Что такое десятичная запись числа 5 класс
Понятие о натуральном числе
Натуральные числа и десятичная запись числа
Чтобы сосчитать некоторое количество предметов, используются числа, которые называют натуральными.
С помощью десяти цифр: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 можно записать любое натуральное число. (подобным образом мы используем буквы алфавита, чтобы записать слова)
Такую запись числа называют десятичной ‒ десять единиц каждого разряда составляют одну единицу следующего старшего разряда.
Натуральный ряд
Если натуральные числа записать в порядке возрастания, то получится ряд натуральных чисел ‒ натуральный ряд.
Каждое число в этом ряду меньше последующего на единицу. Наименьшее число среди натуральных чисел — это 1, а наибольшего числа нет.
Многозначные числа
Натуральное число называют однозначным, если его запись состоит из одного знака — одной цифры.
Например, числа 3, 7, 9 — однозначные.
Если запись числа состоит из двух знаков — двух цифр, то его называют двузначным.
Например, числа 25, 44, 65, 80 — двузначные.
Числа 100, 543, 888 — трёхзначные:
Числа 2000, 6791, 1060 — четырёхзначные и т. д.
Двузначные, трехзначные, четырёхзначные, пятизначные и т. д. — это многозначные числа.
Классы и разряды
Прочитать записи однозначных, двузначных и трехзначных чисел (например: 7, 54, 976) затруднений не вызывает.
Чтобы прочесть многозначное натуральное число, его необходимо разбить справа налево на группы по три цифры в каждой. Крайняя левая группа может состоять из одной или двух цифр.
Эти группы называют классами.
Три первые цифры справа ‒ это класс единиц, три следующие — класс тысяч, затем класс миллионов, класс миллиардов и т. д.
Место, занимаемое цифрой в записи числа, называют разрядом.
Если считать справа налево, то первое место в записи числа называют разрядом единиц, второе — разрядом десятков, третье — разрядом сотен и т. д.
Например, в числе 5034 имеем 4 единицы разряда единиц, 3 единицы разряда десятков, 0 единиц разряда сотен и 5 единиц разряда тысяч.
Можно также сказать, что в классе единиц 34 единицы.
Названия некоторых больших чисел
1 тысяча (1 тыс.) – 1 000 (тысяча)
1 миллион (1 млн) – 1 000 000 (тысяча тысяч)
1 миллиард (1 млрд) – 1 000 000 000 (тысяча миллионов)
1 триллион (1 трлн) – 1 000 000 000 000 (тысяча миллиардов)
Рассмотрим число 6 000 126 754.
Его читают: 6 миллиардов 126 тысяч семьсот пятьдесят четыре.
В классе миллионов во всех разрядах стоят нули. Поэтому при чтении числа 6 000 126 754 не произносят название этого класса.
Примеры прочтения чисел:
а) Число 200 700 читается так: двести тысяч семьсот;
б) Число 6 000 008 читается так: шесть миллионов восемь;
в) Число 14 000 002 000 читается так: четырнадцать миллиардов две тысячи.
Значение цифры в записи числа
Значение цифры зависит от её позиции (места) в записи числа.
Например, в записи числа 56 978 цифра 8 означает 8 единиц, так как она стоит на последнем месте в записи числа (в разряде единиц);
В записи числа 42 389 цифра 8 означает 8 десятков, так как она стоит на предпоследнем месте в записи числа (в разряде десятков);
В записи числа 5 300 847 цифра 8 означает 8 сотен, так как она стоит на третьем месте от конца в записи числа (в разряде сотен).
Число 0 и цифра 0
Число 0 натуральным не является.
Цифра 0 означает отсутствие единиц данного разряда в десятичной записи числа. Она служит и для обозначения числа «нуль» (что означает ‒ «ни одного»).
(Например, счёт 1 : 0 хоккейного матча говорит о том, что вторая команда не забила ни одной шайбы в ворота противника.)
Поделись с друзьями в социальных сетях:
Математика. 5 класс
Конспект урока
Ряд натуральных чисел. Десятичная система записи натуральных чисел
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
— десятичная запись натуральных чисел;
— разрядность натуральных чисел
Натуральные числа – числа, которые используют при подсчёте предметов.
Натуральный ряд – последовательность всех натуральных чисел, расположенных в порядке возрастания.
Система счисления – это способ записи чисел с помощью заданного набора специальных знаков (цифр).
Теоретический материал для самостоятельного изучения
С древних времен у человека была потребность в счёте.
Числа, которые используют при подсчёте предметов, называют натуральными числами.
Таким образом, числа: один, два, три, …, десять, …, сто, …, тысяча, …, миллион и так далее – это натуральные числа.
Натуральные числа один, два, три, четыре, пять и так далее, записанные в порядке возрастания и без пропусков, образуют ряд натуральных чисел.
Стоит отметить, что самое маленькое натуральное число – единица (1). В натуральном ряду каждое следующее число на 1 больше предыдущего. Натуральный ряд бесконечен, наибольшего числа в нём нет.
В настоящее время принята десятичная система записи чисел (десятичная система счисления), в которой числа записываются при помощи десяти знаков: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 – эти знаки называют цифрами.
Одна и та же цифра может иметь различное значение в зависимости от позиции, где она расположена в записи числа. Например, в записи числа пятьсот пятьдесят пять первая справа цифра пять означает пять единиц, вторая – пять десятков, третья – пять сотен.
Вот поэтому десятичную систему счисления называют позиционной.
Натуральные числа, записанные одной цифрой, называют однозначными, а записанные несколькими цифрами – многозначными: двумя – двузначными, тремя – трёхзначными и т. д.
Например, числа 1, 8, 9 – однозначные числа; 10, 66, 89 – двузначные числа; 111, 145 – трёхзначные числа; 123456 – шестизначное число.
Для чтения многозначных чисел их разбивают, начиная справа, на группы по три цифры в каждой (самая левая группа может состоять из одной или двух цифр). Эти группы называются классами.
Первый класс справа называют классом единиц, второй – классом тысяч, третий – классом миллионов, четвёртый – классом миллиардов и т. д.
Натуральные числа
Определение натурального числа
Натуральные числа — это числа, которые мы используем для подсчета чего-то конкретного, осязаемого.
Вот какие числа называют натуральными: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13 и т. д.
Натуральный ряд — последовательность всех натуральных чисел, расположенных в порядке возрастания. Первые сто можно посмотреть в таблице.
Какие операции возможны над натуральными числами
Записывайтесь на курсы обучения математике для учеников с 1 по 11 классы!
Десятичная запись натурального числа
В школе мы проходим тему натуральных чисел в 5 классе, но на самом деле многое нам может быть интуитивно понятно и раньше. Проговорим важные правила.
Мы регулярно используем цифры: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. При записи любого натурального числа можно использовать только эти цифры без каких-либо других символов. Записываем цифры одну за другой в строчку слева направо, используем одну высоту.
Примеры правильной записи натуральных чисел: 208, 567, 24, 1 467, 899 112. Эти примеры показывают нам, что последовательность цифр может быть разной и некоторые даже могут повторяться.
077, 0, 004, 0931 — это примеры неправильной записи натуральных чисел, потому что ноль расположен слева. Число не может начинаться с нуля. Это и есть десятичная запись натурального числа.
Количественный смысл натуральных чисел
Натуральные числа несут в себе количественный смысл, то есть выступают в качестве инструмента для нумерации.
Представим, что перед нами банан 🍌. Мы можем записать, что видим 1 банан. При этом натуральное число 1 читается как «один» или «единица».
Но термин «единица» имеет еще одно значение: то, что можно рассмотреть, как единое целое. Элемент множества можно обозначить единицей. Например, любое дерево из множества деревьев — единица, любой листок из множества листков — единица.
Представим, что перед нами 2 банана 🍌🍌. Натуральное число 2 читается как «два». Далее, по аналогии:
🍌🍌🍌 | 3 предмета («три») |
🍌🍌🍌🍌 | 4 предмета («четыре») |
🍌🍌🍌🍌🍌 | 5 предметов («пять») |
🍌🍌🍌🍌🍌🍌 | 6 предметов («шесть») |
🍌🍌🍌🍌🍌🍌🍌 | 7 предметов («семь») |
🍌🍌🍌🍌🍌🍌🍌🍌 | 8 предметов («восемь») |
🍌🍌🍌🍌🍌🍌🍌🍌🍌 | 9 предметов («девять») |
Основная функция натурального числа — указать количество предметов.
Если запись числа совпадает с цифрой 0, то его называют «ноль». Напомним, что ноль — не натуральное число, но он может обозначать отсутствие. Ноль предметов значит — ни одного.
Однозначные, двузначные и трехзначные натуральные числа
Однозначное натуральное число — это такое число, в составе которого один знак, одна цифра. Девять однозначных натуральных чисел: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9.
Двузначные натуральные числа — те, в составе которых два знака, две цифры. Цифры могут повторяться или быть различными. Например: 88, 53, 70.
Если множество предметов состоит из девяти и еще одного, значит, речь идет об 1 десятке («один десяток») предметов. Если один десяток и еще один, значит, перед нами 2 десятка («два десятка») и так далее.
По сути, двузначное число — это набор однозначных чисел, где одно записывается справа, а другое слева. Число слева показывает количество десятков в составе натурального числа, а число справа — количество единиц. Всего двузначных натуральных чисел — 90.
Трехзначные натуральные числа — числа, в составе которых три знака, три цифры. Например: 666, 389, 702.
Одна сотня — это множество, состоящее из десяти десятков. Сотня и еще одна сотня — 2 сотни. Прибавим еще одну сотню — 3 сотни.
Вот как происходит запись трехзначного числа: натуральные числа записываются одно за другим слева направо.
Крайнее правое однозначное число указывает на количество единиц, следующее — на количество десятков, крайнее левое — на количество сотен. Цифра 0 показывает отсутствие единиц или десятков. Поэтому 506 — это 5 сотен, 0 десятков и 6 единиц.
Точно так же определяются четырехзначные, пятизначные, шестизначные и другие натуральные числа.
Многозначные натуральные числа
Многозначные натуральные числа состоят из двух и более знаков.
1 000 — это множество с десятью сотнями, 1 000 000 состоит из тысячи тысяч, а один миллиард — это тысяча миллионов. Тысяча миллионов, только представьте! То есть мы можем рассмотреть любое многозначное натуральное число как набор однозначных натуральных чисел.
Например, 2 873 206 содержит в себе: 6 единиц, 0 десятков, 2 сотни, 3 тысячи, 7 десятков тысяч, 8 сотен тысяч и 2 миллиона.
Сколько всего натуральных чисел?
Однозначных 9, двузначных 90, трехзначных 900 и т.д.
Свойства натуральных чисел
Об особенностях натуральных чисел мы уже знаем. А теперь подробно расскажем про их свойства:
множество натуральных чисел | бесконечно и начинается с единицы (1) |
за каждым натуральным числом следует другое | оно больше предыдущего на 1 |
результат деления натурального числа на единицу (1) | само натуральное число: 5 : 1 = 5 |
результат деления натурального числа самого на себя | единица (1): 6 : 6 = 1 |
переместительный закон сложения | от перестановки мест слагаемых сумма не меняется: 4 + 3 = 3 + 4 |
сочетательный закон сложения | результат сложения нескольких слагаемых не зависит от порядка действий: (2 + 3) + 4 = 2 + (3 + 4) |
переместительный закон умножения | от перестановки мест множителей произведение не изменится: 4 × 5 = 5 × 4 |
сочетательный закон умножения | результат произведения множителей не зависит от порядка действий; можно хоть так, хоть эдак: (6 × 7) × 8 = 6 × (7 × 8) |
распределительный закон умножения относительно сложения | чтобы умножить сумму на число, нужно каждое слагаемое умножить на это число и полученные результаты сложить: 4 × (5 + 6) = 4 × 5 + 4 × 6 |
распределительный закон умножения относительно вычитания | чтобы умножить разность на число, можно умножить на это число отдельно уменьшаемое и вычитаемое, а затем из первого произведения вычесть второе: 3 × (4 − 5) = 3 × 4 − 3 × 5 |
распределительный закон деления относительно сложения | чтобы разделить сумму на число, можно разделить на это число каждое слагаемое и сложить полученные результаты: (9 + 8) : 3 = 9 : 3 + 8 : 3 |
распределительный закон деления относительно вычитания | чтобы разделить разность на число, можно разделить на это число сначала уменьшаемое, а затем вычитаемое, и из первого произведения вычесть второе: (5 − 3) : 2 = 5 : 2 − 3 : 2 |
Разряды натурального числа и значение разряда
Напомним, что от позиции, на которой стоит цифра в записи числа, зависит ее значение. Так, например, 1 123 содержит в себе: 3 единицы, 2 десятка, 1 сотню, 1 тысячу. При этом можно сформулировать иначе и сказать, что в заданном числе 1 123 цифра 3 располагается в разряде единиц, 2 в разряде десятков, 1 в разряде сотен и 1 служит значением разряда тысяч.
Разряд — это позиция, место расположения цифры в записи натурального числа.
У каждого разряда есть свое название. Слева всегда располагаются старшие разряды, а справа — младшие. Чтобы быстрее запомнить, можно использовать таблицу.
Количество разрядов всегда соответствует количеству знаков в числе. В этой таблице есть названия всех разрядов для числа, которое состоит из 15 знаков. У следующих разрядов также есть названия, но они используются крайне редко.
Низший (младший) разряд многозначного натурального числа — разряд единиц.
Высший (старший) разряд многозначного натурального числа — разряд, соответствующий крайней левой цифре в заданном числе.
Вы наверняка заметили, что в учебниках часто ставят небольшие пробелы при записи многозначных чисел. Так делают, чтобы натуральные числа было удобно читать. А еще — чтобы визуально разделить разные классы чисел.
Класс — это группа разрядов, которая содержит в себе три разряда: единицы, десятки и сотни.
Десятичная система счисления
Люди в разные времена использовали разные методы записи чисел. И каждая система счисления имеет свои правила и особенности.
Десятичная система счисления — самая распространенная система счисления, в которой для записи чисел используют десять знаков: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9.
В десятичной системе значение одной и той же цифры зависит от ее позиции в записи числа. Например, число 555 состоит из трех одинаковых цифр. В этом числе первая слева цифра означает пять сотен, вторая — пять десятков, а третья — пять единиц. Так как значение цифры зависит от ее позиции, десятичную систему счисления называют позиционной.
Вопрос для самопроверки
Сколько натуральных чисел можно отметить на координатном луче между точками с координатами:
Десятичная запись числа (5 класс)
5 класс. Десятичная запись дробных чисел
Урок открытия новых знаний
познакомить обучающихся с десятичной дробью, учить читать, записывать десятичные дроби, заменять обыкновенную дробь десятичной.
способствование развитию самостоятельности, критического мышления; развитию памяти, внимания, грамотной математической речи, умения оценивать свою работу, анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы;
воспитание ответственного отношения к учебному труду, дисциплинированности, воли и настойчивости для достижения конечного результата, навыков коммуникативности в работе;
формирование познавательных интересов
Диагностируемые: к концу урока учащиеся должны
знать алгоритм замены обыкновенной дроби десятичной;
уметь читать и записывать десятичные дроби.
интерактивный и объяснительно-иллюстративный
презентация, специально разработанная для этого урока
метод контроля и самоконтроля
урок проводится в классе с интерактивной доской, карточки
Цель урока, сформулированная учащимися: научиться читать и записывать десятичные дроби
Мотивация к учебной деятельности ( Орг. момент )
Актуализация знаний и фиксация затруднений в пробном учебном действии
Выявление места и причины затруднений
Построение проекта выхода из затруднения
Реализация построенного проекта
Первичное закрепление во внешней речи.
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Включение в систему знаний и повторение
Рефлексия деятельности на уроке. Домашнее задание
1 этап: Мотивация к учебной деятельности
включение обучающихся в учебную деятельность
создание условий для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность
Организация учебного процесса на данном этапе:
Древнегреческий поэт Нивей утверждал, что математику нельзя изучать, наблюдая, как это делает сосед. Поэтому будем сегодня работать все активно, хорошо и с пользой для ума
Будь внимательней, дружок.
Начинаем мы урок.
Посмотрите, все ль в порядке:
Книжка, ручка и тетрадка.
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку “5”.
2 этап: Актуализация знаний и фиксация затруднений в пробном учебном действии
— актуализация учебного содержания необходимого и достаточного для восприятия нового материала: чтение и запись десятичных дробей;
— актуализация мыслительных операций, необходимых и достаточных для восприятия нового материала: сравнение, анализ, обобщение;
— фиксирование повторяемых понятий и алгоритмов в виде схем и символов, в виде свойств и правила;
— фиксирование индивидуальных затруднений в деятельности, демонстрирующие на личностно-значимом уровне недостаточность имеющихся знаний;
— мотивирование к самостоятельному выполнению учебных действий.
Организация учебного процесса на данном этапе (фронтальная работа с классом) :
— Чтобы узнать что-то новое, необходимо повторить уже изученный материал. Начнем с устной работы (работа с интерактивной доской):
1. Задачи со слайда
А) тюльпаны Б) дети в классе
Какое число записывается:
а) единицей с четырьмя последующими нулями? (10.000 десять тысяч)
б) единицей с шестью последующими нулями? (1.000.000 один миллион)
4. Назовите классы и разряды числа 458970
3 этап: Выявление места и причины затруднений.
— организация коммуникативного взаимодействия, в ходе которого выявляется и фиксируется отличительное свойство задания, вызвавшего затруднение в учебной деятельности.
Организация учебного процесса на данном этапе:
Посмотрим на слайды:
Из данных чисел вычеркнем
Какие числа остались? Прочитайте их.
Проблема: В чем возникли трудности? Чего мы еще не знаем?
4 этап: Построение проекта выхода из затруднения
— организовать коммуникативное взаимодействие для построения нового способа действия, устраняющего причину выявленного затруднения;
— зафиксировать новый способ действия в знаковой, вербальной форме и с помощью эталона.
Организация учебного процесса на данном этапе:
Построение проекта выхода из затруднений (предлагают дети):
Посмотреть в справочной литературе.
Из справочника : В XVI веке (1585 г.) нидерландский математик Симон Стевин ( слайд ) предложил ограничиться в практических задачах только десятичными дробями и придумал для них более короткую и удобную запись, например:
;
У нас возникла проблема, а как же записать последнее смешанное число в виде десятичной?
Давайте попробуем сформулироватеь тему урока
Какая тема нашего сегодняшнего урока? (Чтение и запись десятичных дробей)
Запись в тетрадь темы урока
Какие цели нам надо поставить сегодня на уроке?
Познакомиться с десятичными дробями.
Научиться читать десятичные дроби.
Научиться записывать десятичные дроби.
Научиться заменять обыкновенные дроби десятичными.
5 этап: Реализация построенного проекта
— организация реализации построенного проекта в соответствии с планом и его уточнение;
— фиксация нового способа действия в речи и в знаках (с помощью эталона);
— фиксация преодоления затруднений.
Организация учебного процесса на данном этапе:
Итак, у нас было два вопроса:
Как записывать десятичные дроби?
Как читать десятичные дроби?
пишем целю часть дроби, отделяя её запятой
записываем числитель дробной части,
в десятичной дроби после запятой должно быть столько же цифр, сколько нулей в записи знаменателя обыкновенной дроби. (если цифр меньше, то пишут впереди цифр нули).
5, 13 = 5
5,013 = 5
5,0013 = 5
5,00013 = 5
При чтении десятичной дроби:
сначала называют ее часть, стоящую до запятой, с добавлением слова «целых»
а затем часть, стоящую после запятой, с добавлением названия последнего разряда.
Например, десятичная дробь 7,35 читается так: «7 целых 35 сотых».
6 этап: Первичное закрепление во внешней речи
— организация усвоения обучающимися нового способа действия при решении задач.
Организация учебного процесса на данном этапе:
Пробуем читать десятичные дроби со слайда.
Задание для самостоятельного выполнения
Решение №1146 (стр. 181) из учебника. Задание выполняется в парах. Решение записывается на доске. Класс проверят правильность выполнения задания по этим записям.
— Если есть ошибки, давайте исправим их
7этап: Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
— проверка умения применять алгоритм записи десятичной дроби на основе сопоставления своего решения с эталоном для самопроверки.
Организация учебного процесса на данном этапе:
— А сейчас каждый проверит сам себя – насколько он сам понял алгоритм записи десятичной дроби и может его применить. Для самостоятельного решения (задание со слайда).
— После выполнения работы обучающиеся выполняют взаимопроверку результатов, исправляют допущенные ошибки. Проводится выявление причин допущенных ошибок.
8 этап: Включение в систему знаний и повторение
— тренировка навыков использования нового содержания совместно с ранее изученным материалом;
— повторение учебного содержания, которое потребуется на следующих уроках.
Организация учебного процесса на данном этапе:
Самопроверка – с доски.
9 этап: Рефлексия деятельности на уроке
— фиксация нового содержания, изученного на уроке; фиксация неразрешенных затруднений, как направление будущей учебной деятельности;
— организация рефлексивного анализа учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных обучающимся;
— организация самооценивания обучающихся;
— организация обсуждения и запись домашнего задания.
Организация учебного процесса на данном этапе:
— вернёмся к началу урока СЛАЙД
— Сейчас сможете прочитать оставшиеся дроби?
— Достигнута ли цель нашего урока?
— За что ты можешь себя ПОХВАЛИТЬ?
— Что тебе УДАЛОСЬ на уроке?
— Над чем еще нужно ПОРАБОТАТЬ?
— Что интересного сегодня узнали о дробях?
— На уроке вы все хорошо работали. Как оцениваете свою работу?
— Домашнее задание с комментированием: записать алгоритм записи смешанных дробей в виде десятичных, п. № д ополнительно: историческая справка о десятичных дробях.