Что такое буллинг учителей
«Совести у тебя нет!». Что делать и чего не делать учителям в ситуации буллинга в школе
Евгений Ланге уже рассказывал о том, как родителям справиться с травлей их ребёнка в школе. А что в такой ситуации делать учителям? Наверняка, у них уже отработан алгоритм действий, но личный опыт педагога лишним никогда не будет.
Алгоритм действий учителя при возникновении травли
1. Работайте в команде
Если вы понимаете, что один из ваших учеников столкнулся с жестоким обращением одноклассников, сразу же сообщите об этом психологу и социальному педагогу. Поставьте в известность администрацию. Создайте конфликтную комиссию.
2. Сообщите о проблеме родителям обеих сторон конфликта
Созданной комиссией пригласите на беседу родителей предполагаемых обидчиков и жертвы буллинга. Важно, чтобы беседы с родителем каждого школьника проводились индивидуально. Во время диалога не обвиняйте ни в чём родителей и их детей, а лишь высказывайте свои опасения о сложившейся ситуации и продумайте общий алгоритм действий.
3. Установите для родителей правила взаимодействия
Обязательно скажите родителям, что все обсуждения с другими родителями, в том числе родителями жертвы, должны осуществляться через вас. Если это необходимо, после индивидуальных бесед организуйте встречу родителей участников конфликта. На встречу обязательно пригласите представителя администрации и внешнего беспристрастного модератора. Эту задачу в некоторых случаях может выполнять школьный психолог.
Также объясните родителям, чтобы они ни в коем случае не разговаривали с чужими детьми — участниками конфликта. Это общение нужно полностью исключить, так как любой такой разговор приведёт к эскалации конфликта.
4. Решайте проблему с каждым ребёнком индивидуально
После общения с родителями также индивидуально поговорите с каждым ребёнком. В первую очередь нужно поговорить с тем, кто подвергся травле. В этой ситуации очень важно, чтобы диалог происходил не в присутствии толпы взрослых. Лучший тандем для такого общения — классный руководитель и психолог. Если же ребёнок по каким-то причинам не доверяет психологу или классному руководителю, то лучше пригласить для беседы другого коллегу, являющимся значимым для ребёнка.
Для вас важно, чтобы ребёнок был максимально открыт, а для этого нужно создать настолько комфортную атмосферу, насколько это возможно.
После того как диалог состоялся, пригласите на индивидуальную беседу остальных ребят. Во время общения ни в чём не обвиняйте детей, а лишь задавайте интересующие вас вопросы.
После встречи вам должны быть известны ответы на следующие вопросы:
5. Действуйте по закону
Если ваши ученики своими действиями нарушили закон, обратитесь в комиссию по делам несовершеннолетних или к участковому, курирующему ваш участок. Поставьте ребёнка на внутришкольный учет. Не испытывайте по этому поводу угрызений совести и относитесь к этому как к вашей профессиональной задаче. Если вы считаете, что эти действия жестоки по отношению к детям и «как-то сами договоримся», то будьте готовы к тому, что дети, способные на буллинг, скорее всего воспримут ваш поступок как слабость и будут чувствовать себя безнаказанными. При этом вы должны понимать, что это ваши ученики и вы, их классный руководитель, несёте за них ответственность, именно поэтому сделаете всё необходимое в рамках вашей профессиональной компетенции.
Чего делать не нужно
1. Не принимайте ту или иную сторону конфликта
Родители обеих сторон конфликта при взаимодействии с вами будут прилагать все усилия, для того чтобы вы эмоционально включились и сопереживали их ситуации. Ваша задача в этой ситуации довольно сложная — с одной стороны, вам необходимо дать понять родителям, что вы включены в их проблему, с другой стороны — общаться с родителями только как профессионал, так как вы являетесь основным модератором конфликтной ситуации и должны быть над ней. Эмоциональное включение не только не позволит вам решить конфликтную ситуацию, но и затянет вас в родительские распри.
2. Откажитесь от излишнего морализаторства
Чаще всего фразы такого порядка как «Как тебе не стыдно?!», «У тебя совесть есть?!» и «Каким негодяем надо быть?!» по отношению к обидчикам ни к чему конструктивному не приводят. Наверное, педагог, который задаёт такие риторические вопросы, ждёт ответа вроде «Действительно! Да что это со мной! Совести у меня нет! Простите меня все, пожалуйста! Я так больше никогда-никогда не буду!». В реальности же такие фразы приводят к ещё большему эмоциональному отдалению ваших учеников.
Что делать, если вы узнали, что ваш ребёнок — булли. Да, бьёт и унижает других
Так как данные действия противоречат вашей основной задаче — предотвратить и не допустить рецедивов травли, то от подобных высказываний лучше воздержаться.
При этом если вы хотите поделиться с детьми своим отношением к этой ситуации и дать ей оценку, то вполне можете сделать это, используя «Я-высказывание», то есть дайте вашу оценку ситуации, не опираясь на конкретных участников конфликта, и не упоминайте их в своём монологе.
3. Не отстраняйтесь от детей-обидчиков
Да, дети совершили плохой поступок, осознают они это или нет. У каждого поступка должны быть последствия, и вы должны сделать всё, чтобы дети это поняли. Но если вы будете обижаться, кричать или даже публично оскорблять или унижать ваших учеников, то вы, сами того не осознавая, поступите с ними ровно так же, как и они поступали со своим одноклассником, то есть вы бессознательно одобряете их поступок.
Профилактика буллинга в школе
1. Реагируйте на любые агрессивные проявления в вашем классе
Не оставляйте ни одно агрессивное проявление ребёнка без внимания. Всегда говорите с ребёнком о его агрессивных проявлениях. Не обвиняйте, а найдите причину его поступка. Если ребёнок причинил кому-то психологический или физический вред, сообщите об этом его родителю и поделитесь проблемой со школьным психологом. Родители должны знать о том, как их ребёнок проявляет себя в школе. При этом сообщайте родителям и о позитивных проявлениях ребёнка.
2. Создавайте как можно больше возможностей для работы в микрогруппах
Работа с разными задачами в группах внутри класса всегда благотворно влияет на общую атмосферу в классе. Задачи могут быть совершенно разными: можно устраивать субботники, командные квесты, попросить учителей задавать парные или командные домашние задания и так далее. Чем больше будет групповой работы, тем проще одноклассникам будет найти общий язык друг с другом, а вам вовремя распознать и разрешить любую конфликтную ситуацию.
3. Ведите внеклассную деятельность
Вне стен школы каждый ребёнок может проявлять себя совершенно иначе и соответственно открываться с новой стороны для одноклассников. Например, в туристической поездке ребёнок, которому сложно найти контакт с одноклассниками, может быстро разжечь костёр или сварить вкусную кашу на костре. Более того, в таких поездках из-за отсутствия привычной атмосферы дети стремятся общаться с тем, с кем до этого общались мало.
4. Интересуйтесь проявлениями ваших учеников
Индивидуальное общение с учениками не менее важно, чем групповое. Постарайтесь ежедневно уделять каждому вашему ученику несколько минут. Пусть даже это займёт две-три минуты, но это общение должно касаться не только учёбы, но и жизни вне школы. Спрашивайте у ребят, как они провели выходные, как успехи в кружке или секции, что сейчас читают или смотрят. Это позволит вам не только создать доверительные взаимоотношения с учеником, но понять его обычное эмоциональное состояние и в случае его изменения вовремя отреагировать.
5. Выделяйте сильные стороны каждого ученика
У каждого человека есть положительные качества и сильные стороны. Учитесь видеть эти проявления в каждом вашем ученике. Это не только убережёт вас от некомпетентной предвзятости, но и позволит использовать это знание для работы с классом. Дайте ученикам понять, что у каждого из них есть то, что им нужно развивать и то, чем можно гордиться. Пусть класс знает, что вы видите в каждом из них что-то положительное и даёте этому качеству раскрыться. Здесь очень важно соблюдать баланс и не выделять кого-то больше, чем других.
6. Работайте вместе со школьным психологом: регулярно проводите тренинги и социометрию
Работа с психологом позволит вам точечно выявлять и работать с проблемами как каждого ученика индивидуально, так и с классом в целом. Регулярные групповые занятия и тренинги дают возможность своевременно диагностировать и решать коммуникативные задачи, а социометрия (диагностика социальных ролей внутри группы) позволит выявлять изгоев внутри класса и проводить с ними индивидуальную работу.
Даже в самой сложной ситуации классному руководителю нужно помнить, что все дети могут совершать плохие поступки, и без лишних эмоций, но с любовью к своей работе сделать всё возможное, чтобы этих плохих поступков было как можно меньше. А для этого ребёнок должен знать, что он не одинок и что его ценят.
Буллинг со стороны учителя
Буллинг со стороны учителя – учительский буллинг глубоко травмирует ребёнка. В школе учитель обладает властью, а значит имеет в своем арсенале еще массу возможностей для травли детей, на первый взгляд совершенно не очевидных.
Буллинг со стороны учителя
Слово «травля» само по себе хорошо всем знакомо, эмоционально окрашено и, как правило, вызывает в сознании довольно яркие картины. Что вы представляете при этом? Охоту, когда свора гончих травит зверя в лесу или же издевательства над человеком в группе?
Сейчас появился даже специальный термин «буллинг».
Раньше это было просто житейское понятие, но в последние 20 лет оно стало международным социально-психологическим и педагогическим термином, за которым стоит целая совокупность социальных, психологических и педагогических проблем.
Запугивание – это очень серьезная проблема с тяжелыми последствиями как для жертв буллинга, так и для самих хулиганов, и для молчаливых свидетелей эмоционального и физического насилия.
После поступления в школу у ребенка в жизни появляется еще одна важная авторитетная фигура – классный руководитель. В младшей школе педагог становится иногда даже более значимым взрослым, чем родитель. Это нормально: ребенок адаптируется к новой среде, а учитель ему в этом помогает. От личности учителя также зависит и мотивация ребенка к обучению, и в целом его успеваемость.
К сожалению, бывают случаи, когда педагоги предвзято относятся к ученику, прилюдно высмеивают его ответы, способности и даже внешний вид, используя грубое, унижающее порицание. Но это обычные конфликты, которые быстро возникают и также быстро проходят. В случае буллинга конфликт чаще всего имеет личностную подоплеку и носит затяжной характер.
Если учитель не бьет ребенка головой об парту, не кричит, не называет детей «идиотами», значит ли это, что перед нами отличный педагог?
Нет, перед нами просто учитель, который не совершает действий, за которые в один день может лишиться работы. Дело в том, что в школе учитель обладает властью, а значит имеет в своем арсенале еще массу возможностей для травли детей, на первый взгляд совершенно не очевидных.
Как это может проявляться?
Чаще всего учителя просто бездействуют. Они молча наблюдают за тем, как в их классе последовательно травят одного из детей. В 90-е годы были распространены случаи, когда во время урока дежурные по школе вызывали ученика в коридор якобы для какого-то важного дела, но тут же у кабинета прижимали к стенке и назначали «стрелку во дворе после уроков». Многие смотрели сериал «Школа» Гай Германики, в котором это все довольно правдиво показано. Сейчас в школах есть охрана и даже камеры, но дети всегда найдут способы скрыть подобное от взрослы.
Как проявляется учительский буллинг?
Учителя почему-то считают, что они вправе называть детей «идиотами», «недоумками», изо дня в день, внушая им, что «они ни на что не годятся», что «ничего в жизни не добьются».
Это такой способ мотивировать детей хорошо учиться по своему предмету?
Тогда учитель расписывается в своей полной профнепригодности, потому что — это известно всем — унижение и оскорбления никогда не приводят к повышению мотивации.
Но какой же тогда смысл в этом действии?
Только в желании получить дисциплину и подчинение. Учитель морально угнетает детей.
Разумеется, класс, который постоянно сталкивается с подобным, свыкается с оскорблениями в свой адрес. Никто не пытается сопротивляться. И самое печальное, что у детей и подростков вырабатывается определённая модель поведения в данной ситуации: «взрослый прав, даже когда он совершенно не прав, но не стоит ему перечить, а то будет ещё хуже». Часто эту мысль озвучивают родители, призывая своих детей… «потерпеть». Родители не хотят проблем для своего ребёнка, не хотят, чтобы учитель вымещала на нём свою злость, так как не собираются переводить ребёнка в другую школу. Их в этой школе всё устраивает.
И родителей можно понять. Они судят по своему школьному опыту, поэтому не хотят, чтобы именно их ребёнок стал «козлом отпущения» в классе. Пусть уж лучше весь класс прессуют, чем их сына или дочь. Но они не осознают, что утверждая это, они предают своего ребёнка, оставляют его один на один с проблемой, которая может разрастаться. И их ребёнок в любой момент при такой учительнице может стать жертвой травли. А ребёнок, взяв на вооружение этот тезис, не станет жаловаться родителям на учителя и будет воспринимать уже личные нападки на себя как норму. И всё это может продолжаться годами.
В результате учительского буллинга у ребёнка падает самооценка, ему не интересен предмет, он скатывается в учёбе. Ребёнок, которого постоянно шпыняют, теряет интерес ко всему.
Признаки учительского буллинга
✔️Первым звоночком является нежелание ребенка идти в школу. Конечно, практически каждый ребенок хоть раз в жизни говорил, что не хочет идти в школу. Это нормально и естественно: дети устают, ссорятся с друзьями, забывают выполнить домашнее задание. Но если ребенок систематически отказывается посещать школу, начинает плакать, прогуливать, а на вопросы о причинах такого поведения не отвечает, стоит обратить внимание на школьную ситуацию.
✔️Второй симптом: у ребенка плохая успеваемость по одному конкретному предмету. Если ребенок способный, проблем с обучением не испытывает, а по одному предмету постоянно получается плохие оценки, стоит задуматься. Скорее всего, причина не в том, что школьник плохо понимает физику или биологию, а в том, что у него не ладятся отношения с педагогом.
✔️Третий признак учительского буллинга – заниженная самооценка у ребенка. Учитель – всегда авторитет для школьника, поэтому от его мнения сильно зависит мнение ребенка о себе. Чем сильнее педагог будет давить на ученика, тем ниже у него будет самооценка.
✔️Четвертая причина того, что стоит обратить внимание на школьную ситуацию ребенка, – отсутствие у школьника желания разговаривать о школе. Особенно остро это заметно у учеников младшей школы. Для ребят 7–10 лет учебная деятельность является ведущей, а значит, о школе дети должны говорить много и с удовольствием. Если родители этого не наблюдают, то стоит разузнать подробнее, что же происходит в классе.
✔️Пятой отличительной чертой жертвы буллинга является страх перед школой и учителями. Дети, которые подвергаются давлению со стороны педагога, естественно, начинают бояться и этого педагога, и остальных учителей, и школу в целом, ведь травмирующей ситуацией является комплекс событий.
Последствия буллинга в отношениях «учитель – ученик»
Каковы последствия буллинга в отношениях «учитель – ученик»?
Они те же, что и последствия любого другого вида насилия: будь оно физическим или моральным – ребенок получает психологическую травму. Такие дети отличаются заниженной самооценкой, гипертрофированным чувством вины, иногда повышенной агрессивностью. Если жертвой буллинга становится подросток, то, к сожалению, эта травма может привести к суициду.
Проблема усугубляется тем, что если педагог начинает унижать одного из учеников, то вскоре этим будет заниматься уже весь класс, ведь учитель – это пример для подражания, особенно для детей младших классов. Таким образом, «нелюбимчик» педагога становится жертвой травли со стороны и учителя, и одноклассников.
Что делать при учительском буллинге
Самое важное, что нужно сделать родителям в подобной ситуации — это открыть свод законов, которые регулируют права детей.
Начать можно с самого простого: у любой школы есть устав, в котором наверняка прописано, что дети имеют право на уважение человеческого достоинства и защиту от психологического и физического насилия.
Если детей не отпускают на перемену — это тоже нарушение их прав. О том, как должна быть организована их жизнь в школе, можно прочитать в санитарно-эпидемиологических требованиях (СанПин). Как правило, ссылок на подобные документы достаточно, но всегда можно обратиться к ФЗ «Об образовании», в котором четко прописаны обязанности педагогов. В конце концов, согласно статье 21 Конституции РФ, никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Эти законы необходимо распечатать и использовать как аргументы в школьных конфликтах.
Как психолог может помочь “жертве” буллинга?
• Уверить ребенка, что он не виноват в ситуации буллинга.
• Рекомендовать по возможности находиться в группе других ребят.
• Дать понять ребенку, ставшему “жертвой” буллинга, что его ценят. Очень часто такие дети не верят, что они способны кому-то нравиться.
• Глядя в зеркало, научить ребенка спокойно и уверенно говорить “нет” или “оставь меня в покое”. Таким образом, “агрессор” ищущий в “жертве” признаки слабости, получает решительный отпор.
• Помочь ребенку научиться ходить, держа себя прямо, уверенно, решительно, вместо того, чтобы передвигаться ссутулившись, боязливо озираясь и т. п.
• Научить ребенка использовать юмор. Отвечать на агрессию при помощи шуток, смешных стишков, анекдотов. Очень трудно обидеть того человека, который не хочет принимать издевательства всерьез.
• Помочь ребенку избавляться от плохих привычек, являющихся причиной буллинга (например, привычке ковыряться в носу, ябедничать, скидывать с парты вещи других детей и т. п.).
• Поддержать школьника, опираясь на его положительные личностные качества характера и способности. Можно, например, дать такому ученику какое-то поручение в классе, с которым он хорошо справиться, чтобы повысить его уважение к себе и получить признание со стороны других ребят.
Обратная сторона этого конфликта заключается в том, что учитель, как и вся школа, перестал быть для детей авторитетом. Учителя старой закалки, в свою очередь, желают, чтобы дети слушали их с открытыми ртами и во всем подчинялись. Но как раньше уже не будет — учитель сегодня не является уникальным носителем знания, ведь многие знания мы можем добыть и без его помощи. Поэтому сейчас педагог должен предложить что-то взамен, то, в чем дети особенно нуждаются. В первую очередь это уважительные и доверительные отношения, передачу жизненного опыта, умение с достоинством выходить из конфликтных ситуаций.
Школьный буллинг – проблема сложная, комплексная и во многом социальная.
Для того, чтобы ребенок не стал жертвой травли со стороны педагогов, тщательно выбирайте школу, разговаривайте с учителями, администрацией, школьным психологом. Учителя-агрессоры всегда отличаются тоталитарным стилем преподавания и ярко выраженной профессиональной деформацией – выгоранием. Такие педагоги не испытывают удовлетворения от своей работы и любви к ученикам – обычно такое отношение чувствуется сразу.
Ежедневно разговаривайте со своим ребенком, интересуйтесь его успехами, переживаниями, жизненными событиями – тогда вы быстро сможете заметить какие-то изменения в его поведении.
Буллинг со стороны учителя
После поступления в школу у ребенка в жизни появляется еще одна важная авторитетная фигура – классный руководитель. В младшей школе педагог становится иногда даже более значимым взрослым, чем родитель. Это нормально: ребенок адаптируется к новой среде, а учитель ему в этом помогает. От личности учителя также зависит и мотивация ребенка к обучению, и в целом его успеваемость.
К сожалению, бывают случаи, когда педагоги предвзято относятся к ученику, прилюдно высмеивают его ответы, способности и даже внешний вид, используя грубое, унижающее порицание. Но это обычные конфликты, которые быстро возникают и также быстро проходят. В случае буллинга конфликт чаще всего имеет личностную подоплеку и носит затяжной характер.
Как определить, что ваш ребенок стал жертвой учительского буллинга?
Признаки учительского буллинга
Первым звоночком является нежелание ребенка идти в школу. Конечно, практически каждый ребенок хоть раз в жизни говорил, что не хочет идти в школу. Это нормально и естественно: дети устают, ссорятся с друзьями, забывают выполнить домашнее задание. Но если ребенок систематически отказывается посещать школу, начинает плакать, прогуливать, а на вопросы о причинах такого поведения не отвечает, стоит обратить внимание на школьную ситуацию.
Второй симптом: у ребенка плохая успеваемость по одному конкретному предмету. Если ребенок способный, проблем с обучением не испытывает, а по одному предмету постоянно получается плохие оценки, стоит задуматься. Скорее всего, причина не в том, что школьник плохо понимает физику или биологию, а в том, что у него не ладятся отношения с педагогом.
Третий признак учительского буллинга – заниженная самооценка у ребенка. Учитель – всегда авторитет для школьника, поэтому от его мнения сильно зависит мнение ребенка о себе. Чем сильнее педагог будет давить на ученика, тем ниже у него будет самооценка.
Четвертая причина того, что стоит обратить внимание на школьную ситуацию ребенка, – отсутствие у школьника желания разговаривать о школе. Особенно остро это заметно у учеников младшей школы. Для ребят 7–10 лет учебная деятельность является ведущей, а значит, о школе дети должны говорить много и с удовольствием. Если родители этого не наблюдают, то стоит разузнать подробнее, что же происходит в классе.
Пятой отличительной чертой жертвы буллинга является страх перед школой и учителями. Дети, которые подвергаются давлению со стороны педагога, естественно, начинают бояться и этого педагога, и остальных учителей, и школу в целом, ведь травмирующей ситуацией является комплекс событий.
Последствия буллинга в отношениях «учитель – ученик»
Каковы последствия буллинга в отношениях «учитель – ученик»? Они те же, что и последствия любого другого вида насилия: будь оно физическим или моральным – ребенок получает психологическую травму. Такие дети отличаются заниженной самооценкой, гипертрофированным чувством вины, иногда повышенной агрессивностью. Если жертвой буллинга становится подросток, то, к сожалению, эта травма может привести к суициду.
Проблема усугубляется тем, что если педагог начинает унижать одного из учеников, то вскоре этим будет заниматься уже весь класс, ведь учитель – это пример для подражания, особенно для детей младших классов. Таким образом, «нелюбимчик» педагога становится жертвой травли со стороны и учителя, и одноклассников.
Что делать?
Что делать, если родители выяснили, что его ребенок подвергается психологическому и моральному давлению со стороны педагога?
Единого алгоритма урегулирования школьных конфликтов нет – в этом случае многое решает человеческий фактор. Но все же есть некоторые рекомендации по выходу из такой ситуации.
В первую очередь, оценив ситуацию спокойно и объективно, поговорите с учителем и выясните причину конфликта. Следите, чтобы разговор строился на конкретных фактах, а не на личных впечатлениях учителя. Не бойтесь того, что учитель «испортит жизнь» вашему сыну или дочери, ведь если педагог злоупотребляет властью, на него всегда можно воздействовать через директора или представителей департамента образования.
Если у учителя есть определенные претензии к вашему ребенку, внимательно выслушайте их и, если они объективны, поговорите с ребенком. При этом не выражайте агрессии в адрес учителя, а убеждайте ребенка в том, что учитель не хотел его обидеть. Выработайте совместно с ребенком план выхода из создавшейся ситуации, покажите ему, что вы на его стороне, и что он всегда может рассчитывать на вашу поддержку.
К сожалению, не всегда возможно урегулировать конфликт внутренними силами,поэтому для его решения необходимо подключать психологов и администрацию школы. Если же ситуация зашла слишком далеко, то наилучшим выходом из нее будет перевод ребенка в другую школу.
В этом случае необходимо поспособствовать посещению школьником психолога, для того чтобы проработать психологическую травму, снизить негативные последствия и актуализировать мотивацию к обучению. Родители же со своей стороны могут помочь ребенку справиться с тяжелыми переживаниями и адаптироваться к новой школе.
Школьный буллинг – проблема сложная, комплексная и во многом социальная. Для того чтобы ребенок не стал жертвой травли со стороны педагогов, тщательно выбирайте школу, разговаривайте с учителями, администрацией, школьным психологом. Учителя-агрессоры всегда отличаются тоталитарным стилем преподавания и ярко выраженной профессиональной деформацией – выгоранием. Такие педагоги не испытывают удовлетворения от своей работы и любви к ученикам – обычно такое отношение чувствуется сразу. Ежедневно разговаривайте со своим ребенком, интересуйтесь его успехами, переживаниями, жизненными событиями – тогда вы быстро сможете заметить какие-то изменения в его поведении.