Что такое декрет президента

ДЕКРЕТЫ ПРЕЗИДЕНТА

Официальное опубликование закона

Последняя стадия – после подписания закона главой государства, следует его официальное опубликование, по процедуре и в источниках определенных законом (см. соответствующие темы).

С момента опубликования закона, начинается течение срока вступления его в силу. Как правило, законы вступают в силу через 10 дней после официального опубликования (хотя возможен и иной порядок).

Сравнительно новый вид нормативных правовых актов Президента. Появились в связи с изменениями и дополнениями в Конституцию 1994 г., в результате референдума в ноябре 1996 г.

Правовой режим декретов определен ст.14 вышеуказанного закона, и ст.101 Конституции РБ. Согласно положениям данных нормативных актов, можно выделить два вида декретов:

Декреты Президента РБ

Полномочиями по изданию декретов президент пользуется достаточно активно – по состоянию на сентябрь 2006 г., действовало 166 декретов президента. Все декреты являются временными (делегирование полномочий не применялось ни разу).

Подводя итог сказанному, можно сделать следующие выводы

Выводы:

1. Предоставление полномочий по изданию декретов усиливает исполнительную власть;

2. Глава государства, получил возможность вмешиваться в сферу компетенции парламента, не находясь под каким-либо контролем. Отмена временного декрета по существу невозможна – набрать в парламенте квалифицированное большинство голосов чрезвычайно сложно;

3. На временные декреты не распространяются ограничения установленные ч.2 ст.101 Конституции (см. таблицу выше), поскольку такие декреты регулируются ч.3 данной статьи. Следовательно, временным декретом, возможно изменение даже Конституции;

4. Временные декреты в действительности не нуждаются в утверждении парламентом (несмотря на положения ст. 101) – так как утверждение и отмена – две разные процедуры.

Если парламент не утвердит декрет (в регламенте эта процедура называется «принять к сведению») большинством голосов, никаких последствий это не породит – он сохранит законную силу;

Для утраты декретом юридической силы, необходима иная процедура – его отмена квалифицированным большинством голосов (не обычным большинством, а 2/3 голосов). В таком порядке принимаются и изменяются только конституционные и программные законы. Следовательно, декрет по юридической силе приравнен к ним;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Как оформить декретный отпуск

Памятка для матери

Декретным отпуском обычно называют отпуск по беременности и родам. А иногда — и отпуск по уходу за ребенком до полутора или трех лет.

По закону это два разных отпуска — для них понадобятся разные документы. Сроки, правила оформления и пособия по ним тоже различаются.

Мы уже писали, как рассчитать декретные выплаты и как выйти из декрета. В этой статье разберем, как правильно уйти в декретный отпуск. Отпуск по беременности и родам я буду сокращенно называть БиР, а по уходу за ребенком — УзР.

Правила оформления

В законах нет пошаговой инструкции, как оформить отпуска по БиР и по УзР, но в разных нормативных актах прописано, кто и в какие сроки может уйти в декретный отпуск, как назначается пособие и какие понадобятся документы.

Право на отпуск по БиР, а затем и по УзР гарантировано трудовым кодексом.

Уйти в отпуск по БиР может только беременная женщина: его оформляют на основании больничного листа. Его выдают на 30-й неделе беременности, а если женщина ждет двойню или больше — на 28-й неделе.

В отпуск по УзР может уйти как родившая женщина, так и отец, бабушка, дедушка или другой родственник, который ухаживает за малышом.

Список необходимых документов для оформления декретного отпуска

Декретный больничный лист в бумажном виде обычно выдает врач акушер-гинеколог. При его отсутствии — врач общей практики, а при отсутствии врача — фельдшер.

Если женщина трудится у нескольких работодателей, ей должны дать несколько больничных листов по каждому месту работы.

Также, например, два листка нетрудоспособности понадобятся, если женщина совмещает работу по трудовому договору и предпринимательскую деятельность. Один из них она напрямую передаст в ФСС, чтобы получить пособие по БиР как ИП, если добровольно уплачивает взносы на соцстрахование.

Декретный больничный лист в электронном виде оформляет врач с письменного согласия женщины. Это возможно, если и медицинское учреждение, и работодатель подключены к системе электронных больничных. Если работодатель не наладил электронное взаимодействие с ФСС, врач оформляет бумажный больничный лист.

Сразу после заполнения и подписания врач отправляет электронный больничный в ФСС. А женщине на руки дают бумажный талон, в котором указаны все нужные реквизиты: номер больничного, кто выдал, период нетрудоспособности.

Бухгалтер по месту работы, зайдя на сайт ФСС, заполняет свою часть больничного листа — стаж и среднедневной заработок работника — и рассчитывает размер пособия.

Заявление на декретный отпуск. На работе женщину обычно просят написать заявление на отпуск по БиР и приложить к нему больничный лист, если он оформлен на бумаге.

Если больничный электронный, к заявлению женщина прикладывает талон, выданный врачом.

Справка о доходах с мест работы за предыдущие 2 года понадобится, если у этого работодателя женщина проработала меньше трех лет. Этот документ нужен для расчета пособия.

Приказ о выходе в декрет издают по заявлению женщины. Можно использовать унифицированную форму Т-6 либо разработать свою форму приказа.

Продолжительность отпуска

Отпуск по БиР и отпуск по УзР длятся строго определенное количество дней.

По беременности и родам. Сколько дней женщина пробудет на больничном по БиР, зависит от того, как прошли роды и сколько детей у нее родились.

Источник

Декреты Президента

Что такое декрет президента. Смотреть фото Что такое декрет президента. Смотреть картинку Что такое декрет президента. Картинка про Что такое декрет президента. Фото Что такое декрет президента Что такое декрет президента. Смотреть фото Что такое декрет президента. Смотреть картинку Что такое декрет президента. Картинка про Что такое декрет президента. Фото Что такое декрет президента Что такое декрет президента. Смотреть фото Что такое декрет президента. Смотреть картинку Что такое декрет президента. Картинка про Что такое декрет президента. Фото Что такое декрет президента Что такое декрет президента. Смотреть фото Что такое декрет президента. Смотреть картинку Что такое декрет президента. Картинка про Что такое декрет президента. Фото Что такое декрет президента

Что такое декрет президента. Смотреть фото Что такое декрет президента. Смотреть картинку Что такое декрет президента. Картинка про Что такое декрет президента. Фото Что такое декрет президента

Что такое декрет президента. Смотреть фото Что такое декрет президента. Смотреть картинку Что такое декрет президента. Картинка про Что такое декрет президента. Фото Что такое декрет президента

Это специфический вид правовых актов, нехарактерный для глав большинства государств. Декреты −самый малочисленный вид актов Президента Беларуси. Это вполне объяснимо, если учесть их экстраординарный (особый) характер. Наделение Президента правом издавать декреты явилось одним из главных новшеств, принятых на референдуме в 1996 году. Декреты выступают разрешенной Конституцией формой вторжения Президента в законодательные полномочия Парламента. Посредством указов и распоряжений Президент осуществляет собственные полномочия, а путем издания декретов – полномочия Парламента! Но это разрешено Конституцией Беларуси.

Декрет Президента – это нормативный правовой акт (1), имеющий силу закона (2), регулирующий те же отношения, что и закон (3) и издаваемый Президентом только в случае специально предусмотренныхКонституцией Беларуси (4).

Декреты бывают 2 видов:

Делегированные декретыВременные декреты
Они издаются Президентом на основании специально принимаемого Парламентом закона. Данный закон принимается именно для того, чтобы предоставить (делегировать) Президенту полномочия на издание декретов. Поскольку декреты имеют силу закона, то делегируемые таким образом полномочия называются законодательными. Проект закона о делегировании Президенту законодательных полномочий может быть внесен в Палату представителей только сами Президентом. Парламент вправе принять или отклонить внесенный проект закона. Данный закон принимается простым большинством членов каждой палаты (50% + 1голос). Рассматриваемый закон должен определять общественные отношения, полномочия по регулированию которых делегируются Президенту. Кроме того, в Законе должен указываться срок, на который Президенту делегируются полномочия. Делегированные декреты регулируют те же отношения, что и законы, однако часть 2 статьи 101Конституции Беларуси закрепляет круг вопросов, полномочия по регулированию которых нельзя делегировать Президенту. В течение определенного законом срока, Президент может издать любое число делегированных декретов. В этих декретах разрешается устанавливать иные правила, чем содержащиеся в действующих законах. Следовательно, в случае противоречия, делегированные декреты обладают верховенством над законом. С истечением срока, на который Президенту делегированы полномочия, изданные им в рамках этого срока декреты не утрачивают силу, а продолжают действовать. Однако с истечением срока Парламент может своими законами вносить изменения в делегированные декреты, признавать их утратившими силу, устанавливать иные правила, чем содержащиеся в декрете. Таким образом, законы, принимаемые по истечении срока, приобретают верховенство над ранее изданным декретом. Следует иметь в виду, что и в рамках срока делегированные декреты не могут противоречить закону, которым Президенту делегированы законодательные полномочия. Ни одного делегированного декрета на практике нет. Такая ситуация объясняется в том числе возможностью издания Президентом декретов второго видаОни отличаются от делегированных декретов основанием издания, поскольку издаются по инициативе самого Президента (или предложению Правительства) непосредственно на основе Конституции Беларуси, но при условии наличия особой необходимости. Конституция не раскрывает понятие «особая необходимость». Видимо под особой необходимостью следует понимать внезапно возникшую острую проблемную ситуацию, для урегулирования которой требуется срочно издать законодательный акт. На практике такая необходимость случается примерно дважды в месяц. С 1996 года издано около 300 временных декретов. В среднем ежегодно Президент издает около 20 временных декретов. Временные декреты регулируют те же отношения, что и законы. Конституция Беларуси в данном случае не закрепляет круг вопросов, по которым нельзя издавать временные декреты, что отличается от порядка издания делегированных декретов. Однако Закон «О Президенте Республики Беларусь» гласит, что временные декреты не могут издаваться по тем же вопросам, что и делегированные (но есть исключения). Временные декреты в трехдневный срок со дня их издания должны быть представлены Президентом на рассмотрение нижней палаты парламента. Палата Представителей вправе рассматривать их в течение любого промежутка времени, а затем должна передать их Совету Республики также для рассмотрения. Временные декреты не нуждаются в утверждении (одобрении) со стороны Парламента. Они вступают в силу независимо от факта их рассмотрения Парламентом. Это принципиальный момент, который отличает временные декреты от указов Президента о введении чрезвычайного и военного положения. Последние утрачивают силу, если не утверждены Советом Республики. Смысл представления временных декретов в Парламент заключается в праве Парламента отменить данный акт. Если каждая из палат Парламента наберет не менее 2/3 голосов, то временный декрет Президента отменяется. Временные декреты могут устанавливать иные правила, чем содержащиеся в законах. Следовательно, временные декреты в случае противоречия с законами обладают верховенством. Парламент не в праве принимать законы по вопросам, которые отражены во временных декретах. Исходя из своего названия, временные декреты должны действовать в течение определенного срока. Однако Конституция Беларуси ничего не говорит о данном сроке. Оптимальной была бы ситуация, если бы Президент сам устанавливал во временных декретах срок их действия, но обычно на практике этого не происходит.

Подчеркнем, что согласно Конституции Беларуси, декреты Президента имеют силу закона. Это значит, что декреты Президента и законы равны по юридической силе. Однако если между этими актами возникает противоречие, то необходимо отдать приоритет тому или иному виду акта. Как следует из рассмотренного выше материала, чаще верховенством обладают декреты. Тем не менее, приоритет может принадлежать и законам:

Что такое декрет президента. Смотреть фото Что такое декрет президента. Смотреть картинку Что такое декрет президента. Картинка про Что такое декрет президента. Фото Что такое декрет президента

1. Применительно к делегированным декретам:

a.Закон о делегировании Президенту законодательных полномочий обладает большей силой, чем изданные на его основе делегированные декреты.

b.С истечением срока, на который Президенту делегированы полномочия, вновь принятые законы обладают верховенством над ранее изданными законами.

2. Применительно к временным декретам:

a.Согласно закону «О ПрезидентеРеспублики Беларусь» Парламент может принимать законы о признании временных декретов утратившими силу, о внесении в них изменений, об установлении иных правил, чем содержащиеся в декретах, если проекты данных законов внесены в Парламент Президентом или с его согласия.

Подытоживая рассмотрение вопроса о правовых актах Президента, сделаем ряд выводово их юридической силе:

1.Правовые акты Президента обладают меньшей юридической силой, чем Конституция, решения республиканских референдумов, международные договоры, ратифицированные Парламентом.

2.Правовые акты Президента наделены большей юридической силой по отношению к актам Правительства, Национального банка, республиканских органов государственного управления, местных органов власти.

3.Правовые акты Президента могут не уступать по силе законам (декреты и подконституционные указы) либо обладают меньшей силой по сравнению с законами (подзаконные указы и распоряжения).

Источник

Что такое декрет президента

Что такое декрет президента. Смотреть фото Что такое декрет президента. Смотреть картинку Что такое декрет президента. Картинка про Что такое декрет президента. Фото Что такое декрет президентаКак усилены требования к руководящим кадрам и работникам организаций в соответствии с декретом № 6, пояснили в Министерстве труда и социальной защиты.

Документ вносит изменения в декрет № 5 «Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций».

Среди нововведений — особые требования при приеме на работу. В частности, предусматривается обязанность нанимателя при приеме кандидата на работу в государственные органы, госорганизации или организаций, в уставном фонде которых 50 и более процентов акций (долей) в собственности государства, запрашивать характеристику с предыдущего места его работы, характеристику из госорганизаций, являвшихся местом его работы в течение предшествующих пяти лет. Если таких мест было несколько, характеристика запрашивается по последнему из них. Также требуются сведения из Единого государственного банка данных о правонарушениях в отношении кандидатов на руководящие должности, которые предоставляются органами внутренних дел бесплатно.

Закрепляются и требования к характеристике. «Характеристика является официальным документом, в котором должны быть отражены профессиональные, деловые и моральные качества работника, сведения о привлечении к дисциплинарной и иной ответственности, совершении действий, противоречащих государственным или общественным интересам. Форма характеристики будет установлена Советом Министров, — пояснили в Минтруда и соцзащиты. — Также увеличен срок, в течение которого должна быть выдана характеристика при поступлении соответствующего запроса, с 5 до 7 календарных дней». В ведомстве уточнили: декрет № 5 предоставляет нанимателю право запрашивать характеристику с предыдущих мест работы кандидата, выдается такой документ в течение 5 календарных дней со дня получения соответствующего запроса.

Нарушения предусмотренного декретом № 5 (с изменениями, внесенными декретом № 6) порядка приема на работу, назначения на должность, выдача характеристик, содержащих заведомо недостоверную информацию, а также нарушение сроков их выдачи признаются грубым нарушением трудовых обязанностей. Такие действия могут повлечь увольнение руководителя организации и (или) иных ответственных должностных лиц.

Если такие деяния повлекли ущерб государственной собственности либо существенный вред государственным или общественным интересам, виновные будут нести уголовную ответственность.

Также в Минтруда обратили внимание на то, что новый декрет приводит положения декрета № 5 в соответствие с нормами закона от 28 мая 2021 года № 114-З «Об изменении законов по вопросам трудовых отношений». Расширены полномочия нанимателя, который получил право отстранять человека от работы в случаях, когда тот призывает коллег к забастовке без уважительных причин. В этой связи внесены соответствующие дополнения в пп.3.4 п.3 декрета № 5.

Также введено новое основание для увольнения — нарушение работником порядка сбора, систематизации, хранения, изменения, использования, обезличивания, блокирования, распространения, предоставления, удаления персональных данных (п.10 ст.47 ТК). Данное основание отнесено к дискредитирующим обстоятельствам увольнения, что закрепляется в пп. 6.141 п.6 декрета № 5.

Декрет № 6 вступает в силу 24 октября 2021 года.

Источник

ДЕКРЕТ

ДЕКРЕТ (от лат. decretum — указ, постановление) — наименование нормативного акта общего или частного характера. Впервые термин Д. появился в Древнем Риме. В бывшем СССР до 1936 г. — название наиболее важных актов высших органов государственной власти (ВЦИК, СНК). В современной Франции издаются президентом и премьер-министром, причем Д. президента получают юридическую силу после скрепления их подписью премьер-министра или соответствующего министра. Издаются также президентами ряда государств Африки, воспринявших французскую конституционную систему. По новой редакции Конституции Белоруссии (1996 г.) президент республики получил право издавать при неотложной необходимости Д., имеющие силу закона. В странах англо-саксонской правовой системы Д. называют некоторые виды судебных решений.

Смотреть что такое ДЕКРЕТ в других словарях:

ДЕКРЕТ

(лат. Decretum) — в древнем Риме называлось так постановление или мнение подлежащей власти, преимущественно коллегиальной: decretum augurum — мнение ко. смотреть

ДЕКРЕТ

(от лат. decretum — указ, постановление) наименование правового акта. В Древнем Риме Д. назывались акты сената, а затем императора. После Велико. смотреть

ДЕКРЕТ

ДЕКРЕТ

декрет м. 1) Постановление верховной власти государства, имеющее силу закона. 2) Акт высших органов государственной власти и управления (в СССР до 1936 г.). 3) разг. Отпуск по беременности и родам.

ДЕКРЕТ

декрет м.decree, edict декрет о мире ист. — the Decree on Peace декрет о земле ист. — the Decree on Land

ДЕКРЕТ

ДЕКРЕТ

ДЕКРЕТ

Декрет (лат. Decretum) — в древнем Риме называлось так постановление или мнение подлежащей власти, преимущественно коллегиальной: decretum augurum — мнение коллегии авгуров о правильности или неправильности хода ауспиций; decretum pontificum — мнение коллегии жрецов по спорному или сомнительному делу; d. gentilicium — постановление рода, имевшее частный характер и обязательный лишь для его членов; d. senatus — каждая статья постановления сената (senatus-consultus), подвергнутая голосованию отдельно (относительно точного смысла термина senatus decretum существуют различные мнения); d. decurionum — постановление муниципального сената. Синонимом слова Д. была sententia; но эти два термина различались по отношению к судебным местам. Д. называлось решение дела самим претором, постановленное без направления сторон, как это обыкновенно делалось, к специально назначенному для их дела судье (judex), a sententia — решение такого судьи. Впоследствии Д. назывался приговор императора по судебному делу (d. principis или principale); толкование закона, изложенное в императорском Д., считалось обязательным в аналогичных случаях. В Германии Д. назывались преимущественно судебные решения (до введения общеимперского устава гражд. судопроизводства 1877), причем существовали различные виды Д.; затем Д. называется там всякое волеизъявление государственной власти и ее органов, в особенности указы об определении на должность и увольнении с нее. Особое значение термин Д. (décret) получил во Франции с прошлого столетия. В своем Contrat social Руссо разграничивает области законодательства и управления (см. Закон). Всякое определение, относящееся к отдельному, конкретному случаю, Руссо признает не законом, а декретом даже тогда, когда оно исходит от верховной власти. Самодержавный народ может и управлять; но тогда он, как и всякое правительство, связан законами, и его правительственные акты хоть и издаются в том же порядке, как и законы, но все же они не законы, а лишь декреты. Учение Руссо не осталось без влияния на положительное законодательство. Конституция 1791 г., именуя все постановления законодательного корпуса законами (lois), различает, однако, между ними такие, при издании которых законодательная власть связана известными нормами: законодательный корпус, как представитель суверенитета, мог устанавливать начала, обязательные для него как власти правительственной. Право издавать распоряжения (arrêtés) было предоставлено не королю и не органам, от него зависимым, а учреждениям муниципальным. По неосуществившейся конституции 1793 г. все распоряжения общего свойства должны были исходить от законодательного корпуса в форме lois и décrets (различие между ними не совсем соответствовало схеме Руссо). Конституция III года облекла директорию значительной долей самостоятельной распорядительной власти. Консульская конституция VIII года предоставила правительству право издавать «règlements d‘administration publique». Центром распорядительной деятельности сделался вновь созданный государственный совет (см.); но наряду с règlements, рассмотренными в государственном совете, стояли décrets и arrêtés, изданные по единоличному усмотрению главы государства; этим Д. подчинено было, между прочим, и все местное управление. Хартия Людовика XVIII предоставила королю право издания общих распоряжений («règlements et ordonnances pour l‘exécution des lois et la sûreté de l‘Etat»); по ныне действующему во Франции законодательству все постановления и распоряжения, исходящие от главы государства или министров, называются общим именем «décrets», тогда как местным распоряжениям префектов и общин присвоено наименование «arrêtée réglementaires». Распоряжения, изданные во исполнение закона, называются «décrets réglementaires», когда они исходят от министров, и «décrets portant règlement d‘administration publique», когда они по рассмотрении в государственном совете утверждаются главой государства. В дополнение закона могут быть изданы распоряжения, когда закон к этому уполномочивает исполнительную власть; такие распоряжения ммеют значение специальных законов. Отсюда их название «lois secondaires» или «actes de législation secondaire». Литература указана у Jellinek, «Gesetz und Verordnung» (1887, гл. III-VI). А. Я.

ДЕКРЕТ

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *