Что такое деконцентрация внимания

— Что такое Деконцентрация?

— Что такое Деконцентрация?
— Базовые состояния сознания
— Техника Деконцентрации

Деконцентрация – приемы расфокусировки (в противоположность фокусировки) внимания. Деконцентрации основана на работах Олега Бахтиярова в области психонетики.

Деконцентрацией внимания (ДКВ) называется Состояние Созерцания, определенное состояние человеческого сознания, при котором внимание равномерно распределяется по всем органам чувств. Сознание при этом не притупляется, сохраняя возможность адекватно реагировать на любую возникающую ситуацию.

Что такое деконцентрация внимания. Смотреть фото Что такое деконцентрация внимания. Смотреть картинку Что такое деконцентрация внимания. Картинка про Что такое деконцентрация внимания. Фото Что такое деконцентрация внимания

Во время концентрации внимания мы полностью погружаемся в процесс. В Состоянии Созерцания же мы не сосредотачивается целиком на процессе. Что бы ни происходило вовне, мы понимаем, где и что сейчас реально происходит, локализуя ситуацию. Другими словами, мы остаемся психологически устойчивыми в любой среде.

Если Концентрация — это фокусировка (сосредоточение внимания) на чем-то одном. То при деконцентрации происходит равномерное распределение внимания на множество объектов. Как говорят, “я вижу все”. Причем человек может сразу обращать внимание и на то, что видит, и на то, что слышит, и на то, чего касается. Внимание как бы распределяется между всеми органами чувств, и человек становится полностью открытым ко всему, что происходит внутри его и рядом с ним. И в то же время внимание не направлено на что-то конкретное. Т.е. возникает состояние созерцания.

В принципе, это состояние очень близко к тому, что имел в виду Ошо, говоря об истинной медитации. Именно в таком состоянии достигается целостное восприятие мира.,

Когда сознание постоянно нацелено лишь на выделение отдельных объектов, то восприятие мира получается фрагментарным, Ошо называет такую жизнь “мертвым фотоальбомом”. При деконцентрации происходит слияние сознания с окружающим миром и восприятии себя и мира как единого целого.

— Базовые состояния сознания

Деконцентрация (ДКВ) — это специфическое состояние сознания — Состояние Созерцания, когда наше внимание равномерно распределено по всем органам чувств, при этом мы всё осознаем и адекватно реагируем на любую ситуацию.
При концентрации внимания процесс захватывает нас полностью. В Состоянии Созерцания процесс не захватывает нас полностью, и любой внешний процесс воспринимается локализованным в том месте, где он реально происходит. Таким образом, мы приобретаем психологическую устойчивость в любой среде. Оставаться в таком состоянии всегда помогает позитивное мышление.

Рабочая поза: сидя, спина прямая, тело расслабленно, ноги желательно скрестить, голову не запрокидываем, подбородок чуть-чуть к себе, взгляд прямо перед собой.

Упражнение 1. «Успокоение Сознания» (5 минут).
Рабочая поза. Вдохнули, потянули руки вверх, выдохнули, руки опустили на колени. Сидим 5 минут с открытыми глазами. Ни на чём не фиксируемся, просто расслабляем тело и сознание. Привыкаем держать спину прямо в рабочей позе.

Упражнение 2. Состояние «Я — Есть!» (10 минут).
Экспериментально было обнаружено, что сосредоточение на разных точках внутреннего пространства приводит к разным процессам в сознании. Так, сосредоточение внимания на точке в центре груди приводит к контролю эмоционального состояния. Это упражнение формирует уверенную внутреннюю позицию. Мы как бы заявляем своё присутствие во внешнем мире.

Рабочая поза. Сидим ровно, спокойно с закрытыми глазами. Сосредотачиваемся в центре груди, но без напряжения. Заявляем вслух несколько раз: «Я — Есть!» Физически ощущаем своё присутствие здесь и сейчас. Внимание собрано в центре груди. Затем заявляем несколько раз про себя: «Я — Есть!» Помещаем это утверждение себе в грудь. Сохраняем это пробуждённое пассивное состояние восприятия до конца упражнения.

Что такое деконцентрация внимания. Смотреть фото Что такое деконцентрация внимания. Смотреть картинку Что такое деконцентрация внимания. Картинка про Что такое деконцентрация внимания. Фото Что такое деконцентрация внимания

Упражнение 3. Состояние «Я — Воля!» (10 минут).
Состояние собранности и самоконтроля соответствует хорошо выстроенному внутреннему образу «центрального энергетического канала», который начинается от промежности, идёт прямо вверх вдоль позвоночника (на 2-3 см от него внутрь тела) и выходит из макушки вертикально вверх на расстояние вытянутой руки от головы. Если не получается ощутить канал, просто вообразите, что у вас получается. Рабочая поза. Сидим ровно, спина прямая ноги перекрещены.

Формируем и просматриваем «канал» снизу вверх. Заявляем вслух несколько раз: «Я — Воля!» Сохраняем ощущение «контакта» там, где должен быть канал. Повторяем несколько раз про себя: «Я — Воля!» и помещаем это утверждение в центральный канал. Сохраняем и запоминаем это пробуждённое активное состояние восприятия.

— Техника Деконцентрации

Техника деконцентрации внимания (дКВ) была разработана в 80-е годы в рамках программ подготовки операторов для деятельности в сложных, неопределенных и экстремальных условиях.

Самое главное в этой технике – научиться уходить от “зацепки внимания на одном” и переходить к свободному восприятию всей картины мира. Итак, начинаем.

1) Принимаем удобное положение. Лучше всего свободно сесть в кресле в положении полулежа. Ощутите внутри состояние благостной лени. Делаем несколько спокойных вдохов\выдохов и настраиваемся.

2) Выбираем перед собой какой-то предмет, фиксируем на нем взгляд и тут же отпускаем его, пусть свободно двигается по всей комнате. Не управляйте глазами, пусть они движутся спонтанно. Отпустите ваше внимание в полет, пусть оно обволакивает все вокруг, типа “я тебя вижу, ну и что…”.

3) Как только глаза почувствуют усталость, закрываем их на пару секунд, чтобы отдохнули.

4) Затем открываем глаза и упираем свой взгляд в пустоту перед собой на расстоянии 2-3 метров. Ваши глаза неподвижны, не моргайте и всматривайтесь в пространство перед собой.

5) Через некоторое время эта пустота начинает наполняться цветными пятнами или неким туманом. Даже может возникнуть ощущение “иной реальности”. Но ваша цель – не эти эффекты, помните, что ваша задача — научиться “просто смотреть”. Так что сильно не акцентируйте на них свое внимание.

6) Для того, чтобы развить технику деконцентрации в полной мере, надо заниматься таким образом каждый день по 15-20 мин.

Материал подготовлен Дилярой специально для agydar.ru

Источник

Что такое деконцентрация внимания

При концентрации внимания процесс захватывает нас полностью. В Состоянии Созерцания процесс не захватывает нас полностью, и любой внешний процесс воспринимается локализованным в том месте, где он реально происходит. Таким образом мы приобретаем психологическую устойчивость в любой среде.

Поскольку деконцентрация не является первичным феноменом и строится как прием, обратный приемам КВ, изучение техник деконцентрации начинается с изучения техник концентрации внимания, соотнесенных с задачами дКВ.

Техники КВ могут преследовать различные цели и они модифицируются в зависимости от них. Цель упражнений по КВ, соотнесенных с дКВ, двояка: с одной стороны, должна быть построена цепочка приемов, по отношению к которым легко можно построить приемы противоположного, т.е., деконцентративного, значения, а с другой, должны быть введены критерии эффективности и силы КВ, по отношению к которым будут строиться подобные же критерии в отношении дКВ.

Если внимание рассматривается как процесс выделения и удержания в поле зрения заданной фигуры, то естественными критериями силы концентрации внимания (КВ) становятся длительность удержания и сложность выделенной фигуры, которая, в свою очередь, определяется преодолением перцептивных сил в поле восприятия, препятствующих ее сохранению. Используя эти критерии легко построить серии упражнений, позволяющие развить способность КВ и количественно оценить ее силу. При этом упражнения должны содержать в себе критерий эффективности, убедительный как для оператора, так и оценивающего его работу инструктора и организатора процедуры.

В первой серии упражнений в качестве визуального объекта для длительного удержания внимания используются либо альтернативные версии образов, возникающих на визуальных фигурах типа куба Неккера, либо дается задание целенаправленно выделить заданные фигур из визуальной среды, составленной из однородных элементов. Вариантом может служить сохранение доминирования левого или правого глаза при совмещении (за счет сведения или разведения глазных яблок) одинаковых по форме, но различающихся цветом изображений.

Деконцентрация внимания (дКВ) обратна концентрации и может быть истолкована как процесс разрушения фигур в поле восприятия и превращения всего поля восприятия в однородный (в смысле невыделяемости из него отдельных элементов, которые могли бы быть перцептивно истолкованы как фигуры) фон.

Объективную оценку степени дКВ произвести труднее, чем КВ, поскольку в профессиональной и бытовой среде задачи, требующие таких состояний, редки. Критерием здесь является повышение эффективности выполнения заданий, требующих высоких характеристик распределяемости внимания. Примером могут служить задачи, возникающие в ходе изучения техники быстрого (панорамного) чтения, где используется техника, близкая к деконцентративной.

В качестве ведущего упражнения, позволяющего одновременно развивать навыки дКВ, субъективно прослеживать феномены, сопровождающие углубление дКВ и получать оценку степени дКВ, нами использовалась модифицированная процедура просчета двухцветной числовой таблицы по методике Шульте-Горбова, разработанной в свое время для нужд авиакосмической медицины.

При использовании этого упражнения для формирования дКВ оператор вначале равномерно распределяет внимание по всей таблице, начиная с ее периферии, постепенно охватывая ее целиком и подавляя спонтанное появление отдельных чисел из общего фона. С точки зрения оператора дКВ проходит две фазы: в течение первой исчезают цветовые различия, а в течение второй числа перестают различаться как раздельные, превращаясь в однородный фон, составленный из их фрагментов. После того, как таблица начинает стабильно восприниматься как чистый фон, задание произвести просчет чисел выполняется иначе, чем в обычном состоянии, когда испытуемый производит поиск чисел перемещая фокус взора и привязанный к нему локус внимания по всему полю таблицы и выискивая нужное число.

В том случае, если дКВ достигнута, взор стабилизируется. Перемещение взора в начальной стадии как правило (за исключением специальных приемов) запрещено, поскольку разрушает дКВ. При стабилизированном взоре таблица воспринимается одновременно во всех своих элементах и при выполнении задания происходит не поиск с перебором чисел, а непосредственное выделение числа из общего фона.

Этот момент чрезвычайно важен для последующей работы и развития на базе дКВ новых психотехник. Здесь оператор впервые сталкивается с парадоксальным феноменом восприятия без осознания (как частного случая знания-без-осознания) и спонтанного перевода восприятия в осознанную форму. На самом деле оператор знает, где находится искомое число, но не видит его, и, вместе с тем, знание о его расположении, провоцирует его восприятие, т.е. выделение числа в качестве отдельной фигуры из общего однородного фона. Процедура растворения фигуры в фоне и последующее ее (в идентичном или трансформированном виде) выделение из фона представляет собой начальное звено формирования фонового мышления.

Помимо важного и необычного опыта, оператор сталкивается и с прагматическими аспектами использования дКВ. Работа по поиску чисел (а шире, и вообще по поиску нужной информации в условиях помех) становится гораздо более эффективной. При этом на начальных этапах тренировки скорость просчета снижается, но затем резко повышается. В наших экспериментах наблюдалось увеличение скорости просчета в среднем на 38% (средние данные по массиву ста испытуемых) с эксцессами увеличения скорости в 2,4 раза.

Следует отметить, что результаты весьма вариативны в зависимости от профессионального состава контингента испытуемых, их мотивации и выбранного методического варианта.

Более сложный, но и более показательный вариант того же упражнения осуществляется на четырехцветной 100-клеточной таблице (10х10), специально разработанной для этих целей. Здесь производится одновременный просчет четырех последовательностей (возрастающей, убывающей, сходящейся и расходящейся). Без специальной тренировки это задание крайне редко удается довести до конца, в то время как при дКВ оно выполняется большинством испытуемых (65-70%) с высокой скоростью.

Если для организатора процедуры важна динамика скорости просчета таблиц, то для оператора главным итогом упражнений по дКВ является особый субъективный опыт деконцентрации при сохранении высокого уровня бодрствования. Это та начальная точка, от которой начинается построение всей дальнейшей работы с дКВ.

После того, как КВ и дКВ отработаны в раздельных упражнениях, обучаемые начинают сочетать их для построения более сложных конструкций внимания. От КВ дальнейшая линия упражнений ведет к формированию, удержанию и преобразованию визуальных эйдетических образов. На основе работы с дКВ формируются навыки восприятия значимых колебаний фона, обычно не осознаваемых неподготовленным оператором. Взаимопереходы КВ-дКВ являются базой для развития рефлексии, а формирование сложных сочетаний КВ и дКВ в пределах заданного поля восприятия становятся основой для управления «сгущениями» семантической энергии.

Источник

Что такое деконцентрация внимания

Техника деконцентрации внимания (дКВ) была разработана в 80-е годы в рамках программ подготовки операторов для деятельности в сложных, неопределенных и экстремальных условиях. К этому времени для обучения методам управления собственным психическим состоянием и постэкстремальной реабилитации операторского контингента в основном использовались модификации аутогенной тренировки, элементы суггестивных воздействий[1] и многочисленные психотехнические приемы, основанные на биообратных связях. Эти психотехники, однако, не позволяли управлять состоянием оператора непосредственно в процессе выполнения профессиональных обязанностей. Так были востребованы новые методические подходы, вводящие психотехники в процесс деятельности и превращающие психотехнические приемы в один из элементов работы оператора.

Первые разработки методики деконцентрации были осуществлены нами в Институте психологии АПН УССР (Киев). Приемы отрабатывались на базе экспериментальных групп при содействии секции биоэлектроники УкрНТО РЭС им. А.С.Попова. Первая апробация методики и экспериментальное изучение порождаемых ею феноменов впервые были проведены на базе ОКБ “Ритм” Таганрогского радиотехнического института и Института нейрокибернетики при Ростовском университете.

Разработки носили прикладной характер и отражены в основном в соответствующих отчетах. Публикации ограничивались краткими тезисами в сборниках различных конференций. В популярном виде элементы методики изложены в брошюре В.Загнибеды “Техника управления вниманием”. Достаточно подробно техника деконцентрации описана в нашей монографии “Постинформационные технологии: введение в психонетику”.

Вначале деконцентрация внимания рассматривалась как одна из многих психотехник. Однако со временем стало очевидным, что эта техника является родоначальником целой линии психотехнологий. Были уточнены ее соотношения с другими психотехниками и выявлены аналоги в психотехнологиях, порожденных другими культурами. Изучение спонтанных психических феноменов, сопровождающих организованные действия в экстремальных условиях, показало, что деконцентрация имеет и универсальные измерения.

Мы рассматриваем организованный массив психотехник как своего рода язык, позволяющий формулировать не столько описания психических реальностей, сколько предписания по их изменению. В этом смысле психотехнические “высказывания” могут быть выражены и в языке восприятия, и в языке мышления, и в языке целеполагания, и в языке воли. Независимо от того, в каком “языке” формулируются эти “высказывания” их структура и принцип воздействия на производящего психотехническую процедуру оператора остаются инвариантными.

При таком подходе становится ясно, что психотехники должны носить “сквозной” характер, пронизывая собой все иерархические уровни психической системы — от восприятия до высших форм мышления и интеллектуальной интуиции. Задача разработчика — внятно выразить эту фундаментальную основу психотехники, ибо только тогда она становится ясной и управляемой не случайными задачами, а целенаправленно выстроенным планом.

ДКВ преподносит нам ряд уроков, значение которых выходит за чисто технологические рамки. Любая психотехнология существует во вполне определенном профессиональном, культурном и духовном контекстах. Только дилетант может позволить себе не учитывать это. Как правило, эти контексты не учитываются в работах, посвященных вполне устоявшимся областям, но в случае причастности психотехник экстремальным технологиям такое рассмотрение становится требованием профессионального порядка. В этом случае базовый психотехнический прием становится центром рассмотрения всей связанной с ним проблематики — психологической, технологической, ценностной, культурной, методологической и т. д.

В предлагаемой работе деконцентрация рассматривается как базовая психотехника, порождающая различные психотехнологические линии. Ряд методик, разработанных до появления техники дКВ, могут быть истолкованы именно как деконцентративные, некоторые деконцентративные психотехнологии подробно разработаны и практически используются как в операторской работе, так и в психотерапевтических целях, многие направления дальнейших разработок только намечены и не выходят за рамки лабораторных экспериментов.

Глава 1. Деконцентрация как психотехнический прием

Когда мы говорим о деконцентрации, мы имеем в виду либо психотехнический прием, либо спонтанный процесс равномерного распределения внимания, либо состояние деконцентрации как результат этого процесса или успешного использования приема. В этой главе мы будем рассматривать деконцентрацию как прием. Введем некоторые определения, которые понадобятся впоследствии.

— психотехнический прием — однократное действие, совершаемое оператором для изменения актуального состояния в рамках той или иной психотехники;

— психотехнику — последовательность психотехнических приемов, ведущую к формированию устойчивого заданного психического состояния;

— психотехнологию — организованную совокупность психотехник, направленную на решение определенной конструктивно сформулированной задачи.

Как правило, психотехники состоят из нескольких приемов, а психотехнологии включают в себя несколько психотехник, хотя и бывают случаи, когда психотехника состоит из одного приема, а психотехнология из одной психотехники.

Среди участников психотехнической процедуры будем выделять следующие роли:

— оператора — человека, который непосредственно осуществляет психотехнические приемы, формируя у себя заданные состояния или решая поставленные перед ним задачи;

— методиста, планирующего психотехнику или психотехнологию;

— инструктора, объясняющего оператору, что он должен делать для достижения результата;

— организатора процедуры, непосредственно управляющего ходом психотехнической процедуры и оценивающего ее результативность.

Психотехнические процедуры осуществляются либо в рафинированной лабораторной среде, либо в реальных условиях деятельности. Навык, сформированный в лабораторной среде, может не сработать в реальных условиях. Поэтому необходима специальная процедура переноса навыка, что зачастую является отнюдь не тривиальной проблемой, посколькусостояния, при которых происходит формирования навыка и состояния, в которых этот навык должен быть реализован, как правило, не совпадают.

Термин состояние достаточно многозначен и конкретное его значение определяется контекстом и теми понятиями, которые ему противополагаются.

Мы будем использовать его как интегральную унитарную характеристику объекта (среды, организма или психики) в данный момент времени, субъективным коррелятом которой служит переживание фона, которое будет разобрано ниже. Мы вернемся к рассмотрению категории состояния в гл. 3, разд.3.3. и 3.4.

В психотехнической процедуре выделяются:

исходные факты — психические процессы и структуры, которые мы обнаруживаем в психической системе до начала психотехнической работы и которые служат исходным материалом для формирования схемы процедуры;

базовый процесс — выбранный разработчиком из исходных фактов психический процесс, служащий основой для дальнейшей работы (ощущение тяжести, соответствующее мышечной релаксации в АТ, интенсивное дыхание в голотропных техниках и т. д.);

приемы управления базовым процессом — конкретные приемы, позволяющие направить базовый процесс в заданном направлении.

См. работы Гримака “Резервы человеческой психики”, М.,Изд-во полит. лит.,1987, и “Моделирование состояний человека в гипнозе”, М., 1978.

Источник

Техника деконцентрации внимания

Техника деконцентрации внимания (дКВ) была разработана в 80-е годы в рамках программ подготовки операторов для деятельности в сложных, неопределенных и экстремальных условиях. К этому времени для обучения методам управления собственным психическим состоянием и постэкстремальной реабилитации операторского контингента в основном использовались модификации аутогенной тренировки, элементы суггестивных воздействий и многочисленные психотехнические приемы, основанные на биообратных связях. Эти психотехники, однако, не позволяли управлять состоянием оператора непосредственно в процессе выполнения профессиональных обязанностей. Так были востребованы новые методические подходы, вводящие психотехники в процесс деятельности и превращающие психотехнические приемы в один из элементов работы оператора.

освоение ряда методов, приводящих к «раскрывающей медитации». Это состояние, при котором достигается наиболее полная чувствительность и открытость сознания всему происходящему внутри и вовне человека. Можно сказать, что сознание находится при этом в состоянии созерцания, когда наше внимание не направлено на что-то конкретно, а равномерно распределено между всеми органами чувств. В этом состоянии теряется ощущение границы, отделяющей наше внутреннее пространство от внешнего мира, за счет этого достигается переживание более глубокого, «внутреннего» понимания всего, что нас окружает и достигается эффект «кругового» восприятия, когда одинаково хорошо осознается все происходящее вокруг нас, независимо от направления.

Такое состояние сознания является основным, «рабочим» состоянием в различных традициях, например, в буддизме, суфизме, во «внутренних» стилях боевых искусств и т.д.

Для западного «объектно-ориентированного» мышления важность такого состояния сознания понимается с трудом. Гораздо понятнее кажутся методы, основанные на концентрации внимания, приводящие к достижению различных «сиддхи». Но именно созерцание приводит, со временем, к существенной трансформации личности, к освобождению от оков Эго и, в конечном счете, к просветлению.

Не нужно думать, что движение в этом направлении обязательно должно сопровождаться отказом от каких-то приятных, но «вредных» привычек, к потере индивидуальности. Наоборот, развитие состояния созерцания приводит к освобождению от тех или иных навязанных нам комплексов, к более глубокому пониманию событий и явлений, к большей внутренней энергии и более яркому переживанию жизни.

Базовые состояния сознания и работа с вниманием.

Рабочая поза: сидя, спина прямая, тело расслабленно, ноги желательно скрестить, голову не запрокидываем, подбородок чуть-чуть к себе, взгляд прямо перед собой.

Упражнение 1. «Успокоение Сознания» (5 минут)

Рабочая поза. Вдохнули, потянули руки вверх, выдохнули, руки опустили на колени. Сидим 5 минут с открытыми глазами. Не на чём не фиксируемся, просто расслабляем тело и сознание. Привыкаем держать спину прямо в рабочей позе.

Экспериментально было обнаружено, что сосредоточение на разных точках внутреннего пространства приводит к разным процессам в сознании. Так сосредоточение внимания на точке в центре груди приводит к контролю эмоционального состояния. Это упражнение формирует уверенную внутреннюю позицию. Мы как-бы заявляем своё присутствие во внешнем мире.

Техники концентрации внимания (основы психонетики)

Упражнение 1 «Остановка Внимания» (базовое упражнение)

Рисуем «чёрную точку» на листе бумаги. Помещаем лист на стену на уровне глаз. Просто смотрим на точку в течении 5 минут, но без внутреннего напряжения. Просто наблюдайте точку, без отвлечений. Держите сознание нормальным, не давайте возникать галлюцинациям, не выделяйте их из фона, игнорируйте их и они сами растворятся.

Упражнение 2 «Локализация внимания в пространстве во внешней среде»

2а). Рабочая поза, руки на коленях. На одной из рук соединяем указательный и большой пальцы. Сосредотачиваемся на точке контакта, на точке соприкосновения пальцев в течении 3 минут. Затем делаем тоже 3 минут с другой рукой. Важна внутренняя симметрия: если что-то делали с правой рукой, тоже делаем и с левой рукой.

2б) Рабочая поза, сосредотачиваемся на «точке контакта» указательного и большого пальцев и начинаем медленно равномерно двигать рукой «точку контакта» в пространстве перед собой. Двигаем плавно, без рывков, медленно и непрерывно, по произвольной траектории. Чем быстрее движется рука, тем легче отслеживать точку, поэтому делайте медленно. Глаза закрыты или расфокусированы. На точку контакта не смотреть, а только ощущать кинестетически. Затем тоже делаем с точкой контакта на другой руке. Сравните ваши ощущения от движения точки контакта на правой и левой руках. Упражнение нужно делать до тех пор пока ощущения на обоих руках не станут одинаковыми.

2г) Рабочая поза; руки на коленях; сосредотачиваемся одновременно на двух точках контакта на обоих руках, т.е. внимание или на обоих указательных пальцах, или на двух точках соприкосновения указательных и больших пальцев обоих рук. Двигаем медленно эти точки концентрации по произвольным траекториям в пространстве перед собой. Обязательно, на каком-то этапе, разведите руки максимально в стороны, за пределы личного пространства тела и сравните ощущения.

Упражнение 3 «Виртуальная точка внимания»

3а) Рабочая поза; глаза закрыты; перед собой на уровне груди на расстоянии вытянутой руки формируем шарик внимания. Сначала можно поместить палец в эту точку. Как только ощущение контакта возникнет, руку надо убрать. Сосредотачиваемся на шарике несколько минут.

3б) Рабочая поза; глаза закрыты; медленно перемещаем сформированный шарик внимания по произвольной траектории. Обязательно заводим шарик за спину, чтобы глаза не могли его отследить. Следим за шариком вниманием, а не глазами. Возвращаем шарик в исходную точку и растворяем в пространстве.

Основная задача научится перемещать точку внимания в реальном физическом пространстве. Вы должны научится замечать неоднородности в окружающем пространстве. Так если ваша точка проходит через стакан воды, то вы должны почувствовать изменения в ощущениях.

Упражнение 4 «Две виртуальные точки внимания»

Упражнение 5 «Три виртуальные точки внимания»

Упражнение 6 «Управление несколькими виртуальными точками внимания»

Аналогично можно научится управлять четырьмя и больше виртуальными точками внимания, хотя они будут стремится образовывать связные структуры внимания. Можно также научится перемещать точки внимания не только в пространстве, но и во времени, но это уже для «крутых».

Упражнение 7 «Чистка Чакр»

Упражнение для диагностики и чистки энергетических центров. Рабочая поза; глаза закрыты; перед собой на уровне головы на расстоянии вытянутой руки формируем шарик внимания. Наблюдаем его, уплотняем его. Выделяем из него второй шарик внимания и медленно двигаем его по кругу вокруг головы по часовой стрелке, при этом не теряем ощущения первого шарика. Делаем несколько кругов, и затем растворяем оба шарика. Делаем это упражнение вокруг всех энергетических центров: шея, грудь, живот и т.д.

«Саммадхи» это ДКВ одновременно на трёх уровнях: ДКВ из центра головы + ДКВ из центра груди + ДКВ из центра живота. При этом возникают три взаимопроникающих пространства [внимания]. Это ведёт к очень устойчивой внутренней остановке деятельности ума.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *