Что такое деформированные предложения
Урок русского языка » Работа над деформированным предложением» ( 1 класс)
Урок русского языка в 1 классе
Тема урока: « Работа над деформированным предложением ».
— формировать представление о предложении как единице речи ;
— актуализировать знания по изученным темам;
— проверить знания детей о правилах оформления предложений на письме.
проявлять интерес к изучению темы;
осознавать собственные достижения при изучении темы.
уметь распознавать отдельные предложения.
выполнять учебное задание в соответствии с целью;
соотносить изученные понятия с примерами;
выполнять самопроверку, вносить коррективы.
формулировать высказывания, понятные сверстникам;
согласовывать позиции, находить общее решение.
уметь составлять текст из деформированных предложений.
Использованные современные образовательные технологии
обучение в сотрудничестве (работа в парах, в группах)
Ручки, книжки и тетрадки?
Каждый день – всегда, везде,
Смело, чётко говорим,
И красиво все сидим.
— У нас сегодня на уроке гости, давайте поздороваемся, садитесь!
-Жили мужик да баба, у них была дочка да сынок маленький. Однажды получает семья телеграмму от бабушки: Приезжайте. Приболела. Нужна Ваша помощь. Собираются родители в дорогу и наказывают дочке, будь умна, береги братца, не ходи со двора. Старшие ушли, а дочка забыла, что ей наказывали, посадила братца на травке под окошком, а сама побежала на улицу, заигралась, загулялась. Налетели гуси-лебеди, подхватили мальчика, унесли на крылышках. Горько плачет девочка, переживает и просит Вашей помощи в поисках братца.
(За каждое верно выполненное задание Вы будете получать часть ключа от избушки Бабы Яги)
— Скажите, для чего нужна речь? (чтобы общаться, говорить)
— Какая бывает речь? (устная и письменная)
— Как мы используем устную речь? (устную речь мы слышим и произносим)
— Какой письменной или устной речью является телеграмма, которую прислала бабушка? (письменной речью)
— Молодцы! На вопросы ответили правильно.
— Посмотрите, когда улетали гуси-лебеди, они в воздухе оставили следы. Что они вам напоминают? (букву В)
— Сейчас мы с вами, как и гуси-лебеди в воздухе оставим следы.
— Давайте, чтобы получить первую часть ключа в ваших тетрадях красиво напишем буквы Вв.
— Что вы можете рассказать о звуках, которые обозначает буква В.
(согласный, парный по твёрдости и мягкости, парный по глухости и звонкости (звонкий).
— Молодцы! ( Поменяйтесь с соседом тетрадями, найдите самую красивую букву и обведите её в кружок)
— Прочитайте. Расставьте по алфавиту и запишите в алфавитном порядке данные слова: класс, парта, урок, звонок, доска.
— Поработайте в парах . Поменяйтесь тетрадями и проверьте, правильно ли выполнили задание.
(доска, звонок, класс, парта, урок) Слайд № 2
— Девочки придумывают предложение со словом парта, а мальчики со словом звонок. (Выслушиваются ответы детей.)
— Молодцы! Вы составляли предложения, а что это такое?
— Вы справились с этим заданием, и печка отдает вам вторую часть ключа.
4.Целеполагание. Сообщение темы.
-Прочитайте тему урока. Слайд № 3
— А что такое деформированное предложение? (разобранное)
— Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке?
( Составлять из слов предложения)
— А что нужно сделать для того, чтобы правильно составить предложения?
Прочитать группу слов.
Составить из группы слов предложение.
Какой знак препинания поставите в этом предложении?
Проверить, правильно ли вы записали. Слайд № 4
— Яблонька просит вас выполнить её задание.
1. Я, дереве, дятла, на, увидел
2.долбил, крепким, Он, клювом, осину
— Запишите предложения в тетрадь.
— Молодцы! И с этим заданием справились.
— Яблонька отдаёт вам третью часть ключа.
— Дальше бежит девочка. Видит, течёт молочная река, кисельные берега. Самое сложное задание предлагает речка. Без помощи друзей не обойтись. (Работа в группах.)
– Прочитайте. Подчеркните слова, в которых первая буква обозначает звонкий согласный звук.
Зима, коньки, санки, горка, шапка.
– Прочитайте. Подчеркните слова, в которых первая буква обозначает мягкий согласный звук.
Волк, медведь, заяц, лиса, белка.
– Прочитайте. Разделите слова на слоги. При делении слов на слоги используйте вертикальную линию.
— Получаем от речки четвёртую часть ключа.
— Ключ готов! Можем открывать избушку.
— Но чтобы наши герои вернулись домой, нам нужно еще раз вспомнить, что такое деформированное предложение и что нужно сделать, чтобы правильно его записать. АЛГОРИТМ Слайд № 4
— Чтобы вы никогда не попадали в ловушки Бабы Яги, наши герои приготовили для вас волшебные ключи. Для этого раскрасьте ключи, выбрав нужный цвет.
Если у вас всё получилось, было легко и понятно – зелёным.
Если возникали затруднения, требовалась помощь – жёлтым.
Тема: Предложение. Работа с деформированным предложением.
Русский язык. Развитие речи.
Тема: Предложение. Работа с деформированным предложением.
Тип урока: урок развития умений
1. Конструировать предложения из слов.
3.Развивать речь на основе конструирования предложений, умения составлять логическую связь между словами в предложении.
4.Расширять кругозора учащихся, активный словарный запас.
— Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
— Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель урока с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке в соответствии с поставленной задачей.
— Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
-Уметь конструировать предложения из слов, текст из предложений.
-Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке в соответствии с поставленной задачей ( Регулятивные УУД).
-Уметь ориентироваться в своей системе знаний: добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).
Оборудование: проектор, презентация к уроку, раздаточный материал ( карточки с набором слов, предложений), листы достижений.
1. Орг. момент, мотивация к учебной деятельности
Восстановление деформированного предложения
Цели и задачи:
Оборудование: осенние листья, инд. карточки, текст «Зима».
Ход занятия:
I.
1) – Ребята, сегодня у нас на занятии гости. Кивком головы и улыбкой поприветствуйте их. Пожелайте друг другу успехов на занятии.
(игра – пожелание «Удачи тебе!»).
Учащиеся улыбкой и кивком головы приветствуют гостей. Поочередно касаются одноимённых пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев, и говорят:
2) А сейчас за парту сядет тот, кто ответит на вопрос.
— ОСЕНЬ, ЗИМА, ПОЗДНЯЯ, ПРИБЛИЖАЕТСЯ.
— Что я назвала? (СЛОВА)
— Какими частями речи может быть выражено слово? (СУЩ., ПРИЛ., ГЛ,)
(Другие части речи вы изучите позже).
— ПОЗДНЯЯ ОСЕНЬ, ЛИСТЬЯ НА ЗЕМЛЕ, РАСТЁТ ПОД ДЕРЕВОМ
— Что я сейчас назвала? (СЛОВОСОЧЕТАНИЯ)
— Какие типы словосочетаний вы знаете? (СУЩ.+СУЩ., ПРИЛ.+СУЩ., ГЛ.+СУЩ.).
(Другие типы словосочетаний вы узнаете в старших классах).
— Определите тип словосочетания:
осенний лес | прогулка в лес | идти лесом |
удивительный наряд | лиса с лисятами | дарить подарки |
Отгадайте тему нашего урока
— ЛО ПРЕД НИ ЖЕ Е (ПРЕДЛОЖЕНИЕ). Или АПАРАЕАДАЛАОАЖАЕАНАИАЕА
На доске: СЛОВО
СЛОВОСОЧЕТАНИЕ
ПРЕДЛОЖЕНИЕ
— Ребята, сегодня на уроке мы продолжим учиться составлять предложения из отдельных слов.
1) – Ребята, отгадайте загадку:
Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю,
Но не касаюсь сосен
И ёлочек. Я … (ОСЕНЬ).
— Какие осенние месяцы вы знаете? (СЕНТЯБРЬ, ОКТЯБРЬ, НОЯБРЬ).
— Про какой месяц можно сказать?
— Покроет землю, где снежком, где листком.
— Осень – припасиха, зима – подбериха.
— Какие дары приносит нам осень? (ФРУКТЫ, ОВОЩИ, ЯГОДЫ, ГРИБЫ).
— Ребята, посмотрите направо, налево, прямо.
— Что необычного вы заметили? (Осенние листья)
— Листья, с каких деревьев залетели к нам в класс? (с берёзы, клена, ивы, дуба, осины).
Осенние листья никак не могут дождаться, когда же наступит зима. Они очень хотят, чтобы она укрыла их снежным одеялом, но для этого необходимо выполнить задания.
Аня, возьми лист с осины. Руслан – с берёзы (и т.д.)
— Что принесли с собой листья? (СЛОВА)
— Можем ли мы объединить эти слова в предложения?
— Что для этого необходимо сделать?
-Выделить подлежащее и сказуемое;
-задать вопросы от подлежащего и сказуемого;
-из получившихся словосочетаний составить предложения.
(Дети по-одному составляют предложения на партах, комментируя свои действия вслух).
— Ребята, правильно оформлены наши предложения? (НЕ ЗАБЫТЬ ТОЧКИ)
4 | 2 | 3 | 1 |
Скоро | наступит | долгожданная | зима. |
По-разному | готовятся зимовать | лесные | животные. |
В берлогу | забрался | бурый | медведь. |
Под корой | спрятались | крохотные | насекомые. |
На юг | улетели | перелётные | птицы |
— Объединим все получившиеся предложения. Что у нас получилось? (ТЕКСТ)
— Почему это текст? (Все предложения связаны по смыслу).
— Как мы его можем озаглавить? (СКОРО ЗИМА)
2) Пересказ текста с опорой на главные члены предложения и вопросы, заданные от них.
3) Ребята, вспомните, пожалуйста, листья с каких деревьев залетели к нам в класс?
С БЕРЁЗЫ | БЕРЁЗОВЫЙ |
С ИВЫ | ИВОВЫЙ |
С КЛЁНА | КЛЕНОВЫЙ |
С ОСИНЫ | ОСИНОВЫЙ |
С ДУБА | ДУБОВЫЙ |
— Какие они? (Произнесите получившиеся прилагательные, выполняя упражнение «колечки»).
5) Ребята, какой месяц наступит после ноября? (Декабрь)
— К какому времени года он относится? (Зима)
Об этом времени года мы с вами сейчас прочитаем.
Зима. Лесная поляна покрыта пушистым снегом. Теперь на ней тихо и пусто, не то, что летом. Кажется – на полянке никто не живёт. Но это только так кажется.
Возле куста из-под снега торчит старый трухлявый пень. Это не просто пень, а настоящий терем-теремок. Немало в нём уютных зимних квартир для разных лесных обитателей. Каждый занял уютную спаленку, да заснул в ней на всю долгую зиму.
Тихо и пусто зимой на лесной поляне.
— Какой секрет русского языка использовал автор, чтобы помочь нам лучше представить себе зимнюю лесную поляну? (СРАВНЕНИЕ)
— Что такое СРАВНЕНИЕ? (Это когда один предмет или явление сравнивается с
другим предметом или явлением ).
— С чем сравнивается старый трухлявый пень? (ТЕРЕМ-ТЕРЕМОК)
— С чем сравниваются жилища лесных обитателей? (УЮТНЫЕ ЗИМНИЕ КВАРТИРЫ)
— А что значит слово ТРУХЛЯВЫЙ?
Словарь: трухлявый – рассыпающийся от гнили, превращающийся в труху (мелкие остатки).
6) А сейчас продолжим тренироваться составлять предложения из отдельных слов и узнаем, какие именно лесные обитатели устроились зимовать в старом трухлявом пне. (Работа в тетради).
Давайте вспомним, что нужно сделать, чтобы правильно составить рассыпавшееся предложение?
-Выделить подлежащее и сказуемое;
-задать вопросы от подлежащего и сказуемого;
-из получившихся словосочетаний составить предложения.
— Прочитайте предложения, которые у вас получились.
— Что значит слово ПРОВОРНАЯ?
Словарь: проворная – быстрая, ловкая, торопливая.
— Вспомните, какие лесные жители устроились зимовать в старом пне.
III. Подведение итогов.
— Что мы сегодня делали на уроке?
— Давайте вспомним, что нужно сделать, чтобы составить предложения из отдельных слов?
Методика работы над деформированным текстом
Ключевые слова: работа над деформированным текстом
Из всех знаний и умений самым важным, самым необходимым для жизненной деятельности является умение ясно, понятно, красиво говорить на своем языке. Всю свою жизнь человек совершенствует речь, овладевает богатством языка. Чем полнее усваивается богатство языка, чем свободнее человек пользуется им, тем успешнее он познает сложные связи в природе и обществе. Для ребенка достаточный уровень речевого развития – залог успешного обучения. Содержание образования на современном этапе характеризуется усилением внимания к проблеме развития связной устной и письменной речи школьников. Речь учеников отличается ограниченным запасом слов, трудностью связного высказывания и общения. Эти школьники испытывают трудности по всем учебным предметам с самых первых дней обучения. Психологическая природа связной речи, ее механизмы и особенности развития у детей раскрываются в трудах Л.С.Выготского, А.А.Леонтьева, С.Л.Рубинштейна и др. Все исследователи отмечают сложную организацию связной речи и указывают на необходимость специального речевого воспитания (А.А.Леонтьев, Л.В.Щерба).
В развитии речи нужна кропотливая работа учащихся и учителей. Систематическая работа по развитию речи обязательно приведет к успеху.
Выполняя упражнения на понимания текста, учащиеся не должны видеть одновременно текст и задание. Каждый ученик получает текст и внимательно изучает его определенное время; потом закрывает текст и выполняет задание. Выбор упражнения зависит от подготовленности класса. Нужно сделать важную оговорку: это упражнения не на логику, а на понимание текста. Поэтому ложными мы будем считать не только те утверждения, которые противоречат тексту, но и те, которые в тексте не содержатся. Например:
Греки любили яркость. Неудивительно, что они любили и живопись. Но греческую живопись мы знаем гораздо хуже, чем греческую скульптуру: картины сохраняются труднее, чем статуи. “Древнюю архитектуру мы знаем по развалинам, скульптуру по копиям, живопись по описаниям “, — сказал один ученый.
Греки рисовали, как рисуют дети: сперва чертили контур, потом его закрашивали. Красок поначалу было только четыре: белая, желтая, красная, черная. Лучшую белую делали из известняка с острова Мелоса (отсюда наше слово мел), лучшую желтую — из аттической глины, красную привозили с Черного моря, а для черной пережигали виноградные косточки или даже слоновую кость. Современные художники чаще всего пишут масляными красками на холсте; в Греции этого не было. Когда расписывали стены по сырой штукатурке, то разводили краски прямо водой, они всасывались и засыхали; потом такой способ стали называть “фреска”. А когда писали на деревянных досках, то приготавливали краски не на масле, а на яичном желтке (этот способ потом назывался “темпера”, так работали средневековые иконописцы). (М.Гаспаров)
Задание. Запишите номера правильных утверждений.
Следующий вид упражнений это работа с деформированным текстом. Виды заданий работы с деформированным текстом:
1. Деление текста на предложения:
Спиши текст, раздели его на предложения.
Муравей нашёл зёрнышко он потащил зерно в муравейник но зерно было тяжёлое муравей один не мог дотащить его он позвал на помощь товарищей вместе они утащили зерно в муравейник.
2. Составление предложений из слов.
Из данных слов составить предложения, записать текстом, текст озаглавить:
Русский, хорош, зимой, лес.
Деревьями, под, сугробы, глубокие.
Согнулись, берёз, от, молодых, инея, стволы.
Зелёные, покрыты, ветви елей, шапками, снега, белыми.
3. Работа над деформированным текстом:
Расположи предложения так, чтобы получился связный текст.
1) Он жалобно разевал клюв и вертел головой.
2) Каждое утро мы с сестрой бегали на речку.
3) Мы вспомнили, что нельзя трогать птенцов, иначе мать их не примет.
4) Однажды мы увидели на тропинке маленького птенчика.
Расположи части текста в соответствии с планом так, чтобы получился связный текст.
1) Весна улыбнулась.
2) Весна голос подает.
3) Настоящей весной запахло.
Вот уже снег сделался грязным, осел. Заговорили ручьи по дорожкам. Воробьи кричат целыми днями.
Весь снег растаял. Показались подснежники. Это первые цветы. Они пахнут настоящей весной.
Стало солнышко сильнее пригревать. Сосульки заплакали на крышах. Улыбнулась весна.
Работа с деформированным текстом является очень продуктивным видом деятельности и используется во всех классах начальной школы. Организовать эту работу можно следующим образом: учитель подбирает текст, соответствующий возрасту и изучаемым темам по русскому языку. Каждое упражнение печатается на полоске бумаги разного цвета. Затем эти полоски (предложения разрезаются на кусочки-слова) перемешиваются и помещаются в конверт. Собрав из слов предложения (в этом помогает цвет), ученики выстраивают текст. Полученные тексты читаются вслух. Затем даётся дополнительное задание к тексту: озаглавить его, найти грамматическую основу предложений, определить части речи, определить падеж имён существительных, выписать слова на заданные орфограммы, подобрать родственные слова к выделенным, продолжить текст и т.д.
Например, при изучении темы «Спряжение глаголов» в 4 классе было предложено такое задание: «В конверте находятся кусочки-слова разного цвета. На жёлтой бумаге – слова первого предложения, на голубой – слова второго предложения, на зелёной – третьего предложения, на белой – четвёртого предложения, на розовой – пятого предложения. Нужно составить предложения, из которых получится текст. Найдите в тексте глаголы, определите их лицо, спряжение.»
Наступает чудесная пора. Солнце заливает землю яркими лучами. Лесная опушка утопает в розовой пене. Гудят мохнатые шмели. В полдень прибегают на опушку разные зверьки.
Такую работу можно проводить в любом классе. Для учеников 1, 2 классов предлагаются тексты меньшего объёма. Например, во 2 классе при изучении темы «Род имён существительных» можно использовать следующий текст:
Белка живёт в лесу. У зверька пушистый хвост. Она сидит в дупле.
Собрав сначала предложения, а затем текст, ученики получают задание: «Найдите в тексте имена существительные, определите их род.»
Эта работа является дифференцированной. Конверты маркируются по степени сложности: жёлтым цветом – низкий уровень сложности (текст из трёх предложений), синим – средний уровень (четыре предложения), красным цветом – высокий уровень (пять предложений). Ученики сами выбирают себе конверты.
Можно предложить детям такие разноуровневые задания с деформированным текстом:
«Сильные» дети – красные карточки: собрать фразеологизмы.
На, медведь, ухо, наступил.
Шкуру, делить, медведя, неубитого.
«Средние» дети – зеленые карточки: собрать пословицы.
Медведь, да, грозился, в, свалился, яму.
Спросонья, кажется, и, медведем, блоха.
«Слабые» дети – синие карточки: собрать отрывки из детских стихов.
Пол, на, уронили, мишку, По, косолапый, мишка, лесу, идет,
Мишке, лапу, оторвали. Собирает, песенки, поет, шишки.
Эффективна работа с деформированным текстом, которая позволяет предупредить речевые ошибки.
Вплыа снге. В лсеу тхио. Мдвдееи злглаеи в брлгеои и сптя. Блкеи сдтия в дплхуа и грзтыу рхоеи. Зйкаи злзлаеи пдо кстуы. Зыле влкои бгтеаю по лсеу.
Такая работа развивает орфографическую зоркость, творческую активность, мыслительную деятельность младших школьников, повышает интерес к уроку. При организации такой работы у обучающихся формируются коммуникативные действия, которые обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, умение договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу, эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.
Далее представлены упражнения для работы с текстом в 3 классе. Виды упражнений:
1. Деление сплошного текста на отдельные предложения.
2. Деление сплошного текста на абзацы.
3. Составление связного текста из данных абзацев.
4. Составление связного текста из данных предложений.
5. Составление связного текста из деформированных предложений.
6. Составление связного текста из неполных предложений.
7. Составление связного текста по вопросам.
8. Составление рассказа по данному началу.
9. Письменные ответы на вопросы.
1. Деление сплошного текста на отдельные предложения
Разделите текст на предложения. Поставьте в конце каждого предложения нужный знак.
Улетают наши птицы
Давно улетели на юг ласточки и быстрые стрижи в осенние дни слышали ребята, как курлыкали в небе пролётные журавли тихо пролетели на тёплый юг гуси.
И всё реже, всё скупее греет осеннее солнышко скоро начнутся по утрам первые морозы до самой весны застынет земля выпадет первый снег. (47)
(По И.Соколову-Микитову)
У самой дороги росла развесистая береза усталый путник останавливался отдыхать под старым деревом местные жители прозвали березу «Передышкой» настала зима пушистый снег засыпал леса и луга посреди белого поля виднелась одна только береза ее тонкие ветки покрылись мохнатым инеем утром лучи солнышка освещали дерево береза казалась нежно-розовой. (48)
Быстро пролетело короткое северное лето незаметно подкралась осень в октябре пошли холодные дожди ночью уныло завывал ветер он нагонял тяжёлые тучи.
Густой туман стоит над деревней к полудню он осядет выглянет тогда неяркое солнышко в небе ты увидишь журавлей летят они острым клином сверху доносится их тоскливое курлыканье. (48)
2. Деление сплошного текста на абзацы
Поделить текст на абзацы.
Сенька подобрал в степи больного орлёнка и принёс его в посёлок. Мальчик смастерил ему хорошую клетку. Он кормил и поил птенца с ладони. К осени орлёнок окреп и подрос. Он свободно разгуливал по комнатам. Сенька вынес любимца в степь и отпустил на волю. Орлёнок покружил над мальчиком, взмахнул крыльями и поднялся высоко в небо. (53)
(По Я.Костырю)
На берегу лесной речки на пне сидела белка. В лапках она держала еловую шишку и грызла её. Вдруг из леса выскочила большая собака. Белка бросила шишку и помчалась скачками к реке. По реке плыли брёвна. Ловкая белочка прыгнула на ближнее бревно. С бревна на бревно, с бревна на бревно — и на тот берег! (56)
(По В.Бианки)
Однажды на птичьей кормушке появилась белка. Дети очень обрадовались ей. Белка села на задние лапки и взяла в передние лапки кисточку сухой рябины. Она начала ловко объедать ягоды. Потом зверёк схватил в зубы другую гроздь, прыгнул на сук ели и исчез в густых ветвях. С тех пор белка каждый день стала навещать птичью столовую. (56)
(По Г.Скребицкому)
3. Составление связного текста из данных абзацев
Расположить абзацы так, чтобы получился связный рассказ.
Коля накормил олениху, устроил постель из веток. Паренёк приносил зверю соль, еду. Олениха робко шагала и лизала соль. Она осталась жива.
Мальчик отогнал лисицу. Олениха сидела в сугробе и тянула голову. Глаза были грустные.
Коля побежал в лес насыпать зерна в кормушку. Он увидал на снегу слабую олениху. Рядом лисица ждала близкую добычу. (54)
Искала синица место для гнезда. Заглянула птичка в щель почтового ящика. Понравилось.
Вывелись птенчики. Стала кошка вокруг ящика похаживать. Хозяйка оплела ящик ветками шиповника.
Синички расширили носиками щель. Натаскали мха, шерсти. Травинок.
Осенью в саду летала стайка синиц. А почтальон опять кладет письма в ящик.
Увидел хозяин их работу. Что делать? Попросил почтальона класть газеты прямо на крыльцо.
(По И.Недоле)
Радость в луковице
Вот выглянул бутончик. Я перенесла цветок на окно. Перед Новым годом раскрылись синие душистые цветы. Это был гиациант.
Осенью папа привез мне большую луковицу. Он сказал, что в луковице спрятана радость.
Гиациант украсил нам праздничный стол. Вот какая радость была в серой луковице.
Горшочек с луковицей мама отнесла в подвал. Через месяц показался росток. Я поставила горшок в ванной. Накрыла горшочек бумажным колпачком. Ему нужна была прохлада. (65)
(По Н.Павловой)
4. Составление связного текста из данных предложений
Расположите предложения так, чтобы получился связный рассказ.
Весь день стоит ненастная погода.
Наступила поздняя осень.
Он ломает сучья и срывает листья с деревьев.
Яростный ветер гонит над землей клочья туч.
Грустный стоит лес.
С утра густой туман окутал окрестность. (32)
Его следы прямые.
Заяц ходит по полям и лесам без страха. Но утром он начинает метаться и путать следы. Они удивляются хитрости зайца.
Охотники сами путаются по двойным следам и далеким прыжкам.
Он всего боится.
А заяц не думал хитрить. (40)
(По Л.Толстому)
И пруд уже замерз.
С каждым днем все холоднее.
Запасите осенью побольше ягод рябины.
Облетели с деревьев листья.
На деревьях рябинки видны красные гроздья ягод.
Хохлатые птицы клюют их.
Лужи на улицах покрыты тонким ледком.
Зимой кладите ягоды в птичью корзину. (41)
(По Г.Скребицкому)
5. Составление связного текста из деформированных предложений
Составьте и запишите связный текст из деформированных предложений.
в, встает, туман, зимнем, солнце, холодное
изредка, от, деревья, мороз, потрескивают
солнце, лес, утреннее, осветило, спящий
в, послышалось, воздух, щебетание, птиц (21)
Подберите к тексту название.
свете, жила, на, коза
хозяйка, нее, у, злая, была
клок, давала, день, в, сена, только
козы, трудная, у, жизнь, была
она, козе, листики, давала, вкусны (25)
Подберите к тексту название.
живут, в, бурундуки, лесу
они, деревьев, почки, разных, едят
любит, бурундук, и, ягоды, плоды, шиповника
зверек, гнездо, этот, разорить, может
крепко, в, спят, норе, зимой, бурундуки (26)
6. Составление связного текста из неполных предложений
Дополните предложения подходящими по смыслу словами так, чтобы получился связный рассказ. Подберите к тексту название.
Слова для справок: ша. ки, варе. ки, ла. ки, ле. кое, ша. ка, ла. ки.
Маша ________ на берегу реки в мячик. Вдруг мячик _______ и _______ в воду. Маша ________ по берегу, а мячик _________ по воде. __________ он, __________ да и _________ к рыбакам в сеть.
Слова для справок: играла, покатился, упал, побежала, поплыл, плыл, попал.
7. Составление связного текста по вопросам
Составьте текст по вопросам.
(Ответить 2-3 предложениями на каждый вопрос)
1. Как зовут твою маму? Какая она?
2. Где мама работает? (Что выпускает, делает?)
3. Чем вы любите заниматься с мамой в свободное время?
4. Как ты помогаешь маме?
1. Как зовут твоего друга?
2. Давно ли ты с ним дружишь?
3. Что нравиться тебе в твоем друге?
4. В чем бы ты хотел походить на него?
1. Куда пошли ребята с корзинами?
2. Что они делали в лесу?
3. Где ребята отдыхали?
4. Когда и с чем они вернулись домой?
8. Составление рассказа по данному началу
Допишите рассказ несколькими предложениями.
Алеша и Саша шли домой из школы. Они спустились к реке. Саша побежал вперед. И вдруг хрупкий лед треснул.
Дети идут по тропинке. Вот с дерева спрыгнула белка. Дятел стучит по коре сосны. В дупле дуба гнездо совы.
Ночью бушевала гроза. Неслись бурные потоки. Вода вырывала с корнем могучие деревья, сдвигала тяжелые камни.
9. Письменные ответы на вопросы
Записать ответы на вопросы.
У утки были пушистые утята. Однажды лисица утащила утку. Мы научили собаку Альму водить к реке утят. Вот Альма важно идет к реке. Утята спешат за ней. Птенчики ныряют в воде. Потом они гуляют на лугу. Собака сидит и зорко охраняет утят. (42)
Вопросы:
1. Что случилось с уткой?
2. Кто заменил утятам маму?
3. Куда повела Альма утят?
4. Как охраняла собака утят?
Вышел я из лесу на луг и удивился. Сколько цветов! Они похожи на праздничный хоровод.
По зеленому лугу белеют ромашки, желтеют одуванчики, синеет мышиный горошек.
А выше всех, всех веселее — лиловые колокольчики. Они колышутся, кланяются от летнего ветерка. Это они радостно приветствуют меня.
Все лето цветут эти милые цветы наших лугов. (51)
(По И.Соколову-Микитову)
Вопросы:
1. Что увидел писатель на лугу?
2. Почему луг был похож на хоровод?
3. Как писатель описывает колокольчики?
4. Как колокольчики приветствуют гостя?
Мы нашли в лесу крохотного птенца. Посадили его в большую коробку и затянули коробку марлей. Коробку поставили под куст и ушли.
Вдруг налетела стая щеглов. С яростным писком бросились они освобождать пленника. Марля сразу была проклевана. Птенец помогал. Он пробивал марлю, как скорлупку яйца.
Скоро птенец выбрался наружу и поковылял в кусты. (52)
Вопросы:
1. Куда положили найденного птенца ребята?
2. Как стая щеглов освобождала птенца?
3. Как птенец помогал стае?
По детской литературе часто используют тестовые задания. ест не может быть единственной формой промежуточного контроля, так как посредством теста невозможно адекватно оценить уровень знаний по дисциплине (не исключено, что правильные ответы были даны «наугад»). Цель тестовых заданий – определить тех, кто не обладает даже минимальными знаниями по предмету.
Задания в тесте направлены, в основном, на проверку знания обучающимися произведений детской литературы, их авторов, времени написания текстов.
Тест
1. Отметьте определение, соответствующее понятию «детская литература» в литературоведении:
А) исключительно литература, созданная детьми,
Б) литература о детях,
В) литература, имеющая своим адресатом ребёнка, соответствующая его возрастным особенностям.
2. В материнскую лирику входят (выберите правильные варианты):
А) пестушки,
Б) колыбельные,
В) потешки,
Г) сказки,
Д) былины.
3. В дискуссии 1920-х годов о пользе или вреде волшебных сказок право детей на чтение сказок отстаивали (выберите правильные ответы):
А) М. Горький,
Б) С. Маршак,
В) Н. Крупская,
Г) А. Луночарский.
6. Укажите фамилию автора сказки «Доктор Айболит»:
А) Маршак,
Б) Чуковский,
В) Михалков,
Г) Остер.
7. Серия сказок А. Волкова о волшебнике Изумрудного города представляет собой:
А) точный перевод произведений Ф. Баума,
Б) адаптированный художественный перевод произведений Ф. Баума,
В) заимствование сюжета и авторское переосмысление произведений Ф. Баума.
8. «Чёрная курица, или Подземные жители» (выберите верные варианты):
А) прозаическая литературная сказка,
Б) стихотворная литературная сказка,
В) создана А. Погорельским,
Г) создана А.С. Пушкиным,
Д) написана в 1829 году,
Е) написана в 1864 году,
Ж) написана в 1929 году.
9. Определите автора следующего отрывка:
А) С.Я. Маршак,
Б) А.Л. Барто,
В) С. Михалков,
Г) Д. Хармс,
Д) К.И. Чуковский.
10. Определите автора следующего отрывка:
В доме восемь дробь один
У заставы Ильича
Жил высокий гражданин,
По прозванью Каланча,
По фамилии Степанов
И по имени Степан,
Из районных великанов
Самый главный великан.
А) С.Я. Маршак,
Б) А.Л. Барто,
В) С. Михалков,
Г) Д. Хармс,
Д) К.И. Чуковский.
Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности. Она носит характер систематического последовательного развёрнутого изложения. От неё зависит и полнота познания окружающего мира, и становление сознания, и успешность обучения в школе, и развитие личности в целом.
Характеристика связной речи и её особенностей содержится в ряде трудов современной лингвистической, психолингвистической и специальной методической литературы. Применительно к различным видам развёрнутых высказываний связную речь определяют как совокупность тематически объединённых фрагментов речи, находящихся в тесной взаимосвязи и представляющих собой единое смысловое и структурное целое.
Под связной речью в широком смысле слова следует понимать любую единицу речи, составные языковые компоненты которой (знаменательные и служебные слова, словосочетания) представляют собой организованное по законам логики и грамматического строя данного языка единое целое. В соответствии с этим и «каждое самостоятельное отдельное предложение можно рассматривать как одну из разновидностей связной речи».