Что такое деепричастие 7 класс ладыженская
§ 28. Деепричастие как часть речи
Сравните два предложения:
Космонавт рассказывает о полёте и улыбается.
Космонавт рассказывает о полёте, улыбаясь.
Назовите основы предложений.
Добавочное действие выражено словом улыбаясь. Это деепричастие.
В деепричастии совмещены признаки глагола и наречия.
Глагольные признаки деепричастия
Деепричастия образуются только от глаголов, например: осматривать — осматривая, смеяться — смеясь. Подобно глаголу, деепричастия бывают совершенного или несовершенного вида, например: улыбаясь — несовершенного вида.
Зависимое слово — существительное или местоимение — ставится при деепричастии в том же падеже, что и при глаголе, от которого образовано деепричастие, например: покрасить (что?) стену (В. п.) — покрасив (что?) стену (В. п.).
Наречные признаки деепричастия
С наречием деепричастие сходно тем, что не изменяется (не склоняется и не спрягается).
В предложении деепричастие бывает обстоятельством, например: Космонавт, улыбаясь, рассказывает о полёте. — Рассказывает (как?) улыбаясь (т. е. с улыбкой); Приземлившись, он радостно посмотрел вокруг. — Посмотрел (когда?) приземлившись (т. е. после приземления).
Что общего имеют и чем различаются деепричастия и глаголы? деепричастия и наречия?
2. Деепричастие не изменяется. Деепричастия бывают совершенного и несовершенного вида.
3. В предложении деепричастие является обстоятельством.
Применяя данное определение, р а с с у ж д а й т е так:
выглянув в окно, Петя увидел друга; увидел — основное действие, а выглянув — добавочное, значит, выглянув — деепричастие.
Конспект урока «Деепричастие как часть речи» (7 класс)
УМК Русский язык. М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова, Л.Т. Григорян, И.И. Кулибаба.
Тема: Деепричастие как часть речи
Тип урока: урок изучение нового материала
Технологии урока: информационно-коммуникативная(элементы);
Технология развития критического мышления через чтение и письмо (элементы), здоровьесберегающие
Формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная.
Цель урока: сформировать представление о деепричастии как части речи.
формировать умения находить деепричастия в тексте,
определять признаки деепричастия (грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическую роль деепричастий в тексте).
воспитывать любовь и уважение к русскому языку посредством дидактического материала (форма урока, применение ТСО),воспитывать чувство такта, умение слушать учителя, умение анализировать и обобщать.
работа по развитию речи: формулировка выводов, саморефлексия.
работа по развитию личности: развитие внимания, логического мышления, самостоятельности, памяти,
формировать языковое чутье,
развивать речевую культуру и речевое творчество.
распечатанные задания для каждого ученика,
учебник для каждого обучающегося.
I. Организационный момент (2 мин. )
I .Организационный момент
— Здравствуйте, ребята! Садитесь, пожалуйста!
— Я рада вас видеть. Думаю, что вы, как всегда, будете сегодня на уроке внимательны, активны и покажете себя только с лучшей стороны. Желаю всем успеха в открытии новых знаний, чтобы каждый из присутствующих в этом классе, окунулся в царство русского языка, ощутил свою причастность к прекрасному, особенному миру.
II .Актуализация знаний
— На протяжении многих уроков мы изучали большую и сложную тему «Причастие как часть речи». А на сегодняшнем уроке мы будем изучать новую часть речи. А какую, вы мне скажете после написания словарной работы. Откройте ваши тетради и запишите дату, вид работы и отступите одну строчку. Позже мы там
запишем тему урока.
Извинение, ароматный, скучный, аккуратно, стремиться, великолепный, баловать, скучающий, начать, знакомясь.
-Вызвало ли что-то затруднение?
— На какой вопрос оно отвечает?
— Вы можете сказать к какой части речи оно относится?
— Ну что ж, тогда я вам сейчас прочитаю небольшую сказку, после которой вы мне скажете, о какой части речи мы сегодня будем говорить. Слушайте внимательно.
Маша, ученица 7-го класса, двоечница, уснула, когда делала домашнее задание и попала в Королевство Самостоятельных Частей Речи. И первым, кого она повстречала, было Деепричастие. Маша спросила:
И с этого дня Маша Молчанова, ученица 7 класса, стала заметно лучше учиться и никогда больше не огорчала никого из Частей Речи.
Вот так закончилось путешествие Маши.
— Так о какой, ранее не известной части речи, пойдет разговор на сегодняшнем уроке?
Записывают в тетрадях дату, вид работы и тему урока.
Урок русского языка в 7 классе по теме: «Деепричастие как часть речи»
Тема урока: «Деепричастие как часть речи».
Базовый учебник (УМК): Русский язык: Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений/ М.Т. Баранов, Л.Т. Григорян, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова, И.И. Кулибаба.— 34-е изд. — М.: Просвещение, 2012.
Цели : узнать новую часть речи деепричастие; научиться составлять схему «ФИШБОУ», содействовать развитию устной и письменной речи, создать условия для успешной работы.
Обучающие: Формировать навык нахождения деепричастия.
Развивать навыки выразительного чтения.
Воспитывать у учащихся уважение друг к другу, организованность, ответственное отношение к работе, к художественному слову.
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, в паре, исследование.
Образовательная технология: сотрудничество.
Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран
Уметь отличать и находить деепричастия.
Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности.
Уметь оценивать результаты деятельности, анализировать собственную работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности (этапа) в сотрудничестве с учителем; слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию, уметь с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли. Уметь систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках, находить нужную информацию.
«В гостях у Деепричастий» (урок-сказка)
Я думаю, что вы доставите радость всем нам своей работой на уроке, испытаете радость познания.
Сегодня мы отправимся в путешествие по океану Знаний к материку Морфология, в страну Деепричастий. Мы отправляемся в путь, где нам встретится немало трудностей. Вы команда, и от действий каждого из вас будет зависеть, как мы пройдем препятствия. Результаты работы будем заносить в «Рабочий лист». Готовы!
Работа по теме урока
Цели: познакомиться с новой частью речи.
— Определите лишние слова (записать)
1. Любоваться, гулять, восхищаясь, гордиться
3. Говорил, гуляя, улыбался, радовался
4. Основательно, красиво, современно, воплотив.
— Прочитайте, какие слова вы записали.
Чем похожи на глаголы и чем отличаются? От каких слов зависят?
Похожи: обозначают действие, но у них нет привычных окончаний глаголов.
— На какие вопросы они отвечают?
— Словами какой части речи они явля ю тся?
Определение темы урока. Запись в рабочих листах Деепричастие.
В русских сказках цари часто путешествовали по своему царству. Сегодня и мы отправимся путешествовать. Совсем недавно мы путешествовали с вами по большому городу Причастию, а сегодня начнем путешествие по городу чуть поменьше.
Будьте внимательны: тема нашего урока непростая и очень важная: она будет сопровождать нас на протяжении изучения всего курса русского языка в школе.
Итак, приступим к исследованию темы «Деепричастие».
Перед вами картинка: папа-глагол, мама – наречие, ребёнок – деепричастие. Почему они вместе?
Давайте проведём анализ морфологических признаков глагола и наречия с помощью приёма ФИШБОУ
— На чьей стороне мы в этом споре: глагола, наречия или деепричастия? Давайте выберем общие черты деепричастия.
2) Самостоятельная работа по учебнику.
-Давайте обратимся к учебнику и проверим наше предположение.
Прочитайте самостоятельно материал о деепричастии и с помощью приёма ФИШБОУ составьте рассказ об этой части речи. (Кто не уверен, может поработать карандашом)
Вряд ли кто сможет рассказать о деепричастии лучше, чем оно само. К нам пришло письмо.
Загадку эту отгадать совсем несложно!
Меня с наречием порою спутать можно.
Но помните, чтобы вопрос вас не подвел,
Я по значению похоже на глагол!
Хотите знать о моей жизни? Ох, непростая у меня биография. Сначала я жило в семье причастий и считалось близким родственником действительных причастий, хотя и в краткой форме.
Потом меня переселили в новую семью, дали другое имя. В результате этих перемен я утратило многие воможности. Я навсегда потеряло право изменяться по родам, числам, падежам, как это было до XVII века.
Конечно с родителями мне повезло. У нас с Причастием общий отец – Глагол. Он много дал мне: и значения действия, хоть и добавочного, и вид,возвратность. Матери же унас разные. Свой матерью я считаю Наречие, так как приобрело в наследство от нее синтаксическую роль обстоятельства и морфологическую неизменяемость.
Вот так и живу я, деловитое, неизменяемое, всегда готовое помочь Глаголу расширить круг действий. Правда, отец мой Глагол не особенно ценит мою помощь, постоянно отгораживаясь запятыми. И все вопросы задает как? каким образом? Или еще лучше : что делая? что сделав?
— Итак, что же обозначает деепричастие?
— Каковы постоянные признаки деепричастия?
— Как изменяется деепричастие?
— Каким членом предложения является деепричастие?
— На какие вопросы отвечает эта часть речи?
Совершив путешествие по городу, возвращаемся в стольный град Морфологию. Но нам встретилось препятствие. Необходимо перейти сквозь небольшой тоннель.
Чтобы найти общий язык с деепричастием, чтобы оно не сбивало тебя с толку в диктантах и контрольных работах, надо научиться безошибочно узнавать его в лицо. В отличие от причастий, сделать это труднее. Почему? Даже самый легкомысленный ученик никогда не спутает причастие с глаголом. А вот деепричастие многие норовят назвать глаголом, а это так опасно!
Причислив деепричастие к глаголу, ты отнимаешь у него не одну, а то и целых три запятых (если стоит в середине предложения). Хорошо ли это? Поэтому, чтобы вы не совершили этой ошибки, вы получаете на память о нашем уроке «Памятку деепричастия». Это избавит вас от проблем в дальнейшем.
Как вы думаете, можно составить предложение из одних деепричастий?!
Деепричастия. Произносить их надо правильно, употреблять в предложений, хорошенько подумав. А может, не так уж они и нужны? Мне кажется убедительно ответил на этот вопрос английский поэт Р. Саути своим необычном стихотворением «Лодорский волопад?»
Конспекты уроков русского языка 7 класс по учебнику Ладыженской Т. А. Урок 46. Тема. Деепричастие как часть речи
Конспекты уроков русского языка 7 класс по учебнику Ладыженской Т. А. Урок 46. Тема. Деепричастие как часть речи
Цели: дать понятие о деепричастии как части речи; показать связь деепричастий с глаголами и наречиями; расширить речевую компетентность учеников.
Методические приемы: объяснительный диктант, объяснения учителя, повторение изученного, работа над исправлением речевых ошибок.
I. Лингвистическая разминка
Выровнять грядку, ориентироваться на местности, отразить атаку, представить в воображении, перевести с английского языка, прекратить сеанс, рассказывать шёпотом, претендовать на премию, повлечь непредсказуемые последствия, поразить зрителей, \ улыбаться окружающим, привезти на поезде, присутствовать на приеме, тренироваться на стадионе, приравнять части уравнения.
Дополнительное задание: обозначить вид глаголов (совершенный – с, несовершенный – н. )
II. Изучение темы «Деепричастие как часть речи»
Мы закончили большую, сложную тему – «Причастия». В начале разговора о причастии упоминалась сходная с ним по звучанию : часть речи, которую мы начнем изучать сегодня – это деепричастие.
Часть «дее» означает близость этой части речи к действию, I то есть к глаголу. Подберем слово, в которое тоже входит «дее дееспособный, то есть способный к действию. Можно сказать, что
и деепричастие способно к действию. Оно обозначает добавочное действие. Сравним два предложения (запишем их на доске и в тетрадях): Маки осыпались и роняли на землю лепестки. Маки осыпались, роняя на землю лепестки.
– Какое из этих предложений точнее, выразительнее?
– Как выражены действия в этих предложениях? (В первом предложении – однородными сказуемыми – осыпались и роняли, во втором – сказуемым осыпались и добавочным действием роняя. Употребление однородных сказуемых не совсем точно: понятно, что одно сказуемое подразумевает другое, второе кажется излишним. Предложение с добавочным действием делает картину более образной, дополняет ее, добавляет выразительности.
Вы уже поняли, что добавочное действие выражено новой для нас частью речи – деепричастием.
Глагольные признаки деепричастия налицо: деепричастия обозначают добавочное действие, образуются от глаголов, как и глаголы, имеют вид. Определим его. Поставим вопрос от глагола.
Мы видим, что деепричастие связано в предложении с другими словами <роняя что? – лепестки; роняя куда? – на
Рассмотрим другое предложение:
Монета упала, звеня и подпрыгивая.
Определим добавочное действие. (Упала что делая? звеня и подпрыгивая – однородные деепричастия не имеют зависимых слов. )
– Какой еще вопрос можно поставить к деепричастию? (Как?)
– Для какого члена предложения характерен такой вопрос? (Для обстоятельства. )
– Какая часть речи чаще всего отвечает на вопрос «как?» (Наречие. )
Вывод: кроме глагольных признаков, деепричастие имеет и наречные признаки; оно не изменяется, в предложении служит обстоятельством.
2. Изучение теоретического материала учебника (с. 73-74).
III. Выполнение упражнений
1. Упражнение 159: комментированное письмо. Обратим внимание на запятые, уже поставленные в тексте.
– Какова роль этих знаков препинания? (Выделительная. )
2. Упражнение 160: устно.
3. Упражнение 161: работа над исправлением речевых ошибок.
Комментарий. Обратим внимание учеников на то, что именно
в предложениях с деепричастиями очень часто допускаются речевые ошибки, призовем их быть осторожнее и внимательнее с деепричастиями.
Запомним: и основное, и добавочное действия (глагол-сказуемое и деепричастие-обстоятельство) относятся к одному и тому же действующему лицу.
В некоторых предложениях употребление деепричастий невозможно. При исправлении ошибок обычно приходится пользоваться синтаксической синонимией.
Запишем исправленные варианты:
2-е предложение: Открываясь, дверь громко скрипнула. Или: Открывая дверь, я услышал громкий скрип. Или: Открывавшаяся, дверь громко скрипнула.
4-е предложение: Заканчивая чертёж, я сломал карандаш. Или: Когда я заканчивал чертеж, у меня сломался карандаш.
Ошибка в том, что основное и добавочное действие относятся к разным действующим лицам. Получается, что чертеж заканчивал карандаш.
5-е предложение: Возвращаясь домой, я попал под дождь. Или: Когда я возвращался домой, шел дождь.
8-е предложение: Прочитав рассказ, я подумал, что он слишком грустный. Или: Прочитанный рассказ показался мне слишком грустным.
2. Выбрать из любых школьных учебников предложения с деепричастиями и записать их, обозначив вид деепричастий.
Деепричастие — признаки и примеры
Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат (в правом нижнем углу экрана).
Понятие деепричастия
Сейчас узнаем, что обозначает деепричастие и дадим определение.
Деепричастие — самостоятельная часть речи или особая форма глагола.
Деепричастие отвечает на вопросы:
Примеры деепричастий: рисуя картины, стоя на столе, собравшись у поход, купив подарок.
Деепричастия объединяют значения глаголов и наречий:
называют признак действия (каким образом оно совершается).
Теперь мы знаем, что называется деепричастием. Рассмотрим, от чего образовано и от чего зависит деепричастие.
Грамматические признаки деепричастий
Деепричастия совмещают грамматические признаки глаголов и наречий.
Признаки глаголов:
Вид. Если в вопросе к деепричастию есть буква «с» — вид совершенный, если ее нет – несовершенный:
Жил, (что делая?) создавая музыку — вид несовершенный (нет «с» в вопросе).
Прожил, (что сделав?) оставив след — вид совершенный (есть «с» в вопросе).
Переходность. Деепричастие переходное, если у него есть зависимое слово в винительном падеже без предлога.
Погладив (кого?) кошку — существительное «кошка» стоит в винительном падеже без предлога, значит деепричастие переходное.
Гуляя по улице — деепричастие непереходное, потому что у него нет зависимого слова в винительном падеже без предлога.
Признаки наречий:
Неизменяемость. Деепричастие не склоняется и не спрягается.
В словосочетаниях обычно, как и наречия, примыкают к личным формам глаголов, реже – к инфинитивам или причастиям.
Для наглядности объединили все признаки в следующую таблицу:
Обозначает добавочное к основному действие.
Образуется от глагола, сохраняя его признаки.
Вид (совершенный и несовершенный).
Деепричастие распространяется существительными, наречиями, местоимениями.
Деепричастие с зависимыми словами образует деепричастный оборот.
Деепричастие образует словосочетания:
Одновременно характеризует основное действие, которое показывает как? когда? почему? оно происходит;
Деепричастие относится к глаголу-сказуемому.
В предложении бывает только обстоятельством.
Подготовка к ЕГЭ по русскому языку в онлайн-школе Skysmart — без стресса и на реальных экзаменационных заданиях. Попробуйте бесплатно на вводном уроке!
И еще подробнее про образование деепричастий:
Обозначают незаконченное добавочное действие, которое происходит одновременно с действием, которое выражено глаголом.
От некоторых глаголов (бьют, рвут, берегут, текут) деепричастия не образуются.
Обозначают законченное добавочное действие, которое, совершается до начала действия, которое выражено глаголом.
От некоторых глаголов возможно образование двойных форм (от основы инфинитива и основы прошедшего времени):
Синтаксическая роль деепричастия
В предложениях деепричастие зависит от глагола, которое выполняет роль сказуемого.
Чем выражено деепричастие в предложении — второстепенным членом и выполняет синтаксическую роль обстоятельства.
А если рядом с деепричастием стоят зависимые слова, то это уже деепричастный оборот.
При разборе деепричастного оборота, нужно сначала его выделить как обстоятельство, а после — разобрать внутри по членам. Вот так:
Чаще всего деепричастия выделяются запятыми. Но есть такие, которые выделять не нужно:
Одиночные деепричастия, которые перешли в разряд наречий (стоя, сидя, шутя, молча, лежа). Такое деепричастие не обозначает добавочного действия:
Нужно читать, сидя за столом при хорошем освещении.
Он говорил волнуясь (то есть взволнованно).
Когда деепричастие не означает добавочного действия, а означает только признак действия.
Устойчивые выражения, фразеологические обороты, в состав которых входит деепричастие: бежать сломя голову, работать не покладая рук, заговорить скрепя сердце, кричать не помня себя.
Морфологический разбор деепричастия
Морфологический разбор деепричастия — это морфологическая и синтаксическая характеристика слова.
План разбора деепричастия
Часть речи. Общее значение.
начальная форма (неопределенная форма глагола);
Синтаксическая роль (подчеркнуть как член предложения).
Давайте посмотрим на примере, как сделать полный морфологический разбор деепричастия.
Пример 1
Журча — особая форма глагола — деепричастие, бежит (что делая? как?) — журча — обозначает добавочное действие.
Начальная форма — журчать. Несовершенный вид, неизменяемая форма.
Бежит (как?) журча (обстоятельство образа действия).
Пример 2
Слушая бабушкины рассказы о прошлом, я всегда удивляюсь.
Слушая — особая форма глагола — деепричастие, удивляюсь (что делая? как?) — слушая — обозначает добавочное действие.
Начальная форма — слушать. Несовершенный вид, переходное, невозвратное.
Удивляюсь (как?) слушая (обстоятельство времени).
Вопросы для самопроверки
Укажите, что обозначает деепричастие в русском языке.
Грамматические признаки каких двух частей речи объединяет деепричастие?
Вспомните различия в образовании деепричастий совершенного и несовершенного вида.
Какую синтаксическую роль или роли может выполнять деепричастие в предложении?
Выполните морфологический разбор деепричастия в предложении: Враг отступил к стене, моля о пощаде.