию об организме человека, получаемую из разных источников, последствия влияния факторов риска на здоровье человека.
Выпускник получит возможность научиться:
узнавать вегетативные и генеративные органы растений;
определять строение корня, листа, стебля, цветка, плода, семя;
устанавливать логические связи между органом растения и выполняемой им функцией;
обобщать и делать выводы
определять принадлежность растений к определенной систематической группе;
давать характеристику систематической группе животных;
сравнивать, выявлять черты сходства и различия разных систематических групп животных;
выявлять закономерности эволюции животного мира.
использовать на практике приёмы оказания первой помощи при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха; проведения наблюдений за состоянием собственного организма;
выделять эстетические достоинства человеческого тела;
реализовывать установки здорового образа жизни;
анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих; последствия влияния факторов риска на здоровье человека.
Содержание курса (34 часа)
Биология как наука (1 часа). Биология как наука. Отрасли биологии, ее связи с другими науками. Объект изучения биологии – биологические системы. Общие признаки биологических систем. Современная естественнонаучная картина мира. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира. Методы познания живой природы.
Клетка как биологическая система – 2 часа Цитология – наука о клетке. М.Шлейден и Т.Шванн – основоположники клеточной теории. Основные положения современной клеточной теории. Роль клеточной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира. Методы изучения клетки. Химический состав клетки. Макро- и микроэлементы. Строение и функции молекул неорганических и органических веществ.
Биология растений (8 ч.). Многообразие и значение растений в природе и жизни человека. Общее знакомство с цветковыми растениями. Растительные ткани и органы растений. Вегетативные и генеративные органы. Жизненные формы растений. Растение – целостный организм (биосистема). Условия обитания растений. Среды обитания растений. Сезонные явления в жизни растений. Органы цветкового растения. Семя. Строение семени. Корень. Зоны корня. Виды корней. Корневые системы. Значение корня. Видоизменения корней. Побег. Генеративные и вегетативные побеги. Строение побега. Разнообразие и значение побегов. Видоизмененные побеги. Почки. Вегетативные и генеративные почки. Строение листа. Листорасположение. Жилкование листа. Стебель. Строение и значение стебля. Строение и значение цветка. Соцветия. Опыление. Виды опыления. Строение и значение плода. Многообразие плодов. Распространение плодов. Микроскопическое строение растений.
Разнообразие растительных клеток. Ткани растений. Микроскопическое строение корня. Корневой волосок. Микроскопическое строение стебля. Микроскопическое строение листа.
Жизнедеятельность цветковых растений. Процессы жизнедеятельности растений. Обмен веществ и превращение энергии: почвенное питание и воздушное питание (фотосинтез), дыхание, удаление конечных продуктов обмена веществ. Транспорт веществ. Движения. Рост, развитие и размножение растений. Половое размножение растений. Оплодотворение у цветковых растений. Вегетативное размножение растений. Приемы выращивания и размножения растений и ухода за ними. Космическая роль зеленых растений.
.Классификация растений. Водоросли – низшие растения. Многообразие водорослей. Высшие споровые растения (мхи, папоротники, хвощи, плауны), отличительные особенности и многообразие. Отдел Голосеменные, отличительные особенности и многообразие. Отдел Покрытосеменные (Цветковые), отличительные особенности. Классы Однодольные и Двудольные. Многообразие цветковых растений. Меры профилактики заболеваний, вызываемых растениями.
Биология животных (11 ч.) Разнообразие животных организмов по строению (одноклеточные и многоклеточные) Систематика животных организмов. Особенности групп живых организмов. Отличительные признаки таксонов. Животная клетка, ткани, системы органов. Эволюция систем органов. Приспособление организмов к условиям окружающей среды.
Человек и его здоровье. (8 ч.). Строение и жизнедеятельность органов и систем органов: пищеварения, дыхания, кровообращения, лимфатической системы Анатомия и физиология человека. Системы органов. Их особенности. Группы кропи. Переливание крови. Иммунитет. Обмен веществ и превращение энергии в организме человека. Витамины. Внутренняя среда организма. Органы чувств (анализаторы). Сон, его значение. Сознание, память, эмоции, речь, мышление. Особенности психики человека.
Организм как биологическая система – 2 часов Одноклеточные и многоклеточные организмы. Ткани, органы системы органов, их взаимосвязь как основа целостности организма. Гетеротрофы. Сапротрофы, паразиты. Автотрофы (хемотрофы и фототрофы). Воспроизведение организмов, его значение. Бесполое и половое размножение.
Содержание учебного предмета
Основные виды учебной деятельности обучающихся
Биология как наука 1 час
Отрасли биологии, ее связи с другими науками. Объект изучения биологии – биологические системы. Общие признаки биологических систем. Современная естественнонаучная картина мира. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира. Методы познания живой природы.
Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «биология», «микология», «бриология», «альгология», «палеоботаника», «генетика», «биофизика», «биохимия», «радиобиология», «космическая биология». Характеризуют биологию как науку о живой природе. Раскрывают значение биологических знаний в современной жизни. Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «наука», «научное исследование», «научный метод», «научный факт», «наблюдение», «эксперимент», «гипотеза», «закон», «теория». Характеризуют основные методы научного познания, этапы научного исследования. Решают тренировочные задания
Клетка как биологическая система – 2 часа
Цитология – наука о клетке. М.Шлейден и Т.Шванн – основоположники клеточной теории. Основные положения современной клеточной теории. Роль клеточной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира. Методы изучения клетки. Химический состав клетки. Макро- и микроэлементы. Строение и функции молекул неорганических и органических веществ.
Определяют понятия: «клетка», «методы изучения клетки», «клеточная теория». Характеризуют клетку как структурную и функциональную единицу жизни, ее химический состав, методы изучения. Объясняют основные положения клеточной теории. Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «цитоплазма», «ядро», «органоиды», «мембрана», «клеточная мембрана», «фагоцитоз», «пиноцитоз». Описывают особенности строения частей и органоидов клетки. Устанавливают причинно-следственные связи между строением клетки и осуществлением ею процессов фагоцитоза, строением и функциями клеточной мембраны.
Решают олимпиадные задания
Биология растений 8 часов
Многообразие и значение растений в природе и жизни человека. Общее знакомство с цветковыми растениями. Растительные ткани и органы растений. Вегетативные и генеративные органы. Жизненные формы растений. Растение – целостный организм (биосистема). Условия обитания растений. Среды обитания растений. Сезонные явления в жизни растений Органы цветкового растения. Классификация растений. Водоросли – низшие растения. Многообразие водорослей. Высшие споровые растения (мхи, папоротники, хвощи, плауны), отличительные особенности и многообразие. Отдел Голосеменные, отличительные особенности и многообразие. Отдел Покрытосеменные (Цветковые), отличительные особенности. Классы Однодольные и Двудольные. Многообразие цветковых растений. Меры профилактики заболеваний, вызываемых растениями.
Определяют понятие ботаника, растения низшие и высшие. Объясняют роль растений в природе и жизни человека. Выделяют существенные признаки высших и низших растений. Сравнивают разные группы растений. Объясняют значение полового и бесполого размножения у растений. Классифицируют, сравнивают, анализируют. Решают олимпиадные задания
Биология животных 11 часов
Разнообразие животных организмов по строению (одноклеточные и многоклеточные) Систематика животных организмов. Особенности групп живых организмов. Отличительные признаки таксонов. Животная клетка, ткани, системы органов. Эволюция систем органов. Приспособление организмов к условиям окружающей среды.
Определяют понятия «систематика», «зоология», «систематические категории». Описывают и сравнивают царства органического мира. Характеризуют этапы развития зоологии. Классифицируют животных. Раскрывают значение зоологических знаний, роль и значение животных в природе и жизни человека. Обосновывают необходимость рационального использования животного мира и его охраны. Описывают, сравнивают, классифицируют многообразие животного мира. Решают олимпиадные задания
Человек и его здоровье 8 часов
Строение и жизнедеятельность органов и систем органов: пищеварения, дыхания, кровообращения, лимфатической системы Анатомия и физиология человека. Системы органов. Их особенности. Группы кропи. Переливание крови. Иммунитет. Обмен веществ и превращение энергии в организме человека. Витамины. Внутренняя среда организма. Органы чувств (анализаторы). Сон, его значение. Сознание, память, эмоции, речь, мышление. Особенности психики человека
Объясняют место и роль человека в природе. Выделяют существенные признаки организма человека, особенности его биологической природы. Раскрывают значение знаний о человеке в современной жизни. Выявляют методы изучения организма человека Объясняют связь развития биологических наук и техники с успехами в медицине. Решают олимпиадные задания
Биоценоз. Экосистема. Круговорот веществ и превращения энергии в экосистеме. Устойчивость и динамика экосистем. Биосфера – глобальная экосистема. Глобальные антропогенные изменения в биосфере, проблема её устойчивого развития. Эволюция биосферы.
Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «биотическое сообщество», «биоценоз», «экосистема», «биогеоценоз». Описывают и сравнивают экосистемы различного уровня. Приводят примеры экосистем разного уровня.
Характеризуют морфологическую и пространственную структуру сообществ. Решают экологические задачи на применение экологических закономерностей. Приводят примеры положительных и отрицательных взаимоотношений организмов в популяциях. Характеризуют биосферу как глобальную экосистему. Приводят примеры воздействия живых организмов на различные среды жизни. Решают олимпиадные задания
Организм как биологическая система – 2 часов
Одноклеточные и многоклеточные организмы. Ткани, органы системы органов, их взаимосвязь как основа целостности организма. Гетеротрофы. Сапротрофы, паразиты. Автотрофы (хемотрофы и фототрофы). Воспроизведение организмов, его значение. Бесполое и половое размножение.
Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «видовое разнообразие», «видовой состав», «автотрофы», «гетеротрофы», «продуценты», «консументы», «редуценты», «размножение организмов», «бесполое размножение», «почкование», «деление тела», «споры», «вегетативное размножение», «половое размножение», «гаметы», «гермафродиты», «семенники», «яичники», «сперматозоиды», «яйцеклетки». Характеризуют организменный уровень организации живого, процессы бесполого и полового размножения, сравнивают их. Описывают способы вегетативного размножения растений.
Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «гаметогенез», «период размножения», «период роста», «период созревания», «мейоз I», «мейоз II», «конъюгация», «кроссинговер», «направительные тельца», «оплодотворение», «зигота», «наружное оплодотворение», «внутреннее оплодотворение», «двойное оплодотворение у покрытосеменных», «эндосперм». Характеризуют стадии развития половых клеток и стадий мейоза по схемам. Сравнивают митоз и мейоз. Объясняют биологическую сущность митоза и оплодотворения
Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «онтогенез», «эмбриональный период онтогенеза (эмбриогенез)», «постэмбриональный период онтогенеза», «прямое развитие», «непрямое развитие», «закон зародышевого сходства», «биогенетический закон», «филогенез». Характеризуют периоды онтогенеза. Описывают особенности онтогенеза на примере различных групп организмов. Объясняют биологическую сущность биогенетического закона. Устанавливают причинно-следственные связи на примере животных с прямым и непрямым развитием. Решают олимпиадные задания.
Календарно – тематическое планирование
Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; анализ; установление причинно-следственных связей;
Коммуникативные УУД : планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, определение целей, функций участников, способов взаимодействия.
Клетка как биологическая система – 2 часа
Клеточное строение организмов
Формировать навыки обмена впечатлениями и мнением. Работа в команде
Клетка как биологическая система
решение олимпиадных задач
Коммуникативные УУД: умения слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи.
Регулятивные УУД : умения осуществлять планирование, прогнозирование, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном, корректировать и оценивать свои знания и действия, регламентировать свою деятельность.
Познавательные УУД : умения самостоятельного поиска и выделения необходимой информации, структурировать знания, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, доказательств, выдвигать гипотезы и обосновывать их, формулировать проблемы и самостоятельное создавать способы решения проблем творческого и поискового характера.
Личностные УУД : умения устанавливать учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, осуществлять действия нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.
Строение и многообразие растительного мира
решение олимпиадных заданий
Основные систематические категории, их соподчиненность
решение олимпиадных заданий
Формировать такие качества, как дружба, коллективизм, личная ответственность за общее дело
Способы размножения растений
умение отстаивать свою точку зрения, анализируют, слушают друг друга
Размножение споровых растений
решение тренировочных заданий
Размножение голосеменных растений
Размножение покрытосеменных растений
Формировать такие качества, как дружба, коллективизм, личная ответственность за общее дело
Познавательные УУД : выполнять олимпиадные и тренировочные задания под руководством учителя, выделять существенные признаки растений. Определяют значение размножения в жизни организмов. Характеризуют особенности бесполого и полового размножения.
Регулятивные УУД : учатся самостоятельно обнаруживать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, анализировать информацию о процессах протекающих в растениях. Умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете, развитие навыков самооценки и самоанализа.
Коммуникативные УУД : умение интересоваться чужим мнением и высказывать свое, слушать и слышать друг друга делать выводы, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. Обмениваются знаниями для принятия эффективных совместных решений
Решение олимпиадных заданий по теме «Царство животные»
решение олимпиадных заданий
Формировать навыки обмена впечатлениями и мнением. Работа в команде
Многообразие животных. Простейшие
решение тренировочных заданий
Многообразие животных. Многоклеточные. Беспозвоночные
решение олимпиадных заданий
Многообразие животных. Многоклеточные. Беспозвоночные
решение олимпиадных заданий
Многоклеточные животные. Позвоночные
видеофильм, круглый стол
просмотр видеофильма, обсуждение просмотренного, обмен мнениями
Многоклеточные животные. Позвоночные
решение тренировочных заданий
Эволюция строения и функций органов и их систем
решение олимпиадных заданий
Эволюция строения и функций органов и их систем
решение олимпиадных заданий
Развитие и закономерности размещения животных на Земле
решение тренировочных заданий
Животный мир и хозяйственная деятельность человека
Формировать навыки обмена впечатлениями и мнением. Работа в команде
Личностные: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Учиться использовать свои взгляды на мир для объяснения различных ситуаций, решения возникающих проблем и извлечения жизненных уроков.
Познавательные УУД : анализируют, сравнивают, классифицируют и обобщают понятия. Дают определение понятиям на основе изученного. Осуществляют логическую операцию установления родовидовых отношений, решают тренировочные задания под руководством учителя.
Регулятивные УУД : Умеют оценить степень успешности своей индивидуальной образовательно деятельности. Самостоятельно осознают причины своего успеха или неуспеха и находят способы выхода из ситуации неуспеха. Работают по предложенному и самостоятельно составленному плану. Работать с дидактическими материалами;
Коммуникативные УУД : Отстаивают свою точку зрения, приводят аргументы, подтверждая их фактами. Умеют взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Сходство человека с животными и отличие от них
видеофильма, круглый стол
просмотр видеофильма, обсуждение просмотренного, обмен мнениями
Организм человека. Ткани. Органы
решение тренировочных заданий
Внутренняя среда организма. Кровеносная система человека
Нервная система человека
Эндокринная система человека
Размножение и развитие
Познавательные : используя материал изучить строение и функции органов человека, давать понятия терминам, сравнивать. Анализировать, обобщать.
Регулятивные решать тренировочные задания на основе обобщения информации учебника и дополнительных источников.
Коммуникативные : отстаивают свою точку зрения, приводят аргументы, подтверждают их примерами, с достоинством признают свои ошибки и корректируют знания
Экосистемы и присущие им закономерности
Развивать способность отстаивать свою точку зрения. Формировать умение составлять и классифицировать вопросы
Биосфера. Среды жизни
решение тренировочных заданий
Регулятивные УУД : Умеют оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности, решать тренировочные задания.
Познавательные УУД : умение находить нужную информацию, использовать различные источники получения информации. Анализируют, сравнивают, классифицирует и обобщает понятия; дают определение понятиям на основе изученного на различных предметах учебного материала;
Коммуникативные УУД : отстаивать свою точку зрения приводить аргументы, подтверждать их примерами. Умеют слушать учителя и отвечать на вопросы
Организм как биологическая система – 2 часов
Биологические процессы, явления, объекты
Развивать способность отстаивать свою точку зрения. Формировать умение составлять и классифицировать вопросы
Регулятивные УУД : Умеют оценить степень успешности своей индивидуальной образовательно деятельности. Самостоятельно осознают причины своего успеха или неуспеха и находят способы выхода из ситуации неуспеха.
Познавательные УУД : умение находить нужную информацию, использовать различные источники получения информации. Анализируют, сравнивают, классифицируют и обобщают понятия. Дают определение понятиям на основе изученного на различных предметах учебного материала;
Коммуникативные УУД : отставать свою точку зрения приводить аргументы, подтверждать их примерами, с достоинством признавать свои ошибки и корректировать знания, взаимооценивать друг друга.
БИОЛОГИЧЕСКИЙ ОТДЕЛ ЦЕНТРА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА
#Альгология и Микология
Пособие по ботанике низших растений. М.А.Гололобова Пособие по ботанике низших растений. М.А.Гололобова
Пособие по ботанике низших растений. М.А.Гололобова Пособие по ботанике низших растений. М.А.Гололобова
Лектор Гмошинский В.И. Характеристика водорослей. Часть1 Общая характеристика водорослей. Типы дифференциац Лектор Гмошинский В.И. Характеристика водорослей. Часть1 Общая характеристика водорослей. Типы дифференциац
Лектор Гололобова М.А. Жизненные циклы и размножение водорослей Лектор Гололобова М.А. Жизненные циклы и размножение водорослей
Читает Белякова Г.А. Систематика низших растений. Способы размножения и виды жизненных циклов водорослей, грибов и гр Читает Белякова Г.А. Систематика низших растений. Способы размножения и виды жизненных циклов водорослей, грибов и гр
Читает Гмошинский В.И. К сожалению, на видео попала только часть лекции. Зелёные водоросли (отд. Chlorophyta). Описан Читает Гмошинский В.И. К сожалению, на видео попала только часть лекции. Зелёные водоросли (отд. Chlorophyta). Описан
Микология. Часть 1 Различия грибов и псевдогрибов. Oomycota. Экология грибов. Настоящие грибы: Chytridiomycota, Zyg Микология. Часть 1 Различия грибов и псевдогрибов. Oomycota. Экология грибов. Настоящие грибы: Chytridiomycota, Zyg
Лектор Гмошинский В.И. Характеристика водорослей. Часть1 Общая характеристика водорослей. Типы дифференциац Лектор Гмошинский В.И. Характеристика водорослей. Часть1 Общая характеристика водорослей. Типы дифференциац
Выкладываем записи двух первых семинаров по профориентации для тех, кто очень хотел присоединиться, но не смог этого сделать. Выкладываем записи двух первых семинаров по профориентации для тех, кто очень хотел присоединиться, но не смог этого сделать.
Авторы презентаций Гололобова М.А. и Благовещенская Е.Ю. Авторы презентаций Гололобова М.А. и Благовещенская Е.Ю.