Что такое детская субкультура

Детская субкультура

Что такое детская субкультура. Смотреть фото Что такое детская субкультура. Смотреть картинку Что такое детская субкультура. Картинка про Что такое детская субкультура. Фото Что такое детская субкультура дарья рябова
Детская субкультура

Детская субкультура

Культурные игровые практики рассматриваются как организационная основа формирования детской субкультуры. Это разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребёнка виды самостоятельной деятельности, поведения и опыта, тесно связанные с содержанием его бытия и со-бытия с другими людьми в игре и способствующие формированию готовности и способности ребёнка действовать во всех обстоятельствах жизни и деятельности на основе культурных норм.

Субкультура (лат. sub — под и cultura — культура; подкультура) понятие (термин) в социологии, антро-пологии и культурологии — обозначающее часть культуры общества, отличающейся своим поведением от преобладающего большинства, а также социальные группы носителей этой культуры. Это сообщество по интересам. В 1950 году американский социолог Дэвид Рисмен в своих исследованиях вывел понятие субкультуры как группы людей, преднамеренно избирающих стиль и ценности, предпочитаемые меньшинством.

Детская субкультура – в широком значении это все, что создано человеческим обществом для детей и детьми, в более узком — смысловое пространство ценностей, установок, способов деятельности и форм общения, осуществляемых в детских сообществах в той или иной конкретно-исторической соци-альной ситуации развития. Носителем детской субкультуры является детское сообщество, формирующе-еся в силу половозрастной стратификации общества уже на ранних ступенях социогенеза и выполняю-щее важнейшие функции социализации ребенка.

Примеры содержания детской субкультуры.

— традиционные народные игры (хороводы, подвижные игры, военно-спортивные состязания и пр.);

детский фольклор (считалки, дразнилки, заклички, сказки, страшилки, загадки);

-детский правовой кодекс (знаки собственности, взыскание долгов, мены, право старшинства и опекун-ское право в разновозрастных группах, право на использование грибного/ягодного места);

детский юмор (потешки, анекдоты, розыгрыши, поддевки);

детская магия и мифотворчество («колдовство» против везучего, призывание сил природы для исполне-ния желания, фантастические истории-небылицы);

детское философствование (вопросы типа «почему», рассуждения о жизни и смерти и пр.);

детское словотворчество (этимология, языковые перевертыши, неологизмы);

— эстетические представления детей (составление веночков и букетов, рисунки и лепка, «секреты»);

— наделение прозвищами сверстников и взрослых;

— религиозные представления (детские молитвы, обряды).

Среда в ДОО для формирования детской субкультуры

• постоянные (разнообразные предметы –накопители: коробки, сундуки, сокровищницы с разными мелкими предметами,модели возрастных периодов: «Паровозик времени», «Календарь года», «Лошадки» и др.,

• временные, т. е. присутствующие в группе периодически (коллекции, выставки, оформлен-ные совместно с родителями)

• продукты детской деятельности, полученные в результате реализации проектов (книжки – малышки, альбомы, фотоальбомы, макеты и т. д.)

1. Абраменкова В. В. Социальная психология детства: ребенок среди взрослых и сверстников в онто- и социогенезе // Мир психологии. – 1996. – №3.

2. Беляев, И. А. Культура, субкультура, контркультура / И. А. Беляев, Н. А. Беляева // Духовность и государственность. Сборник научных статей. Выпуск 3; под ред. И. А. Беляева. —Оренбург: Фи-лиал УрАГС в г. Оренбурге, 2002. — С. 5-18.

3. Глушкова О. М. Теоретические аспекты анализа субкультуры // Архитектон: известия вузов. — № 26.

4. Масловская С. В. Место и роль культурно-антропологических практик в системе дошкольного об-разования в условиях модернизации. «Инновации в науке»: сборник статей по материалам XХVIII международной научно-практической конференции (27 декабря 2013 г.)

Консультация «Детская агрессия» Детская агрессия. Что такое агрессия? Агрессия – это физическое или вербальное (словесное) поведение, направленное на причинение вреда.

Что такое детская субкультура. Смотреть фото Что такое детская субкультура. Смотреть картинку Что такое детская субкультура. Картинка про Что такое детская субкультура. Фото Что такое детская субкультураФотоотчет «Детская аэробика» Аэробика считается одним из звеньев в развитии координационных способностей и функциональных сил организма у детей дошкольного возраста.

Консультация «Детская дружба» История о том, что побудило меня сделать детские игро-тренинги о дружбе Остановить свое профессиональное внимание на детской дружбе, меня.

Что такое детская субкультура. Смотреть фото Что такое детская субкультура. Смотреть картинку Что такое детская субкультура. Картинка про Что такое детская субкультура. Фото Что такое детская субкультураДетская фотозона Новый год – один из самых любимых праздников детворы. Нарядная елка, карнавальные костюмы, подарки, игры с Дедом Морозом, встречи со сказочными.

Что такое детская субкультура. Смотреть фото Что такое детская субкультура. Смотреть картинку Что такое детская субкультура. Картинка про Что такое детская субкультура. Фото Что такое детская субкультураДетская поделка «Клоун» Детская поделка «Клоун» 1 апреля – праздник смеха и веселья. В этот день ребята узнали историю и традиции праздника, придумывали шутки.

Консультация «Детская ложь» ДЕТСКАЯ ЛОЖЬ • О чем следует задуматься родителям, обеспокоенным детской ложью? Насколько честны они сами. Родители – главный образец для.

Презентация «Детская безопасность» Основные правила безопасности для детей: 1. Никому не открывать двери, если малыш остался дома один. 2. Если кто-то звонит по телефону,.

Презентация для консультации с воспитателями и родителями в ДОУ «Детская музыкальная субкультура» Понятие детской субкультуры возникло в последние десятилетия в связи с ростом гуманизации и демократизации общественной жизни, ведущих к.

Тест «Детская психология» 1. Низким уровнем психической активности, замедленностью движений, быстрой утомляемостью, высокой эмоциональной сензитивностью характеризуется:.

Источник

Детская субкультура как средство развития социально-нравственных качеств детей подготовительный группы

Что такое детская субкультура. Смотреть фото Что такое детская субкультура. Смотреть картинку Что такое детская субкультура. Картинка про Что такое детская субкультура. Фото Что такое детская субкультура Назиля Насибуллина
Детская субкультура как средство развития социально-нравственных качеств детей подготовительный группы

В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становиться одной из актуальных. Родители и педагоги как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно сделать, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным.

В этом сложном процессе становления человека немало зависит от того, как ребенок адаптируется в мире людей, сможет ли он найти свое место в жизни и реализовать собственный потенциал.

В старшем дошкольном возрасте формирование нравственных качеств личности и привычек культурного поведения активно продолжается. Содержание педагогического процесса на этом этапе составляет воспитание уважения к родным и близким, привязанности уважения к воспитателям, осознанного стремления порадовать старших хорошими поступками, желание быть полезным окружающим. У детей старшей группы необходимо активно и последовательно формировать дружеские взаимоотношения, привычку играть и заниматься сообща, умение подчиняться требованиям, в своих поступках следовать примеру хороших людей, положительным, героическим персонажем известных художественных произведений.

В нравственном воспитании старшего дошкольника продолжает занимать большое место воспитание культуры общения. Формирования уважения к окружающим, доброжелательности, волевых качеств, сдержанности происходит в коллективе сверстников. Коллектив играет в жизни детей все большую роль, взаимоотношения детей усложняются.

В поведении старшего дошкольника ярче выступает связь нравственных качеств и свойств личности с интеллектом, познавательным и интересным, отношением к окружающему миру, к деятельности, к взрослым и сверстникам, к себе. Ребенок в процессе общения уже может быть сдержанным, умеет действовать в интересах партнера или группы сверстников, проявляя при этом волевые достаточные усилия. Но, конечно же, это только начало умения, которое надо развивать и закреплять.

Главным в целенаправленной воспитательной деятельности педагога на ступени старшего дошкольного возраста, продолжает оставаться организация жизни и деятельности ребенка, соответствующая опыту содержательного общения, формированию доброжелательного отношения к сверстникам и окружающим.

При определении содержания,форм и методов нравственного воспитания педагоги опираются на фундаментальные позиции отечественной психологии и педагогики: деятельностный подход и определяющую роль обучения (А. Запорожец, Д. Эльконин, В. Давыдов и др.). Деятельность служит педагогическим инструментом воспитания и развития дошкольников. Обучение, тесно связанное с деятельностью, дает для нее содержательный материал. В дошкольный период развития ребенка ведущей является игровая деятельность. Постепенно благодаря игре ребенок овладевает разнообразными видами деятельности. Эффективность процесса приобщения детей к социальной действительности во многом зависит от того, какими средствами пользуется педагог. Очень полезно проанализировать их с точки зрения разнообразия, потенциальных возможностей для решения педагогических задач и специфики использования в работе с детьми дошкольного возраста.

С этой точки зрения все средства познания можно разделить на три группы. Первая группа — источники, получение информации из которых вполне контролируется и управляется взрослым (скорее всего это сам взрослый, грамотно и достоверно передающий детям информацию о мире). Вторая группа — источники, поддающиеся частичному управлению со стороны взрослых (художественная литература, изобразительное искусство, музыка). При этом влияние взрослого — педагога или родителя — на сам источник, как правило, отсутствует, то есть мы не диктуем писателю или художнику, о чем и как писать. Производится лишь отбор средств с позиции их педагогической целесообразности. И, наконец, к третьей группе можно отнести те источники, которыми взрослый управлять практически не может («случайная» информация, которую ребенок может получить из общения со сверстниками, старшими детьми, из собственных наблюдений окружающей действительности).

Отбирая содержание работы с детьми старшего дошкольного возраста педагог всегда учитывает место каждой обучающей ситуации и каждого метода в общей системе воспитания, направленной на нравственное формирование личности дошкольника.

Детская субкультура – особая система бытующих в детской среде представлений о мире, ценностях, совокупность особенностей поведения, форм общения и деятельности самих детей, своего рода культура в культуре, живущая по специфическим и самобытным законам, хотя и встроенная в общее культурное целое. Субкультура – форма социального образования детства, регулирующая взаимодействие детей внутри своей группы и на уровне возрастных подгрупп. Носителем основных культурных ценностей является детское сообщество, которое транслирует их через соответствующие традиции, обычаи, ритуалы и т. д.

Основные задачи приобщения дошкольников к детской субкультуре:

Развитие у детей самостоятельности и ответственности как основных ценностей системы взросления в процессе организации разновозрастного общения в условиях образовательного учреждения;

Расширение и обогащение опыта конструктивного взаимодействия с окружающими на межличностном уровне, построения социальных организации отношений на основе своего неповторимого личностного потенциала;

Формирование образа школьника как эмоционально привлекательной, социально желаемой роли в будущем.

В ходе решения первой и второй задач целенаправленно создаются условия, обеспечивающие интеграцию ребенка в детское сообщество, накопление опыта регуляции взаимодействия между детьми разных возраста и пола, и возможность транслировать окружающим свой собственный внутренний мир.

Используются следующие формы работы:

Презентации жизни детской группы. Данная работа способствует развитию социальной уверенности и накоплению опыта разновозрастного общения;

Выставки авторские и тематические. Эта форма работы направлена на трансляцию собственного внутреннего мира и осознание значимости своей личности;

Праздничные события и игровые тематические проекты. Включение ребенка в эти формы обеспечивает накопление опыта социальных взаимодействий, развитие групповой сплоченности и эмоционального сближения детей друг с другом.

Совместные праздники детей и родителей, в процессе подготовки и проведения которых создаются условия для гуманизации межличностных отношений.

Кроме того, специфическая задача приобщения воспитанников дошкольного учреждения к детской субкультуре – формирование образа школьника как социальной желаемой роли в будущем и готовности к ее позитивному принятию.

Таким образом, приобщение ребенка к детской субкультуре способствует гармонизации социализации – индивидуализации ребенка в группе сверстников, осознанию своего социального «я» и формированию готовности к позитивному принятию роли школьника в будущем.

Иванова Н. В., Бардинова Е. Ю., Калинина А. М. Социальное развитие детей В ДОУ: Методическое пособие. – М. :ТЦ Сфера, 2008

Петрова В. И. Нравственное воспитание в детском саду. : Программа и методические рекомендации. Для занятий с детьми 2 – 7 лет/В. И. Петрова. – 2-е изд. испр. И доп. – М. : Мозайка – Синтез, 2006. 80с.

Петрова В. И., Стульник Т. Д. Этические беседы с детьми 4—7 лет: Нравственное воспитание в детском саду. Пособие для педагогов и методистов. — М. : Мозаика-Синтез, 2012.-80 с.

Родительский клуб как форма организации взаимодействия с родителями по формированию детской субкультуры. Тема: «Родительский клуб как форма организации взаимодействия с родителями по формированию детской субкультуры». «От того как прошло детство,.

Средства приобщения детей к социальной действительности В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. Родители и педагоги как никогда.

Источник

Направления детской субкультуры в предметно-развивающей среде ДОУ как средства обогащения социального опыта дошкольника

Что такое детская субкультура. Смотреть фото Что такое детская субкультура. Смотреть картинку Что такое детская субкультура. Картинка про Что такое детская субкультура. Фото Что такое детская субкультура Ирина Шилова
Направления детской субкультуры в предметно-развивающей среде ДОУ как средства обогащения социального опыта дошкольника

В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. Родители и педагоги, как никогда раньше, обеспокоены тем, что нужно сделать, чтобы ребенок, входящий в мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным.

В этом сложном процессе становления человека немало зависит от того, как ребенок адаптируется в мире людей, сможет ли он найти свое место в жизни и реализовать собственный потенциал.

Однако если процесс социализации личности ребенка привычен для детских дошкольных учреждений и освоен ими, то процесс индивидуализации – это еще сложное звено нашей деятельности.

Одним из эффективных механизмов, обеспечивающих решение этой задачи, является детская субкультура. В процессе приобщения к ней целенаправленно создаются условия, способствующие накоплению социального опыта взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, развитию его умений войти в детское общество, действовать совместно с другими, то есть активно осуществляется процесс социальной адаптации. Вместе с тем, познание мира сверстников, взрослых дает возможность приобщиться к ценностям других людей, осознавать свои предпочтения, интересы, корректировать и формировать собственную систему ценностей, то есть происходит процесс индивидуализации.

В качестве основного средства обозначенной проблемы рассматривается детская субкультура,основными проявлениями которой являются:

• традиционные народные игры;

• собирательство и коллекционирование;

детский фольклор (считалки, дразнилки, заклички, сказки, страшилки, загадки);

детский юмор (потешки, анекдоты, розыгрыши, поддевки);

детский правовой кодекс (взыскание долгов, мены, право старшинства и опекунское право, право на использование конкретного места;

детская магия и мифотворчество («колдовство»);

детское философствование (вопросы «почему?», рассуждения о жизни и смерти и т. п.);

детское словотворчество и т. д.

Ведь именно детская субкультура наиболее полно отвечает социальным потребностям современных детей. Социализирующие возможности ее велики. Мы, педагоги и родители, по-другому сморим на мир своих детей, раскрываем его с позиции ребенка. Посредством детской субкультуры удовлетворяются важнейшие социальные потребности ребенка, такие как потребность в изоляции от взрослых, близости с другими людьми, за пределами семьи, потребность в самостоятельности и участии в социальных изменениях.

«Одна из главных особенностей детской субкультуры заключается в том, что, с одной стороны, в ней мир детства заявляет о своем отличии от мира взрослых, а с другой стороны – детская субкультура – это скрытое, диалогическое обращение к миру взрослых, самобытный способ его освоения и самоутверждения в нем» (В. Т. Кудрявцев, Д. И. Фильдштейн).

Эффективность использования возможностей детской субкультуры в педагогическом процессе в значительной степени определяется предметно-развивающей средой, которая постепенно пополняется соответствующими компонентами. Они позволяют ребёнку глубже познать и раскрыть свои возможности, а также возможности других людей, освоить различные социальные роли, взаимоотношения, усвоить ценности окружающего мира и адаптироваться в окружающем мире.

Одним из компонентов формирования детской субкультуры является коллекционирование и собирательство. В его основе лежит радость от сочетания однородности с разнообразием, что даёт ребёнку представление о богатстве мира и его многоцветности. Коллекционирование – не только увлекательное, но и развивающее занятие. Классифицируя собранные объекты, ребёнок учится определять, что их объединяет, чем они отличаются. С коллекциями можно играть, развивать речь, мышление, сенсорные способности ребёнка, знакомить его с окружающим миром. Где взять предметы для коллекций? Их можно найти рядом, нужно лишь внимательно присмотреться. Так, после знакомства с настольно-печатной экологической игрой «Что сначала? Что потом?» у детей появился интерес о создании коллекции фотографий диких и домашних животных, человека, птиц, насекомых, цветов, времен года и т. д. Дети сами определяют место для коллекции, где могут самостоятельно исследовать любой предмет, общаться между собой и транслировать полученные знания родителям. Этот центр постоянно пополняется новыми фотографиями, материалами, познавательной литературой.

С целью удовлетворения важнейшей социальнойпотребности ребенка руками родителей педагогов и воспитанников созданы:

-центр патриотического воспитания. В нем представлены семейные фотографии воспитанников «генеалогическое древо семьи», альбом с фотографиями родного села и края,

— центр народного творчества, где дети знакомятся с национальной русской культурой, с русскими народными праздниками и традициями. Проводятся праздники «Осенние посиделки», «Праздник русской березки», «Колядки», «Масленица», «Праздник Ивана Купалы» Все воспитанники наряжаются в русские народные костюмы и веселятся.

В группе создано игровое пространство в стиле русской деревни. Дети могут пойти по воду к колодцу с ведрами на коромысле, полежать на русской печи, устроить посиделки у настоящего плетня, выглянуть в окошко с занавесками русской избы. На этом фоне русского духа лучше запоминаются поговорки и пословицы, народные песни и танцы. Все это направлено на приобщение детей к духовной культуре, пробуждение у дошкольников основ национального самосознания, национальной принадлежности.

Самая предпочитаемая игра с игрушками нового поколения у девочек – “Барби и Кен”, где дети дают волю своему воображению, используя специально созданные своими руками для мира Барби атрибуты – мебель, одежду, животных, транспорт, продукты питания. На основе этого создан модуль «Домик Барби». Во время практической работы обязанности распределяются таким образом, чтобы все дети делали не одно и тоже. Например, одни шьют шторы, другие мастерят мебель, лепят посуду. Многое может быть сделано не на специально организованных занятиях. А в индивидуальном порядке отдельными детьми по их желанию в свободное время и даже дома.

Приобщаясь к детской субкультуре, ребёнок принимает возрастные нормы поведения в группе сверстников, учится эффективным способам выхода из трудных ситуаций, исследует границы дозволенного, решает свои эмоциональные проблемы и овладевает собственным поведением, что формирует его как личность.

Развивающее общение в предметно-развивающей среде Одной из важнейших задач младшего возраста является развитие речи и общение детей. Условием развития коммуникативных способностей детей.

Аналитическая справка предметно-пространственной развивающей среде в ДОУ Аналитическая справка предметно-пространственной развивающей среде в ДОУ по ФГОС ДО Дата проведения анализа: сентября 2016г Характеристика.

Что такое детская субкультура. Смотреть фото Что такое детская субкультура. Смотреть картинку Что такое детская субкультура. Картинка про Что такое детская субкультура. Фото Что такое детская субкультураАнализ системы экологического образования дошкольников как средства реализации приоритетного направления деятельности ДОУ Приоритетным направлением деятельности нашего ДОУ является познавательное развитие дошкольников. Система работы по экологическому образованию.

Требования к развивающей предметно-пространственной среде ДОУ (ФГОС). Консультация для педагогов Консультация «Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ Старший воспитатель: Гавриленко Н. В. Консультация для педагогов Требования.

Что такое детская субкультура. Смотреть фото Что такое детская субкультура. Смотреть картинку Что такое детская субкультура. Картинка про Что такое детская субкультура. Фото Что такое детская субкультураРегиональный компонент в предметно-развивающей среде Региональный компонент в предметно-развивающей среде. Мы живём в Ростовской области. Наш край богат историей живших здесь казаков. Так хочится.

Презентация «Средства обогащения детского опыта и перенос его в самостоятельную театрализованную деятельность». Тема: «Средства обогащения детского опыта и перенос его в самостоятельную театрализованную деятельность». Подготовила воспитатель Тихонова.

Родительское собрание «Совместная работа по созданию условий для обогащения социального опыта дошкольников». Ход собрания: Здравствуйте, уважаемые родители! Мы очень рады видеть вас. Давайте сегодня поговорим о совместной работе по созданию условий.

Источник

Детская субкультура и ее особенности в современном социуме

Детская субкультура и ее особенности в современном социуме

Детство – это феномен, который имеет биологическую основу, опосредован многими социально-культурными факторами. В рамках культурно-исторической концепции Л.С. Выготского средой развития и воспитания ребенка признается культура. Осваивая основные черты и содержание культуры своего общества, менталитет, культурные образцы и стереотипы в поведении и мышлении, ребенок не только усваивает все основные идеи культуры и связи между ними, но и перенимает методику реагирования на весь спектр возможных ситуаций, в том числе и непредвиденных. Среди способов инкультурации выделяется детская субкультура.

Под субкультурой понимается устойчивая совокупность специфических культурных черт, характерных для определенной социокультурной группы и влияющих на стиль жизни, мышление ее членов. Детская субкультура – это все то, что создано человеческим обществом для детей и детьми; в более узком значении – это смысловое пространство ценностей, установок, способов деятельности и форм общения, осуществляемых в детских сообществах в той или иной конкретно-исторической социальной ситуации развития. Дети являются носителями, хранителями и творцами собственной субкультуры, которая отличается наличием собственной картины мира. Это своего рода культура в культуре, живущая по специфическим и самобытным законам детства, хотя и встроенная в общее культурное целое.

Специфика детской субкультуры определяется многочисленными объективными и субъективными факторами. Особенную роль в формировании детской субкультуры, по мнению Е.Ю. Копейкиной, играют пространственно-временные характеристики бытия ребенка в системе культуры – «социокультурный хронотоп».

Социокультурный хронотоп включает в себя три элемента: 1) все, что создано человечеством, – общую культуру, 2) все, что создано человеком в конкретное историческое время – хронос и 3) все, что создано конкретным этносом в конкретном историческом пространстве – топос. По замыслу автора, социокультурный хронотоп демонстрирует не только то, на чем строится культура вообще и субкультура детства, в частности, но и то, как осуществляется вхождение ребенка в мир взрослой культуры–инкультурация. Каждый ребенок живет и в общем физическом (календарном времени) и пространстве, и в конкретном социокультурном времени и пространстве. Соответственно, каждый ребенок «включается» в культуру своего народа через свое физическое время (возраст); через социокультурное время (культура человечества); и через историческое время и пространство этноса (местная культура).

Как особый специфический этап в развитии личности детство, по утверждению И.С. Кона, можно понять только лишь с учетом возрастного переживания символизма, т.е. через систему детских представлений, образов, чувств и настроений, в которых ребенок и воспринимает культуру взрослых людей, осмысливая свой собственный жизненный путь.

Возрастной символизм предстает, с одной стороны, как способность ребенка воспринимать по-своему мир, в котором он живет, а, с другой– рассматривается как подсистема культуры, строящаяся на нормативных возрастных критериях, стереотипах, представлениях, обрядах, ритуала и наборе ценностей– на всем том, что и составляет содержание любой возрастной субкультуры.

В общечеловеческой культуре детская субкультура играет, по всеобщему признанию, хотя и подчиненную, но относительно автономную роль. Об автономии детской субкультуры свидетельствует и тот факт, что взрослые зачастую не замечают ее проявлений.

Собственный мир «для себя» представляет собой неинституционализированную форму социального образования детства, регулирующую социальное взаимодействие детей внутри своей группы и на уровне возрастных групп.

Содержание детской субкультуры составляют такие компоненты как: традиционные игры, ставшие детскими; детский фольклор; детский «правовой кодекс», раскрывающий своеобразие норм поведения, взаимоотношений со сверстниками; детский юмор, так называемый смеховой мир детства (перевертыши, истории-небылицы); своеобразные увлечения (детское коллекционирование; способы и формы свободного времяпрепровождения) и др.

Особое место занимают субкультурные формы, играющие решающую роль при овладении ребенком содержанием общечеловеческих ценностей: детские проблематизации, детское философствование, словотворчество, сказочный мир. Исследователи выделяют также детскую картину мира – особую систему мировоззренческих знаний, которая включает в себя совокупность представлений, смысловых отношений, охватывающих основные стороны взаимодействия ребенка с миром.

Мировоззрение ребенка в значительной степени отличается от мировоззрения взрослого: между ребенком и реальностью выдвигается промежуточный мир. Собственная система мировоззренческих знаний складывается у ребенка благодаря механизму интериоризации в процессе взаимодействия его с предметами и совместной деятельности его со взрослым и сверстниками. Это достаточно характерный для ребенка мир эгоцентрического мышления и фантазии.

Важным способом формирования, сохранения и трансляции картины мира служит детский фольклор и другие разновидности языка детской субкультуры. Перечисленные компоненты детской субкультуры почти не существуют отдельно, а лишь в различных сочетаниях.

Содержанием детской субкультуры являются не только актуальные особенности поведения, сознания, деятельности, но и социокультурные, социогенетические инварианты – относительно устойчивые во времени и пространстве образы, модели, тексты, передаваемые детьми из поколения в поколение. Приспосабливаясь к этим пластам субкультуры, ребенок вступает в диалог культур, логик, моральных представлений, языков.

Основными функциями детской субкультуры, по В.В. Абраменковой, являются: социализирующая; самореализации; психотерапевтическая; культуроохранительная; прогностическая.

Таким образом, детская субкультура представляет собой уникальный феномен, являющийся сущностно-смысловой характеристикой и результатом жизнедеятельности детского сообщества. Посредством детской субкультуры удовлетворяются важнейшие потребности ребенка в изоляции от взрослых, в близости с другими людьми за пределами семьи, в самостоятельности и участии в социальных изменениях.

В детской субкультуре формируется целостный жизненный опыт ребенка, осуществляется его культурное развитие.

Современное детское сообщество, по признанию исследователей, претерпевает значительные изменения. Наблюдается сокращение пространства для детских игр и детского быта, как в городах, так и в сельской местности, что негативно отражается на социальном содержании деятельности и психологическом состоянии детского сообщества.

Территориальное разъединение детей и разрыв между детскими поколениями приводит к невозможности реализации детьми своей групповой жизни, к сужению игрового пространства детства, ограничению передачи детского опыта, всего богатства форм детской субкультуры от одного поколения к другому.

К фактам дисгармонии современной детской субкультуры относится утрата или обеднение отдельных ее проявлений – игр, фольклора, правовых норм и др., что происходит под влиянием средств массовой информации. Особенно критичной выглядит ситуация, касающаяся игровых традиций – групповых подвижных игр, детского игрового фольклора.

Детская субкультура испытывает серьезные изменения и в плане развития разнообразных видов детского творчества. Если раньше в потребности старших дошкольников превалировала ориентация на творческие виды деятельности, в том числе в познавательной сфере, то сегодня приоритет познания, творческой деятельности и тем более нравственных потребностей почти утрачен.

Исследование Р.И. Яфизовой, проведенное в России, показало, что независимо от того, какое дошкольное учреждение посещал ребенок старшего дошкольного возраста, из какой он семьи, какой национальности, и из какого по величине и значению города или региона, – все они устойчиво выделяют игру как желаемый вид деятельности; продуктивные виды деятельности занимают почетное второе место и включают рисование, конструирование, лепку, аппликацию, ручной труд. В позицию не любимого попадают такие виды деятельности, как учиться, читать, писать, т.е. нетипичные для дошкольников. Познавательная деятельность, детское экспериментирование привлекают внимание детей, но только в том случае, когда не происходит замены познавательной деятельности на учебную. На вопрос, чему бы ты хотел научиться, больше половины ответов связано с умениями практической деятельности (лепить, рисовать, играть).

Единичными называются творческие умения (петь, играть на гитаре, писать масляными красками) и умения, связанные с неосуществимыми желаниями (летать, как птица, жить на дереве, научиться волшебству и т.п.).

В настоящее время наблюдается все углубляющийся разрыв между культурой для детей, создаваемой взрослыми, и детской субкультурой. Зачастую книги, фильмы для дошкольников, на самом деле, не учитывают возрастные возможности детей этого возраста, не рассчитаны на детское восприятие ни по форме, ни по содержанию. Насаждается так называемое «раннее развитие» ребенка посредством обучения его иностранным языкам, началам математики, грамоты, начиная с раннего возраста, ведет лишь к перегрузке памяти ненужными ребенку сведениями. И в первом, и во втором случае мы имеем дело с коммерческим продуктом в чистом виде.

Особое место в формировании содержания детской субкультуры играет реклама, влияющая на память, внимание ребенка. Дети знают наизусть от 2-3 до 4-5 текстов рекламы. Выражения из них часто используются в детских разговорах. В то же время книга, особенно поэзия в жизни современного дошкольника занимает едва ли не последнее место. Как отметила О.Н. Сомкова, дошкольники имеют предпочтения в рекламе, но в поэтическом творчестве – нет.

Происходят изменения в сфере детского коллекционирования. Если раньше дети собирали открытки, марки, позже книги – часто вместе с родителями, то теперь ведущее место в этом виде детской субкультуры занимают фантики (например, обертки жвачек), наклейки, вкладыши. Излишне говорить, что художественная ценность этих «произведений» крайне низкая.

Психологи (Б.Д. Эльконин и др.) считают состояние детской субкультуры, игры и детского сообщества важными индикаторами положения детства. Рассмотренные особенности детской субкультуры как элемента детства свидетельствует о тенденциях ее трансформации в современном социуме. В этой связи важнейшем перспективой для научных исследований является разработка критериев психолого-педагогической экспертизы товаров для детей в широком смысле этого слова, включая информационные, с целью создания полноценных условий для полноценного развития личности ребенка.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *