Что такое денотатный граф в информатике

Прием денотатный граф: учение с осмыслением. Как помочь ученикам структурировать большой объем информации?

Что такое денотатный граф в информатике. Смотреть фото Что такое денотатный граф в информатике. Смотреть картинку Что такое денотатный граф в информатике. Картинка про Что такое денотатный граф в информатике. Фото Что такое денотатный граф в информатике

Объяснив сложный материал, учитель не всегда уверен, поняли дети это материал. Да, они правильно ответили на вопросы, неплохо выполнили небольшой тест, но уверенности почему-то нет. Школьники все, вроде бы, поняли, а копни поглубже — настоящих знаний нет. Это происходит потому, что материал выучен, но не осмыслен как следует. Со временем информация забывается вовсе.

Денотатный граф — герменевтический прием

Прием денотатный граф служит как раз для того, чтобы научить школьника осмыслению информации; собственно, он сам является инструментом осмысления.

Денотатный граф — это схема-дерево, которая определенным образом описывает понятие, раскрывая его аспекты. От понятия-ствола отходят ветки-глаголы, а от них — веточки-имена. Глаголы — это основные действия и отношения, присущие понятию; имена — те понятия и явления, с которыми основное понятие связано.

Прием денотатный граф направлен на рефлексию, поэтому лучше всего использовать его именно на этом этапе урока.

Что такое денотатный граф в информатике. Смотреть фото Что такое денотатный граф в информатике. Смотреть картинку Что такое денотатный граф в информатике. Картинка про Что такое денотатный граф в информатике. Фото Что такое денотатный граф в информатике

Применить прием денотатный граф можно и на других этапах: познания нового, контроля и т.д. Он помогает:

Этот методический прием можно использовать на любом уроке, с любым материалом. Приведем примеры.

Пример 1

Скажем, на уроке истории при изучении темы «Декабристы» сначала вычленяется основное понятие. Чаще всего оно совпадает с темой, в данном случае — декабристы. Его дети записывают в верхний большой прямоугольник.

Затем к понятию подбираются глаголы (страдательные причастия в позиции сказуемого): создавали, требовали, подняли, арестованы, наказаны и т.п. Они вносятся в прямоугольники, расходящиеся веером или, точнее, ветвями от ствола-понятия.

К каждому глаголу подписывается несколько имен, обычно существительных, при необходимости — именных словосочетаний. Например, к глаголу «создали» в нашем примере надо дописать «Северное общество», «Южное общество». К глаголу «требовали» — «отмена крепостного права», «конституция» и так далее. Все это записывается уже на третьем уровне, словно веточки от ветвей-глаголов. При необходимости можно сделать и продолжение — от этих имен тоже отвести глаголы-прутики, а от них снова имена.

Пример 2

На уроке русского языка прием денотатный граф удобен при обобщении теоретического материала. Скажем, изучены теоретические сведения о наречии. Составляем денотатный граф. Основное понятие — наречие. Ветви-глаголы: отвечает, обозначает, образует, не изменяется, является и т.д. Веточки-имена: к глаголу «обозначает» — «признак глагола» и «признак признака», к «образует» — «сравнительную степень», «превосходную степень» и т.д.

Использование денотатных графов на уроке особенно актуально в связи с требованиями новых ФГОС, поскольку позволяет одновременно предлагать обучающимся довольно большой объем материала и формировать необходимые УУД.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Источник

Урок 1
§1. Информация
Информационная грамотность и информационная культура

Содержание урока:

Что такое денотатный граф в информатике. Смотреть фото Что такое денотатный граф в информатике. Смотреть картинку Что такое денотатный граф в информатике. Картинка про Что такое денотатный граф в информатике. Фото Что такое денотатный граф в информатике1.4. Некоторые приёмы работы с текстовой информациейЧто такое денотатный граф в информатике. Смотреть фото Что такое денотатный граф в информатике. Смотреть картинку Что такое денотатный граф в информатике. Картинка про Что такое денотатный граф в информатике. Фото Что такое денотатный граф в информатике
1.3. Этапы работы с информациейЧто такое денотатный граф в информатике. Смотреть фото Что такое денотатный граф в информатике. Смотреть картинку Что такое денотатный граф в информатике. Картинка про Что такое денотатный граф в информатике. Фото Что такое денотатный граф в информатикеСАМОЕ ГЛАВНОЕ
Вопросы и задания

1.4. Некоторые приёмы работы с текстовой информацией

Основная часть накопленной человечеством информации зафиксирована в текстовой форме. Умение эффективно работать с текстовой информацией — важное условие успешной учёбы и профессиональной деятельности в современном мире.

При чтении текстов их можно размечать знаками, например такими:

+ знакомая информация;
! — новая информация;
? — информация, вызывающая сомнение и вопросы.

Очень важно уметь выделять в тексте главное, концентрируя внимание на опорных (ключевых) словах и фразах, несущих основную смысловую нагрузку.

Как правило, тексты избыточны — в них используется гораздо больше слов, чем требуется для передачи информации. С одной стороны, «лишние» слова нужны, т. к. позволяют лучше понять смысл текста. С другой стороны, поняв текст, можно выполнить его смысловое свёртывание, избавившись от лишних слов. Вот некоторые формы представления свёрнутой информации:

аннотация — краткая характеристика книги, статьи или рукописи, их содержания, назначения, ценности и т. д.;
конспект — краткое изложение или краткая запись содержания услышанного или прочитанного, обычно своими словами;
резюме — краткий вывод из сказанного, написанного;
реферат — краткое точное изложение содержания документа, включающее основные фактические сведения и выводы, без дополнительной интерпретации или критических замечаний автора реферата;
тезисы — кратко сформулированные основные положения доклада, лекции, сообщения и т. п.

Широко используются и графические формы свёртывания информации. Рассмотрим некоторые из них.

Что такое денотатный граф в информатике. Смотреть фото Что такое денотатный граф в информатике. Смотреть картинку Что такое денотатный граф в информатике. Картинка про Что такое денотатный граф в информатике. Фото Что такое денотатный граф в информатикеКластер (от англ. cluster — гроздь, скопление) — графическая схема, используемая для представления в структурированном виде ключевых слов и словосочетаний, относящихся к рассматриваемому вопросу. При построении кластера в центральном овале располагают ключевое понятие. В овалах второго уровня — понятия, раскрывающие смысл ключевого. В овалах третьего уровня идёт детализация понятий, упомянутых на предыдущем уровне и т. д. На рисунке 1.4 представлен кластер, описывающий виды компьютерного интерфейса.

Что такое денотатный граф в информатике. Смотреть фото Что такое денотатный граф в информатике. Смотреть картинку Что такое денотатный граф в информатике. Картинка про Что такое денотатный граф в информатике. Фото Что такое денотатный граф в информатике

Рис. 1.4. Пример кластера

Ещё одна графическая форма свёртывания информации — денотатный граф (от лат. denoto — обозначаю). При его построении необходимо придерживаться следующих правил.

1. Выделите ключевое понятие (слово или словосочетание) и проанализируйте его существенные признаки. Впишите ключевое понятие в верхний прямоугольник.

2. Как можно более точно подберите глаголы, связывающие ключевое понятие с его существенными признаками и отражающие движение от понятия к этим признакам. Это могут быть:

• глаголы, обозначающие цель (направлять, предполагать, приводить, давать и т. д.);
• глаголы, обозначающие процесс достижения результата (достигать, осуществлять, выполнять и т. д.);
• глаголы, обозначающие предпосылки достижения результата (основываться, опираться, базироваться и т. д.);
• самые разнообразные глаголы-связки, с помощью которых осуществляется выход на определение понятия.

Впишите глаголы в прямоугольники второго уровня.

3. Конкретизируйте в прямоугольниках следующего уровня смысл выбранных вами глаголов для более полного раскрытия ключевого понятия.

4. Следите за чередованием имени и глагола. Именем может быть одно существительное или группа существительных в сочетании с другими именными частями речи.

5. Проверяйте каждый блок включённой в граф информации во избежание ошибок, несоответствий и противоречий.

На рисунке 1.5 изображён денотатный граф, раскрывающий существенные признаки понятия «система».

Для обобщения и систематизации крупных блоков информации можно использовать интеллект-карты, принципы построения которых придумал британский психолог Тони Бьюзен. Строгих правил построения интеллект-карт не существует, но при их создании можно учитывать следующие рекомендации.

Что такое денотатный граф в информатике. Смотреть фото Что такое денотатный граф в информатике. Смотреть картинку Что такое денотатный граф в информатике. Картинка про Что такое денотатный граф в информатике. Фото Что такое денотатный граф в информатике

Рис. 1.5. Пример денотатного графа

1. В центре листа картинкой или несколькими словами обозначьте основное понятие, возьмите его в рамку или в кружок.

2. От центрального объекта нарисуйте в разные стороны цветные ветви — основные связанные с ним понятия, свойства, ассоциации. Подпишите каждую ветвь одним-двумя словами (надпись должна быть разборчивой).

3. Рисуя интеллект-карту, применяйте как можно больше цветов и как можно чаще используйте рисунки.

4. От каждой ветви нарисуйте несколько более тонких вето- чек — развитие ассоциаций, уточнение понятий, детализация свойств, конкретизация направлений.

5. Смысловые блоки отделяйте линиями, берите в рамку.

6. Связи между элементами интеллект-карты показывайте стрелками разного цвета и толщины.

7. Сначала оформляйте основные идеи, а затем уже их редактируйте, делая карту более понятной и красивой.

На рисунке 1.6 представлена интеллект-карта, дающая развёрнутое представление о понятии «объект».

Что такое денотатный граф в информатике. Смотреть фото Что такое денотатный граф в информатике. Смотреть картинку Что такое денотатный граф в информатике. Картинка про Что такое денотатный граф в информатике. Фото Что такое денотатный граф в информатике

Рис. 1.6. Пример интеллект-карты

Cкачать материалы урока
Что такое денотатный граф в информатике. Смотреть фото Что такое денотатный граф в информатике. Смотреть картинку Что такое денотатный граф в информатике. Картинка про Что такое денотатный граф в информатике. Фото Что такое денотатный граф в информатике

Источник

Существует множество способов графической организации материала: графики, схемы, таблицы, карты. Среди них самыми распространенными являются таблицы. С одним видом таблицы «Толстые и тонкие вопросы» мы уже знакомы. Рассмотрим еще несколько табличных форм.

Таблица 8 «Что? Где? Когда?»

Российские Нобелевские лауреаты (кто?)Область знания (где?)Открытие (что?)Год открытия и год получения премии (когда?)Дополнительные сведения. (как применяется?)

Таблица 9 «Знаю – Хочу узнать – Узнал» (ЗХУ)

ЗнаюХочу узнатьУзнал (или осталось узнать)

Эта таблица нужна, если нужно собрать уже имеющийся по теме материал, расширить знания по изучаемому вопросу, систематизировать их. Таблица состоит из трех колонок. В первую колонку записывают все известные по данной теме понятия. Во вторую колонку вносятся непонятные или неизвестные факты, а так же спорные мысли и вопросы, возникшие в ходе обсуждения темы. Третья колонка заполняется по мере работы над темой.

Концептуальная таблица

Категория сравненияКатегория сравненияКатегория сравненияКатегория сравнения
Факты

используется, когда необходимо провести сравнение нескольких объектов по нескольким вопросам. Этот метод учит рассматривать тему с разных сторон, анализировать и обобщать информацию, находить и анализировать отличительные признаки объектов.

Таблица 10 Пример концептуальной таблицы

Функция и ее свойствау=ху=х 2у=х 3у=1/ху=√х
Область определения
Множество значения
Четность, нечетность
Монотонность
Нули функции

запоминать информацию. Выглядит эта таблица просто: средняя колонка называется «линией сравнения». В ней перечислены те категории, по которым

предполагается сравнивать какие-то явления, события, факты. В колонки, расположенные по обе стороны от «линии сравнения», заносится информация, которую и предстоит сравнить.

Таблица 11 Пример сводной таблицы

извозчикконкаомнибусЛиния сравнениятрамвайавтобустакси
маршруты
популярность
Внешний вид

Таблица 12 Пример таблицы синтез

Ключевые моменты текстаНа чем остановилось вниманиеПочему именно на этом остановилось внимание?

«Инсерт»– один из приемов технологии развития критического мышления, его часто называют технологией эффективного чтения. Он используется при работе с текстом, с новой информацией.

Название приема представляет собой аббревиатуру:

· I –interactive (интерактивная).

· N –noting (познавательная).

· S –systemfor (система).

· E –effective (для эффективного).

· T –thinking (и размышления).

Методика использования метода инсерта состоит в следующем:

1 Прочитать текст, маркируя его специальными значками:

+ – это новая информация для меня;

— – я думал по-другому, это противоречит тому, что я знал;

? – это мне непонятно, нужны объяснения, уточнения.

Маркировки в тексте удобнее делать на полях карандашом. Или можно подложит полоску бумаги, чтобы не пачкать учебники.

2 Заполнение таблицы

V+?
Здесь записываются термины и понятия, встречающиеся в тексте, которые уже были известны.Отмечается все новое, что стало известно из текстаОтмечаются противоречия. То есть, то, что идет вразрез с уже полученными знаниями.Перечисляются непонятные моменты, те, что требуют уточнения или вопросы, возникшие по мере прочтения текста.

Пример заполнения таблицы Инсерт по теме «Реформы Петра I»

V+?
Петр I — первый российский император.Издал «Табель о рангах»Петр I перенес празднование Нового Года на 1 января. Почему?Что еще нового появилось в России во время правления Петра I?

3.Повторное прочтение текста и работа с таблицей.

При этом таблица может пополниться, либо какие-то тезисы уже перейдут из одной колонки в другую. Идет анализ того, как накапливаются знания. Путь от старого к новому становится более наглядным и понятным.

Прием требует не пассивного чтения, а внимательного, заставляет вспомнить то, что уже известно, позволяет вычленить из текста новое, обратить внимание на трудные места, сконцентрироваться на каждой строке текста, предполагает самостоятельный анализ информации. Инсерт довольно эффективен, когда нужно проработать большой теоретический материал.

Графические схемы

Общепринятые в настоящий момент графические схемы – ментальные карты, диаграммы «Рыбьи кости», кластеры, денотатные графы, а также ряд других, реже используемых видов.

«Кластер» происходит от английского «cluster» – рой, гроздь, груда, скопление. С помощью кластеров можно в систематизированном виде представить большие объемы информации. Делая какие-то записи, зарисовки для памяти, мы, часто интуитивно, распределяем их особым образом, компонуем по категориям.

Грозди – графический прием, заключающийся в систематизации материала. Наши мысли уже не громоздятся, а «гроздятся», т. е. располагаются в определенном порядке. Система кластеров охватывает большее количество информации, чем можно было бы получить при обычной письменной работе. Она может быть способом мотивации к размышлению до изучения темы или формой систематизирования информации при подведении итогов. Этот прием развивает умение строить прогнозы и обосновывать их, учит искусству проводить аналогии, устанавливать связи, развивает навык одновременного рассмотрения нескольких вариантов, столь необходимый при решении жизненных проблем. Способствует развитию системного мышления. Основная задача этой формы не только систематизация материала, но и установление причинно-следственных связей между гроздьями.

Правила очень простые. В центре рисуем круг – это наша тема, вокруг нее круги поменьше – крупные смысловые единицы, соединяемые прямой линией с большим кругом, затем круги поменьше и т. д. Таким образом, заголовки смысловых блоков располагаются вокруг основной темы. Большой потенциал имеет этот прием и на стадии рефлексии: на этой стадии можно внести исправления неверных предположений в «предварительных кластерах», заполнить их на основе новой информации, установить причинно-следственные связи между отдельными смысловыми блоками.

Что такое денотатный граф в информатике. Смотреть фото Что такое денотатный граф в информатике. Смотреть картинку Что такое денотатный граф в информатике. Картинка про Что такое денотатный граф в информатике. Фото Что такое денотатный граф в информатике Что такое денотатный граф в информатике. Смотреть фото Что такое денотатный граф в информатике. Смотреть картинку Что такое денотатный граф в информатике. Картинка про Что такое денотатный граф в информатике. Фото Что такое денотатный граф в информатикеРис. 4 Примеры кластеров

Денотатный граф – [от лат. denoto — обозначаю и греч. — пишу] — способ вычленения из текста существенных признаков ключевого понятия. Данный приём перекликается с Синквейном, но в отличие от Синквэйна, приём Денотатный граф необходим, прежде всего, для осмысления учебного материала. Приём можно эффективно использовать при проведении анализа нового понятия, определения с разных позиций его содержания.

Источник

Дидактор

педагогическая практика

Технологический приём ДЕНОТАТНЫЙ ГРАФ

Что такое денотатный граф в информатике. Смотреть фото Что такое денотатный граф в информатике. Смотреть картинку Что такое денотатный граф в информатике. Картинка про Что такое денотатный граф в информатике. Фото Что такое денотатный граф в информатике

Обилие учебной информации часто мешает понимаю сути изучаемого вопроса. Часто учитель, закончив изложение учебного материала, обращается к учащимся с банальным вопросом: » Ну что ребята, поняли?» Дружный возглас «Да-а-а-а!» не должен успокаивать.

В своё время великий К.Д. Ушинский высказался по этому поводу следующим образом:

Понимание — это объяснение самому себе.

Пока ученик сам не разберётся в сути изучаемого явления, процесса, события, сплошь и рядом мы встречаем вызубренные ответы, которые отнюдь не демонстрируют качество усвоения учебного материала.

Очень важно предоставить ученику инструменты ПОНИМАНИЯ.

Графическое изображение процесса понимания предоставляет ниже описанный приём.

Денотатный граф — это весьма эффективный приём технологии критического мышления.

[от лат. denoto — обозначаю и греч. — пишу]

Он является хорошим способом вычленения из текста существенных признаков ключевого понятия.

Что такое денотатный граф в информатике. Смотреть фото Что такое денотатный граф в информатике. Смотреть картинку Что такое денотатный граф в информатике. Картинка про Что такое денотатный граф в информатике. Фото Что такое денотатный граф в информатике

Я воспользовался примером, выложенным на сайте DocMe.

Суть данного приёма заключается в том, что ученик выделяет ключевое понятие (существительное).

Ниже он подбирает глаголы, описывающие наиболее важные процессы, происходящие с данным понятием (существительным). На данном этапе данный приём перекликается с Синквейном (пять строчек).

Для Денотатного графа характерно чередование существительных и глаголов. Поэтому на следующем уровне необходимо представить комментарии к глаголам существительными, иногда связанными с ними прилагательными.

На следующем уровне ученик подбирает глаголы к предыдущим существительным.

Ключевое слово по мере построения графа дробится на слова-«веточки». Приём можно эффективно использовать при проведении анализа нового понятия, определения с разных позиций его содержания.

В отличие от Синквэйна, как правило, используемого для обратной связи, приём Денотатный граф необходим ученику, прежде всего, для осмысления учебного материала.

Источник

Денотатный граф

Что такое денотатный граф в информатике. Смотреть фото Что такое денотатный граф в информатике. Смотреть картинку Что такое денотатный граф в информатике. Картинка про Что такое денотатный граф в информатике. Фото Что такое денотатный граф в информатике

Денотатный граф-один из способов графического представления информации, описание, правило построения, примеры использования.

Что такое денотатный граф в информатике. Смотреть фото Что такое денотатный граф в информатике. Смотреть картинку Что такое денотатный граф в информатике. Картинка про Что такое денотатный граф в информатике. Фото Что такое денотатный граф в информатике

Содержимое разработки

Я полагаю, что ни в каком учебном

заведении образованным человеком стать

нельзя. Но во всяком хорошо поставленном

учебном заведении можно приобрести навык,

который пригодится в будущем, когда

человек вне стен учебного заведения

станет образовывать себя сам.

Важнейшими приемами организации активной самостоятельной познавательной деятельности обучающихся на уроках, являются графические способы представления изучаемой информации. Графика помогает наглядно и понятно представить изучаемую проблему целиком и ее структуру. При графическом представлении повышается мотивация к изучению материала, графическое изображение материала в любой интерпретации, позволяет обучающимся «включить» все виды памяти и усвоить изучаемый материал не менее чем на 90%. Эти способы универсальны, так как они могут использоваться при организации учебного процесса по любому учебному предмету. Данные приѐмы не только помогают обучающимся работать с информационным текстом, но и зримо демонстрируют процессы продвижения от незнания к знанию, помогают выделять основные аспекты в изучаемой информации, формируют умение графически представлять результаты работы с текстом. Графическое представление информации обеспечивает системнодеятельностный подход к обучению, формирует универсальные учебные действия обучающихся: синтез, анализ, самостоятельные поисковые действия.

Один из таких приемов- весьма эффективный графический прием Технологии Развития критического мышления-Денотантный граф.

Цель данного приема: Систематизация и наглядное графическое представление существенных признаков рассматриваемого понятия.

Для денотатного графа характерно чередование существительных и глаголов. Поэтому на следующем уровне необходимо представить комментарии к глаголам существительными, иногда связанными с ними прилагательными.

Далее подбираются глаголы к предыдущим существительным.

2 этап.Максимально точно подберите глаголы, связывающие ключевое понятие и его существенные признаки. Рекомендуется использовать следующие группы глаголов:

глаголы, обозначающие цель — направлять, предполагать, приводить, давать и т.д.;глаголы, обозначающие процесс достижения результата — достигать, осуществляться;

глаголы, обозначающие предпосылки достижения результата — основываться, опираться, базироваться;

глаголы-связки, с помощью которых осуществляется выход на определение значения понятия.

3 этап – подобрать существенные признаки ключевого понятия, которые связываются с ним через выбранные глаголы. Для каждого глагола можно найти 1-3 признака.

Внимание! Денотатный граф составляется сверху вниз. Вначале нужно подобрать глаголы, а только потом сопоставить с ними признаки.

Приём можно эффективно использовать при проведении анализа нового понятия, определения с разных позиций его содержания.

Урок литературного чтения. Образ Ильи Муромца.

1.Выделяем ключевое понятие

2.Подбираем глаголы которые будут связывать наше понятие с его признаками

4 Делаем вывод, что Илья Муромец –Русский богатырь.

Рассмотрим еще один пример построения денотантного графа по теме «Словоизменение глаголов»

Выделяем ключевое понятие –ГЛАГОЛ.

Подбираем глаголы которые будут связывать наше слово с его признаками.

Затем подбираем существенные признаки нашего понятия, через глаголы.

Наше следующие ключевое понятие мы разделили на «веточки»

И продолжили построение нашего графа.

Прием денотатный граф направлен на рефлексию, поэтому лучше всего использовать его именно на этом этапе урока.Но также его можно применять на этапах: познания нового, контроля и т.д.

Денотантный граф помогает:

развить интеллектуальные возможности ученика: способность к анализу и синтезу, к вычленению главного и т.п.;

разложить материал «по полочкам», осознать его;

усвоить связь между различными понятиями, суть их отношений.

Этот методический прием можно использовать на любом уроке, с любым материалом.

В отличие от Синквэйна, как правило, используемого для обратной связи, приём Денотатный граф необходим ученику, прежде всего, для осмысления учебного материала.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *