Что такое быть и нравы
НРАВЫ
Смотреть больше слов в « Словаре по этике »
Смотреть что такое НРАВЫ в других словарях:
НРАВЫ
нравы мн. Обычаи, уклад общественной жизни.
НРАВЫ
нравы мн. (обычаи)customs; morals and manners другие времена — другие нравы — customs change with the times, times change
НРАВЫ
НРАВЫ
НРАВЫ обычаи, имеющие нравственное значение. Проистекают из постоянных норм, которыми люди руководствуются в отношениях между собой и с обществом, п. смотреть
НРАВЫ
НРАВЫ
— устоявшиеся в данном сообществе формы поведения. В социологии Н. иногда определяются как своего рода полезные обычаи. В бытописательной литературе. смотреть
НРАВЫ
НРАВЫ
обычаи, имеющие нравственное значение. Проистекают из постоянных норм, которыми люди руководствуются в отношениях между собой и с обществом, при условии, что эти нормы не вводятся принудительными предписаниями власти или закона или являются результатом влияния религиозных догм, а регулируются традициями. Когда последние упорядочивают политическую (отношение к власти), умственную (отношение к Богу и культу), экономическую (отношение к природе, ее дарам и пр.) стороны жизни, то такие нормы относят к моральным и нравственным обычаям. Значение нравов в историческом процессе состоит в том, что они запечатлевают нравственный прогресс, уже достигнутый, превращаясь в навык. Власть нравов над толпой огромна, и действия немалой части человечества регулируются именно господствующими в данное время нравами. При росте уровня цивилизации и повышении нравственности смягчаются и нравы. Напротив, огрубение нравов происходит при дегенеративных процессах и деморализации общества, что выражается в увеличении актов насилия, в ослаблении солидарности между членами общества, возрождении жестокости и др. пороков. смотреть
НРАВЫ
НРАВЫ
привычки, чувства, верования, общие для группы людей. Нравы или социальные привычки образуют первичную форму права, основанную на традиции, или право обычая; юристы сегодня все еще обращаются к этой «общей морали», материализованной в нравах и предрассудках общества. Социология в качестве «науки о нравах» (выражение Дюркгейма) предлагает вычленить моральные верования, выраженные индивидами, принадлежащими к тому или иному обществу, и запечатленными в самой практике общественных отношений; она может также охарактеризовать определенные культурные «типы» (социальная типология) и определить смысл общественной эволюции при условии, что изучение всего этого будет рациональным, методичным и позитивным (то, что Леви-Брюлъ назвал «рациональным моральным искусством», когда к социальным фактам прило-жимы экспериментальные методы, используемые в науках о физическом мире). смотреть
НРАВЫ
обычаи, имеющие нравственное значение; проистекают из постоянных норм, которыми люди руководствуются в отношениях между собой и с обществом, при условии, что эти нормы не вводятся принудительными предписаниями власти или закона, а регулируются традициями. Когда последние упорядочивают политическую, умственную, экономическую стороны жизни, то такие нормы относят к моральным и нравственным обычаям. Власть нравов над толпой огромна, и действия немалой части человечества регулируются именно господствующими в данное время нравами. При росте уровня цивилизации и повышении нравственности смягчаются и нравы; напротив, огрубление нравов происходит при дегенеративных процессах и деморализации общества, что выражается в увеличении актов насилия, возрождении жестокости и др. пороков. смотреть
НРАВЫ
Нравы обычаи, имеющие нравственное значение. Понятие «нравы» характеризует все те формы поведения людей, которые бытуют в данном обществе и могут быть. смотреть
НРАВЫ
Нравы обычаи, имеющие нравственное значение. Это понятие характеризует все те формы поведения людей, которые бытуют в данном обществе и могут быть п. смотреть
НРАВЫ
привычки, чувства, верования, общие для группы людей, имеющие моральную ценность образцы поведения, сложившиеся в ходе длительного исторического развития. В нравах сохраняются не только те образцы поведения, которые имеют непреходящее значение и являются неотъемлемой властью культурных традиций, но и те, которые препятствуют дальнейшему развитию культуры, ограничивают свободу морального выбора человека.. Нравы или социальные привычки образуют первичную форму права, основанную на традиции, или право обычая; юристы сегодня все еще обращаются к этой «общей морали», материализованной в нравах и предрассудках общества. смотреть
НРАВЫ
НРАВЫ
эмоционально окрашенные и имеющие нравственное значение обычаи, нормы поведения, добровольно выполняемые людьми в условиях определенной общественной формации или сообщества (коллектива, класса, нации). Так, можно говорить о нравах русских людей, о нравах в школе, нравах, царящих в любой профессиональной среде. Нравы вытекают из постоянного и свободного соблюдения каких-либо норм, традиционно из поколения в поколение передаваемых в сообществе, в среде. О нравах чаще говорят тогда, когда сталкиваются с нарушением норм нравственности, со своеволием и произволом. смотреть
НРАВЫ
НРАВЫ
сущ. мн. ч.1) (обычаи) mores, customs; habits, morals and manners 2) (правила нравственного поведения) morals •исправлять нравы — moralize- местные нра. смотреть
НРАВЫ
– социальные нормы и обычаи, которые определяют стандарты поведения группы или общества. Это существенно важный кодекс поведения, следование ему в коллективистских культурах считается необходимым для нормального функционирования общества. Игнорирование и тем более демонстративное пренебрежение нравами в упомянутых культурах нередко карается строгими санкциями. Употребление данного термина обычно ограничено общественными обычаями, которые формально не имеют прямого отношения к законам. смотреть
НРАВЫ
– составная часть духовной культуры общества: идеалы людей, их ценностные ориентации, навыки, особенности отношений между ними, в т. ч. и между представителями различных этносов, образцы поведения, нормы права и морали, обычаи, предрассудки. Н. также включают и принятые правила разрешения конфликтов различных уровней (напр., вендетта, принцип кровной мести, вызов на дуэль за оскорбительные действия, смертная казнь за наиболее тяжкие преступления и т. п.). смотреть
НРАВЫ
обычаи, имеющие нравственное значение. Понятие Н. характеризует все те формы поведения людей, к-рые бытуют в данном обществе и могут быть подвергнуты н. смотреть
НРАВЫ
Социальные нормы и обычаи, которые определяют моральные ггандарты поведения группы или общества. Нравы являются важным кодек-дам поведения, и следование им считается необходимым для нормального функционирования общества; не соблюдение их карается строгими санкция-ли. Употребление этого термина обычно ограничено общественными обыча-ями, которые формально не предписаны законом. смотреть
НРАВЫ
НРАВЫ
мн. ч.Sitten f pl; Gebräuche m pl (обычаи)Синонимы: обычаи, свычаи и обычаи
НРАВЫ
НРАВЫ
мн.mœurs f plнравы и обычаи — les us et coutumesСинонимы: обычаи, свычаи и обычаи
НРАВЫ
(mores) — принятые и строго предписанные формы поведения в пределах какого-либо общества или общины (У. Дж. Самнер, 1906). Нравы противопоставляются Самнером народным обычаям — хотя и санкционированным социально, но менее фундаментальным, менее абстрактным в организации, и не так строго наказываемым при их нарушении. смотреть
НРАВЫ
мн. mœurs
НРАВЫ
нравыאוֹרַח-חַיִים ז’ [ר’ אוֹרחוֹת-חַיִים]* * *אתיגינוניםהוגןלקחמידותמנהגים עממייםנימוסים והליכותСинонимы: обычаи, свычаи и обычаи
НРАВЫ
— англ. mores; нем. Brauch. Относительно устойчивые способы поведения, обычаи, манеры, преобладающие в данном обществе или соц. группе и воспринимаемые как правильные и обязательные. см. МОРАЛЬ. Antinazi.Энциклопедия социологии,2009 Синонимы: обычаи, свычаи и обычаи. смотреть
НРАВЫ
мнszokások (tsz); erkölcsök (tsz)Синонимы: обычаи, свычаи и обычаи
НРАВЫ
мн., Р. нра/вов (обычаи, привычки) Синонимы: обычаи, свычаи и обычаи
НРАВЫ
НРАВЫ
НРАВЫ
НРАВЫ, обычаи, имеющие нравственное значение. Понятие «нравы» характеризует все те формы поведения людей, которые бытуют в данном обществе и могут быть подвергнуты нравственной оценке.
НРАВЫ
НРАВЫ
НРАВЫ
НРАВЫ, обычаи, имеющие нравственное значение. Понятие «нравы» характеризует все те формы поведения людей, которые бытуют в данном обществе и могут быть подвергнуты нравственной оценке. смотреть
НРАВЫ
— обычаи, имеющие нравственное значение. Понятие «»нравы»»характеризует все те формы поведения людей, которые бытуют в данномобществе и могут быть подвергнуты нравственной оценке. смотреть
НРАВЫ
обычаи, имеющие нравственное значение. Понятие «нравы» характеризует все те формы поведения людей, которые бытуют в данном обществе и могут быть подвергнуты нравственной оценке. смотреть
НРАВЫ
обычаи, имеющие нравственное значение. Понятие характеризует формы поведения людей, которые бытуют в данном обществе и могут быть подвергнуты нравственной оценке. смотреть
НРАВЫ
эмоционально окрашенные привычки, традиции, обычаи, проявляющиеся в поведении того или иного народа, социальной или социально-психической общности.
НРАВЫ
Нра́выdesturi мн., utaratibu wa maisha (taratibu), mtindo wa maisha (mi-)
НРАВЫ
нравы мн. Sitten f pl; Gebräuche m pl (обычаи)Синонимы: обычаи, свычаи и обычаи
НРАВЫ
töreСинонимы: обычаи, свычаи и обычаи
НРАВЫ
folkeskikkСинонимы: обычаи, свычаи и обычаи
НРАВЫ
Норавы, звычаі, нравы и обычаи — норавы і звычаі другие времена — другие нравы — іншыя часы — іншыя звычаі (норавы)
НРАВЫ
• mravy• obyčeje• způsoby• zvyky
НРАВЫ
нормы, которым люди придают очень большое значение и строго соблюдают.
НРАВЫ
– широко наблюдаемые и имеющие огромную моральную значимость нормы.
Гуляй, купчина, от рубля и выше: историческая зарисовка о купеческих нравах
Многие слышали выражение: «Какой у него буйный нрав!» Или: «Мне эта девушка по нраву». Так что такое нрав?
Если сказать очень кратко, то это принятые в обществе нормы поведения и морали. Недаром же говорят «высоконравственный человек». Однако в книгах можно встретить и более общее значение. Что такое нрав? По мнению писателей (представителей реализма), нрав — характер (смелость или робость, воля, милосердие), а также чувства (страсть, любовь, сострадание, ненависть) и все те привычки, традиции и верования, которые сложились у того или иного народа в процессе исторического развития. Это образцы поведения, принятого (или отвергаемого) в том или ином общественном слое.
На примерах классических произведений можно видеть, каковы русские нравы. Самоотверженность Андрея Болконского, чистота Наташи Ростовой, желание гриновского Грэя сотворить своими руками чудо для Ассоли. Но вместе с тем ханжество «высшего света» по отношению к неверной жене Анне Карениной или тяга к азарту (пресловутая русская надежда на «авось»: а вдруг повезет?) у героев Достоевского или у пушкинского Германна. Поступки людей обусловлены их нравом (и врожденным, и приобретенным в процессе воспитания), а животные действуют, лишь повинуясь инстинктам.
Нравы России закладывались в глубокой старине. В их основе лежит духовность и широта души. Распространены суждения о том, что люди на Западе живут благополучнее, поскольку умеют и любят работать, а русские, мол, бездельники: сидит такой Емеля на печи, ждет манну небесную. Зато наш герой сказок всегда готов поделиться последним, он добр и сострадателен.
Эпоха и нравственность
Что такое нрав? Данное слово происходит от слова «нравственность». Нравственность — это условная внутренняя оценка самим человеком норм своего же поведения, своих поступков с точки зрения ценности добра. Термин вплотную связан с ещё одним понятием — мораль, т. к. именно она, в нашем понимании, отвечает за различия добра и зла. Мораль сегодняшнего общества во многом опирается на десять библейских заповедей. Наши предки прожили целую эпоху до принятия Владимиром Святым христианства и распространения православия на Руси. Получается, что у них не было нравственности в нашем современном понимании этого слова, но значит ли это, что они были безнравственны? Или ответ на вопрос «Что такое нрав?» разный для каждой эпохи?
Манифест о купечестве
1 января 1807 года был принят Манифест о дарованных купечеству новых выгодах, отличиях, преимуществах и новых способах к распространению и усилению торговых предприятий. Его можно назвать сборником постановлений, торговым кодексом.
В нем определялись понятия «товарищество», «торговый дом». Описывались правила участия дворянства в купеческих товариществах. Иностранцы не имели права приписываться в купечество, давалось понятие «иностранец гость».
Для купцов первой гильдии была установлена монополия на торговлю с азиатскими странами. Первостатейным купцам дозволялось ездить на карете парою и четвернею.
Манифест о купечестве 1 января 1807 года
В Манифесте приказывалось завести Министерству Коммерции «Бархатную Книгу знатных купеческих родов». Она состояла из двух частей. В первой части писали купеческие роды, состоящие из трех успешных первогильдейных поколений (отец, сын, внук). Потомки этих родов тоже вписывались в первую часть, пока не разорятся. Во второй части книги писали боковые колена тех же купеческих родов, в том числе и успешных потомков разорившихся купцов.
Купеческое сословие было отменено вместе со всеми остальными в 1917 году, после Революции.
Празднование Ивана Купалы
Если вспомнить некоторые традиции и обычаи древних славян, то это именно так. Одним из главных богов языческого пантеона древних славян был Перун. Именно ему задолго до языческой реформы 980 года поклонялось большинство славянских племён. Праздник, посвященный этому богу, праздновали на Ивана Купала.
Этот день совпадал с днём летнего солнцеворота и отождествлялся с божественной сущностью огня; с горы скатывали горящий обруч, прыгали через костры, собирали травы — именно в этот день они имели особую силу. Ночью, по преданию славян, зацветал папоротник — трава, которая вообще не цветёт. Счастливчик, увидевший цветок папоротника, мог ожидать исполнения своей мечты. Заветные желания многих юношей и девушек сбывались в эту ночь, когда игры и забавы становились откровенными. Они вместе купались в реке или озере и предавались после этого любовным утехам. Можно было в эту ночь найти себе суженого, а свадьбу впоследствии сыграть осенью, по окончании сбора урожая.
Почему нельзя ругаться матом?
С другой стороны, современная молодёжь не позавидовала бы жёстким нравам в отношении ненормативной лексики. Эти слова, по понятиям славян, обладали сильной энергетикой, которая могла поднять даже мёртвого. Женщинам запрещали под страхом смерти произносить названия мужских половых органов в присутствии мужчин, потому что отрицательная женская энергетика нарушала мужскую силу, что влияло на родовитость племени. Было принято использовать эти слова исключительно для отпугивания нечистой силы. Для этого следовало в полдень выйти в поле, засеянное рожью или гречихой, остановиться и выкрикнуть все те слова, которые у нас сейчас считаются нецензурными. Обряд выполнялся в одиночестве, чтобы никто не заболел.
Таким образом, понятие «нравы» мы можем трактовать как устоявшиеся в данном сообществе формы поведения людей. Ответив на вопрос, поставленный выше, необходимо познакомиться с еще одной стороной жизни древних славян — материальной, т. е. осветить тему «быт и нравы Древней Руси».
Как проводили свободное время
А как люди проводили свободное время? И тут вообще очень интересные ответы. Вы знаете, что, например, до Павла I у русского крестьянства свободного времени не было вообще, то есть люди вообще не отдыхали. Отдыхом считался сон. То есть, если ты просыпался с рассветом, а иногда еще и до рассвета вставали люди для того, чтобы начать свою хозяйственную деятельность, то ты должен работать в течение всего светового дня. Как только солнце садилось, люди ужинали, молились и тут же ложились спать, потому что это было единственное время, когда ты мог, что называется, отдохнуть. Все остальное время ты должен был работать.
Вот только при Павле I начинают появляться первые праздники, на которых люди могли, что называется, заняться тем, чем им хочется. Появляются первые национальные забавы: хороводы, совместные игры. Надо сказать, что все это, как правило, носило характер массовых гуляний.
Представители городов очень любили присутствовать на праздниках высшего дворянства, которое довольно часто устраивало всевозможные мероприятия: фейерверки, салюты, гуляния, раздавание подарков, но это, опять таки подчеркнем, было характерно только для городов, потому что в деревнях люди считали все это дело праздным временем препровождения.
Таким образом, мы с вами видим, что 18 век, действительно, серьезно изменил русское общество, хотя это изменение во многом носило сословный характер.
И, все-таки, западноевропейская культура постепенно, что называется, прибирает к рукам русский мир. Даже представители простых сословий, то есть сословий незнатных, все-таки, менялись. Для нас становятся доступными общечеловеческие ценности и, что тут уж скажешь, Петр действительно изменил нашу страну.
Мужские обереги
Значение слова «быт» по словарю Ожегова — это жизненный уклад, повседневная жизнь и все предметы, которые с ней связаны. Бытовать, т. е. жить. Быт и нравы Древней Руси говорят не только о своеобразии русских нравов, но и о мудрости древних. Некоторые слова и выражения пришли в современный русский язык из словаря традиций и обычаев древних славян. Например, охранительную (обережную) функцию в гардеробе человека исполняли пояса. Если простолюдины ограничивались тонкой тесемкой (опояской) вокруг нательной рубахи и шнурком (гашником в портах), то более богатые и зажиточные оборачивали вокруг своей талии широкие кушаки из шелка несколько раз. Русичи верили, что пояс — это круг, не пропускающий из внешнего мира ничего ужасного, что могло бы серьезно навредить человеку. При этом концы пояса обязательно и весьма тщательно прятали в выкованные бляхи. А сопутствующее слово «распоясаться» в то время означало бесчестье и позор. В общем-то, «распоясаться» неприлично и сегодня, люди должны уметь держать себя в руках.
Женские обереги
Женщина — хранительница семейного очага, продлевала род, воспринималась исключительно как священное существо, была носительницей мудрости.
Женская одежда включала в себя значительно больше оберегов, чем мужская. Одежды женщин были скромными, длинными и тщательно скрывали фигуру, но вышивки на женских рубахах было гораздо больше, и чаще всего в качестве универсальной защиты вышивали знак солнца — «свастику». При этом символ мог быть как мужским, так и женским, находиться под разными углами наклона и поворота «хвостиков», что обозначало и прибыль, и здоровье, и бедствие, и всемогущество разом. Часто вышивка была так же в виде уточек, у некоторых племён этот знак означал первооснову мира. Выкованные из серебра, бронзы или меди амулеты-привески в виде коня были самым излюбленным украшением, потому что это символ добра и счастья, связанного с великим культом солнца. Видимо, нынешняя «подкова на счастье» — остаток древних верований славян. Нетрудно заметить, что современная мода часто обращается к древним обычаям и традициям. Так, например, очень популярные сегодня массивные серьги в виде больших кругов, украшенные камнями и резьбой по металлу, не что иное, как колты — подвески к головным уборам. Они делались массивными не случайно: их раскачивание должно было отвлекать злых духов. Древние прародительницы украшали голову и виски, но не протыкали уши. Вместо этого они носили украшения в виде височных колец и колт: уши были скрыты под платком или другим головным убором.
Купеческая деятельность
За купечеством была закреплена монополия на торговлю. Дворяне не часто претендовали на такой «бизнес», поскольку он был связан со значительными издержками, ведь инфраструктура в Российской империи была значительно неразвита, а покупка и доставка товаров была довольно опасным мероприятием.
Поскольку Российская империя значительно расширилась на Восток в 17-18 веках, торговая деятельность приобрела значительные масштабы. Доставка товаров к месту продажи была делом сложным, часто доступной только крупным оптовым купцам.
Самым распространенным методом поставки товаров был перевоз в несколько этапов. Например, закупается товар у производителей и отправляется в определенный населенный пункт. Там его перекупает другой оптовик, везет в следующий населенный пункт, где снова продает.
В 18 веке основные грузовые потоки состояли из зерновых культур, пенька, лен, скот, соль, лес. С появлением крупного Уральского производства значительно возросли объемы речных перевозок металлопродукции (железо, оружие). Перевозки осуществлялись гужевым способом (на санях и телегах) и на судах (по морю и рекам).
В 19 веке купечество было увлечено благотворительностью и коллекционированием. Некоторые купцы перечисляли средства на строительство социальных объектов из корыстных побуждений: получить звание «Почетный гражданин», медаль или иные награды. Другие купцы действовали из глубоких религиозных чувств. Иные благотворители передавали свои коллекции в музеи и жертвовали большие суммы безвозмездно (меценаты).
Особенности быта и нравов Древней Руси
Выражение «начнём от печки» подчеркивает роль этого сооружения. Русская печь служила как обычной плитой (в современном прочтении слова) для приготовления пищи, так и лежанкой для сна, сушилкой для утвари запасов, баней-парилкой для немощных стариков и малых детей. Место у печи называли «бабий угол» (упечь). Термин «упечь» означал и в ту далекую эпоху непосильную работу или кабалу, каковой и была тяжкая женская доля. Сегодня это слово используется, в основном, в сочетании «упечь в тюрьму», что тоже означает мало хорошего. Вот такие были нравы Древней Руси.
Досуг
Купцы со своими семьями посещали театр, гостей, гулянья, ярмарки просто как обычные покупатели. Ярмарка была традиционным местом развлечения, а театры только входили в моду у купцов. В середине XIX века театры в Москве были в основном домашними. Число их только в Москве достигало 20. Можно назвать несколько самых известных: князя Н.П. Юсупова в Харитоньевском переулке, графа Н.П. Шереметьева в Кускове и Останкине, а также графа С.П. Апраксина на Знаменке. Императорскими театрами в Москве были Большой и Малый (открылся в 1825 году). Особой популярностью пользовались пьесы драматического или комедийного характера, в то время как оперы и балеты купцы недолюбливали. Если постановки в Малом театре чем-то отдаленно напоминают представления на ярмарках (не имеется в виду сходство действия, костюмов, игры актеров, а похожая направленность постановок — и там и там разыгрываются бытовые сюжеты), то опера и балет — совершенно новые явления, для купечества непонятные. Странные костюмы (особенно для балета) и поведение актеров на сцене — все это вызывало недоумение и иногда довольно критическую оценку у купцов. В свою очередь, купцы любили слушать (да и сами исполнять) традиционные русские песни на гуляньях или во время праздников. Они были им ближе, к тому же важную роль играл тот факт, что песни эти «услаждали слух» дедов и отцов. В первой половине XIX века купечество начинает устраивать торжественные обеды, иногда даже балы.
Летние гулянья, в которых участвовали и купцы, проходили по главным московским улицам, вокруг Кремля, в Сокольниках и в Марьиной роще, а также в тогдашних окрестностях города — в Царицыно, Кунцево, Кусково, на Воробьевых горах, в Кузьминках, Останкино, Коломенском, Архангельском. Зимние гулянья (утренние прогулки и «катанья») были в Кремлевском саду, на Тверском бульваре, по набережной Москвы-реки и Новинскому валу. На гуляньях, проходящих весной, всегда присутствовали паяцы, фокусники. 1 мая открывалось загородное гулянье в Сокольниках и Марьиной роще. Необходимо отметить, что летом в гуляньях участвовали в основном купцы и прочий городской люд, так как дворяне разъезжались по своим имениям за пределами Москвы. В садах или парках играла полковая и инструментальная музыка, пели и плясали цыгане, жители города катались в лодках, по вечерам устраивались фейерверки.
Можно сказать, что в первой половине XIX века быт московского купечества представлял собой ни на что не похожий синтез традиционной русской культуры с начинающими проникать в нее элементами культуры европейской, появившейся в России в начале XVIII века. Тем не менее Православие мыслилось фундаментом частной и общественной жизни. Процесс можно абстрактно изобразить как смену внешней оболочки без изменения внутреннего ядра, основ.
Впервые опубликовано 27 февраля 2008 года
А пар-парок и гладит, и ладит!
И в продолжение этой темы — баня! Баню считали с давних времен оберегом от всяческих напастей и недугов. Не в пример иностранцам — вычурным англичанам и любвеобильным французам — русские мылись в бане и парились с удовольствием. Говорили: «Баня парит, баня правит». А веники традиционно заготавливали в начале июня, чтобы лист березы не стал жестким. Поскольку парились каждым веником всего один раз, то в год на одного человека уходило до 70 веников. Самая чистая нация в мире во всех смыслах этого выражения! И в смысле нравственности тоже.
Еда вообще — одна из важнейших составляющих национальной культуры. Купеческая среда стала одной из хранительниц русской кулинарной культуры.
Прежде всего, сколько раз в день ели? В девять часов утра подавался чай, около двух обедали, примерно в пять часов пили вечерний чай, в девять ужинали. Теперь можно подробно рассмотреть, что конкретно ело и пило купечество за каждой трапезой.
К чаю полагалась выпечка, самая разнообразная, постная или скоромная, из разного теста и с десятками начинок, а также непременно — мед разных сортов, домашнее варенье, покупной мармелад. Пышки, пирожки, булочки, ватрушки, большие пироги подавались также к обеду и ужину.
Что касается напитков, то пили купцы домашние наливки, настойки, квасы, сбитни, иногда домашнее пиво. Все это делалось дома и не требовало больших расходов. Покупные вино и водка появлялись на столе только по воскресным и праздничным дням.
Сладкое состояло прежде всего из выпечки — больших пирогов с начинкой из свежих фруктов или домашнего варенья, маленьких пирожков, булочек, коврижек, пряников.
В промежутке между четырьмя основными трапезами купцы и купчихи ели орехи, мармелад и домашнее варенье. Делалось оно на сахарном и медовом сиропе из различных фруктов и ягод. Варка могла занимать сутки или больше. Отдельного разговора стоит купеческая любовь к чаю и чаепитиям, ставшая чуть ли не хрестоматийным признаком принадлежности к этому сословию благодаря известной картине Кустодиева. Действительно, купечество и чаепитие почти неразделимы.
В XIX веке на территории России пили несколько сортов чая — «ординарный», «кирпичный с солью, маслом и молоком», «ма-ю-кон», «лян-син», «жемчужный или златовидный ханский». Вероятно, что цена «ординарного» чая была намного ниже, чем чая «жемчужного ханского». Но даже «ординарный» чай был высокого качества. Огромное значение имело правильное приготовление чая. Сухой чай всегда заливали крутым кипятком и немного настаивали. В чай могли добавляться сливки, но ни в коем случае не сахар. Считалось, что сахар портит вкус и аромат чая, если он добавлен непосредственно в чашку. Сахар подавался отдельно, и чай пился «вприкуску». К чаю могли подаваться различные сладости, такие, как варенье, выпечка, а могло быть просто чаепитие с одним лишь сахаром. За чаем могли разговаривать на разные темы, начиная с обсуждения городских новостей и заканчивая выдачей дочерей замуж. Купцы заключали сделки на миллионы рублей, сидя за чаем. Чаевничали в купеческих семьях много раз в день (обязательно утром и вечером). Гостям всегда предлагалось выпить чаю, это было в каком-то роде проявление радушия и гостеприимства. Обязательным атрибутом чайной церемонии был самовар. По традиции он ставился в центр стола, вокруг него располагались чайные чашки и тарелки с выпечкой. Первым наливал себе чай глава семьи, а за ним остальные по старшинству.