Что такое блочное мышление
3 блока мышления, мешающих достигать целей, и как их обойти
Подумайте о важных вещах, которые вам никак не удается сделать. Вспомните, как давно решили, что это пойдет вам на пользу. Наверняка у каждого найдется пара-тройка таких обещаний самому себе, которые не получается выполнить довольно долго. Подобное поведение когнитивный психолог Аманда Кроуэлл называет «защитной неудачей» и полагает, что ему способствуют три блока в нашем мышлении. По мнению Кроуэлл, все люди сталкиваются с данными блоками, но их можно преодолеть.
Блок 1. «Я не думаю, что могу это сделать»
Какими бы благородными ни были цели любого начинания, если вы новичок, старт может оказаться довольно скомканным. Везде требуются опыт и сноровка, но большинство людей, даже если понимают это, считают свои ошибки в начале новой деятельности доказательствами, что им «просто не дано», и бросают ее. Забывая, что успех в конечном счете определяют вовсе не талант или гены.
Блок 2. «Люди вроде меня не годятся на это»
Наше представление о себе складывается годами, и на этот процесс влияют отношения с окружающими, наша деятельность и способность к рефлексии. Однако нередко с трудом выплавленная идентичность начинает мешать нам осваивать новые сферы или реализовываться в какой-то конкретной.
Допустим, вы считаете себя добрым и чутким человеком, готовым прийти на помощь тому, кто в этом нуждается. И данные представления мешают вам продвигать себя как профессионала и продавать свои услуги. Если это так, не стоит удивляться, что вы в очередной раз оказались «ужасно заняты» именно в тот момент, когда проходило важное для вас профильное мероприятие, на котором можно было бы познакомиться с большим числом потенциальных клиентов.
Блок 3. «Я должен сделать это, но на самом деле не хочу»
Иногда кажется, что вы чего-то хотите, но в действительности лишь думаете, что должны хотеть. Почему так происходит? Все дело в причинах, диктующих ваше поведение. Они могут быть внутренними, проистекающими из ваших интересов, надежд и мечтаний, а могут быть внешними, продиктованными установками вроде «все успешные люди делают это» или «моя мама гордилась бы мной».
Так, если вы решили начать экономить, чтобы родители, коллеги или друзья считали вас человеком, «умеющим распоряжаться деньгами», скорее всего, затея провалится. Вам будет трудно удержаться от спонтанных покупок и даже просто сократить расходы. А вот если стремление экономить вызвано тем, что, например, ваша семья нуждается в более просторном жилье или вы хотите оплатить дорогостоящее обучение детей, с высокой вероятностью вы начнете тратить меньше.
Путин назвал «блоковое мышление» угрозой для мира
Об угрозах, напрямую порожденных мышлением, в основе которого находится приоритет силы военно-политических блоков, глава государства заявил во время выступления на параде в честь 70-летия Победы, который состоялся в 10 утра мск 9 мая. Российский президент произнес речь перед участниками торжества по окончании вступительной части, во время которой глава оборонного ведомства Сергей Шойгу отрапортовал о готовности военных к параду.
Президент России раскритиковал мировые державы, которые на протяжении нескольких десятилетий систематически пренебрегают основополагающими принципами партнерства. В качестве основной цели такие государства усматривают формирование однополярного мира. Средством достижения данной задачи они видят максимальное использование принципов, порожденных силовым блоковым мышлением. Однако в приоритете у ведущих государств мира должен стоять не принцип блоковости, а формирование условий, при которых все страны будут ощущать себя в одинаково безопасных условиях.
После выступления российского лидера состоялась основная часть военного парада. В нем были задействованы порядка 16 тысяч солдат и офицеров армии РФ, а также элитные подразделения ряда союзных государств. Военная авиация на параде была представлена 143 самолетами и геликоптерами, сухопутные войска – 194 боевыми машинами.
Почетными гостями парада стали более 20 глав государств, в том числе лидер Китая Си Цзиньпин, Кубы – Рауль Кастро и Венесуэлы Николас Мадуро. Делегации большинства государств ЕС возглавляли их послы в России.
Что такое блочное мышление
О мыслительных блоках
Мы неосознанно привыкли думать, что про всё можем подумать. Что для нашего мышления нет недоступных тем. Что мозг – универсальный моделирующий инструмент. Это не так. Мышление скорее подобно ходьбе по тропинкам в лесу. Вроде везде можно пройти, но люди предпочитают тропинки. Так удобнее.
Если продолжать аналогию, то лес не общий для всех, а в некотором смысле каждый имеет свой – собственный. Где тропинки хотя и проложены индивидуально, но следует неким общим правилам, определяемых культурой. В тоталитарном и в религиозно унитарном обществе общий контур тропинок имеет единообразный рисунок, в демократическом и толерантном – схемы более индивидуальны. Но тропинки имеются всегда.
Этот процесс роста опыта и эквивалентного снижения креативности сам по себе неизбежен, но существуют условия, при которых он осуществляется слишком быстро и человек теряет способность принимать разумные решения гораздо раньше, чем это должно происходить в нормальной ситуации. Речь идет о возникновении т.н. «мыслительных блоков», когда негативный опыт человека вынуждает его формировать внутреннее табу на размышление о некоторых темах, само наличие которых хотелось бы избежать.
Механизм формирования мыслительных блоков несложен, он подобен тому, как мы стремимся избегать опасных участков в лесу или, скажем, опасаемся войти во двор, где ожидаем встретить агрессивную собаку. Есть темы, о которых не хотелось бы думать. Со временем человек может «забыть» условия и причины формирования табу и тогда сам запрет выходит из осознанного поля мышления в нечто, что обычно называют подсознанием. Наиболее сильное влияние имеют мыслительные блоки родом из детства, что определяет, конечно, высокую ответственность родителей по отношению к формированию условий будущей жизни детей.
Возможно ли самостоятельно разрушить искусственные блоки, которые ограничивают свободную способность человека принимать решения? Вот одна притча в свободном пересказе на эту тему:
По тропинке вдоль чистой и широкой реки бредет путник, неся на себе тяжелый бурдюк с водой. Он устал, но отчаянно несет свою тяжелую ношу. Навстречу ему попадается крестьянин, который, видя такие мучения, обращается к путнику:
— Послушай, добрый человек, зачем ты несешь воду, когда можешь свободно напиться чистой водой у реки, которая все время сопровождает тебя?
— Как же я не замечал этого ранее? – спрашивает себя путник и, напившись вдоволь чистой воды, свободный от тяжелой ноши, легко идет своей дорогой далее.
Посыл этой притчи прост: избавьтесь от ненужных вещей, которые только мешают вашему пути.
Путник уверен, что должен нести несвежую воду, хотя вокруг итак полно чистой воды. Это типичный «мыслительный блок», сформированный, допустим, тогда, когда в прошлом ему пришлось идти через пустыню и мучиться от жажды. Путник не замечает, что условия вокруг изменились и такая ноша уже не нужна. И вот что здесь важно. Сам он это заметить не в состоянии, потому что просто не может об этом подумать. Ему требуется посторонняя помощь человека, который бы явно обратил на это внимание.
Идея хорошая, но вот иная притча:
По тропинке вдоль чистой и широкой реки бредет путник, неся на себе тяжелый бурдюк с водой. Он устал, но отчаянно несет свою тяжелую ношу. Навстречу ему попадается крестьянин, который видя такие мучения, обращается к путнику:
— Послушай, добрый человек, зачем ты несешь воду, когда можешь свободно напиться чистой водой у реки, которая все время сопровождает тебя?
Мораль этой притчи такова: собственным мышлением сломать свои мыслительные блоки нет возможности, это как если бы Мюнхгаузен вытащил бы сам себя за волосы из болота. Здесь нет точки опоры.
Крестьянин в притче мог бы помочь (впрочем, этим же и навредить), если бы, без лишних слов лишил бурдюка уставшего путника.
· Опубликовано 25 июня 2012 г. (в блоге на rb.ru) |
Эта заметка далась нелегко: трудно рассуждать о том, о чем нельзя думать. Зато в процессе подготовки родилось несколько афоризмов на связанные темы: Любую ситуацию можно рассмотреть с двух сторон: прямой и обратной. Аллегория плодов древа познания добра и зла означает переход на новый мета уровень познания: рождение человеческих отношений. Это случилось неизбежно под давлением внешних обстоятельств. Строим систему мышленияВ связи с дискуссией, возникшей в хабратопике, я хотел бы немножко поговорить о системах мышления, свободе и числе 42. Чего ви пагите?Топик, в котором возникла дискуссия, показал, что многие айтишники не считают необходимым чтение художественной литературы для формирования личности и умения думать. Считается, что логики, научных знаний и научного метода достаточно, чтобы сформировать цельное и верное мнение об окружающем мире. Данное мнение, на мой взгляд, ошибочно. Логика, научный метод и всякое такоеЧем плохи логика, научный метод и знания? Ничем. Но есть, как говорилось в анекдоте, один нюанс. Давайте разберемся, как идет ход мысли — неважно, разрабатывает человек новый проект в Интернете или общается в социуме. Естественно, мы упростим процесс, чтобы не забираться в дебри психологии. Знания предоставляют основу для выводов. Логика определяет, как не допустить ошибки в суждениях, а научный метод отсеивает чушь, которая смогла проникнуть через барьер логики — например, чайники Рассела. Эмоции вносят корректировки соответственно с душевными устремлениями, например, добавляют концепцию Бога, хотя научный метод и пытается отсеять ее наравне с чайником. На выходе из этого процесса мы и получаем готовый вывод. Система выглядит так: знания->логика->научный метод->эмоции->выводы. Чего-то не хватает, не так ли? Дело в том, что связи между пунктами не являются простыми векторами. Не всегда они односторонни, а доля различных составляющих может отличаться. Кроме того, дополнительное слагаемое — назовем его вдохновением или творческим подходом, определяет, какие элементы мы используем в рассуждении, а какие нет. Вдохновение бессознательно, мы не можем его контролировать и то, что оно нам подсунет — зависит исключительно от нашего подсознания. Оперировать тем, что оно нам не подкинуло в качестве знаний, логики, критериев истинности или эмоций мы не можем. Именно этот шаблон — связи+критерий вдохновения и можно назвать системой мышления. Доминанта и все-все-все«Ну хорошо», — скажете вы. «Я умею думать. Дальше-то что?» Проблема не в умении — даже гопники с семками как-то умеют думать. Проблема даже не в качественном различии систем мышления. Суть именно в том, что от критерия соответствия некоему общему стандарту системы мышления зависит результат мысли. Все, кто был в какой-то области первым, думали нестандартно. Чем же они отличались от окружающих? Счастливой звездой? Возможно. Но есть и иное объяснение. Тем более, что звезд на всех явно бы не хватило. Посмотрим, как формируется система мышления любого человека. Человек родился. Для начала он воспринимает язык — первую из систем мышления. Слова образуют мыслеобразы, структура языка — связи между ними. Жар — горячий. Дождь — идёт. Важнейшую роль в этом процессе играют родители — сначала как учители языка, впоследствии — как объекты для подражания. Копируя структуру речи, воспринимая рассказы о мире дети пока еще только начинают строить зачатки собственной системы мышления на основе интерпретации полученных данных исходя из собственного, пока ее малого, опыта и эмоционального склада. Затем возникают детские учреждения и, главное, школа. Школа прививает стандартизированные знания всем, проходящим через нее. Впоследствии подобные функции берут на себя ВУЗы. Индивидуальные системы мышления возникают за счет комбинаций эмоциональных складов и систем мышления, усвоенных их разных источников. По длительности и мощности воздействия учебные заведения играют лидирующую роль в формировании наших систем мышления. Учебные заведения выполняют главную задачу — с минимальными допустимыми отклонениями доносят до детей и молодежи общепринятый стиль мысли. В дальнейшем и так схоже действующие системы работают по инерции. Средства массовой информации и внутренние механизмы социальных групп помогают этому. На всё есть ответ. Готовый и не подлежащий обдумыванию. Шаблоны заготовлены. Именно поэтому в экстремальной ситуации многие впадают в ступор. Впрочем, это известно большинству. Покончим с этой доморощенной психологией и перейдем к тому, ради чего всё это и писалось. Доминирующая в обществе система мышления — доминанта — всегда является стабилизирующим фактором. По определению она консервативна. Даже если она нацелена на движение в данный конкретный исторический момент — это четко направленное, весьма консервативное движение по прямым рельсам на заданной скорости. В рамках доминанты невозможно придумать ничего нового, поскольку ее задача — иметь заранее готовые ответы на все вопросы. Даже научный процесс в рамках доминанты затруднен — вспомните, как в конце 19го века считалось, что физика «кончилась» как наука и открыто всё? Несколько человек, сумевших взглянуть под другим углом на эту науку и заметить несоответствия, изменили мир и известны всем. Даже в бытовом отношении доминанта пытается зафиксировать состояние общества. В русском обществе с его поведенческо-мыслительной моделью для стабильности безопасней в школе твердить детям, что Наташа Ростова — положительный персонаж. Хотя, скажем, в рамках мусульманской или средиземноморской доминанты понятно, какие чувства вызвал бы этот персонаж и к каким последствиям привела бы подобная модель поведения в реальной жизни. Не следует, впрочем, думать, что общая модель мышления плоха, что это «Система», с которой надо бороться, размахивая портками над головой и славя анархию. Доминанта — данность. Не плохая и не хорошая, способствующая сохранению общества. Однако для творческой деятельности мышление в рамках доминанты не подходит. Тем более, что как мы выяснили, это отсутствие всякого мышления вообще. Лично мне подобное состояние не симпатично. И что делать будем?Невозможно просто взять и решить думать по-другому. Получится смешно и в рамках все той же модели. В конце концов, бессознательное играет тут огромную роль. Но можно попробовать начать думать. В свою очередь процесс мышления вызовет изменения в системе мышления — и мы получим шанс отдалится от стандарта хоть на сколько-то. Итак, переходим с автоматического режима на осознанный. Осознание — любимая тема множества «оккультных» писателей. Копий о неё сломано немало, но на самом деле, все не просто. Все еще проще. Вооружимся несколькими простыми принципами для борьбы с шаблонностью мысли. Вокруг урокиМножество религиозных и философских течений призывало относится к окружающему миру, как к набору уроков. Возможно, они были не так уж и неправы, если, конечно, мы отбросим оккультную мирюхлюндию. Суть в следующем — каждое событие, в котором ты участвуешь или о котором слышишь, каждый элемент своего или чужого опыта следует анализировать. Рассмотрим стандартную цепочку реакций. Услышав новость о, предположим, визите зимбабвийского президента в Россию, человек, в зависимости от социальной группы, эмоциональных качеств и личных обстоятельств думает либо «Да хрен с ним», либо «Хорошо», либо «Чертовы негры! Понаехали». Данная реакция в основном зависит от доминанты, от того, к какой части её принадлежит человек. Реакция эта в принципе запрограммированна на уровне вероятностей, так как она может варьироваться из-за конкретного состояния данного человека — наличие личной заинтересованности, настроения и так далее. Тем не менее, она не намного сложнее ассоциативной цепочки «Жар — горячий». Анализ позволит взглянуть на проблему под другим углом. 1) Что я думаю по этому поводу? Однако одного этого для полного избавления от шаблона и выработки собственного мнения может быть недостаточно. Имеет смысл прогнать событие аналогичным образом через несколько альтернативных систем мышления. Откуда их взять? Имеет смысл учить иностранные языки и изучать другие культуры. Иногда мысль, сформулированная на другом языке, преподносит сюрпризы. Но всех языков не выучишь. Вот тут нам на помощь и приходит художественная литература. Естественно, я говорю о литературе, а не о штампованных поделках без мыслей и эмоций. Читая, мы получаем возможность ознакомиться с внутренним миром множества авторов — с их манерой мышления, логикой, эмоциями. Примеряя их на себя, отбрасывая ненужное и достраивая на основе своего восприятия новые части, мы получаем отличный «строительный материал» для своей структуры мышления. В психологии сумма больше отдельных слагаемых, поскольку от интерпретации зависит очень многое. Другая причина полезности литературы, и не только ее, но и прочих медийных продуктов — наш жизненный опыт не слишком обширен. Но из внешних источников можно получить большое количество материала для анализа. Чем больше проанализировано — тем отточенней и индивидуальней становится личная система мышления. Анализируйте постоянно — это того стоит. ЗаключениеЧто такое мышление: дивергентное, клиповое, и зачем нам дедукция?Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Мы можем воспринимать предметы: их цвет, форму, размер. Выстраивать между ними логическую цепочку. Представлять в голове с закрытыми глазами. А также размышлять об абсолютно абстрактных вещах и строить планы на будущее. Всё это обеспечивает наше мышление. Оно безгранично в своих функциях и проявлениях. На сегодняшний день до конца не изучены все процессы. Но кое-что интересное мы вам всё-таки здесь расскажем. Мышление – это.Мышление – это познавательный процесс, с помощью которого отражается окружающая нас реальность, способ взаимодействия с внешним миром. Часто мышление связано с задачей и проблемой, которую нужно решить. Оно имеет две важные особенности: Как ранее говорили, мышление активно работает при разрешении возникшей ситуации. Процесс постепенного развертывания мышления можно описать в 4 этапа: Понятие, суждение и умозаключениеВыводы – это наиболее сложная форма и продукт мышления. Существует 3 основных метода умозаключений: Суждения — как самый маленький кирпичик мышления – озвучил Платон. Но размышляя дальше можно выделить «понятие». На их фоне, собственно, и строятся простые суждения. Соответственно, сложные – из простых. Умозаключения – это форма абстрактного мышления, когда из старой информации вытекает новая. Важно, что при этом не задействуются органы чувств. Данный процесс уже не зависит от данных, которые человек получает извне во время мышления. Мыслительные процессыЧтобы решить какую-то задачу и раскрыть сущность явления/ситуации, активизируются мыслительные процессы. В зависимости от цели, применятся тот или иной вид обработки информации. Анализ и синтезСинтез – это объединение деталей, свойств и действий в целостную картину в зависимости от отношений между этими частями. Анализ – это обратный синтезу процесс, который заключается в раскладывании целого на меньшие кирпичики. Люди могут делать это практически, подключая мышление. Например, в детском садике, на работе. Наглядным и простым примером может послужить тот же конструктор или строительство дома. Это также может происходить исключительно логически в голове, разбирая общую ситуацию на отдельные важные нюансы. Например, раскрывать разные стороны нового знакомого, хотя перед этим у вас сложился предположительный образ его личности. СравнениеСравнение – это установление различия и сходства между объектами и явлениями. В основе этого процесса лежит анализ. Поскольку сначала нужно выделить несколько основных признаков, чтобы потом их сопоставлять. Сравнение может быть поверхностным и глубоким в зависимости от потраченного времени и способности анализировать детали. А также односторонним и многосторонним – нужно ли было человеку обратить внимание только на один аспект, или была важна их совокупность. КонкретизацияКонкретизация – это уточнение, детализирование свойств и описания какого-то предмета или ситуации. Когда лучик внимания полностью нацелен в одну точку, и мышление работает только в этом направлении. АбстрагированиеАбстрагирование – это противоположность приведенному выше понятию. Человек отвлекается от всех черт предмета, чтобы более детально рассмотреть одну характеристику. Дабы другие не мешали и не влияли на восприятие. Именно с помощью этого процесса учёные работают над своими теориями и изобретениями. Виды мышления в психологииЕщё в школе нас учили, какие виды мышления существуют. Не уверены, что эта информация сохранилась в полном формате, поэтому напомним. Наглядно-действенноеЭтот вид мыслительного процесса опирается непосредственно на восприятие предметов, поэтому с него начинается развитие младенца. По-другому его можно назвать конкретным или практическим. Направлено на решение технических задач. В этом типе мышления взаимодействуют умственная и практическая часть. Здесь важными аспектами выступают: Наглядно-образное мышлениеТут на сцену уже выходят образы и представления человека, его фантазия. Информацию, которую человек воспринял из окружающего мира, он воплощает в различные образы в своей голове. Во время такого мышления могут появляться абсолютно разные картины, которые раньше не виделись в реальности. Создаются креативные идеи. Этот вид мыслительного процесса отлично развит в творческих личностях и у изобретателей. Словесно-логическоеСостоит из понятий и логических связей между ними. Как правило, в большей мере нужно для того, чтобы установить связь между происшествиями, предметами, людьми. По-другому называют абстрактным. Поскольку сюда входит и возможность представлять вещи, которые невозможно увидеть или потрогать в реальности. Например, любовь или счастье. Все типы мышления связаны между собой и часто одинаково развиты в человеке. В зависимости от ситуации, активизируется наиболее подходящий, чтобы решить задачу. Качество мышлениеПоскольку мышление – это один из психических процессов, то оно так же индивидуально, как и характер или темперамент. Можно охарактеризовать его по таким критериям: Критическое мышлениеЕщё одна важная характеристика – это критичность. Именно с ней человек может объективно оценивать окружающий его мир. Критическое мышление – это система суждений для анализа всего вокруг, на основе чего делаются выводы. Опираясь на логику и причинно-следственные связи, можно определить, что действительно является правдой. Несколько практических примеров использования: Что умеет человек, у которого хорошо развито критическое мышление: Дивергентное и конвергентное мышлениеЭти сложные названия используются, как правило, для описания работы в коллективе. Но сие может касаться и размышления в голове одного человека. Сейчас всё объясним доступным языком. Дивергентное мышление – это открытие и высказывание новых идей без возможности критиковать и обсуждать. Такой тип мыслительного процесса позволяет не останавливать свою фантазию и выдавать целые потоки иногда хороших решений задач, иногда полной ахинеи. Соответственно, конвергентное мышление – это оценка и анализ идей на брейншторме. Во время такого рационального отбора много решений сразу отбрасываются. А другие по повторному кругу поддаются критическому мышлению. Для того, чтобы можно было найти выход из ситуации быстро и эффективно, не стоит впадать в крайности. Поскольку можно как наплодить огромную кучу нереалистичных идей, так и застрять в аналитическом ступоре, боясь что-то предположить. Клиповое мышлениеКлиповое мышление – относительно новое понятие, которое описывает работу психики современного поколения. Мир сегодня предполагает огромный поток информации. И речь уже не идет, чтобы её хоть как-то «изучить» всю, можно успеть только пробежать поверхностно (по диагонали). Клип означает вырезку из видео или текста. Так и человек воспринимает окружающую действительность по кускам, которые никак между собой не связаны. И это является огромной проблемой современного человечества. Людям всё сложней мыслить логически и рассуждать, делать новые выходы из ситуаций. Невозможность принимать решения заключается в том, что в памяти не задерживаются данные. Поэтому нет основы для мышления и фантазии. Кроме примитивных фильмов и простых текстов в книгах, рекламодатели также пользуются моментом. Их материал направлен на эмоциональную зацепку, а не осмысление. Философ из России К.Г.Фрумкин выделил 5 факторов, которые больше всего влияют на развитие клипового мышления: В этом есть, конечно, и положительные стороны. Умение быстро просматривать новые данные и адаптироваться под ритм. Но при этом стоит не забывать читать объёмные книги, где представляется критическое мышление. По возможности отказаться от многозадачности и делать всё постепенно. А также планировать выходные с выездом за город, где всё ещё так же тихо и спокойно. Автор статьи: Марина Домасенко Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru Эта статья относится к рубрикам: Комментарии и отзывы (2)Хотя описанный процесс постепенного развертывания мышления кажется логичным и правильным, на практике это не всегда бывает именно так. После осознания наличия проблемы лишь немногие люди начинают конструктивно решать задачу. Проблема в том, что в эту логичную цепь вмешиваются эмоции и страхи, что порождает еще несколько стадий. Это небезызвестные гнев, торг, отрицание, апатия. Вот оказывается сколько видов мышления существует, но ведь все они я сводятся к одному очень простому алгоритму, он заключается в том, что наш мозг получает информацию, обрабатывает её и выдает результат, такой же алгоритм люди заложили и в компьютер. Что до критического мышления, то здесь главное не превратиться из конструктивного критика в Фому неверующего.
|