Что такое бурятский эпос
Бурятский эпос имеет корни в индийской мифологии
Что общего у бурятского «Гэсэра» с индийской «Бхагавата-пураной», а у «Аламжи Мэргэна» с «Рамаяной»? Автор АРДа Сергей Басаев о «неисповедимых путях» синкретизма.
Не так давно, работая на статьей об эпосе «Гэсэр», я обнаружил интересную особенность бурятских улигеров, о которой почему-то никто из филологов и религиоведов, исследователей Гэсэриады, бурятской культуры и религии, никогда раньше не писал. Хотя эта особенность, касающаяся сюжетов бурятских эпосов и характеристик их главных героев, можно сказать, лежит на поверхности.
Пураны и улигеры
Для того, чтобы это заметить совсем не нужно обладать особыми познаниями в области фольклора, мифологии бурят, быть знатоков священных писаний разных народов. Речь идет о просто бросающемся в глаза сюжетном сходстве и совпадении наиболее важных характеристик героев бурятских улигеров с древними эпосами Индии «Махабхарата», «Рамаяна» и еще более древними Пуранами. В частности, с «Бхагавата-пураной» («Древнее сказание о Боге (Бхагаване)»), известной еще и как «Шримад Бхагаватам».
Причем, это сходство связано не с поздними буддистскими мотивами, попавшими в литературу монголов и бурят после знакомства последних с письменными источниками на санскрите, а именно с той устной традицией, которая передавалась из поколения в поколение, как говорится, из глубокой древности.
Вкратце содержание той части улигеров, где описана земная история Гэсэра. Небесный батор, сын небесного бога (тэнгри) Бухэ Бэлигтэ рождается на Земле в семье пожилых и бездетных родителей, становится непобедимым батором Абай Гэсэром. Он обладает неземной силой, женится на самых красивых девушках, а самое главное, последовательно одного за другим побеждает в смертельной схватке и уничтожает вредоносных чудовищ-мангадхаев, обладающих таким же нечеловеческим могуществом.
Помимо сходных мифологических историй, богато разбросанных в древних источниках разных народов, можно обратиться, собственно, к первоисточнику, материнской основе всех подобных сюжетов, известных в мировой культуре. Это 10-я песнь (состоит из трех частей-книг, 69-ти глав) «Бхагавата-пураны», наиболее древнее из сочинений со сходным сюжетом, в котором рассказывается история Кришны, который в традиции бхакти-йоги считается «изначальной личностью Бога». В пуранах Бог, оказывается, предстает в разных личностях с разными именами.
Кришна и Гэсэр
Сюжет бурятского эпоса о Гэсэре удивительным образом совпадает с рассказывающей о Кришне 10-й песней «Бхагавата-пураны» в основных характеристиках героя и последовательности его действий.
В-третьих, и Кришна, и Гэсэр рождаются в семьях пожилых бездетных родителей, войдя в лона своих матерей весьма необычным, сверхъестественным способом, не имеющим ничего общего с обычной физиологией. В христианской терминологии такой способ называется «непорочным».
В-четвертых, оба с детства проявляют свои сверхъестественные способности, неземную силу и несвойственные детям знания. В подробных описаниях детских игр и шалостей героев также имеются сходные истории, несущие назидательное философско-этическое содержание.
В-пятых, оба берут в жены самых красивых земных девушек.
— демоницу Путану, демонов Тринаварту, Аграсуру, Дхенукасуру, Праламбасуру, Шанкхачуду (в образе змея), Аришту (в образе быка), Кеши и Вьому (парный персонаж демонов), демонического царя Камсу.
Абай Гэсэр, в свою очередь, тоже побеждает 9-х злых персонажей:
-черную мангадхайку Мойл (Путана?), мангадхаев Архан хана, Гал-Нурман хана, дьявола Орголи (в образе белого оленя), Шэрэм Минат хана, Абарга Сэсэн хана (в образе змея), Лойр Лобсоголдоя, трех сестер Лобсоголдоя (тройное чудовище), трех Шараболинских ханов (тройное чудовище).
Где корни бурятского фольклора?
В бурятских улигерах о небесных героях Абай Гэсэр хубууне (Абай Гэсэр Богдо хане), Шоно-баторе, Аламжи-мэргэне, а также в более коротких, чем эпос, жанрах фольклора есть множество и других явных заимствований из ведических шастр.
Бурятская «Рамаяна»
История «Рамаяны» широко известна, существует в сохранившихся до настоящего времени подлинных древних текстах, зафиксированных на санскрите и более молодых языках, основывающихся на той же системе деванагари, а также во множестве более коротких переложений на языках большинства народов мира. В том числе, и монгольских народов. На основе «Рамаяны» созданы многочисленные оригинальные произведения литературы и фольклора разных народов. Поэтому ее мы пересказывать не будем.
Но что же общего у «Рамаяны» и бурятского эпоса «Аламжи Мэргэн» кроме сходства во внешней атрибутике героев и в описании их воинских качеств?
Даже при поверхностном ознакомлении нужно признать явное сходство сюжетов этих двух произведений. Правда, сюжет бурятского эпоса в описании земной жизни батора Аламжи-мэргэна в чем-то даже более изощрен, чем в великой «Рамаяне». У бурят герой получает во владение ханство (царство) и убивает всесильного мангадхая (демона) не в конце истории или ближе к ее концу, а почти в самом начале. Дальше следует его «смерть» от отравления, совершенного двумя дядьями Хара Зутаном и Шара Зутаном, временное захоронение и перевоплощение в сестру героя Агуй Гохон.
Сестрица, совершив обратное перевоплощение, отправляется в его облике за юной красавицей Булад Хурай, или суженой брата (или своей суженой?), в далекое ханство, которым владеет отец невесты Далай Баян-хан. По дороге она (он) преодолевает все, казалось бы, непреодолимые препятствия, испытывает массу приключений, побеждает встречающихся чудовищ-мангадхаев, спасает друзей, проходит испытание жениха (опять же в облике Аламжи Мэргэна), которое назначил Далай Баян-хан. И, наконец, возвращается домой с невестой и с огромным свадебным кортежем.
Дальше суженая брата Булад Хурай оживляет его. «Воскреснув», Аламжи Мэргэн женится на Булад Хурай, жестоко наказывает своих отравителей, узурпировавших его ханство, вновь вступает в его владение, осчастливливая своих подданных. Хэппи-энд!
Несмотря на все эти бурятские «перевоплощения», здесь налицо явное заимствование из сюжета первоисточника, великой «Рамаяны». Это насильственная разлука возлюбленных, воскрешение героя, его победа над врагами, возвращение домой, восстановление царства, воссоединение супругов. А самое главное, торжество всепобеждающей любви над разлукой и смертью и последовавшая за этим счастливая жизнь людей во время правления благочестивого правителя. Практически все, как выражается современная молодежь, «один в один»!
БУРЯТСКИЙ ГЕРОИЧЕСКИЙ ЭПОС
БУРЯТСКИЙ ГЕРОИЧЕСКИЙ ЭПОС. Вершиной устной поэзии бурят являются улигеры – большие эпич. сказания (от 1,5 тыс. до 25 тыс. стих. строк), в к-рых нашли поэтич. отражение мифол. представления, история народа, взаимоотношения с др. племенами. Улигеры создавались на протяжении длит. ист. периода (до сер. ХХ в.), поэтому в них полнее, чем в др. жанрах, воплощена худ. система устного слова. Исследователи Б. г. э. различают 3 локал. эпич. традиции и соотв. им выделяют улигеры эхирит-булагатские, унгинские (зап. бурят) и хоринские (вост. бурят). Их объединяет общий мифол. фон и единая эпич. традиция, но в зап.-бурят. сказаниях более развиты черты догосударств. эпоса, в к-ром темы защиты рода, борьбы с чудовищами и героич. сватовства получают глубокую худ. разработку. В вост.-бурят. эпосе прослеживается ощутимое влияние монг. эпич. поэзии и буддийск. религ. представлений. Улигеры исполнялись под аккомпанемент хура или речитативом. Их композиц. особенностью является наличие в архаич. произведениях стихотвор. строф – сэг даралга, түүрээлгэ, үлигэрэй угталга, үдэшэлгэ (встреча и проводы улигера), к-рым отводилась особая роль. Язык улигеров насыщен эпитетами, сравнениями, богат гиперболич. описаниями. Поэтика Б. г. э. во мн. определяется аллитерацией, к-рая органично вытекает из самого строя бурят. яз., не имеющего акцентирован. ударения. Аллитерация выполняет роль конечной рифмы и представляет собой звуковой повтор в начале 2–4 стих. строк. Для стиля сказаний характерно наличие «общих мест» – устойчивых поэтич. описаний, к-рые неоднократно повторяются в повествовании. Их вариативность определяется числом и изменчивостью эпич. формул, составляющих основу типических мест. Использование аллитерации и рифмы создают ритмичность, мелодичность, усиливают выразительность и эмоциональность улигеров. В центре повествования улигеров находится богатырь или богатырка, вокруг к-рых концентрируются зоо-, антропоморф. персонажи, многочисл. второстепен. лица. Героич. повествование – это разворачивание «эпической биографии» богатыря, совершающего подвиги во имя искоренения зла и на благо своего рода. Попул. в народе сказания: «Абай Гэсэр», «Алтан Шагай», «Еренсей», «Аламжи Мэргэн» и др.
Эпич. произведения впервые привлекли внимание участников экспедиций XVIII в. РАН П.С. Палласа, С.Г. Гмелина, И.Г. Георги, Г.Ф. Миллера и др. Начало систематического собирания сказаний относится к кон. XIX в. и связано с именами Г.Н. Потанина и М.Н. Хангалова. С нач. XX в. в науч. оборот вводятся записи бурят. сказаний, выполненные в акад. транскрипции Ц.Ж. Жамцарано на высоком текстологич. уровне, ценность к-рых не утрачивается и в наши дни. Весомый вклад в бурят. эпосоведение внес А.Д. Руднев, опубликовавший 3 эпич. текста с переводом их на рус. яз., науч. анализом, коммент. и первым нотировавший запевные слова хори-бурят. эпоса. В сов. время, благодаря актив. собират. работе бурят. ученых А.К. Богданова, Г.Д. Санжеева, К.А. Хадаханэ, К.В. Багинова, С.П. Балдаева, И.Н. Мадасона, Н.О. Шаракшиновой, С.С. Бардахановой и мн. др., создан богатый фонд эпич. произведений бурят, к-рый хранится в архивах Москвы, С.-Петербурга, Улан-Удэ. Известны имена выдающихся рапсодов М. Имегенова, А. Васильева, Е. Шалбыкова, П. Петрова, П. Дмитриева, П. Тушемилова, П. Степанова, Б. Жатухаева, А. Тороева – сказителей большого поэтич. дара, сумевших сохранить эпич. традицию.
Лит.: Бурятский героический эпос «Аламжи Мэргэн молодой и его сестрица Агуй Гохон». Новосибирск, 1991 (Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока); Абай Гэсэр Могучий. Бурятский героический эпос. М., 1995.
Гэсэр
В Лине Тхотун, напрасно домогавшийся Другмо, совершает предательство, в результате на Лин нападают из соседнего государства хоры (в монгольской версии шарайголы, в калмыцкой ханы Шаргули, в бурятской шараблинские ханы), захватывают Другмо, и она становится женой одного из хорских королей — Гуркара (монг. Цагаан Гэртү хаан ‘белоюртый хан’). Сбросив наваждение благодаря небесному вмешательству, Гэсэр спешит на родину. В облике скверного мальчишки (монг. Ольджибай ) он проникает к хорам, колдовским способом убивает Гуркара и, подчинив себе его государство, вместе с Другмо возвращается в Лин. Согласно ряду сюжетов, Гэсэр отправляется в Китай, где с помощью чудесных средств добывает себе принцессу, вызволяет свою земную мать из ада; уничтожает демонических королей соседних стран (на севере, юге, востоке и западе), подчиняя их подданных своей власти. В монгольских сказаниях Гэсэр оживляет богатырей, павших в войне с шарайголами.
Во всех версиях Гэсэр характеризуется как ловкач: он прибегает к хитрости и колдовству, его поединки, как правило, носят не богатырский, а «шаманский» характер (ловля и уничтожение душ противника). Эта особенность образа Гэсэра способствовала развитию мифологически-пародийных начал в повествованиях о Гэсэре, что проявляется прежде всего в его отношениях с Тхотуном, который выступает в большинстве сюжетов «негативным дублёром» Гэсэра (неудачное подражание, соперничество в сватовстве, посягательство на жену Гэсэра, предательство в войне). В некоторых монгольских версиях Цотон оказывается двойником Гэсэра, одним из его воплощений.
Древнейшее ядро образа Гэсэра — ниспосланный небом культурный герой, очищающий землю от чудовищ (ср. индийского Раму). В устной монгольской традиции (и в бурятской версии эпоса) за Гэсэром утвердилась репутация истребителя демонов и чудовищ (мангусов). Демоноборчество сближает Гэсэра с тибетским масангом и сходным с ним бурятским Буха-нойон баабаем. Как король-избранник и даже первый человек, спустившийся с неба (точнее, вылупившийся из небесного «космического яйца»), Гэсэр восходит к добуддийской, бонской традиции. В монгольских версиях отзвуком подобной интерпретации, возможно, является обращение Гэсэра к властелину ада Эрлику — «Старший брат мой» (Эрлик может рассматриваться как умерший первый человек). В ряде вариантов эпоса земной отец Гэсэра — горный дух. Учитывая связь с божеством священной горы, что по концепциям тибетской мифологии согласуется с небесным происхождением героя, а также с мировой горой, Гэсэр воспринимается как правитель «центра» (это соответствует генеалогическим мифам о тибетских правителях), противопоставленный правителям окраин, борьба с которыми по существу адекватна цивилизаторской деятельности культурного героя. Иногда сам Гэсэр — властитель одной из четырёх стран света — севера. Но, по-видимому, наиболее древняя локализация Гэсэра — Кром (возможно, от Рум — иранское наименование Византии). Под влиянием индийской и буддийской мифологий отцом Гэсэра оказывается Брахма или — в ладакской (западнотибетской) версии и во всех монгольских — Индра (монг. Хормуста ; у западных бурят его место занимает иногда шаманское божество Эсэгэ Малан тенгри). По сходству функций либо внешнему облику воплощения Гэсэра (или его чудесного скакуна) близки ряду персонажей буддийского пантеона; как божество войны Гэсэр (тиб. Далха, монг. Дайсун-тэнгэри или Дайчин-тэнгэри) иногда отождествляется с Джамсараном. Более поздним (с конца XVIII века) является отождествление Гесера с богом войны в китайской мифологии — Гуань-ди.
Существовали мистерии, посвящённые некоторым сюжетным циклам Гэсэриады. В Тибете и у монгольских народов были широко распространены поверья о причастности духа героя (и его самого) к исполнению эпической поэмы, о его особой связи с певцом. В культовой практике Гэсэр как универсальное охранительное божество (подобно большинству шаманских божеств) выступает как покровитель воинов, защитник стад, победитель демонов, податель счастливой судьбы (в том числе охотничьей удачи). В шаманских призываниях Гэсэр иногда именуется бурханом или тенгри, его называют сыном неба, обитающим поверх высокой белой горной вершины в доме из облаков и туманов. В отличие от Тибета, где обожествлены также многие соратники и противники Гэсэра, у монгольских народов объектом культового поклонения является только Гэсэр.
Содержание
В современной художественной литературе
Интересные факты
Литература
обществ. наук. — Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1984. — 127 с.
Примечания
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Гэсэр» в других словарях:
Гэсэр — (Улан Удэ,Россия) Категория отеля: 3 звездочный отель Адрес: Улица Ранжурова, Улан Удэ, Россия … Каталог отелей
«ГЭСЭР» — «ГЭСЭР», «Гесер», «Гэсэриада» (полное назв. «Повесть о Гэсэр хане, владыке десяти стран света»), эпический цикл устных и письменных сказаний о Гэсэре, распространенный в Центральной и Восточной Азии. Сложился в XVIXVII вв. Наряду с… … Литературный энциклопедический словарь
ГЭСЭР — см. ГЕСЕР … Собственное имя в русской поэзии XX века: словарь личных имён
ГЕСЕР, Гесар, Гэсэр — (тиб.) персонаж тиб. мифологии и мифологии монг. народов (в т. ч. и бурят), ряда тюркских (саларов, тувинцев, алтайцев) и тибето бирманских народностей; герой сюжетных циклов эпич. сказаний Гесериады. Включен в ламаистский пантеон, иногда… … Буддизм
Гэсер (эпос) — «Гэсэр хан». 1941 Николай Константинович Рерих Гэсэр (Гесер, Гэсэр хан) персонаж монгольского, бурятского и тибетского эпоса «Гесэриада»; прообразом Гэсэра могли послужить тибетский князь Госыло, Чингисхан, Александр Македонский, а этимология… … Википедия
ГЭСЕР-ХАН — [Гэсэр, Гесер, Гесар, Кесар, Абай Гесер хубун], эпический и мифологический герой народов Центр. Азии и Юж. Сибири (тибетцы, монголы, буряты и др.). Тибет. сказания о Г. х., устные и книжные, имеющие прозо поэтическую форму, сильно различаются по… … Православная энциклопедия
Уланов, Алексей Ильич — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Уланов. Алексей Ильич Уланов Дата рождения: 28 марта 1909(1909 03 28) Место рождения: Балаганский уезд Иркутской губернии … Википедия
Дмитриев, Парамон — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Дмитриев. Дмитриев Парамон Дата рождения: 1883 год(1883) Место рождения: Балаганский уезд, Иркутская губерния Дата смерти: 1958 год … Википедия
Петров, Пёохон — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Петров. Петров Пёохон Дата рождения: 1866 год(1866) Место рождения: улусХадахан (Ханьян) Балаганского уезда Иркутской губернии Дата смерти … Википедия
Бурятский героический эпос «Гэсэр»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №49»
Бурятский героический эпос «Гэсэр»
Гумпылова Аюна Владимировна,
классный руководитель 7 «д» класса
Экскурсия «Юрта улигершина» Музей истории Бурятии имени М.Н. Хангалова
Сценарий фильма «Фольклор Бурятии. Гэсэр»
Гэсэр (сценарий выступления)
Героический эпос «Гэсэр» является уникальным памятником духовной культуры бурятского народа. Этот эпос считают своим не только буряты, но и многие другие народы Центральной Азии. Эпос распространен у тибетцев, монголов, тувинцев, алтайцев, калмыков, северотибетских уйгуров.
Гэсэр стал символом центральноазиатской общности различных культур и традиций. Эпическое сказание о Гэсэре сохраняется в живой народной памяти до нашего времени. Если записанные тысячи лет назад Илиада и Одиссея перестали исполняться сказителями, передаваться из уст в уста, то «Гэсэр» дошел до нас и в литературной и фольклорной традиции.
В бурятском фольклоре, как и в фольклоре других народов мира, бытуют такие жанры, как сказки, легенды и предания. Но особое место занимает героический эпос. Героические сказания бурят называют улигерами.
Это высшее достижение устного народного творчества бурятского народа. Улигеры являются неотъемлемой частью эпического наследия народов Сибири. Улигеры чем-то сродни русским былинам.
Улигеры исполнялись только перед какими-то важными событиями: большой охотой, дальним походом, во имя исцеления больных. Считалось, что исполнение героических поэм способствует прозрению слепых. Имелись также запреты на исполнение улигеров: нельзя было исполнять их днем, в присутствии посторонних, ради праздного любопытства.
В бурятском героическом эпосе, как и в русских былинах, главными героями были богатыри, которые защищают свою землю, отправляясь в путешествие. Вымысел сочетается в них с элементами реальной жизни бурятского народа: его основными занятиями (скотоводство, охота), бытом, традициями.
Героический эпос бурят создавался народом. Его создателями и исполнителями являлись выходцы из простого народа.
Мифология народов мира
эпос «Гэсэр»
Главным персонажем эпоса является фигура Гэсэра – сына небесного божества, посланного в мир для борьбы с силами зла. В ходе этой борьбы Гэсэр совершил многочисленные подвиги. Сюжет эпоса очень занимателен и изобилует событиями.
(архетипичная картина)
Это был некрасивый ребенок: сопливый и шелудивый, однако уже в раннем детстве проявились магические способности этого необыкновенного младенца. Его земные родственники начали дога- дываться о великом предназначении будущего героя. Еще в то время, когда Зургай лежал в люльке, к нему небом послан злой шаман, который должен был погубить героя. Младенец легко справляется с шаманом. Вскоре Зургай сам мастерит себе лук и делает из древесной коры коня, на котором отправляется сражаться со злыми бесами альбинами. Он приводит в дом невест: сначала ханскую дочь, а через некоторое время в состязании выигрывает другую девушку, дочь богача. Благодаря этим девушкам Абай Гэсэр явился людям в своем настоящем облике: героя – освободителя земли от злых демонов. Небожители присылают Гэсэру в помощь волшебного коня, который будет его верным помощником в опасных битвах и походах. Первый подвиг Гэсэра – битва с великаном Лобсоголдой-Мангадхаем. Злые чары жены этого великана превращают Гэсэра в осла. Но небожители помогают ему обрести прежний облик Абая Гэсэра. Битва с могущественным врагом длилась полгода, и небожители не оставались безучастными к этому сражению. В конце концов Гэсэру удается победить. Другим подвигом Гэсэра была битва с чудовищем, обладающим большой магической силой, Гал-Дурмэ- ханом. Герой не может победить злодея в честном поединке, потому что Гал-Дурмэ-хан может бесконечное число раз погибать и снова возрождаться. Но истощенный битвой, он обещает впредь не творить зла людям и удаляется на восточный край земли. В битве с Хараабал Мэргэном Гэсэр погибает, сраженный грозными черными силами, пришедшими с востока. Эти силы были вызваны магическими заклинаниями Хараабал Мэргэна. Вещий конь Гэсэра сообщает женам и сыновьям своего хозяина о его гибели и помогает им найти волшебное средство, которое возвращает Гэсэра к жизни. Гзсзр совершил еще много других подвигов. Он очистил мир от чудовищ, установил на земле мир, гармонию и благоденствие, сделал его более приспособленным для жизни человека.
Эпос о Гэсэре сохранил древние фольклорные мотивы. В языке сказания встречаются многие слова и идиоматические выражения, которые давно вышли из употребления. Это дает лингвистам материал для изучения истории бурятского языка.
Многие народы, знающие эпическое сказание о Гэсэре, поклоняются Гэсэру как небожителю, божеству, великому духу. Гэсэр покровительствует воинам, защищает стада, он победитель демонов и податель счастливой судьбы (в том числе охотничьей удачи). В шаманских призываниях Гэсэра называют бурханом или тэнгри, сыном неба, обитающим над высокой белой горной вершиной, в доме облаков и туманов. В отличие от Тибета, где обожествлены многие соратники и противники Гэсэра, у монгольских народов предметом культового почитания является только Гэсэр. У бурят существуют предания, что песни о Гэсэре охраняют от призраков умерших и демонов. Существовали специальные магические талисманы Гэсэра, которые должны были спасти их владельца от козней злых духов.
Историческое происхождение сказания о Гзсэре теряется в далеком прошлом великих кочевых империй Центральной Азии. До сих пор не известно, кто является реальным прототипом эпических героев. Столетняя история изучения эпоса породила немало теорий и гипотез.
В 1931 году французская путешественница Александра Давид-Неель, долгое время жившая в Тибете, опубликовали на французском языке краткий пересказ тибетской версии “Гэсэра”. Она пришла к заключению, что легенды о Гэсэре покоятся на исторической основе. Великий военный вождь, действительно историческая личность, жизнь которого скрыта в мифологическом повествовании, по ее мнению, жил между 11 и 12 веками. Она назвала Гэсэриаду “Илиадой” Центральной Азии” и считала, что эпос о Гэсэре “по своей национальной значимости должен рассматриваться наряду с Илиадой, Энеидой, Нибелунгами и Роландом”.
С именем Гэсэра в Бурятии и других странах связано много мест. Считается, что родиной Гэсэра были высокие горы Саяны, а троном Гэсэра была самая высокая вершина – гора Мунку-сардык (Вечный белый голец), расположенная на границе Монголии и Бурятии. Возле города Улан-Удэ создан архитектурный комплекс, который называется “ Стоянка Гэсэра”, где согласно мифу герой эпоса останавливался для отдыха и привязывал своего коня к коновязи, перед тем как отправиться дальше. Тысячелетие эпоса “ Гэсэр” торжественно отмечалось в Бурятии в 1995 году.