Что такое блаженный князь
Значение слова «блаженный»
1. В высшей степени счастливый. [Чацкий:] Блажен, кто верует, тепло ему на свете! Грибоедов, Горе от ума. Там, за далью непогоды, Есть блаженная страна;Не темнеют неба своды, Не проходит тишина. Языков, Пловец. || Выражающий блаженство. На губах [Порфирия Владимирыча] играла блаженная улыбка. Салтыков-Щедрин, Господа Головлевы. [Соня] вся сияла в блаженном взгляде, устремленном в его глаза, которых она ждала. Л. Толстой, Война и мир.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
блаже́нный
1. в высшей степени счастливый ◆ [Чацкий:] Блажен, кто верует, тепло ему на свете! Грибоедов, «Горе от ума», 1825 г. ◆ Там, за далью непогоды, // Есть блаженная страна; // Не темнеют неба своды, // Не проходит тишина. Н. М. Языков, «Пловец», 1829 г.
2. выражающий блаженство ◆ [Соня] вся сияла в блаженном взгляде, устремленном в его глаза, которых она ждала. Л. Н. Толстой, «Война и мир», 1869 г.
3. только полн. ф. разг. глуповатый, чудаковатый (первоначально юродивый) ◆ [Мастаков:] Часто я играю роль блаженного и дурачка, который не понимает своих поступков. М. Горький, «Чудаки», 1910 г.
4. только полн. ф. религ. в христианстве отказавшийся от всех мирских ценностей, житейской мудрости и рассудочной ясности в общении; юродивый (обладающий даром прорицания)
Фразеологизмы и устойчивые сочетания
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова гребец (существительное):
22. Иван IV, он же Василий Блаженный
22. Иван IV, он же Василий Блаженный
22а. РУССКО-ОРДЫНСКАЯ ИМПЕРИЯ. ИВАН IV ВАСИЛЬЕВИЧ, ОН ЖЕ ВПОСЛЕДСТВИИ ВАСИЛИЙ БЛАЖЕННЫЙ ИЛИ ИВАН БЛАЖЕННЫЙ, МОСКОВСКИЙ ЧУДОТВОРЕЦ 1547–1553, правил 6 лет. ИВАН IV ВАСИЛЬЕВИЧ начал править совместно со своим родным братом Георгием Васильевичем и двоюродным братом Владимиром Андреевичем. Основное событие в правление молодого царя ИВАНА IV ВАСИЛЬЕВИЧА — покорение Казани в 1552 году.
Согласно нашей реконструкции, в правление ИВАНА IV ВАСИЛЬЕВИЧА в Империи начинается крупный мятеж, который проходил под знаменем религиозного отделения от метрополии — Великого Новгорода. Правительство в Великом Новгороде решило подавить мятеж силой. Первым шагом в этом направлении была осада и взятие приступом Казани в 1552 году. В качестве следующего шага был намечен военный поход в Германию, охваченную мятежом-Реформацией. Это так называемая «Ливонская война».
В 1553 году ИВАН IV ВАСИЛЬЕВИЧ тяжело заболел, отошел от дел и стал юродивым. По-видимому, его стали называть Василием Блаженным московским чудотворцем, а также Иваном Блаженным московским чудотворцем. Под тем и другим именем он упоминается в святцах: 2 августа старого стиля под именем Василия и 3 июля под именем Иоанна, рис. 178. Через несколько лет он умер. В конце XVI века в городе Москве был построен на Красной площади СОБОР ВАСИЛИЯ БЛАЖЕННОГО — Покровский собор. В нем перезахоронили останки ИВАНА IV ВАСИЛЬЕВИЧА. Однако при самом ИВАНЕ IV ВАСИЛЬЕВИЧЕ царская ставка находится еще в Суздале, а центр управления Империи — Двор наместников Великого Новгорода, — в Ярославле. Столицы на месте нынешней Москвы еще нет, Московский Кремль еще не построен.
Рис. 178. Древняя икона с изображением Святого Василия Блаженного. Взято из [578], кн. 2, с. 630, илл. 216.
Согласно нашей реконструкции, Иван IV известен на страницах русской истории также под именем великого князя ВСЕВОЛОДА, ошибочно отнесенного историками в XII век.
Замечание. В 1547 году 16-летний Иван IV Васильевич был венчан царем, и ему была принесена присяга. Его женой, — как выясняется, первой и последней, — была Анастасия Захарьина Романова. См. книгу «Русь и Орда». Отец Анастасии Захарьиной — РОМАН Захарьин — родоначальник будущих Романовых. Правление Ивана IV Васильевича продолжалось до 1553 года. Самым знаменитым событием его правления было покорение Казани в 1552 году. В следующем 1553 году Иван IV Васильевич серьезно заболел. К этому времени у него уже был малолетний сын Дмитрий, а вскоре родился второй сын Иван. Молодой царь Иван IV Васильевич бредил в жару, перестал узнавать близких людей. Кончины его ждали со дня на день. Вечером 11 марта 1553 года ближние бояре присягнули на верность наследнику престола грудному младенцу Дмитрию.
Наши исследования показали — см. книгу «Русь и Орда» — что царь Иван IV Васильевич тогда не умер, но заболел настолько тяжело, что окончательно отошел от дел правления. Перед своей болезнью он стал проявлять необыкновенную набожность. Англичан, посещавших страну в то время, поражали многие привычки государя: царь чуждался потех, не любил охоту, зато находил удовольствие в богослужениях. В 1552 году царя Ивана IV Васильевича посетили первые видения.
Самым достоверным и самым ранним из сохранившихся до нашего времени изображений Ивана IV «Грозного» считается так называемый Копенгагенский Портрет, рис. 167 и рис. 179. Он хранится в королевском архиве Дании. На рис. 167 лучше видна надпись, а на рис. 179 лучше проработано лицо. Стоит обратить внимание, что этот портрет является ИКОНОЙ. Следовательно, царя Ивана IV канонизировали. Кроме ВАСИЛИЯ БЛАЖЕННОГО московского чудотворца в святцах упоминается также и ИВАН БЛАЖЕННЫЙ московский чудотворец, о котором почти никаких подробностей не известно. Считается, что он умер в 1589 году в Москве и тело его с великой честью было погребено в церкви Василия Блаженного. Скорее всего, это тот же Иван IV, он же Василий Блаженный, дважды попавший в святцы под своими двумя именами: Василий и Иван.
Рис. 179. Царь-хан Иван IV «Грозный». Древнерусский портрет, находящийся в Копенгагене. Взято из книги [776], в начале книги. Эта репродукция (прорисовка?) почему-то отличается в деталях от уже приведенной нами выше.
Тождество Ивана IV Васильевича — покорителя Казани — и Василия или Ивана Блаженного косвенно подтверждается тем обстоятельством, что построенный в честь покорения Казани Покровский Собор на Красной площади в Москве до сих пор называется СОБОРОМ ВАСИЛИЯ БЛАЖЕННОГО.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Василий Блаженный
Василий Блаженный Родился знаменитый юродивый в 1468 году в подмосковном селе Елохово. В десять — двенадцать лет родители отдали его в ученики сапожнику из Китай-города. Там, в мастерской, впервые и проявился дар предвидения у Василия.Явился однажды посадский человек и
7.4. ИВАН IV (ВАСИЛИЙ БЛАЖЕННЫЙ)
7.4. ИВАН IV (ВАСИЛИЙ БЛАЖЕННЫЙ) ИВАН IV ВАСИЛЬЕВИЧ (ВАСИЛИЙ БЛАЖЕННЫЙ или ИВАН БЛАЖЕННЫЙ, МОСКОВСКИЙ ЧУДОТВОРЕЦ) 1547–1553. ИВАН IV ВАСИЛЬЕВИЧ начал править совместно со своим родным братом Георгием Васильевичем и двоюродным братом Владимиром Андреевичем. Основное событие
5.22. ИВАН IV (ВАСИЛИЙ БЛАЖЕННЫЙ)
5.22. ИВАН IV (ВАСИЛИЙ БЛАЖЕННЫЙ) 22a. РУССКО-ОРДЫНСКАЯ ИМПЕРИЯ. ИВАН IV ВАСИЛЬЕВИЧ (ВАСИЛИЙ БЛАЖЕННЫЙ или ИВАН БЛАЖЕННЫЙ, МОСКОВСКИЙ ЧУДОТВОРЕЦ) 1547–1553, правил 6 лет. ИВАН IV ВАСИЛЬЕВИЧ начал править совместно со своим родным братом Георгием Васильевичем и двоюродным братом
Иван IV как Василий Блаженный
Иван IV как Василий Блаженный Иван IV Васильевич = Василий Блаженный или Иван Блаженный, Московский Чудотворец, 1547–1553. Иван IV начал править совместно со своим родным братом Георгием Васильевичем и двоюродным братом Владимиром Андреевичем. Основное событие правления
Василий Блаженный
Василий Блаженный Уже говорилось, что по альтернативной версии царь Шиг-Алей был юродивым, то есть блаженным. Именно это и послужило основой при создании традиционными историками образа Юрия, брата Ивана Грозного. Юрий считается дурачком. Впервые упоминание о Василии
Иван V ― Василий II
22. Иван IV, он же Василий Блаженный
22. Иван IV, он же Василий Блаженный 22а. РУССКО-ОРДЫНСКАЯ ИМПЕРИЯ. ИВАН IV ВАСИЛЬЕВИЧ, ОН ЖЕ ВПОСЛЕДСТВИИ ВАСИЛИЙ БЛАЖЕННЫЙ ИЛИ ИВАН БЛАЖЕННЫЙ, МОСКОВСКИЙ ЧУДОТВОРЕЦ 1547–1553, правил 6 лет. ИВАН IV ВАСИЛЬЕВИЧ начал править совместно со своим родным братом Георгием Васильевичем и
Глава 1 «Древний» король Лир описанный Гальфридом Монмутским и Вильямом Шекспиром, — это Иван Грозный (Василий Блаженный)
Глава 1 «Древний» король Лир описанный Гальфридом Монмутским и Вильямом Шекспиром, — это Иван Грозный (Василий Блаженный) 1. Краткое содержание шекспировской трагедии «Король Лир» Начнем исследование творчества Шекспира, рис. 1.1, рис. 1.2, с его знаменитой драмы «Король
7. Отрекшийся и безумный король Лир — это Иван Грозный = Василий Блаженный
7. Отрекшийся и безумный король Лир — это Иван Грозный = Василий Блаженный Сначала отметим интересную психологическую деталь. Она, конечно, несущественна для обнаруженного нами параллелизма, но помогает лучше понять картину событий. Как выясняется, расстановка
38. Шестнадцатый век на страницах трагедии Шекспира и хроники Грамматика Гамлет Старший и Василий III, принц Гамлет и юный Иван IV Грозный, Гертруда и Елена Глинская, король Клавдий и Иван Овчина
38. Шестнадцатый век на страницах трагедии Шекспира и хроники Грамматика Гамлет Старший и Василий III, принц Гамлет и юный Иван IV Грозный, Гертруда и Елена Глинская, король Клавдий и Иван Овчина Мы уже отмечали, что Шекспир обновил, осовременил старинную «биографию»
22. Иван IV, он же Василий Блаженный
22. Иван IV, он же Василий Блаженный а. РУССКО-ОРДЫНСКАЯ ИМПЕРИЯ. ИВАН IV ВАСИЛЬЕВИЧ, ОН ЖЕ ВПОСЛЕДСТВИИ ВАСИЛИЙ БЛАЖЕННЫЙ ИЛИ ИВАН БЛАЖЕННЫЙ, МОСКОВСКИЙ ЧУДОТВОРЕЦ 1547–1553, правил 6 лет. ИВАН IV ВАСИЛЬЕВИЧ начал править совместно со своим родным братом Георгием Васильевичем и
Василий Блаженный
Василий Блаженный Если к иностранным ученым и мудрецам царь Иван Васильевич проявлял любопытство и уважение, то русских мудрецов, — а ими были юродивые Христа ради, — он чтил и побаивался. Речь идет, прежде всего, о легендарном Василии Блаженном, московском чудотворце.
3.5.1. Василий Блаженный – московский юродивый
3.5.1. Василий Блаженный – московский юродивый Многие называют Покровский собор на Красной площади собором Василия Блаженного. Это реальное историческое лицо. Еще царь Федор Иванович велел устроить в Покровском соборе придел во имя Василия Блаженного. Для мощей Василия
Кто такой блаженный?
В советский период истории нашей страны, когда воцерковленных людей оставалось совсем мало и верующие должны были скрывать свою принадлежность к Церкви, слово «блаженный» приобрело пренебрежительный характер в обиходной речи.
Что значит слово «блаженный»?
На самом деле это замечательное по своей сути и великое по своей природе звание, происходит от греческого слова «макариос» — счастливый, делающий благо. И имеет несколько значений:
Заповеди блаженства
Каждый православный знает заповеди блаженства, которые всем миром произносят во время литургии. Это те заповеди, которые Господь изложил в своей проповеди на холме в Галилее. Девять заповедей, которые должны сделать человека счастливым, в нашем бытовом понимании никак не соотносятся с земным пониманием счастья. Потому что по заповедям блаженны, то есть счастливы те, кто плачет, кто гоним, кто нищ духом. Но в христианском понимании именно это и приносит счастье и полноту жизни.
Поэтому блаженный, значит счастливый в самом высоком, небесном понимании этого слова.
Кого еще называют блаженными?
Можно привести примеры глав Церквей, которые имеют этот титул. Например:
То есть блаженный – это громкий христианский титул.
В России известными блаженными, которых почитают и любят все православные христиане, являются, например, Ксения Петербургская и Василий Блаженный.
Ксения Петербургская
Стать одной из самых любимых святых в России, Ксении Григорьевне Петровой помогло большое несчастье – когда ей было всего 26 лет, умер ее горячо любимый муж. И Ксения оставила свою обеспеченную комфортную жизнь в высшем обществе, оделась в костюм своего мужа и стала говорить всем, что умерла Ксения, а ее муж Андрей Федорович, вот он – жив.
Она раздала свое имущество бедным, отдала свое жилище родственнице и оформила при этом все документы так, как будто находилось совершенно в здравом уме. И всю свою жизнь, совершая подвиг юродства ради Христа, она помогала тем, кому тяжело. Сама при этом не имела ни вещей, ни крыши над головой. И Господь наградил ее даром предвидения и прозрения душ людей. Она много раз уберегала людей от несчастий и бед.
Василий Блаженный
Это имя известно каждому, кто хоть раз был на Красной Площади в Москве и любовался непередаваемой красоты собором Покрова Пресвятой Богородицы, который известен под именем Собора Василия Блаженного.
Василий Блаженный – русский чудотворец, который родился в 1468 году и с 16 лет юродствовал в Москве. Он обличал неправду, обман, предсказывал будущее, читая в душах людей. И зимой, и летом он ходил нагой и босой по городу, отдавая милостыню, которой люди его щедро награждали за провидение, тем, кто в ней нуждался больше его. Он проповедовал милосердие, призывал людей к праведности и покаянию.
Первое время его обижали, били, гнали из людных мест. Но он сносил все это с радостью, страдая ради того, чтобы победить свою гордость во имя Христа. И юродствуя, Василий приобрел огромную славу и почитание. Его имя навечно запечатлено в православных святках. За праведность Господь дал ему долгую жизнь, Святой прожил 99 лет, что для того времени считалось невероятным.
На примерах этих двух блаженных можно окончательно понять, что значит для православных это слово.
Блаженные, значит счастливые благодаря близости к Богу, пониманием его воли. Они осознали еще на земле, что все земные удобства, комфорт и богатство ничего не стоят после телесной смерти. А вот бессмертная душа, которая в их земной жизни уже приблизилась к вечной жизни, это, действительно, главное.
Быть блаженным, значит быть добрым, милостивым, сопереживающим и бескорыстно помогающим. А то, что они кажутся странными и выпадающими из общей картины – это признак того, что они на грешной земле праведники, от того и выпадают из общего ряда.
Святые блаженные князья Константин и сыновья его Михаил и Феодор Муромские
Святой благоверный князь Константин происходил из знатного рода. Его прадедом был великий князь Владимир, крестивший русскую землю. Для Константина утверждение христианства на Руси стало делом жизни. Как и для его сыновей Михаила и Феодора, которых отец с младенчества воспитывал в духе христианской веры.
Князь задумал крестить язычников, живших в городе Муроме. До Константина это пытался сделать его родственник — Глеб. Но муромчане отказались принимать Крещение и убили Глеба. Константина это не испугало. Ради православной веры он был готов рисковать жизнью.
Вместе со своим войском, женой Ириной и сыновьями князь отправился в Муром. Язычники закрылись в городе и решили защищаться до последнего. Войско князя окружило Муром. Константину оставалось только ждать, когда голод вынудит жителей сдаться. Но князь как истинный христианин не хотел никого губить. И считал временным заблуждением муромчан то, что они считают его — Константина — своим врагом. Князь предложил осаждённым мир во имя Христа. Язычники не поверили в то, что им так просто дарят жизнь. Благородный жест Константина они приняли за хитрую ловушку и ответили, что примут предложение князя, если он оставит им в залог своего сына.
Несчастный Константин не знал, на что решиться. Поступиться совестью и верой или, рискуя жизнью сына, отправить его к язычникам. В ту ночь страшного выбора князь не сомкнул глаз. Его младший сын — девятилетний Михаил стал спрашивать, что беспокоит отца. Константин не хотел говорить, но мальчик без конца задавал вопросы и князь всё ему рассказал. То, что он услышал в ответ, было речью не мальчика, но мужа. Михаил ответил: «Отец, то, что ты мне говоришь, это ведь то же самое, что ты мне рассказывал о нашем спасении! Если ты меня пошлёшь к своим врагам, ты поступишь так, как Отец наш Небесный поступил по отношению к человеческому роду, а я поступлю, как Христос поступил: приду примирителем!».
Князь Константин не смог ничего возразить. Он всегда призывал детей жить согласно христианской вере, и его сын оказался верным этому принципу даже в такой критической ситуации. Утром Михаил отправился в Муром. Он шёл открыто, без охраны по лесу, потом выбрался на поляну и направился к городским воротам. Вокруг стояла оглушительная тишина. Люди не верили своим глазам: ребёнок шёл мирить два народа. Шёл потому, что был воспитан в христианской вере. Его миссия была предельно проста: уговорить муромчан открыть ворота для отца-христианина. Но Михаил не успел войти в город. Кто-то выпустил в него стрелу. Мальчик упал. И тут случилось то, чего никто не ожидал. С двух сторон к Михаилу кинулись люди: свои и чужие. Они забыли о своей вражде, не думали о том, что может начаться кровопролитие. Все пытались привести Михаила в чувство, но мальчик был мёртв. И люди плакали от горя. Оно примирило их. Враги стали друзьями. Это сделал маленький ребёнок, воспитанный отцом на вере в Евангелие и в Христа. Язычники впустили Константина в Муром, но заменить язычество на православную веру отказались.
Убитый горем князь не стал никому мстить. И насильно насаждать веру тоже не стал. На месте гибели Михаила он выстроил храм Благовещения Пресвятой Богородицы и похоронил там сына, а потом воздвиг ещё одну церковь во имя святых Бориса и Глеба. Константин действовал медленно, но верно: время от времени он обращался к муромчанам с проповедью о Христе. Самые яростные противники Константина однажды взбунтовались. Они поклялись никогда не принимать христианства и пошли к князю с угрозами расправиться с ним. Семья Константина закрылась в храме и молилась. Во время молитвы князь услышал голос, сказавший ему: «Константин! Твоя молитва услышана. Иди и ничего не бойся, я с тобой». Князь вышел к мятежникам. Он поднял над головой святой образ и толпа отхлынула от крыльца: икона светилась неземным светом. Раскаявшиеся язычники согласились принять Крещение.
Так Константин утвердил православную веру в Муроме. Потерял младшего сына, а в лице старшего Феодора обрёл верного помощника. Вместе они строили храмы, учреждали монастыри. Вместе помогали нуждающимся. Когда Константин умер, муромчане оплакивали его как близкого родственника. Свой последний приют князь нашёл в построенной им Благовещенской церкви, рядом с сыновьями. А спустя четыре столетия князья Константин, Михаил и Феодор были причислены Православной церковью к лику святых.
Смотрите наши программы на Youtube канале Радио ВЕРА.
Скачайте приложение для мобильного устройства и Радио ВЕРА будет всегда у вас под рукой, где бы вы ни были, дома или в дороге.
15 августа 1557 года Православная церковь чтит память Василия Блаженного, скончавшегося в этот день по церковному календарю. «Мне бы у Василия Блаженного на паперти сидеть. » В одной из ранних редакций романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» эти слова произносит Иванушка Бездомный — весьма забавный в религиозном смысле персонаж, в душе которого рудименты православной веры предков борятся с идейно-шаблонным советским атеизмом. В итоге даже сложно сказать, что побеждает. Но одно очевидно — если уж в памяти антирелигиозного маргинала непроизвольно всплывает образ именно этого святого, то почитание его, по мнению писателя, сохранилось в религиозных генах русского народа. За что же настолько был и есть любим славянскими ортодоксами блаженный нагоходец Василий?
У Бога есть множество подвигов, которыми Он прославляет человеков, — люди индивидуальны, разные и пути. И каждое подвижничество чем-то уникально и неповторимо. Подвиг юродства, прославивший Василия Блаженного, христианские богословы не раз называли самым тяжким и самым полезным для общества. Почему? Потому, что это единственный способ напомнить о Божием тем, кто слишком увлекся «мудростью» мирского и не видит ей альтернативы. Как ни страшно в этом признаваться, но бывает такое не только в языческих общинах, обличаемых апостолами, но и в обществах христианских. И тогда Господь посылает людей, своим якобы лишенным житейской логики и разума поведением обличающих этот мир. Апостол Павел пишет об участи таких избранников: «Если кто из вас думает быть мудрым в веке сем, тот будь безумным, чтобы быть мудрым» (1Кор. 3:18). Не менее пророчески прозвучали и слова преподобного Антония Великого, христианского подвижника ІІІ-IV веков: «Приходит время, когда люди будут безумствовать, и если увидят кого не безумствующим, восстанут на него и будут говорить: «Ты безумствуешь», — потому что он не подобен им». Уподобляясь Христу, опрокидывавшему столы торговцев на внешнем дворе Храма, юродивые резко и безкомпромиссно показывали лживость показной веры, и этим спасали сотни людей вокруг себя.
Само рождение блаженного Василия, чья память празднуется Церковью 15 августа по новому стилю, свидетельствовало о его необычном предназначении на Земле. Про преданию, он родился на паперти Богоявленского собора в Елохове, куда пришла на молитву его мать Анна. Будучи сыном простой семьи, мальчик подрос и был отдан в обучение сапожных дел мастеру. Именно в это время произошло первое чудо, которое описано в житие провидца и чудотворца. Один из купцов, заказывая себе обувь, пожелал такие сапоги, чтобы не сносились за год. На что странный мальчишка со слезами на глазах ответил: «Сошьем тебе такие, что и не износишь их». Разумеется, мастер потребовал объяснений этому высказыванию, и подмастерье объяснил, что купец вскоре умрет, поэтому сапоги надолго не понадобятся. Так впоследствии и вышло…
Доподлинно неизвестно, как отнеслись родители Василия ко внезапно проявившемуся у их сына дару прорицания. Но возможно, что он их напугал или встревожил, и такая реакция вынудила молодого подвижника оставить отчий дом и бежать в стольный град Москву, чтобы там выполнить Волю Божию о себе. Возможно, все было наоборот, и Василий поступил как преподобный Алексий, человек Божий, то есть оставил даже благочестивую семью для отдания себя одному Богу. Его выбор подвижнического поприща — Москва — может показаться странным тем, кто привык представлять себе образ странника в пустыне. И, тем не менее, многолюдный город тоже может превратиться в духовную пустынь вследствие царящих в нем беззаконий. Подвигом Василия как раз и стало безумное на вид, а по сути очень мудрое обличение этих пороков.
Зимой и летом он ходил обнаженным, как праотец Адам, напоминая людям о потерянной ими внутренней чистоте. Страдая от мороза, блаженный Василий утешал себя словами сорока мучеников Севастийских: «Люта зима, да сладок рай». Его нагота не была чем-то сродни современного эпатажа — она просто служила живым доказательством того, что Благодать Божия, согревающая угодника Христова, сильнее любой стужи. Проявлялась она в, казалось бы, бессмысленных поступках юродивого: например, он мог идя по базару, перекинуть кувшин с квасом или рассыпать калачи, а потом оказывалось, что товар был несвежим и кому-то отравившемуся мог стоить здоровья. Когда Василий терпел за свои богоугодные дела насмешки и даже побои, он только радовался и славил Всевышнего…
Жители столицы не сразу признали его святым человеком, несущим подвиг юродства. Но однажды подвижник изгнал беса, притворившегося нищим у Пречистенских ворот. Он Божией Милостью мог видеть и мысли людей. Известна история его беседы с самим царем, Иоанном Грозным. Когда тот в честь своих именин позвал святого в чертог, блаженный Василий трижды вылил заздравную чашу в окно. На негодование монарха (впрочем, не могущее перерасти в нечто большее, так как самые деспотичные православные правители не прикасались к юродивым Христа ради) Василий ответил: «Престань от гнева твоего, о царь, и ведай, что излиянием сего пития угасил я пламя, которым объят был весь Новгород, и престало запаление». После чего подвижник выбежал из дворца, и, как не искала его царская стража, найти не смогла.
Засомневавшись, царь послал гонцов в Великий Новгород и получил от горожан потрясающее известие. Оказывается, пожар вправду был, и во время бедствия некоторые видели нагого человека с водоносом, заливавшего огонь. Пожар был погашен. Стоит ли говорить, каким благоговейным страхом перед святым исполнился великий князь всея Руси?
Божий угодник не боялся иной раз и обличить царя. Однажды, на слова Иоанна о том, что тот был на литургии, где якобы отсутствовал нагоходец, Василий возразил: «Нет, я видел тебя мысленно ходящим по Воробьевым горам и строящим дворец свой. И так ты не был во храме Господнем, а Василий там был, ибо после пения «Всякое ныне житейское отложим попечение» со святыми Херувимами поклонялся он Богу, ни о чем земном не помышляя. Стоять же в храме и помышлять житейское значит не быть в нем». После этого случилось неожиданное: жестокий тиран, именуемый в каноне священномученику Филиппу Московскому «новым Иродом и новым фараоном», признал свою немощь перед этим человеком — ничтожным для мира и возвеличенным у Бога…
Творились Василием Блаженным и чудеса, подобные наказанию Богом Анании и Сапфиры, свершившемуся через святого апостола Петра. В его агиографии рассказывается о довольно интересном случае: «Один из вельмож московских любил блаженного Василия, и сам Василий нередко посещал его. Однажды, когда юродивый пришел к нему в лютый мороз, боярин стал умолять его, чтобы по крайней мере в такое суровое время прикрыл наготу свою. «Истинно ли желаешь сего?». «Истинно желаю, — отвечал боярин, — чтобы ты облекся в мои одежды, ибо люблю тебя от всего сердца». Улыбнулся блаженный и сказал: «Добро, господин мой, делай как хочешь, ибо и я тебя люблю». Обрадовался боярин и вынес ему собственную лисью шубу, покрытую красным сукном, и Василий, облекшись ею, пошел по улицам и площадям города. Лукавые люди, увидев издали святого в столь необычайной одежде, умыслили коварно испросить у него шубу. Один из них лег на дороге и представился как бы мертвым, другие же, когда приблизился к ним юродивый, пали пред ним на землю и просили подать им что-либо для погребения лжеумершего. Вздохнул блаженный Василий из глубины сердца о их окаянстве и спросил: «Истинно ли мертв их товарищ и давно ли скончался?». Они отвечали, что в сию только минуту, и блаженный, сняв с себя шубу, покрыл мнимо усопшего, говоря: «Писано во псалмах: лукавнующие потребятся». Когда праведник отошел, обманщики обнаружили, что их товарищ действительно мертв».
Наверное, многие книги не вместили бы всех чудес, совершенных Богом через блаженного, если бы писать о них подробно. И мало кто из современных православных, читающих его житие, рискнул бы хоть в малом повторить путь Василия, Христа ради юродивого. Но одно стоит запомнить — больше всего он не любил милостыни, подаваемой не от сердца, а из желания легким образом заполучить Божие Благословение, и в первую очередь помогал тем, кто нуждался, но по смирению стыдился просить помощи. Хотя, казалось бы, сам терпел нужду большую, чем облагодетельствованные им люди.
Достойный пример для подражания, не так ли?
Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google, либо Яндекс.Дзен
Быстрые новости в Telegram-канале Правды.Ру. Не забудьте подписаться, чтоб быть в курсе событий.