Что такое деловое общение служебное общение составьте примеры
Деловое общение — правила и принципы коммуникаций
Деловое общение включает разные категории коммуникаций, которые подчиняются разным правилам и требованиям. Оно живет не только в бизнес-среде: это может быть как общение между директором и подчиненным, так и просто между незнакомыми людьми.
Чтобы переговоры и коммуникация в целом была успешной, нужно контролировать свои эмоции и считывать все чувства оппонента. Есть ряд приемов, которые позволяют установить контакт и сделать беседу результативной. Далее в этой статье мы их рассмотрим, а пока рассмотрим подробнее, что такое деловое общение.
Определение делового общения
Деловое общение — это коммуникация между людьми в разных сферах жизни. Такое общение строго регламентируется и базируется на множестве правил, что позволяет обеим сторонам достигать своих целей. Стиль официальной беседы зависит от сферы бизнеса.
Деловое общение подразумевает официальность и преследует определенные цели, одна из которых — получить ответы на вопросы. Оно должно быть максимально эффективным. А для этого важно усвоить ряд разных правил. К слову, правила и требования являются отличием делового общения от обычного разговора.
Этика делового общения
Этика делового общения появилась на стыке нескольких наук, в числе которых психология и этика. Она важна в межличностной коммуникации.
Каждая сторона делового общения должна уметь излагать свои мысли и критически мыслить. Кроме того, у них должен быть еще ряд навыков: умение слушать, направлять ход беседы, способность расположить своего партнера.
Этика делового общения — это фундамент любой деятельности. Ее необходимо обучать сотрудников в начале их карьеры, когда они только начали постигать азы. Умение правильно доносить мысли и направлять собеседника сделают их работу продуктивнее, вне зависимости от сферы, в которой они задействованы.
Главные принципы делового общения
Формы делового общения
Любое общение может протекать в трех видах:
Можно различить следующие формы делового общения:
Стили делового общения
Чтобы успешно заниматься бизнесом, нужно отлично владеть искусством деловой коммуникации, уметь жонглировать словом и доносить свои взгляды так, чтобы их разделяли оппоненты. Это требование возникло не так давно, но уже успело закрепиться в бизнес-кругах. Официальный стиль должен присутствовать в письменной и устной коммуникации. Иногда его можно разбавлять более неформальными моментами, но не переходить границы. Это позволяет успешно руководить компанией, развивать бизнес и строить карьеру.
Выделяют три вида делового общения:
У всех этих видов есть особенности, и они требуют применения в определенной ситуации. Для них свойственны точные речевые конструкции, факты, безэмоциональность. Деловое общение — уже давно не только про работу, теперь оно используется и в ежедневной коммуникации формальной направленности.
Три стиля делового общения:
Этапы делового общения
Да, общение состоит из нескольких этапов. Это не обычный разговор, поэтому здесь нужно продумывать все мелочи.
5 правил делового общения
Чтобы научиться правильному построению беседы, нужно проводить большую работу над собой. Уже после нескольких бесед вы сможете правильно строить речь и достигать первых результатов в проведении переговоров.
Виды служебного общения
Служебное общение – это межличностное общение с целью организации и оптимизации того или иного вида предметной деятельности: производственной, научной, коммерческой, управленческой (Психология и этика делового общения: уч-к для вузов под ред. В.Н.Лавриненко. – М., 1997, с. 94). Цель делового общения – организация плодотворного сотрудничества. Участники, как правило, официальные должностные лица, исполняющие свои служебные обязанности. Между участниками служебного общения могут складываться 2 типа отношений: по вертикали – субординационные, по горизонтали – партнёрские. Субординационные отношения обусловлены социальным статусом собеседников и административно-правовыми нормами (руководитель – подчиненный). Они характеризуются строгим подчинением младших по чину или положению старшим, соблюдением правил служебной дисциплины. Руководитель принимает решения, обязательные для подчиненных. Партнерские отношения предполагают участие в совместной деятельности на принципах сотрудничества и взаимопонимания, с учетом общих интересов и потребностей его участников.
Основные характеристики служебного общения:
1. Регламентированность (подчинение установленным правилам и ограничениям, в том числе временнЫм, которые определяются видом делового общения, степенью его официальности, целями и задачами, национальными и культурными традициями).
2.Строгое соблюдение участниками ролевого амплуа. В процессе взаимодействия участникам общения в разных ситуациях приходится играть разные роли: начальника, подчиненного, коллегой, партнером, участником мероприятия и др. Необходимо вести себя в соответствии с требованиями, предъявляемыми конкретной обстановкой и сиюминутной ролью.
1. Повышенная ответственность участников общения за его результат. Эффективность делового взаимодействия во многом зависит от правильно выбранной стратегии и тактики общения.
2. Строгое отношение к использованию речевых средств. Прежде всего, это недопустимость в речи бранных слов и инвективной (нецензурной) лексики, просторечия, жаргонизмов и других лексических единиц, находящихся за пределами современного русского литературного языка. При этом от участников общения требуется хорошее знание языка своей профессии: освоение основных понятий данной сферы, правильное употребление терминов, специальных слов и выражений.
Существуют разнообразные формы служебного общения: деловые беседы, совещания, собрания, переговоры, телефонные разговоры, деловая переписка и др. Однако можно выделить и общие этапы, свойственные различным формам делового общения:
1. Установление контакта с участником по общению. На этом этапе происходит восприятие сторон друг другом и возникает первое впечатление о партнере, которое может оказать решающее влияние на весь процесс общения.
2. Ориентация в ситуации. На этом этапе необходимо понять цели и мотивы поведения партнеров, их установки и ожидания, определить стратегию и тактику разговора.
3. Обсуждение вопроса и принятие решений связано с обоснованием каждой стороной своей позиции, преодолением разногласий, устранением конфликтной ситуации.
4. Выход из контакта. Независимо от полученного результата стороны должны сохранить коммуникативное равновесие, продемонстрировать расположение друг к другу, желание сотрудничать в дальнейшем.
Рассмотрим более подробно некоторые виды служебного общения.
Деловая беседа – специально организованный предметный разговор, служащий для решения управленческих задач. Целью деловой беседы может быть стремление одного собеседника оказать определенное влияние на другого, изменить существующую деловую ситуацию, а также необходимость выработки руководителем соответствующих решений на основании мнений и высказываний сотрудников.
По характеру ожидаемых ответов
– закрытыеимеют жесткую структуру, предполагают ответы «да», «нет», в несколько слов, позволяют получить точную информацию, например: Где вы живете? Сколько вам лет? Какую школу вы закончили?
— открытые предполагают большую свободу в выборе ответов, начинаются со слов «что», «как», «зачем», «почему», например: Что выдумаете об этой специальности? Каковы ваши профессиональные цели? На открытые вопросы человек отвечает в соответствии с тем, как он видит и чувствует проблему.
По заключенному содержанию
— вопросы о фактах (информационные) связаны с тем, что реально осуществилось во времени и пространстве, например: Вы были вчера на занятиях? В каком году вы закончили школу?
— вопросы о мнениях, желаниях, установках – при ответе на вопросы такого рода люди более чувствительны к формулировкам и последовательности вопросов. Спрашивающий должен сохранять нейтральность в отношении предмета беседы, избегать явных оценок. Нельзя использовать фразы типа «Неужели вам это нравится?!» Предпочтительнее спросить: «Что вы думаете об этом? Мне интересно услышать ваше мнение».
— контрольные (проверка достоверности ответов), например, могут быть выстроены по такой схеме: Вы довольны работой? – через несколько вопросов – Хотели бы вы перейти на другую работу? – через несколько вопросов – Вернулись бы вы на это место работы, если бы некоторое время не работали? и т.д.
— уточняющие (задаются вслед за поставленным вопросом), например: Объясните, что это значит? Что вы имели в виду, когда сказали, что…
— зондирующие (направлены на получение информации о собеседнике, когда прямо получить ее невозможно, помогают прояснить переживания собеседника), например: А как это связано с тобой? А что там произошло?
— зеркальные построены на повторении всего ответа собеседника или ключевых слов, например: Вы сказали, что… Почему вы так решили? Подобные вопросы нацелены показать неуверенному в себе собеседнику, что его слышат и с его мнением считаются.
— косвенные задаются в том случае, если вы опасаетесь, что прямого ответа вам не дадут, например: Как, по-вашему, общественное мнение оценит переход к полностью платному высшему образованию? Как правило, отвечая на такой вопрос, человек выражает собственную точку зрения.
— эстафетный предназначен для поддержания и продолжения диалога, чтобы процесс перехода к другой теме был логичным и уместным, например: А сейчас несколько вопросов о… А сейчас поговорим о другом…
— заключающий предназначен для завершения диалога, например: Итак, мы договорились? Вы сможете сдать отчет на следующей неделе?
Виды деловых бесед.
1.Беседа при приеме на работу (цель – оценить деловые качества претендента, содержание вопросов направлено на получении информации).
2. Увольнение с работы
— добровольный уход (цель – выяснить истинную причину ухода);
— сокращение (цель – расстаться с сотрудником, сохранив баланс отношений). Существует ряд правил «прощального разговора»: 1) он проводится не перед выходными или праздниками, 2) не на рабочем месте; 3) без свидетелей; 4) не более 20 минут; 5) в корректной форме; 6) предполагает реабилитационную программу.
3. Проблемные и дисциплинарные (цель – дать оценку фактам нарушения дисциплины, сбоя в работе и т.п.). При проведении бесед этого типа необходимо иметь сведения о провинившемся сотруднике, критиковать задание, а не личность, высказывать конкретные претензии. Очередность сообщений должна быт следующей: 1) положительная информация о работе провинившегося сотрудника, 2) критическая информация, 3) похвально-поучительная концовка.
Принципы построения деловой беседы:
— настройка на уровень собеседника,
— краткое изложение содержания информации,
— простота, четкость языка.
Этапыделовойбеседы
1. Подготовительный (определяется целесообразность проведения беседы, время и место; готовятся материалы и документы).
2. Начальный (цель – установление контакта, пробуждение у собеседника интереса к разговору). Могут быть использованы следующие методы:
— метод снятия напряженности (личное обращение, комплименты, шутки);
— метод «зацепки» (образное представление вопроса);
— метод стимулирования игры воображения (постановка множества вопросов одновременно);
— метод «прямого подхода» (сразу к сути вопроса).
3. Основная часть (сбор, оценка, передача информации; выявление целей и мотивов собеседника).
В деловом русском языке можно выделить ряд устойчивых речевых оборотов, которые позволяют собеседникам управлять ходом беседы.
1. | Уточнение темы, цели разговора | Давайте уточним детали Введите меня в курс дела Есть ли у вас конкретные предложения |
2. | Убеждение партнера | Нет причин для сомнения Вне всякого сомнения Это важно в первую очередь |
3. | Неполное согласие | Это требует дополнительного обсуждения Вряд ли мы можем игнорировать то, что… |
4. | Несогласие | Было бы нежелательно Не по вашей вине… |
5. | Оценка ситуации | Я разделяю вашу точку зрения Звучит неубедительно |
6. | Вывод | Отсюда следует, что… |
4. Заключение (общая оценка беседы, достижение цели).
Деловое совещание – форма организованного, целенаправленного взаимодействия руководителя с коллективом посредством обмена мнениями. На характер выступлений участников совещания и его результаты оказывают серьезное влияние отношения между членами группы, групповое давление, распределение ролей в группе.
Совещание целесообразно, если
— проблема является сложной и один человек не обладает всей необходимой информацией,
— разумно разделение ответственности за решение этой проблемы,
— желательны потенциальные решения, а не только одно,
— полезна проверка различных взглядов,
— руководство хочет, чтобы подчиненные почувствовали себя частью демократического процесса.
Виды деловых совещаний
1.По принадлежности к сфере общественной жизни (деловые, административные, научные) – семинары, конференции, съезды.
2. По масштабу привлечения участников – международные, отраслевые, областные, районные, внутренние (в масштабе одной организации).
3. По месту проведения – местные, выездные.
4. По количеству участников – узкий состав (5 человек), расширенные состав (до 20 человек), представительные (больше 20 человек).
В дискуссии основная роль отводится ведущему, который формулирует тему и цель обсуждения, следит за регламентом, старается собрать и зафиксировать максимум предложений по проблеме и подводит итоги дискуссии. При этом ему необходимо поддерживать высокий уровень активности группы, помочь прийти к согласованному мнению, подчеркнув вклад каждого участника в общий итог.
Проблемное совещание может включать мозговой штурм – способ работы группы, при котором первоочередной целью является нахождение новых альтернативных вариантов решения проблемной ситуации. При мозговом штурме принимаются без критики все идеи (чем больше, тем лучше), которые обязательно записываются.
Деловой телефонный разговор– общение контактное по времени, но дистатнтное в пространстве и опосредованное техническими средствами. Отсутствие визуального контакта усиливает значение устно-речевых средств.
Цели делового телефонного разговора:
— обмен необходимой информацией,
— договоренность о чем-либо (встрече, совместных мероприятиях, дальнейшем сотрудничестве),
— консультация по необходимым вопросам,
— выражение просьбы, отдача приказа или распоряжения;
— контроль чьей-либо деятельности,
— поздравление в связи с достигнутыми успехами, праздниками.
Преимуществателефонного разговора:
— скорость передачи информации,
— связь с абонентом, находящемся на расстоянии,
— непосредственность обмена информацией, что позволяет достичь договоренности,
Основные требования к ведению телефонного разговора:
— время, затраченное на звонок, должно соответствовать степени сложности решаемой проблемы,
— телефонные звонки необходимо планировать,
— целесообразно использовать специальные телефонные блокноты, где записывается содержание разговора, указываются дата и время звонка, абонент, цель звонка;
— необходимо общаться вежливо и корректно, внимательно выслушивать собеседника, не обрывать его на полуслове;
— не использовать разговорные выражения, неформальные обращения;
— предпочтительные качества: логичность, лаконичность, отсутствие повторов и длиннот, дружелюбный тон, четкое произношение слов, особенно фамилий и чисел, средний темп речи, обычная громкость голоса.
Общепринятые правила ведения телефонного разговора:
— снимайте трубку до четвертого звонка,
— не игнорируйте телефонные звонки,
— отвечая на звонок, поздоровайтесь и представьтесь;
— традиционные отзывы на звонок «Да», «Алло», «Слушаю» в служебной обстановке неприемлемы,
— если телефон звонит во время беседы с посетителем, то нужно извиниться перед ним, прервать разговор и ответить на звонок;
— если вам необходимо для подготовки ответа на некоторое время отойти от телефона, обязательно спросите абонента, сможет ли он подождать;
— заканчивает разговор тот, кто звонил,
— если разговор прервался, перезванивает тот, кто позвонил.
— тщательно готовьтесь к разговору,
— определите время оптимального звонка – удобное для собеседника и приемлемое для вас,
— поздоровайтесь и представьтесь (назовите фамилию, должность, место работы),
— если разговор долгий, спросите собеседника, обладает ли он достаточным временем,
— при повторном звонке напомните абоненту содержание предыдущего разговора,
— не принято звонить омой незнакомым людям,
— неэтично звонить на квартиру после 22 часов и ранее 9 часов утра.
Деловое общение: его формы, виды и особенности
Рост и прогресс цивилизации невозможен без такого важного человеческого составляющего, как общение. Способность передавать собственные мысли, аргументация точки зрения, обработка полученной информации и нахождение взаимовыгодных альтернатив в возникающих разногласиях – всё это является незаменимым атрибутом повседневной жизни людей и составляет структуру делового общения. Так давайте поближе познакомимся с данным понятием, выясним, что такое деловое общение, и выделим его виды, формы и особенности.
Что такое деловое общение?
Понятие подразумевает собой форму общения, построенную на основе отраслев0ой этики и направленную на получение взаимной выгоды для обеих сторон. Это важный компонент отношений между государствами, физическими и юридическими лицами и общества в целом. Такая форма позволяет прийти к единому компромиссу и выявить общие интересы и задачи возникающих отношений.
Деловое общение: признаки и сущность
Официально деловое общение трактуется как сложный многоплановый процесс развития контактов между людьми в служебной сфере, чья деятельность направлена на достижение конкретных целей. Участники отношений имеют идентичные цели, и, совершая обмен информацией друг с другом, находят общий компромисс.
Деловое общение подобно искусству, и, чтобы успешно применять её на практике, необходимо поработать над своим мышлением и мировоззрением. Авторитетные маркетологи совместно с психологами приводят следующий список особенностей, которые необходимо учитывать при подготовке к деловым переговорам:
Возникает вопрос, каковы признаки делового общения? Чем общение деловое отличается от обыденного непринужденного? В первом случае, контакт предполагает собой преследование конкретной цели, удовлетворение собственных потребностей с сохранением интересов других. Во втором же, важен сам факт общения, неформальный разговор не ставит в задачу достижения определённых задач. Исходя из этого, можно привести следующие признаки, характерные для делового общения и отличающие его от обыденного непринужденного:
Структура делового общения
Современная психология по-своему сформулировала трактовку, что такое деловое общение. Согласно теории, это — сложная многофункциональная система отношений, которой, как и всему сложному, свойственна мономерная структура. Официальное общение включает следующие стороны:
Конструктивное деловое общение
Подобная форма предполагает способность выразить свои мысли без оценок, не приписывая личной точки зрения к поведению другого человека. Для неё характерны признаки альтруизма: умение слушать, понимать услышанное, сочувствие и доброжелательность в отношении партнёра. Чтобы построить конструктивное деловое общение, необходимо соблюдать следующие правила этики:
Деструктивное деловое общение
Оно строится на негативных эмоциях. Ложь, лицемерие, хитрость, обида, алчность, чувство собственного превосходства – всё это способно привести к потере деловых отношений. Особенности агрессивно-конфликтного взаимодействия отрицательно сказываются на собеседниках и осложняют процесс межличностного понимания.
Формы делового общения
Деловая беседа
Является одной из наиболее распространённых форм ведения диалога. Под беседой понимают устный контакт между людьми, которые, действуя от лица своей организации, уполномочены вступать в выгодные для фирмы отношения с другими предприятиями. Очевидно, что представители должны иметь богатый словарный запас и исключить из своего лексикона таких паразитов как «ничего себе», «супер», «упс», «очень красиво», «да ладно».
Переговоры
Переговоры по сравнению беседой имеют более официальный, конкретный характер и часто предусматривает подписание документов, определяющих взаимные обязательства сторон (договоров, контрактов). Для подобной формы межличностного взаимодействия присущи жёсткие требования. Вступая в контакт, вселяйте собеседнику уверенность в своих словах, установите чёткую доминирующую позицию. Для получения положительного результата и выхода победителем, старайтесь избегать «услужливые» фразы из рода: «Простите, вы не уделите мне несколько минут?», «Не буду вам мешать», «Не хочу вас больше задерживать».
Совещание
Форма обсуждения производственных вопросов и проблем, требующих коллективного осмысления и решения. То есть, круг участников включает более двух лиц и состоит из целой комиссии, в которой назначаются коммуникативный лидер и исполнители. Находясь в таком кругу, помните о следующих правилах:
Письменное деловое общение
Пользуется огромной популярностью в случае дистанционного обсуждения вопросов, отдалённости партнёров или невозможности совершения встречи. Вступая в переписку, необходимо также помнить о требованиях регламента и правилах этики.
Этика деловой переписки
Электронное или написанное от руки письмо можно рассматривать как визитную карточку, отражающую позицию отправителя. В данной форме общения работают те же принципы, что и при взаимодействии «с глазу на глаз» — взаимоуважение собеседников и их интересов, соблюдение пунктуальности и конфиденциальности в обмене информацией.
Кроме того, осуществляя деловую переписку, необходимо руководствоваться требованиями грамотности, логичности и точности изложения сути проблемы. Правильно оформленное электронное письмо должно содержать следующие элементы:
Деловое общение по телефону
Достаточно совершить один звонок, чтобы создать общее впечатление об организации или индивидууме. Соответственно, знать правила ведения телефонных переговоров обязан каждый предприниматель.
Особенности делового общения по телефону
Управление бизнесом значительно упрощается, когда исключается необходимость ведения длительных письменных переписок, выезда в командировки на дальние расстояния.
Так как единственным работающим чувством является слух, невозможно полноценно узнать своего партнёра, истинные намерения и его личность в целом, если до этого не было проведено устных встреч. Тем не менее, телефонное общение остаётся одним из важнейших факторов для успешного продвижения бизнес-идей и развития предприятия.
Навыки делового общения по телефону
Вести дела в подобной форме кому-то намного проще, чем в устной, а кто-то испытывает трудности, проводя переговоры по звонку. Техника осуществления диалога довольно проста и включает несколько правил:
Подробнее телефонный разговор, как вид делового общения мы рассматриваем в статье «Телефонный разговор как вид делового общения»
Стили делового общения
Совокупность способов и методов создания партнёрского взаимодействия формирует стилистику ведения делового общения. Стиль, простыми словами, — выработанная модель поведения, которой будет пользоваться индивидуум. Он имеет особенности у каждого участника отношений и зависит от психологических особенностей человека, его мышлении и харизмы.
Классификация К. Левина
В 1930-е годы команда психологов под руководством Курта Левина, изучая управленческое поведение руководителей и подчинённых, выявила общие особенности для каждого типа личности, вступающего в деловое общение. На основании анализа мотивов поведения и методов внушения доверия партнёру, Левин выделил три стиля делового общения: авторитарный, демократический, либеральный.
Авторитарный
Работает по принципу “Молчи, пока я говорю”. В отношениях наблюдаются два участника, один из которых — инициатор и контроллёр, а другой — слушатель и исполнитель. Первый выступает субъектом, задающим цели и порядок действий, касающихся не только рабочих моментов, но и вопросов взаимодействия внутри коллектива.
Диктатура и полный контроль не говорит о нецелесообразности авторитарного стиля. Но и назвать идеальным его нельзя. В условиях “отсутствия мнения со стороны” и подвластной зависимости, человек не способен развиваться как индивидуальная, суверенная и творческая личность.
Демократический
“Никаких я, есть только мы”. Демократия в деловом общении не выявляет резких контрастов между участниками. Каждый равен друг перед другом и вносит свой вклад в развитие отношений. Выполнение действий и установление условий договорённости осуществляется не по приказу, а на основании просьб, пожеланий, рекомендаций. Для неё характерны положительные признаки: взаимоуважение, добродушие, отзывчивость.
По мнению социологов, демократический стиль — модель поведения, наиболее близкая к идеалу делового общения. Человек получает огромное удовольствие от профессиональной деятельности и стремится быть единым целым со своим партнёром.
Либеральный
Не всегда середина является точкой баланса. Занимая промежуточное положение, либеральный стиль устранил недостатки первого, потеряв преимущества второго.
Данная модель подразумевает абсолютно нейтральное отношение одного к другому. Инициатива не приветствуется, но и не наказывается. Просьбы не создаются, но и не выполняются. Суть общения заключается лишь в формальном решении рабочих обыденных вопросов.
Участники заинтересованы исключительно в своих выгодах, поэтому всегда стараются избегать проблем, перекладывая вину на другого. Отсутствие интереса к происходящему нарушает социально-психологический климат коллектива и является зародышем для возникновения острых конфликтов.
Конфликты в деловом общении и способы их решения мы рассматриваем в статье «Преодоление конфликтов в деловом общении»
Классификация стилей по С. Братченко
Советский психолог Сергей Леонидович Братченко также не обошёл стороной изучения моделей межличностного взаимодействия. Им выделено шесть стилей, три из которых характерны для классификации Левина. Поэтому не будем повторять старые и разберём новые.
Альтероцентричный
Работает по принципу “Светя другим, сгораю сам”. Участники выступают как единое целое, им важна не максимизация выгод сотрудничества, а сохранение чужих интересов в процессе сотрудничества. Они готовы пойти на радикальные меры, принести себя в жертву, чтобы потребности другой стороны были удовлетворены.
Манипулятивный
Хитрость и лицемерие — то, на чем построена данная модель. В процессе делового взаимодействия один участник выступает в роли марионетки другого. Первый совсем не подозревает о том, что слитая им информация послужит средством достижения личных целей второго. “Кукловод” искусно и умело манипулирует “куклой”, входит в круг доверия и, в конце концов, получив бешеную выгоду, оставляет партнёра на произвол судьбы.
Конформный
Чаще всего наблюдается тогда, когда авторитет и влияние обоих участников не сопоставимы друг с другом. Например, в отношениях между начинающим ординатором и опытным врачом-нейрохирургом первый будет подражать, стремиться и подстраиваться под требования второго.
Основы делового общения
Продвижение по карьерной лестнице возможно лишь при соблюдении правил корпоративного этикета. Они составляют основы благоприятного взаимного сотрудничества и закладывают фундамент деловых отношений. Следовательно, владеть и применять теорию на практике должен каждый, кто хочет заключить выгодную сделку или получить высокооплачиваемую должность.
Нравственные
Порядочность и честность – два главных принципа установления межличностного контакта. Совершив подлый акт, который способен нанести вред чужим интересам, вы рискуете навсегда потерять не одного партнёра.
Как известно, любому человеку свойственны грехи – алчность, ложь, лицемерие. В деловом общении стоит оставить их в стороне. Как показывает практика из психологии, расположить к себе собеседника удаётся только тем людям, кто раскрывает собственные карты и уважительно относится к своему оппоненту, не демонстрируя личную неприязнь, даже если таковая имеется.
Социальные
Следование общепринятым общественным нормам, традициям и устоявшимся стереотипам формирует восприятие каждой из сторон отношений. Наглядный пример социального делового сотрудничества – контакт между продавцом и покупателем. Первый, предлагая продукцию, будет учитывать финансовое положение и заинтересованность второго. Чем более выраженно проявляются эти пункты, тем выше шанс продать товар или услугу. Значит, используя умение оценивать состояние окружающих и формируя круг подходящих клиентов, можно значительно повысить рентабельность производства.
Этика в деловом общении
Взаимоуважение и профессиональный подход — то, что заложено в фундамент этикета межличностного обмена информацией. Соблюдать её установкам значит грамотно и вежливо излагать свои мысли, уметь корректно их преподносить и соответствовать дресс-коду. Сделаем вывод, что получить авторитет и уважение партнёров, коллег, начальства возможно лишь при выполнении этических рекомендаций:
Тактические принципы делового общения
Любой человек уникален по-своему, и найти подход к каждому из них — дело не из простых. При разработке стратегии важно предварительно оценивать ожидаемый исход, рассмотреть альтернативные варианты взаимодействия. К передовым и наиболее эффективным приёмам относятся лояльность и выбор позиции. Учитывая параметры и положение своего собеседника, участники делового общения выбирают доминирующий, нейтральный стили ведения переговоров или общение на равных. Например, начальник, отчитывающий сотрудника за опоздание, использует подчиняющий метод, запугивая подчинённого санкциями — увольнением, лишением премии. Подробнее об эффективности общения можно почитать в статье «Эффективное деловое общение».
Деловое общение и основы имиджелогии
Как говорится, “встречают по одёжке, а провожают по уму”. Имидж — важнейшее составляющее, которому должны соответствовать все участники деловых отношений. Работа над таким атрибутом включает оценку, анализ ряда характеристик — сфера деятельности организации, финансовое состояние, личностные качества партнёра. Чтобы произвести положительное впечатление, вы должны видом и словом показать свои профессиональные качества.
Имидж отражает ваши личностные качества и реакцию со стороны. Необязательно тратить баснословные суммы денег на покупку пиджака от “Луи Веттон”, чтобы выглядеть строгим и ответственным сотрудником. Купленные в секонд-хэнде стильная водолазка и недорогие джинсы в некоторых случаях будут смотреться уместнее, чем вещи от брендовых производителей. Оптимальное сочетание “лука”, аксессуаров определяет психологию человека и исход деловых переговоров.
Культура делового общения
Деловое общение и культура речи
Общение есть процесс обмена информацией, которую необходимо уметь правильно и культурно преподнести. От нашей подачи будет напрямую зависеть исход переговоров.
Первое, на что стоит обратить внимание при подготовке к собеседованию, — устранить возникающее волнение. Напряжённый человек будет чувствовать себя неловко в кругу участников, волноваться, запинаться, заикаться, что вызовет у них смешанные чувства – от жалости до презрения.
Второй важный момент: развивайте в себе ораторское искусство. Древнегреческий мыслитель Демосфен доказал всему миру, что стать искусным оратором может любой, кто действительно захочет работать над собой. Согласитесь, речь, чётко построенная с использованием существующих слов, причастных и деепричастных оборотов, без «типо», «короче», «ну», звучит намного приятнее.
Какова роль культуры речи в деловом общении?
Следуя вышеуказанной инструкции, можно повернуть результат деловых переговоров в свою сторону. Культура речи находит своё применение и в межорганизационных собеседованиях, конференциях, и в обыденных служебных отношениях.
Общение, построенное на взаимопонимании и отзывчивости, вежливости и уважении, сейчас стало таким незаменимым атрибутом, без которого не проходит ни одна важная встреча.
Культура речи как важная составляющая общения
Давайте разберёмся, на какие моменты сосредотачивает внимание культура речи в деловом общении:
Психология делового общения
Целью делового общения в психологии является решение определённой задачи, а особенностью – обязательное соблюдение этикета. Если обыденный непринужденный контакт несёт цель совершения факта общения, то рабочее межличностное взаимодействие – способ решения задач и удовлетворения интересов компании. Во втором случае вам не стоит фамильярничать с собеседником, обязательно относиться с почётом и уважением, всегда на «Вы». Знание психологических тонкостей – залог успешной сделки.
Психологические приёмы в общении
Чтобы установить контакт и расположить собеседника к себе, можно воспользоваться хитростью – тактикой ведения боя вербальными и невербальными методами:
Перечисленные выше приёмы относятся к вербальным. Что касается невербальных, то:
Мы привели вам рекомендации того, что нужно делать, чтобы построить хорошие отношения. Однако не забывайте, что есть действия, совершая которые, вы не вызовете у партнёра ничего, кроме раздражения:
Психология управления в деловом общении
Одной из основных задач, который ставит себе руководитель – найти способы эффективного и слаженного управления коллективом. Если поиск завершился успехом, то работа подчинённых будет сплочённой и, соответственно, производительной.
Особенности делового общения
Особенности управленческого общения
Деловое общение регламентирует порядок организационно-технических, социально-правовых мероприятий между двумя сторонами. Одним из видов взаимодействия является управленческое, при котором наблюдаются деловые отношения начальника и подчинённого.
В зависимости от психологических данных субъекта, оно может быть директивным (авторитарный стиль по К. Левину) и демократическим, рефлексивным и нерефлексивным. Напомним, что директив подразумевает диктатуру руководства с подавлением очагов недовольства среди подчинённых. Демократия есть совместное решение острых проблем с вынесением приговора начальства. Но что значит рефлексивный?
Управленческое общение в деятельности руководителя
Ранее мы разобрали авторитарный стиль делового взаимодействия и упомянули, что данная модель не так идеальна, но и не так плоха. Он является частным и неединственным случаем управленческого общения.
Чем оно отличается от первого? Прежде всего, преследует цель удовлетворения потребностей в познавательной, мотивационно-эмоциональной и поведенческой сферах, как объектов, так и субъектов управления. Субъект есть руководитель, управленец, который даёт приказы, указания, рекомендации относительно дальнейших действий организаций. Но в то же время он обязан получать и выполнять пожелания, советы и рекомендации подчинённых относительно делового процесса, способствовать улучшению рабочей атмосферы. Подробнее о эффективности работы с коллективом можно почитать в статье «Эффективный руководитель».
Объект – это адресат субъекта, тот, на кого направлены требования и условия для достижения целей. С помощью сил субъекта осуществляется координация деятельности, объекта – непосредственно производственный процесс.
Памятка на каждый день: ключевые тезисы
Судя по значительному объёму прочитанного, становится понятно, как богата психология делового общения. Чтобы систематизировать всё по полкам, следует повторно привести краткий курс по ключевым тезисам. Отложите эту памятку себе в голове, она ещё пригодится во многих моментах обыденной и профессиональной жизни.
Понятие делового общения включает процесс и порядок установления межличностного профессионального контакта;