Что такое дата совершения оборота

Как определить дату совершения оборота и дату выписки ЭСФ: по дате основного АВР или дополнительного?

Вопрос

Согласно пункта 3 статьи 379 Налогового кодекса РК: «Датой совершения оборота по реализации работ, услуг является день выполнения работ, оказания услуг, за исключением случаев, установленных в пунктах 4, 5, 6 и 13 настоящей статьи. При этом днем выполнения работ, оказания услуг признается дата подписания, указанная в:

акте выполненных работ, оказанных услуг;

документе (кроме счета-фактуры), подтверждающем факт выполнения работ, оказания услуг, оформленном в соответствии с законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности, в случае отсутствия акта выполненных работ, оказанных услуг».

Получается, что если продавец за определённый месяц, например за январь выставил ЭАВР, где дата подписания стоит 06.02.2021, указанная в ЭАВР, то датой совершения оборота для НДС будет являться 06.02.2021год?

В силу нынешней ситуацией очень сильно начался развиваться электронный документооборот (ЭДО), и различные прогрессирующие компании начали предлагать программное обеспечение, которое облегчает работу бухгалтерам и не только. Так для сокращения бумажной волокиты наша компания перешла на ЭДО, но очень не понятны некоторые ситуации с определением даты совершения оборота для НДС и соответственно выписки ЭСФ.

Так если в ЭАВР отображена «дата подписания (принятия) работ (услуг)» как последний день календарного месяца, в котором оказаны услуги, например за январь 31.01.2021 года, и на документе отображены подписи ЭЦП от двух контрагентов.

Но также имеется дополнительный к ЭАВР документ «Паспорт документа», который описывает «Детали подписи документа», т.е. где отражены даты, когда были контрагентами подписаны ЭЦП, а именно дата подписания 16.02.2021г. (и этот документ не является первичным документом).

Можно ли считать тогда, что датой оборота для НДС и выписки ЭСФ будет являться 31.01.2021 года или все таки это будет дата 16.02.2021г.?

Ответ

В соответствии с пунктом 3 статьи 190 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) если иное не установлено пунктом 4 данной статьи, налоговый учет основывается на данных бухгалтерского учета. Порядок ведения бухгалтерской документации устанавливается законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.

Согласно пункту 3 статьи 379 Налогового кодекса датой совершения оборота по реализации работ, услуг является день выполнения работ, оказания услуг, за исключением случаев, установленных в пунктах 4, 5, 6 и 13 данной статьи. При этом днем выполнения работ, оказания услуг признается дата подписания, указанная в:

акте выполненных работ, оказанных услуг;

документе (кроме счета-фактуры), подтверждающем факт выполнения работ, оказания услуг, оформленном в соответствии с законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности, в случае отсутствия акта выполненных работ, оказанных услуг.

При этом в соответствии с пунктом 15 статьи 379 Налогового кодекса если в документах, определенных пунктами 3 и 13 данной статьи, указано несколько дат, то датой подписания документа является наиболее поздняя из указанных дат.

В соответствии с подпунктом 4) пункта 1 статьи 413 Налогового кодекса счет-фактура выписывается не ранее даты совершения оборота по реализации и не позднее 15м (пятнадцати) календарных дней после такой даты.

Таким образом, по оборотам по реализации работ, услуг, указанным в пункте 3 статьи 379 Налогового кодекса, дата совершения оборота определяется по наиболее поздней дате подписания акта выполненных работ, оказанных услуг или документа (кроме счета-фактуры), подтверждающего факт выполнения работ, оказания услуг, оформленного в соответствии с законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности, в случае отсутствия акта выполненных работ, оказанных услуг.

Соответственно, в рассматриваемом случае, датой совершения оборота является наиболее поздняя дата подписания акта выполненных работ, оказанных услуг.

Источник

Как определить дату оборота при реализации ГСМ по топливным картам (талонам на заправку)

Вопрос:

В соответствии с пунктом 20 статьи 43 главы 20 «…Договор о государственных закупках должен содержать условия о полной оплате за поставку товаров, выполнение работ либо оказание услуг в срок, не превышающий тридцати календарных дней со дня исполнения обязательств по данному договору». Согласно подпункта 2.3 пункта 2 Типового договора оплата должна быть произведена также не позднее 30 календарных дней со дня передачи товара заказчику.

Создается такая ситуация: гос.учреждение приобретает бензин в талонах в количестве 1000 (одна тысяча) литров. Поставщик отдает товар в полном объеме и выставляет на портал госзакупок акт приема-передачи товаров. Заказчик не позднее трех рабочих дней со дня получения на веб-портале уведомления об оформлении поставщиком акта приема-передачи товара, выполнения работ, оказания услуг, заполняет в акте информацию по договору и подписывает его электронно-цифровой подписью либо отказывает в принятии товаров, работ, услуг с указанием аргументированных обоснований. То есть бухгалтер должен оприходовать данный бензин в полном объеме с внесением данных в бухгалтерский учет по правилам МСФО. Однако, с 01 января 2021 года в соответствии с пунктом 2 статьи 192 Налогового Кодекса РК «… Метод начисления является методом учета, согласно которому результаты операций и прочих событий признаются по факту их совершения, в том числе со дня выполнения работ, предоставления услуг, отгрузки и передачи товаров покупателю или его доверенному лицу с целью реализации или оприходования имущества, а не со дня получения или выплаты денег или их эквивалента», поставщик выставляет счета-фактуры к 25 числу месяца, следующего за текущим месяцем исключительно в размере литров, фактически заправленных на заправках и с датой совершения оборота последнего дня текущего месяца.

Получается несостыковка в бух.учете: с одной стороны в соответствии с правилами ведения бух.учета требуется принять бензин по акту приема-передачи товаров, то есть бензин 1 000 литров поступил 01.09.2021 и его необходимо отразить этой датой; оплатить, так как его отдали в полном объеме, и в мемориальном ордере №6 он отражается в сентябре.

С другой стороны, аудиторы всегда сверяют учет со счетами-фактурами. То есть по счетам-фактурам необходимо оприходовать в сентябре – 300 литров и оплатить соответственно только за это количество, то есть оставшиеся 700 литров требуется оплатить по факту дальнейших заправок.

Ответ:

Вместе с тем, согласно пункту 3 статьи 190 Налогового кодекса налоговый учет основывается на данных бухгалтерского учета. Порядок ведения бухгалтерской документации устанавливается законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.

В соответствии с пунктом 2 статьи 379 Налогового кодекса при реализации товаров на основании товарораспорядительных документов, подтверждающих предоставление идентифицированных товаров в распоряжение покупателя, датой совершения оборота по реализации является последний день месяца, на который приходится дата фактической передачи таких товаров покупателю.

На основании вышеизложенного, счет-фактура, является документом налогового учета для лиц, на которых возложена обязанность по ее выписке в соответствии с пунктом 1 статьи 412 Налогового кодекса.

Вместе с тем, при реализации ГСМ по топливным картам (товарораспорядительный документ) момент реализации признается не по дате реализации топливной карты, а по фактической отгрузке ГСМ покупателю, а именно в последний день календарного месяца на который приходится дата фактической передачи ГСМ (пункт 2 статьи 379 Налогового кодекса).

При этом счет-фактура по такой реализации ГСМ посредством топливных карт (товарораспорядительный документ) выписывается не позднее 20 числа месяца, следующего за месяцем, на который по таким товарам приходится фактическая отгрузка ГСМ, то есть выписывается 1 счет-фактура по итогам месяца (подпункт 3-1) пункта 1 статьи 413 Налогового кодекса).

Источник

Как по СНТ определить дату оборота, если покупатель сам забирает товар?

Вопрос

Просьба разъяснить определение даты совершения оборота по электронным документам в случае отсутствия обязанности поставщика по доставке товара.

В соответствии с пунктом 1 статьи 379 Налогового кодекса РК дата совершения оборота по реализации товаров определяется по нескольким датам:

«1. Датой совершения оборота по реализации товаров, за исключением оборотов, указанных в пунктах 2, 5, 7 – 12 и 14 настоящей статьи, является:

В утвержденной приказом Министра финансов Республики Казахстан от 20 декабря 2012 года № 562 форме 3-2 «Накладная на отпуск запасов на сторону» отсутствует графа (поле) «Дата подписания». В связи с этим нет явной привязки к какому-либо условию подпункта 2) пункта 1 статьи 379 НК РК. При выписке накладной в бумажном варианте на практике дата оборота определяется как дата выписки такой накладной (накладная выписана в момент передачи (отправки) товара покупателю). Но для электронных документов такой вариант определения даты совершения оборота невозможен.

Если отсутствует накладная в бумажном виде каким образом определить дату совершения оборота по реализации товара? Ведь получатель подтверждает СНТ в течении 20 дней либо когда по факту получает товар и при этом дата выписки и дата подтверждения СНТ различны. Как определить дату оборота по электронным документам (СНТ)? Каким образом регистрировать факт передачи товара покупателю по выписанным электронным документам?

Ответ

При этом, если отсутствует обязанность по доставке товара в случаях когда СНТ заменяет форму З-2, получателю необходимо подтвердить СНТ в момент фактического получения товара, и датой оборота в таком случае будет считаться день подтверждения СНТ получателем товара, так как будет подписан поставщиком (продавцом) и получателем товара.

Источник

Действие ФСБУ 27/2021 с нового 2022 года. На что обратить внимание в документообороте и первичных документах

Авторы: Обвинцева Е. Ю., руководитель аутсорсинговой компании ООО «Агат», эксперт в области бухгалтерской и финансово-экономической судебной экспертизы

В статье автор постарался затронуть наиболее важные моменты касающиеся документооборота и первичных документов в компании, на основании которых составляются и ведутся регистры бухгалтерского учета, отвечающие за правдивость в составлении бухгалтерских показателей и отчетности. Автор постарался акцентировать внимание на наиболее важных новшествах, введенные данным Стандартом.

2022 год будет нас радовать многими принятыми и вступающими в силу законодательными актами именно с 01 января.

Вызывает большой интерес ФСБУ 27/2021 «Документы и документооборот в бухгалтерском учёте» Приказ Министерства финансов РФ от 16.04.2021г. № 62н, данный Стандарт по своей сути дополняет и уточняет Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». Стандарт обязаны применять все юридические лица, не коснулся только иностранных организаций, ИП, бюджетников. Финансовые организации могут не применять отдельные пункты Стандарта (5, 6, 7, 22), но с оговоркой, если инструкции ЦБ РФ по оформлению бухгалтерских документов содержат положения, отличные от ФСБУ 27/2021.

Особо нового, конечно, с первого взгляда нет, но не все так просто как кажется. Сам по себе Стандарт написан вроде понятным языком, но есть определенные пункты, по которым хотелось бы получить четкие разъяснения. И все надеяться, что данные разъяснения появятся от официальных источников.

Бухгалтерское сообщество понимает, что принятие нового ФСБУ 27/2021 касается первичных документов и регистров только для бухгалтерского учета (п. 2 ФСБУ 27/2021), который дает право организациям подтвердить расходы для целей налогообложения прибыли или налога при УСН (п. 1 ст. 252 НК РФ).

Напомню, документооборот – это движение документов бухгалтерского учета в экономическом субъекте с момента их составления до завершения исполнения, кульминацией является составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, формирование архива, данное определение закреплено в пп. «б» п.2 ч. 1 Стандарта.

Пунктом 8 ФСБУ 27/2021 закреплено, что датой составления документа считается дата его подписания ответственным лицом. Но, если документ составлен не в момент совершения хозяйственной операции, то указывается две даты – момент формирования документа и момент совершения хозяйственной деятельности. Например, если между датой подписания документа и датой операции есть временной разрыв, нужно указать обе даты: дату подписания и дату совершения операции.

Также Стандартом введено, что одним первичным документом можно сейчас оформить несколько операций. То есть при условии обоснованной периодичности, документы с повторяющимися либо длящиеся факты можно объединить в один первичный документ (п.9 ФСБУ 27/2021). Например, отгружаете одному контрагенту товар каждый день или начисляете проценты и пр.

Стандартом закреплено, что все первичные документы должны быть составлена на русском языке, но, если документ составлен на иностранном языке, необходим построчный перевод. Существует в Стандарте оговорка закрепленная в п. 5 ФСБУ 27/2021 если законодательство или правила страны, то есть места ведения деятельности компаний за пределами РФ требуют составления документов на иностранном языке, то документ может быть составлен на иностранном языке. Но регистры бухучета, составленные на иностранном языке, должны содержать построчный русский перевод.

Напомню, что такое регистр, если кто подзабыл. Данное определение дано в Законе «О бухгалтерском учете» п. 1 ст. 10 (данные, содержащиеся в первичных учетных документах, подлежат своевременной регистрации и накоплению в регистрах бухгалтерского учета. То есть регистр — табличный документ, который обобщает содержащуюся информацию в принятых первичных документах на предприятии, предназначенный для систематизации и накопления этой информации, для отражения на счетах бухгалтерского учёта и в бухгалтерской отчетности).

Стандартом утверждено, что в регистрах бухгалтерского учета денежные показатели выражаются в рублях. Если стоимость выражена в иностранной валюте, записывают в регистрах одновременно и в валюте, и в рублях (п. 7 ФСБУ 27/2021).
Надуюсь, все помнят основные принципы ведения регистров бухгалтерского учета, останавливаться на них не будем, но кратко напомню: полнота, хронологическая и систематизированная запись, аналитический и синтетический учет, системность, обоснованность, достоверность, своевременность, юридическая значимость.

Таким образом, в первичные документы, необходимо включить информацию, позволяющую идентифицировать указанный оправдательный документ.

Следующее, что введено Стандартом сказано в п. 12, так можно добавлять в первичные документы дополнительные реквизиты сверх обязательных, которые указаны в п. 2 ст. 9 Закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ. Например, номер документа, банковские данные и пр.

Лиц, имеющие право подписывать документы бухгалтерского учета, устанавливает руководитель организации (п. 30 ФСБУ 27/2021). Перечь лиц закрепляется локальным актом по предприятию (организации).

Хочу отметить, что в Законе № 402-ФЗ и ФСБУ 27/2021 не содержится требований к электронной подписи. Компании имеют право составлять документы на бумажном носителе либо в виде электронного документа, подписанного электронной подписью. Следовательно, организация может самостоятельно определить кто подписывает, те или иные бухгалтерские первичные документы электронной подписью, но предварительно заключив соглашение с контрагентом по электронному взаимодействию. Однако Стандарт уточняет, при условии составления бухгалтерского документа в электронном виде должна быть копия такого документа на бумажном носителе (п. 14 ФСБУ 27/2021).

Как все хорошо бы не было, но ошибки случаются в нашей практике. Стандарт предусмотрел и это. Пунктами 19,21,22 ФСБУ 27/2021 утверждено, ошибка должна быть исправлена понятно, необходимо указать дату исправления, должна стоять подпись лица внесшего исправление и отвечающего за регистр с расшифровкой ФИО и должности.

На бумажном документе, аккуратно ошибочные сумма или текст зачеркивается, сверху ставится правильная сумма либо текст. Не забудьте поставить «Исправлено», затем дата и подпись, расшифровка.

Исправление первичного учетного документа и регистра, составленного в виде электронного документа, допускается путем составления нового (исправленного) электронного документа.

Помните, что исправлять кассовые документы и платежные поручения нельзя, об этом говорится в п. 18 ФСБУ 27/2021.

Важно знать, что п. 23 и 24 ФСБУ 27/2021 закреплено как хранить первичные документ. Хранение документов допускается только в том виде, в котором они составлены. Электронные в электронном виде, бумажные в бумажном виде.
Срок хранения документов закреплен п. 1 ст. 29 Закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ и подп. 8 п. 1 ст. 23 НК РФ

Вот такие изменения и дополнения по оформлению документа оборота нас с вами ждет. Надеюсь, что эта статья вам понравилась.

Литература:

ФСБУ 27/2021 «Документы и документооборот в бухгалтерском учёте» Приказ Министерства финансов РФ от 16.04.2021г. № 62н

Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»

Информационного сообщения Минфина России от 10.06.2021 N ИС-учет-33

Источник

Как определить дату совершения оборота при выписке электронного АВР для отражения в ЭСФ?

ТОО, ОУР, плательщик НДС

Поставщиком услуг связи и аренды выписан ЭАВР (электронный АВР) 5 мая 2020 года, дата подписания ЭАВР покупателем 6 мая 2020 года. Возникает разница в отражении даты совершения оборота в учете покупателя и поставщика.

Какая дата будет признаваться датой совершения оборота и должна отражаться в ЭСФ?

В соответствии с положениями п.3 ст.379 Налогового кодекса РК датой совершения оборота по реализации работ, услуг является день выполнения работ, оказания услуг, за исключением случаев, установленных в п. 4, 5, 6 и 13 ст. 379 Налогового кодекса РК.

При этом днем выполнения работ, оказания услуг признается дата подписания, указанная в:

Согласно положениям п.1 ст.193 Налогового кодекса РК учетная документация составляется налогоплательщиком (налоговым агентом) на бумажном и (или) электронном носителях на казахском и (или) русском языках.

Что такое дата совершения оборота. Смотреть фото Что такое дата совершения оборота. Смотреть картинку Что такое дата совершения оборота. Картинка про Что такое дата совершения оборота. Фото Что такое дата совершения оборота

Что такое дата совершения оборота. Смотреть фото Что такое дата совершения оборота. Смотреть картинку Что такое дата совершения оборота. Картинка про Что такое дата совершения оборота. Фото Что такое дата совершения оборота

Что такое дата совершения оборота. Смотреть фото Что такое дата совершения оборота. Смотреть картинку Что такое дата совершения оборота. Картинка про Что такое дата совершения оборота. Фото Что такое дата совершения оборота

Есть вопросы?

Получите профессиональную консультацию

Центральный дом бухгалтера (ЦДБ) – компания № 1 на финансовом рынке Казахстана в сфере производства и оказания услуг для бухгалтеров и индивидуальных предпринимателей.

Наша команда обладает большим практическим опытом и постоянно повышает и совершенствует свою эффективность.

Мы реализуем комплексный подход к развитию бизнеса, обеспечиваем максимальное качество и удобство при оказании бухгалтерских услуг своим клиентам.

Центральный дом бухгалтера предлагает обучение, консультации, печатные и электронные издания, информационную систему для бухгалтера!

Довольный клиент – это кредо ЦДБ! К каждому клиенту индивидуальный подход и особая забота!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *