Что такое дефицитные знания по русскому языку
Причины неуспеваемости учащихся по русскому языку и пути их преодоления (Из опыта работы )
В этой статье рассматриваются вопросы неуспеваемости учащихся с ОВЗ по русскому языку и различные формы и методы их преодоления.
Просмотр содержимого документа
«Причины неуспеваемости учащихся по русскому языку и пути их преодоления (Из опыта работы )»
Причины неуспеваемости учащихся по русскому языку
и пути их преодоления
(Из опыта работы учителя русского языка и литературы Урмановой Г. З.)
Нет плохих учеников — есть обстоятельства,
которые мешают им быть хорошими.
Почему дети учатся плохо? С чем это связано? С тем, что они не хотят учиться или не могут? А может быть имеет значение что-то другое?
Что же такое неуспеваемость?
Слабоуспевающие ученики – это вечная проблема школы. Каждый учитель в процессе своей педагогической деятельности встречает немало обучающихся, которые испытывают трудности при усвоении учебного материала. Современные учёные отмечают, что проблема неуспеваемости является и педагогической, и медицинской, и психологической, и социальной.
Основные признаки неуспеваемости учащихся:
1. Наличие пробелов в фактических знаниях и специальных для данного предмета умениях, которые не позволяют охарактеризовать существенные элементы изучаемых понятий, а также осуществить необходимые практические действия.
2. Наличие пробелов в навыках учебно-познавательной деятельности, снижающих темп работы настолько, что ученик не может за отведённое время овладеть необходимым объёмом знаний, умений и навыков.
3. Недостаточный уровень развития и воспитанности личностных качеств, не позволяющий ученику проявлять самостоятельность, настойчивость, организованность и другие качества, необходимые для успешного учения.
Неуспевающий ученик обладает следующими основными особенностями:
— невнимательность, частое непонимание задания, но разъяснений не просит, вопросов учителю не задаёт;
— пассивность, в том числе и интеллектуальная (постоянно нуждается в стимулах для перехода к очередным видам работы);
-медлительность, либо постепенное снижение темпа деятельности, быстрая вырабатываемость;
— не имеет ясного представления цели, не планирует и не организует свою работу;
— индифферентно относится к результатам работы;
— не подмечает своих неудач и трудностей.
Все эти особенности присущи детям нашей школы
Причина трудностей обучения и неуспеваемости школьников прежде всего связана с задержкой психического развития детей. Исследования, проведенные специалистами разного профиля, в разных регионах нашей страны, показали, что
в 50% случаев неуспеваемость была связана с задержкой психического развития,
в 24% – с нарушением поведения (синдром двигательной расторможенности) и только
в 4% – с умственной отсталостью и с общим недоразвитием речи.
В остальных случаях отмечались общая (соматическая) ослабленность, нарушение слуха, зрения.
Группа детей, объединенных характеристикой «задержка психического развития», чрезвычайно разнородна. Она занимает промежуточное положение между нормой и легкой степенью умственной отсталости (дебильностью). Как правило, в дошкольном периоде, в коллективе детского сада, эти дети ничем особенно не выделяются среди своих сверстников и поэтому обычно поступают в первый класс массовой школы, а трудности обучения начинают проявляться и нарастать постепенно с увеличением сложности, повышением темпа работы, необходимостью логически мыслить. Такие дети с трудом понимают, что от них требуется, не могут быстро переключиться на новый вид деятельности, плохо осваивают чтение, математику, письмо. Ухудшение состояния (иногда очень резкое – «в саду был как все, а в школе стал хуже всех»), как правило, связано с принципиально новыми требованиями, которые предъявляются к деятельности ребенка. Сложность и в том, что каждый случай «задержки» может иметь свою причину и свои проявления, а значит, требует индивидуальной оценки.
По сравнению со сверстниками, поступающими в первый класс, у них отмечается крайне недостаточный запас знаний, сведений, умений. Узок их кругозор, бедна речь, слабо развиты моторные навыки. Эти дети никак не осознают себя учениками. В их поведении преобладают детскость, непосредственность, игровые интересы, стремление только к удовольствиям. Познавательные процессы абсолютно не интересуют таких учеников. На уроках они сразу становятся вялыми, скучными или наоборот, излишне беспокойными, совершенно не могут сосредоточиться на задании. Что я и наблюдаю на своих уроках в 7а классе, у некоторых учащихся. Все, о чем говорится на уроках, проходит мимо них. Для таких учеников характерно стойкое снижение работоспособности с расстройством внимания, памяти, способности переключаться с одного вида на другой. Особенно резко страдают концентрация внимания, целенаправленная деятельность.
На фоне стойкой неуспеваемости, которая характерна для таких детей, часто отмечаются трудности обучения, связанные с речевым, моторным недоразвитием.
Дети, имеющие задержку психического, речевого, или моторного развития, являются очень сложными для массовой школы, требуют от учителя много терпения и внимания, и в конечном счете по решению ПМПК оказываются в учреждениях нашего типа.
Так же необходимо учитывать, что есть дети с ОВЗ, обучающиеся в классах 7 вида, хорошо воспринимают предлагаемую помощь, сознательно переносят понятое ими решение на задачи аналогичного характера, правильно оперируют теми понятиями, которые они имеют. При своевременной коррекции большинство из них хорошо продвигаются и постепенно выравниваются.
Так же хочется сказать несколько слов о детях с синдромом дефицита внимания.
Детей с нарушением такого типа невозможно не заметить, поскольку они резко выделяются на фоне сверстников своим поведением. Одной из специфических черт является чрезмерная активность ребёнка, излишняя подвижность. Это одно из проявлений целого комплекса нарушений, отмечаемых у таких детей. Основной же дефект связан с недостатком механизмов внимания и тормозящего контроля. Поступление в школу создаёт серьёзные трудности для детей с недостатком внимания, т.к. учебная деятельность предъявляет повышенные требования к развитию этой функции. Специалисты выделяют следующие клинические проявления синдромов дефицита внимания:
1. Беспокойные движения в кистях и стопах
2. Неумение сидеть на месте, когда это требуется
3. Легкая отвлекаемость на посторонние стимулы.
4. Нетерпение, неумение дожидаться своей очереди.
5. Неумение сосредоточиться.
6. Частые переходы от одного незавершенного действия к другому.
7. Неумение играть тихо, спокойно.
Эти основные нарушения поведения сопровождаются серьезными вторичными нарушениями, к числу которых, прежде всего, относится слабая успеваемость в школе. Низкая успеваемость – типичное явление для гиперактивных детей. Она обусловлена особенностями их поведения, которое не соответствует возрастной норме и является серьёзным препятствием для полноценного включения ребёнка в учебную деятельность.
Русский язык – весьма сложная дисциплина, поэтому проблема неуспеваемости по русскому языку проявляется особенно остро. Работая с неуспевающими обучающимися, необходимо подбирать для них задания, повышающие активность в процессе восприятия и осмысления материала, способствующие систематизации и совершенствованию знаний.
Преодолением неуспеваемости по русскому языку надо заниматься особенно упорно, т.к. именно здесь формируется уровень грамотности человека.
А количество детей с трудностями обучения русскому языку и нарушениями письма увеличивается год от года. По самым общим подсчетам таких учащихся сегодня около 25%. Ребенок недописывает буквы в слове или пишет лишние. Легко может допустить ошибку даже в написании гласной под ударением, например, написать «машена» вместо «машина». Часто такой ученик заменяет буквы по кинетическому сходству, пишет: «мужомор» («мухомор»), «ядлоки» («яблоки»), «прурода» («природа»). Нередко в слове оказываются переставлены слоги: вместо «молоток» написано «мотолок». В начале и в конце слова может оказаться одна и та же буква: вместо «магазин» — «магазим».
Трудности в письме и чтении определяют общее отставание ученика, потерю интереса к учебе и веры в собственные силы. Очевидно, что читающий ребенок имеет больше шансов стать грамотным, чем не читающий. Но последних становится все больше. Ученики, имеющие трудности в овладении практической грамотностью, образуют своеобразные группы. Эти группы определяются на основе нескольких критериев. Первый критерий — возрастной.
Но не всегда возраст ребенка определяет его главную проблему, поэтому второй критерий при выделении групп — трудности, связанные с изучением предмета. Здесь можно выделить несколько основных, наиболее часто встречающихся проблем:
1)пропуск и путаница букв, их перестановки в словах;
2) нечитаемый почерк;
3) незнание основных орфографических правил и обилие ошибок «на правило»;
4) неумение применить правило в процессе письма;
5) неумение составлять связные, логичные тексты;
6) нелюбовь к чтению;
7) плохие оценки на почве негативного психологического фона на уроках русского языка;
8) негативное отношение к русскому языку и чтению как школьному предмету.
Дети с такими нарушениями могут вполне грамотно выполнять упражнения на списывание, но в диктанте способны допустить 20 и более ошибок. При письме под диктовку действие развертывается от звука к букве, нет непосредственной опоры на зрительный образ буквы в тексте, с которого переписывают. Ребенок с фонематическими нарушениями работает гораздо медленнее других, потому что на узнавание звука у него уходит больше времени и, соответственно, навык письма формируется медленно.
Надо сказать, что фонетико-фонематические недоформирования труднее всего поддаются корректированию
При проверке письменных работ, никогда не привлекаю внимание ребенка к дисграфическим ошибкам. Концентрируя внимание (свое и ученика) на дисграфических ошибках во время плановой работы по программе класса, можно утратить ориентиры в развитии его навыков.
Работая с неуспевающими обучающимися, необходимо подбирать для них задания, повышающие активность в процессе восприятия и осмысления материала, способствующие систематизации и совершенствованию знаний.
Свои уроки я строю с учётом индивидуальных возможностей и способностей учащихся, опираясь на системно-деятельностный подход, дифференцированно помогаю слабым ученикам, уделяю внимание сильным, а также данная технология помогает эффективно работать с трудными учениками.
Работа над ошибками, допущенными учащимися на письме, является важнейшим звеном в системе обучения русскому языку. Хорошая, добротная работа над ошибками предотвращает их повторение в последующих работах. После проведения контрольных диктантов всегда делаю анализ работ, выявляю наиболее типичные ошибки, допущенные учащимися, и на следующем уроке провожу словарную работу, в которую включаю слова, в которых дети допустили ошибки. Работа эта предусматривает морфемный анализ слова, повторение правил написания тех или иных видов орфограмм, а также самостоятельную работу по составлению словарного диктанта, словосочетаний или предложений на типичные ошибки.
Работа над ошибками
Пишу правильно Объясняю
Строящий – суф.-ящ от глаг. СТРОИТЬ-все гл. на –ить
В 3л мн. ч. оконч. –ят-строят
Пунктуационные ошибки анализируются так же, как и орфографические. Ребята работают над каждым предложением, в котором была допущена пунктуационная ошибка. Работу начинаем с того, что определяем грамматическую основу. Затем смотрим, нет ли союзов, т.к. это сигнал к тому, чтобы посмотреть, что они соединяют: либо однородные члены предложения, либо простые предложения в составе сложного. Делается вывод о нужности или ненужности пунктуационного знака. Желательно проводить работу над ошибками не только после контрольных работ, но и творческих работ. Способ объяснения ошибок простой: графическое объяснение ошибки, подбор примеров на данную орфограмму или правило, можно краткую трактовку правила.
В трудном процессе усвоения русской орфографии, в формировании умений и навыков грамотного письма важнейшее место занимает повторение. Известны слова К. Ушинского, что педагог должен «повторять старое не для того, чтобы повторять забытое, но для того, чтобы этим старым прочнее укрепить новое».
Неотъемлемой частью моих уроков являются индивидуальные карточки. Работа с карточками даёт полную картину усвоения учащимися изучаемой темы. Мною накоплен богатый раздаточный и дидактический материал практически по всем темам с 5 по 9 класс. Это могут быть карточки на проверку одной орфограммы, а могут включать несколько орфограмм, изученных в данной теме. Есть карточки, в которых вначале дается правило по определенной теме, а потом задание. Есть графические карточки-«подсказки» знаков препинания. Карточки- образцы различных разборов. Они помогают ребятам с кратковременной памятью справиться с заданием. Много карточек разного уровня сложности, что позволяет на отдельных этапах урока самой заняться слабыми детьми или поручить это консультантам. Такая организация работы даёт возможность дойти до каждого ученика, проверить усвоение им теоретического материала по каждой теме, освобождает слабых учеников от дискомфорта, т.к. у них исчезает чувство страха и неуверенности.
Слайд 9 «Закончи предложение»
Слайд 10 Звуковые ассоциации при изучении и повторении темы «Орфоэпия»
Это не только хорошее методическое подспорье для меня, но и возможность проверить практически на каждом уроке уровень усвоения нового материала учащимися, а также повторить ранее изученный материал, организовать работу по повторению при работе над пробелами в знаниях учеников. Получив неудовлетворительную оценку за выполнение одной карточки, ребёнок имеет возможность пересдать материал, выполнив другую, аналогичную первой. Я же первые двойки фиксирую в своей тетради, но не выставляю в журнал, поэтому ученики заинтересованы выучить материал и пересдать его, чтобы получить оценку, которая бы его устроила. Работа с разно уровневыми заданиями имеет ряд преимуществ. Дети могут работать в привычном темпе, не чувствуют ущемлённости, выполняют ровно столько, сколько способны выполнить. Более лёгкие задания способствуют повышению мотивации к учению, более трудные пробуждают ребёнка к активной мыслительной деятельности. При этом, у многих отмечается желание сделать как можно больше, чтобы оценка была выше. Подобные индивидуальные задания не только способствуют более прочному усвоению знаний, но и делают усвоение осознанным, а у слабоуспевающих учащихся формируют навыки самостоятельной работы. В 6-7 классе ученики с удовольствием выполняют задания, требующие выборочного ответа, задания на восстановление деформированного текста, решают кроссворды.
Для развития памяти провожу различные диктанты: зрительный, слуховой, по памяти. Детям нравится такая работа.
Готовясь к каждому уроку, продумываю способы повторного объяснения нового материала для слабых учеников, подбираю материал для изучения темы с сильными. Моя постоянная задача – помочь слабым усвоить ведущие идеи темы и выработать основные навыки, а у сильных учащихся пробудить желание знать предмет глубже, читать дополнительную и специальную литературу, работать со словарями. (Но не всегда мои стремления совпадают с возможностями и желаниями некоторых учащихся, пересиливает лень, нежелание учиться).
Так, например, для повторения и закрепления частей речи ребятам можно предложить провести частеречный анализ текста стихотворения А. Фета.
Шепот, робкое дыханье.
Серебро и колыханье
Свет ночной, ночные тени,
Ряд волшебных изменений
В дымных тучках пурпур розы,
И лобзания, и слезы,
-Посчитайте, сколько существительных, прилагательных?
(23 существительных и 7 прилагательных)
— Слов какой части речи нет в этом стихотворении? (Текст без глаголов)
— Посмотрите, как можно описать природу!
Роль учителя на уроке – это роль хорошего дирижёра, взмахни он неправильно палочкой, и оркестр не сможет исполнить музыкальное произведение. Так и учитель. Если он не продумал свой урок до мельчайших подробностей, если не знает, как на протяжении урока поддержать интерес школьников, то, скорее всего, урок пройдёт впустую. На своих уроках я стараюсь организовать ученическую деятельность так, чтобы виды работ постоянно сменялись: письменная сменялась устной, теория – практикой, получение новых сведений опиралось на ранее изученный материал. На уроках сочетаю индивидуальную, коллективную, групповую и работу. Самоконтроль и самоанализ способствуют продуктивному усвоению правописанию трудных слов. Использование различных видов работы над словарными словами, упражнений, основанных на анализе и сравнении, всегда даёт положительные результаты. Знания, полученные учеником в готовом виде, усваиваются частично и ненадолго. И только то, что дети добыли сами под чутким руководством учителя, остаётся надолго.
Дети, испытывающие трудности обучения, требуют особого внимания учителя. Естественно, они осложняют работу в классе, замедляют общий темп работы, нуждаются в индивидуальном подходе. Знание причин трудностей освоения навыка, своевременная медико-педагогическая коррекция помогут оградить ученика от дополнительных трудностей обучения, сохранят его физическое и психическое здоровье, а это главная задача учителя.
Десять правил работы со «Слабоуспевающими»
1. Верьте в способности «слабоуспевающего» ученика и старайтесь передать ему эту веру.
2. Не торопите ученика. Помните, что для «слабоуспевающего» необходим период «вживания» в материал. Научитесь ждать.
4. Предлагайте ученикам однотипные задания (с учителем, с классом, самостоятельно).
5. Работу со «слабоуспевающими » не понимайте примитивно. Здесь идет постоянное развитие памяти, логики, мышления, эмоций, чувств, интереса к учению.
6. Не гонитесь за обилием новой информации. Умейте из изучаемого выбрать главное, изложить его, повторить и закрепить.
Памятка «Психотерапия неуспеваемости»
1. «Не бить лежачего»
Оценку своих знаний обучающийся уже получил и ждет спокойной помощи, а не новых упреков.
2. Не более одного недостатка в минуту
Избавляя человека от недостатков, знайте меру. Иначе человек станет нечувствительным к вашим оценкам. По возможности выберите из множества недостатков тот, который особенно непереносим, который хотите ликвидировать в первую очередь, и помогайте бороться с ним.
3. «За двумя зайцами погонишься:»
Начните с ликвидации тех учебных трудностей, которые в первую очередь значимы для самого обучающегося.
4. Хвалить исполнителя, критиковать исполнение
Оценка должна иметь точный адрес. Критика должна быть как можно более безличной.
5. Сравнивайте сегодняшние успехи обучающегося с его собственными вчерашними неудачами
6. Не скупитесь на похвалу
Выделите из потока неудач крошечный островок, соломинку успеха, и возникнет плацдарм, с которого можно вести наступление на незнание и неумение.
7. Техника оценочной безопасности
Оценивать деятельность дробно, дифференцированно. Возникает деловая мотивация учения: «Еще не знаю, но могу и хочу знать».
8. Ставьте перед обучающимися предельно конкретные и реальные цели
Не искушайте его невыполнимыми целями.
10. Сравнивайте достижения
Оценка должна выражаться в каких-либо зримых знаках: графиках, таблицах, которые помогут сравнить вчерашние и сегодняшние достижения обучающегося.
Пути повышения качества обучения на уроках русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС
Класс: 6
Качество образования – это одна из основных проблем современной школы.
Еще Киплинг писал: “Образование – величайшее из земных благ, если оно наивысшего качества. В противном случае оно совершенно бесполезно”.
Моё педагогическое кредо – «УЧИТЬ детей УЧИТЬСЯ». Отсюда и вытекает моя главная педагогическая задача – пробудить интерес детей к учебной деятельности, добиться проявления учащимися активности в изучении как программного, так и дополнительного материала.
Для себя я отметила, что для повышения качества знаний учащихся нужны следующие успехи:
Новые образовательные технологии и их отдельные элементы, которые я активно использую на уроках русского языка и литературы, а также и во внеурочное время, помогают мне в успешном решении данной задачи.
В своей работе активно использую следующие технологии обучения:
Идеальной формой для сотрудничества и взаимопомощи является парное обучение. В паре ученики могут друг друга проверить, закрепить новый материал, повторить пройденное.
В устной работе я использую такие виды заданий:
1. Взаимопроверка правила (устный опрос). Ученик рассказывает соседу по парте правило, приводит примеры, объясняет их. Затем учащиеся меняются ролями, оценивают друг друга. Учитель может спросить любую пару.
2. Это же задание несколько измененное: один ученик задает вопрос по изученному материалу, а другой отвечает. Их диалог звучит у доски. Учебный диалог привлекает внимание, заставляет включиться в работу.
3. С домашним заданием тоже использую устную форму работы: один спрашивает, другой отвечает. Вопросы могут быть самыми разнообразными: найти в домашнем упражнении два слова на безударную гласную в корне, определить тему и основную мысль, найти грамматическую основу предложения, привести примеры согласования, управления, примыкания. Такая работа полезна при проверке сложного домашнего задания.
4. В письменных работах в паре детям очень нравится такой вид работы, как словарный диктант для соседа. Дома ребята составляют на изученное орфографическое правило словарный диктант с пропущенными орфограммами на отдельной карточке с указанием «Составлял…». На уроке после обмена карточками и выполнения задания внизу подписывают «Выполнял…». Составление карточек развивает орфографическую и пунктуационную зоркость, ответственность, способствует расширению словарного запаса школьников, учит работать с учебной книгой, справочной литературой.
На уроках литературы я учу школьников работать с книгой, обобщать, делать выводы. Очень помогают в этом мне групповые формы работы. Они развивают способность высказывать самостоятельные суждения, быть доказательным, отстаивать свою мысль.
При изучении творчества Чехова 6-классники получили индивидуальные задания по группам или в парах
1-я группа. Прочитать рассказы Чехова «Лошадиная фамилия», «Толстый и тонкий», и др. (по выбору), подготовить их пересказ.
2-я группа. Нарисовать иллюстрации к рассказу «Хирургия». Подобрать иллюстрации художников к произведениям Чехова.
3-я группа. Подготовить инсценировку рассказа «Хирургия».
При изучении произведения по литературе первая группа рисует обложку для книжки или главного героя, вторая группа- подбирает пословицы, которые отражают основную мысль произведения, третья- готовит чтение по ролям.
В старших классах на итоговых занятиях по творчеству какого-либо писателя провожу уроки-семинары. Класс делю на группы: «Я чувствую», «Я думаю», «Я оцениваю», « Я творю» и группу чтецов. После прослушивания стихов каждая группа вступает в разговор. Задача каждой группы была заранее предопределена: показать какие чувства вызывают произведения автора, что думают об авторе и его героях, как можно оценить и имеем ли мы право оценивать автора и его героев. На таких уроках ученики приобщаются к миру творчества, перед ними раскрывается богатство чувств и переживаний.
Таким образом, групповые формы работы вызывают у детей интерес, активизируют познавательную деятельность, дают возможность самореализации личности, способствует умению общаться. То есть являются эффективным средством развития коммуникативных качеств личности.
Я с пятого класса начинаю работу в группах, тем более, что это одно из требований нового ФГОС. Учащимся нравятся соревнования, основанные на групповой деятельности: кто больше подберет синонимов, однокоренных слов, существительных женского (мужского или среднего) рода.
Проблемно-поисковое обучение формирует гармонически развитую творческую личность, способную логически мыслить, самостоятельно находить решения в различных проблемных ситуациях, систематизировать и накапливать знания, делать самоанализ, а также содействует развитию у учащихся критического мышления.
Я активно использую технологию проблемного обучения на разных этапах урока. Проблемные вопросы, поставленные перед учащимися, побуждают их к действию, обучают умению самостоятельно решать проблемы, намечать план поиска решения. Кроме того, проблемная ситуация на уроке приучает детей к анализу, креативному взгляду на вопросы.
Результаты использования данной технологии:
Мой любимый вопрос при изучении любой новой темы – ЗАЧЕМ нам это нужно знать? Зачем уметь различать части слова, части речи, члены предложения? Зачем читать роман Пушкина «Евгений Онегин»?. Почему у одних море друзей, а у других нет ни одного? Почему любовь одних делает счастливыми, а других несчастными.
Применяя технологию проблемного обучения, большое внимание уделяю именно созданию проблемной ситуации. При проблемном обучении можно использовать индивидуальную, парную, групповую формы работы, чтобы одновременно выдвигать и проверять несколько гипотез. Технология проблемного обучения применима практически на уроках всех типов. Формы уроков могут быть разнообразными
Таким образом, проблемная ситуация формирует мотивационную сферу личности школьника, становится стимулирующим звеном, повышает эффективность усвоения учебного материала.
Школьники в последние годы, к сожалению, не всегда с интересом относятся к урокам литературы, не видя в них практической значимости. В создавшейся ситуации проблемное обучение позволяет значительно повысить интерес к предмету, открывает перед обучающимися духовно-нравственные возможности литературы, что особенно актуально сегодня. Так, большим интересом пользуется тема по роману А.С.Пушкина «Дубровский» «Виновен ли Кирилла Петрович Троекуров в смерти Дубровского?». Класс делится на две группы, и готовится дискуссия. Ребята всегда с удовольствием берутся за это задание, с интересом объясняют свою точку зрения. Здесь, я считаю, особенно важно, что проблемная ситуация учит ребят работать в группе, презентовать точку зрения команды и развивает коммуникативные компетенции.
Технологии дифференцированного обучения.
Основная задача дифференцированной организации учебной деятельности заключается в раскрытии индивидуальности. Дифференцированное обучение сводится к выявлению и максимальному развитию способностей каждого ученика.
Урок литературы для обучающихся 6 класса по произведению Николая Семёновича Лескова «Левша» на тему «Русский национальный характер, воплощённый в образе Левши».
Дифференцированные задания по сказу (по группам). Уровневая дифференциация (Обучающиеся делятся на группы по уровню знаний, интересам, способностям, темпу усвоения материала).
1 группа
1. Назовите основные качества характера Левши. (Качества характера Левши: преданность своему делу, трудолюбие, спокойствие, чувство собственного достоинства, удивительная талантливость, одарённость и поразительная невежество. Левша, безобразный внешне, красив душой).
(Левша – неказистый мужичок, с выдранными «при ученье» волосами, одетый, как нищий – не боится идти к государю, так как уверен в своей правоте, в качестве своей работы. Оказавшись в Англии, он стремится понять военные хитрости англичан и послужить Отечеству. Левша, который едет в Англию без документов, наспех одетый, голодный, чтобы продемонстрировать русскую смекалку и умение, является для писателя воплощением идеи самоотречения во имя славы Отечества. Не случайно повествователь передает его разговоры с англичанами, упорно пытающимися склонить Левшу к тому, чтобы остаться в Англии. Непреклонность героя вызывает уважение англичан).
2. Какой основной смысл имеет в данном тексте пословица: «У него хоть и шуба овечкина, так душа человечкина»?
3. Чтение по ролям сцены во дворце. (глава 13)
2 группа
1. Подготовьте Рассказ о Левше по плану (с опорой на текст):
А) » – Горите себе, а нам некогда, – и опять свою щипаную голову спрятал, ставню захлопнул и за своё дело принялся».
Б) «Идёт в чём был: в опорочках, одна штанина в сапоге, другая мотается, а озямчик старенький, крючочки не застёгиваются, порастеряны, а шиворот разорван; но ничего, не конфузится».
В) «…Я мельче этих подковок работал: я гвоздики выковывал, которыми подковки забиты, – там уже никакой мелкоскоп взять не может».
Г) «Об этом, – говорит, – спору нет, мы в науках не зашлись, но только своему отечеству верно преданные».
Д) «…А я желаю скорее в родное место, потому что иначе я могу род помешательства достать».
– Какими пунктами, по вашему мнению, нужно дополнить план?
1.»…мы…привыкши в свой приход в церковь ходить»;
2. «наша русская вера самая правильная и как верили наши правотцы, так же точно должны верить и питомцы»;
3. «вера у нас полнее»)
3 группа
1. Раскройте и представьте образ Левши по заранее заполненной таблице в тетради, прочитайте цитаты из текста.
2. Прочитайте 20 главу и определите, кто теперь говорит с нами: автор или сказитель?
3. Какие черты входят в понятие » русский национальный характер»? (доброта, патриотизм, сострадание, трудолюбие, бескорыстие, вера, «человечкина душа»).
4. Выделите цитаты, характеризующие царя Александра Павловича, а затем Платова (цитаты можно записать) – 1-10 главы.
Александр Павлович
«Объездил он все страны и везде через свою ласковость всегда имел самые междоусобные разговоры со всякими людьми».
«…Мы, русские, со своим значением никуда не годимся».
«Государь на все это радуется».
«Государь взглянул на пистолю и наглядеться не может».
«Зачем ты их очень сконфузил, мне их теперь очень жалко».
«Пожалуйста, не порть мне политики».
«Вы есть первые мастера на всем свете, и мои люди супротив вас сделать ничего не могут».
«Государь так соображал, что англичанам нет равных в искусстве».
Платов
«Платов… этого склонения не любил… И чуть если Платов заметит, что государь чем-нибудь иностранным очень интересуется, то все провожатые молчат, а Платов сейчас скажет: так и так, и у нас дома свое не хуже есть, — и чем-нибудь отведет».
«…а Платов держит свою ажидацию, что для него все ничего не значит».
«Платов показывает государю собачку, а там на самом сугибе сделана русская надпись: Иван Москвин во граде Туле».
«…а Платов доводил, что и наши на что взглянут — все могут сделать, но только им полезного учения нет… у англицких мастеров совсем на все другие правила жизни, науки и продовольствия…»
4 группа
1. Назовите основные черты сказа. (1. Сказ ведётся в манере, резко отличающейся от авторской, и ориентируется на формы устной речи. 2. Сказовые формы повествования помогают писателю прибегать к стилизации (подражанию), например, народной речи. 3. В сказе имеются следующие особенности: поучительный смысл; близость к сказке: зачин, повторы, диалоги, концовка; словотворчество.)
2. Оформите толковый словарь сказа, например, керамиды-пирамиды, мелкоскоп – микроскоп, преламут – перламутр, пубель – пудель, тугамент – документ и т.д.
Николай Павлович
«Государь Николай Павлович был в своих русских людях очень уверенный».
«…Я на своих надеюсь, что они никого не хуже. Они моего слова не проронят и что-нибудь сделают».
«Я знаю, что мои меня не могут обманывать. Тут что-нибудь сверх понятия сделано».
«…Государь и тут своей веры не потерял; а только сказал: Привести сейчас ко мне сюда этого оружейника».
«— Видите, я лучше всех знал, что мои русские меня не обманут. Глядите, пожалуйста, ведь они, шельмы, аглицкую блоху на подковы подковали!»
Платов
«…надо бы подвергнуть ее русским пересмотром в Туле или Сестербеке, не могут ли наши мастера сего превзойти, чтобы англичане над русскими не предвозвышались».
«Сиди, — говорит, — здесь до самого Петербурга вроде пубеля, — ты мне за всех ответишь».
«А Платов им вместо ответа показал кулак — такой страшный, бугровый и весь изрубленный, кое-как сросся — и, погрозивши, говорит: Вот вам тугамент!»
«…выбежал на подъезд, словил левшу за волосы и начал туда-сюда трепать так, что клочья полетели».
«Платов ему сто рублей дал и говорит: Прости меня, братец, что я тебя за волосья отодрал».
5 группа
1. Выделить (или выписать) цитаты, характеризующие главных героев: царя Николая Павловича, Платова, левшу.
2. Приготовить художественный пересказ одной из глав на выбор.
3. Сказ «Левша» иллюстрировался различными художниками. Обратитесь к иллюстрациям Н.Кузьмина и Кукрыниксов «Первая встреча атамана Платова с туляками» (гл. 5), «По дороге в Петербург» (гл. 10) и выполните следующие задания:
1. Внимательно рассмотрите данные рисунки. Опишите их. Обратите внимание на то, как каждый из художников изобразил героев. Каково отношение художников к изображаемому?
2. Что общего в манере художников и чем они отличаются друг от друга?
3. Какие иллюстрации вам больше понравились, почему?
4. Озаглавьте рисунки словами текста.
Рисунки художников заставляют читателей улыбнуться: зачастую их иллюстрациям присущи черты карикатурности, которые достигаются нарочитым нарушением пропорций фигур, заострённостью деталей в изображении героев.
6 группа
1. Какова проблематика данного сказа?
Беспокойство автора об ущербе преклонения перед иностранным. Зачитать начало: «Объездил он все страны и везде через свою ласковость всегда имел самые междоусобные разговоры со всякими людьми, и все его чем-нибудь удивляли и на свою сторону преклонять хотели, но при нем был донской казак Платов, который этого склонения не любил и, скучая по своему хозяйству, все государя домой манил. И чуть если Платов заметит, что государь чем-нибудь иностранным очень интересуется, то все провожатые молчат, а Платов сейчас скажет: «Так и так, и у нас дома свое не хуже есть», — и чем-нибудь отведет».
2. Какова идея сказа?
Показать, кто же создает и защищает свое, наше национальное богатство. И кто же это делает? На примере Левши показано, что это простой народ. Левша – тульский мастер создает национальное богатство, а защищает казак Платов. Не случайно они оба не имеют семьи – служение Отечеству и делу своему для них превыше всего.
3. Докажите актуальность сказа Лескова в настоящее время?
В наше время «американизация» отечественной культуры идет полным ходом. Мы должны помнить, что нельзя преклоняться перед всем иностранным. Нужно оставаться верными самим себе, своей истории и культуре.
Домашнее задание.
1. Составьте рассказ о характере и судьбе тульского косого левши.
2. Написать отзыв о сказе (1-2 группы)
3. Напишите эссе на тему «Русская земля славится талантами». (3-6 группы)
4. Прочитать рассказ Н.С. Лескова «Человек на часах».
Технология интеграции в образовании способствует формированию целостной картины мира у детей, пониманию связей между явлениями в природе, обществе и мире в целом. Данная технология развивает целенаправленность, активность, гибкость мышления и потенциал самих учащихся, побуждает к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, коммуникативных способностей.
Наиболее распространённой является у меня интеграция русского языка с литературой, экологией, изобразительным искусством, музыкой. Такие уроки способствуют глубокому проникновению учащихся в слово, в мир красок и звуков, помогают формированию грамотной устной и письменной речи учащихся, её развитию и обогащению, развивают эстетический вкус, умение понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы. Интеграция уроков русского языка с музыкой даёт эффективный результат, например, при изучении некоторых падежных форм и слов с «трудными» ударениями. Так, при помощи стихов или песен учащиеся лучше осваивают эту тему. Ожидаемая рифма заранее готовит ученика к следующему падежному окончанию. Заучивая некоторые отрывки или куплеты песен, которые обычно использую как организованное начало или физминутка на уроках русского языка, ученики запоминают нужные слова, выражения, целые мысли, совершенствуется произношение. Музыка на уроках русского языка и литературы создаёт непринужденную атмосферу, помогает ученикам глубже погрузиться в атмосферу быта, природы. На таком интегрированном уроке воспитательная функция музыки не менее важна, чем образовательная. Так как при прослушивании какого-либо произведения на уроке, я чаще всего сообщаю и краткие данные об авторе, и историю создания произведения. Это позволяет и способствует расширению кругозора учащихся. От меня, в свою очередь, требуется основательная подготовка к подобной интеграции. Чтобы урок превратился в волнующую встречу с музыкой, композитором, мне необходимо, прежде всего, знать произведения, прослушиваемые в данном классе, регулярно прослушивать новые записи, собирать биографические данные о композиторах, занимательные рассказы о музыке. В результате творческих поисков и кропотливой работы появились уроки «Пушкин и Глинка», «Музыка в жизни и творчестве Лермонтова», «Пушкин и музыка».
Я активно использую эту технологию на уроках русского языка в качестве дидактического материала предлагаю фрагменты текстов художественных произведений различных авторов, а на уроках литературы осуществляю связь с уроками русского языка и истории. На своих уроках я использую музыкальные произведения, записи мастеров слова на дисках, фрагменты экранизации, репродукции картин.
Использование данной технологии расширяет кругозор обучающихся, повышает их интерес к предметам, а также формирует желание учащихся пополнить багаж знаний за пределами материала учебника.
Игровые технологии. Цель игровых технологий – приобрести конкретные навыки, закрепить их на уровне моторики, перевести знания в опыт. Применение игровых технологий на уроках русского языка способствует развитию познавательной активности детей и повышению качества знаний.
Игровые технологии я использую в основном в 5-7-х классах.
В своей работе я использую классификацию игр, основанную на тематическом принципе: игры распределены по разделам лингвистики.
Это фонетические игры, лексико-фразеологические, игры по морфемике и словообразованию, синтаксические.
Так, при изучении «Фонетики», «Орфоэпии» с целью различения твердых и мягких согласных звуков можно использовать интересную игру «Соберем букет».
На классной доске вывешиваются карточки с изображением цветов.
Задание. Соберите в букет цветы, в которых есть хотя бы один мягкий звук.
(Цикорий, гладиолус, гвоздика, роза, ромашка, сирень, ландыш, астра, нарцисс, настурция, шиповник, колокольчик, лютик). Дети выписывают слова с мягкими звуками в тетрадь. По окончании работы на доске формируется букет.
Игра «Салат»
В огороде выросли следующие овощи: морковь, капуста, репа, редька, укроп, картофель, огурцы, помидоры, свекла, лук, петрушка, салат, горох, перец, чеснок.
Хозяйка для приготовления салата взяла следующие овощи:
В результате дети получают предложение. Для приготовления салата хозяйка взяла помидоры, морковь, перец, лук.
«Назвать пароль»
Расставить ударения в записанных на доске словах.
При изучении «Синтаксиса» часто использую игру «Серпантин одной фразы». В игре отрабатывается умение пользоваться распространенными предложениями, умение строить сложные предложения.
ТРЕТИЙ ЛИШНИЙ
Необходимо найти слово, не соответствующее определенному правилу, или наоборот слово, соответствующее правилу.
Бор..щийся, кле..щий, пада..щий (лишнее – кле..щий)
ИГРА «СПРАВОЧНОЕ БЮРО»
Игра способствует воспитанию навыков работы со словарем. Орфографический словарь становится настольной книгой учащихся. Игра оживляет работу, разнообразит ее. Можно использовать при знакомстве с новыми словарными словами или отрабатывая тестовое задание ЕГЭ (праздный – праздничный).
«Лингвистический футбол»
В своей работе систематически веду постоянный контроль за ЗУН учащихся.
С этой целью веду тетради:
Анализируя свой педагогический опыт, я пришла к выводу, если соблюдаются преемственность в учебном процессе, то использование современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы дают высокие результаты:
Результаты внутреннего мониторинга по русскому языку