Что такое далай лама
Интересные факты о Далай ламе: как его избирают и что он проповедует?
Далай Лама является святой фигурой в тибетском буддизме и горячим сторонником независимости Тибета от Китая. Он путешествует по миру и доносит до мирового сообщества идеи о духовной гармонии, любви и счастье, а также затрагивает важные глобальные проблемы.
Кто такой Далай Лама?
Далай Лама является главным монахом тибетского буддизма. Традиционно он отвечал за управление Тибетом, пока китайское правительство не взяло его под свой контроль в тысяча девятьсот пятьдесят девятом году. До этого времени официальной резиденцией Далай Ламы был дворец Потала в Лхасе, столице Тибета.
Далай Лама принадлежит к традиции Гелугпа тибетского буддизма, которая является крупнейшей и наиболее влиятельной традицией в Тибете. Учреждение духовных лидеров тибетских буддистов является относительно новым. В истории буддизма было всего четырнадцать Далай Лам, и первый и второй Далай Ламы получили звание посмертно.
Как его избирают?
После смерти Далай Ламы Верховные Ламы Гелугпа и тибетское правительство несут ответственность за его перевоплощение. Верховные Ламы ищут мальчика, который родился примерно в то же время, когда умер последний Далай Лама. Для установления личности Далай Ламы может потребоваться около двух или трех лет, а нынешнего, четырнадцатого Далай Ламы, искали четыре года.
Есть несколько способов, с помощью которых Верховные Ламы могут узнать, где будет найдено следующее перевоплощение.
После того, как Верховные Ламы находят дом и мальчика, они дарят ребенку ряд артефактов, которые они принесли с собой в процессе подготовки. Среди этих артефактов есть предметы, которые принадлежали умершему Далай Ламе. Если мальчик выбирает их, это рассматривается как знак того, что он является реинкарнацией.
Однако эта процедура, как сказал сам Тэнцзин Гьямцхо, не стоит на камне. Если две трети тибетцев захотят изменить метод определения следующего перевоплощения, он тоже будет верным.
Поиски Далай Ламы обычно ограничивались Тибетом, хотя третий тулку родился в Монголии. Однако, поскольку Тибет был захвачен китайским правительством, Тэнцзин Гьямцхо говорит, что, если он возродится, он не будет находиться в стране, управляемой Китайской Народной Республикой, или в любой другой несвободной стране.
Интересно, что Тэнцзин Гьямцхо также выразил сомнение по поводу того, будет ли он вообще возрожден, предполагая, что миссия Далай Ламы может быть закончена. Однако до тех пор, пока Тибет не воссоединится со своим духовным лидером, вероятно, что Далай Лама по-прежнему будет продолжать существовать.
Что проповедует Далай Лама?
Нынешний Далай Лама сформировал тибетское правительство в изгнании в Дхарамсале в Индии. Он и последовавшие за ним беженцы создали общество, в котором пропагандируются тибетский язык, культура, искусство и религия.
Тэнцзин Гьямцхо является первым Далай Ламой, отправившимся на Запад, и его харизматическая манера помогла получить большую поддержку буддизму и движению тибетского сопротивления.
В восемьдесят девятом году он получил Нобелевскую премию мира за проведение политики ненасилия в отношении китайского правительства, несмотря на то, что многие тибетцы были бы рады оказать вооруженное сопротивление, чтобы вернуть его на пост лидера.
Какой сейчас Далай Лама по счету?
Тэнцзин Гьямцхо является нынешним четырнадцатым Далай Ламой тибетского буддизма. Он родился в тысяча девятьсот тридцать пятом году и был признан реинкарнацией Тубтена Гьяцо в молодом возрасте.
Интересные факты о Далай Ламе
В отличие от распространенных заблуждений о Далай Ламе, он не является ни мифическим существом, ни родственником настоящего животного, южноамериканской ламы.
Вот несколько интересных фактов о духовном лидере тибетских буддистов:
Заключение
Далай Лама, известный своей харизмой и обаянием, является активным международным защитником по ряду вопросов, одним из которых является забота об окружающей среде. Он много пишет и говорит о необходимости бережного отношения к окружающей среде, сложной взаимосвязи между людьми и землей и важности уважения к живым существам на земле.
Далай-лама
Добро пожаловать на официальную русскоязычную страницу Его Святейшества Далай-ламы.
Его Святейшество Далай-лама – духовный лидер буддийских регионов Российской Федерации (Калмыкии, Бурятии, Забайкалья и Тувы), Монголии, Тибета и других регионов распространения тибетского буддизма.
Показать полностью.
Он часто повторяет, что в нынешнем воплощении у него есть три основных обязательства: разъяснять людям важность общечеловеческих ценностей и секулярной этики, способствовать гармонии между представителями разных вероисповеданий и оказывать помощь тибетскому народу в его стремлении сохранить свою самобытность, культуру и религию. Каждый, кому близки идеи гуманизма, ненасилия и сострадания, непременно найдут опору и вдохновение в каждодневных трудах Его Святейшества Далай-ламы.
Страницу ведет Фонд содействия сохранению культурных и философских традиций тибетского буддизма «СОХРАНИМ ТИБЕТ» под духовным руководством Тэло Тулку Ринпоче по согласованию с Офисом Его Святейшества Далай-ламы.
Далай-лама запись закреплена
Далай-лама поздравил Узру Зею с назначением на должность специального координатора по вопросам Тибета
Тхекчен Чолинг, Дхарамсала, штат Химачал-Прадеш, Индия, 23 декабря 2021 г. – Его Святейшество Далай-лама направил письмо Узре Зее, в котором поздравил ее с назначением на должность специального координатора США по вопросам Тибета. Он выразил надежду на то, что, трудясь на данном посту, она внесет значительный вклад в улучшение положения тибетского народа.
Показать полностью.
«Как я ранее сообщал американским лидерам, постоянная и последовательная поддержка со стороны США служит источником неиссякаемого вдохновения для тибетцев в мирной борьбе за свободу и достоинство нашего народа, – написал духовный лидер. – Я передал политические полномочия избранному тибетскому руководству, однако по-прежнему обеспокоен сохранением тибетской идентичности, нашей самобытной культуры и наследия, а также защитой хрупкой природы Тибета. К моей радости, в своих первых заявлениях на этой должности вы упомянули, что решение перечисленных вопросов будет вашей первостепенной задачей.
Как вам известно, мирная борьба тибетского народа, чья богатая культура ненасилия и сострадания может принести миру огромную пользу, снискала широкую поддержку и интерес на международном уровне. Я по-прежнему убежден, что в будущем правда восторжествует.
Я с нетерпением жду того дня, когда мы встретимся и обменяемся мнениями по вопросам, решение которых может ускориться благодаря вашей поддержке и вашим начинаниям. Не сомневаюсь, что вы будете работать в тесном взаимодействии с избранным тибетским руководством».
По словам Далай-ламы, его воодушевляет то, что наряду с координацией тибетских вопросов Узра Зея защищает принципы демократии и что недавно США провели саммит по вопросам демократии.
В заключение духовный лидер отметил: «Я твердо верю, что Соединенные Штаты могут сыграть ведущую роль в том, чтобы донести до как можно большего числа людей идею о важности таких основных ценностей, как демократия, свобода и права человека».
Далай-лама запись закреплена
23 декабря 2021 г. Его Святейшество Далай-лама прочитает лекцию на тему «Как смотреть в лицо невзгодам с состраданием и мудростью» и ответит на вопросы участников видеоконференции. Встреча организована Индийским институтом менеджмента (IIM) в Рохтаке.
Приблизительное время трансляции: 6:30–7:30 утра (мск).
Прямая трансляция из Дхарамсалы будет сопровождаться синхронным переводом на русский язык.
Далай-лама запись закреплена
Его Святейшество Далай-лама. Как смотреть в лицо невзгодам с состраданием и мудростью
23 декабря 2021 г. Его Святейшество Далай-лама прочитает лекцию на тему «Как смотреть в лицо невзгодам с состраданием и мудростью» и ответит на вопросы участников видеоконференции. Встреча организована Индийским институтом менеджмента (IIM) в Рохтаке.
Приблизительное время трансляции: 6:30–7:30 утра (мск).
Показать полностью.
Прямая трансляция из Дхарамсалы будет сопровождаться синхронным переводом на русский язык.
При просмотре трансляции убедительно просим зрителей соблюдать социальную дистанцию, рекомендованную в странах их проживания.
Далай-лама запись закреплена
О первом дне учений Далай-ламы по Махасатипаттхана-сутте
Тхекчен Чолинг, Дхарамсала, штат Химачал-Прадеш, Индия, 17 декабря 2021 г. – Сегодня утром по просьбе буддистов из Южной и Юго-Восточной Азии Его Святейшество Далай-лама начал даровать учения по Махасатипаттхана-сутте. Встречу открыли монахи из Таиланда и Шри-Ланки, которые прочитали молитвы на пали.
Показать полностью. Досточтимый Дхаммапала Маха Тера пожелал Его Святейшеству доброго утра и сказал, что для всех собравшихся большое счастье и благословение послушать учения духовного лидера. Он упомянул, что в Мангала-сутте говорится о преимуществах общения с мудрыми. Затем он представил Далай-ламе его старых друзей из Шри-Ланки, Таиланда, Малайзии и Индонезии, участвующих в видеоконференции.
Главный настоятель храма «Ват Па» в Бодхгайе достопочтенный Прабодхинандхамуни начал краткое приветственное слово с молитвы о долгой жизни Его Святейшества на тибетском языке:
В Тибете, стране, окруженной снежными горами,
Вы – единственный источник благополучия и счастья.
Не оставляйте же нас, пока не иссякнет самсара,
О, могущественный Ченрезиг, Тензин Гьяцо.
Он поблагодарил Его Святейшество за согласие даровать учения по Махасатипаттхана-сутте, которая, как изрек сам Будда, служит источником знаний о единственном пути к освобождению.
Достопочтенный Прабодхинандхамуни также перечислил организаторов встречи: Медитационный центр «Ват Па Дхаммачат Буньярам» (Таиланд); Государственный буддийский колледж Шривиджая (Тангеранг, Бантен, Индонезия); Буддийский совет Тхеравады в Малайзии; Общество тибетского буддийского братства Шри-Ланки; проект «АСЕАН Дхаммадута» (Таиланд); Тибетский буддийский центр Сингапура и Малайзии.
В ответ Его Святейшество произнес: «Каждая встреча приносит нам большую радость, ведь все мы ученики одного учителя – Будды. В первую очередь я процитирую строфу из “Восхваления взаимозависимого возникновения”, сочиненного тибетским наставником XIV века Чже Цонкапой:
Я отрекся от мира, следуя этому Учителю,
Немалы мои познания в Слове Победителя,
Я буддийский монах, усердный в практике йоги;
И таково мое почтение к этому великому провидцу! (53)»
«Это четверостишие дорого моему сердцу, оно глубоко повлияло на меня. Мне посчастливилось получить монашеские обеты еще в юности, и эти обеты служат основой моей практики нравственности. У меня также была возможность заниматься у выдающегося наставника Йонгзин Линга Ринпоче. Именно благодаря его доброте я познакомился с обширными учениями Будды, а также с учениями великих наставников, пришедших после него. Я уделял время тому, чтобы постичь смысл учений, и у меня была возможность применять их на практике, использовать полученные знания в повседневной жизни».
«Опираясь на практику нравственности, я стараюсь практиковать однонаправленное сосредоточение (шаматха), которое позволяет нам концентрировать внимание на определенном объекте. Главным объектом сосредоточения в этой практике служит развитие бодхичитты, альтруистического устремления достичь состояния будды ради блага всех живых существ. Линия преемственности обширных деяний – та основа, на которой мы в тибетской традиции практикуем бодхичитту».
«Во-вторых, я практикую учение о шуньяте, пустотности, которое помогает глубже понять природу действительности. Оно принадлежит к линии преемственности глубокого воззрения».
«В-третьих, я практикую учения, дарованные нам индийским наставником VIII века Шантидевой. В них особое внимание уделяется развитию альтруизма посредством практики, известной как уравнивание себя с другими и обмен себя на других. Учения Шантидевы повествуют о том, что в сердце можно взрастить альтруистические устремления».
«Чем больше я совершенствуюсь посредством этих практик, тем глубже становится мое уважение и почтение к Будде. У нас, буддистов, принято обращаться к Будде каждый день, каждое утро. Я также читаю посвященное ему восхваление:
«Зависимое от условий
Пусто от самобытия!»
Это Учение больше нигде не найти,
Поэтому только Ты – Учитель,
Для тиртхиков же это лишь льстивое слово:
Все равно что лисицу назвать «львом» (7)».
«Когда речь заходит об учениях, прозвучавших из уст самого Будды и сохранившихся до наших дней, можно выделить палийскую традицию и санскритскую традицию, значительную часть которой составляет наследие Наланды. На сегодняшней встрече собралось множество представителей палийской традиции».
«В рамках учения Будды существует целый ряд философских подходов. Сначала у нас возникло восемнадцать философских школ, однако по прошествии времени наиболее распространенными стали взгляды четырех крупнейших школ: вайбхашики (последователей теории частностей), саутрантики (последователей сутр), читтаматры (школы «только ум») и мадхьямаки (срединности)».
«Это разнообразие философских воззрений объясняется тем, что Будда не давал одно учение для всех. Более того, он призывал своих последователей тщательно анализировать его слова: “Подобно тому, как мудрец проверяет чистоту золота, подвергая его действию огня, разрезая и растирая его, так и вы, бхикшу, должны принимать мои слова, лишь проанализировав их, а не из простого почтения ко мне”».
«Поскольку Будда дал нам свободу исследовать и осмысливать его учения согласно нашему собственному пониманию, возникло разнообразие философских взглядов. Опираясь на такой аналитический подход, буддийские философы пришли к выводу, что некоторые учения Будды можно понимать буквально, тогда как другие нуждаются в толковании».
«Будда даровал учения для того, чтобы мы постигли истинную природу действительности. Чтобы понять его слова, мы должны задействовать свой ум. Каждое высказывание Будды можно подвергнуть анализу, исследовать с помощью логических доводов. Такой анализ дает начало непоколебимой вере, основанной на доводах и доказательствах».
Его Святейшество заявил, что мы живем в мире, богатом духовными традициями. По его мнению, практикующие должны уметь находить точки соприкосновения с последователями других религиозных течений, отмечать принципы, которые их объединяют: нравственность, непричинение вреда, развитие добросердечия и сострадания. Все перечисленное, наряду с терпением и прощением, составляет свод общечеловеческих ценностей.
Далай-лама назвал себя большим поклонником индийского наследия, которое позволяет множеству духовных традиций – например, буддизму, нескольким течениям индуизма, исламу, христианству, иудаизму и сикхизму – процветать на одной земле. Другая важная составляющая индийского наследия, которой восхищается Его Святейшество, – это ахимса, отказ от насилия, непричинение вреда, которого человек начинает придерживаться после того, как взрастил в себе каруну, или сострадание.
Его Святейшество процитировал заключительные строфы шестой главы трактата Чандракирти «Введение в мадхьямаку» (Мадхьямака-аватара), гласящие, что бодхисаттва ясно видит изначальную нерожденность трех миров и благодаря силе относительной истины приходит к прекращению. Он питает сострадание к беззащитным. Словно царь лебедей, летящий во главе стаи, он расправляет два крыла: мудрости и сострадания, и достигает дальних берегов добродетели пробуждения. По словам Далай-ламы, Чандракирти описал устремление к пробуждению, вложив в него глубокий смысл.
Духовный лидер подчеркнул, что необычайно важно не довольствоваться простым изучением новых для себя тем. Необходимо применять полученные знания на практике, делая их частью каждодневной жизни. Только так вы ощутите настоящий вкус учений. И именно таким образом вы придете к преобразованию своего ума.
Далай-лама
По отношению к Далай-ламе (хотя и не только к нему) используется титул «Его Святейшество». Хотя Далай-ламу часто считают руководителем школы Гелуг, на самом деле он таковым формально не является, — ей официально руководит Ганден Трипа (dga’ ldan khri pa).
«Далай» означает в монгольском языке «океан» — в значении «Великий» (правящие ханы после Чингиса носили титул Далай-хан), «лама» (bla ma) в тибетском эквивалентно санскритскому слову «гуру» и имеет значение «учитель».
После смерти Далай-ламы монахи организуют поиски его следующей инкарнации (тулку, тиб. sprul sku), маленького ребёнка, который должен обладать определёнными признаками и пройти тесты. Поиск занимает обычно несколько лет. Затем ребёнок отправляется в Лхасу, где проходит обучение под руководством опытных лам. Далай-лама и Панчен-лама связаны, как учитель и ученик: тот из них, кто старше, бывает учителем, кто моложе — учеником. Также Далай-ламу называют лидером Тибета.
Содержание
История
В 1578 году правитель монголов-тумэтов Алтан-хан вместе со своим народом принял буддизм от одного из высших лам школы гелуг — Сонама Гьяцо — и дал ему титул Далай-лама. [1] Далай-лама V, заручившись поддержкой правителя ойратов-хошутов Гуши-хана, смог в XVII веке объединить Тибет. С тех пор Далай-ламы продолжали управлять страной вплоть до вторжения китайских войск в 1949 году и полного захвата Тибета в 1959 году. Далай-лама XIV бежал в Индию, где вплоть до 2011 года являлся фактическим главой Тибетского правительства в изгнании. В 2011 году он объявил, что отказывается от светской власти, которая переходит к председателю Правительства в изгнании (калону-трипа).
Правительство КНР, несмотря на отсутствие какого-либо духовного статуса, пытается взять на себя процедуру выборов новой реинкарнации, опираясь на прецедент во время правления императора Хунли династии Цин, который санкционировал процедуру выборов Далай-лам и других высших лам с помощью записок с именами, вытягиваемых из золотой урны. Недавно такую практику применили для назначения Панчен-ламы, которые теперь должен якобы обладать полномочиями для избрания нового Далай-ламы. Возможность такой подтасовки по политическим мотивам после смерти Далай-ламы вызывает опасения тибетцев.
Зимней резиденцией Далай-лам в Тибете (начиная с Пятого), являлся дворец Потала в Лхасе, в летний период — дворец Норбулинка. С 1959 года Далай-лама проживает в резиденции в североиндийском городке Дхарамсала.
Список Далай-лам
Имя | Годы жизни | Годы правления | Тибетский язык/Транслитерация Уайли | Официальная транскрипция | Другие транскрипции | |
---|---|---|---|---|---|---|
1. | Далай-лама I | 1391—1474 | × | དྒེ་འདུན་འགྲུབ་ dge ‘dun ‘grub | Gêdün Chub | Gedün Drup, Gendun Drup |
2. | Далай-лама II | 1475—1541 | × | དགེ་འདུན་རྒྱ་མཚོ་ dge ‘dun rgya mtsho | Gêdün Gyaco | Gedün Gyatso, Gendün Gyatso |
3. | Далай-лама III | 1543—1588 | 1578—1588 | བསོད་ནམས་རྒྱ་མཚོ་ bsod nams rgya mtsho | Soinam Gyaco | Sönam Gyatso |
4. | Далай-лама IV | 1589—1616 | [?] | ཡོན་ཏན་རྒྱ་མཚོ་ yon tan rgya mtsho | Yoindain Gyaco | Yontan Gyatso |
5. | Далай-лама V | 1617—1682 | 1642—1682 | བློ་བཟང་རྒྱ་མཚོ་ blo bzang rgya mtsho | Lobsang Gyaco | Lobzang Gyatso, Lopsang Gyatso |
6. | Далай-лама VI | 1683—1706 | [?]-1706 | ཚང་དབྱངས་རྒྱ་མཚོ་ tshang dbyangs rgya mtsho | Cangyang Gyaco | |
7. | Далай-лама VII | 1708—1757 | 1751—1757 | བསྐལ་བཟང་རྒྱ་མཚོ་ bskal bzang rgya mtsho | Gaisang Gyaco | Kelsang Gyatso, Kalsang Gyatso |
8. | Далай-лама VIII | 1758—1804 | 1786—1804 | བྱམས་སྤེལ་རྒྱ་མཚོ་ byams spel rgya mtsho | Qambê Gyaco | Jampel Gyatso, Jampal Gyatso |
9. | Далай-лама IX | 1806—1815 | (1808—1815)×× | ལུང་རྟོགས་རྒྱ་མཚོ་ lung rtogs rgya mtsho | Lungdog Gyaco | Lungtog Gyatso |
10. | Далай-лама X | 1816—1837 | — | ཚུལ་ཁྲིམ་རྒྱ་མཚོ་ tshul khrim rgya mtsho | Cüchim Gyaco | Tshültrim Gyatso |
11. | Далай-лама XI | 1838—1856 | 1844—1856 | མཁས་གྲུབ་རྒྱ་མཚོ་ mkhas grub rgya mtsho | Kaichub Gyaco | Kedrub Gyatso |
12. | Далай-лама XII | 1856—1875 | [?] | འཕྲིན་ལས་རྒྱ་མཚོ་ ‘phrin las rgya mtsho | Chinlai Gyaco | Trinle Gyatso |
13. | Далай-лама XIII | 1876—1933 | 1895—1933 | ཐུབ་བསྟན་རྒྱ་མཚོ་ thub bstan rgya mtsho | Tubdain Gyaco | Thubtan Gyatso, Thupten Gyatso |
14. | Далай-лама XIV | 1935- | 1950 — наст. время | བསྟན་འཛིན་རྒྱ་མཚོ་ bstan ‘dzin rgya mtsho | Dainzin Gyaco |
x Титул «Далай-лама» был присвоен первому и второму Далай-ламам уже после их смерти.
×× Девятый Далай-лама официально получил трон, но не управлял страной.