Что такое действие в пьесе
ДЕЙСТВИЕ (в театре)
Смотреть что такое «ДЕЙСТВИЕ (в театре)» в других словарях:
Действие (в театре) — Действие в театре, средство выражения в актёрском искусстве (подобно тому, как звук средство выражения в музыке, цвет в живописи, слово в художественной литературе и т.д.). Сценический образ воплощается в Д., совершаемых актёром в спектакле (на… … Большая советская энциклопедия
Действие в театре — см. Акт … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
ДЕЙСТВИЕ — 1) законченная часть спектакля, пьесы (то же, что и акт).2) В драме и эпосе развитие событий, составляющее основу, плоть сюжета (фабулы).3) В театре основное средство воплощения сценического образа … Большой Энциклопедический словарь
действие — я; ср. 1. Деятельность. Руководство к действию. // мн.: действия, ий. Поступки, поведение. Самовольные действия. 2. Работа, функционирование (машины, механизма, различных устройств). Д. фонтана. Привести машину в д. Мина замедленного действия. // … Энциклопедический словарь
ДЕЙСТВИЕ — ДЕЙСТВИЕ, 1) поступки персонажей эпических и драматических произведений в их взаимосвязи, составляющие (наряду с событиями, происходящими независимо от намерений героев) важнейшую сторону сюжета. Элементарные единицы Д. высказывания,… … Литературный энциклопедический словарь
Действие — I Действие физическая величина, имеющая размерность произведения энергии на время и являющаяся одной из существенных характеристик движения системы. Для механической системы Д. обладает следующим важным свойством: если рассмотреть… … Большая советская энциклопедия
Хор в древнегреческом театре — Совмещение поэзии, музыки и пляски в древнейшей, особенно богослужебной лирике греков требовало исполнителей в виде определенного числа знающих каждое из трех названных искусств людей того или другого, а то и обоего пола. При несложности… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
«И на театре, как на сцене света» — «И НА ТЕАТРЕ, КАК НА СЦЕНЕ СВЕТА», эпиграмма, характеризующая иронич. отношение Л. к светскому обществу (1835 36?). Автограф неизв., в связи с чем принадлежность ее Л. долгое время вызывала сомнение. Бесспорные доказательства авторства Л.… … Лермонтовская энциклопедия
Сквозные действие — термин, широко применяемый в советском театре: главная линия, целеустремлённость драматургического развития пьесы, роли, позволяющая режиссёру последовательно раскрыть идейное содержание роли и спектакля в целом. Введён К. С.… … Большая советская энциклопедия
Акт — I (от лат. actus действие, actum документ) 1) поступок или действие. 2) Официальный документ, запись, протокол. См. Акт юридический. 3) Часть драматического произведения, спектакля; то же, что действие. В театре А.… … Большая советская энциклопедия
Что такое действие в пьесе
АКТ (от латинского actus – действие), часть драматургического произведения или театрального (драматического, оперного, балетного) спектакля. В современном российском театре часто заменяется русским синонимом – «действие». Представляет собой законченную смысловую часть произведения, в прозаических текстах аналогом акта является глава; в кинематографе – серия. В драматургии акт может подразделяться на более мелкие составляющие – явления, эпизоды, сцены, картины.
Деление спектакля на акты впервые появилось в театральном искусстве Древнего Рима (в древнегреческом театре действие шло непрерывно, перемежаясь выступлениями хора). Первоначально актов в спектакле было пять. Пятиактное деление перешло в европейский театр эпохи Возрождения и классицизма. Исключение составляет испанский театр, где, как правило, была принято деление пьесы и спектакля на три акта.
В современном театре акты разделены перерывами (антрактами); до 19 в. между актами исполнялись интермедии, не связанные с основным действием пьесы, комические сценки, музыкальные произведения и т.п.
Деление пьесы или спектакля на акты обусловлено целым рядом причин, как формальных, так и сущностных. С одной стороны, пауза после каждого акта дает возможность актерам и зрителям отдохнуть; сменить декорации, костюмы, гримы и т.п. С другой стороны, деление на акты связано с законами композиции драматургического или сценического произведения.
Каждый акт содержит начало, развитие и завершение одного из звеньев события пьесы или спектакля. Первый акт представляет экспозицию (предыстория сюжета) и завязку действия (возникновение конфликта во взаимоотношениях действующих лиц). Серединные акты (второй, третий, четвертый) представляют собой перипетии сюжета (те или иные изменения сложившейся ситуации, ее развитие, включение в конфликт новых действующих лиц, смену условий, переход инициативы от одних действующих лиц к другим, возникновение препятствий и преодоление их и т.п.). Последний акт содержит кульминацию (т.е., момент, когда ситуация и конфликт достигают своей высшей точки) и развязку (завершение конфликта).
Развитие режиссерского театра обусловило разницу между делением на акты в драматургическом произведении и его сценической версии. Это связано в первую очередь с режиссерской трактовкой драматургии, расстановкой собственных смысловых акцентов, что естественно приводит к композиционным изменениям (в том числе – к сокращению текста, введению или к купюрам прологов и эпилогов, объединению сюжетных линий или нескольких персонажей в одном и т.д.). Таким образом, в сценическом произведении может меняться каждый из смысловых компонентов действия, а, следовательно – возникать и иное композиционное разделение на акты.
В современном театральном спектакле, как правило, содержится не более трех актов (чаще – двух); иногда спектакли идут без антракта, объединяя в единое целое все акты драматургического произведения.
Действие (в театре)
Смотреть что такое «Действие (в театре)» в других словарях:
ДЕЙСТВИЕ (в театре) — ДЕЙСТВИЕ, 1) законченная часть спектакля, пьесы (то же, что и акт (см. АКТ (в праве))). 2) В драме и эпосе развитие событий, составляющее основу, «плоть» сюжета (фабулы). 3) В театре основное средство воплощения сценического образа … Энциклопедический словарь
Действие в театре — см. Акт … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
ДЕЙСТВИЕ — 1) законченная часть спектакля, пьесы (то же, что и акт).2) В драме и эпосе развитие событий, составляющее основу, плоть сюжета (фабулы).3) В театре основное средство воплощения сценического образа … Большой Энциклопедический словарь
действие — я; ср. 1. Деятельность. Руководство к действию. // мн.: действия, ий. Поступки, поведение. Самовольные действия. 2. Работа, функционирование (машины, механизма, различных устройств). Д. фонтана. Привести машину в д. Мина замедленного действия. // … Энциклопедический словарь
ДЕЙСТВИЕ — ДЕЙСТВИЕ, 1) поступки персонажей эпических и драматических произведений в их взаимосвязи, составляющие (наряду с событиями, происходящими независимо от намерений героев) важнейшую сторону сюжета. Элементарные единицы Д. высказывания,… … Литературный энциклопедический словарь
Действие — I Действие физическая величина, имеющая размерность произведения энергии на время и являющаяся одной из существенных характеристик движения системы. Для механической системы Д. обладает следующим важным свойством: если рассмотреть… … Большая советская энциклопедия
Хор в древнегреческом театре — Совмещение поэзии, музыки и пляски в древнейшей, особенно богослужебной лирике греков требовало исполнителей в виде определенного числа знающих каждое из трех названных искусств людей того или другого, а то и обоего пола. При несложности… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
«И на театре, как на сцене света» — «И НА ТЕАТРЕ, КАК НА СЦЕНЕ СВЕТА», эпиграмма, характеризующая иронич. отношение Л. к светскому обществу (1835 36?). Автограф неизв., в связи с чем принадлежность ее Л. долгое время вызывала сомнение. Бесспорные доказательства авторства Л.… … Лермонтовская энциклопедия
Сквозные действие — термин, широко применяемый в советском театре: главная линия, целеустремлённость драматургического развития пьесы, роли, позволяющая режиссёру последовательно раскрыть идейное содержание роли и спектакля в целом. Введён К. С.… … Большая советская энциклопедия
Акт — I (от лат. actus действие, actum документ) 1) поступок или действие. 2) Официальный документ, запись, протокол. См. Акт юридический. 3) Часть драматического произведения, спектакля; то же, что действие. В театре А.… … Большая советская энциклопедия
Из чего состоит драматическая пьеса
Пьеса — это драматическое произведение, которое предназначено для представления в театре. И состоит оно из множества важных элементов, каждый из которых мы рассмотрим в статье.
В первую очередь пьеса разбивается на акты — завершённые части произведения, между которыми чаще всего ставят антракты. Последние впервые появились в древнеримском театре. В Древней Греции, наоборот, представление шло без каких-либо перерывов; лишь иногда действие в нём разрывалось выступлением хора.
Театр в Древнем Риме
В Древнем Риме, а после и в театрах эпохи Возрождения, использовали пятиактное деление пьес. В испанском театре драматургические представления делили на три акта. А в классических постановках Востока деление происходило на десятки актов. Театральное представление сегодня — это от одного до пяти актов, которые делятся на явления, эпизоды, сцены и картины:
Явление — часть акта, где случаются какие-то изменения в составе действующих лиц (кто-то уходит, а кто-то, наоборот, приходит).
Эпизод — самостоятельная и завершённая сцена пьесы. Они подобны кусочкам мозаики — из совокупности эпизодов строится всё произведение.
Современный греческий спектакль
Сцена — отдельная часть спектакля.
Картина — законченная часть акта. Между картинами нередко вставляют короткие перерывы. Например, падает занавес, публика остаётся на своих местах, а в это время на сцене быстро меняют декорации.
Важными элементами драматического произведения считают пролог и эпилог. Пролог — это вступительная часть спектакля. В Древней Греции в прологе рассказывали миф, который положен в основу пьесы. В средневековой драме читали молитву. А в XVII — XVIII веках прологом могло быть целое представление!
Эпилог — заключительная часть произведения, которая следует после развязки. В древнегреческом театре эпилогом было обращение хора к зрителям. В античной комедии — пляски и песни актёров, хора. В шекспировские времена — проникновенный монолог артиста.
Но главным, конечно же, в пьесе было и остаётся — персонажи. Действующие лица. Ведь именно они своей игрой, характерами и историей создают то самое театральное чудо, за которым мы все с таким трепетом следим.
ДЕЙСТВИЕ В ДРАМАТУРГИИ
Действие в драматургическом произведении — не что иное, как конфликт в развитии. Оно развивается из начальной конфликтной ситуации, возникшей в завязке. Развивается не просто последовательно — одно событие после другого — а путем рождения последующего события из предыдущего, благодаря предыдущему, по законам причинно-следственного ряда. Действие пьесы в каждый данный момент должно быть чревато развитием дальнейшего действия.
Теория драматургии в свое время считала необходимым соблюдение в драматургическом произведении трех единств: единства времени, единства места и единства действия. Практика, однако, показала, что драматургия легко обходится без соблюдения единства места и времени, но единство действия является подлинно необходимым условием существования драматургического произведения, как произведения художественного.
Соблюдение единства действия — это по существу соблюдение единой картины развития основного конфликта. Оно, таким образом, является условием для создания целостного образа конфликтного события, которое в данном произведении изображается.
Единство действия — картина развития непрерывного конфликта. Нарушение единства действия — подрывает возможность создания целостного художественного образа конфликтного события. Т.е. нарушает целостность произведения.
Действием в драматургическом произведении следует считать только то, что происходит непосредственно на сцене.Так называемые «досценические», «несценические», «засценические» действия — все это информация, которая может способствовать пониманию действия, но, ни в коем случае не может его заменить. Злоупотребление количеством такой информации в ущерб действию сильно снижает эмоциональное воздействие пьесы (спектакля) на зрителя, а иногда сводит его на нет.
Т.к. предмет изображения в драме — тот или иной конкретный социальный конфликт, персонифицированный в героях данной пьесы, то действие – это конфликт в его конкретном развитии. Драматургия воспроизводит конфликт в виде действия.Конфликт — источник действия. Действие — форма его движения, его существования в произведении.
Итак, действие — это завязка, «развертывание» и «разрешение» конфликта.
КОМПОЗИЦИОННОЕ ПОСТРОЕНИЕ СЦЕНАРИЯ
Композиция (от лат. составление, соединение, связь). Построение, расположение и взаимосвязь всех частей, образов, эпизодов, сцен произведения. Художественное произведение всегда представляет собой целостную совокупность органически связанных между собой характеров, событий, проблем, идей. (Слов. лит. терминов. С. 153)
Композиция(от лат. складывать, строить) относится ко всем родам, видам и жанрам искусства. Термин композиция пришел в теории драмы из теории живописи в 19 веке. То, что сейчас подразумевается под понятием «композиция», у Дидро обозначалась понятием «план». И Дидро констатировал, что пьес с хорошим диалогом гораздо больше, чем пьес хорошо построенных. Так как же добиться хорошего построения пьес?
Следует обратиться к Аристотелю, который выделил три основных момента построения: «Начало – то, что само не следует по необходимости за другим, а напротив, за ним существует или происходит по закону природы нечто другое. Конец – наоборот, то, что само по необходимости или по обыкновению следует за другими, после него же нет и не может быть чего-либо. Середина – то, что само следует за другими, и за ним следует другое». (Аристотель Поэтика.)
Композиция – это определенная система средств раскрытия, организации образов их связей и отношений, характеризующих жизненный процесс, показанный в художественном произведении.
Композиция –способ организации материала, гармоничное соотношение частей, объединенных в целое. Композиция театрализованного праздника строится по законам драматургии и является способом, средством организации любого художественного и документального материала театральными средствами по законам развивающегося в пространстве и времени сценического действия.
Формы композиций:
Закрытая. Фабула образует единое целое. Композиция представляет собой последовательно объединенные эпизоды, подчиненные причинно-следственной связью. Действие направлено на сценическую площадку и происходит внутри ее – концерт, театрализованное представление, зрелище.
Открытая. Фабула представляет монтаж разрозненных прерывистых мотивов, объединенных в целостный ансамбль. Сценическое пространство открыто, что предполагает работу с публикой, место и смысл сценических предметов меняется.
Локальный синтез эпизодов. Особенности драматургии в праздничных формах – объединяет разножанровые эпизоды в единую композицию.
Интегрированный комплекс праздничных форм.
Композицияв театрализованном представлении имеет, как правило, 6 основных элементов: