Что такое дециметр 2 класс математика
Математика. 2 класс
Конспект урока
Математика, 2 класс
Урок №7. Метр. Таблица единиц длины
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
— Как переводить одни единицы длины в другие: мелкие в более крупные и крупные в более мелкие, используя соотношения между ними?
Основная и дополнительная литература по теме урока:
1. Математика. 2 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. Ч.1/ М. И. Моро, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова и др. –8-е изд. – М.: Просвещение, 2017. – с.13
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Для измерения длин больших предметов существует более крупная единица измерения – метр.
Метр появился на свет в конце восемнадцатого века во Франции.
В жизненной практике мы можем наблюдать, прежде всего, измерение именно с помощью метра. Зайдем в магазин и понаблюдаем, с помощью чего измеряет продавец длину ткани, клеенки, ленты? Конечно же, с помощью метра. Когда ваши родители соберутся делать ремонт, они сначала с помощью метра измерят длину, ширину, высоту комнат, чтобы рассчитать количество обоев, краски. Из этого следует, что метр – основная единица длины.
Посмотрим на рисунок. Сколько сантиметров помещается в данной линейке?
Сто сантиметров. Значит в одном метре сто сантиметров. 1м=100см
Посмотрим на линейку. Подумаем, сколько дециметров в одном метре?
Мы видим, что 1м это 10 дм
Как соотносятся между собой все единицы измерения длины?
Существует таблица мер длины, которую нужно выучить
Например: пять дециметров семь сантиметров нужно перевести в сантиметры
5 дм 7 см = 50 см + 7 см = 57 см
75 см = 70 см + 5 см = 7 дм 5 см
Сравним два именованных числа: 1 м и 5 дм.
Удобнее сравнивать одинаковые единицы длины, поэтому один метр переведем в дециметры.
Конспект урока математики 2 класс «Метр. Дециметр»
Математика 2 класс Перспектива)учебник Г.В. Дорофеев, Т. Н.Миракова
Методическая разработка урока по математике 2 кл.
Учитель: Мирошниченко Т.В. (МАОУ СОШ № 11 г. Тамбова)
Тема: « Метр, дециметр»
Цель : Создание условий для проявления познавательной активности учеников.
Развивающая: развитие логического мышления, умения решать познавательные задания и применять полученные знания на практике.
Воспитательная: воспитание личностных качеств обучающихся, обеспечивающих успешное выполнение деятельности.
Деятельностная: формирование умения сравнивать различные единицы длины между собой.
Содержательная: расширение понятия о единицах измерения длины, расширение кругозора детей в области знаний о старинных единицах измерения длины на Руси.
Организация пространства урока: Использование ИКТ, презентация, разработанная учителем, учебник, раздаточные материалы.
Принятие социальной роли обучающихся.
Развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в разных учебных ситуациях.
Умение регулировать свою деятельность.
Владение основами самоконтроля и самооценки.
Умение определять понятия, делать выводы.
Готовность получать необходимую информацию, отстаивать свою точку зрения в диалоге.
1.Мотивация к учебной деятельности. Организационный момент. (1 мин)
Очень точная наука,
Очень строгая наука,
— Дети! Посмотрите друг на друга, улыбнитесь! Я желаю вам сегодня на уроке удачи, точных расчетов и вычислений, новых открытий.
— Итак, сядьте удобно, закройте глаза. Повторяйте за мной:
Я в школе на уроке.
Сейчас я начну учиться.
А )Решение логических задач.
— Мама купила 4 шара красного и голубого цвета. Красных шаров было больше, чем голубых. Сколько шаров каждого цвета купила мама?
— Повар разрезал палку колбасы, сделав 4 разреза. Сколько кусков колбасы получилось?
— У девочки 5 яблок, она съела все, кроме 3-х. Сколько яблок у неё осталось?
— У палки 2 конца. Один конец отпилили. Сколько концов осталось у палки?
Б) Игра «Сосчитайте От…и до. » (Кто согласен с отвечающим – хлопают в ладоши)
Сосчитайте от 36 до 45,
от 78 до 85, от 89 до 100.
— Какое число следует за 45, 68, 79, 98.
— Какое число стоит перед числом 30, 78, 89, 100.
— Самое большое двузначное число – это…?
— Самое маленькое двузначное число – это…?
Самое маленькое трехзначное число–это…?
В)Весёлый счет (самостоятельная работа уч-ся со взаимопроверкой)
– Прочитайте величины, записанные на доске:
– В каждой строчке найдите «лишнюю» величину. Почему вы их выбрали?
(- Мы не смогли назвать эти величины.)
— Давайте вспомним как они связаны между собой ( 1 см=10мм; 1дм=10см=100мм)
— Какие единицы вы выберете для измерения длины: червяка, лягушки, собаки, божьей коровки?
– Мы с вами умеем измерять длины небольших предметов с помощью обычной линейки, получая результаты в сантиметрах. А как быть, если нам надо купить в магазине ленту, или отрез ткани на пальто? Удобно будет продавцу отмерять ткань такой линеечкой, как наша? Почему?
— А как вы думаете, в каких единицах удобнее измерить высоту дома?
— Для измерения более крупных предметов ввели новую единицу. А её название вы сможете узнать, если разгадаете математическую шифровку
8+9-2(Р) 13+7(Е) 10-8+9(Т) 6+8(М)
— Как вы думаете, с чем нам предстоит познакомиться сегодня на уроке?
— Кто может назвать тему урока? (Метр)
— Где мы можем найти информацию о метре? (В учебнике, в интернете, спросить у учителя и т.д.)
4. . Построение проекта выхода из затруднений ( 1 мин)
— Думаю, что каждый из вас мечтал о том, какую профессию выбрать для себя в будущем. Сегодня на уроке мы попробуем себя в одной из многочисленных профессий, которые есть на земле. Эта профессия теснейшим образом связана с математикой, точными расчётами, миром чисел. А так же мы познакомимся с более крупными, в отличие от сантиметра, единицами измерения длины, будем учиться сравнивать одни единицы длины с другими. Помогать нам в этом будут наши друзья – Дециметрик и Метрик На уроке мы так же сконструируем некий измерительный прибор.
Предлагаю вам сейчас вспомнить и повторить то, что может нам помочь в дальнейшей работе.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (гимнастика для глаз) найти в классе предметы и надписи, которые нам потребуются на уроке. (1 мин)
5. Изучение новых знаний и способов деятельности (11 мин)
— Вы нашли – линейки, скажите для чего они предназначены и как они нам нужны будут на уроке?
— откройте тетради, запишите число. Классная работа.
— Начертите отрезок длиной 10 см (дети чертят в классе отрезок)
— Кто знает, как по-другому назвать длину в 10 см? (1 дециметр)
— Нас Дециметрик просит запомнить 1 дм = 10 см
— А вот Метрик, нам хочет сообщить следующее:
— Слово дециметр – обозначает «десятая доля метра»
— Из скольких звеньев он состоит? (из 10)
— Длина каждого звена 10 см, чему равна длина всей ломаной?(100см = 10 дм)
— В Древней Руси в качестве единиц измерения длины применялись косая сажень (расстояние от пальцев левой ноги до конца пальцев поднятой правой руки), маховая сажень (расстояние между концами пальцев расставленных в стороны рук), локоть (расстояние от концов пальцев до локтя согнутой руки ),
6. Реализация построенного проекта.
— Теперь мы знаем достаточно для того, чтобы попробовать себя в одной из профессий, о которой я говорила в начале урока. Попробуйте догадаться, что это за профессия: специалист в области техники, который может сконструировать детали, составить чертёж. (Это инженер)
— Слово «инженер» переводе с польского языка означает «врождённая способность, дарование, изобретательность, ум». И действительно, инженеры точны и аккуратны и в работе. Им нельзя ошибиться, иначе может произойти беда.
— Что у вас получилось?
— Что ею можно измерить?
– Воспользуемся полученными знаниями. Дополним до 1 м.
Карточка для 1-ой группы:
Что измеряют в метрах?
Измерьте метровой линейкой длину и ширину стола.
Карточка для 2-ой группы:
Измерьте длину классной доски.
Карточка для 3-ой группы:
Вспомните, где человек использует метр.
Измерьте ширину окна
ФИЗ КУЛЬТМИНУТКА ( Фиксики)
7. Построение системы знаний
1. Работа по учебнику
с.7 № 4, 5 решение задач (работа у доски)
с. 7 № 6 – работа в парах
8. Домашнее задание. (инструктаж к нему)
9. Рефлексия. Заполнение страницы «Дневника открытий».
— Удалось ли нам сегодня выполнить то, что было намечено в начале урока?
-Каким образом Вы преодолевали трудности? Я попрошу вас начать свой ответ с предложенных фраз.
(у детей карточки с начальными фразами возможных ответов)
(Учитель комментирует и выставляет отметки, благодарит за урок)
Презентация по математике: «Дециметр» (2 класс)
Описание презентации по отдельным слайдам:
Сколько хвостиков у 5 щенят? (Пять) Назовите первый день недели. (Понедельник) Сколько месяцев длится весна? (Три: март, апрель, май) Что лишнее: дневник, тетрадь, отрезок? (Отрезок)
Что измеряется килограммами? Масса. А литрами? Жидкость в ёмкости. Сантиметрами? Длина отрезков. Какой инструмент нам помогает чертить отрезки? Линейка. Начертите в тетради отрезки длиной 1 см, 10см. Какой отрезок длиннее?
Мерку новую Знайка в класс нам принёс. Это мера длины. Как её называют? Вопрос. Чтобы тему урока узнать, Эту запись нам надо расколдовать. Р- 10- 4 М- 6- 3 Д- 6- 3 Ц- 7- 3 Е- 9- 4 И- 4+ 6 Т- 9- 7 3 5 4 10 3 5 2 6
Что такое дециметр? 10 единиц- это 1 десяток, а 10 см –это 1 дм. 10 см= 1дм 1 дм = 10 см
Назови соседей каждого числа 18 17 19 11 20 13 10 14
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-1367167
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Минпросвещения создает цифровую психологическую службу для школьников
Время чтения: 1 минута
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Итоговое сочинение успешно написали более 97% выпускников школ
Время чтения: 2 минуты
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
В российских школах могут появиться «службы примирения»
Время чтения: 1 минута
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Тема: «Меры длины – дециметр»
— закреплять знание образования, называния, записи чисел второго десятка.
Не любить никак нельзя.
Очень точная наука,
Запиши числа в порядке убывания
Разложите числа на десятки и единицы:
12, 15, 17, 19, 20 . (Учитель показывает числа. Дети отвечают)
Ш. Объяснение нового материала.
Сам нарисовать сумей-ка!
Пригодится здесь … (линейка)
Начертите прямую линию.
Начертите отрезки 7см, 5см.
(Учитель выдаёт детям мерки равные 1 сантиметру)
— Измерьте длину этой мерки. Чему она равна? (1 сантиметру)
— Я предлагаю вам измерить этой меркой длину вашего учебника, тетради, парты.
— Что вы замечаете? Вам удобно измерять?
— Да, действительно, очень неудобно пользоваться в этом случае сантиметром для измерения длины. Поэтому у людей возникла необходимость ввести новую, более крупную единицу измерения – дециметр.
— сообщение темы и целей урока:
Тема нашего урока: Меры длины – дециметр.
(Учитель выдаёт новую мерку – 1 дециметр)
— Рассмотрите меру длины. Эта мера длины называется – дециметр. В дециметрах можно измерять длину отрезков и длину предметов.
(Дети делают в тетрадях запись – 1 дм.)
— Возьмите линейку и измерьте длину полоски.
— Сколько сантиметров в 1 дециметре?
— Запомните 1 дм = 10 см.
— Посмотрим на линейку. Сколько сантиметров содержится в 1 дециметре?
(Дети делают в тетрадях запись – 1 дм = 10 см.)
Зарядка
Раз, два, три, четыре, пять!
Все умеем мы считать,
Отдыхать умеем тоже –
Руки за спину положим,
Голову поднимем выше
И легко-легко подышим.
Закрепление нового материала.
— Сравните полоски длиной 1 см и 1 дм. Какая из них длиннее? Какая короче?
— Начертите отрезок длиной 10 см. Можно ли сказать, что получился отрезок длиною 1 дм?
Работа с учебником на стр. 57 №3
— Сравни длину различных предметов с дециметром).
Работа с учебником на стр. 58 №4 ,5
— С какой новой мерой длины мы сегодня знакомились?
— Сколько сантиметров в 1 дециметре?
— В какой мере длины измеряли?
-Что можно измерить при помощи 1 дм?
Домашнее задание: с. 53 № 114 ( 3, 4 ст.)
Знакомство первоклассников с мерой длины — дециметр
Ход урока
I. Сообщение темы и цели урока.
— Сегодня у нас с вами необычный урок математики. Во-первых, у нас гости, а когда приходят гости нужно обязательно поздороваться и пожелать всем и нам хорошего настроения.
Давайте, ребята, учиться считать,
Делить, умножать, прибавлять, вычитать.
Запомните все, что без точного счёта
Не сдвинется с места любая работа.
Считайте, ребята, точнее считайте,
Хорошее дело смелей прибавляйте,
Плохие дела поскорей вычитайте.
Учебник научит нас точному счёту,
Скорей за работу, скорей за работу.
— Во-вторых, урок необычный. Сегодня мы будем с вами играть в игру «Крестики-нолики».
— Сегодня мы с вами будем решать задачи и уравнения, решать примеры с круглыми числами и познакомимся с новой единицей измерения длины.
— А вот зачем она нам необходима, мы узнаем на уроке.
— Итак, кто же начнёт игру. Прошу подойти командиров каждой команды и угадать в какой руке у меня ключик. Начинаем игру. Самое главное помогайте друг другу. Начинает команда «Нолики».
II. Решение задач на повторение.
1) «Как хорошо уметь считать».
а) Работа в тетради.
— Число, классная работа.
— А сейчас проведём минутку чистописания. О каком числе пойдёт речь, послушайте?
Ничего нет проще
Число десять написать –
Нужно только к единице
Справа ноль пририсовать.
— Запишите строчку и подчеркните лучшие числа.
б) Математический диктант (2 человека от каждой команды у доски).
— Первое слагаемое 30, второе 50. Чему равна сумма?
— Уменьшаемое 90, вычитаемое 30. Найдите сумму.
— Сумма двух чисел равна 70, одно слагаемое 50. Чему равно другое?
— Я задумала число, к нему прибавила 30 и получила 60. Какое число я задумала?
— Я задумала число, вычла из него 60 и получила 30. Какое число я задумала?
— 80, 60, 20, 30, 90 – как можно назвать эти числа? Почему?
— Какое число самое большое? Какое число самое маленькое?
в) Работа с числами.
— Прочитайте числа: 8521, 423, 80, 14, 8.
— В каком порядке расположены числа?
— Какое число лишнее? Обоснуйте свой ответ.
— Назовите четырёхзначное, трёхзначное, двузначное, однозначное?
— Назовите круглые числа.
г) «Кто быстрее всё решит».
— На доске записаны примеры. Вы ребята выбегаете к доске решаете пример и садитесь на место, выбегает следующий и т.д. Посмотрим, чья команда решит быстро и правильно.
— Теперь выбирает следующее задание команда «Крестики».
— Задание называется «Запомни всё!». Я вам сейчас покажу геометрические фигуры и геометрические тела. (Приложение 2)
— А кто мне скажет, чем отличаются геометрические тела от геометрических фигур?
— Вы должны запомнить как можно больше фигур, а потом их нарисовать и правильно назвать. Кто нарисует фигур больше, тот и победит.
— Кто же больше запомнил фигур? Команда «Крестики» или команда «Нолики».
— Выбираем следующее задание.
III. «Открытие»детьми новых знаний.
— С какой величиной мы сейчас будем работать? (Масса – m.)
— В каких единицах измеряется масса?
— Какова масса арбуза?
— Чья масса больше? На сколько больше?
— С какой величиной мы сейчас будем работать? (Объём – v.)
— В каких единицах измеряется объём?
— Сколько литров воды в ведре?
— Сколько литров в 3 банках?
— Чей объём больше? На сколько больше?
— С какой величиной мы сейчас будем работать? (Длина – L.)
— В каких единицах измеряется длина?
— Покажите мне эту мерочку. (На столе лежит см.)
— Измерьте длину карандаша. Как вы это будете делать?
— Сколько см длина карандаша?
— Измерьте ширину тетради. Сколько см ширина тетради?
— А теперь попробуем измерить длину шарфика нашей мерочкой. (Длина шарфика 50 см.)
— Почему у вас такие разные ответы?
— Почему не получается?
— Я предлагаю поработать в группе и всем вместе обсудить этот вопрос.
— Не забудьте, как мы работаем в группе, выслушиваем каждое мнение, обсуждаем и делаем выводы, выбираем человека, который будет объяснять у доски.
— Что вас удивило в этом задании? Что интересного?
— Вы не можете измерить нашей мерочкой длину шарфика? А почему?
— В чём трудность измерения? (Очень маленькая мерочка – неудобная.)
— Какой меркой здесь удобнее воспользоваться? (Большего размера.)
— Как, вы, считаете, сколько сантиметров должно содержаться в укрупнённой мерочке измерения? (10 см.)
— А почему? (Для удобства.)
— Оказывается, ребята, такая единица измерения уже существует.
— Может быть кто-то уже знает как она называется? (Дециметр – дм.)
(На столе лежит новая мерочка дециметр.)
— Попробуйте измерить шарфик новой мерочкой.
— Сколько таких мерочек уложилось в шарфике? (5)
— Какова длина шарфика? (5 дм)
— С какой новой укрупнённой мерой длины мы познакомились?
— А зачем она нам необходима? Может быть, мы бы обошлись без неё? (Для удобства измерения.)
— Какова длина шарфика в дм? А в см?
5 дм = 10 см +10 см + 10 см + 10 см + 10 см = 50 см
— А можно ли сравнить длину карандаша и длину шарфика?
— Да, вы правы, складывать, вычитать и сравнивать величины можно только тогда, когда они выражены одинаковыми единицами измерения.
IV. Первичное закрепление.
— Ребята, а сейчас я проверю, как вы поняли новый материал.
— Я показываю задание сначала одной команде, а потом второй. Будьте внимательны!
— Почему возникли трудности в последнем задании? В каких примерах? (Когда сравнивали разные единицы длины.)
— Что необходимо было сделать? (Перевести в одинаковые единицы измерения.)
— Кто победил в этом задании? Выбираем следующее.
V. Обучающая самостоятельная работа.
4) «Проверь себя!» (работа в тетрадях).
— Ребята, на доске записаны примеры и уравнения. Вы выбираете для себя любые задания и решаете их в тетради. Задание № 5, 9. (Приложение 5)
«Я могу. У меня получится».
— А теперь проверим. Сверяем ответы с доской.
— Какая команда справилась лучше в этом задании?
— Выбираем следующее задание.
VI. Физкультурная минутка.
— Ребята, будьте внимательны, я буду читать задачи, а вы должны внимательно послушать, посоветоваться со своей командой и ответить на вопрос задачи.
а) От нитки отрезали кусок в 3 дм. Остался кусок в 4 дм. Какова была длина нитки?
4 + 3 = 7 (дм) – длина нитки.
б) У Насти лента длиной в 7 дм, а у Ксюши длиной в 9 дм. У кого лента длиннее и на сколько?
9 – 7 = 2 (дм) – у Ксюши лента длиннее.
в) На урок труда Оля принесла 9 дм тесьмы, а Катя 90 см. Кто принёс больше тесьмы Оля или Катя? Почему?
9 дм = 90 см – одинаково.
— Откройте учебник на странице 52 задача № 6. (Приложение 1, задание № 6.)
— Задачу будем решать в тетради.
— Прочитайте задачу (схема нарисована на доске):
— Что известно в задаче?
— Что необходимо узнать? (Сколько тесьмы у неё осталось?)
— А что такое тесьма? (Прочитайте в словаре.)
— А можно ли сразу ответить на вопрос задачи? (Нет.)
— Почему? (Нам необходимо сначала узнать, сколько тесьмы у неё было?)
— Как ответить на этот вопрос? (Найти целое.)
— Теперь мы можем ответить на главный вопрос задачи? (Нет.)
— Почему? (В задаче говорится о разных мерках длины.)
— Да, ребята, а мы знаем, что сравнивать, складывать, вычитать величины можно только тогда, когда они выражены одинаковыми мерками длины.
— Переведём 30 см в дм.
— Как узнать, сколько дм тесьмы у неё осталось? (От целого отнять часть.)
— Запишите краткую запись и решение в тетрадь.
— А можно записать решение задачи математическим действием?
— В городе Севре (Франция) есть Международное бюро мер и весов. Там в специальном помещении на специальных подставках лежит стержень сделанный из весьма твёрдого сплава платины и иридия. На нём имеются две отметки. Расстояние между ними по международному соглашению принято считать основной единицей измерения длин и называть метром (м) (показать метровую линейку).
— Это более укрупнённая мерка длины, с которой мы познакомимся в будущем (задание опережающего характера – возможность вызвать познавательный интерес).
— Загадываю загадки для каждой команды, если не сможет отгадать загадку одна команда, ход переходит к другой.
— Молодцы, отгадали все загадки. В этом задании никто не победил.
в) 80л, 25л, 17л, 9л, 8 дм.
— C какой новой мерочкой длины мы познакомились?
— Сколько сантиметров в 1 дм?
— А сколько сантиметров в 8 дм?
— Для чего необходима новая мерка длины?
— В чёрном ящике лежит мерка, которой измеряют величину.
— Каждая команда задаёт мне вопросы. А я говорю: «да» или «нет».
— Правильно, это новая мерочка длины.
VII. Итог урока.
— С какой новой мерой длины мы познакомились?