Что такое брачные обыски

Брачные обыски как источник генеалогической информации для составления родословной и семейного дерева (Древа)

Что такое брачные обыски. Смотреть фото Что такое брачные обыски. Смотреть картинку Что такое брачные обыски. Картинка про Что такое брачные обыски. Фото Что такое брачные обыски

Что такое брачные обыски. Смотреть фото Что такое брачные обыски. Смотреть картинку Что такое брачные обыски. Картинка про Что такое брачные обыски. Фото Что такое брачные обыски

Что такое брачные обыски. Смотреть фото Что такое брачные обыски. Смотреть картинку Что такое брачные обыски. Картинка про Что такое брачные обыски. Фото Что такое брачные обыски

Предбрачное свидетельство в это время подписывали жених, невеста, за их подписями следовали подписи их же поручителей (то есть свидетелей) и, наконец, подписи причта церкви, в которой производился брачный обыск, во главе с приходским священником.

При составлении брачных обысков использовались документы личного происхождения: метрики, паспорта (если жених или невеста были из другого прихода) и т. д.

В заключение заметим, что кроме брачных обысков (предбрачных свидетельств или обыскных свидетельств), для совершения таинства брака будущим супругам необходимы были и другие документы: прошение о вступлении в брак, в ряде случаев для вступления в брак жениху требовалось разрешение вышестоящего начальства и проч.

Упомянутые документы, как правило, впоследствии аккумулировались в делах приходских церквей в числе прочих дел под общим названием «брачные документы». Однако, как показывает практика, в делах небольших сельских приходов зачастую можно обнаружить такого рода документы в обыскных книгах. В больших же городских приходах брачные обыскные книги и книги брачных документов велись отдельно.

Источник

Брачный обыск

Брачный обыск (предбрачное свидетельство, обыскное свидетельство) — письменный акт, совершенный причтом церкви перед венчанием с целью установления неродства вступающих в брак. Был введен в 1765 г. Его форма, восходящая к венечным памяткам (венечная память, или знамя, — так в Древней Руси назывался указ или разрешение на венчание брака, дававшийся на имя священника, совершавшего обряд) Древней Руси, определилась к 1837 г. В конце XIX — начале XX в. у брачных обысков появилось второе название — предбрачные свидетельства. Эти документы содержали следующие сведения о вступающих в брак лицах: фамилии, имена, отчества, возраст, сословие, чин, семейное положение. Брачные обыски заносились в шнуровые (обыскные) книги, которые скреплялись печатями духовных консисторий. Кроме брачных обысков или предбрачных свидетельств, при вступлении в брак были необходимы и другие документы. Эти документы, как правило, собирались в делах приходских церквей под названием «брачные документы». Однако в практике небольших приходских храмов нередко можно встретить брачные документы в обыскных книгах. В больших городских приходах брачные обыскные книги и книги брачных документов велись раздельно.

10 комментариев

Меня интересует фамилия Емец. Предки мои с этой фамилией проживали в Полтавской губернии Золотоношского уезда села Великие Каневцы. Помогите, пожалуйста, чем сможете.

Напишите мне на форум http://forum.vgd.ru/
мой логин bondarev64
Нашел представителей фамилии Емец в 10 ревизии марта 1858 года Полтавской губернии Золотоношского уезда села Великие Каневцы среди козаков.

Можете написати на VGontarenko@i.ua. Є метричні книгжки в відкритому доступі

Меня интересует фамилия Княжанский. Отец родом из г. Золотоноша Полтавской губкрнии, может есть кто-то из дальних родственников

Здравствуйте.Подскажите пожалуйста.Пытаюсь найти своих Пра—пра—пра.. сведений очень мало.Моя бабушка Скрипник Мария Амбросьевна1927г.р,ее мама Скрипник Марфа,больше ничего не знаю,жили они в Винницкой области,Тепликском районе с.Удич(Красный кут)Прабабушка Скрипник Марфа и прадедушка Скрипник Амбросий после раскулачивания переехали в Красный кут,там где-то прадед и умер в голодомор.Благодарю..Err

Ищу информацию о прадеде Пишинском Николае Дмитриевиче 1879 года рождения. По информации которой я располагаю до революции он с моей прабабушкой Степанидой проживали в Киеве, после революции переехали в с. Минковцы Сквирского района Киевской области. О Николае Дмитриевиче в одной из метрических книг с Миньковцы за 1909 год имеется такая Запись «Временно проживает» «На службе в Киеве»

Здравствуйте. Я ищу отчество и род занятий Семенова Дмитрия. По данным 1867-1920. У меня есть свидетельство, выданное его младшей дочери в 1914 году, что «Семенова Анастасия Дмитриевна, дочь крестьянина, села Песчаное Беловской волости Суджанского уезда Курской губернии, рожденная в 1902 году успешно закончила курсы в Митрофановской одноклассной церковно-приходской школе». Судя по возрасту, они проживали вместе. Известно, что было еще две дочери и сын Иван. Для родового древа. Спасибо

Помогите найти, любые данные о дедушке. Ливинский Василий Алексеевич, проживал Днепропетровская область. Родился в 1911 погиб 1943 году.

Здравствуйте! Разыскиваю сведения о дедушке по линии отца. Предположительно Юхим Лукашенко (Лукашевич). Его жена Александра в селе Крапивное Черниговской области, в 1945 году 25 декабря родила сына Михаила.

Источник

Обыскъ брачный

Что такое брачные обыски. Смотреть фото Что такое брачные обыски. Смотреть картинку Что такое брачные обыски. Картинка про Что такое брачные обыски. Фото Что такое брачные обыски

Что такое брачные обыски. Смотреть фото Что такое брачные обыски. Смотреть картинку Что такое брачные обыски. Картинка про Что такое брачные обыски. Фото Что такое брачные обыски

Но для современного читателя текст сложный, надо перевести
1886 года месяца ноября второго дня. По указу Его Императорского Величества Московской губернии Клинского уезда Одигитриевской села Городища церкви священно-церковнослужители производили обыск о желающих вступить в брак и оказалось следующее:
а) Жених: запасной рядовой 16 пехотного Ладожского полка Александр Иванов Сливкин, жительствует Клинского уезда Петровской волости в сельце Лукине в приходе вышеозначенной церкви

(Замечу в скобках: у жениха есть фамилия, поэтому и выбрана для примера эта пара. Фамилия довольно редкая. По ней можно проследить жизненный путь… об этом чуть позже)

б) Невеста той же волости крестьянская девица Параскева Димитриева, жительствовала доныне в деревне Пупцовой, в приходе вышеназванной церкви
г) Возраст к супружеству имеют совершенный, а именно: жених двадцати семи лет, невеста двадцати одного года, и оба находятся в здравом уме.

д) Родства между ними духовного…

Замечу вскользь: под духовным родством понимается вовсе не родственность душ, не душевная близость, а нечто другое… Если парень и девушка когда-либо были вместе крестными родителями (подчеркну: вместе принимали младенца от купели) – увы, венчаться им не положено. Или (допустим) мужчина вознамерился жениться на своей крестнице… или (экзотический вариант) женщина хочет замуж за своего крестника… ни-ни, ни в коем случае!

… или плотского родства и свойства, возбраняющегося по установлению Св. Церкви, никакого нет.
е) Жених холост и невеста девица
ж) К бракосочетанию приступают они по своему взаимному согласию и желанию, а не по принуждению, и на то имеют: жених от своего родителя сельца Лукина крестьянина Ивана Павлова и невеста от своего же родителя деревни Пупцова крестьянина Димитрия Дементиева – позволение

Гм… точно ли они шли под венец без принуждения? Бог весть…

Однако эта пара прожила долго. Параскева Дмитриевна родила десять детишек, трое умерли в младенчестве, остальные выросли: четверо сыновей и три дочки. Сыновья женились, дочери вышли замуж. В 1917 году супруги Александр и Параскева Сливкины были живы-здравы, по соседству с ними жили сыновья и взрослые внуки. Откуда знаю? В ЦГА Москвы есть такой документальный блок: списки избирателей в Учредительное собрание по уездам Московской губернии.

з) По троекратному оглашению, сделанному в означенной церкви Октября 22, 26 и Ноября 2 чисел препятствия к сему браку никакого никем не объявлено.

Увы, паспортов (в нынешнем виде) в те далекие времена не было. Наши предки даже представить не могли, что их далекие потомки будут постоянно носить при себе малую книжицу, в которой всё прописано: когда и где человек родился, где жительство имеет, состоит ли в браке, когда и с кем обвенчан… И надобно эту книжицу предъявлять любому «представителю власти»…
Нет, уж лучше троекратное оглашение!

и) Для удостоверения беспрепятственности сего брака представляются письменные документы: 1. Свидетельство, данное жениху на вступление в брак с означенною девицею из Петровского Волостного Правления от 29 октября 1886 года за №1402; и 2. билет, данный на временный отпуск от 19 августа 1885 года, каковые и хранятся в подлиннике

Означенных документов на месте не оказалось. Брачные обыски (как и вся церковная документация) велись в двух экземплярах. Один экземпляр оставался в церкви (мало ли, понадобится кому-то справка), а другой передавался в консисторский архив на вечное хранение. Перед нами консисторский экземпляр. Подлинники остались в церковном – и сгинули вместе с ним.

Что такое брачные обыски. Смотреть фото Что такое брачные обыски. Смотреть картинку Что такое брачные обыски. Картинка про Что такое брачные обыски. Фото Что такое брачные обыски

i) Посему бракосочетание означенных лиц предложено совершить в вышепомянутой Одигитриевской церкви сего 1886 года Ноября второго дня в узаконенное время при посторонних свидетелях
к) Что все показанное здесь о женихе и невесте справедливо, в том удостоверяют своею подписью как они сами, так и по каждом поручители, с тем, что если что окажется ложным, то подписавшие повинны за то суду, по правилам церковным и по законам гражданским

Опаньки! Поручители-то рискуют… А впрочем… Они ведь знают жениха и невесту как облупленных. С малолетства. И родителей знают, и всех предков до седьмого колена и далее. Из года в год, из века в век живут рядышком. В любую деревню загляни – всюду встретятся тебе кумовья, сватья, родичи, друзья или просто добрые знакомые.

Жених – Александр Иванов Сливкин – неграмотный
Невеста: Параскева Димитриева – неграмотная

Поручители по женихе: сельца деревни Спецова крестьянин Иван Феодоров и сельца Лукина крестьянин Сергей Иванов
По невесте: деревни Новокова крестьяне Сергей Васильев и деревни Дятлова крестьянин Димитрий Иванов, а за и незнанием их грамоте по их личной просьбе сельца Елгузина крестьянин Матвей Иванов руку приложил.

Источник

Как заключали брак в Российской империи

Что такое брачные обыски. Смотреть фото Что такое брачные обыски. Смотреть картинку Что такое брачные обыски. Картинка про Что такое брачные обыски. Фото Что такое брачные обыски

Органы ЗАГС, появившиеся в 1921 году в каждом регионе России, взяли на себя функцию регистрации браков. До этого момента заключить официальный брак в Российской империи можно было только в церкви.

Возраст вступления в брак в Российской империи

С принятием христианства на Руси институт брака находился в ведении православной церкви. Для женихов был установлен возраст – не менее 15 лет, для невест – 13 лет. Обычно решение о женитьбе принималось родителями, поскольку чаще всего после свадьбы молодая семья проживала на территории свекров. Но бывали случаи, когда мужчина шел жить в дом тестя, что назвалось примачеством. (Подробнее о примаках можно прочитать в статье).

18 век

Похоже, что в разные периоды требования к брачующимся несколько отличались. Например, в ревизской сказке 1763 года (3 ревизия) неоднократно встречаются женихи возраста 12-16 лет (их невесты были обычно старше), или 19-летние мужчины, имеющие 5-летних детей. (Подробнее о ревизских сказках)

С 1774 года по указу Синода венчание должно было производиться в приходе, по месту проживания одного из будущих супругов (обычно проводилось по месту жительства жениха).

19 век

С 1840 года возраст жениха должен был составлять не менее 18 лет, а невесты – не менее 16 лет. Для вступления в брак требовалось разрешение и благословение родителей (опекунов) независимо от возраста молодых.

Обычно разница в возрасте жениха и невесты составляла несколько лет. В 18 веке в крестьянских семьях часто встречались случаи, когда невеста старше жениха на 3-5 лет, обычно в этом случае жениху 17-19 лет. Наблюдалась и противоположная картина: если жениху 23-26 лет, то невесте обычно 18-20 лет. Ровесники в парах встречались нечасто.

Поскольку я составила уже довольно обширную родословную, то могу сказать, что на протяжении 300 столетий абсолютное большинство моих предков вступали в брак после 20 лет.

Метрическая запись о браке

Факт венчания (бракосочетания) заносился во вторую часть метрической книги, которая так и называлась «О бракосочетаниях». В графах указывались обязательные данные:

Приводились данные свидетелей, которых назвали поручителями. Функцией поручителей было подтвердить и признать факт венчания. (Подробнее о метрических книгах)

Поручителями приглашали родственников, близких друзей родителей. Были поручители с каждой стороны: по жениху и по невесте. Обычно по 2-3 человека.

Браки заключались круглый год, согласно записям в метрическим книгах, но гораздо чаще – зимой и осенью, что было обусловлено экономическими причинами. Осенью после сбора урожая, а зимой с начала января до конца февраля. В дни поста и святок браки не заключались.

Если один из супругов (или оба) были другого вероисповедания, то они должны были пройти крещение и принять православие.

Второй и последующие браки в Российской империи

Обычно второй и следующие браки заключались после смерти одного из супругов. За редким исключением это происходило после развода крестьян. Запрещались браки между близкими родственниками, а также в случае имеющегося не расторгнутого брака.

Разводы на Руси

Принято считать, что разводов на Руси церковь старалась избегать. Признать разведенным и выдать разрешение на следующий брак человеку могли в исключительных случаях:

Разбирательством вопроса развода на Руси занимался церковный суд. Привлекались свидетели, чтобы подтвердить или опровергнуть факт необходимости развода, после разбирательства принималось решение. Существовали случаи, когда один из супругов мог дать другому «отпускное письмо», в котором давал разрешение на вступление в другой брак и отмечал, что претензий не имеет.

О разводах у простых крестьян 17 века известно очень мало, встречаются единичные записи. А вот для правящей верхушки и государя это было обычным делом: неугодную жену под формальным предлогом ссылали в монастырь, а царь сватался к следующей девице.

Книги брачных обысков

Часто заключению брака в России предшествовала процедура брачного обыска, с помощью которой предполагалось обезопасить будущую семью от близкородственного брака, а также избежать других ситуаций, где, например, молодые женятся по принуждению или один уже состоит в браке.

Бытует мнение, что в каждой крестьянской общине были люди, которые следили за родословной каждой семьи, знали кто кому кем приходится, и с помощью этого знания могли контролировать браки между родней. По факту так было не всегда и не везде, в силу активного переселения крестьян.

Брачный обыск – это официальный документ, подписанный несколькими свидетелями, который подтверждал, что жених и невеста имеют право пожениться. Такие документы были введены в 1765 году.

Брачный обыск Новое Веретье, Новгородский уезд, Новгородской губернии

Ниже приведу традиционный текст одного из брачных обысков (мои предки по линии Гришиных, проживавшие в деревне Новое Веретье Новгородского уезда Новгородской губернии).

«1833 года Января 26-го дня 5-го округа пахотных солдат 1-ой волости унтер-офицер Яким Филипов и пахотный солдат Гаврила Никитин, со стороны жениха;
А со стороны невесты той же волости пахотный солдат Петр Сергеев и вдова Параскева Николаева дали сей обыск Старшему Священнику Иоанну Пент-Горекову.


В том что той же волости помощник Григорий Васильев холост, вступает в первый законный брак с девицею его же округа деревни Веретье Анисьею Ивановною по полюбовному, на то друг друга согласно, а непринужденно, с воли и благословения родителей и позволению начальства и из тех имеющих брачитие. Жениха нет живой жены, а невесты нет живого мужа, и небеглые. Родства между ними как то: кумовства, сватовства и крестного братства никакого не имеется.

У исповеди и Святого Причастия ежегодно бывали.
Возраст для брака совершенный, жениху 26 лет, а невесте 23 года, что показываем мы поддержать по сущей справедливости. А ежели паче вдруг откроются какие-либо препятствия, возбраняющие то бракосочетание, за то повинные мы буде строгому Законному Суждению, в чем исповедуемся.
К сему обыску вместо вышеозначенных поежан за неимением их грамоты по личной просьбе 1 волости помощник Михайло Васильев руку приложил».

Достоверность брачного обыска

Брачный обыск прикладывался к метрической книге. Данный документ показывает, что к вопросам регистрации браков подходили очень серьезно, осознавая важность этого момента. Ведь близкородственный брак мог негативно сказаться на здоровье будущих детей. Свидетели, как видно из текста брачного обыска, несли ответственность перед судом, за дачу «ложных показаний».

Обычно перед бракосочетанием проверялась достоверность сведений. Были случаи, когда в венчании отказывали, что в прочем не могло помешать молодым, например, поехать в соседний приход и попробовать обвенчаться там. (но маловероятно, что это бы случилось)

А был случай, когда уже после венчания священник выяснил, что жених и невеста являются родственниками более близкими, чем допустимо было для брака в Российской империи (обычно до 7 колена). Он настоял на том, чтобы брак был признан несостоявшимся и аннулированным. Свидетельствовавших в брачном обыске наказали.

Сведения для родословной из брачного обыска

Брачные обыски, как источник генеалогической информации для составления родословной, могут быть очень полезными. Из них можно узнать: данные жениха и невесты, место проживания на момент бракосочетания, можно увидеть собственноручные подписи жениха и невесты. Если жених был солдат, то вы узнаете его звание и место службы.

Для невесты, часто бывает указан ее отец, если он жив, то пишут «крестьянина Ивана Иванова сын Иванова дочь девка Анисья» (в моем примере отец не указан, по причине его смерти). Свидетелями в брачном обыске могли быть родственники, что поможет расширить семейное дерево.

Вот пример другого брачного обыска, где поручителем выступает брат жениха:

«26 января 1892 год.
Жених: д. Нового Веретья состоящий в запасе армии, служащий в 34-м летучем артиллерийском парке старшим фейвейкером Иван Григорьев.
Невеста: д. Старого Медведя крестьянина Алексея Алексеева Сидорова дочь Евгения Алексеева.


Жениху – 26 лет
Невесте – 28 лет
Поручители по жениху: д. Нового Веретья состоящий в запасе армии рядовой Никита Григорьев и д. Старого Медведя крестьянин Иван Григорьев.
По невесте: д. Старого Медведя крестьяне: Алексей Андреев и Андрей Иванов.
А по безграмотности и по личной просьбе той же деревни крестьянин Лука Петров.»

Документы для бракосочетания 17 – 19 век

Обычно предъявлялись документы о рождении (выпись из метрической книги);

Если один из новобрачных был из другого прихода, то предоставлял справку о том, что исправно посещал исповеди и причастие.

Для вторых браков: документы, подтверждающие вдовство или развод;

Для военнослужащих: свидетельство – разрешение от начальства с подписью и печатью, о дозволении вступить в брак.

Разрешения на брак в Российской империи

Поскольку мой предок был военнослужащим, то предварительно ему необходимо было получить разрешение от командира на брак. Ниже приведу текст из рекомендательного письма от командира к священнику, венчавшему молодых.

24 января 1833 составлено свидетельство.

«Новгородского удела Командир округа №5 пахотных солдат сим свидетельствует.

Что онаго округа 1 волости рядовой из помощников Григорий Васильев с позволения своего начальства и по взаимному согласию,

желает вступить в первый законный брак с девицею его же округа деревни Веретья Анисьею Ивановою.

Из коих жениху значится поселенным. Жениху отроду 26 лет, а невесте 23 года. Почему Командир округа просит старшего священника села Медведя Иоанна Пентгорекова совершить таинство бракосочетания 24.01.1833»

Разрешение командира также прикладывалось к брачному обыску. На нем священник ставил свою подпись и резолюцию.

Таким образом, вступление в брак в Российском государстве было делом серьезным и полным бюрократических пунктов. Хотя именно благодаря такому количеству бумажных книг, отчетов и информации о людях в них, современный исследователь родословной может успешно составить историю своей семьи.

Вам будут интересны другие статьи по генеалогии:

Источник

Брачные обыски и дополнения к ним как неявный источник генеалогической информации (начало)

Что такое брачные обыски. Смотреть фото Что такое брачные обыски. Смотреть картинку Что такое брачные обыски. Картинка про Что такое брачные обыски. Фото Что такое брачные обыски

Однако не все так просто. Венчанию предшествовало несколько церковных и брюкратических процедур, документальное отражение которых может также оказать существенное подспорье в поиске предков.

Прошение о разрешении на брак.
В ГАЗК сохранились несколько ранних (начало XIX века) дел Нерчинского духовного правления с прошениями о разрешении на вступление в брак, в которых указаны имена, сословие, возраст жениха и невесты и сведения о том, когда в последний раз оба были у исповеди и причастия. В случае, если один или оба из брачующихся пренебрегали своими церковными обязанностями и не были у исповеди и причастия более трех лет, церковь могла и отказать в удовлетворении такого прошения до устранения нарушений и назначить наказание. Благонравие жениха и невесты подтверждалось следующей справкой, выданной священником:
«Сим удостоверяется, что ФИО была у исповеди и Св. причастия во Святую Четыредесятницу _________года при _________церкви»

Вот примеры оборотной стороны бланка брачного обыска.(фото мое)

Что такое брачные обыски. Смотреть фото Что такое брачные обыски. Смотреть картинку Что такое брачные обыски. Картинка про Что такое брачные обыски. Фото Что такое брачные обыски

А тут жених и невеста грамотные, сами расписались (фото публикуется с разрешения потомков):

Что такое брачные обыски. Смотреть фото Что такое брачные обыски. Смотреть картинку Что такое брачные обыски. Картинка про Что такое брачные обыски. Фото Что такое брачные обыски

В прошлом году при выполнении очень интересного заказа мне пришлось по самую маковку погрузиться в метрические книги градочитинских церквей и нескольких близлежащих сельских церквей, в том числе изучить несколько дел с общим названием «Брачные обыски» разных церквей за разные годы и выявить еще целый ряд интереснейших документов, которые могут быть полезны в генеалогическом поиске.

1. Обоюдная подписка

При отсутствии родителей согласие семьи на брак выдавалось старшим родственником, имеющим такие полномочия:
«1890 года сентября 13 дня я, нижеподписавшийся крестьянин Верхнеудинского округа Кульской волости Шакшинского селения Иван Васильев Холмогоров, даю сие удостоверение причту Кукинской Святодуховской церкви в том, что родному моему брату Матвею Васильеву Холмогорову, имеющему от роду 26 лет дозволяется вступить в первый законный брак с дочерью казака Титовского станичного правления Притуповского поселка Трофима Толстихина девицей Татьяной, в чем и подписуюсь»

Возраст жениха и невесты устанавливался и уточнялся не только по метрическим книгам, но и по исповедным ведомостям – то есть в справке священника, например, о невесте, указано, что согласно исповедным ведомостям такой-то церкви, девице Марии в 1880 году – 7 лет, а в 1890 году – 17 лет

3.Порядковый номер брака

4. Выпись из Метрической книги.

Выпись из метрической книги представляла собой специальный типографским способом напечатанный бланк, предназначенный для внесения в него только одной записи. На титульном листе имел заголовок: «Выпись из Метрической книги______ церкви, части первой, о родившихся за ________год, выдана _________(кому)» и место для наклейки гербовой марки. Думаю, что для выписей из второй и третьей части метрических книг существовали свои бланки, но мне они не встречались. Бланк при его развороте имел структуру метрической книги с теми же графами.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *