Что такое деловые коммуникации кратко
Деловое общение — правила и принципы коммуникаций
Деловое общение включает разные категории коммуникаций, которые подчиняются разным правилам и требованиям. Оно живет не только в бизнес-среде: это может быть как общение между директором и подчиненным, так и просто между незнакомыми людьми.
Чтобы переговоры и коммуникация в целом была успешной, нужно контролировать свои эмоции и считывать все чувства оппонента. Есть ряд приемов, которые позволяют установить контакт и сделать беседу результативной. Далее в этой статье мы их рассмотрим, а пока рассмотрим подробнее, что такое деловое общение.
Определение делового общения
Деловое общение — это коммуникация между людьми в разных сферах жизни. Такое общение строго регламентируется и базируется на множестве правил, что позволяет обеим сторонам достигать своих целей. Стиль официальной беседы зависит от сферы бизнеса.
Деловое общение подразумевает официальность и преследует определенные цели, одна из которых — получить ответы на вопросы. Оно должно быть максимально эффективным. А для этого важно усвоить ряд разных правил. К слову, правила и требования являются отличием делового общения от обычного разговора.
Этика делового общения
Этика делового общения появилась на стыке нескольких наук, в числе которых психология и этика. Она важна в межличностной коммуникации.
Каждая сторона делового общения должна уметь излагать свои мысли и критически мыслить. Кроме того, у них должен быть еще ряд навыков: умение слушать, направлять ход беседы, способность расположить своего партнера.
Этика делового общения — это фундамент любой деятельности. Ее необходимо обучать сотрудников в начале их карьеры, когда они только начали постигать азы. Умение правильно доносить мысли и направлять собеседника сделают их работу продуктивнее, вне зависимости от сферы, в которой они задействованы.
Главные принципы делового общения
Формы делового общения
Любое общение может протекать в трех видах:
Можно различить следующие формы делового общения:
Стили делового общения
Чтобы успешно заниматься бизнесом, нужно отлично владеть искусством деловой коммуникации, уметь жонглировать словом и доносить свои взгляды так, чтобы их разделяли оппоненты. Это требование возникло не так давно, но уже успело закрепиться в бизнес-кругах. Официальный стиль должен присутствовать в письменной и устной коммуникации. Иногда его можно разбавлять более неформальными моментами, но не переходить границы. Это позволяет успешно руководить компанией, развивать бизнес и строить карьеру.
Выделяют три вида делового общения:
У всех этих видов есть особенности, и они требуют применения в определенной ситуации. Для них свойственны точные речевые конструкции, факты, безэмоциональность. Деловое общение — уже давно не только про работу, теперь оно используется и в ежедневной коммуникации формальной направленности.
Три стиля делового общения:
Этапы делового общения
Да, общение состоит из нескольких этапов. Это не обычный разговор, поэтому здесь нужно продумывать все мелочи.
5 правил делового общения
Чтобы научиться правильному построению беседы, нужно проводить большую работу над собой. Уже после нескольких бесед вы сможете правильно строить речь и достигать первых результатов в проведении переговоров.
Деловая коммуникация: понятие, виды и особенности
Коммуникация в общем смысле представляет собой информационный обмен между людьми или их группами. Бывают межличностные, социальные (функционально-ролевые), деловые коммуникации. Предметом нашего разговора станет последний вид.
Что это такое?
Деловая коммуникация – это взаимодействие в сфере официальных отношений, целью которого является решение конкретных задач, достижение определенных результатов, оптимизация какой-либо деятельности. При этом у каждого участника есть свой статус – начальник, подчиненный, коллеги, партнеры.
Если общение происходит между людьми, находящимися на разных ступеньках карьерной лестницы (руководитель и исполнитель), то имеет место вертикаль отношений, то есть субординационные отношения. Если взаимодействие ведется на принципах равного сотрудничества, то это горизонтальные отношения.
Именно деловые коммуникации человек ежедневно осуществляет на работе, в университете, в школах, официальных учреждениях. Так называется общение преподавателей и студентов, начальников и подчиненных, коллег, партнеров и конкурентов.
От того, насколько собеседник знаком с правилами, формами и методами подобных коммуникаций, зависит, удастся ли ему достичь поставленной цели. Партнеры должны говорить на одном языке (как в прямом, так и в переносном смысле), понимать друг друга, иметь общий социальный опыт.
Условия деловой коммуникации
Чтобы деловая коммуникация была результативной, следует соблюдать ряд условий:
Под формальными ограничениями понимаются как различные регламенты, распорядки и протоколы, так и банальная необходимость контролировать силу собственных эмоций и уважать собеседника.
Также руководитель или другой максимально заинтересованный участник должен позаботиться о том, чтобы деловая коммуникация была управляемой. Нужно мотивировать участников на поиск решения, иначе они будут просто пассивными наблюдателями встречи, которые не предлагают никаких идей.
Формы деловой коммуникации
Две основные формы коммуникации – это контактное (непосредственное) общение и косвенное (опосредованное).
В первом случае собеседники общаются с глазу на глаз и имеют возможность оценить невербальное поведение друг друга, поэтому результативность такого контакта выше. Во втором случае взаимодействие происходит с помощью каких-либо средств связи – телефона, писем и т. д.
Если говорить более конкретно, то наиболее часто встречаются следующие формы деловой коммуникации:
В свою очередь, используя отдельные формы деловой коммуникации, участники могут применять конфронтационный или партнерский подход. Первый вариант представляет собой противостояние: каждая сторона намерена победить. Партнерский подход предусматривает поиск такого решения, которое будет приемлемо для всех участников.
Этапы
Несмотря на то что виды деловых коммуникаций бывают разными, для них почти всегда характерны несколько этапов:
Эта схема наиболее актуальна для переговоров. Другие виды коммуникаций могут включать не все этапы. «Холодный» телефонный звонок или выдача инструкций, например, могут и не предполагать какого-либо обсуждения.
Стили делового общения
Выделяют не только виды деловых коммуникаций, но и стили. Когда речь идет о профессиональном взаимодействии, чаще всего используются следующие:
Особенности делового общения
Почему же деловая коммуникация требует предварительной подготовки к общению заранее? Во-первых, люди не просто так тратят личное и рабочее время на официальные встречи, и никто не захочет ждать, пока инициатор соберется с мыслями. Во-вторых, не всегда вторая сторона заинтересована в каком-либо взаимодействии либо же настроена на сотрудничество, но видит его совершенно иначе.
Как известно, второго шанса на первое впечатление не будет. Необходимо уметь наладить контакт, чтобы все участники получили настрой для обсуждения. Если вторая сторона изначально не планировала совместную работу, то следует хотя бы заинтересовать собеседника и договориться с ним о встрече в более удобное время.
На международном уровне имеются свои особенности деловой коммуникации, ведь разные культурные особенности могут сильно мешать ходу переговоров. Например, американцы привыкли приходить на встречу вовремя и после короткого приветствия переходить к делу. Арабы тоже пунктуальны, но деловой разговор начинают издалека, сначала обсуждая природу-погоду-еду. Итальянец не видит ничего ужасного в опоздании на встречу и тоже приступает к деловой дискуссии не сразу. А японец станет избегать прямого взгляда во время разговора.
Таким образом, мы узнали, что такое деловая коммуникация, в чем ее особенности, какие формы, виды и стили для нее характерны.
Основные формы делового общения
Деловое общение – это довольно жестко регламентированная, узкая коммуникация, направленная на достижение определенных целей. Его характер связан с решением рабочих вопросов. Выделяют самые разные формы делового общения, в зависимости от ситуации. Это и беседа, и переговоры, и служебная переписка, и даже издание приказов.
Следует отличать формы делового общения от разновидностей межличностной коммуникации. В некоторых ситуациях они могут довольно тесно переплетаться. Но следует помнить, что межличностное общение не подразумевает под собой явной материальной выгоды.
Виды современного делового общения
Деловое общение, его виды и формы – это многогранный процесс, подразумевающий под собой много разновидностей. Одна из его специфических особенностей – регламентированность, т. е. следование определенным правилам и нормам. Они могут быть как официально задокументированны, так и носить характер неписаных требований.
Среди большого разнообразия видов делового общения следует выделить:
Любой из видов делового общения важен для успешного развития бизнеса. Каждый специалист организации, занятый на должностях, связанных с внешней и внутренней коммуникацией, должен знать виды общения и владеть ими.
Основные формы делового общения
Умение правильно выбрать форму коммуникации – одна из важнейших составляющих успеха в бизнесе. Ситуативно-деловая форма общения предполагает гибкость всех участников, способность переключаться на другие варианты коммуникации. Кроме того, при выборе варианта общения необходимо учитывать личностные и психологические особенности собеседников. Это позволит достичь большего успеха в переговорах и беседах.
Среди прочих стоит выделить следующие наиболее распространенные и современные формы делового общения:
Кроме того, распространенными формами делового общения являются – пресс-конференции, спор, конфронтация, заключение сделки, общение через переводчика, видеотрансляция связанная с бизнесом и многое другое.
Деловая беседа как форма делового общения
Деловая беседа, как и другие формы делового общения индивидуального характера, носит наименее регламентированный характер. Она играет важную роль как в бизнесе, так и в политической сфере. Любой специалист организации должен владеть основными навыками ведения деловой беседы.
Деловая беседа – это, прежде всего, обмен мнениями, она может привести к дальнейшему развитию событий, например, заключению договора. Так как эта форма вербальной коммуникации, то очень важно в совершенстве владеть правилами родного языка, выражаться культурно и достойно. Кроме того, важно следить за мимикой и жестами, а также тоном голоса.
Особенности групповой формы делового общения
Среди них выделяют:
Основное отличие групповой формы общения – наличие большого количества участников, что существенно усложняет весь процесс коммуникации. Преодолеть эту сложность можно при соблюдении основных правил делового вербального этикета. Не перебивать собеседника, давать слово в порядке очереди, высказывать свое мнение четко, аргументировано и по существу.
Форма делового общения с помощью коммуникативных средств
Кроме личного общения, современные технологии предлагают много вариантов альтернативных форм коммуникации. Они позволяют наладить бизнес-контакты без личной встречи, провести первичные переговоры и даже заключать сделки.
Наиболее распространенные формы коммуникации это:
Такие формы коммуникации имеют свои особенности. Прежде всего, это возможность документировать сообщение, что является большим преимуществом при возникновении конфликтных ситуаций и неразрешимых споров. Кроме того, их отличает максимальная оперативность и доступность.
Вступая в такую форму коммуникации, надо придерживаться всех правил делового этикета. Не затягивать разговор, соблюдать нормы вежливости, грамотно выражать мысли.
Правила деловой коммуникации с помощью переводчика
Деловое общение – основа современного успешного бизнеса. Выбирайте правильную его форму и соблюдайте основные требования.
Понятие и сущность деловых коммуникаций
В ходе прочтения данной статьи формируются следующие компетенции:
Сущность деловой коммуникации
На сегодняшний день в социо-гуманитарных науках имеет место большое количество число определений понятия «коммуникация». В контексте данной статьи нами будет предложено нижеследующее определение:
Со стороны социальной психологии, коммуникацией называют процесс передачи данных любого вида от отправителя к получателю. Целью отправителя является оказание на получателя того или иного воздействия при передаче определенного сообщения. Получатель для того, чтобы понять информацию, должен расшифровать (декодировать) сообщение. Получается, что полный единичный цикл коммуникации включает в себя поочередные ходы партнеров.
Под деловой коммуникацией понимается акт взаимного действия, который направлен на то, чтобы оптимизировать тот или иной вид предметной деятельности: производственной, научной и т.п. В рамках делового общения партнер по коммуникации всегда выступает в качестве личности, значимой для другого.
Основные задачи деловой коммуникации описываются в качестве продуктивного сотрудничества, стремления к сближению целей, улучшения партнерских взаимоотношений.
Деловая коммуникация подразумевает осуществление таких условий:
Формы деловой коммуникации
Деловая коммуникация осуществляется в трех ключевых коммуникативных формах: монологической, диалогической и полилогической. Более подробно о каждой из них будет рассказано в данном пункте.
Таким образом, де-факто, коммуникация может обладать внутриличностным характером («внутренний диалог») и межличностным характером («личность – личность»; «личность – группа»; межгрупповая коммуникация; все перечисленное выше в пределах разнообразных культурных групп).
Вербальные и невербальные параметры
Общеизвестен факт, что деловая коммуникация является сложным и многогранным процессом, который имеет объективные и субъективные стороны и характеризуется рядом вербальных и невербальных параметров.
Главное отличие деловой коммуникации от обычной, первоочередно, это детерминированность и регламентация, так как деловое общение ориентировано на разрешение конкретных проблем и решение каких-то определенных задач.
Данная регламентация реализуется посредством деловой этики, деловой риторики, ряда стандартов корпоративной культуры и прочего. Данные элементы, а также некоторые другие сферы деловой коммуникации будут изучены далее.
Бытует точка зрения, что в межличностных коммуникациях невербальное общение транслирует около 65% всей информации. При выражении отношения телодвижения способны передать 55% информации, голос – 38%, а слова – всего 7%. Это обусловлено тем, что кинемы (жестовые движения рук) зачастую используются неосознанно и поэтому оказывают более сильное воздействие, передают самые тонкие эмоциональные ноты.
Невербальная часть коммуникации частичным образом делится на кинесику (науку о жестах рук), проксемику (науку о пространстве коммуникации) и окулесику (науку о движениях глаз в ходе коммуникативного процесса). Язык, другими словами, является знаковой системой сознательного, а знаковая система невербальной коммуникации претворяет в жизнь те мотивы, которые расположены в бессознательном.
Достаточно частым явлением считается тот случай, когда невербальная сфера начинает входить в диссонанс с вербальной сферой и создает противоречие реальной речи. Роль вербального общения в деловой коммуникации основывается на фундаменте деловой риторики, и культуре речи в деловой коммуникации отводится доминирующая роль. Важно понимать, что культура дискуссии является показателем профессионализма в ходе делового общения.
Имидж работает в качестве образа-представления, в котором в довольно запутанном взаимном действии комбинируются внутренние и внешние характеристики объекта. В деловом общении главная роль отводится как индивидуальному, так и корпоративному видам имиджа. На последний накладывает отпечаток корпоративная культура, которая выражена в деловом поведении субъекта.
Вербальные и невербальные коммуникативные элементы отражаются в этике и риторике деловой коммуникации и существенным образом детерминируют модели поведения, которые приняты в данной отрасли. Одним из наиболее важных ключевых понятий, которые включают в себя и вербальные, и невербальные компоненты, принято считать этику корпоративного общения.
Суть корпоративной этики заключается в том, что в ее основе, в первую очередь, лежит взаимное доверие. Этические принципы и нормы ведения дел обладают своей спецификой в каждой отрасли и в то же время считаются унифицированными категориями. Корпоративные и профессиональные кодексы разделены в пределах разных культур и во многом обусловлены системами ценностей, которые характерны для каждой из культур. Модели поведения в межличностном общении в деловой сфере обычно конкретно объяснимы принципами корпоративной этики и морали.
Несмотря на это, важно отметить, что на эти модели во многом оказывают влияние восприятие и адекватная интерпретация коммуникативных параметров, завися от того, реализуются они в пределах одной культуры либо в различных. В свою очередь, принципы их формирования и механизмы работы детерминируемы доминантой культуры и ее происхождением. Конечно, одним из видов вербализации делового этикета можно считать деловое общение.
Для каждой отдельной культуры характерна своя лексико-грамматическая специфика делового дискурса. Во многом данный факт можно объяснить национальной когнитивной спецификой. Это находит свое выражение, как правило, в том, что в деловое общение довольно редко вхожи явления художественного стиля и простой речи, но официально-деловой стиль общения в этой сфере коммуникативного процесса представлен самым ярким и очевидным образом.
Устная деловая речь обычно имеет отличия от письменной речи, которые проявляются в большей внешней детерминированности и наличии клишированных рамок. В устной речи, невзирая на ее четкость, детерминированность, краткость, аргументацию и логику, тем не менее существует место для различных вариаций. В письменной же коммуникации дифференцированных культур стоит принимать во внимание их когнитивную специфику.
Становится очевидным, что в ходе межкультурного взаимодействия можно отметить влияние такого количества разнообразных факторов, принять во внимание которое часто не всегда возможно. Безусловно, влиянию этнических и религиозных особенностей на корпоративную культуру будет отведена одна из главных ролей. Тем не менее, можно определить некоторые обобщенные параметры, которые характерны для делового общения каждой конкретно взятой культуры.
Интересен тот факт, что на сегодняшний день целесообразным будет дифференцировать процесс общения на офлайн-коммуникацию и онлайн-коммуникацию. Пространство онлайн-коммуникации частичным образом подражает коммуникации непосредственной, частично развивается согласно своим собственным законам.
В деловой коммуникации между партнерами могут появляться совсем специфические коммуникативные преграды (барьеры). Барьеры в широком смысле слова можно определить в качестве проблемных точек процесса коммуникации, которые возникают в ходе взаимного действия и снижают степень его эффективности. Одна из социологических трактовок коммуникативных барьеров может быть сведена к их определению через категории условий или факторов, которые затрудняют интеракцию и препятствуют информационному обмену.
Причины их возникновения совершенно различные: разное знание предмета разговора, неодинаковый тезаурус, а также дифференцированные общественные, политические, профессиональные, религиозные, образовательные, культурные и национальные отличия.
Деловые коммуникации: Специфика, виды, формы, признаки эффективности.
Формы: 1. Деловая беседа – передача или обмен информацией и мнениями по определенным вопросам и проблемам.2. Деловые переговоры – основное средство согласованного принятия решений в процессе общения заинтересованных сторон. 3. Собеседование – используется при решении кадровых вопросов: при приеме на работу, увольнении. 4. Спор – столкновение мнений, разногласие по какому-либо вопросу, борьба за отстаивание собственных позиций5. Деловое совещание – способ открытого коллективного обсуждения проблем группой специалистов. 6. Презентация – первое официальное представление заинтересованной аудитории некоторой еще неизвестной или малоизвестной продукции, фирмы и ее создателей. 7. Торги – это способ продажи и закупки товаров, размещения заказов на подрядные работы путем привлечения предложений от нескольких поставщиков и подрядчиков и выбора наилучшего из них. 8. Деловая переписка – обобщенное название различных по содержанию документов, выделяемых в связи с особым способом передачи информационного сообщения. 9. Пресс-конференция — мероприятие для СМИ, проводимое в случаях, когда есть общественно значимая новость.
Для эффективной коммуникации необходима мотивация всех участников. Коммуникативное намерение – спросить (получить информацию), рассказать (передать информацию), призвать к действию, повлиять на настроение собеседника, установить контакт с целью налаживания отношений и т.д. Если в результате общения мы получили то, что хотели, то есть добились реализации собственного коммуникативного намерения, то общение было успешным. Такая коммуникация называется эффективной.
Если надо совсем коротко- ПЛАН ОТВЕТА
Специфика: Регламентированность, обязательность контактов, конвенциональные ограничения, формальность.
Формы: 1. Деловая беседа.2. Деловые переговоры. 3. Собеседование. 4. Спор. 5. Деловое совещание. 6. Презентация. 7. Торги. 8. Деловая переписка. 9. Пресс-конференция.
Эффективность – достижение целей!
19. Командообразование в УП. Роль команд, процесс формирования команды, границы применения командного менеджмента.
Командный менеджмент, т.е. менеджмент, который осуществляется посредником создания и функционирования управленческих команд, как одна из форм коллективного управления, основан на процессе делегирования полномочий. Почти все организации наделяют менеджеров различных уровней ответственностью за более широкий круг задач, нежели тот, с которым они могли бы справиться лично. Для того чтобы они могли нести эту ответственность и создаются те или иные формы коллективного управления, основанные на перераспределении ответственности. В успешных управленческих группах выработка и принятие решений осуществляется непосредственно группой, а роль администратора сводится к тому, чтобы создать для этого необходимые условия, определить границы пространства решения и дать в затруднительном случае необходимый совет.
Командой небольшое количество человек (чаще всего 5-7, реже до15-20), которые разделяют цели, ценности и вообще подходы к реализации совместной деятельности; имеющих взаимодополняющие навыки; принимающих на себя ответственность за конечные результаты; способных изменять функционально-ролевую соотнесенность (использовать любые внутригрупповые роли); взаимоопределяющих принадлежность свою и партнеров к данной области/группе/
Эффективную команду можно охарактеризовать общепринятыми критериями эффективности любой организационной структуры, однако есть специфические черты, присущие только команде. Прежде всего, это нацеленность всей команды на конечный результат, инициатива и творческий подход к решению задач.Командный менеджмент, наряду с профессиональной и аппаратной бюрократией, является одной из разновидностей опосредованного менеджмента и тем самым отличается от непосредственных видов управления, наиболее известными из которых являются автократия и анархия. Но если в аппаратной бюрократии принятие решений регулируется списками правильных инструкций, а профессиональная бюрократия функционирует на основе системы установленных компетенций и документально подтвержденных квалификаций, то команда действует, ориентируясь на реалии иного рода. К таковым относятся в первую очередь общее видение и выработанные самой командой процедуры взаимодействия ее членов.
Опосредованные регулярные (структурированные) виды менеджмента: рациональная бюрократия и профессиональная бюрократия. Опосредованный нерегулярный вид- командный менеджмент.
Командный менеджмент в минимальной степени регулируется положениями, правилами и инструкциями. Далеко не всегда он основывается и на профессиональных стандартах, и соответственно, является подотчетным профессиональному сообществу. Решения в команде принимаются на основании разделяемого членами команды видения ситуации и согласованных целей. При этом общекомандные цели должны быть сопряженными со стратегией и политикой организации. Кроме того, команда самостоятельно вырабатывает правила и процедуры обсуждения проблем и способы решения текущих задач. То есть, команда сама отвечает за успех порученного ей дела. Коллективную ответственность она несет перед организацией, а индивидуально каждый отвечает перед всей командой.
20. Управленческие решения (УР): виды, стали принятия, критерии и факторы эффективности. Принцип Сатисфакции Саймона при принятии решений.
Суть рациональной модели УР: 1) ДИАГНОСТИКА ПРОБЛЕМЫ – определ. в чем проблема – разрыв между текущей и желаемой позицией компании; 2)ОПРЕДЕЛЕНИЕ КРИТЕРИВ – критерии принятия УР- существующие ограничения по ресурсам; 3)ФОРМУЛИРОВАНИЕ АЛЬТЕРНАТИВ – фиксация вариантов с учетом критериев, определенных ранее; 4) ОЦЕНКА АЛЬТЕРНАТИВ – оценка плюсов и минусов всех вариантов; 5)ВЫБОР ОДНОЙ ИЗ АЛЬТЕНАТИВ – непосредственно принятие УР. Преимущества: наглядно показывает ход размышления, дает обоснованный выбор, имеет место взаимодействие сотрудников и руководства. Ограничения: требует времени, анализа информации. Интуитивная модель УР – это решение, основываясь на прошлом опыте, но без осознанного размышления. Интуитивное решение нельзя считать случайным или иррациональным, т.к оно основывается на многолетней практике и богатом опыте, которые помогают менеджерам быстро определить проблему, не прибегая к скрупулезным вычислениям. Преимущества: малозатратная по времени и др.ресурсам, иногда единственно возможная. Ограничения: трудно обосновать, явл. слабо «презентационной», качество решения зависит от личности менеджера (опыт, образование, и т.д)
Критерии оценки эффективности бывают: 1) внутренние, соответствующие показателям целей и производным от них показателям подцелей, стоящих перед предпренимат.структурой 2) внешние, соответствующие оцениваемым параметрам элементов внешней среды (рынок труда, потребителей, капитала, социол –политичекая среда) 3) общие, к которым относится: время, качество решений, степень участия исполнителей, воспитательная ценность). Выбор правильного и эффект. УР– это результат математического, правового, психологического, технического, организационного, экономического, логического и др.аспектов. УР бывают: традиционные (ранее имевшие место, заключатся в разработке правил, инструкций, нормативов, снижает риск ошибок) и нетрадиционные (нестандартные, поиск новых альтернатив). Большинство УР находится между двумя этими видами.
В 1978г. ГерСаймон получил Нобелевскую премию за «теорию ограниченной рациональности». Он показал, что реальные менеджеры не всегда выбирают лучший вариант УР, т.е принцип максимизации (описал А.Смит, «менеджер всегда стремиться выбрать наилучший вариант решения проблемы») на практике не работает. Потому что не учитываются трансакционные издержки – затрат на сбор и обработку информации, ведение переговоров и т.д. Саймон показал, что на практике реализуется ПРИНЦИП САТИСФАКЦИИ : менеджеры останавливаются на таком решении, которое помогает решить проблему приемлемым способом (т.е вариант не лучший, но удовлетворительный).
№21 Социальная ответственность современной организации
План: 1 Понятие, 2Социальная ответственность бизнеса (СОБ) сегодня, 3 Мотивы СОБ
1.Понятие «корпоративной социальной ответственности» сформировалась около 20 лет назад. До этого существовали отдельные стандарты в различных областях, касающиеся политики взаимоотношений с работниками и обществом в целом. С конца 70-х гг. появилась необходимость выработать единые подходы к взаимодействию с внешней средой и собственными работниками. Это было вызвано: 1. Усилившееся давление со стороны гос-ва (более жесткие стандарты в сфере труд.закон-ва, охраны окр. среды и т. п.), 2. Давление профсоюзов, прежде всего в сфере охраны труда и в соц. Политике, 3. Возросшая взаимосвязь между общ.мнением и уровнем продаж компании, т.е. отношение к товару (бренду) стало определяться не только качествами самого товара, но и репутацией компании, в том числе ответственностью ее поведения в отношении партнеров, работников, окр. среды, общества в целом.2. Сегодня СОБносит многоуровневыйхар-р: 1. Базовый уровень СОБ предполагает выполнение след. обязательств: своевременная оплатаналогов, выплата з/п, по возможности – представление новых рабочих мест. 2. Второй уровень СОБ – обеспечение работников адекватными условиями не только работы, но и жизни: повышения уровня квалификации работников, профилактическое лечение, строительство жилья, развитие соц-ой сферы (такой тип СОБ условно назван « корпоративной ответственностью») 3. Третий уровень СОБ предполагает благотворительную деятельность. К внутренней СОБ можно отнести: безопасность труда, стабильность з/п, поддержание соц-но значимой з/п, дополнительное мед.и соц. страхование сотрудников, развитие ЧР через обучающие программы и т.п., оказание помощи работникам в критических ситуациях. К внешней СОБ можно отнести: спонсорство и корпоративная благотворительность, содействие охране окр. среды, взаимодействие с местным сообществом и властью, готовность участвовать в кризисных ситуациях, ответственность перед потребителями товаров и услуг (выпуск качественной продукции). 3 Мотивы СОБв современных условиях: 1. Развитие персонала позволяет снизить текучесть кадров, увеличить производительность и привлекать лучших специалистов. 2. Улучшение имиджа компании. 3. Стабильность и устойчивость развития компании в долгосрочной перспективе. 4. Возможность привлечения инвестиционного капитала для социально-ответственных компаний выше, налоговые льготы и т.д.