Что такое биотехнология знаки препинания в сложносочиненных предложениях
Знаки препинания в сложносочиненном предложении
Содержание:
Если 2 или более простых предложений объединены в одном сложном на равноправных началах, предложение называют сложносочиненным (ССП). Между равнозначными по смыслу частями стоят сочинительные союзы, перед которыми обычно ставят знак препинания:
Правила регламентируют случаи, когда постановка знака не требуется.
Запятая ставится
При отсутствии условий, отменяющих постановку какого-либо знака, запятую ставят перед:
Пришел рассвет, и зашептались птицы.
Пришел рассвет, но на душе светлей не стало.
То ли ветер зашумел, то ли капли дождя зашуршали по листьям.
Кроме этих трех групп союзов выделяют сопоставительные, пояснительные, присоединительные.
Запятая не ставится
Значение сочинительного союза передает логическую связь между простыми предложениями (ПП) в составе ССП.
Отменяют постановку запятой следующие условия:
1. Общий член предложения, который относится ко всем частям ССП и находится в начале предложения:
2. К обеим частям ССП относится общее придаточное
3. Обе части ССП образуют блок в бессоюзном предложении, объясняя значение стоящего в начале конструкции предложения
4. К обеим частям ССП относится одна вводная конструкция
5. В составе ССП вопросительные предложения
6. В составе ССП восклицательные предложения
7. Простые предложения в ССП – односоставные назывные
8. Обе части – односоставные безличные, в составе которых есть синонимы
9. В обеих частях подразумевается одно и то же действующее лицо, а по структуре ПП односоставные неопределенно-личные
Если однородные ПП в сложносочиненном соединены повторяющимся союзом, то знаки ставят так же, как при однородных членах предложения, даже при наличии любого из перечисленных факторов, отменяющих запятую:
Еще примеры отмены запятых в ССП приведены в таблице.
Запятая в сложном предложении не ставится, если
Точка с запятой
В сложносочиненных конструкциях точку с запятой ставят, если в каждом ПП уже есть однородные члены предложения, обособленные определения обстоятельства, обращения, т.е. предложение уже осложнено. В таких ССП находят границу предложений, где части настолько отделены друг от друга, что можно поставить точку. На этом стыке ПП уместна точка с запятой. Чаще знак ставят перед противительными союзами (но, зато) или перед присоединительным да и.
В сложно подчиненном предложении, если его части значительно распространены, а такж е имеют внутри запятые при повторяющихся союзах, союзах а, но, или, однако, да и. Например:
В сложносочиненных предложениях встречается и постановка тире вместо запятой. Чаще одно или оба ПП в составе конструкции – это односоставные назывные предложения:
Между двусоставными ПП ставят тире, если во втором предложении быстрая смена действий или результат, чаще – неожиданный:
Мы ринулись на школьный двор – а там уже полгорода!
Практика ЕГЭ по русскому языку:
«Знаки препинания
в сложносочинённом предложении»
1. ЗАПЯТАЯ в сложносочинённом предложении
Не ставится запятая перед союзом и, если он соединяет:
Не ставится запятая перед союзами и, да (= и), или, либо, если простые предложения имеют:
2. ТОЧКА с ЗАПЯТОЙ в сложносочинённом предложении
Точка с запятой ставится перед союзами но, однако, всё же, тем не менее (реже перед и, да = и), если хотя бы одна часть сложного предложения значительно распространена или имеет в своём составе запятые.
Татьяна, по совету няни
Сбираясь ночью ворожить,
Тихонько приказала в бане
На два прибора стол накрыть;
Но стало страшно вдруг Татьяне…
3. ТИРЕ в сложносочинённом предложении
Тире ставится (чаще перед союзом и, реже перед а, но), если необходимо показать быструю смену событий, следствие или противопоставление. Немножко счастья — и человек сразу же становится лучше, добрее. Как будто надо было радоваться — но радости не было.
Конспект урока «Знаки препинания в сложносочинённом предложении».
Конспект урока по русскому языку на тему «Знаки препинания в сложносочиненном предложении» (9 класс)
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Урок русского языка в 9 классе
«Знаки препинания в сложносочиненном предложении»
Цель: повторение сведений о ССП и закрепление знаний о постановке запятой, точки с запятой и тире в ССП.
1. расширить знания учащихся о сложносочиненном предложении; способах связи предикативных частей ССП;
2. систематизировать информацию о разрядах сочинительных союзов;
3. совершенствовать навыки постановки знаков препинания в ССП;
4. совершенствовать навыки устной, письменной связной речи, развивать мышление, память, способность анализировать и делать выводы;
5. воспитывать уважение и любовь к родному языку и литературе
Ресурсное обеспечение урока:
ü дидактический материал
ü интерактивная доска
1. Организационный момент.
Задание: спишите в тетрадь слова с пропущенными буквами, вставляя их, назовите виды орфограмм, над которыми вы работали.
1) Мой друг бе(11)це(2)ый
3) Сквозь волнистые туманы проб(5)рается луна…
4) Мой друг, отчизне посв(9)тим души пр(8)красные по(7)ывы
5) Унылая пора! Очей оч(3)рованье!
6) «Здра(10)ствуй, Балда-мужичок; какой тебе надобен обро(4)?»
7) Жил-был по(6), толоконный лоб.
— Имя какого поэта можно смело подписать под каждым из этих выражений? (А.С. Пушкин)
Именно творчество А.С. Пушкина поможет нам сегодня провести урок.
– Вы уже заметили, что в словарной работе необычно для вас пропущенные буквы были пронумерованы. Это не просто так. Сейчас мы проведем взаимопроверку. Поменяйтесь тетрадями и выпишите вставленные буквы в том порядке, какой указан на доске.
Прочитайте, что у вас получилось. (Знаки препинания в ССП.)
3. Актуализация опорных знаний.
В теме нашего урока я сократила полное название предложения. Расшифруйте аббревиатуру ССП. Что такое ССП?
Давайте вспомним сочинительные союзы. Перед вами схема, которую надо заполнить.
4. Создание проблемной ситуации.
Обратите внимание на предложения.
С младенчества дух песен в нас горел,
И дивное волненье мы познали…
Его пример другим наука;
Но, боже мой, какая скука
С больным сидеть и день и ночь,
Не отходя ни шагу прочь!
Вошел – и пробка в потолок.
– Что затрудняетесь объяснить на примере этих предложений?
– Чтобы достичь цели, нужно выработать определенный алгоритм решения проблемы.
– С чего мы начинаем работать над предложением? (грам. основы) Зачем?
А) Доказываем, что предложение сложное.
Б) Доказываем, что предложение ССП.
В) Смотрим на строение и значение каждой части ССП.
Г) Подключаем правило.
На доске появляются элементы алгоритма.
— Давайте проверим, как работает алгоритм на практике.
5. Изучение нового материала.
На экране появляются фрагменты текстов. Задача: доказать, что предложение ССП, подключая алгоритм, объяснить постановку знаков препинания.
1) Между частями СПП перед сочинительным союзом ставится разделяющий знак, чаще всего это запятая.
С младенчества дух песен в нас горел,
И дивное волненье мы познали…
2) Если части ССП значительно распространены или в них уже есть запятые, то между ними ставится точка с запятой.
Его пример – другим наука;
Но, боже мой, какая скука
С больным сидеть и день и ночь,
Не отходя ни шагу прочь!
3) Если во второй части ССП содержится неожиданное присоединение или резкое противопоставление по отношению к 1 части, то между ними вместо запятой ставится тире.
Вошел – и пробка в потолок.
6. Закрепление изученного.
Соотнесите предложения со схемами.
7. Контроль и оценка знаний.
Укажите ошибочное суждение.
1. Сложносочиненные предложения – это такие предложения, в которых простые предложения могут быть равноправными по смыслу и связываются сочинительными союзами.
2. Простые предложения соединяются в сложные двумя основными способами:
— при помощи интонации и союзов или союзных слов
— при помощи интонации (без союзов и союзных слов)
3. Это предложение сложносочиненное.
Духовной жаждою томим,
В пустыне мрачной я влачился,
И шестикрылый серафим
На перепутье мне явился.
4. Союзы а, но, да (но) – соединительные.
5. Если во второй части предложения содержится неожиданное присоединение или противопоставление, то между ними ставится тире.
Упр.214 (1,2) – для всех; (3) – по желанию.
Мой друг бе(11)це(2)ый
Сквозь волнистые туманы проб(5)рается луна…
Мой друг, отчизне посв(9)тим души пр(8)красные по(7)ывы
Унылая пора! Очей оч(3)рованье!
«Здра(10)ствуй, Балда-мужичок; какой тебе надобен обро(4)?»
Жил-был по(6), толоконный лоб.
Мой друг бе(11)це(2)ый
Сквозь волнистые туманы проб(5)рается луна…
Мой друг, отчизне посв(9)тим души пр(8)красные по(7)ывы
Унылая пора! Очей оч(3)рованье!
«Здра(10)ствуй, Балда-мужичок; какой тебе надобен обро(4)?»
Жил-был по(6), толоконный лоб.
Мой друг бе(11)це(2)ый
Сквозь волнистые туманы проб(5)рается луна…
Мой друг, отчизне посв(9)тим души пр(8)красные по(7)ывы
Унылая пора! Очей оч(3)рованье!
«Здра(10)ствуй, Балда-мужичок; какой тебе надобен обро(4)?»
Жил-был по(6), толоконный лоб.
Мой друг бе(11)це(2)ый
Сквозь волнистые туманы проб(5)рается луна…
Мой друг, отчизне посв(9)тим души пр(8)красные по(7)ывы
Унылая пора! Очей оч(3)рованье!
«Здра(10)ствуй, Балда-мужичок; какой тебе надобен обро(4)?»
Жил-был по(6), толоконный лоб.
Мой друг бе(11)це(2)ый
Сквозь волнистые туманы проб(5)рается луна…
Мой друг, отчизне посв(9)тим души пр(8)красные по(7)ывы
Унылая пора! Очей оч(3)рованье!
«Здра(10)ствуй, Балда-мужичок; какой тебе надобен обро(4)?»
Жил-был по(6), толоконный лоб.
Мой друг бе(11)це(2)ый
Сквозь волнистые туманы проб(5)рается луна…
Мой друг, отчизне посв(9)тим души пр(8)красные по(7)ывы
Унылая пора! Очей оч(3)рованье!
«Здра(10)ствуй, Балда-мужичок; какой тебе надобен обро(4)?»
Жил-был по(6), толоконный лоб.
Мой друг бе(11)це(2)ый
Сквозь волнистые туманы проб(5)рается луна…
Мой друг, отчизне посв(9)тим души пр(8)красные по(7)ывы
Унылая пора! Очей оч(3)рованье!
«Здра(10)ствуй, Балда-мужичок; какой тебе надобен обро(4)?»
Жил-был по(6), толоконный лоб.
Мой друг бе(11)це(2)ый
Сквозь волнистые туманы проб(5)рается луна…
Мой друг, отчизне посв(9)тим души пр(8)красные по(7)ывы
Унылая пора! Очей оч(3)рованье!
«Здра(10)ствуй, Балда-мужичок; какой тебе надобен обро(4)?»
Жил-был по(6), толоконный лоб.
Сочинительные союзы
Сочинительные союзы
Сочинительные союзы
Сочинительные союзы
Сочинительные союзы
Сочинительные союзы
Укажите ошибочное суждение.
1. Сложносочиненные предложения – это такие предложения, в которых простые предложения могут быть равноправными по смыслу и связываются сочинительными союзами.
2. Простые предложения соединяются в сложные двумя основными способами:
— при помощи интонации и союзов или союзных слов
— при помощи интонации (без союзов и союзных слов)
3. Это предложение сложносочиненное.
Духовной жаждою томим,
В пустыне мрачной я влачился,
И шестикрылый серафим
На перепутье мне явился.
4. Союзы а, но, да (но) – соединительные.
5. Если во второй части предложения содержится неожиданное присоединение или противопоставление, то между ними ставится тире.
Укажите ошибочное суждение.
1. Сложносочиненные предложения – это такие предложения, в которых простые предложения могут быть равноправными по смыслу и связываются сочинительными союзами.
2. Простые предложения соединяются в сложные двумя основными способами:
— при помощи интонации и союзов или союзных слов
— при помощи интонации (без союзов и союзных слов)
3. Это предложение сложносочиненное.
Духовной жаждою томим,
В пустыне мрачной я влачился,
И шестикрылый серафим
На перепутье мне явился.
4. Союзы а, но, да (но) – соединительные.
5. Если во второй части предложения содержится неожиданное присоединение или противопоставление, то между ними ставится тире.
Укажите ошибочное суждение.
1. Сложносочиненные предложения – это такие предложения, в которых простые предложения могут быть равноправными по смыслу и связываются сочинительными союзами.
2. Простые предложения соединяются в сложные двумя основными способами:
— при помощи интонации и союзов или союзных слов
— при помощи интонации (без союзов и союзных слов)
3. Это предложение сложносочиненное.
Духовной жаждою томим,
В пустыне мрачной я влачился,
И шестикрылый серафим
На перепутье мне явился.
4. Союзы а, но, да (но) – соединительные.
5. Если во второй части предложения содержится неожиданное присоединение или противопоставление, то между ними ставится тире.
Укажите ошибочное суждение.
1. Сложносочиненные предложения – это такие предложения, в которых простые предложения могут быть равноправными по смыслу и связываются сочинительными союзами.
2. Простые предложения соединяются в сложные двумя основными способами:
— при помощи интонации и союзов или союзных слов
— при помощи интонации (без союзов и союзных слов)
3. Это предложение сложносочиненное.
Духовной жаждою томим,
В пустыне мрачной я влачился,
И шестикрылый серафим
На перепутье мне явился.
4. Союзы а, но, да (но) – соединительные.
5. Если во второй части предложения содержится неожиданное присоединение или противопоставление, то между ними ставится тире.
1) На свете счастья нет но есть покой и воля.
На свете счастья нет но есть покой и воля.
2) Все женщины прелестны а красоту им придает любовь мужчин.
Все женщины прелестны а красоту им придает любовь мужчин.
3) Безответная любовь не унижает человека а возвышает его.
3)
[ и – = ].
Безответная любовь не унижает человека а возвышает его.
[ и – = ].
4) Я памятник себе воздвиг нерукотворный
К нему не зарастет народная тропа.
Я памятник себе воздвиг нерукотворный
К нему не зарастет народная тропа.
5) Всяк суетится лжет за двух
И всюду меркантильный дух.
Всяк суетится лжет за двух
И всюду меркантильный дух.
6) Сказка ложь да в ней намек.
Сказка ложь да в ней намек.
7) Гений и злодейство две вещи несовместные.
Гений и злодейство две вещи несовместные.
На свете счастья нет но есть покой и воля.
На свете счастья нет но есть покой и воля.
Все женщины прелестны а красоту им придает любовь мужчин.
Все женщины прелестны а красоту им придает любовь мужчин.
Безответная любовь не унижает человека а возвышает его.
[ и – = ].
Безответная любовь не унижает человека а возвышает его.
[ и – = ].
Я памятник себе воздвиг нерукотворный
К нему не зарастет народная тропа.
Я памятник себе воздвиг нерукотворный
К нему не зарастет народная тропа.
Всяк суетится лжет за двух
И всюду меркантильный дух.
Всяк суетится лжет за двух
И всюду меркантильный дух.
Сказка ложь да в ней намек.
Сказка ложь да в ней намек.
Гений и злодейство две вещи несовместные.
Гений и злодейство две вещи несовместные.
На свете счастья нет но есть покой и воля.
На свете счастья нет но есть покой и воля.
Все женщины прелестны а красоту им придает любовь мужчин.
Все женщины прелестны а красоту им придает любовь мужчин.
Безответная любовь не унижает человека а возвышает его.
[ и – = ].
Безответная любовь не унижает человека а возвышает его.
[ и – = ].
Я памятник себе воздвиг нерукотворный
К нему не зарастет народная тропа.
Я памятник себе воздвиг нерукотворный
К нему не зарастет народная тропа.
Всяк суетится лжет за двух
И всюду меркантильный дух.
Всяк суетится лжет за двух
И всюду меркантильный дух.
Сказка ложь да в ней намек.
Сказка ложь да в ней намек.
Гений и злодейство две вещи несовместные.
Гений и злодейство две вещи несовместные.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Похожие материалы
Конспект урока по русскому языку на тему «ТЕКСТ-ПОВЕСТВОВАНИЕ. ИЗЛОЖЕНИЕ ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНОГО ТЕКСТА» ( 3 класс)
Конспект урока по русскому языку на тему «ДИКТАНТ.СЛОВА С МЯГКИМ И ТВЕРДЫМ РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫМИ ЗНАКАМИ» ( 3 класс)
Конспект урока по русскому языку на тему «СЛОВА С МЯГКИМ И ТВЕРДЫМ РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫМИ ЗНАКАМИ» ( 3 класс)
Конспект урока по русскому языку на тему «МЯГКИЙ И ТВЕРДЫЙ РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЕ ЗНАКИ» ( 3 класс)
Конспект урока по русскому языку на тему «РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ ТВЕРДЫЙ ЗНАК» ( 3 класс)
Конспект урока по русскому языку на тему «УПРАЖНЕНИЕ В ПРАВОПИСАНИИ ПРЕДЛОГОВ И ПРИСТАВОК» ( 3 класс)
Конспект урока по русскому языку на тему «ПРАВОПИСАНИЕ ПРЕДЛОГОВ И ПРИСТАВОК» ( 3 класс)
Конспект урока по русскому языку на тему «ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ГЛАСНЫХ В ПРИСТАВКЕ И В КОРНЕ СЛОВА» ( 3 класс)
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5369775 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Учителя Кубани смогут получить миллион рублей на взнос по ипотеке
Время чтения: 1 минута
Госдума приняла закон об использовании онлайн-ресурсов в школах
Время чтения: 2 минуты
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Учителям истории предлагают предоставить право бесплатно посещать музеи
Время чтения: 2 минуты
Псковских школьников отправили на дистанционку до 10 декабря
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.