Что такое былина 4 класс литературное чтение
Урок литературного чтения «Былины» в 4 классе
Урок по литературному чтению 4 класс
Тема: Былины
Учитель : Конова Н. Ю. МОУ Николаевская СШ
Цель урока: познакомить учащихся с понятием былина. Знакомство с произведением былинного характера.
Задачи урока:
-Выделить важнейшие признаки былины, доступные для восприятия младших школьников; сравнивать ее со сказкой, вызвать желание читать былины.
-совершенствовать навык чтения целыми словами; показать красоту, выразительность и напевность русского языка; показать роль силы и волшебности русской земли в становлении «простого» мужика богатырём.— Развивающие: развивать творческие способности, внимание, память, мышление, зрительное слуховое восприятие, речь.
-Знать о былине как произведении устного народного творчества
-применять в речи литературоведческие понятия «былина», «зачин», «повторы», «преувеличение», «сказители-былинщики»;
-проявление творческого отношения к процессу обучения;
-осознание школьниками меры ответственности за судьбу народа, Родины через поступки и действия былинных героев.
— Показать связь содержания былин с русской историей. Использовать возможности былин для воспитания чувства патриотизма.
Метапредметные.Познавательные: перерабатывать полученную информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую; давать оценку своим действиям, оценивать результат;
Регулятивные: Ставить цель на основе соотнесения того, что уже известно школьнику, и того, что еще неизвестно; составлять совместно с учителем план действий;
Коммуникативные:оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, грамотно формулировать высказывание; сотрудничать с другими, слушать мнения других
Оборудование к уроку: Картина Васнецова «Три Богатыря», портреты собирателей русских былин (презентация, песня и музыка «Богатырская наша сила»
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания
Пересказ сказки, выборочное чтение.
3. Мотивация учебной деятельности.
— Вспомните. какие жанры русского народного творчества вы знаете? (дети перечисляют)
(открывается запись на доске: загадки, скороговорки, пословицы, потешки, небылицы, поговорки, сказки, былины)
— Какое новое слово? (былины)
— Как вы понимаете слово былины?
А) Работа с записью на доске, понятие былины.
Былина- это русское народное сказание о богатырях, защищавших русские земли. Это не просто пересказ истории, её задача прославить богатыря и его подвиги, которые имеют решающее значение для русского народа.
В былинах встречаются исторически точные описания одежды, обуви. На дне Ильмень –озера нашли сапожок, который точно был описан в былине про Микулу Селяниновича. Кроме того в былинах упоминаются точные названия русских городов.
Былины пели, именно пели (в старину былины назывались песней), распевали распевно под гусли, а старцев называли гуслярами (рисунок гуслей). Таких исполнителей называли боянами. Они ходили по деревням и селам и там, перебирая гусли, нараспев рассказывали о подвигах русских богатырей. Былинное слово особенно красиво, торжественно, напевно и поэтично. В былинном стихе легко улавливается ритм, поэтому былину легко было исполнять под гусли. Они передавались из уст в уста, поэтому и дали до наших времён, благодаря собирателям былин, которые ездили по деревням и записывали их. Об одном и том же богатыре сложено множество былин, которые могли иметь несколько различных вариантов. Сюжеты многих из них похожи, они имеют лишь некоторые отличия.
(Портреты собирателей былин на слайдах)
— Павел Николаевич Рыбников. Собиратель былин. Открыл для нас бесценные сокровища духовной жизни народа, в 1861 – 1867 изданы 4 тома (165 былин)
— Алексей Федорович Гильфердин «Онежские былины записанные А. Ф. Гильфердингом.»
— Кирша Данилов (кто он до сих пор не установлено). Его сборник содержит 26 былин с 1804 года.
— Ну а теперь давайте перейдём к героям былин.
4. Актуализация знаний.
— Кто из героев былин является олицетворением смелости, героизма? (богатыри)
-Кого из русских богатырей вы знаете? (Алеша Попович, Илья Муромец, Добрыня Никитич., Микула Селянинович, Никита Кожемяка)
— Какими качествами были наделены богатыри? Вспоминаем, мультфильмы о богатырях. (мужественные, смелые, мудрые, преданные Руси, защитники народа, сильные, отважные и т. д.)
6. Изучение нового материала. Путешествие в историю.
В былинах встречаются исторически точные описания одежды, обуви. На дне Ильмень –озера нашли сапожок, который точно был описан в былине про Микулу Селяниновича. Кроме того в былинах упоминаются точные названия русских городов.
Богатыри – это собирательный образ русского народа, защитника Родины. Герои богатыри жили тысячу лет назад, а вот слава об их подвигах как о защитниках земли русской и своего Отечества из глубокой старины дошли до наших дней.
(Звучит музыка и песня «Богатырская наша сила, сила воли и сила духа» и идёт рассказ о трудных годах на Руси.)
Трудное время переживала Русь: набеги врагов, междоусобные (между русскими князьями) войны, разоряли деревни, губили урожай. Где искать защиты русским людям? Вот и пошли по земле русской рассказы о заступниках народных, о богатырях могучих. Русский народ показал на поле брани чудеса храбрости.
Чтение учителем :
Широка ты, Русь, по лицу земли
В красоте царственной развернулася!
У тебя ли нет богатырских сил
Старины святой, громких подвигов?
Уж и есть за что, Русь могучая,
Полюбить тебя, назвать матерью,
Встать за честь твою против недруга,
За тебя в нужде сложить голову.
7. Применение знаний в новой ситуации.
— Ну а теперь поговорим о богатырях и о их жизни в былинах.
На Руси известно около 50 богатырей-воинов, которым посвящены былинные сюжеты. Самих сюжетов известно около ста.Богатыри старшего поколения: пахарь Микула Селянинович, Святогор, Вольга Святославович.
Самой старой считается былина о Святогоре – богатыре или Калыване, как его её прозвали. И был тот Святогор – богатырь силы великой, ростом выше леса стоячего, головой упирался в облако ходячее. Земля – матушка носить его не могла. Конь под ним по колено проваливался, земля под ним прогибалась.
-Почему Святогора так прозвали? (его могли выдержать только горы. Вот там он и проживал)
— Какие подвиги он совершил? (никаких)
Во всех былинах Святогор мученик своей силы. Заключалась она в нём как в темнице, девать её некуда, а она день ото дня прибывала. Святогор – воплощение непремеримой, бесполезной силы, образ древнего великана, обреченного на гибель. А землю – русскую от степняков не защищал народ, его стал забывать.
Повстречал однажды Святогор Илью Муромца, да не стал с ним силой мериться, а побратались они.
— Кто расскажет как братались богатыри? (рассказ ученика)
(раскинули шатёр, отпустили коней по лугу зелёному, порассказали друг другу всё, золотыми крестами поменялися, да поцеловалися. Святогор – богатырь да будет большим братом, а Илья Муромец – да будет младшим братом.
— А умер Святогор так. Пошли они по Руси зашли на край земли, а там стоит гроб, лёг Илья Муромец в каменный гроб. Который они со Святогором нашли, да не подошёл ему гроб. Лёг тогда Святогор в каменный гроб – он ему в пору пришёл. Решил тогда богатырь, что пришло его время умирать. Отдал он свою силу Илье, да не всю взял Илья, а только столько. Сколько нужно человеку. И стал Илья защищать землю русскую. Да не один. Бок о бок с ним сражались ещё два богатыря.
Микула Селянинович – один из самых народных героев – богатырей, крестьянин, пахарь, скромный труженик. Любит мать – землю мужика – пахаря, поэтому и наделён сказочной силушкой, носит с собой суму с «тягой земной» (тяжесть хлебопашеского труда). (силой всей Русской земли, которую не может поднять даже сам Святогор.
Вольга Святославович – волхв (волшебник, оборотень и охотник. Умеет превращаться в разных животных (волка или орла, совершил путешествие в Индию.
Также выделяются богатыри, относящиеся к младшему поколению.Самых известных из них три: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович. У всех трех богатырей есть исторические прототипы (реальные люди).
Интересна история о том, как Илья Муромец был причислен к лику святых. После вполне успешной воинской карьеры и, видимо, вследствие тяжелого ранения Илия (таков церковный вариант имени) принимает решение окончить свои дни иноком (монахом) и постригается в Феодосиев монастырь, ныне Киево-Печерскую лавру (расположенную в городе Киеве на Украине). Раньше такой шаг для воина считался вполне традиционным – сменить меч железный на меч духовный и проводить дни в сражении не за земные блага, а за небесные.
Умер Илья Муромец, будучи монахом Киево-Печерской лавры. Первоначально он был захоронен на почетном месте (где и князей-то не всех хоронили) в усыпальнице для князей в киевском храме Святой Софии. Даже бояре не мечтали о погребении своем в храме Софии Киевской, так как для них это была честь неслыханная! А Илья Муромец был крестьянский сын. Впоследствии его гробница была разрушена. Тогда мощи (тело святого) были перенесены в Киево-Печерскую лавру, где они покоятся и поныне.
Ученые исследовали мощи (тело) Ильи и установили, что богатырь действительно был крупным человеком. На левой руке и в области левой груди обнаружены большие раны, что говорит о его принадлежности к воинам. Определен возраст Ильи – 40–55 лет, выявлены изменения в позвоночнике, которые позволяют говорить о перенесенной в юности болезни конечностей (в былине сказано, что «Илья сиднем сидел тридцать лет и три года», у него «болели ноженьки»).
День памяти святого Илии отмечается 1 января. Святому Илие Муромцу не было составлено церковного жития (рассказа о его жизни). Но полная биография богатыря от рождения и исцеления до кончины отражена в русских былинах.
На сегодняшний день известно и то, что частички мощей святого Илии Муромца хранятся в церкви Воскресения на Дебре в городе Костроме. Как и когда они туда попали, до сих пор неизвестно
— Следующий богатырь Добрыня Никитич – родился в Рязане, родом из «честной зажиточной семьи», носил прозвище «Тихий» Добрыня Никитич, о котором также сохранились упоминания в летописях. Добрыня – победитель злого Змея Горыныча и Батыги (Батыя). Былины рассказывают, что Добрыня знатного происхождения, он сын рязанского князя. Строг, справедлив, благороден Добрыня Никитич.Он обладает особенными умениями: поёт, играет на гуслях, искусно играет в шахматы, стреляет лучше всех. Добрыня ближе всех к князю и выполняет его поручения.. Каждый богатырь имеет свои достоинства,свое лицо: Добрыня Никитич – дипломат и храбрый змееборец.
— Алёша Попович – родился в Ростове, из семьи священнослужителя., Алёша Попович – молодой, нетерпеливый, любящий прихвастнуть, но смелый и отважный. Алёша Попович с самого детства был очень сильным, он не мог играть с остальными детьми. «Из –за неимоверной силы Алёша в детских играх у его сверстников руки – ноги отрывались. Кого возьмёт за руку – рука прочь, кого возьмёт за ножку – ножка прочь». Алёша Попович самый молодой на «заставе богатырской». Подобно другим богатырям, он приезжает в Киев из северо – восточной Руси (Ростова Великого) Выполо на его долю побороться с сыном змея Горыныча – Тугарином. Одолел он его не столько силой, сколько хитростью. Этот герой вообще хитроват,лукавец и насмешник: там, где другие богатыри открыто сражаются и порою бывает побеждают, Алёша непременно придумывает какую – нибудь увёртку и одолевает, пусть не всегда честно. Алёша был хвастлив, кичлив. Недаром ему присвоено прозвище Попович – поповских сыновей народная молва всегда полагала особенно хитрыми, пронырливыми. Но когда дело доходило до защиты русской земли, Алёша всегда показывал свою смелость и доблесть и не отступал перед опасностью.
Исторический прототипом считают Александра Поповича, который согласно летописи, погиб в 1224 году в битве при реке Калке.
8. Закрепление (если останется время, начать читать статью «Былины» на стр. 64, учебника.
9. Итог урока
— Ребята, нужны ли были богатыри земле русской? (Нужны)
— Как вы считаете, существуют ли богатыри в наше время?
— Почему современному читателю нужно знать и читать былины?
— Кто в наши дни мог бы сказать такие слова:
«Ещё есть на Руси, кому постоять за землю Русскую!»
— Чему вас научили подвиги богатыря?
давайте расшифруем завет, который оставили богатыри нам, своим потомкам. (составляют предложения – заветы из слов)
1. свою беречь Защищать Родину, и. (Защищать и беречь свою Родину)
2. бедных Защищать,, стариков слабых и детей. (Защищать стариков, детей, бедных и слабых)
3. храбрым, Быть сильным, мужественным, отважным. (Быть храбрым, сильным, отважным, мужественным)
4. землю Любить свою, свой народ, свою родную страну и Родину. (Любить свою землю, свой народ и свою родную страну, Родину)
(Раздать бумажные листочки дуба)
В древней Руси родовым деревом считался дуб. Уходя в поход, богатыри подходили к дубу, брали с собой листок и горсть родной земли. Этот обычай брать с собой горсть земли сохранился до сих пор, с тех далеких времен от наших предков.
Ребята, если вам понравилась наша беседа, то листочек дуба закрасьте в зеленый цвет, если не понравилась, то лист дуба закрасьте в желтый цвет.
11. Домашнее задание
Стр. 64 (учебника, читать)
Интегрированный урок литературного чтения и изобразительного искусства в 3 классе «Произведения о детях. А. П. Чехов. «Ванька» Тема урока: «Произведения о детях».А. П. Чехов. «Ванька» Лепка объемно-пространственной композиции из одноцветного пластилина или глины.
Конспект урока литературного чтения в 4 классе «С. Есенин «Лебедушка» СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ ЕСЕНИН. «ЛЕБЕДУШКА» Цели: знакомить учащихся с жизнью и творчеством С. А. Есенина; показать красоту, напевность, задушевность.
Конспект урока литературного чтения в 3 классе «М. М. Зощенко «Золотые слова» Технологическая карта урока литературного чтения Учитель: Антинг Валентина Германовна Дата проведения: «22» апреля 2015 года Тема. М. М.
Конспект обобщающего урока литературного чтения в 4 классе по разделу «Природа и мы» ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК ПО РАЗДЕЛУ «ПРИРОДА И МЫ». ОЦЕНКА ДОСТИЖЕНИЙ ПО РАЗДЕЛУ. Тип урока: обобщение и систематизация знаний Педагогические задачи:.
Урок литературного чтения в 4 классе «Л. Кассиль «Дорогие мои мальчишки» Л. КАССИЛЬ. «ДОРОГИЕ МОИ МАЛЬЧИШКИ». ЭТИКЕТНЫЕ ЖАНРЫ И СЛОВА ВЕЖЛИВОСТИ Учащиеся должны знать: в чем заключается роль речи (диалога) в характеристике.
Урок литературного чтения в 4 классе по сказке «Аленький цветочек» Сергей Тимофеевич Аксаков продолжение) Цели: продолжить работу над сказкой С. Т. Аксакова «Аленький цветочек»; пробуждать в детях чувство.
Конспект урока литературного чтения в 4 классе по рассказу Е. И. Чарушина «Кабан» Тема: Е. И. Чарушин «Кабан». Цели: Знакомство с творчеством Е. И. Чарушина на материале рассказа «Кабан». Предметные: познакомить с творчеством.
Конспект урока литературного чтения в 3 классе «Л. Н. Толстой «Лев и собачка» Тема урока: Л. Н. Толстой «Лев и собачка». Цели урока: · ознакомления учащихся с произведением Л. Н. Толстого «Лев и собачка» · совершенствования.
Урок литературного чтения в 4 классе по сказу П. П. Бажова «Серебряное копытце» (первый урок) Цели: познакомить учащихся с жизненным и творческим путями уральского сказочника Павла Петровича Бажова; показать своеобразие,.
Урок литературного чтения в 1 классе УМК «Школа России» «Звуки [Л, Л’]. Буквы «Л, л» Урока литературного чтения (обучение грамоте) в 1 классе УМК «Школа России» «Звуки [л, л’]. Буквы Л, л» Тип урока: открытие нового знания.
Доклад Былины 4, 7 класс сообщение (По литературе)
Былины – это песенные мотивы русских народов, в которых главными героями являются мужественные богатыри. В этих эпических произведениях люди воспевали их подвиги и участие простого народа в них.
Само слово «былина» переводится как «старина» и все события, описанные в них, проходили в далеком прошлом. Былина, так же как легенда или миф относится к одному из литературных жанров. Но, правда это или вымысел достоверно сказать невозможно. Вероятнее всего героические подвиги и поступки, о которых воспевается в былинах, несколько преувеличены. Это сделано для того, чтобы русский народ еще больше восхищался и гордился своими героями.
Былины так же являются неотъемлемой частью истории жизни русского народа. Благодаря им у людей будущего поколения создается представление о прошлом бытие и образе русского человека.
Приблизительно с начала 10 века люди стали описывать происходящие события в былинах. В письменном оформлении они появились лишь к концу 17 века. Что немало важно, каждое новое поколение, старалось оставить в этих сказаниях частичку «себя». До того, как их стали записывать на бумаги, все былины просто рассказывались друг другу, от предков к потомкам и т.д.
С точностью сказать, откуда произошли былины с точностью сказать практически невозможно. Но есть предположение, что они берут свое начало с новгородских и киевских земель. Первым человеком, о котором начали воспевать киевляне оказался князь Владимир. Кроме этого, в былинах киевского народа можно встретить всеми любимых и известных богатырей – Илья Муромца, Добрыню Никитича, Алешу Поповича и Чурило Пленковича. В былинах воспевались старшие, более мудрые богатыри, на которых равнялись молодые. Это и Святогор, и Вольга и Микула.
Их образ – это сила, отвага и мужество русского мужика. В те давние времена их и называли богатырями. Установлен достоверный факт, что эти люди на самом деле когда-то проживали на территории Руси.
Самый первый сборник русских былин был выпущен в Москве в 1804 году. На сегодняшний день известно о существовании 80 былин русских народов, которые описаны в литературных книгах.
Былина — это жанр фольклора
Былина – это жанр фольклора, изначально устная героико-историческая песнь, сочетающая установку на достоверность с элементами народной фантазии.
Первые образцы жанра, которые, по мнению исследователей, относятся к эпохе создания и становления древнерусского государства (ХI-XIII века), существовали в качестве песен, исполнявшихся под аккомпанемент щипковых инструментов (гуслей) и передававшихся из уст в уста.
Так как сюжеты былин касались исторических фигур и реальных событий, предметом повествования становилось прошлое, ведь вывод о чём-либо можно сделать лишь тогда, когда оно прошло, завершилось. Вот почему подобные песни изначально назывались старинами.
Термин «былина» вошёл в обиход в 1839 году, когда фольклорист и этнограф И. П. Сахаров приступил к изучению этого самобытного жанра.
В книге «Сказания русского народа» собиратель представил эпические песни о подвигах богатырей и поляниц (женщинах-богатыршах), о княжеской дружине князя Владимира в стольном граде Киеве, о Соловье-Разбойнике и Змее Тугарине.
Традиция записи былин, начатая в XIX веке, перешагнула в XX столетие и закончилась экспедициями в Онежский край, где была обнаружена последняя сказительница Марья Дмитриевна Кривополенова. С её слов было записано несколько десятков ранее не зафиксированных текстов. На этом история собирания былин закончилась.
Средства художественной выразительности.
Также по теме:
ФОЛЬКЛОР
В течение многих столетий выработались своеобразные приемы, характерные для поэтики былины, а также способ их исполнения. В древности, как полагают, сказители подыгрывали себе на гуслях, позже былины исполнялись речитативом. Для былин характерен особый чисто-тонический былинный стих (в основе которого лежит соизмеримость строк по количеству ударений, чем и достигается ритмическое единообразие). Хотя сказители использовали при исполнении былин всего несколько мелодий, они обогащали пение разнообразием интонаций, а также меняли тембр голоса.
Подчеркнуто торжественный стиль изложения былины, повествующей о событиях героических, а зачастую и трагических, определил необходимость замедления действия (ретардация). Для этого используется такой прием, как повторение, причем повторяются не только отдельные слова: …ета коса, коса
, …
из далече-далече
,
дивным дивно
(повторения тавтологические), но и нагнетение синонимов:
биться-ратиться
,
дани-пошлины
, (повторения синомимические), зачастую окончание одной строки является началом другой:
А приехали они да на святую Русь, / На святую Русь да и под Киев град…
, нередки троекратные повторения целых эпизодов, идущие с усилением эффекта, а некоторые описания предельно детализированы. Характерно для былины и наличие «общих мест», при описании однотипных ситуаций используются определенные формульные выражения: таким образом (при том предельно детализировано) изображается седлание коня:
Ай выходит Добрыня на широкий двор, / Он уздае-седлае коня доброго, / Налагает ведь он уздицу тесмяную, / Налагает ведь он потнички на потнички, / Налагает ведь он войлоки на войлоки, / На верёх-то он седелышко черкасское. / А и крепко он подпруги подтягивал, / А и подпруги шолку заморского, / А й заморского шолку шолпанского, / Пряжки славныя меди бы с казанския, / Шпенечки-то булат-железа сибирского, / Не красы-басы, братцы, молодецкия, / А для укрепушки-то было богатырскии
. К «общим местам» относятся также описание пира (по большей части, у князя Владимира), пира, богатырская поездка на борзом коне. Подобные устойчивые формулы народный сказитель мог комбинировать по собственному желанию.
Для языка былин характерны гиперболы, при помощи которых сказитель подчеркивает черты характера или наружности персонажей, достойные особого упоминания. Определяет отношение слушателя к былине и другой прием – эпитет (могучий, святорусский, славный богатырь и поганый, злой враг), причем часто встречаются устойчивые эпитеты (буйна голова, кровь горячая, ноги резвые, слезы горючие). Сходную роль выполняют и суффиксы: все, что касается богатырей, упоминалось в формах уменьшительно-ласкательных (шапочка, головушка, думушка, Алешенька, Васенька Буслаевич, Добрынюшка и т.д.), зато отрицательные персонажи именовались Угрюмищем, Игнатьищем, царищем Батуищем, Угарищем поганым. Немалое место занимают ассонансы (повторение гласных звуков) и аллитерация (повторение согласных звуков), дополнительные организующие элементы стиха.
Былины, как правило, трехчастны: запев (обычно не связанный напрямую с содержанием), функция которого состоит в подготовке к прослушиванию песни; зачин (в его пределах разворачивается действие); концовка.
Следует отметить, что те или иные художественные приемы, использованные в былине, определяются ее тематикой (так, для богатырских былин характерна антитеза).
Взгляд сказителя никогда не обращается к прошлому или будущему, но следует за героем от события к событию, хотя расстояние между ними может варьироваться от нескольких дней до нескольких лет.
Какие бывают былины
В фольклористике былины традиционно делят на 3 группы:
Героические былины бывают двух типов:
К социально-бытовым можно отнести былину «Садко».
Хвастливого гусляра перестают звать на пиры. Садко уходит на берег Ильмень-озера, где в одиночестве играет на гуслях. Игра приходится по нраву Морскому Царю, который заключает с музыкантом сделку.
Садко богатеет, становится первым купцом и хвалится, что скупит весь новгородский товар. Но это ему не удаётся. Однажды Садко попадает в сильную бурю и понимает, что Морской Царь требует его в жертву.
Под водой Садко играет на гуслях, отчего водяной пляшет так, что дрожит земля. По людским молитвам, Никола Можайский спасает Садко. Гусляр просыпается в родном Новгороде и мирно доживает свой век, строя храмы и помогая бедным.
Сказочные былинные тексты сочетают черты сказки (наличие волшебных персонажей, троекратность испытаний) и образы былинных героев.
Интересные ответы
Герои русских былин
Подобно циклу воинских преданий европейского средневековья, в которых повествуется о подвигах рыцарей Круглого стола и короле Артуре, в русском героическом эпосе прославляются могучие защитники родной земли.
Их король Артур – это киевский князь Владимир Красно Солнышко, собирающий в своей дружине весь цвет воинства. Самые популярные богатыри, обессмерченные художником В. Васнецовым: Илья из-под города Мурома села Карачарова, Добрыня, родившийся по разным версиям то ли в Искоростени, то ли в Рязани, и сын ростовского священника Алёша (Олёша).
Также известны киевские герои: Михайло Потык, Ставр Годинович и Чурило Пленкович. Сохранились предания (что это такое?) и о славных новгородцах: купце Садко и силаче Василии Буслаеве.
Не менее интересны истории о поляницах (женщинах-богатыршах). Например, Добрыня находит свою жену в бою. В конце поединка, когда соперники по воинскому обычаю должны снять забрала и показать лица, воин понимает, что бился с женщиной.
Прекрасной воительницей оказывается Настасья Микулишна – дочь богатыря Микулы Селяниновича. С Настасьей связан любопытный сюжетный поворот. Отлучившись в очередной поход на целых 12 лет, Добрыня оставляет молодую жену одну.
В это время Алёша Попович приезжает к ней и сообщает, что видел друга погибшим, после чего предлагает прекрасной «вдове» руку и сердце. Та соглашается, но Добрыня возвращается и вовремя разоблачает их. Он задаёт Алёше трёпку. Примирить их удаётся Илье.
Василий Буслаев.
Известны две былины об этом неукротимом и буйном гражданине Великого Новгорода. В бунте своем против всех и вся он не преследует никакой цели, кроме желания побуйствовать и покуражиться. Сын новгородской вдовы, зажиточный горожанин, Василий с малолетства проявил свой необузданный нрав в драках со сверстниками. Выросши, он собрал дружину, чтобы потягаться силами со всем Великим Новгородом. Бой кончается полной победой Василия. Вторая былина посвящена гибели Василия Буслаева. Поехав с дружиной в Иерусалим, Василий насмехается над встреченной им мертвой головой, несмотря на запрет, купается голым в Иерихоне и пренебрегает требованием, начертанном на найденном им камне (нельзя перепрыгивать камень вдоль). Василий, в силу неукротимости своей натуры, начинает прыгать и скакать через него, зацепляется ногой за камень и разбивает голову. Этот персонаж, в котором воплощены необузданные страсти русской натуры, был любимым героем М.Горького. Писатель тщательно копил материалы о нем, лелея мысль написать о Ваське Буслаеве, однако узнав, что пьесу об этом герое пишет А.В.Амфитеатров, отдал все накопленные материалы собрату по перу. Эта пьеса эта считается одним из лучших произведений А.В.Амфитеатрова.
Подвиги былинных героев
Но главное в воинских песнях – не любовные коллизии (это как?), а ратные подвиги. Чем же прославился каждый из народных героев?
Среди былин об Илье Муромце самой популярной стало сказание «Илья Муромец и Соловей-разбойник», которое рассказывает о расправе с легендарным свистуном. Выколов ему глаз стрелой, Илья привязывает пойманного разбойника к седлу и привозит прямо в Киев на показ князю.
Тот сомневается, действительно ли перед ним Соловей, и Муромец приказывает пленнику засвистеть вполсилы. От свиста гнутся церковные маковки – и Владимир велит расправиться со злодеем. В чистом поле Илейка срубает Соловью голову.
Былина «Святогор» тоже связана с Ильёй. Старший богатырь, сидящий во Святых Горах, хранит силу земли. Он ловит Муромца и сажает в свой карман, где носит его два дня. Признав, что Святогор сильней, Илья завоёвывает его благосклонность. Богатыри обмениваются крестами, братаются, клянутся вместе беречь землю русскую.
Однажды они находят в горах белый гроб и по очереди ложатся в него. Для Ильи гроб велик, а вот Святогору – по росту. Великан просит накрыть его дубовыми досками. Муромец делает по сказанному, а вот поднять их уже не могут ни тот, ни другой. Святогор понимает, что ему пора уходить, и передаёт свою силу Илье.
Второй по популярности герой народного эпоса – Добрыня Никитич. Былины о Добрыне Никитиче сообщают, что главный его соперник – Змей Горыныч. Припадая к земле, богатырь всякий раз набирает силу и одерживает победу в тот самый миг, когда кажется, что чудище уже не умертвить.
У былинного змееборца любопытные характеристики: его величают умным, хитрым. Именно Добрыню, да ещё богатыря Дуная князь выбирает в сваты, когда хочет просить руки королевны ляхов Апракси.
Алёша Попович знаменит поединком с Тугарином. Тугарин – татарский военачальник Тугархан.
Предание рассказывает, как Попович убивает Тугархана под стенами Киева, вызвав его на поединок прямо из-за княжеского стола. От вражеского войска не остаётся ничего, а от награды витязь отказывается.
Алеша Попович
– родом из Ростова, он сын соборного попа, самый молодой из знаменитой троицы богатырей. Он смел, хитер, легкомыслен, склонен к веселью и шутке. Ученые, принадлежавшие к исторической школе, полагали, что этот былинный герой ведет свое происхождение от Александра Поповича, погибшего в битве при Калке, однако, Д.С.Лихачев показал, что в действительности имел место обратный процесс, имя вымышленного героя проникло в летопись. Наиболее известный подвиг Алеши Поповича – победа его над Тугарином Змеевичем. Богатырь Алеша не всегда ведет себя достойным образом, частенько он заносчив, хвастлив. Среди былин о нем – Алеша Попович и Тугарин
,
Алеша Попович и сестра Петровичей
.
Киевский или «владимиров» цикл.
В этих былинах богатыри собираются вокруг двора князя Владимира. Сам князь не совершает подвигов, однако, Киев – центр, который влечет героев, призванных защитить от врагов родину и веру. В.Я.Пропп полагает, что песни киевского цикла – явление не местное, характерное только для киевской области, напротив – былины этого цикла создавались по всей киевской Руси. С течением времени образ Владимира менялся, князь приобретал черты, изначально несвойственные для легендарного правителя, во многих былинах он труслив, подл, зачастую намеренно унижает героев (Алеша Попович и Тугарин