Что такое деятельность игра

Игра (вид деятельности)

Связь И. с тренировкой и отдыхом одновременно обусловлена её способностью моделировать конфликты, решение которых в практической сфере деятельности или затруднено или невозможно. Поэтому И. является не только физической тренировкой, но и средством психологической подготовки к будущим жизненным ситуациям. В качестве абстрактной модели конфликта И. легко превращается в форму выражения социальных противоречий (превращение в средневековой Византии «болельщиков» на ипподроме в политические партии, детские игры как модели социальных конфликтов «взрослого» мира).

Особая психическая установка играющего который одновременно и верит и не верит в реальность разыгрываемого конфликта, двуплановость его поведения роднит И. с искусством. Вопрос о соотношении И. и искусства был поставлен И. Кантом и получил философско-антропологическое обоснование у Ф. Шиллера, видевшего в И. специфически человеческую форму жизнедеятельности по преимуществу «. человек играет только тогда, когда он в полном значении слова человек, и он бывает вполне человеком лишь тогда, когда играет» (Собрание соч., т. 6, М., 1957, с. 302). Генетическая связь искусства и И. отмечалась также в позитивистских концепциях происхождения искусства (например, в теории синкретического первобытного искусства и происхождения искусства из обряда и «действа» А. Н. Веселовского ). И игра, и искусство, преследуя цели овладения миром, обладают общим свойством — решение предлагается не в практической, а в условной, знаковой сфере, которая в дальнейшем может быть использована в качестве модели практического поведения. Однако между И. и искусством имеется существенное отличие: И. представляет собой овладение умением, тренировку, моделирование деятельности, отличительным свойством И. является наличие системы правил поведения.

В психологии первая фундаментальная концепция И. была развита немецким философом и психологом К. Гросом (1899): в И. животных он видел предварительное приспособление («предупражнение») инстинктов к условиям будущей жизни. До него английский философ Г. Спенсер высказал взгляд на И. как проявление «избытка сил». Существенной поправкой к учению Гроса явилась теория австрийского психолога К. Бюлера о «функциональном удовольствии» как внутренней субъективной причине И. С противоположной Гросу теорией И. выступил голландский зоопсихолог Ф. Бёйтендейк, считая, что в основе И. лежат не инстинкты, а более общие изначальные влечения, находящиеся за инстинктами (влечение к освобождению, влечение к слиянию с окружающим и влечение к повторению). В психоаналитической концепции австрийского врача З. Фрейда И. рассматриваются как реализация вытесненных из жизни желаний.

В советской психологии был развит подход к И. как к социально-историческому явлению (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин и др.). В частности, игры детские рассматриваются как форма включения ребёнка в мир человеческих действий и отношений, возникающая на такой ступени общественного развития, когда высокоразвитые формы труда делают невозможным непосредственное участие в нём ребёнка, тогда как условия воспитания формируют у него стремление к совместной жизни со взрослыми.

Полезное

Смотреть что такое «Игра (вид деятельности)» в других словарях:

ИГРА — ИГРА, вид деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе. В истории человеческого общества переплеталась с магией, культовым поведением и др.; тесно связана со спортом, военными и другими тренировками, искусством… … Современная энциклопедия

Игра — ИГРА, вид деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе. В истории человеческого общества переплеталась с магией, культовым поведением и др.; тесно связана со спортом, военными и другими тренировками, искусством… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Игра — У этого термина существуют и другие значения, см. Игра (значения). Игра вид деятельности, заключающийся в психологической вовлеченности в некий процесс. Содержание 1 Игра у животных 2 Детские игры … Википедия

игра — ы/, мн. и/гры, игр, ж. 1) (с кем, во что, только ед.) Препровождение времени с целью развлечения, забавы, отдыха и т. п. Игра в прятки. Игра в карты. Игра с детьми. Синонимы: развлече/ние, увеселе/ние 2) … Популярный словарь русского языка

ИГРА — вид непродуктивной деятельности, мотив к рой заключается не в результатах, а в самом процессе. Уже у Платона можно отыскать отдельные суждения об игровом космосе. Эстетич. “состояние И.” отмечено Кантом. Шиллер представил относительно… … Энциклопедия культурологии

ИГРА — понятие, фиксирующее процессуальность, самодостаточную как в онтологическом (поскольку механизмом реализации И. является свободное самоизъявление соответствующего субъекта или в постнеклассике феномена), так и в аксиологическом (И. не имеет… … История Философии: Энциклопедия

игра — форма деятельности в условных ситуациях, направленной на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры. В И. как особом исторически… … Большая психологическая энциклопедия

ИГРА — ы; мн. игры, игр; ж. 1. к Играть (1, 3 6 зн.). И. детей прекратилась. Вмешаться в детскую игру. И. с ребёнком, собакой. И. на скрипке, на рояле. Виртуозная и. пианистки. Слушать игру духового оркестра. И. актёра в роли Отелло прекрасна. И.… … Энциклопедический словарь

ИГРА, ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — (англ. play) один из видов активности человека и животных. И. форма жизнедеятельности молодых животных, возникающая на определенной ступени эволюции животного мира (см. Игра у животных). Детская И. исторически возникший вид деятельности,… … Большая психологическая энциклопедия

Игра (значения) — Игра вид культурной человеческой деятельности. Кроме того, слова «игра» и «игры» могут означать: Игра в теории игр математическая формализация взаимодействия нескольких участников (игроков). Игра в трансакционном анализе вид… … Википедия

Источник

ИГРА, ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Полезное

Смотреть что такое «ИГРА, ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» в других словарях:

ИГРА — игровая деятельность, один из видов деятельности, характерных для животных и человека. В онтогенезе животных И. является одной из форм развития специфич. типов поведения. Согласно теории «избытка сил» (Ф. Шиллер и Г. Спенсер), И. возникает у… … Российская педагогическая энциклопедия

Игра в бисер — Профетически утопическая модель элитарной культуры будущего, созданная Г.Гессе в одноименном романе. Вслед за многими крупнейшими мыслителями первой пол. XX в. ощущая реально вершащийся кризис культуры, размышляя о возможных направлениях выхода… … Энциклопедия культурологии

игра деловая — форма воссоздания предметного и социального содержания профессиональной деятельности, моделирования систем отношений, характерных для данного вида практики. Проведение И. д. представляет собой развертывание особой (игровой) деятельности… … Большая психологическая энциклопедия

ИГРА — – активность организма, направленная на условное моделирование развернутой деятельности. Возникновение И. в процессе эволюции животного мира обусловлено усложнением видовой жизнедеятельности и необходимостью усвоения опыта видового сообщества… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Игровая механика — Геймплей (англ. gameplay) внутриигровая механика, совокупность определенных методов взаимодействия игры с игроком. Термин имеет место исключительно в области компьютерных и видеоигр. Также геймплей сам игровой процесс. Этимологически термин можно … Википедия

игровая терапия — Этимология. Происходит от греч. theraрeia лечение. Категория. Форма коммуникационной психотерапии. Специфика. Основана на использовании ролевой игры как одной из наиболее сильных форм воздействия на развитие личности. У истоков этого направления… … Большая психологическая энциклопедия

деятельность детская — активное взаимодействие ребенка с внешним миром, в ходе коего происходит онтогенетическое формирование его психики. В ходе деятельности за счет подстраивания ее к разным, в том числе социально моделируемым условиям, происходит ее обогащение,… … Большая психологическая энциклопедия

Игровая терапия — – метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игры. В основе различных методик, описываемых этим понятием, лежит признание того, что игра оказывает сильное влияние на развитие личности. В качестве… … Словарь-справочник по социальной работе

ИГРОВАЯ ТЕРАПИЯ — метод леч. пед. воздействия на детей и взрослых, страдающих разл. эмоциональными нарушениями, страхами, неврозами и др. В основе разл. методик, описываемых этим понятием, лежит признание игры влиятельным фактором развития личности. Одним из… … Российская педагогическая энциклопедия

Игра сюжетно-ролевая — (ролевая, творческая) согласно взглядам ведущих отечественных психологов (А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина и др.), ведущая деятельность дошкольного возраста. И. с р. в развернутом виде представляет собой деятельность, в которой дети берут на себя… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Источник

Привет студент

ИГРА КАК ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

УРАЛЬСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ МВД РОССИИ

КАФЕДРА ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ, ГУМАНИТАРНЫХ И СОЦИАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН

Тема: ИГРА КАК ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

курсант 205 группы

Рагозина Алиса Андреевна

доцент кафедры общей психологии, гуманитарных и социальных дисциплин

кандидат исторических наук

Воротникова Марина Викторовна

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИГРЫ КАК ВИДА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ……………………………………………………………………6

1.1. Понятие и сущность игры……………………………………………………. 6

1.2. Исторические предпосылки возникновения игры………………………..…10

1.3. Классификация и характеристика основных видов игр. 13

ГЛАВА 2. ОПЫТНО – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ……………………. 17

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..25

Наряду с учением и трудом игра относится к особым видам деятельности человека. В игре начинается формирование человека как субъекта деятельности, и в этом ее огромное, непреходящее значение. Игровая форма обучения представляет собой наиболее удачное и перспективное нововведение последних лет.

В игре, наиболее эффективнее, чем в других видах деятельности, развиваются все психические процессы. А.Н. Леонтьев отмечал, что в игре развиваются новые, прогрессивные образования и возникает мощный познавательный мотив, являющийся основой возникновения стимула к учебе.

Значение игры в развитии и воспитании личности уникально, так как игра позволяет каждому человеку почувствовать себя субъектом, проявить и развить свою личность. Можно говорить о влиянии игры на жизненное самоопределение обучающихся, на становление коммуникативной неповторимости личности, эмоциональной стабильности, способности включаться в повышенный ролевой динамизм современного общества.

Игра всегда выступает как бы в двух временных измерениях: в настоящем и будущем. С одной стороны, она предоставляет личности сиюминутную радость, служит удовлетворению актуальных потребностей. С другой стороны, игра направлена в будущее, так как в ней либо прогнозируются или моделируются жизненные ситуации, либо закрепляются свойства, качества, умения, способности, необходимые личности для выполнения социальных, профессиональных, творческих функций.

Поэтому деловая игра используется в учебном процессе, как педагогическая технология, или один из методов обучения при проведении социально – психологических тренингов. При реализации игры используется некая «двуплановость деловой игры» и решаются не только игровые или профессиональные задачи, но одновременно происходит обучение и воспитание участников.

Игра является методом эффективного обучения, так как снимает противоречия между абстрактным характером учебного предмета и реальным характером профессиональной деятельности.

Психолого – педагогические принципы организации деловой игры включают в себя следующие принципы: принцип имитационного моделирования конкретной ситуации; принцип игрового моделирования форм профессиональной деятельности; принцип совместной деятельности; принцип диалогического общения; принцип двуплановости.

Игра дает возможность моделировать типичные производственные ситуации, в ходе которых её участники ведут напряженную умственную работу, коллективно ищут оптимальные решения, используя теоретические знания и практический опыт.

Актуальность поднятой проблемы вызвана потребностью обучающихся образовательных учреждений МВД России в совершенствующихся методах психолого – педагогического воздействия в форме игровой деятельности на формирование личности человека с целью развития интеллектуальных, коммуникативных и творческих способностей.

Определение проблемы и актуальности темы позволяет сформулировать достаточно конкретно цель исследования: теоретически рассмотреть и экспериментально доказать эффективность игровых средств обучения для развития творческого начала обучающихся образовательных организаций МВД России.

Исходя из этого, можно сформулировать следующую рабочую гипотезу: развитие творческого начала обучающихся образовательных организаций МВД России средствами игровой деятельности будет эффективно при условии: систематического использования игровых методов и приемов на специально организованных занятиях; учета психологических особенностей обучающихся; создание комфортных психологических условий.

Из поставленной гипотезы вытекают следующие задачи:

1) теоретическое изучение специальной литературы игры как вида деятельности;

2) изучить историческое возникновение игры и их основную классификацию;

3) проведение опытно – экспериментального изучение эффективности игровой деятельности у обучающихся образовательных организаций МВД России;

4) обобщение результатов исследования.

В данной работе основными методами являются: теоретический анализ и синтез литературных источников по исследуемой проблеме; метод проведения деловой игры.

Использование деловых игр в практической деятельности способствует: формированию познавательных и профессиональных мотивов и интересов; воспитанию системного мышления обучающихся образовательных организаций МВД России, включающее целостное понимание не только общества в целом, но и себя, как отдельную единицу, свое предназначение в мире; формированию специальных умений и навыков социального взаимодействия; навыков принятия решений как индивидуально, так и работая в группе; воспитанию ответственности, уважения, терпения к социальным ценностям и установкам коллектива и общества в целом.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИГРЫ КАК ВИДА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Первое положение, определяющее сущность игры, состоит в том, что мотивы игры заключаются в многообразных переживаниях, значимых для играющего сторон действительности. Игра, как и всякая неигровая человеческая деятельность, мотивируется отношением к значимым для индивида целям.

В игре совершаются лишь действия, цели которых значимы для индивида по их собственному внутреннему содержанию. В этом основная особенность игровой деятельности и в этом ее основное очарование. Вторая – характерная особенность игры заключается в том, что игровое действие реализует многообразные мотивы человеческой деятельности, не будучи связанным, в осуществлении вытекающих из них целей теми средствами или способами действия, которыми эти действия осуществляются в неигровом практическом плане[1].

Главная функция игры состоит в том, чтобы превращать нечто, невообразимое в реальной жизни, в поддающиеся контролю ситуации. В игре есть отлет от действительности, но есть и проникновение в нее. Поэтому в ней нет ухода, нет бегства от действительности в будто бы особый, мнимый, фиктивный, нереальный мир. Все, чем игра живет, и что она воплощает в действии, она черпает из действительности. Игра выходит за пределы одной ситуации, отвлекается от одних сторон действительности, с тем, чтобы еще глубже выявить другие.

Рассмотрим основные функции игры в жизни человека:

Рассмотрим основное назначение игры:

2) Достижение эмоциональной близости – игра дает больше возможностей для достижения эмоциональной близости, путем его вовлечения в совместную значимую деятельность;

6) Преодоление комплексов и страхов – в игре легче преодолеть собственные страхи, поскольку моделируемая действительность управляется тем, кто ее моделирует;

Большинство игр отражает труд взрослых. Следовательно, в деловых играх воспитывается уважение ко всякому труду, полезному для общества, утверждается стремление самим принимать в нем участие.

Деловая игра является активной формой обучения. В связи с этим их отличает от других видов деятельности:

— принудительная активация мышления (вынужденная активность);

— длительный процесс вовлечения обучающихся в учебную деятельность;

— самостоятельная творческая выработка решения;

— повышенная степень мотивации и эмоциональности;

— постоянное взаимодействие обучаемых и преподавателей посредством прямых и обратных связей.

Таким образом, хочется сказать, что в игре формируются моральные качества; ответственность перед коллективом за порученное дело, чувство товарищества и дружбы, согласование действий при достижении общей цели, умение справедливо разрешать спорные вопросы. Можно сказать, что деловая игра – средство моделирования разнообразных условий профессиональной деятельности методом поиска новых способов ее выполнения. В ходе проведения деловой игры у обучающихся повышается интерес к учебным занятиям, растет познавательность в процессе обучения.

Известно, насколько игра многогранна, она обучает, развивает, воспитывает, социализирует, развлекает и дает отдых. Исторически одна из первых ее задач — обучение. Практически с первых моментов возникновения, игра выступает как форма обучения, как первичная школа воспроизводства реальных практических ситуаций с целью их освоения.

Таким образом, человеческая игра возникает как деятельность, отделившаяся от продуктивной трудовой деятельности и представляющая собой воспроизведение отношений между людьми. Так появляется игра взрослых, игра как основа будущей эстетической, изобразительной деятельности.

По свидетельству Платона, еще жрецы Древнего Египта славились конструированием специальных обучающих и воспитывающих игр. Арсенал таких игр пополнялся. Платон в своем «Государстве» этимологически сближал два слова: «воспитание» и «игра». Он справедливо утверждал, что обучение ремеслам и воинскому искусству немыслимо без игры.

Попытку систематического изучения игры первым предпринял в конце XIX века немецкий ученый К. Гросс, считавший, что в игре происходит предупражнение инстинктов к будущим условиям борьбы за существование («теория предупреждения»). К. Гросс называет игры изначальной школой поведения.

Игра, как объект изучения, всегда привлекала к себе внимание ученых. Большой вклад в теорию игры внесли Е. А. Покровский, П. В. Иванова, В. Ф. Кудрявцева, В. Н. Харузина, А. Н. Соболева, О. И. Капица, Г. С. Виноградова. Все эти исследования относятся к ХIХ – первой трети ХХ вв., ценны, прежде всего, первозданностью своих материалов, извлеченных из самих глубин народной жизни, включали в себя описания только тех игр, которые попали в поле зрения наблюдателей[2].

Игру как средство поддержания бодрости и силы трактовали Шиллер и Спенсер. Понимая, что в игре человек не только тратит, но и восстанавливает энергию.

Многие ученые, в том числе Ж. Пиаже, К. Левин, Л. Выготский, полагали, что игра возникает в свете духовности и служит источником духовного развития личности.

Теорию игры в аспекте ее исторического проявления, выяснения ее социальной природы, внутренней структуры и ее значения для развития индивида разрабатывали Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин и другие.

Рассмотрим, по каким признакам классифицируются игры[3]:

а) по месту и условиям проведения:

– подвижные игры на открытом воздухе, комнатные, компьютерные;

б) по целям проведения:

– обучающие, тестовые, тренинговые, развивающие, развлекательные, азартные и др.

в) комплексные игры:

– сюжетно – ролевые игры – в основе этих игр лежит некий сценарий, сюжет, согласно которому распределяются роли между участниками. В основе такой игры могут быть книжные сюжеты;

– тематические ролевые игры – игры, в которых сюжет развивается самостоятельно и задана только тема игры (например, игра «в войну»);

г) по содержанию поставленных задач:

– на знакомство, на сплочение, розыгрыши, познавательные, развлекательные

– интеллектуальные, эстафеты, тренинги;

е) по количеству участников:

ж) по составу участников:

– возрастные, по половому признаку;

з) по скорости и времени проведения:

и) по степени активности:

– малоподвижные, подвижные, «сидячие»;

к) по наличию реквизита:

– с реквизитом, без реквизита;

л) по уровню организации:

– спонтанные, управляемые, стихийные.

Посредством игры создается коллектив, через игру выстраиваются правила поведения и взаимоотношения в коллективе. Игры развивают творческие способности. Чтобы правильно подобрать игру нужно ответить на ряд вопросов:

– создание и развитие коллектива;

– выявление и развитие талантов и способностей (интеллектуально – познавательные игры, спортивные игры, упражнения на снятие зажимов);

– помещение или улица;

– возможность сидеть в кругу;

– изменение или подтверждение структуры;

– распада или конфликта

– до 30 человек и больше;

Под любой из заданных параметров можно подобрать игру. Есть игры, которые требуют подготовки и поэтому, при планировании работы важно заранее подбирать игры на следующий день и не забывать закладывать время на подготовку, если она нужна. Умение правильно проводить планирование смены, дня игры станет важным помощником не только в работе, но и в жизни.

Игры имеют познавательный и развлекательный характер, обусловленный досуговым, педагогическим или психологическим началом. Поэтому игровая деятельность бесконечна. Используя даже исторические элементы игровой практики, игра находится всегда в настоящем, поэтому может внезапно начинаться, прерываться, менять свои правила и действия[4].

Важность игр бесспорна, так как они сопровождают человека на протяжении всей его жизни, при этом открывая мир познания, развлечения и отдыха, духовного и физического совершенствования. Любая игра содержит регулятивный принцип, включает педагогические основы и может быть организована как организатором игры, так и самими играющими.

Итак, существует значительное многообразие типов игр, которые свойственны не только детям, но и взрослым людям: индивидуальные и групповые, предметные и сюжетные, ролевые, деловые и многие другие. Несмотря на искусственный характер отношений к игре, этот вид деятельности имеет большое значение в жизни людей как один из основополагающих факторов формирования личности, совершенствования физических возможностей, эмоциональной разрядки, эффективного общения, а также как средство активного обучения.

В игре могут воссоздаваться различные типы человеческой практики, в том числе трудовой деятельности, что используется для проведения так называемых деловых игр: учебных, аттестационных, управленческих, исследовательских, которые позволяют моделировать нормы конкретных предметных действий и социальных отношений. Такие игры, несущие контекст ситуаций определенной профессиональной деятельности, позволяют создать более адекватные по сравнению с традиционным обучением условия формирования личности специалиста.

Исходя из гипотезы и цели исследования, нами была выбрана деловая игра, разработанная Кьеллом Рудестамом в 1994 году «Потерпевшие кораблекрушение»[5], в конечном итоге которой определяется тенденция выработки и принятия решения в ходе групповой дискуссии и взаимодействия, а также применения игровой деятельности в ходе обучения для эффективности процесса. В ходе данной игры испытуемые должны оценить преимущества индивидуального или группового мышления при решении одной и той же задачи и проанализировать собственное поведение.

Деловая игра – это средство развития профессионального творческого мышления, в ходе которой человек приобретает способность анализировать специфические ситуации и решать новые профессиональные задачи. Любая игра должна способствовать решению основной задачи – закреплению знаний, лучшему усвоению навыков.

При взаимодействии людей в сложных условиях в совместной деятельности возникает необходимость перейти от индивидуального мышления к групповому. В группах начинают действовать социально – психологические законы типа конформизма, приспособления к принятым в группе эталонам.

Для проведения исследования обучающиеся были поделены на несколько групп, общей численностью от 6 до 9 человек. Им была предложена инструкция к игре и непосредственно сама игра (Приложение 1). Для эффективности проведения игровой деятельности вначале каждому обучающемуся было дано задание индивидуально проранжировать список вещей, а в дальнейшем сделать это в группе. Время проведения игры ограничено до 30 минут. При этом малые группы были организованы внутри своего курса. Общая численность выборки составила 6 групп, из них: 4 группы с первого курса, численностью 6, 7, 8 и 8 человек; 2 группы со второго курса, численностью 9 и 6 человек. Назовем их 1A, 1B, 1C, 1D и 2A, 2B соответственно.

Результаты хода игры мы оценивали в соответствии с экспертной диагностикой интерактивной согласованности в малых группах (А. С. Чернышов, С. В. Сарычев) (Приложение 2).

В соответствии с этим были выделены три блока бланка экспертных оценок: 1 – наличие и качество плана, 2 – согласованность и распределение функций, 3 – соответствие совместной деятельности плану.

Оценивая работу группы 1A (общая численность 6 человек) можно сделать вывод

— по блоку: соответствие совместной деятельности по плану – группа следует плану совместной деятельности в основных чертах, изменяя детали.

Группа 1B (общая численность 7 человек).

— по блоку: наличие и качество плана – группа разрабатывает план совместной деятельности, используя шаблонные заготовки, не адаптируя и не корректируя их в соответствии с условиями совместной деятельности;

— по блоку: согласованность и распределение функций согласование функций происходит спонтанно, члены группы не договариваются об их распределении, вследствие чего некоторые функции дублируются;

Группа 1C (общая численность 8 человек).

по блоку: наличие и качество плана – группа разрабатывает план совместной деятельности, используя шаблонные заготовки, не адаптируя и не корректируя их в соответствии с условиями совместной деятельности;

по блоку: согласованность и распределение функций согласование функций происходит спонтанно, члены группы не договариваются об их распределении, вследствие чего некоторые функции дублируются;

по блоку: соответствие совместной деятельности по плану вследствие спонтанных, не предусмотренных планом действий членов группы совместная деятельность дезорганизуется и чуть ли не распадается, но в дальнейшем группа реабилитируется и в полной мере реализует собственный план предстоящей совместной деятельности.

Группа 1D (общая численность 8 человек).

по блоку: согласованность и распределение функций – осознавая необходимость распределения и согласования функций, все члены группы не пытаются осуществить это на деле;

по блоку: соответствие совместной деятельности по плану действия отдельных членов группы не соответствуют плану, его основному содержанию.

Группа 2A (общая численность 9 человек).

по блоку: наличие и качество плана – «концептуальное» видение предстоящей совместной деятельности, все члены группы стремятся найти рациональный вариант плана совместной деятельности, тщательно обсуждают все детали, достигают уровня «сценария»;

по блоку: соответствие совместной деятельности по плану группа в полной мере реализует собственный план предстоящей совместной деятельности, при осуществлении плана группа действует гибко и в соответствии с ситуацией.

Группа 2B (общая численность 6 человек).

по блоку: наличие и качество плана – члены группы стремятся к разработке плана, обсуждают предстоящую совместную деятельность на уровне фрагментов «сценария», включающих основное содержание предстоящей деятельности;

по блоку: согласованность и распределение функций – при распределении и согласовании функций члены группы акцентируют распределение функций; отчетливо проявляется интерес каждого из членов группы к своим функциям;

по блоку: соответствие совместной деятельности по плану в процессе совместной деятельности группа незначительно изменяет план, модифицирует отдельные детали плана.

Данные показатели группового взаимодействия являются количественным и качественным критерием интегрального и парциального взаимодействия в исследуемых группах. Показатели бланков экспертных блоков групп 1A, 2A и 2B характеризуют нарастающие позитивные тенденции в групповом взаимодействии. Показатели групп 1B и 1D говорят нам о прогрессировании негативных тенденций в групповом взаимодействий, либо характеризуются промежуточным, средним показателем группового взаимодействия, как в группе 1A и 1C.

Сравнение показателей группового взаимодействия первого курса и второго курса показало, что чем больше времени находишься в коллективе, тем больше развиваются сплоченность, уважение к чужой точке зрения, умение слушать и слышать другого, коллективное решение задач и проблем. В нашем случае, у команд второго курса показатели взаимодействия в группе выше, чем у первого.

Также важным критерием считается численность в группе. Группам с максимальной численностью человек намного сложнее убедить другого в выборе, согласовать мнение каждого и прийти к единому решению, чем группам с меньшей численностью.

Не менее важным фактором в проведении деловой командной игры является выбор лидера, или как в нашем случае «эксперта». Задача эксперта заключалась в заключительном этапе. Выслушав мнение каждого, согласовав все за и против, эксперт должен принять и дать заключительное решение.

В результате каждый испытуемый составляет два списка нужных предметов: индивидуальный, который он составил вначале игры и групповой, непосредственное решение всей группы. При сравнении этих списков с правильными контрольными ответами каждый может определить степень своих ошибочных действий. Для этого была подсчитана разница между номером предмета в индивидуальном или групповом списке и номером контрольного списка. Чем больше разница, тем больше цена ошибки. Если сумма превышает 60 баллов, это означает, что группа не справилась с заданием и «потонула».

Ниже представим групповые результаты исследования:

группа 1 А – 58 баллов,

группа 1 В – 56 баллов,

группа 1 С – 67 баллов,

группа 1 D – 52 балла,

группа 2 A – 49 баллов,

группа 2 B – 54 балла.

Результаты оказались благоприятными для 5 групп, и группа 1С находится в группе риска (Рисунок 1).

Рисунок 1. Сравнительная характеристика исследуемых групп на результат процесса выработки и принятия решения в ходе обобщения и групповой дискуссии экспериментальных групп.

Из наблюдения за работой участников хорошо видна степень сформированности умений организовывать дискуссию, планировать свою деятельность, идти на компромиссы, слушать друг друга, аргументировано доказывать свою точку зрения. Споры – баталии, разворачивающиеся в ходе беседы, когда никто не желает прислушиваться к мнению других, наглядно демонстрирует самим участникам их некомпетентность в сфере общения и необходимость изменения своего поведения.

На заключительном этапе анализа полученных данных всем командам оглашается правильный список, проводится сравнительный анализ группового взаимодействия, обсуждение итогов игры. Обсуждение итогов игры должно подвести группу к тому, чтобы самостоятельно разобраться в вопросе, как наилучшим способом избежать грубых столкновений в споре и расположить других к принятию своего мнения. Большое значение имеет самоанализ участниками собственного поведения, который обогащается обратной связью от других членов группы. От ведущего зависит, чтобы эта обратная связь не превратилась в серию взаимных обвинений, а носила бы конструктивный характер и была принята участниками.

Таким образом, мы можем говорить о том, что игровая деятельность эффективно влияет на развитие творческого потенциала у обучающихся, а также на развитие взаимодействия в группе.

Изучение проблемы показало необходимость развития творческого начала личности посредством игровой деятельности у обучающихся образовательных организаций МВД России.

В работе проанализирована сущность игры как вида деятельности, а также рассмотрена основная классификация и история возникновения.

Все это позволило нам выдвинуть гипотезу о том, что развитие творческого начала обучающихся образовательных организаций МВД России средствами игровой деятельности будет эффективно при условии: систематического использования игровых методов и приемов на специально организованных занятиях; учета психологических особенностей обучающихся; создание комфортных психологических условий, для доказательства которой проведено опытно – экспериментальное исследование, в котором участвовало 29 человек.

В ходе опытно – экспериментального изучения эффективности игровой деятельности у обучающихся образовательных организаций МВД России, было выявлена хорошая степень сформированности умений организовывать дискуссию, планировать свою деятельность, идти на компромиссы, слушать друг друга, аргументировано доказывать свою точку зрения.

Результаты исследования показали эффективность игровых средств обучения для развития творческого начала обучающихся образовательных организаций МВД России, для которых важно обладать навыками группового взаимодействия, лидерскими качествами и коммуникативными способностями. Практическое применения творческого задания в экспериментальных группах способствовало появлению позитивных тенденций в этом процессе.

Таким образом, данное исследование позволяет утверждать, что выдвинутая нами гипотеза доказана, цель реализована.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

В дополнение к этим предметам вы располагаете прочным надувным спасательным плотом с веслами, достаточно большим, чтобы выдержать вас, экипаж и все перечисленные предметы. Имущество оставшихся в живых людей составляет пачка сигарет, несколько коробков спичек и пять однодолларовых банкнот.

Согласно экспертам, основными вещами, необходимыми человеку, потерпевшему кораблекрушение в океане, являются предметы, служащие для привлечения внимания, и предметы, помогающие выжить до прибытия спасателей.

Навигационные средства имеют сравнительно небольшое значение: если даже маленький спасательный плот и в состоянии достичь земли, невозможно на нем запасти достаточно пищи и воды для жизни в течение этого периода.

Значит, самыми важными являются зеркало для бритья и канистра нефтегазовой смеси. Эти предметы могут быть использованы для сигнализации воздушным и морским спасателям.

Вторыми по значению являются такие вещи, как канистра с водой и коробка с армейским рационом.

Основная причина более высокой оценки сигнальных средств по сравнению с предметами поддерживания жизни (пища, вода) заключается в том, что без средств сигнализации почти нет шансов быть обнаруженными и спасенными. К тому же, в большинстве случаев спасатели приходят в первые 36 часов, а человек этот период может прожить без воды и пищи.

[5] Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика./ К. Рудестам.- М.: Прогресс, 1990. – С. 67

Скачать: У вас нет доступа к скачиванию файлов с нашего сервера. КАК ТУТ СКАЧИВАТЬ

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *