Что такое детское соматическое отделение
Соматические болезни
Соматическое отделение Детского городского многопрофильного клинического специализированного центра высоких медицинских технологий занимается обследованием и лечением детей с острыми и хроническими заболеваниями:
В задачи отделения входит обследование детей с лихорадкой (субфебрилитетом) неясной природы, с хронической носоглоточной инфекцией, дефицитом массы тела (гипотрофией), нарушениями питания, артритами, артралгиями.
В качестве методов диагностики выполняются следующие исследования:
— эндоскопические (ФГДС, эндоУЗИ, энтероскопия, ректороманоскопия, фиброколоноскопия, бронхоскопия) с биопсией слизистых, экспресс диагностикой HP-инфекции, бактериологичиским и цитоморфологическим исследованием бронхосмывов;
— ультразвуковое исследование органов брюшной полости, почек, мочевого пузыря, сердца, плевральных полостей, головного мозга, УЗДГ БЦА;
— все виды других лучевых исследований (обзорные рентгенограммы, рентгенологические исследования с использованием контрастных веществ, пассаж бария по ЖКТ), спиральная компьютерная томография (КТ), ЯМРТ, МРХПГ;
— ЭКГ, суточное мониторирование ЭКГ, велоэргометрия, суточное мониторирование артериального давления, пробы с дозированной физической нагрузкой (велоэргометрия), медикаментозные пробы, ЧПЭФИ.
Отделение является базой кафедры педиатрии ВМА. Пациентов консультируют д.м.н., профессор, заведующий кафедрой детских болезней ВМА Н.П. Шабалов, ассистент кафедры врач-гастроэнтеролог, к.м.н. Н.Б. Думова. Пациенты с заболеваниями ЖКТ могут продолжить амбулаторное наблюдение у гастроэнтеролога в КДЦ Детского городского многопрофильного клинического специализированного центра высоких медицинских технологий.
Отделение является базой кафедры детских болезней с курсом неонатологии СПбГМУ. Пациентов консультирует профессор, заведующий кафедрой, д.м.н. А.С. Симаходский.
Заведующая отделением: Плутова Наталья Николаевна, тел. 217-20-11
Психосоматические заболевания детского возраста: интервью «Лечащего врача»
Заболевания, известные современной медицине, исчисляются десятками тысяч. Значимое место при этом занимают две большие группы: соматические заболевания, которые влияют на функцию тех или иных внутренних органов, и психические заболевания, изменяющие восприятие реальности и личность пациента. Сегодня все больше данных указывает на то, что такое строгое деление не совсем верно, поскольку ряд соматических заболеваний могут быть спровоцированы психическими факторами, например, стрессом. В то же время, соматическая патология может повлиять на формирование и манифестацию у пациента тех или иных патологических психических состояний.
В связи с этим особую значимость приобретает диагностика и лечение психосоматических расстройств. Этот термин объединяет соматические заболевания, которые не вызваны определенной структурной патологией органа и могут быть обусловлены неблагоприятным состоянием психической сферы. Они особенно распространены среди жителей крупных городов, которые каждый день подвергаются значительному стрессу.
Психосоматические заболевания могут развиться не только у взрослых, но и у детей. Этой проблеме был посвящен один из мастер-классов Вейновских чтений – крупнейшей ежегодной конференции, посвященной актуальным проблемам неврологии. Спикеры подготовили ответы на несколько вопросов наших корреспондентов.
Леонид Семенович Чутко, д.м.н., профессор, руководитель Центра поведенческой неврологии Института мозга человека (Санкт-Петербург).
Светлана Александровна Немкова, д.м.н., профессор кафедры неврологии, нейрохирургии и медицинской генетики педиатрического факультета Российского Национального исследовательского медицинского Университета им.Н.И.Пирогова Минздрава России.
ЛВ: Когда стали выделять психосоматические заболевания?
Впервые понятие «психосоматическое заболевание» предложил немецкий врач Хайнрот в 1818г. Он использовал данный термин для обозначения взаимосвязи телесных недугов пациентов и их душевных страданий. Хайнрот предположил, что соматические расстройства могут вызываться душевными расстройствами. Идеи связи телесного и психического высказывались еще Гиппократом.
В 1922 году благодаря венскому психоаналитику Дойчу было введено понятие «психосоматическая медицина». Концепция психосоматической медицины основана на представлении о взаимосвязи психической и физической сфер жизнедеятельности человека. Она объединила такие заболевания, как ишемическая болезнь сердца, артериальная гипертензия, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, бронхиальная астма, псориаз. Существенную роль в их патогенезе играют неблагоприятные психические воздействия.
Диагностика и лечение психосоматических заболеваний остается одной из важнейших проблем медицины и сегодня. Согласно современным данным, психосоматическая патология является причиной обращения за медицинской помощью в поликлинику детей в 8-40% случаев.
ЛВ: Чем опасны психосоматические заболевания?
Под влиянием психогенных факторов формируются угрожающие заболевания – бронхиальная астма, артериальная гипертензия, язвенная болезнь желудка. При этом их диагностика относительно сложна. Следует учитывать не только клинические проявления, но и данные психологических исследований, а также семейные, культуральные и социальные факторы.
ЛВ: Какие факторы могут способствовать развитию психосоматических заболеваний?
На развитие психосоматических заболеваний влияют особенности личности (например, повышенный уровень тревожности), семейные особенности, а также патология перинатального периода.
ЛВ: Как происходит формирование психосоматических расстройств?
Выделяют три этапа развития психосоматического расстройства в детско-подростковом возрасте. Кратковременные эмоциональные нарушения и функциональные соматические расстройства называют психосоматическими реакциями. При их усилении они трансформируются в психосоматические состояния. Наконец, формируются психосоматические заболевания, которые имеют органическую основу.
Соматический компонент психосоматической патологии у детей и подростков во многом зависит от возраста. Например, до 7 лет патология проявляется, в основном, в пищеварительной и кожной системах, с 8 лет— в двигательной сфере, с миалгиями и артралгиями, а также с алгическими (цефалгическими) проявлениями, и с 10 лет — нарушениями в эндокринной системе.
ЛВ: Какова распространенность соматопсихических заболеваний в популяции?
У 70% соматически больных обнаруживают психические нарушения различного регистра и степени тяжести.
ЛВ: Как соматическая болезнь влияет на психику человека?
Выделяют 2 основных вида патогенного влияния соматической болезни на психику.
Вследствие интоксикации, гипоксии и других воздействий на ЦНС при соматических инфекционных, эндокринных и и др. заболеваниях могут возникнуть соматогении. Они влияют на возникновение психических заболеваний. А с психологической реакцией личности на заболевание и его возможные последствия связаны нозогении.
При этом у пациента может развиваться гипонозогнозия или гипернозогнозий – это пренебрежительное или, наоборот, преувеличенное отношение к своей болезни, лечению, симптомам.
К гипернозогнозии могут приводить ятрогенные факторы, например, необдуманная фраза врача.
ЛВ: Могут ли перенесенные тяжелые соматические заболевания отрицательно сказываться в дальнейшем на психическом развитии ребенка и приводить к поведенческим нарушениям?
ЛВ: прослеживается ли влияние генетических факторов на формирование нарушений обмена веществ, которые могут приводить к формированию интеллектуальной недостаточности?
Да, это целый ряд моногенных заболеваний, таких как нарушения обмена аминокислот, дефицит креатина, дефицит витаминов / кофакторов, нарушения обмена металлов, лизосомные болезни накопления, митохондриальные болезни.
ЛВ: может соматический фактор в виде дефицита витаминов и микроэлементов негативно сказываться на психическом развитии ребенка?
Безусловно, микронутриентный дефицит может способствовать формированию нарушений нервно-психического развития. Есть работы, демонстрирующие, что своевременное назначение в данном случае поливитаминных комплексов способствует значительному улучшению когнитивного статуса ребенка.
ЛВ: Связаны ли нарушения сна у детей с психосоматическими и соматопсихическими расстройствами?
Нарушения сна у детей могут быть обусловлены эмоциональными причинами (в МКБ-10 данные нарушения представлены в рубрике F51- Расстройства сна неорганической этиологии). К соматопсихической патологии можно отнести расстройства сна органической этиологии (G47.), а именно апноэ во сне (G47.3). Данные патологические состояния могут вызывать целый ряд нейрокогнитивных осложнений, таких как дневная сонливость, повышенная утомляемость, дефицит внимания и гиперактивность, агрессия, депрессия, соматизация жалоб, академическая неуспеваемость. В тяжелых случаях могут развиваться эндокринные расстройства вследствие нарушение продукции соматотропного гормона (гормона роста), вплоть до задержек физического развития, а также склонность к ожирению.
ЛВ: Могут ли эндокринные заболевания вызывать психические нарушения?
Да, безусловно. При эндокринных заболеваниях психические расстройства возникают вследствие влияния дисбаланса нейрогуморальной регуляции обменных процессов, а также психотравмирующих перегрузок, возникших после осознания негативных социальных последствий болезни.
Для клинической картины характерны следующие закономерности: во-первых, зависимость особенностей психопатологических проявлений от стадии и тяжести эндокринной болезни; во-вторых, в случае повышения функции той или иной железы обычно усиливается и психическая функция; и, в-третьих, в случае ухудшения функционирования эндокринных желез нарастают проявления астении, на фоне которой формируются острые или хронические психотические или непсихотические отклонения, могут формироваться психоорганические нарушения. При эндокринных заболеваниях часто развивается так называемый психоэндокринный синдром при котором происходит постепенное ослабление памяти и интеллекта, мотивации, изменяется личность больного в целом.
Особенно ярко выражены психические нарушения при нарушениях функции щитовидной железы.
ЛВ: Какие психические нарушения наиболее часто развиваются у детей после перенесенных инфекций?
Наиболее часто у детей встречаются постинфекционные астении. Они возникают в результате перенесенного заболеваниях инфекционного характера (ОРВИ, гриппа, ангины, гепатита и др.), первые симптомы появляются через 1-2 недели после инфекционной болезни и сохраняются в течение 1-2 месяцев. Преобладают ощущения общего утомления, слабости, усталости, усиливающиеся при физических нагрузках. Появляются раздражительность, беспокойство, напряжение, эмоциональная неустойчивость, обидчивость, плаксивость, вспыльчивость, капризность, снижается аппетит и порог переносимости различных раздражителей: громких звуков, яркого света, вестибулярных нагрузок. Развиваются нарушения сна, потливость, ощущение перебоев в сердце, нехватки воздуха, трудности с концентрацией внимания, снижение запоминания и продуктивности интеллектуальной деятельности.
ЛВ: Как лучше лечить психосоматические и соматопсихические заболевания? Есть ли особенности у детей?
Наиболее широко применяются 2 направления лечения: медикаментозная коррекция и психотерапия.
Фармакотерапия у детей предусматривает применение небензодиазепиновых анксиолитиков: тенотен, ноофен, атаракс, а также ноотропных и нейропротекторных средств (пантогам, нооклерин, кортексин, пикамилон).
Преимуществом применения Тенотена детского является то, что препарат, сочетает в себе успокаивающие, ноотропные и вегетотропные свойства, не вызывает седации и заторможенности, улучшает память, внимание и процессы обучения, не вызывает перевозбуждения и расстройств сна, хорошо переносится. отсутствуют побочные эффекты.
Тенотен детский применяется по следующей схеме: при невротических и вегетативных расстройствах — внутрь, по 1 таблетке от 1 до 3 раз в сутки (держать во рту до полного растворения — не во время приема пищи). Рекомендуемая длительность приема препарата – 1-3 месяца. При необходимости возможно продление курса лечения до 6 месяцев или повторить через 1-2 месяца.
Кроме фармакотерапии, лечение пациентов с психосоматическими расстройствами предполагает интегративный подход с использованием современных методов психотерапии: когнитивно-поведенческой, игровой, арт-терапии.
ЛВ: Подтверждена ли эффективность применения Тенотена детского клиническими исследованиями?
Эффективность применения Тенотена детского подтверждена результатами многочисленных клинических исследований с высоким уровнем доказательности.
Мультицентровое двойное слепое плацебоконтролируемое рандомизированное исследование эффективности и безопасности применения Тенотена детского у 100 детей с синдромом дефицита внимания/гиперактивности (СДВГ легкой, средней и выраженной степени тяжести) в возрасте от 6 до 12 лет, в течение 12 недель (дозировка по 2 таблетки 2 раза в сутки), показало, что Тенотен значительно снижает тяжесть СДВГ у 34% пациентов через 3 месяца терапии, а также достоверно улучшает память и концентрацию внимания (1).
Многоцентровое двойное слепое плацебо-контролируемое исследование эффективности и безопасности применения Тенотена детского при тревожных расстройствах у 98 детей и подростков возрасте от 5 до 15 лет, в течение 12 недель (по 1 таблетке 3 раза в сутки) свидетельствовало, что Тенотен детский оказывает успокаивающее действие с 1-х дней приема, с достоверным снижением индекса тревожности у детей (тест Р. Тэмпл), при этом максимальный эффект отмечался у детей в возрасте 5-7 лет (2).
Изучение результатов применения Тенотена детского в течение 1 месяца у 60 детей и подростков (в возрасте от 11 до 15 лет) с синдромом вегетативной дисфункции показало, что Тенотен детский нормализует вегетативный тонус уже в течение первых 2-х недель терапии. По окончании курса лечения уменьшение вегетативных расстройств и редукция астено-невротического синдрома отмечалась у 80% обследованных, улучшение когнитивного статуса у 73%, что в 2 раза превосходило результаты контрольной группы (3).
Тенотен детский применяется и в практике педиатра в следующих случаях: астенические состояния после перенесенных ОРВИ, функциональные нарушения ритма сердца, в том числе, дисфункция синусового узла, у детей и подростков с вегето-сосудистой дистонией (ВСД).
ЛВ: Какие еще немедикаментозные методики применяются ли у детей и подростков для коррекции психосоматической патологии?
В лечении психосоматической патологии активно может применяться электроэнцефалографическая биологическая обратная связь с повышение мощности альфа-ритма в теменно-затылочных областях. Целью такого лечения является снижение уровня тревоги у ребенка.
Вопрос: С вашей точки зрения, какой один аспект терапии соматопсихических заболеваний у детей заслуживает наибольшего внимания врачей?
Лечение психосоматических заболеваний у детей должно носить комплексный характер и включать в себя психотерапевтическую коррекцию и рациональную фармакотерапию. При этом очень важным является оказание помощи, не только детям, но и их родителям. Очень часто именно от общей обстановки в семье зависит течение психосоматического заболевания и, следовательно, прогноз для ребенка.
Список литературы
Приложение N 7. Правила организации деятельности отделения медицинской реабилитации для детей с соматическими заболеваниями (детского соматического реабилитационного отделения)
Приложение N 7
к Порядку организации
медицинской реабилитации детей,
утвержденному приказом
Министерства здравоохранения
Российской Федерации
от 23 октября 2019 г. N 878н
Правила организации деятельности отделения медицинской реабилитации для детей с соматическими заболеваниями (детского соматического реабилитационного отделения)
2. Отделение создается как структурное подразделение медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь в стационарных условиях и (или) в условиях дневного стационара.
3. В Отделение направляются дети по завершению острого или подострого периода соматического заболевания, после операций на внутренних органах (после заживления раны и снятия швов), с тяжелым или среднетяжелым хроническим течением соматических заболеваний вне обострения.
4. Отделение организуется при наличии в медицинской организации функционирующих:
отделения (кабинета) функциональной диагностики;
отделения (кабинета) ультразвуковой диагностики;
5. Отделение возглавляет заведующий отделением, назначаемый на должность и освобождаемый от должности руководителем медицинской организации, в структуре которой создано Отделение.
6. На должность заведующего Отделением назначается медицинский работник, соответствующий квалификационным требованиям к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки «Здравоохранение и медицинские науки» 2 по специальности «педиатрия» или «детская кардиология», «пульмонология» или другой специальности (для монопрофильных отделений медицинской реабилитации, где осуществляется медицинская реабилитация детей, страдающих заболеваниями одного профиля), имеющий стаж работы по данной специальности не менее трех лет, прошедший обучение по дополнительным профессиональным программам (повышение квалификации) по вопросам медицинской реабилитации в детском возрасте.
7. На должность врача-педиатра, врачей-специалистов Отделения назначаются специалисты, соответствующие квалификационным требованиям к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки «Здравоохранение и медицинские науки» 2 без предъявления требований к стажу работы, прошедшие обучение по дополнительным профессиональным программам (повышение квалификации) по вопросам медицинской реабилитации в детском возрасте.
9. Структура и штатная численность Отделения устанавливаются руководителем медицинской организации, в составе которой создано Отделение, исходя из объема проводимой лечебно-диагностической работы и коечной мощности с учетом рекомендуемых штатных нормативов, предусмотренных приложением N 8 к Порядку организации медицинской реабилитации детей, утвержденному настоящим приказом.
Рекомендуемые штатные нормативы Отделения не распространяются на медицинские организации частной системы здравоохранения.
10. Оснащение Отделения осуществляется в соответствии со стандартом оснащения, предусмотренным приложением N 9 к Порядку организации медицинской реабилитации детей, утвержденному настоящим приказом.
11. В структуре Отделения рекомендуется предусматривать:
кабинет заведующего Отделением (в Отделении с коечной мощностью 30 коек и более);
кабинет старшей медицинской сестры;
кабинет (кабинеты) для осмотра детей;
помещение для медицинских сестер;
пост (посты) сестринский;
кабинет для массажа;
зал (кабинеты) для занятий лечебной физкультурой (кинезиотерапией) (может (могут) располагаться за пределами отделения);
кабинет (кабинеты) физиотерапии (может (могут) располагаться за пределами отделения);
кабинет рефлексотерапии (может располагаться за пределами отделения, для медицинских организаций 3 и 4 групп);
кабинет мануальной терапии (может располагаться за пределами отделения, для медицинских организаций 4 группы);
логопедический кабинет (кабинеты);
кабинет медицинского психолога;
кабинет для проведения эрготерапии (может располагаться за пределами отделения, для медицинских организаций 3 и 4 групп, при наличии должности эргоспециалиста);
кабинет для проведения арттерапии (может располагаться за пределами отделения);
зал (кабинет) с имитацией зон кухни, магазина, транспорта (может располагаться за пределами отделения; для стационарных условий);
кабинет для проведения терапии с использованием медицинского оборудования с биологической обратной связью (может располагаться за пределами отделения, для медицинских организаций 3 и 4 групп);
кабинет для сухого гидромассажа (может располагаться за пределами отделения, для медицинских организаций 3 и 4 групп);
кабинет (зал) для механотерапии (может располагаться за пределами отделения);
кабинет (кабинеты) для роботизированной механотерапии (может (могут) располагаться за пределами отделения, для медицинских организаций 4 группы);
душевую (для стационарных условий) и туалеты для детей и сопровождающих лиц;
игровую комнату (для стационарных условий);
раздаточную (для стационарных условий);
комнату (помещение) для приема пищи;
помещение сестры-хозяйки (для стационарных условий);
помещение для чистого белья (для стационарных условий);
помещение для сбора грязного белья (для стационарных условий);
помещение (помещения) для хранения передвижного и резервного медицинского оборудования;
помещение для хранения каталок, инвалидных кресел-колясок (для стационарных условий);
душевую (для стационарных условий) и туалет для медицинских работников;
учебный класс (для стационарных условий);
комнату (помещение) для дневного пребывания сопровождающих (для стационарных условий);
комнату (помещение) для дневного пребывания сопровождающих с детьми (для дневного стационара);
помещение (помещения) для хранения одежды медицинских работников, детей и сопровождающих лиц (может (могут) располагаться за пределами отделения, для стационарных условий).
12. Основными функциями Отделения являются:
осуществление медицинской реабилитации с учетом стандартов медицинской помощи и в соответствии с клиническими рекомендациями по профилю заболевания;
обеспечение преемственности в организации оказания медицинской помощи детям с соматическими заболеваниями;
направление детей на консультацию к врачу-специалисту медицинской организации, в которой им оказывается медицинская реабилитация, или иных медицинских организаций, при наличии медицинских показаний;
перевод в профильные медицинские организации в связи с обострением основного или сопутствующего заболевания, или возникновением острого или подострого сопутствующего заболевания;
освоение и внедрение в клиническую практику современных методов профилактики и реабилитации при осуществлении медицинской реабилитации;
разработка и внедрение новых медицинских технологий по медицинской реабилитации 9 ;
организация, обеспечение и оптимизация режима дня детей;
оказание консультативной помощи законным представителям детей, нуждающихся в медицинской реабилитации, по вопросам медицинской реабилитации детей и обучение их реабилитационным мероприятиям, разрешенным к применению в домашних условиях, и (или) навыкам ухода за тяжелобольными детьми;
разработка и внедрение мероприятий, направленных на повышение качества лечебно-диагностической работы;
осуществление экспертизы временной нетрудоспособности;
осуществление консультативной и организационно-методической помощи медицинским отделениям и медицинским организациям по вопросам медицинской реабилитации;
организация и проведение противоэпидемических и профилактических мероприятий по предупреждению распространения инфекционных и паразитарных заболеваний в отделении;
направление извещения в территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека об инфекционном или паразитарном заболевании, пищевом, остром отравлении;
ведение медицинской документации;
предоставление первичных данных о медицинской деятельности для информационных систем в сфере здравоохранения 4 ;
иные функции в соответствии с законодательством Российской Федерации.
13. Отделение может использоваться в качестве клинической базы научных организаций и образовательных организаций, осуществляющих деятельность по реализации основных профессиональных образовательных программ и дополнительных профессиональных программ медицинского образования.
14. Для обеспечения своей деятельности Отделение использует возможности лечебно-диагностических и вспомогательных подразделений медицинской организации, в составе которой оно создано.
1 Пункт 2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 48, ст. 6724).
2 Пункт 5.2.2 Положения о Министерстве.
3 Пункт 11 части 1 статьи 79 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 48, ст. 6724).
4 Часть 1 статьи 91 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 48, ст. 6724; 2017, N 31, ст. 4791).