Что такое божье богатство

Что Христос говорит о богатстве?

В прошлой записи я предложил присылать вопросы на тему: Насколько современная Церковь соответствует Учению Христову?

Один из вопросов касается темы богатства членов Церкви и священнослужителей. Давайте посмотрим, что нам об этом говорит Христос.

Многие люди отделяют священников от прихожан. Говорят: «Мы-то, обычные люди, можем быть богатыми, а священник не имеет права». В этих словах есть лукавство. Потому, что если речь идет о монахах, то да, монахи дали обет нестяжательства и отказались от всего земного. Древние отцы говорили, что ряса монаха должна быть такой, чтобы, если он ее вывесит за дверь, на нее никто не позарился.

Впрочем, не забывайте, что монашество и предписания, касающиеся их образа жизни, – это не евангельское установление. Христос действительно говорил, что есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного. Кто может вместить, да вместит (Мф. 19:12). Христос имеет в виду людей, отказавшихся от семьи ради всецелого служения Евангельскому благовестию. Таким был Сам Христос, такими были некоторые Апостолы. Но про имущество этих людей ничего не сказано.

Мнение, что монах не должен ничего иметь, – это не евангельская заповедь, а практика Церкви. Я более того скажу: меняются времена, меняются жизненные обстоятельства. То, что казалось идеальным для 4-го века, не обязательно таким должно быть в веке 21-м.

Кого-то коробит, что монах ездит на автомобиле и пользуется ноутбуком. Брюзжат: «Монах не должен ничего иметь». Отвечу: В древности все монахи жили отшельниками или в монастырях. Сегодня всецелое предание себя на служение Богу не всегда подразумевает отшельничество или монашескую келию. Есть и монахи, живущие в миру, которые решили всю свою жизнь посвятить Богу и трудиться в Церкви на поприще богословия, социальной и иной деятельности. То есть, я считаю, что современная монашеская жизнь не всегда идентична той, что была тысячу – полторы тысячи лет назад. Да, я считаю, что изменилось время, обстоятельства, специфика монашеских послушаний и проч. И сегодня некоторые монахи (епископы, игумны, городские монахи и проч.) могут иметь и имущество, и средства, и какие-то атрибуты современной жизни. Главное, чтобы это не мешало, а помогало в их всецелом предании всего себя Богу и служении Церкви. В этом смысле человек одинокий или после смерти второй половины/развода не ставший повторно создавать семью, чтобы всего себя посвятить Богу, – тоже, по сути, монах, хотя никаких постригов и не принимал.

Впрочем, это о монахах.

А про то, что мирской священнослужитель должен отказаться от мирских благ, – это выдумка. Священнослужитель может иметь или не иметь материальные блага ровно в том же количестве, сколько любой благочестивый христианин. И тот – и тот призваны жить по-христиански, призваны помогать неимущим, всей своей жизнью стремиться к Царствию Божьему и святости.

Когда я вижу людей, заявляющих, что они верующие, но считающих, что священник должен жить более аскетично, чем они, я вижу в этом политику двойных стандартов. У любого христианина (и священника, и мирянина) должно быть одинаковое отношение к имуществу, к богатству. И священнослужители, и миряне – составляют одно тело Церкви Христовой, заповеди и советы Церкви ко всем относятся в равной степени.

Какое?
Посмотрим, что об этом думал Спаситель Иисус Христос.

Христос не считает, что владение денежными средствами – грех. У Его учеников был специальный ящик, куда все желающие опускали пожертвования. Из этих средств ученики оплачивали ночлег в гостиницах, питание, «транспортные» и иные расходы. Сколько там было денег? Нам, конечно, это неизвестно, но вот одна ситуация. За Иисусом следует множество народа. Люди проголодались. Иисус говорит, чтобы ученики накормили людей.
И сказали Ему: разве нам пойти купить хлеба динариев на двести и дать им есть? (Мк. 6:37).

Двести динариев – это сумма, в пересчете на наши деньги, приблизительно в 250 тысяч рублей. Похоже, что такая сумма была в кружке для пожертвований.

Вообще, Христос и Его ученики не производят впечатления малоимущих людей. Это люди среднего класса. Кстати, семья Самого Иисуса (Мария, Иосиф) считалась даже не средним классом, а обеспеченным классом. Об этом смотрите и читайте…

Хотя бы в неплохой книге современного историка:

Что такое божье богатство. Смотреть фото Что такое божье богатство. Смотреть картинку Что такое божье богатство. Картинка про Что такое божье богатство. Фото Что такое божье богатство

Что такое божье богатство. Смотреть фото Что такое божье богатство. Смотреть картинку Что такое божье богатство. Картинка про Что такое божье богатство. Фото Что такое божье богатство

Возвращаемся к нашей теме.

Может ли человек иметь материальные средства, и даже значительные? Может. Главное – правильно распоряжаться этими средствами, которые Бог тебе поручил.

Христос критикует не тех, кто имеет средства, а кто не делится с нуждающимися! Проблема в том, что, обладая богатством, человеку слишком тяжело сделать правильный выбор. Большие деньги, высокое положение – открывают возможности для удовлетворения желаний, и чаще всего это греховные желания. Почему-то, владея богатством, человек не спешит делать добро, а устраивает пиры и развлечения, заводит порочные знакомства, увлекается приобретением земель и зданий…

Именно поэтому Христос говорит:
. как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие! Ученики ужаснулись от слов Его. Но Иисус опять говорит им в ответ: дети! как трудно надеющимся на богатство войти в Царствие Божие! Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие (Мк. 10:23-25).

Ученики услышав это, взволновались: ужас, все пропало, никто не может спастись… Но Учитель утешает их:
Иисус, воззрев на них, говорит: человекам это невозможно, но не Богу, ибо все возможно Богу (Мк. 10:27).
То есть, с помощью Божией можно выстроить в своей жизни правильную вертикаль земных и духовных приоритетов, можно научиться быть мудрым распорядителем мирских богатств.

В Евангелии мы находим замечательную притчу, которая четко и ясно расставляет акценты в вопросе о том, как правильно распоряжаться богатством, чтобы не лишиться Царства Божьего. Это всем известная притча о богаче и Лазаре (Лк., 16-я гл.).

Был некий богач, и был некий нищий, которого звали Лазарь.

Уже с первых строк начинается интрига. Имя богача не упомянуто, зато названо имя нищего. Это единственный случай, когда Иисус дает имя герою своей притчи. Из более чем тридцати притч, из сотни действующих лиц лишь один – получает имя. Может быть, потому, что в имени этом (Лазарь евр. – Бог помогает) кроется подсказка к смыслу притчи?

Богач одевался в порфиру и виссон (алый плащ по примеру патрициев и тонкую льняную рубашку), пиршествовал блистательно (буквально: его столы светились от иллюминации). Одеждой Лазаря была… короста, которая покрывала его тело, а что касается утоления голода, то он мечтал перехватить кусок, который со стола богача получали собаки.

Но ни деньги, ни положение не спасут нас от смерти. Она и пришла в свое время – и для богача, и для Лазаря. Одного – просто похоронили, другого – Ангелы отнесли к пиршественному столу на Небесах, где Авраам пирует с лучшими представителями рода человеческого.

Главный вопрос: в чем вина богача? В том, что он пиршествовал блистательно? В том, что одевался и вообще жил в свое удовольствие? Нет! Богатство может быть благословением Божиим, и если ты им владеешь, ты можешь позволить себе и хорошо питаться, и отдыхать. Вина богача была в том, что он не замечал нуждающегося человека, который был рядом.

Вот главный смысл притчи: богач обращает внимание на нищего только после своей смерти, а ведь эта встреча: глаза – в глаза, должна была произойти раньше! И тогда судьба богача могла бы не быть столь печальной.

Иисус знает, что есть бедняки… В то время были люди, обиженные власть имущими, люди, разоренные из-за долгов, проценты по которым не могли отдать, были вдовы, были нетрудоспособные, больные и прочие, находящиеся в крайне стесненных обстоятельствах. То есть были люди, которые не просто стали бедняками из-за лени – к таким люди относились с презрением, но которые обеднели в результате не зависящих от них обстоятельств. Конечно, Спаситель относится к таким людям с милосердием и добротой.

Он говорит, что с приходом Евангелия, с момента Его проповеди наступает совершенно другое время. Люди становятся братьями и сестрами друг другу. Мы – делимся, мы – помогаем. Слышали, наверное, выражение: Заповеди блаженств. А знаете ли, что в Евангелиях есть две версии Заповедей блаженств?

Первый вариант мы находим в Евангелии от Матфея, в Нагорной проповеди: Блаженны нищие духом, блаженны плачущие, блаженны кроткие… Эти заповеди – с отчетливым богословским смыслом. Над ними можно и нужно не спеша размышлять.

А вот второй вариант – совсем другой. Он приведен Лукой, и эти заповеди имеют отчетливо выраженный социальный колорит:
И Он, возведя очи Свои на учеников Своих, говорил: Блаженны нищие[1], ибо ваше есть Царствие Божие. Блаженны алчущие ныне, ибо насытитесь. Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеетесь (Лк. 6:20-21).

Вероятней всего, Христос дал оба варианта, просто, видимо, в разное время и разной аудитории.

Этот текст позволяет увидеть, что Христос понимает нужду простых людей. И говорит, что мы, Его ученики, не должны быть равнодушными, как общество Его времени, к этим страдальцам.

В Евангелии есть замечательный и глубокий текст, над которым, чтобы его понять, нужно подумать:
Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом. Итак, если вы в неправедном богатстве не были верны, кто поверит вам истинное? И если в чужом не были верны, кто даст вам ваше? (Лк. 16: 10-11).

О чем этот текст? Здесь под «малым» и под «неправедным» подразумевается земное богатство. Мы должны продемонстрировать Богу правильное владение этим богатством, чтобы заслужить «истинное», то есть Царство Божие, с его неизмеримыми сокровищами.

Если человек не сумел правильно распорядиться земным, что Бог ему вверил, то разве такому человеку будет что дано из богатств в вечности? Перечитаем последнее предложение: И если в чужом не были верны, кто даст вам ваше? Здесь курьезная игра понятиями. Мы привыкли, что то, что имеем в сей жизни, – наше, мое! А Христос говорит, что это – не наше. «Чужое» – значит, Божье, данное нам в распоряжение. А вот по-настоящему нашим будет богатство в вечности. Разве заслужим мы его, это богатство на Небесах, которое воры не крадут и которое не гниет и не ржавеет, если земным, суетным и призрачным богатством распорядиться правильно не сумели.

Ученики Христовы усвоили этот принцип. Они делились друг с другом, помогали бедным и обездоленным. Если христианин был состоятельным, это не вгоняло его в уныние, а подвигало на добрые дела. Состоятельные христиане в своих домах устраивали христианские собрания, накрывали столы с угощением, спонсировали миссионерскую деятельность Апостолов, выкупали христиан из тюрьмы, в которую они попали за веру.

Как христианину употреблять данное Богом богатство?
Помнить, что то, что нам дает Господь (выше мы уже разобрали, что, по мысли Христовой, все наше богатство – от Бога), дано нам для того, чтобы мы содействовали в этой жизни и в этом мире осуществлению замысла Божия. А он состоит в приближении Царствия Божия. Мы – не пассивные зрители процессов, происходящих в мире; мы должны деятельной любовью способствовать тому, чтобы Царство Божие осуществлялось в нашем мире. А это значит защищать права людей, кормить и лечить бедных, призирать за немощными и стариками.

Усвоившие заповедь Божию о любви, а также держащие в сердце слова сродника Иисуса Христа, Ап. Иакова, что вера без дел мертва (Иак. 2:20), христиане охотно творили дела любви и милосердия.

Посмотрим, что нам говорят об этом книги Нового Завета:

Все же верующие были вместе и имели все общее. И продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого (Деян. 2:44-45);

У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но все у них было общее. Апостолы же с великою силою свидетельствовали о воскресении Господа Иисуса Христа; и великая благодать была на всех их. Не было между ними никого нуждающегося; ибо все, которые владели землями или домами, продавая их, приносили цену проданного и полагали к ногам Апостолов; и каждому давалось, в чем кто имел нужду. Так Иосия, прозванный от Апостолов Варнавою, что значит – сын утешения, левит, родом Кипрянин, у которого была своя земля, продав ее, принес деньги и положил к ногам Апостолов (Деян.4:32сл.);

А как вы изобилуете всем: верою и словом, и познанием, и всяким усердием, и любовью вашею к нам, – так изобилуйте и сею добродетелью (служением материальной помощью). Говорю это не в виде повеления… (2 Кор. 8:7-8).

Какие конкретно нужды были в Церкви 1-го века?

Церковь помогала своим членам, которые были немощны или оказывались в нужде: Разделяли всем, смотря по нужде каждого (Деян. 2:45).

Одни церкви помогали другим, попавшим в трудное положение по не зависящим от них причинам (стихийное бедствие или гонения):
В те дни пришли из Иерусалима в Антиохию пророки. И один из них, по имени Агав, встав, предвозвестил Духом, что по всей вселенной будет великий голод, который и был при кесаре Клавдии. Тогда ученики положили, каждый по достатку своему, послать пособие братьям, живущим в Иудее, что и сделали, послав [собранное] к пресвитерам через Варнаву и Савла (Деян. 11:27-30).

Верующие заботились о тех, кто нес им Евангельскую проповедь, заботились об Апостолах, пророках и учителях: Так и Господь повелел проповедующим Евангелие жить от благовествования (1 Кор. 9:14).

Церкви заботились не только о том, чтобы принять у себя делателей на ниве Христовой, но и посылали им пожертвования в другие города: Вы (филиппийцы) и в Фессалонику и раз и два присылали мне (Апостолу Павлу) на нужду (Флп. 4:16)

Из посланий мы узнаем, что иногда Апостолы просили христианские общины заранее накопить средства для помощи бедствующим верующим в Иерусалиме:
братьев же послал я для того, чтобы вы, как я говорил, были приготовлены… и предварительно озаботились, дабы возвещенное ваше было готово (2 Кор. 9:3-5).

Само служение благотворительности Апостол Павел ставил в духовном плане настолько высоко, что рассматривал его как дар Божий:
И как, по данной нам благодати, имеем различные дарования, [то], [имеешь ли] пророчество, [пророчествуй] по мере веры; [имеешь ли] служение, [пребывай] в служении; учитель ли, – в учении… раздаватель ли, [раздавай] в простоте… благотворитель ли, [благотвори] с радушием (Рим. 12:6-8).

При сборе же для святых поступайте так, как я установил в церквах Галатийских. В первый день недели каждый из вас пусть отлагает у себя и сберегает, сколько позволит ему состояние, чтобы не делать сборов, когда я приду. Когда же приду, то, которых вы изберете, тех отправлю с письмами, для доставления вашего подаяния в Иерусалим. (1Кор. 16:1-3)

Благотворительность, социальное служение, разнообразные служения любви… Эта сторона жизни первых христиан мало обсуждается, у кого-то складывается впечатление, что христиан это не сильно-то и интересовало. Поэтому позволю себе напомнить некоторые факты:

Самое начало 2-го века: «Вместо полей искупайте души от нужд, сколько кто может, помогайте вдовам и сиротам; богатство и все стяжания ваши употребляйте на такие дела, на какие вы и получили их от Бога (т. е. для бедных). Потому что Бог обогатил вас для того, чтобы вы исполняли такое служение Ему. Делать это гораздо лучше, чем покупать поместья или дома, так как все это погибнет в этом мире; напротив, то, что сделаешь во имя Божие, обретешь в своем городе, и будешь иметь радость без печали и страха. Итак, не желайте богатств язычников, ибо несвойственны они рабам Божиим; избытком же своим распоряжайтесь так, чтобы могли мы получить радость» (Ерм Пастырь. Подобие 1).

В этом же 2-м веке Иустин Мученик рассказывает о практике христианских общин своего времени: «Люди состоятельные и желающие, каждый по своему достатку и сколько хочет, полагают перед предстоятелем, и он поддерживает вдов, сирот и нуждающихся, будут ли то больные или страдающие каким-либо другим недостатком, или заключенные и прибывшие чужеземцы» (Иустин Апология 1.67).

Язычник Лукиан, писавший о христианах злые памфлеты, признает: «Их первый Законодатель убедил их, что они все друг другу братья; они выказывают невероятную деятельность, когда случается что-нибудь, затрагивающее их общественные интересы: ничто им тогда не дорого» (Лукиан О смерти Перегрина 13.1).

Другой враг христиан, Юлиан Отступник, в Письмах раздраженно замечает: «Эти безбожные галилеяне кормят не только своих бедняков, но и чужих, тогда как мы отвергаем наших собственных».

В 3-м веке, в разгар гонений на веру, христиане только одного Рима содержали более 1500 вдов и сирот. Причем, христиане не ограничивали помощь кругом братьев и сестер во Христе (Евсевий История 6.43).

Старое предание из времен преследования императора Деция рассказывает, как диакон Лаврентий в Риме, от которого потребовали выдать все сокровища Церкви, указал на бедных как на единственное сокровище Церкви.

Кроме нуждающихся находящихся на воле, христиане помогали заключенным. Существует много поразительных свидетельств материальной помощи заключенным, как христианам, так и нехристианам. Приведу одно на этот счет пронзительное свидетельство. Не зная, как покончить с помощью христиан осужденным, последний император-гонитель Лициний издал закон, чтобы никто из человеколюбия не подавал пищи заключенным в темницах страдальцам и не показывал жалости к тем, которые изнемогают от голода. «К нему прибавлено было, – продолжает историк, оставивший нам этот факт, – и наказание, то есть люди сострадающие должны потерпеть одинаковую участь с теми, которым они сострадали, а совершающие дела человеколюбия в отношении к заключенным в узы и темницы, должны понести равное наказание с узниками» (Евсевий История 10.8). Эта изуверская и совсем не человеколюбивая мера должна была, по замыслу императора, остановить христиан в их помощи заключенным.

Когда начинались всенародные беды, и тут христиане спешили на дела любви.

То же самое слышим мы и при моровой язве во времена императора Максимина: «Они показали себя язычникам в самом ярком свете; потому что одни только христиане среди столь многих и ужасных бедствий засвидетельствовали на деле свое сочувствие и человеколюбие; они целый день то приготовляли и погребали мертвых (потому что о многих некому было заботиться), то собирали в одно место мучимых в целом городе и раздавали им хлеб; так что об этом все узнали, все прославляли христианского Бога и, убедившись самими делами, начали сознаваться, что только христиане люди благочестивые и истинные богопочитатели» (Евсевий История 9.8). Должно согласиться, что такие случаи, как рассказанный Евсевием, должны были производить глубокое впечатление на нехристиан и существенно способствовать распространению христианского учения.

Подобные случаи можно умножать долго, впрочем, достаточно.

Подведем итоги сказанному:

1. Господь наш Иисус Христос не считает, что деньги губят. Но Он говорит, что деньги, материальные ресурсы – это очень соблазнительная вещь: очень легко озаботиться накоплением материальных богатств и забыть о главном – о Вечной Жизни, о Спасении.

2. Но Бог поможет нам победить искушения богатством и научиться правильно распоряжаться вверенными нам средствами.

3. Мы должны относиться к материальному, как к Божьему, лишь данному нам для того, чтобы мы через это послужили ближним и пришли к Вечной Жизни.

4. Христиане должны помогать нуждающимся, немощным, участвовать в социальных программах, которые инициирует Церковь. В случае если мы сами, например, по занятости, не совершаем дел милосердия, мы жертвуем ту сумму, которую считаем нужным, Церкви. И она уже этими средствами на свое усмотрение распоряжается.

5. Всегда были и будут люди, которым трудно побороть искушение и которые будут прилепляться к деньгам, к материальному и забывать о духовном. К таким людям (церковнослужители ли они, или миряне), нужно относиться с милосердием и терпением. Все мы – несовершенны, все мы – в процессе духовного роста. Драматизировать это не стоит. Как Бог к нам долготерпелив, так же и мы должны быть терпеливыми к слабостям наших ближних: Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он, или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его (Рим. 14:4).

Наконец, последнее. Многие мысленно, и совершенно справедливо, сопоставят первохристианскую социальную деятельность с нынешней. И, пожалуй, сделают вывод не в пользу последней. Думаю, это не объективно. Мы, пастыри, все время призываем людей к большему служению, к более активной деятельности. Это справедливо, потому что, на мой взгляд, вот этого измерения практической любви нам сегодня не хватает. Но это не значит, что ее совсем нет. Все зависит от самих людей. Кто-то несет посильное послушание разнообразного служения ближним своими средствами, своими силами, личным временем, а кто-то живет в свое удовольствие и считает себя нормальным христианином. Как достучаться до тех, кто пребывает в самоуспокоенности и душевной расслабленности.

Я знаю, что священники взывают к людям, призывают их к активной позиции, но люди меняются очень медленно. Я никогда не изучал сопромат, но я на личном пастырском опыте открыл, что самый сопротивляющийся и не поддающийся изменению материал в нашем мире – это человек.

При всем этом, есть множество христиан, которые не забывают, что наше христианство должно включать в себя активную любовь и бескорыстное служение, собственно, то, что называется Христом накоплением богатств Небесных.

Я могу говорить лишь о том, что конкретно знаю и вижу, а я знаю и вижу, как десятки моих прихожан и духовных чад несут какое-то посильное послушание многоразличных служений, не жалеют времени и средств на это, порой делясь последним. В масштабах нашего собора тоже идет такое служение. При соборе действует приют для брошенных детей.

О социальной работе, ведущейся на уровне Русской Православной Церкви, можно почитать на специальном ресурсе: http://www.diaconia.ru/

Для тех, кто хотел бы послушать об интересном фрагменте из Евангелия, который я намеренно пропустил в этом очерке, смотрите мою проповедь:

Источник

Божьи богатства. Часть 2

Как только встретишь какого-нибудь Божьего человека, сразу отступают все сомнения. Все само собой решается.

Что такое божье богатство. Смотреть фото Что такое божье богатство. Смотреть картинку Что такое божье богатство. Картинка про Что такое божье богатство. Фото Что такое божье богатство

Этот молодой человек, боксер, уехал на Святую Гору Афон, я помог ему поступить в монастырь Дионисиат; позже я позвонил ему и спросил:

– Что ты думаешь о Святой Горе Афон?

– Ничего не думаю. Я пришел сюда, чтобы рассеять сомнения, спросить, как говорить с Богом. Но когда я оказался здесь, я почувствовал, что моя душа преисполнена, а все сомнения ушли. Мой ум очистился, но не напитался чем-то, а опустел. И чем больше он пустел, тем больше я чувствовал себя преисполненным. Я очистился от идей, глупостей, мыслей, фантазий, похоти, грехов и успокоился. И теперь, успокоенный, я чувствую себя очень счастливым. В миру я не нашел бы этого.

Это богатство. Там пребывает Пресвятая Богородица. Видел ли ты Пресвятую Богородицу? Нет. Это Святая Гора, она входит в душу, согревает сердце и успокаивает его. Это красота, это богатство нашей веры, которое Бог хочет сделать и твоим богатством, чтобы стали мы совершенно счастливыми.

И говорит старец послушнику:

– Чадо мое, сделай это!

И он сразу же это делает, без лишних слов. Как было бы хорошо, если бы муж и жена дома говорили бы друг с другом простыми словами – как сразу бы все изменилось. И чтобы мы не говорили: «Нет, сначала я хочу это обсудить. Я не возражаю, но я хочу, чтобы ты меня убедил. Мы демократичны, и потому давай это обсудим», – и дискутируют, дискутируют, а ребенок говорит: «Мои родители очень демократичны, батюшка, они все обсуждали – и расстались: после долгих дискуссий они пришли к разводу». Между тем в прошлые годы муж говорил своей жене коротко: «Твой поступок причиняет мне боль!»

И сразу же, услышав, что мужу больно, его жена умягчалась. Сегодня никто не умягчается, каждый живет в своем собственном мире и не ищет того богатства, которое может тронуть сердце другого. Нам не хватает благодати Божией, а мы добиваемся тысячи иных вещей.

Как хорошо быть богатым, свободным от страстей, пристрастий, недовольства, претензий – таким людям очень завидуют. И я завидовал таким людей, я им удивлялся. Я завидовал другу. Я рассказывал о нем много раз в своих радиопередачах. Ему 70 лет. И вот, услышав, что я рассказывал о нем, потому что он слушает мою радиопередачу, он, когда я снова приехал на Святую Гору Афон, три дня со мной не разговаривал.

– До свидания, убирайся отсюда! Я с тобой не разговариваю.

Он три дня со мной не разговаривал, и его не интересовало, что я скажу о нем, что он «может упасть» в моих глазах. А в один прекрасный день он привел меня к себе в келью, а там был ужасный беспорядок, но это его мало беспокоило. Я ему позавидовал, ведь его не интересовало мирское мнение – хорошо ли он выглядит, не волновало, что скажут о нем другие люди, – похоже, он был выше всего этого. Он был одет в рубашку – не знаю, сколько времени он носил ее. Он мне сказал:

Он носит ее не снимая уже несколько месяцев, и это его нимало не волнует – такие вот богатые люди, я им завидую, они не переживают, не тревожатся, когда опаздывают на катер, плывущий на Афон, говоря:

– Нечего страшного! Что же, я куплю билет на следующий катер.

А ты его спрашиваешь:

– Через сколько минут он будет?

Я схожу с ума, когда у меня в жизни что-то не получается. Я бедный, я нетерпеливый, несдержанный, не уповаю на Бога, у меня слабая вера. Я очень беден, но богат, скажем, в финансовом отношении. У меня есть автомобиль, есть дом, но я очень беден духом. Другой ничего не имеет – даешь ему денег для Святой Четыредесятницы, говоря:

– Батюшка, такая-то женщина передает 5 евро.

– Что мне с ними делать? Я же никуда не езжу. Забери их!

– Нет, батюшка, возьмите вы их! Поедете в Карею!

– Но мне не надо в Карею, мне не нужны эти деньги!

Другой смотрит на это и говорит себе: «Да, я бы их взял, а этот – не берет. Хочет быть свободным от денег, от имущества – от всего».

Мы гневаемся, живем распущенно, осуждаем и говорим: «Я такой и не могу быть другим! Я это признаю!» Недостаточно того, что ты это признаешь. Почему не завидуешь тем людям, которые все это преодолели?

Знаете ли вы, что некоторые святые, духовному богатству которых мы сегодня удивляемся, когда-то были как и мы – бедными? И жизнь их была трудной. Они не родились совершенными, они тоже родились в бедности собственных грехов, страстей и слабостей. Но однажды они себе сказали:

– Я изменюсь! Я изменюсь! Божия жизнь для меня! Мало только смотреть на иконы. Я изменю свою жизнь – хотя бы ненамного, но я это сделаю. Я не останусь там, где я сейчас.

И ты пожелай себе стать таким же богатым, как богаты святые, пожелай им подражать!

Я читал, что святой Аммон восемь лет боролся с гневом. Он имел этот недостаток, эту нищету внутри себя и не мог сдерживаться, общаясь с другими. Восемь лет он боролся – и в восьмой год страсть полностью исчезла: Господь подарил ему богатство бесстрастия. После, что бы ему ни говорили, даже если это его и волновало, он никогда не гневался. Он был очень кротким, очень тихим. Но в последний раз, прежде чем исчезла полностью эта страсть, кто-то его попытался разозлить, но он не поддался. Когда тот человек ушел, его спросили:

– Молодец, батюшка! Как ты смог сдержаться?

И тогда он сплюнул кровь на землю и ответил:

Что такое божье богатство. Смотреть фото Что такое божье богатство. Смотреть картинку Что такое божье богатство. Картинка про Что такое божье богатство. Фото Что такое божье богатство
Во время богослужения на Афоне

– Вот как! Видите это? Я прикусил себе язык и чрез это обогатился спокойствием!

Ты не можешь так легко добиться спокойствия. Вот говорила одна женщина:

– Во всем виноват мой муж! Когда его нет, я чувствую себя очень хорошо. Так что это только он во всем виноват!

Но ты не сможешь изменить себя без мужа. Он сделает тебя богатой терпением. Ты сделаешься богатой терпением через проблемы, которые один создает другому, и через борьбу их преодоления. Было бы ошибкой думать, что, изменив свою жизнь, мы и сами изменимся. Мы носим в себе свои страсти повсюду.

Это вопрос не о месте, а о состоянии: спокоен ли ты всюду, где бы ни находился? Оставайтесь всегда спокойными.

Я удивляюсь некоторым людям – девушкам и юношам. Смотришь на них и думаешь:

– Этот парень мог бы подойти каждой девушке – по характеру он такой сердечный, такой простодушный, такой покладистый, а у других такой трудный характер, потому что не имеют богатства простой и благочестивой жизни.

Но начинаются претензии: «Батюшка, я хочу остаться таким – не в этом проблема, но из-за тех вот черт характера мы не сможем жить вместе».

И выбирает юноша из 15–20 девушек, и всё ему что-то не нравится, а ведь в том, что не находится подходящая, виноваты не девушки – виноват юноша. Ему не за что ухватиться, потому что его душа очень бедна, в его характере нет тех черт, о которых мы сегодня говорим. Подумайте об этом. Когда ты говоришь: «Здесь мне не нравится, кругом одни проблемы», – подумай: может быть, проблема в тебе? Почему все жалуются на тебя? Не могут же все быть недовольными тобой и только потому, что это они одни виноваты. Так редко бывает. Нужно найти в себе и свою ошибку, и вину.

Что такое божье богатство. Смотреть фото Что такое божье богатство. Смотреть картинку Что такое божье богатство. Картинка про Что такое божье богатство. Фото Что такое божье богатство
Старец Иосиф с сподвижниками

Старец Иосиф сказал отцу Ефрему:

– Поедешь в Дафни и купишь 20 килограмм хурмы, но в пути рта не раскроешь. Ни с кем не будешь говорить. И если тебя станут спрашивать, кто ты, как тебя зовут, кто твой старец, из какого ты монастыря, – ничего не отвечай, молчи.

– Батюшка, а если меня много раз будут спрашивать? Что мне делать?

– А если будут настаивать?

Сможешь ли ты так сделать?

Он это сделал. Поехал в Дафни:

– Мне нужно 20 килограмм хурмы!

– Взвесьте, пожалуйста, 20 килограмм хурмы!

– Конечно. Взвешу. Ты хороший монах. Ты откуда? Из какого скита?

– Когда мне зайти за хурмой?

– Да кто ты? Скажешь ли наконец?

Сколько ни пытался продавец выспросить монаха, тот не отвечал. Я удивился этому. Почему? Потому что я сказал раз одной женщине, которая пришла ко мне на исповедь: «Тем, что ты мне рассказала, – не делись ни с кем!»

Но она поделилась. Рассказала. Где сила у этой женщины? Где богатство ее души? Что это за нищета? Тот бедняга не сказал, как его зовут. Ведь не грех сказать, что имя мое Ефрем и старец мой отец Иосиф. Таковы мы. Разве это страшно? Он не сказал своего имени – почему же? Потому что имел послушание любви, он доверял, любил, верил в Бога и сказал себе: «Старец мне так наказал, а я не усомнюсь в моем духовном наставнике».

Говоришь другой женщине: «Не делай этого, ведь разрушишь свою семью! Держи рот на замке!»

Она не имеет душевной силы и богатства добродетели, чтобы этого сделать, она не может сделать даже такую малость.

У старца Иосифа были гнойники на спине, его рубашка прилипала к телу. Он прислонялся к стене и, чтобы облегчить боль, терся спиной об нее. И чем больше он терся спиной о стену, тем больше выступал гной, и рубашка прилипала еще больше, но он не надевал другой, терпел. У меня иногда болит голова, и я схожу с ума от боли. Не могу вытерпеть только одну лишь головную боль, а он мог столько времени терпеть и болезнь, и гной.

Вчера женщина мне написала: «Батюшка, помолитесь обо мне, по утрам меня мучает мигрень! Я схожу с ума, нет мочи терпеть эту головную боль!»

Мы не имеем богатства святых – стерпеть одно малое искушение, как же тогда стерпим большие искушения? Некоторые говорят, что наступает конец мира, и я дрожу, когда подумаю об этом: я боюсь от своего бессилия. А некоторые говорят об этом просто так и радуются: есть пророчества, чтобы пойти туда, там это увидеть. Это хорошо, но что мы будем делать, если не можем перенести и малое искушение?

Кто-то мне сказал одно слово, и я его неправильно понял и обиделся. Как же перенесу грядущие большие искушения, как говорят; успею ли перетерпеть скорби мирового масштаба?

Однажды вечером ты не можешь получить заказанную пиццу из-за того, что нечто случилось: на улице льет дождь как из ведра. Тебе звонят по телефону и сообщают:

– Вы знаете, разносчик не сможет сейчас прийти: на улице ужасная погода. Он придет через час!

– Через час?! До свидания!

И нервничаешь: «Весь вечер испортили!»

Выключают электричество – и твоя жизнь рушится. И как ты переживешь большие проблемы, когда не можешь перетерпеть даже маленькие?

А вот те люди были так счастливы, так утешены, что отец Ефрем говорит об этом вот что:

«Мы были очень радостные и очень бедные. Очень бедные и очень счастливые. Когда старец Иосиф умер, то нечего было взять из его кельи. Он нам ничего не оставил, потому что у него ничего не было, но мы были очень богаты, потому что у нас все было».

Теперь и у нас все есть, но, вопреки этому, мы чувствуем, что в нашем сердце чего-то не хватает.

Как-то раз я подивился красивому дому, который стоит недалеко от школы, где я преподаю, и я сказал про себя: «О, если бы мне квартиру с таким видом!»

А перед домом, я видел, был цветник, деревья в саду.

И вот однажды в десять часов утра дверь на балкон открылась и появилась женщина с инвалидной коляской, в который сидел ее парализованный ребенок. И я сказал себе: «Можно быть богатым, но при этом иметь свою боль».

И у них есть боль и скорбь – как они их переживают? В состоянии ли они это сделать? Прославляют ли они Бога? Имеют ли они терпение? Этим секретам учит нас святая Церковь, а мир не сможет нам их открыть. Наш мир сошел с ума. Мир нам говорит: «Сделайте то, сделайте это!»

И в конце концов человек, чтобы уснуть, пьет горстями снотворное и не может успокоиться. Стресс. Недостает нам божественного покоя, Христовой радости. Почему мы не имеем этого богатства – спокойствия сердца? Чтобы сесть дома вечером и сказать себе:

– Слава Богу, все в порядке, все хорошо. Разве мне чего-то не хватает, разве я чего-то лишен? Надо возблагодарить Бога!

Господи Иисусе Христе, благодарю Тебя за все! Как говорит матушка Гавриила – иногда она молится с четками, произнося: «Благодарю! Иисусе, благодарю Тебя!»

Не находишь причин, чтобы поблагодарить Бога, а чтобы пожаловаться – всегда найдешь причину.

На исповеди я спрашиваю у некоторых людей: «Есть ли у тебя жалобы Богу? Скажи мне о них, пока мы только вдвоем». И он начинает жаловаться:

– Ну что сказать… да вроде нечего сказать, но… если бы мой ребенок послушался меня и не сделал бы вот этого в своей жизни, то я чувствовала бы себя счастливее… Если бы мой муж не купил это место, про которое я ему говорила, что не надо покупать, то сейчас я так бы не злилась… Если бы мой зять не умер от рака в 35 лет, если бы Господь не взял его таким молодым, я бы так не страдала…

Жалобы, жалобы, жалобы, и нет покоя в душе. Какое великое богатство – быть спокойным, счастливым и радостным человеком.

Что такое божье богатство. Смотреть фото Что такое божье богатство. Смотреть картинку Что такое божье богатство. Картинка про Что такое божье богатство. Фото Что такое божье богатство
Афонская келья

Христос сказал: «В миру будете иметь скорби, но дерзайте! Я победил мир». В миру будете иметь проблемы, притеснения, но вы дерзайте, потому что Я победил все проблемы, и если вы будете со Мной, то и вы их преодолеете. Можешь ли преодолеть проблемы и стресс? Я не могу. Однажды на похоронах меня увидел один человек и сказал мне:

– Ну, были кое-какие события…

Какие события? Глупости! Я болею от глупости, то есть теряю свое спокойствие, то богатство, которое во мне, о котором все святые говорят: что бы ни случилось в твоей жизни, будь внимательным, чтобы лукавый не украл у тебя это сокровище – мир и покой. Он хочет нарушить твой покой, так будь внимательным: да не потеряешь покой, потому что лукавый на это делает ставку – нарушить твой покой, заставить тебя нервничать, гневаться, чтобы началось сверхнапряжение, чтобы к тебе пришли врачи, чтобы ты начал пить лекарства, а затем он сделает с тобой все что хочет. Будь осторожен с такими вещами. И со мной это происходило много раз.

Один христианин говорил: «Хочу рассказать, как сильно я люблю Бога. Вот что бы мне ни сказали, даже самое неприятное, у меня такая любовь к Богу, что дайте мне только пять минут помолиться – и все пройдет!»

Сколько тебе понадобится времени, чтобы ты пришел в себя? А другой человек говорит: «Я не могу молиться, когда у меня есть проблемы. У меня такое душевное смятение, что я не могу молиться. Даже когда я молюсь, не нахожу покоя».

Я был в православном монастыре в Аризоне, так там весь день монахи читали молитву: «Господи Иисусе Христе, помилуй меня». Работают и произносят эту молитву, и ты слышишь, как монахи шепотом молятся. Пробыли там пять дней. Хочешь не хочешь – но будь ты даже стеной – эта молитва входит в тебя. Я тоже начал молиться, как они, и думал, что приобрел покой – в течение пяти дней, и произошло великое чудо… как некоторые думают, что возьмут четки и: «Сегодня вечером я начну молиться и увижу Бога. В течение одной ночи я хочу все увидеть!»

Но это не случится за один вечер или за один год, а иногда даже и за десять лет, если не произойдет чудо. И я про себя говорил: «О Боже, как же прекрасно, за пять дней я приобрел внутренний мир, и теперь всегда будет так». Я был счастливым и эгоистичным, так как думал, что постиг в некоторой степени спокойствие. Было около двух часов дня. Мы выехали из Аризонской пустыни, двигались к аэропорту в Фениксе, нам надо было в Чикаго на конференцию. По пути все мы шепотом молились. Водитель автомобиля имел большие, как лассо, четки. Он молчал, молился, я наблюдал за ним и думал: «Ты молчишь, и я молчу – молюсь, не только ты, но и я молюсь! Вот здорово! Какие мы все духовые люди!» Я был счастлив. Приезжаем в аэропорт; попрощался с нами водитель-монах и сказал:

– Батюшка, я рад, что мы встретились!

Со мной было несколько духовных чад.

Зашли в здание аэропорта и пошли на регистрацию – для проверки билетов. Я и еще один парень из нашей группы отдали на проверку свои билеты. Другой юноша пошарил по карманам, и оказалось, что билета у него нет. А я все время шепотом молился, был спокоен, и мне казалось, что я летаю в облаках.

Юноша искал свой билет. Я у него спросил:

– Так где твой билет?

– Это плохо! Как же так?

У меня сдали нервы. Я возмутился, вспотел и сказал ему:

– Ну… – и у меня отнялся язык.

Не стало молитвы! Ничего не осталось. Забыл, что Бог существует, что на все Божия воля, и сказал я ему:

На нас смотрели и иностранцы.

А юноша, который потерял билет, был совершенно невозмутим. Он мне ответил:

– Батюшка, что будем делать?

– Что будем делать?! Здесь останемся!

– Батюшка, найдется решение.

– Скажи мне, что будем делать! Скажи мне, что будем делать!

– Батюшка, пожалуйста, не кричи!

Он достал из кармана листок и проговорил:

– Тут у меня записка! Кажется, это номер телефона монаха, который нас привез в аэропорт.

– А если у него телефон выключен? Звони ему быстрее!

Между тем служащие за стойкой ждали, собралась очередь. Я был так сильно расстроен, что забыл, где нахожусь. Чемоданы, тревога. Юноша позвонил монаху, тот ему сказал, что находится недалеко от аэропорта. Юноша ему говорит:

– Батюшка, посмотри, пожалуйста, на заднем сиденье… Может быть, там мой билет.

Он привез его через 30 минут, и мы улетели. Я успокоился, мне стало так стыдно, я почувствовал отвращение к себе, по-настоящему понял себя, обрадовался и огорчился одновременно, и сказал себе: «В конце концов, такой я. Думал, что молюсь, думал, что духовно богат, но все это было лишь в теории на короткое время. Когда пришло искушение, я потерял все и оказался в искушении таким жалким». Это правда, потому и не хочу разговаривать с людьми, чтобы они не разглядели, каков я, – лучше меня слушать, чем меня знать. Я не обманываю вас. Бог и мой духовный наставник это знают. Когда ты знаком с кем-то, говоришь себе: «А я думал о нем по-другому, сейчас, когда я познакомился с ним, встречаюсь каждый день…» Так с мужем, которого ты полюбила, и с женщиной, которую ты полюбил. Сначала ты говоришь: «Я чувствую себя таким богатым, мне так хорошо с ним». А потом сидите, смотрите друг на друга и говоришь себе:

– Я не чувствую полноты в своей жизни, что мне теперь делать?

А в доме у тебя все есть. Когда-то ты ей говорил: «Только посмотрю на тебя – и душа моя полна».

Сейчас у тебя дома есть все, а тебя ничто не удовлетворяет. Куда ушло это счастье? Сколько нищеты среди кондиционеров, красивых ковров, пультов управления и сколько несчастных? Нас охватывает безумная тревога, мы теряем наше спокойствие, душевное богатство, и в результате единственно, кто богатеет, так это психологи, фармацевтические компании, психиатры, психоаналитики.

Сказали одному человеку, который хотел поступать в университет:

– Только две профессии всегда обеспечат тебя работой!

– Отлично! Хотелось бы услышать, что ты предлагаешь.

– Но это не то, что я хотел бы тебе порекомендовать, разве что только для того, чтобы чему-то учиться… Первая профессия – психолог, психиатр, с ней ты всегда будешь иметь работу, а другая – диетолог.

Мы не отказываем себе в еде… Я читал, что когда чувствуешь в себе пустоту, чего-то не хватает и желаешь какого-то богатства, то тогда еда приносит успокоение, а полнота становится для нас крепостью, придающей нам уверенность. Многие с этим согласны. Один мой друг сказал мне:

– Когда ты увидишь, что мой живот растет, то знай: у меня стресс!

– Я вижу, в последнее время у тебя очень часто стресс!

Прошу Бога, чтобы Он подал нам необъятное богатство Своих даров, Своей любви, Своей милости, каждому дал то, в чем он нуждается, чего он просит. Что хотите – то просите у Бога, и Он вас сделает богатыми. В конце скажите следующую молитву: «Господи, дай мне не только то, что я прошу, но и условия для того, чтобы это удержать и не потерять», – потому что много раз Бог нам угождает и посылает нам дары, а мы снова их теряем. Мы их не использовали должным образом.

Итак: «Господи, подай жизни мне на этом свете столько лет, сколько Ты мне отмеришь, не оставь меня в моих проблемах, в моих радостях и печалях и да попаду я в рай, где мы все будем богатыми, где исчезнет вся неопределенность, пустота, проблемы, плач и где мы всегда будем радостными, богатыми у богатых святых и у Нашего пребогатого Бога!»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *