Что такое демократия литература

Семь книг по современным теориям демократии

Большинство представленных в подборке книг относятся к области политической теории. В рамках этого раздела политический науки внимание ученых направлено на те понятия и принципы, которые люди используют для описания, объяснения и оценки политической реальности. Таким образом, книги по демократической теории достаточно близки к философским изысканиям о достойной форме правления.

Концептуальный аппарат современной политической науки может показаться весьма сложным для неподготовленного читателя. Для вашего удобства мы ранжировали представленные книги по уровню сложности.

Используется 5-балльная оценка сложности.

Что такое демократия литература. Смотреть фото Что такое демократия литература. Смотреть картинку Что такое демократия литература. Картинка про Что такое демократия литература. Фото Что такое демократия литература

Д. Хелд — «Модели демократии»

Фундаментальная обзорная работа, раскрывающая многовековой процесс развития демократической теории от времен древнегреческих полисов до современности. Будучи впервые опубликованной еще в 1986 году, книга выдержала три издания, последнее из которых переведено на русский язык. Как можно понять из названия, автор рассматривает определенные модели демократии, разрабатываемые политическими теоретиками, пытаясь составить более-менее стройную типологию. Несомненным достоинством книги стоит признать внимание автора не только к классическим вариантам демократии, но и моделям, возникшем в XX веке — наиболее плодотворном для развития демократических практик.

Что такое демократия литература. Смотреть фото Что такое демократия литература. Смотреть картинку Что такое демократия литература. Картинка про Что такое демократия литература. Фото Что такое демократия литература

J. Dryzek — Deliberative Democracy and Beyond: Liberals, Critics, Contestations

Книга американского политолога Джона Драйзека была написана в рамках «совещательного поворота» (deliberative turn) — важного этапа развития современной демократической теории. Суть этого поворота заключалась в поиске демократической легитимности в рациональной коммуникации граждан, жизнь которых затрагивает коллективное решение, вырабатываемое в демократическом процессе. На основе идей, пришедших из континентальной философии, и в частности концепций немецкого неомарксиста Юргена Хабермаса, была разработана модель совещательной, или делиберативной демократии. Традиционная модель представительной либеральной демократии была подвергнута критике за смещения акцента с волеизъявления граждан на экспертное знание профессиональных политиков и бюрократов.

В свой книге Драйзек приводит аргументы в пользу совещательной демократии как эффективного способа включения все большего числа групп и категорий граждан в политическую жизнь. И хотя воплощение принципов делиберативной демократии на национальном уровне пока и выглядит во многом утопичным, различные суб- и транснациональные акторы, ассоциируемые, например, с гражданским обществом, могут успешно продвигать принципы усиления реального участия граждан в политическом процессе.

Здесь можно вспомнит опыт исландской Национальной Ассамблеи — общественного обсуждения проекта новой конституции. Причем вспомнить сразу в двух вышеозначенных контекстах: и как эффективное стимулирование политической дискуссии автономными от государства институтами, и как неудачную попытку повлиять на традиционные механизмы демократического принятия решения (проект конституции был отклонен парламентом Исландии).

Что такое демократия литература. Смотреть фото Что такое демократия литература. Смотреть картинку Что такое демократия литература. Картинка про Что такое демократия литература. Фото Что такое демократия литература

Процесс обсуждения проекта новой конституции на исландской Национальной ассамблее (2009).

Что такое демократия литература. Смотреть фото Что такое демократия литература. Смотреть картинку Что такое демократия литература. Картинка про Что такое демократия литература. Фото Что такое демократия литература

С. Mouffe — The Democratic Paradox

Этот сборник эссе представляет современное понимание [левой] радикальной демократии. Здесь Шанталь Муфф развивает идеи своей более ранней работы Hegemony and Socialist Strategy (1985), написанной в соавторстве с аргентинским политологом Эрнесто Лакло. Она обрушивается с критикой на теоретиков делиберативной демократии, показывая, что вовсе не консенсус лежит в основе демократической политики, а противостояние и агонизм (борьба противников как соперников).

Книга хороша для понимания современной радикальной левой политики, опирающейся на существующие общественные институты. Подобные идеи встречают поддержку не у всех левых: многим ближе делиберативная демократия, а некоторые, как Джоди Дин, и вовсе призывают отбросить ставшую естественной еще для «новых левых» демократическую риторику и вернуться к организационным структурам ранних коммунистических партий, обновленных с учетом современных технологий и опыта протестных движений.

Что такое демократия литература. Смотреть фото Что такое демократия литература. Смотреть картинку Что такое демократия литература. Картинка про Что такое демократия литература. Фото Что такое демократия литература

Надя Урбинати — «Искаженная демократия»

Одна из важнейших работ по теориям демократии, переведенная на русский язык. Надя Урбинати анализирует состояние современной либеральной демократии, опираясь на корпус европейской политико-философской мысли. Свое исследование профессор Урбинати посвящает тем явлениям и процессам, которые могут нарушить функционирование демократии. Урбинати выделяет три типа искажения демократии: неполитическое, популистское и плебисцитарное. Все они в той или иной степени связаны с проблемой разделения механизма выражения коллективного мнения и институтов политического представительства.

Что такое демократия литература. Смотреть фото Что такое демократия литература. Смотреть картинку Что такое демократия литература. Картинка про Что такое демократия литература. Фото Что такое демократия литература

W. Riker — Liberalism against Populism

Современная демократическая теория подразумевает не только проблемы участия и делиберации, но и такие, кажущиеся на первый взгляд чисто техническими, вопросы, как сама процедура голосования и трансформация голосов избирателей в места в представительном органе.

Помимо огромного корпуса эмпирических работ по такой проблематике, который стремительно расширяется в последние десятилетия, эти проблемы привлекали внимание и политических теоретиков.

Книга американского политолога Уильяма Райкера интересна в этом отношении, так как он привлекает принципы теории общественного выбора (public choice theory), изначально разработанной экономистами, для размышления о проявлениях популизма и либерализма в демократическом процессе. Опираясь на формальное моделирование (в частности на знаменитую теорему Эрроу), Райкер выражает сомнения в надежности демократических процедур и возможности демократии выражать «общую волю».

Что такое демократия литература. Смотреть фото Что такое демократия литература. Смотреть картинку Что такое демократия литература. Картинка про Что такое демократия литература. Фото Что такое демократия литература

The Principles of Liquid Feedback

Современные технологии открывают широкие перспективы для демократических практик. Использование электронных сервисов для принятия коллективных решений в различных организациях уже является обыденностью. Разработчики подобных сервисов, такие как, например, Democracy Earth Foundation, возлагают надежды на информационную революцию, ища в ней перспективы совершенствования архаичного и неэффективного государственного аппарата.

Подобные процессы не могли не найти отражения в современной демократической теории. Наиболее известной концепцией, в рамках которой делается упор на широкомасштабном внедрении электронных сервисов, является теория «текучей демократии» (liquid democracy). Это концепция нашла наиболее активное применение в работе Пиратских партий — наиболее прогрессивных политических образований во всем, что касается информационных технологий.

Что такое демократия литература. Смотреть фото Что такое демократия литература. Смотреть картинку Что такое демократия литература. Картинка про Что такое демократия литература. Фото Что такое демократия литература

В большинстве логотипов Пиратских партий обыгривается черный флаг, ассоциируемый не только с морским пиратством, но и с идеологией инфоанархизма.

Одна из ключевых особенностей «текучей демократии» заключается в том, что лица, вовлеченные в процесс принятия коллективного решения, могут передавать свой голос людям, которых они считают более компетентными в определенном вопросе, имея при этом возможность отслеживания их голосования посредством электронных сервисов.

В предлагаемой книге дается подробная характеристика LiquidFeedback — компьютерного программного обеспечения, предназначенного для предоставления организациям возможностей принимать демократические решения в режиме online. LiquidFeedback широко используется в работе Пиратской партии Германии и ряда других организаций. Разработчики LiquidFeedback подробно объясняют принципы и процедуры, которые обеспечивают ключевые особенности демократической самоорганизации. Они дают теоретическое обоснование возможности справедливости коллективного принятия решений и отвечают на практические вопросы. Книга будет полезна всем интересующимся будущим демократии в эпоху цифровых технологий.

Что такое демократия литература. Смотреть фото Что такое демократия литература. Смотреть картинку Что такое демократия литература. Картинка про Что такое демократия литература. Фото Что такое демократия литература

J. Brennan — Against Democracy

Едва ли кто-то будет утверждать, что демократия является идеальной формой правления, лишенной недостатков. Тем не менее, эффективные, и, что немаловажно, справедливые альтернативы для неё достаточно сложно представить.

Решить такую задачу попытался Джейсон Бреннан, выразивший в своей новой модной книге современную либертарианскую критику представительной демократии. В её основе лежат идеи об иррациональности избирателей и некорректности принимаемых коллективных решений в демократическом процессе. Ведь в действительности многие люди достаточно далеки от неоднозначных политических вопросов, по которым демократическая система ожидает их личного мнения.

Автор предлагает свою альтернативу доминирующей модели, и имя ей — эпистократия. Предполагая сохранение всех ключевых демократических институтов, эпистократия имеет важную отличительную особенность. В рамках этой системы голоса политическая власть законодательно распределяется в зависимости от уровня знаний и компетенций граждан, предполагая участие только имеющих хорошее представление о сути конкретной проблемы индивидов в процессе принятия коллективных решений.

Безусловно, такая идея не нова, и подобные предложения о повышении качества демократического участия через исключение нерациональных избирателей уже высказывались ранее (не говоря уже об реальных имущественных и образовательных цензах недавнего прошлого). Интересные аналогии могут возникнуть здесь и с моделью «текучей демократии», которая также предполагает решение проблемы индивидуальной неосведомленности через делегирование голосов.

Вопрос информированности граждан и эффективности их участия в демократическом процессе очень важен как для политической теории, так и для реальной политики в настоящее время. Исправление вытекающих отсюда недостатков, вероятно, позволит говорить о демократии не столько как о лучшем варианте из набора плохих альтернатив, сколько как о действительно справедливой форме правления.

Источник

Демократия

Из Википедии — свободной энциклопедии

Что такое демократия литература. Смотреть фото Что такое демократия литература. Смотреть картинку Что такое демократия литература. Картинка про Что такое демократия литература. Фото Что такое демократия литература

Народное правление требует обеспечения ряда прав для каждого члена общества. С современной демократией связан ряд ценностей: законность, политическое и социальное равенство, свобода, право на самоопределение, права человека и др.

Одной из основных целей современной демократии является ограничение произвола и злоупотреблений властью. Этой цели часто не удавалось достигнуть там, где права человека и другие демократические ценности не были общепризнанными или не имели эффективной защиты со стороны правовой системы. Сегодня во многих странах народовластие отождествляется с либеральной демократией, которая, наряду с честными, периодическими и всеобщими выборами наделённых высшей властью лиц, в ходе которых кандидаты свободно соревнуются за голоса избирателей, включает в себя верховенство права, разделение властей и конституционные ограничения власти большинства путём гарантий определённых личных или групповых свобод. С другой стороны, левые движения, видные экономисты, а также такие представители западной политической элиты как экс-президент США Барак Обама, директор-распорядитель МВФ Кристин Лагард утверждают, что реализация права принятия политических решений, влияние рядовых граждан на политику страны невозможно без обеспечения социальных прав, равенства возможностей (англ.) ( рус. и низкого уровня социально-экономического неравенства.

Источник

Куда движется современная демократия? 10 книг от социолога и философа Григория Юдина

Определние, диагноз и рецепт для демократии в России и мире

Что такое демократия литература. Смотреть фото Что такое демократия литература. Смотреть картинку Что такое демократия литература. Картинка про Что такое демократия литература. Фото Что такое демократия литератураЧто такое демократия литература. Смотреть фото Что такое демократия литература. Смотреть картинку Что такое демократия литература. Картинка про Что такое демократия литература. Фото Что такое демократия литература

Обыч­но в руб­ри­ке «По­лез­ное чте­ние» мы про­сим экс­пер­тов в об­ла­сти об­ра­зо­ва­ния, дру­зей «Цеха» и из­вест­ных лю­дей рас­ска­зать нам о нон-фикшне, ко­то­рый по­мог им в ка­рье­ре, са­мо­раз­ви­тии и са­мо­об­ра­зо­ва­нии. Но в но­вой под­бор­ке со­цио­лог и фи­ло­соф Гри­го­рий Юдин не про­сто по­де­лил­ся лю­би­мы­ми кни­га­ми, а со­ста­вил по­лез­ный спи­сок ли­те­ра­ту­ры для тех, кто хо­чет разо­брать­ся, что про­ис­хо­дит с де­мо­кра­ти­ей в мире и со­вре­мен­ной Рос­сии.

Со­вре­мен­ная де­мо­кра­тия на­хо­дит­ся в ин­те­рес­ной точ­ке. С од­ной сто­ро­ны, это по-преж­не­му без­услов­ный стан­дарт для все­го мира: го­су­дар­ства мо­гут упре­кать друг дру­га в неде­мо­кра­тич­но­сти, од­на­ко при этом утвер­жда­ют свою при­вер­жен­ность де­мо­кра­тии. С дру­гой — пе­ред ней вста­ет ряд но­вых вы­зо­вов — рез­кое сни­же­ние граж­дан­ско­го уча­стия, об­ру­ше­ние веры в пред­ста­ви­те­лей, уси­ле­ние по­пу­лист­ских дви­же­ний и ли­де­ров, по­яв­ле­ние элек­трон­ных тех­но­ло­гий. Как де­мо­кра­тия бу­дет ме­нять­ся в этой си­ту­а­ции? Этой теме по­свя­ще­ны ак­тив­ные дис­кус­сии в тео­рии де­мо­кра­тии — об­ла­сти, ко­то­рая при­вле­ка­ет всё боль­ший ин­те­рес бла­го­да­ря спо­соб­но­сти пред­ска­зы­вать то, что еще вче­ра ка­за­лось неве­ро­ят­ным. Вот лишь несколь­ко важ­ных книг, ко­то­рые мо­гут дать пред­став­ле­ние об этих спо­рах.

Опре­де­ле­ние: что та­кое де­мо­кра­тия

«Де­мо­кра­тия: Де­мон и ге­ге­мон», Ар­те­мий Ма­гун

Если вам ка­жет­ся, что де­мо­кра­тия — это вы­бо­ры пра­ви­те­ля, раз­де­ле­ние вла­стей или вер­хо­вен­ство пра­ва, то луч­ше на­чать с про­чте­ния этой кни­ги. Здесь все эти идеи по­сле­до­ва­тель­но опро­вер­га­ют­ся. Ар­те­мий Ма­гун, один из глав­ных по­ли­ти­че­ских фи­ло­со­фов в Рос­сии, на­пи­сал о де­мо­кра­тии неболь­шую кар­ман­ную кни­гу, в ко­то­рой до­ступ­но разъ­яс­не­ны все ос­нов­ные опре­де­ле­ния, си­сте­ма­ти­зи­ро­ва­ны клю­че­вые идеи и ос­нов­ные эта­пы раз­ви­тия де­мо­кра­тии. Кро­ме того, в «Де­моне и ге­ге­моне» опи­са­ны мно­гие внут­рен­ние про­ти­во­ре­чия, ко­то­рые се­го­дня ста­но­вят­ся осо­бен­но за­мет­ны. Ав­тор пред­ла­га­ет свой взгляд на раз­ви­тие де­мо­кра­тии, где сти­му­ли­ро­вать де­мо­кра­ти­че­ское уча­стие долж­но го­су­дар­ство но­во­го типа.

The De­mo­c­ra­tic Para­dox, Шан­таль Муфф

Бель­гий­ский фи­ло­соф Шан­таль Муфф — луч­ший ана­ли­тик ли­бе­раль­ной де­мо­кра­тии. Кни­ги Муфф пре­дель­но ясно де­мон­стри­ру­ют, из ка­ких эле­мен­тов со­сто­ят со­вре­мен­ные ли­бе­раль­но-де­мо­кра­ти­че­ские ре­жи­мы, ко­то­рые мы при­вык­ли про­сто на­зы­вать «де­мо­кра­ти­я­ми». Клю­че­вой ар­гу­мент Муфф за­клю­ча­ет­ся в том, что меж­ду ли­бе­ра­лиз­мом и де­мо­кра­ти­ей все­гда были и со­хра­ня­ют­ся на­пря­жен­ные от­но­ше­ния. Со­вре­мен­ные по­ли­ти­че­ские си­сте­мы воз­ник­ли из непро­сто­го бра­ка меж­ду ними, о ко­то­ром мы лег­ко­мыс­лен­но за­бы­ли. Вы­сту­пая с по­зи­ций «ра­ди­каль­ной де­мо­кра­тии», Муфф по­ка­зы­ва­ет, по­че­му ли­бе­ра­лизм и де­мо­кра­тия неред­ко стре­мят­ся к раз­ным иде­а­лам, и пред­ла­га­ет спо­со­бы их при­ми­рить. То, что кни­ги Муфф не пе­ре­ве­де­ны на рус­ский — за­га­доч­ное упу­ще­ние, од­на­ко она пи­шет до­ступ­но, и у чи­та­те­ля в го­ло­ве лег­ко воз­ни­ка­ет пред­став­ле­ние об ос­нов­ных на­прав­ле­ни­ях де­мо­кра­ти­че­ской мыс­ли и со­от­но­ше­нии меж­ду ними.

Ди­а­гноз: про­бле­мы де­мо­кра­тии се­го­дня

«По­ст­де­мо­кра­тия», Ко­лин Кра­уч

Бри­тан­ский со­цио­лог Ко­лин Кра­уч фик­си­ру­ет ос­нов­ные де­фек­ты со­вре­мен­ных де­мо­кра­ти­че­ских си­стем: «… при­вер­жен­цев де­мо­кра­тии охва­ты­ва­ют уста­лость, от­ча­я­ние и разо­ча­ро­ва­ние; ко­гда за­ин­те­ре­со­ван­ное и силь­ное мень­шин­ство про­яв­ля­ет го­раз­до боль­шую ак­тив­ность в по­пыт­ках с вы­го­дой для себя экс­плу­а­ти­ро­вать по­ли­ти­че­скую си­сте­му, неже­ли мас­сы про­стых лю­дей; ко­гда по­ли­ти­че­ские эли­ты на­учи­лись управ­лять и ма­ни­пу­ли­ро­вать на­род­ны­ми тре­бо­ва­ни­я­ми; ко­гда лю­дей чуть ли не за руку та­щат на из­би­ра­тель­ные участ­ки». Зву­чит зна­ко­мо, не прав­да ли? Все эти про­бле­мы от­нюдь не яв­ля­ют­ся спе­ци­фи­че­ски рос­сий­ски­ми; осо­бен­ность стран вро­де Рос­сии, од­на­ко, со­сто­ит в том, что они сра­зу вка­ти­лись в ста­дию «по­ст­де­мо­кра­тии», быст­ро про­ско­чив соб­ствен­но де­мо­кра­ти­че­ский мо­мент. Идея Кра­уча со­сто­ит в том, что «по­ст­де­мо­кра­тия» — это не то же са­мое, что «неде­мо­кра­тия»: в ка­ком-то смыс­ле, это ещё хуже, по­то­му что иде­а­лы де­мо­кра­тии здесь как буд­то бы ре­а­ли­зо­ва­ны, од­на­ко на­звать это прав­ле­ние «де­мо­кра­ти­че­ским» не по­во­ра­чи­ва­ет­ся язык. Ито­гом ста­но­вит­ся рас­про­стра­не­ние ци­низ­ма и от­но­ше­ние к де­мо­кра­ти­че­ской по­ли­ти­ке как к спек­так­лю. Кра­уч раз­би­ра­ет струк­тур­ные при­чи­ны та­ко­го по­ло­же­ния дел — уси­ле­ние кор­по­ра­ций, из­ме­не­ние струк­ту­ры за­ня­то­сти, му­та­цию по­ли­ти­че­ских пар­тий.

Что такое демократия литература. Смотреть фото Что такое демократия литература. Смотреть картинку Что такое демократия литература. Картинка про Что такое демократия литература. Фото Что такое демократия литература

«Ис­ка­жен­ная де­мо­кра­тия. Мне­ние, ис­ти­на и на­род», Надя Ур­би­на­ти

Ве­ду­щий тео­ре­тик пред­ста­ви­тель­ной де­мо­кра­тии Надя Ур­би­на­ти вы­бра­ла для ана­ли­за со­вре­мен­ных ре­жи­мов очень по­лез­ную стра­те­гию. Она ис­сле­ду­ет, в ка­ких на­прав­ле­ни­ях идеи де­мо­кра­тии ока­за­лись из­вра­ще­ны. Три ос­нов­ных ис­ка­же­ния, ко­то­рые раз­би­ра­ют­ся в этой кни­ге — тех­но­кра­тизм, по­пу­лизм и пле­бис­ци­та­ризм. Все они, с точ­ки зре­ния ав­то­ра, на­чи­на­ют­ся с де­мо­кра­ти­че­ских устрем­ле­ний, од­на­ко вско­ре один из эле­мен­тов де­мо­кра­тии пол­но­стью вы­тес­ня­ет осталь­ные. Для Рос­сии осо­бен­но ак­ту­аль­но раз­гра­ни­че­ние меж­ду по­пу­лиз­мом и пле­бис­ци­та­риз­мом — дву­мя прин­ци­пи­аль­но раз­ны­ми по­ли­ти­че­ски­ми ло­ги­ка­ми, ко­то­рые за­ча­стую пу­та­ют. Этим раз­ба­лан­си­ро­ван­ным фор­мам, ко­то­рые му­ча­ют со­вре­мен­ные по­ли­ти­че­ски си­сте­мы, Ур­би­на­ти про­ти­во­по­став­ля­ет свой взгляд на ре­пре­зен­та­тив­ную де­мо­кра­тию, в ко­то­рой клю­че­вым яв­ля­ет­ся ощу­ще­ние, что твоё мне­ние, ка­ким бы неком­пе­тент­ным оно ни было, пред­став­ле­но в по­ли­ти­че­ской си­сте­ме, и ты участ­ву­ешь в управ­ле­нии соб­ствен­ной стра­ной.

Counter-Democ­racy: Pol­i­tics in an Age of Dis­trust, Пьер Ро­зан­вал­лон

Клю­че­вая идея Ро­зан­вал­ло­на — со­вре­мен­ные де­мо­кра­ти­че­ские си­сте­мы пе­ре­жи­ва­ют «кри­зис ре­пре­зен­та­ции». Еще не так дав­но ка­за­лось, что по­ли­ти­че­ские пар­тии пред­став­ля­ют в пар­ла­мен­те граж­дан-еди­но­мыш­лен­ни­ков, опре­де­ля­ют со­став пра­ви­тель­ства и кон­тро­ли­ру­ют ис­пол­ни­тель­ную власть. Се­го­дня всё это зву­чит как на­ив­ные глу­по­сти: пар­тии дав­но пре­вра­ти­лись в об­слу­жи­ва­ю­щие сво­их ли­де­ров ап­па­ра­ты, идео­ло­ги­че­ские раз­ли­чия меж­ду ними стёр­лись, в пар­ла­мен­те они за­ни­ма­ют­ся ис­клю­чи­тель­но за­щи­той или ата­кой на гла­ву ис­пол­ни­тель­ной вла­сти, не имея при этом се­рьёз­ных ин­стру­мен­тов вли­я­ния на жизнь сво­их из­би­ра­те­лей. По­ли­ти­ка про­ни­за­на глу­бо­чай­шим недо­ве­ри­ем меж­ду из­би­ра­ю­щи­ми и из­бран­ны­ми — это два раз­ных клас­са, ко­то­рые по­чти не пе­ре­се­ка­ют­ся и жи­вут в раз­ных ми­рах. Что то­гда оста­ёт­ся от де­мо­кра­ти­че­ско­го кар­ка­са? Оста­ёт­ся «контр­де­мо­кра­тия»: бди­тель­ность, изоб­ли­че­ние, оце­ни­ва­ние. Если мы не мо­жем участ­во­вать в де­мо­кра­ти­че­ском прав­ле­нии, то мы бу­дем вни­ма­тель­но на­блю­дать за ва­ши­ми де­ла­ми и вы­плёс­ки­вать свой гнев во вспыш­ках на­род­ной яро­сти. Это не при­во­дит к ре­фор­ме си­сте­мы, но ста­но­вит­ся клю­че­вым фак­то­ром со­вре­мен­ной по­ли­ти­ки. Кни­га Ро­зан­вал­ло­на поз­во­ля­ет ина­че по­смот­реть на ре­аль­ные функ­ции при­выч­ных по­ли­ти­че­ских ин­сти­ту­тов и яв­ле­ний — от по­ли­ти­че­ских кам­па­ний до мас­со­вых бес­по­ряд­ков, от вы­бо­ров до оп­по­зи­ции.

«Про­тив вы­бо­ров», Да­вид ван Рей­б­рук

Бель­гий­ский пи­са­тель и об­ще­ствен­ный ак­ти­вист Да­вид ван Рей­б­рук в сво­ей неболь­шой кни­ге ясно вы­ра­зил мысль, ко­то­рая объ­еди­ня­ет мно­гих про­фес­си­о­наль­ных тео­ре­ти­ков де­мо­кра­тии: глав­ная опас­ность для де­мо­кра­тии се­го­дня — её элек­то­ра­ли­за­ция, то есть све­де­ние к вы­бо­рам. Мы на­столь­ко при­вык­ли ас­со­ци­и­ро­вать де­мо­кра­тию с вы­бо­ра­ми, что нам ка­жет­ся неве­ро­ят­ным то, что они во­об­ще не яв­ля­ют­ся де­мо­кра­ти­че­ским ин­сти­ту­том. Это эле­мент ари­сто­кра­ти­че­ских и оли­гар­хи­че­ских си­стем, из­вест­ный по­ли­ти­че­ской тео­рии еще с ан­тич­ных вре­мен. Ван Рей­б­рук по­ка­зы­ва­ет, как вы­шло, что мы свя­за­ли де­мо­кра­тию с вы­бо­ра­ми на при­ме­ре ре­во­лю­ций во Фран­ции и США: там на вы­бо­рах как раз те, кто не хо­тел до­пу­стить рас­про­стра­не­ния де­мо­кра­тии. Ко­неч­но, это не зна­чит, что вы­бо­ры и де­мо­кра­тия несов­ме­сти­мы, од­на­ко за­став­ля­ет за­ду­мать­ся о том, ка­кие ин­сти­ту­ты мо­гут быть бо­лее де­мо­кра­ти­че­ски­ми. Ван Рей­б­рук, на­при­мер, рас­ска­зы­ва­ет о мас­штаб­ных экс­пе­ри­мен­тах по при­ня­тию по­ли­ти­че­ских ре­ше­ний груп­па­ми, ко­то­рые на­бра­ны из обыч­ных граж­дан по жре­бию.

Что такое демократия литература. Смотреть фото Что такое демократия литература. Смотреть картинку Что такое демократия литература. Картинка про Что такое демократия литература. Фото Что такое демократия литература

Ре­цеп­ты: как эти про­бле­мы ре­шить

On Pop­ulist Rea­son, Эр­не­сто Ла­клау

Кни­га ар­ген­тин­ца Эр­не­сто Ла­клау уже ста­ла и на­вер­ня­ка оста­нет­ся од­ним из глав­ных тек­стов по по­ли­ти­че­ской фи­ло­со­фии XXI века. Ла­клау взял­ся за неожи­дан­ное пред­при­я­тие — по­ли­ти­че­скую апо­ло­гию по­пу­лиз­ма. Он ис­кус­но по­ка­зы­ва­ет, что рас­хо­жее пред­став­ле­ние о по­пу­лиз­ме как ир­ра­ци­о­наль­ном, раз­ру­ши­тель­ном и ан­ти­де­мо­кра­ти­че­ском яв­ле­нии, не име­ет под со­бой ос­но­ва­ний. Опи­ра­ясь на вни­ма­тель­ный раз­бор тек­стов кон­сер­ва­тив­ных ав­то­ров, нена­ви­дя­щих по­пу­лизм, Ла­клау объ­яс­ня­ет, что за ним сто­ит по­сле­до­ва­тель­ная ло­ги­ка, ко­то­рую мы не мо­жем уви­деть из­нут­ри на­ше­го огра­ни­чен­но­го по­ни­ма­ния по­ли­ти­ки и де­мо­кра­тии. Кста­ти, «пу­стые ло­зун­ги», за ко­то­рые так кри­ти­ку­ют по­пу­ли­стов, — обя­за­тель­ное усло­вие су­ще­ство­ва­ния по­ли­ти­че­ской жиз­ни.

Ра­бо­та Ла­клау по­ка­зы­ва­ет, как функ­ци­о­ни­ру­ют «пу­стые озна­ча­ю­щие» и по­че­му они об­ла­да­ют по­ра­зи­тель­ной спо­соб­но­стью за­пус­кать кол­лек­тив­ное по­ли­ти­че­ское дей­ствие. Если счи­тать по­ли­ти­че­скую эф­фек­тив­ность кри­те­ри­ем для оце­ни­ва­ния тру­дов по по­ли­ти­че­ской фи­ло­со­фии, то эта кни­га все­го за де­ся­ти­ле­тие пре­взо­шла боль­шин­ство тру­дов по­след­них ве­ков. Ла­клау не толь­ко пред­ви­дел взлёт по­пу­лиз­ма, ко­гда об этом ни­кто не го­во­рил, но и по­ка­зал, как тех­но­ло­гии по­пу­лиз­ма мо­гут воз­вра­щать лю­дям веру в де­мо­кра­тию и вы­иг­ры­вать вы­бо­ры, вне­зап­но ме­няя си­сте­мы, ко­то­рые скла­ды­ва­лись де­ся­ти­ле­ти­я­ми.

«Мно­же­ство: Вой­на и де­мо­кра­тия в эпо­ху им­пе­рии», Май­кл Хардт и Ан­то­нио Негри

Ита­лья­нец Ан­то­нио Негри — ещё один по­ли­ти­че­ский мыс­ли­тель «пря­мо­го дей­ствия». В се­ми­де­ся­тые годы одно его имя на­ве­ва­ло ужас на ита­льян­ское пра­ви­тель­ство, и с тех пор этот страх вы­шел да­ле­ко за пре­де­лы его ро­ди­ны. На­чав как фи­ло­соф тру­да, Негри чут­ко пой­мал по­ли­ти­че­ский смысл его транс­фор­ма­ции в по­сле­во­ен­ной Ев­ро­пе и вдох­но­вил мас­сы ра­бо­чих на прин­ци­пи­аль­но но­вые тре­бо­ва­ния. Вме­сте с быст­рым рас­про­стра­не­ни­ем «нема­те­ри­аль­ных» форм тру­да, ко­то­рый сво­дит­ся к ком­му­ни­ка­ции меж­ду людь­ми, как в со­вре­мен­ных «куль­тур­ных ин­ду­стри­ях», Негри од­ним из пер­вых уви­дел фун­да­мен­таль­ный сдвиг в устрой­стве со­вре­мен­ных об­ществ. Они рас­сы­па­лись как устой­чи­вые струк­ту­ры, в ко­то­рых ин­ди­ви­ды за­ни­ма­ли свои ме­ста в ре­шёт­ке «клас­сов», «идео­ло­гий» и «си­стем управ­ле­ния». Вме­сте с этим ста­ла невоз­мож­на и де­мо­кра­тия как устой­чи­вый ре­жим прав­ле­ния — боль­ше нет ни «де­мо­кра­ти­че­ских пра­ви­те­лей», ни са­мо­го «на­ро­да». Из-за его спи­ны на сце­ну вы­шли «мно­же­ства», ко­то­рые все­гда оста­ва­лись в тени со­вре­мен­ной по­ли­ти­ки. Негри луч­ше всех объ­яс­ня­ет непред­ска­зу­е­мость и ка­жу­щу­ю­ся бес­цель­ность со­вре­мен­ных де­мо­кра­ти­че­ских дви­же­ний, ко­то­рые воз­ни­ка­ют не из пар­тий, пар­ла­мен­тов и «мест вла­сти», а по­доб­но вол­нам при­хо­дят фак­ти­че­ски ни­от­ку­да.

Democ­racy and the Pol­i­tics of the Ex­tra­or­di­nary, Ан­дре­ас Ка­ли­вас

Грек Ан­дре­ас Ка­ли­вас так­же раз­ра­ба­ты­ва­ет спо­соб­ность смот­реть на со­вре­мен­ную де­мо­кра­тию со сто­ро­ны, и идёт ещё даль­ше Негри. Мы при­вык­ли мыс­лить в тер­ми­нах «нор­маль­ной по­ли­ти­ки», где де­мо­кра­тия за­ви­сит от успе­ха тех или иных пар­тий, по­ли­ти­че­ских про­грамм или ре­форм, от ис­хо­да вы­бо­ров и го­ло­со­ва­ний в пар­ла­мен­те, от при­ни­ма­е­мых за­ко­нов. Од­на­ко нор­маль­ная по­ли­ти­ка — лишь часть, и не са­мая важ­ная часть, по­ли­ти­че­ской жиз­ни. Клю­че­вые для по­ли­ти­ки во­про­сы ре­ша­ют­ся в те мо­мен­ты, ко­гда нор­ма за­кан­чи­ва­ет­ся, и на­сту­па­ет вре­мя ис­клю­че­ния, вре­мя чрез­вы­чай­но­го. Имен­но по­это­му де­мо­кра­ти­че­ские дви­же­ния ча­сто стал­ки­ва­ют­ся с тем, что про­тив­ник, у ко­то­ро­го они по­чти на­учи­лись вы­иг­ры­вать в шах­ма­ты, вне­зап­но вклю­ча­ет «ча­па­е­ва» и сры­ва­ет все пла­ны.

По­ня­тие «чрез­вы­чай­но­го по­ло­же­ния» в по­след­нее вре­мя ста­ло клю­че­вым для по­ни­ма­ния бес­пре­це­дент­но­го рас­ши­ре­ния воз­мож­но­стей го­су­дар­ства и со­кра­ще­ния по­тен­ци­а­ла де­мо­кра­ти­че­ских из­ме­не­ний. Ка­ли­вас пред­ла­га­ет обер­нуть «чрез­вы­чай­ное по­ло­же­ние» в де­мо­кра­ти­че­скую сто­ро­ну и по­ка­зы­ва­ет, как воз­мож­ны чрез­вы­чай­ные де­мо­кра­ти­че­ские мо­мен­ты, а глав­ное — ка­ким об­ра­зом при­зрак по­ли­ти­ки чрез­вы­чай­но­го ви­та­ет над по­все­днев­ной жиз­нью и рез­ко пе­ре­во­ра­чи­ва­ет её в неожи­дан­ный мо­мент.

The Shadow of Un­fair­ness: A Ple­beian The­ory of Lib­eral Democ­racy, Джеф­ф­ри Грин

Если преды­ду­щие ав­то­ры пред­ла­га­ли бо­лее или ме­нее ра­ди­каль­ные ре­цеп­ты, то аме­ри­ка­нец Джеф­ф­ри Грин вы­би­ра­ет иную, ре­а­ли­сти­че­скую уста­нов­ку. Он сра­зу при­зна­ёт, что по­дав­ля­ю­ще­му боль­шин­ству граж­дан ли­бе­раль­ная де­мо­кра­тия даже близ­ко не даст того, на что они рас­счи­ты­ва­ют. Эти про­иг­рав­шие — но­вые пле­беи, люди вто­ро­го сор­та, и ни­ка­ких се­рьёз­ных на­дежд из­ме­нить си­сте­му у них нет: вер­нуть­ся к вре­ме­нам ре­аль­но­го ак­тив­но­го граж­дан­ско­го уча­стия уже не удаст­ся. Од­на­ко это не зна­чит, что для них в си­сте­ме во­об­ще нет ме­ста. Грин углуб­ля­ет­ся в по­ли­ти­че­ские эмо­ции «пле­бея» и на­хо­дит оправ­да­ния чер­там, ко­то­рые в по­ли­ти­че­ской тео­рии тра­ди­ци­он­но по­ри­ца­лись — за­ви­сти, небла­го­дар­но­сти, со­зна­тель­но­му от­ка­зу от доб­ро­де­тель­но­сти и даже пре­одо­ле­нию по­ли­ти­че­ской жиз­ни. Ба­зо­вый факт со­вре­мен­ных ли­бе­раль­ных де­мо­кра­тий — их ли­це­ме­рие: они обе­ща­ют всем ра­вен­ство, но на деле вос­про­из­во­дят сте­ну меж­ду «немно­ги­ми» и «мно­ги­ми». И если уж с этим ни­че­го нель­зя по­де­лать, то Грин по­ка­зы­ва­ет, ка­кие ин­сти­ту­ты мо­гут улуч­шить си­ту­а­цию — от ре­гу­ляр­ных пуб­лич­ных про­цес­сов над бо­га­ча­ми и до га­ран­тии, что пле­беи име­ют воз­мож­ность невеж­ли­во пе­ре­би­вать власть иму­щих. Эти ин­сти­ту­ты не поз­во­лят из­ба­вить­ся от фун­да­мен­таль­ной нечест­но­сти со­вре­мен­ной де­мо­кра­тии, но поз­во­лят сде­лать чуть пол­нее жизнь в тени нечест­но­сти.

Бо­нус

«[Про]зре­ние», Жозе Са­ра­ма­го

Кни­га пор­ту­галь­ско­го пи­са­те­ля Жозе Са­ра­ма­го — не нон-фикшн, но труд­но от­де­лать­ся от ощу­ще­ния, что чи­та­ешь луч­шую ил­лю­стра­цию кри­зи­са со­вре­мен­ной ли­бе­раль­ной де­мо­кра­тии. В мо­мент мак­си­маль­ной де­мо­кра­ти­че­ской апа­тии про­ис­хо­дит стран­ная вещь — граж­дане, слов­но не сго­ва­ри­ва­ясь, от­ка­зы­ва­ют­ся при­хо­дить на из­би­ра­тель­ные участ­ки. Вмиг ли­шив­ше­е­ся ле­ги­тим­но­сти пра­ви­тель­ство при­ни­ма­ет эту под­рыв­ную ак­цию за то, что ему при­выч­нее все­го — за за­го­вор, в ко­то­рый во­вле­че­но всё на­се­ле­ние. Но как бо­роть­ся с теми, кто укло­ня­ет­ся от борь­бы? Са­ра­ма­го ярко по­ка­зы­ва­ет са­мое важ­ное про­ти­во­ре­чие со­вре­мен­ной де­мо­кра­тии — в силу го­ло­со­ва­ния в ней мало кто ве­рит, и в то же вре­мя власть в ней за­ви­сит имен­но от го­ло­со­ва­ния. Сце­на­рий, ко­то­рый ри­су­ет Са­ра­ма­го — хо­ро­ший сти­мул, что­бы за­ду­мать­ся о бу­ду­щем де­мо­кра­тии.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *