Что такое бжд в медицине

Основы безопасности жизнедеятельности в медицинских организациях

Классификация и описание профессиональных вредностей в здравоохранении. Оценка опасных и вредных производственных факторов. Основные виды безопасности медицинских услуг. Обзор санитарно-эпидемиологических правил и нормативных требований охраны труда.

РубрикаБезопасность жизнедеятельности и охрана труда
Видреферат
Языкрусский
Дата добавления03.03.2017
Размер файла18,6 K

Что такое бжд в медицине. Смотреть фото Что такое бжд в медицине. Смотреть картинку Что такое бжд в медицине. Картинка про Что такое бжд в медицине. Фото Что такое бжд в медицине

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Северо-Западный Государственный медицинский университет имени И.И. Мечникова

Кафедра безопасности жизнедеятельности и медицины катастроф

Основы безопасности жизнедеятельности в медицинских организациях

Выполнила: Хромова Елизавета Андреевна

Устранение или ослабление угроз жизни и здоровью пациентов и персонала в медицинских учреждениях достигается применением инженерно-технических средств, лечебно-профилактических мероприятий, систем жизнеобеспечения и непосредственным повышением устойчивости человека к неблагоприятному воздействию окружающей среды.

1. Классификация и характеристика профессиональных вредностей в здравоохранении

Выделяют следующие вредные и опасные факторы в медицинских организациях:

· температура, влажность, скорость движения воздуха, тепловое излучение;

· постоянное магнитное поле (в т.ч. гипогеомагнитное);

· электрические и магнитные поля промышленной частоты (50 Гц);

· широкополосные ЭМП, создаваемые ПЭВМ;

· электромагнитные излучения радиочастотного диапазона;

· широкополосные электромагнитные импульсы;

· электромагнитные излучения оптического диапазона (в т.ч. лазерное и ультрафиолетовое);

· производственный шум, ультразвук, инфразвук;

· вибрация (локальная, общая);

· антибиотики, витамины, гормоны, ферменты,

· средства для ингаляционного наркоза (фторотан, диэтиловый эфир, закись азота),

· другие вещества, которые нередко вызывают у медицинских работников развитие патологических состояний и даже профессиональных болезней.

· микроорганизмы-продуценты, живые клетки и споры, содержащиеся в бактериальных препаратах;

· переносчиков возбудителей инфекционных болезней.

Биологические факторы, в первую очередь, вирусы и микроорганизмы, способствуют возникновению и, иногда, распространению так называемых, внутрибольничных инфекций. Кроме инфекций, для медицинских работников имеется возможность подвергнуться нападению платяных и головных вшей, чесоточных клещей, блох и других паразитирующих членистоногих.

При выполнении функциональных обязанностей медицинские работники статические и динамические перегрузки, гиподинамию, умственное перенапряжение, перенапряжение анализаторов (при работе с микроскопами и видеоэндоскопами, ультразвуковых исследованиях и т.п.), монотонность труда, эмоциональные перегрузки при работе с пациентами, коллегами и руководителями.

2. Оценка опасных и вредных производственных факторов

-ГОСТ 12.0.003-74 (1999). Система стандартов безопасности труда. Опасные и вредные производственные факторы. Классификации.

— Приказ Минздравсоцразвития РФ от 16.08.2004г. № 83 «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводится предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядка проведения этих осмотров»

— Р.2.2.2006-05. Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда.

3. Объекты безопасности медицинского учреждения

· служебная документация, представляющая коммерческую тайну;

· средства связи и коммуникации;

· локальные компьютерные сети, компьютерное оборудование, программное обеспечение;

· объекты, обеспечивающие жизнедеятельность предприятия (энерго-, тепло- и водоснабжение).

Способы обеспечения безопасности:

Закреплены в трудовом законодательстве, а также в иных нормативных актах, регулирующих трудовые отношения

Подразделяются на общие и специальные.

Общие трудоправовые способы применяются ко всем работникам, независимо от отрасли, в которой они трудятся

Специальные способы устанавливаются только для определенных групп работников. Применительно к медицинским работникам это:

· Сокращение продолжительности рабочего дня

· Предоставление дополнительного отпуска

· Проведение обязательных медосмотров

· Установление надбавок к заработной плате за специфические условия труда

· Обязательное социальное страхование

· Обязательное государственное страхование

· Государственная социальная помощь

· Проведение предварительных медосмотров

· Обеспечение работников средствами индивидуальной и коллективной защиты

· Предоставление лечебно-профилактического питания

Виды безопасности медицинских услуг:

Право на свободу выбора пациента в борьбе с инфекциями закреплено в ФЗ «Об иммунопрофилактике в борьбе с инфекционными болезнями»

Право на конфиденциальность. Сокрытие информации грозит уголовной ответственностью за заведомое поставление лица в опасность заражения ВИЧ-инфекцией (ст. 122 УК РФ)

Соблюдение гигиенических стандартов в асептике и антисептике

Использование новых технологий, уменьшающих воздействие вредных и опасных факторов

4. Основные правовые акты

4)Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 29 апреля 1997 года №126 «Об организации работы по охране труда в органах управления, учреждения, организациях и на предприятиях системы Министерства здравоохранения Российской Федерации»

5) Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 апреля 2011 года №342 «Об утверждении порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда»

6)Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» (санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПин 2.1.3.2630-10)

Установлены требования к:

· Размещению и территории лечебно-профилактического учреждения (ЛПО)

· Зданиям, сооружениям и помещениям

· Водоснабжению и канализации

· Отоплению, вентиляции, микроклимату

· Инвентарю и оборудованию

· Определены правила личной гигиены, а также организация питания пациентов

· Установлено, как проводятся профилактические, противоэпидемические, дезинфекционные и стерилизационные мероприятия

· Закреплены требования к условиям труда медицинского персонала

6. Контроль соблюдения нормативных требований охраны труда

безопасность медицинский эпидемиологический требование

Государственный надзор и контроль соблюдения законодательства об охране труда в медицинских учреждениях возложен на Министерство здравоохранения РФ.

Производственный контроль, наблюдение за выполнением работниками установленных правил охраны здоровья и безопасности обязан осуществлять каждый руководитель медицинской организации, структурного или функционального подразделения.

Дополнительно плановые и внезапные проверки рабочих мест проводят специалисты по охране труда, административные и хозяйственные работники, представители надзорных и инспектирующих органов.

Расследование несчастных случаев и профессиональных заболеваний в медицинской организации проводит специально создаваемая комиссия, по итогам работы которой выполняют профилактические мероприятия по борьбе с травматизмом и профессиональными болезнями.

Работодателей и должностных лиц, виновных в нарушении законодательных требований по охране труда, привлекают к административной, дисциплинарной и уголовной ответственности.

Охрана труда медицинских работников, их безопасность зависят от систематического проведения мероприятий по предотвращению воздействия на работников неблагоприятных факторов медицинской среды и постоянного выполнения всеми должностными лицами правил техники безопасности.

Список используемой литературы

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Исследование метеорологических условий производственной среды. Параметры микроклимата производственных помещений. Характеристика влияния вредных и опасных факторов на организм человека. Санитарно-технические мероприятия по борьбе с вредными веществами.

реферат [50,8 K], добавлен 02.10.2013

Значимость условий труда для работающих. Трудовой кодекс Республики Казахстан. Конвенция о безопасности и гигиене труда и производственной среде. Основные причины производственного травматизма. Методы защиты от вредных и опасных производственных факторов.

презентация [650,0 K], добавлен 27.04.2016

Правовые основы, порядок организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности. Обеспечение промышленной безопасности опасных производственных объектов. Экспертиза безопасности технических устройств.

контрольная работа [27,3 K], добавлен 14.05.2009

Влияние среды обитания и окружающей природной среды на жизнедеятельность человека. Основы физиологии труда. Воздействие на человека опасных и вредных факторов среды. Основы техники безопасности. Правовое обеспечение безопасности жизнедеятельности.

методичка [160,0 K], добавлен 17.05.2012

Характеристика вредных и опасных производственных факторов: физические, химические, биологические, психофизиологические. Изучение понятия риска и его видов (приемлемый, мотивированный, немотивированный). Методы обеспечения безопасности деятельности.

реферат [146,7 K], добавлен 23.02.2010

Источник

Обеспечение безопасности жизнедеятельности в здравоохранении

Безопасность медицинского труда

Современные лечебные учреждения представляют собой сложные экологические системы: медицинский персонал в любом лечебном учреждении ежедневно контактирует с различными факторами инфекционной и неинфекционной природы. Больничная среда должна расцениваться как чрезвычайно агрессивная микроэкологическая сфера.

Очевидно, что слабая материально-техническая база, плохие санитарно-технические и гигиенические условия во многих лечебно-профилактических учреждениях способствуют формированию опасных и вредных факторов, приводящих к травматизму и заболеваниям медицинских работников (МР), персонала.

Основные профессиональные вредности могут быть химическими, физическими, биологическими, нервно-эмоциональными, эргономическими и психологическими; систематизируются по источникам поступления и степени значимости влияния на состояние здоровья. Способствуют возникновению заболеваний повышенная чувствительность организма работника, отсутствие или неэффективность средств индивидуальной защиты, контакт с инфицированными пациентами, несовершенство инструментария и оборудования.

9 июня 2011 г. состоялось очередное заседание Экспертного совета Комитета Совета Федерации по социальной политике и здравоохранению на тему «Условия и безопасность работы медицинского персонала». Было отмечено, что российские медицинские работники занимают пятое место по распространенности профзаболеваний, опережая даже работников химической промышленности. Среди профессиональных заболеваний медработников стабильно превалируют инфекционные.

Проблемы, возникающие при создании условий и обеспечении безопасности работы медицинского персонала:

1. В Российской Федерации до сих пор не введено обязательное документирование заболеваемости медработников, в связи с чем отличить профессиональное заболевание медицинского работника, например вирусом гепатита, от бытового заболевания практически невозможно.

2. Мероприятия по охране труда проводятся формально; персонал недостаточно информирован об опасности использования колющих, режущих и других потенциально опасных инструментов.

3. Недостаточно развито производство медицинских устройств, безопасных как для персонала, так и для пациента.

6.1. Нормативно-правовые акты, регламентирующие охрану труда в медицинских организациях

Система охраны труда и техника безопасности в медицинских организациях регламентированы следующими нормативно-правовыми актами:

В соответствии с приказом Минздрава РФ от 29.04.97 г. № 126 «Об организации работы по охране труда в органах управления, учреждениях, организациях и на предприятиях системы министерства здравоохранения Российской Федерации», работа по охране труда и безопасности медицинского персонала должна быть организована следующим образом:

«… 2.1. Руководители (главные врачи и др.) учреждений, предприятий, организаций обязаны обеспечить:

– безопасность при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, приборов, безопасную организацию работ в структурных подразделениях, а также эффективную эксплуатацию средств коллективной и индивидуальной защиты;

– соответствующие требованиям законодательства об охране труда условия труда на каждом рабочем месте;

– организацию надлежащего санитарно-бытового и лечебно-профилактического обслуживания работников;

– режим труда и отдыха работников, установленный законодательством;

– выдачу работающим бесплатной специальной одежды, специальной обуви и средств индивидуальной защиты, санитарной одежды, смывающих и обеззараживающих средств, молока и лечебно-профилактического питания в соответствии с установленными нормами;

– эффективный контроль за уровнем воздействия вредных и опасных производственных факторов на здоровье работников;

– организацию расследования несчастных случаев на производстве;

– возмещение вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей;

– обучение, инструктаж работников и проверку знаний работниками норм, правил и инструкций по охране труда;

– информирование работников о состоянии условий и охраны труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья и полагающихся работникам компенсациях и льготах;

– беспрепятственный допуск представителей органов государственного надзора и контроля и общественного контроля для проведения проверок состояния условий и охраны труда в учреждении и соблюдения законодательства о труде, а также для расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

– своевременную уплату штрафа, наложенного органами государственного надзора и контроля за нарушение законодательства об охране труда и нормативных актов по безопасности и гигиене труда;

– необходимые меры по обеспечению сохранения жизни и здоровья работников при возникновении аварийных ситуаций, в том числе надлежащие меры по оказанию первой помощи пострадавшим;

– предоставление органам надзора и контроля информации о состоянии условий и охраны труда в учреждении, выполнении их предписаний, а также обо всех подлежащих регистрации несчастных случаях и повреждениях здоровья работников на производстве;

– обязательное страхование работников от временной нетрудоспособности вследствие заболевания, а также от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

2.2. Непосредственная организация работы и контроль за выполнением мероприятий по охране труда и технике безопасности возлагается:

– в учреждениях, предприятиях и организациях — на инженера по охране труда и технике безопасности.

В учреждениях здравоохранения, где не введены должности инженеров по охране труда, выполнение соответствующих функций возлагается приказом руководителя на одного из работников из числа инженерно-технического персонала с выделением необходимого для этих целей времени и при согласии работника. Для выполнения функциональных обязанностей инженера по охране труда допускается пригласить на договорной основе специалиста соответствующей квалификации;

Источник

Что такое бжд в медицине

Что такое бжд в медицине. Смотреть фото Что такое бжд в медицине. Смотреть картинку Что такое бжд в медицине. Картинка про Что такое бжд в медицине. Фото Что такое бжд в медицине

В процессе перехода на Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования 3-го поколения (ФГОС-3 ВПО) в сфере додипломной и последипломной подготовки медицинских кадров вместо дисциплины «Организация медицинского обеспечения населения в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера и в военное время (Экстремальная и военная медицина)», преподававшейся на протяжении трех лет обучения в ВУЗе (с 3 по 5 курсы, на стоматологическом факультете – с 2 по 4 курсы), в базовую часть профессионального цикла клинических дисциплин новых образовательных стандартов введена дисциплина «Безопасность жизнедеятельности, медицина катастроф» (БЖМК). В данном случае речь идет не только о смене названия, но и новом наполнении образовательной программы. В частности, впервые в рамках высшего профессионального медицинского образования ставится задача изучения студентами вопросов безопасности жизнедеятельности. Однако, если, например, в зарубежных странах имеется достаточный опыт работы в этом направлении, то наши отечественные образовательные программы нуждаются в совершенствовании [2, с.8; 3, с.26; 4, с.53].

ФГОС-3 ВПО по специальностям «Лечебное дело», «Педиатрия», «Стоматология», «Медико-профилактическое дело», «Фармация», утвержденные приказами Минобрнауки от 8 ноября 2010 г., №1118, содержат предельно лаконичные формулировки требований к выпускаемым специалистам и образовательным программам, опирающиеся на компетентностный принцип освоения врачебной науки. Тематика и содержание по предлагаемым дисциплинам не регламентированы стандартами и должны определяться непосредственно ВУЗами, разрабатывающими основные образовательные программы.

Реализация предыдущего поколения стандартов (ГОС ВПО) осуществлялась при наличии типовых примерных программ дисциплин. В настоящее время примерные основные образовательные программы отсутствуют, поэтому каждое образовательное учреждение формирует основные образовательные программы самостоятельно. Складывается ситуация, когда программы одной и той же дисциплины, создаваемые в разных ВУЗах, оказываются подобны известным героям басни И.А. Крылова, т.е. как «Лебедь, Рак и Щука». Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности, медицина катастроф» («Медицина катастроф, безопасность жизнедеятельности») для специальностей «Стоматология», «Лечебное дело», «Педиатрия» разнесена в семестрах обучения (2 и 5, 3 и 9), что мешает преемственности освоения её разделов (модулей). Очевидно также, что эта дисциплина, как и прежняя (Организация медицинского обеспечения населения в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера и в военное время), в силу её специфики должна иметь модульную структуру, включающую такие разделы, как:

— медицинское обеспечение мероприятий ГО в условиях ЧС военного времени,

— основы мобилизационной подготовки здравоохранения,

— токсикологию, радиобиологию и медицинскую защиту,

— организацию медицинского снабжения в ЧС.

— организацию санитарно-противо­эпи­демического обеспечения в ЧС.

Приведение образовательных стандартов к единым общеевропейским требованиям диктует необходимость акцентировать внимание обучающегося на различных аспектах безопасности жизнедеятельности человека (здоровый образ жизни, принципы безопасного поведения в различных условиях, защита от вредных и поражающих факторов, первая помощь при травматических повреждениях, воздействиях физических, химических, биологических факторов, острых заболеваниях, отравлениях, правовые аспекты безопасности жизнедеятельности, безопасность труда медицинского персонала).

Распределение разделов (модулей) и часов может оказаться совершенно разным в том или ином учебном заведении, не говоря уже о содержании образовательной программы. Учитывая региональную специфику, особенности кадрового состава кафедр, профиля преподавателей, имеющих свое индивидуальное видение предмета, разработчики в каждом конкретном случае могут расставить акценты на совершенно разных вопросах. Рассмотрим для примера модуль «Безопасность жизнедеятельности». Его составными элементами могут быть:

— теоретические основы безопасности жизнедеятельности;

— негативные, вредные и опасные факторы среды обитания;

— безопасность в бытовой среде;

— безопасность в производственной сфере;

— безопасность жизнедеятельности в городской среде (селитебной зоне);

— безопасность в окружающей природной среде;

— безопасность в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени и др.

Каждая из составляющих, в свою очередь, представляет собой самостоятельное научно-практическое направление. Например, безопасность жизнедеятельности на производстве выступает в качестве достаточно сложной и объемной самостоятельной дисциплины в ВУЗах технического профиля.

Велика опасность того, что составители образовательной программы станут либо жертвой соблазна «объять необъятное», либо, напротив, отклонятся в сторону углубленного изучения излюбленного раздела.

В любом случае существует известная доля вероятности, что на фоне общей перегруженности обучающегося учебным материалом изучение данной дисциплины станет pro forma, а установка образовательных стандартов на подготовку компетентного специалиста останется не выполненной.

Упомянутая проблема уже дает о себе знать при проведении Федерального Интернет-экзамена в сфере профессионального образования (ФЭПО): предлагаемая для проведения интернет-экзамена тематика разделов далеко не всегда соответствует содержанию образовательных программ ВУЗов, т.к. разработчики системы тестового контроля также имеют разное базовое образование и, в свою очередь, собственное видение содержания дисциплины. Так, например, следуя рекомендации специалистов Всероссийской службы медицины катастроф [1, с.52], ряд кафедр мобилизационной подготовки здравоохранения и медицины катастроф медицинских образовательных учреждений сокращает преподавание мобилизационной подготовки здравоохранения до минимума. При этом программа интернет-тестирования содержит раздел, относящийся к данному модулю. Требуется согласовать, какие именно разделы мобилизационной подготовки следует оставить в программе обучения.

Подобные несоответствия возникают в силу объективных причин, однако они могут отрицательно сказаться на оценку качества обучения, подготовки специалистов, и, в итоге, неоправданно ухудшить аккредитационные показатели ВУЗов.

Исходя из вышеизложенного, во-первых, следует признать глубоко ошибочной тактику утверждения образовательных стандартов при отсутствии единых требований к содержательной части образовательных программ. Имеется острая потребность в разработке и утверждении Учебно-методическим объединением по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России единых типовых примерных образовательных программ с учетом возможности включения региональной специфики. Ориентация на единые стандарты оказания медицинской помощи населению, по нашему мнению, должна быть сопряжена с едиными требованиями к подготовке специалистов в сфере высшего медицинского профессионального образования. Особенно следует отметить, что такой подход ни в коей мере не противоречит задаче приведения национальных образовательных стандартов в русло единых общеевропейских и мировых требований.

Во-вторых, необходимо критически пересмотреть тематику раздела «Безопасность жизнедеятельности», разграничив наполнение образовательных программ по данному модулю для ВУЗов медицинского, педагогического и технического профиля, посколько в настоящее время у специалистов нет единого мнения по данному вопросу [1, с.52], в связи с чем объем требуемых от студента знаний способен безосновательно расти, напоминая снежную лавину. Следует определиться с тем, насколько актуально и соизмеримо на фоне остальной массы вопросов, например, детальное овладение навыками оказания первой помощи пострадавшему в терминальных состояниях и усвоение закономерностей развития космических и гелеофизических катастроф.

В-третьих, подобным же образом необходимо привести к единому знаменателю базы тестовых заданий ФЭПО, согласовав их с требованиями к содержанию основных образовательных программ и профилем образовательного учреждения высшего профессионального образования (медицинским, техническим, педагогическим и т.п.).

Авторы полагают, что высказанные предложения можно отнести в равной степени и к другим дисциплинам, предусмотренным ФГОС-3 ВПО.

Пути решения поднятой проблемы следует искать в русле централизованного методического управления образовательным процессом как на додипломном, так и последипломном уровнях подготовки специалиста, применяя принципы единства требований, последовательности и преемственности процесса обучения.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *