Что такое диалог для 3 класса
Диалог
Всего получено оценок: 366.
Всего получено оценок: 366.
Каждый человек должен знать, что такое диалог, так как он является основной формой связной речи. С помощью диалога люди могут обмениваться друг с другом информацией.
Определение
Диалог – это форма речи, при которой происходит обмен репликами между двумя или более людьми.
Термин «диалог» пришел из греческого языка, где слово «dialogos» обозначало беседу.
Являясь чередованием реплик, диалог служит одной из форм связной речи.
Особенности
Диалогическая форма речи характерна как для устной, так и для письменной речи. Диалог часто используется в разговорном функциональном стиле, а среди книжных – в художественном, так как диалог ярко и подробно передает мировоззрение персонажей и конфликт между ними.
Диалогическая речь тесно связана с разговорным функциональным стилем. В связи с желанием быстро передать информацию адресату диалог отличается краткостью реплик: часто употребляются неполные и простые предложения, а также слова-предложения. С развитием диалога участниками опускается вся сказанная ранее информация, реплики наполняются только новыми рассуждениями и мыслями.
Сравним два варианта текста:
Данные примеры подчеркивают стремление участников диалога использовать минимальное количество языковых средств, которые в свою очередь способны дать полную информацию для понимания. Первая реплика несет в себе максимальную информацию об объекте беседы, все последующие реплики обычно понимаются лишь в определенном контексте.
Диалогическая форма речи обычно свободна от книжных норм. Это связано со спонтанностью и непринужденностью речи участников диалога.
Диалогическая форма речи минимально состоит из двух реплик. Так называемые микродиалоги реализуются через реплику-стимул (открывает диалог) и реплику-реакцию (ответная реплика).
Несмотря на то что минимальным является диалог с двумя репликами, в такую форму общения могут вступать несколько человек. Ошибочным является мнение о том, что диалог – это беседа только двух лиц.
Реплики участников диалога тесно связаны друг с другом в содержательном плане. Объектом беседы двух или более человек является один и тот же предмет, о котором собеседникам известно до начала диалога или становится известно во время диалога.
Способы оформления
Самым частым способом оформления диалога в письменной речи является то, что каждая реплика двух или более участников начинается с новой строки с помощью знака тире.
Важной особенностью является то, что диалог может предполагать авторскую речь, а может и не предполагать. Если авторская речь присутствует, то диалог оформляется так же, как и прямая речь, только без использования кавычек. Значит, схемы оформления диалоговой формы с авторской речью следующие:
Что мы узнали?
Диалог – это форма речи, предполагающая беседу двух и более лиц. Связь диалоговой формы с разговорным стилем речи наблюдается в стремлении к сокращению единиц языка, употребляемых в речи. Спонтанность и непринужденность диалога позволяет сокращать ранее известную информацию и использовать простые и неполные предложения для простоты и быстроты обмена информацией.
Урок русского языка в 3 классе на тему «Собеседники. Диалог»
3 класс. Русский язык. Урок 2. Дата: 5.09.17
Тема: Собеседники. Диалог.
Цель: повторить признаки и типы текста.
Планируемые результаты: учащиеся научатся различать и составлять разные типы текстов; аргументированно отвечать и доказывать свое мнение; обнаруживать и формулировать учебную проблему; работать по алгоритму написания слов с проверяемым и непроверяемым написанием.
Оборудование: карточки с заданиями.
1. Словарная работа
— Из отрывков прочитанных произведений выпишите слова с непроверяемым написанием. Подчеркните орфограммы.
Лечу я на своем коне,
Насос и клей всегда при мне.
Случится с камерой беда —
Я починю ее всегда.
Чтоб ботинки жили дружно,
Их поставить рядом нужно,
Посмотреть на них и, если
Их носочки будут вместе,
Надевай смелей на ноги —
Не поссорятся в дороге.
Где ночует ветерок?
У развилки трех дорог
На высокой на сосне,
Часто падая во сне.
Как распустилась? Ты рада теплу?
Ослик был сегодня зол.
Он узнал, что он осел.
Крошка сын к отцу пришел,
Осень. Дожди. Плохая погода.
Завтра хлынет дождик быстрый.
Из-под куста мне ландыш серебристый
Приветливо качает головой.
— Прочитайте слова. Назовите выделенную орфограмму. (Всегда, вместе, ветерок, здравствуй, сегодня, погода, завтра, приветливо.)
— Как можно проверить написание этих слов? ( Написание этих слов надо запомнить, так как проверить нельзя.)
— Запишите еще три слова с непроверяемым написанием.
2. Сравнение алгоритмов написания слов с проверяемым и непроверяемым написанием
— Какие орфограммы есть в словах «сады» и «привет»? ( Безударные гласные.)
— Как проверить эти безударные гласные? (В слове «сады» безударная гласная проверяется словом «сад», в слове «привет» гласная не проверяется, ее надо запомнить.)
— Сравните слова «здравствуй» и «поздно». Какие орфограммы есть в этих словах? ( Непроизносимые согласные.)
— Можно ли проверить их написание? (В слове «здравствуй» непроизносимую согласную проверить нельзя, ее надо запомнить, в слове «поздно» — можно, проверочное слово «опоздать».)
Итак, написание одних слов надо запомнить (это слова с непроверяемым написанием), других — можно проверить (это слова с проверяемым написанием).
— Спишите слова в два столбика: в первый — слова с непроверяемым написанием, во второй — с проверяемым написанием.
Сидит, макушка, радостно, завтра, солнце, здесь, потом, привет.
(Проверка. Ученик читает слово, объясняет орфограмму. Остальные учащиеся проверяют себя. Если задание выполнено правильно, на полях выставляют знак «+».)
Самоопределение к деятельности
— Вчера для всех школьников начался новый учебный год. Как вы считаете, это радостный или грустный день? (Ответы учащихся.)
— Ответ каждого из вас на мой вопрос о 1 сентября — это небольшой текст.
— Прочитайте вопрос, который задает Совенок, в учебнике на с. 7. Это тема нашего урока.
Работа по теме урока
Выполнение заданий в рабочей тетради
— Прочитайте строки из стихотворения Валентина Берестова «Первое сентября».
(По заданиям. Коллективно.)
(Учащиеся составляют предложения по вопросам упражнения.)
— Какие орфограммы надо вспомнить, чтобы верно выполнить задание в конце упражнения? (Имена нарицательные пишутся со строчной буквы, собственные — с заглавной.)
(Учащиеся записывают: мальчик Петя Иванов, подруга Галя Сидорова, учительница Нина Петровна.)
Руки кверху поднимаем,
А потом их опускаем,
А потом их разведем
И к себе скорей прижмем.
А потом быстрей, быстрей
Хлопай, хлопай веселей.
Продолжение работы по теме урока
Работа по учебнику
(Самостоятельно после предварительного разбора по шагам.)
К какому тексту подходит заглавие «Золотая осень», а к какому — «Поздняя осень»?
(Проверка. Ученик читает предложение, объясняет орфограмму. Остальные учащиеся проверяют себя. Если задание выполнено правильно, на полях выставляют знак «+».)
Какого типа текст вы записали? (Описание.)
Вспомните, какие еще типы текстов существуют. ( Повествование, рассуждение.)
Что такое текст? ( Текст — это несколько предложений, связанных между собой по смыслу. Их объединяет общая тема.)
Что такое тема текста? ( Тема — основное содержание текста, то, о чем в нем говорится.)
Что такое главная мысль текста? ( Главная мысль — это самое важное в тексте.)
(Учитель раздает детям распечатки текстов.)
Прочитайте, определите тип текста. ( 1. Описание. 2. Рассуждение. 3. Повествование.)
Волчье лыко цветет ранней весной. На тонких голых прутиках появляются небольшие розовые цветки, напоминающие цветки сирени. Рас полагаются они на ветках небольшими плотными кучками. Стебельков- цветоножек у них нет, и кажется, будто цветки наклеены на ветки. У других наших кустарников такого не бывает. Нежные розовые цветки имеют приятный острый аромат, немного похожий на запах гиацинта.
К волкам этот невысокий кустарник не имеет никакого отношения: волки, как и все другие дикие и домашние животные, обходят его стороной, так как оно ядовито. За это и название получило. А лыко из коры этого кустарника действительно прочное и гибкое, из него раньше в деревнях плели лапти.
Волчье лыко становится все более редким кустарником. В этом повинны слишком усердные сборщики весенних цветов. Увидят в лесу цветущий кустик — обязательно надо сорвать. А так как отдельную ветку отломить трудно, выдергивают растение целиком, ведь оно небольшое.
Подведение итогов урока
— Какие типы текстов вы знаете?
— Какие орфограммы вспомнили на уроке?
— Что понравилось на уроке?
— Что хотели изменить?
(Учитель предлагает подсчитать число плюсов в тетради, отмечает детей, набравших наибольшее их количество.)
Что такое диалог понятным языком – из чего он состоит, какие у него есть особенности и что про него надо говорить в школе
Разговор двух человек.
Диалогом называется разговор, в котором принимают участие два человека. Причем говорит и один, и другой. Если один только говорит, а другой только слушает – это будет уже не диалог, а совсем другая форма общения – монолог.
Высказывания каждого участника диалога называются репликами. Когда мы передаем реплики в тексте, мы пишем каждую из них с новой строки, перед репликой ставим тире. Например:
– Как вы себя чувствуете?
– Хорошо.
5 главных особенностей диалога
Давайте выделим основные особенности, присущие диалогу как форме общения.
Неполные предложения. Большая часть предложений в любом диалоге – неполные, потому что люди не хотят постоянно повторять одно и то же. Смотрите:
– Как [у тебя] дела?
– [У меня дела] хорошо, а у тебя [как дела]?
– [У меня дела тоже] нормально. Чем [ты] занимаешься?
– [Я] пишу статьи. А ты [чем занимаешься]?
– [Я] преподаю русский язык в школе.
Видите, почти в каждой реплике что-то выбрасывается. Это делается для того, чтобы диалог был более динамичным, а информация передавалась быстрее. Если мы возьмем какую-то реплику и «вырвем» ее из диалога, она будет непонятна, потому что представляет собой неполное предложение. Например: «Нормально». Что значит «нормально», к кому это относится и по какой причине? Без остальной части диалога непонятно.
Неполнота в диалоге бывает двух видов: контекстуальная и ситуативная. Контекстуальная – когда выбрасывается то, что ясно из контекста. Например: «[У меня дела] хорошо» – мы убрали «у меня дела», потому что это уже было сказано в предыдущей реплике.
Ситуативная неполнота – это когда опускается то, что и так понятно из ситуации. Диалог ведь происходит всегда в какой-то ситуации – например, в гостях у кого-то, на улице, на перемене в школе. Вот смотрите, идете вы с другом по улице зимой и он вам говорит: «Стой, я прокачусь». Вам не надо дополнительно пояснять, где он прокатится, потому что вы и так увидели перед собой полоску укатанного льда, на которой обувь хорошо скользит. Предложение «Стой, я прокачусь [по этой полоске укатанного льда]» – ситуативно-неполное.
Для обращения к человеку в диалоге чаще используются личные местоимения, чем имя или упоминание должности. Потому что мы говорим только с одним человеком и адресуем свое высказывание только ему: как у тебя дела, где ты работаешь, сколько ты зарабатываешь, куда ты поедешь отдыхать и так далее.
А вот в полилоге чаще будут использоваться личные имена или названия должностей. Иначе непонятно будет, к кому обращена реплика. Например: «Господин президент, как вы считаете…», «Господин премьер-министр, что вы можете сказать о…», «Николай Сергеевич, а вы что думаете…» – вот в этом полилоге участвуют кроме говорящего еще три человека: президент, премьер-министр и какой-то Николай Сергеевич. Если просто обращаться на «ты» или «вы» – будет путаница. Каждый будет думать, что обращаются к нему.
– Хочу посмотреть кино или посидеть в ВК.
Эта реплика осложнена однородными сказуемыми.
Но чаще всего мы не успеваем досказать свою мысль, потому что собеседник что-то нам говорит. И получается не одна осложненная реплика, а две простых:
– Хочу посмотреть кино…
– Ты смотрел два часа назад!
– Ну или в ВК посидеть просто.
Либо мы сами для простоты дробим предложение на два:
– Хочу посмотреть кино. Или в ВК посидеть.
В диалогах может присутствовать лексика ограниченного употребления. Но при условии, что оба говорящих ее понимают. Когда я говорю с другом-фрилансером, я могу использовать профессионализмы типа «фронтенд», «рерайт», «оптимизация» и мне не важно, что люди вокруг этих слов не понимают. Мне вообще до них дела нет, главное, чтобы мой друг понимал меня, а я – его.
По этой же причине в диалогах могут быть жаргонные слова (подробнее о них читайте в моей статье про жаргон ), например, школьники говорят друг другу: «хата», «стёб», «бабло». Могут быть диалектизмы – например, две бабушки из деревни сели на скамейку и начали говорить на словах, которые знают только в их глухой деревне и больше нигде.
Участники диалога могут вообще не соблюдать языковых норм, говорить с орфоэпическими, речевыми и грамматическими ошибками. Это не есть хорошо, но в рамках обычного, неофициального разговора, никто их ругать не станет за это.
Полезные материалы по теме
Еще советую вам вот эти тексты по лексике. Они по темам, которые западают у 80 % школьников:
Покритикуйте этот текст в комментариях. Высказывайтесь смело, пишите обо всем, что вам не нравится. Ваши замечания помогут мне сделать статью лучше.
Урок родного языка 3 класс «Диалог и монолог»
Урок родного языка 3 класс
Тема : Диалог и монолог
– Познакомить с понятиями монолог и диалог, их структурными особенностями.
1. Развивать умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в виде схемы.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
1.Организационный этап. Мотивация учебной деятельности учащихся
Громко прозвенел звонок.
Наши ушки – на макушке,
Глазки широко открыты.
Ни минуты не теряем.
— Чему учит риторика? (правильной речи)
1. Тренировка дыхания
вдох, на выдохе проговариваем пословицу или поговорку: «Хуже всех слышит тот, кто не хочет слушать».
2.Произнеси правильно(вспоминают правило)
оба ( мальчика, стрижа) в обоих (рассказах, квадратах, государствах)
обе ( девочки, ласточки) в обеих (сказках, суммах, странах)
2. Актуализация знаний. Введение в тему занятия.
Саша, ты кем хочешь стать?
— Я хочу быть летчиком, как мой папа. А ты?
— А я люблю рисовать. Поэтому хочу стать художником. Как ты думаешь, смогу?
— Конечно, сможешь. Главное верить в себя!
Я хочу стать детским хирургом как мой папа. Это интересная профессия и очень ответственная. Нужно много знать, быть добрым и любить детей. Я хорошо учусь, много читаю. Я надеюсь, что вырасту и овладею этой профессией.
— Как мы знаем, существует много разновидностей текста. Их можно классифицировать по разному; например, есть тексты устные и письменные. По другому признаку можно разделить тексты на монологи и диалоги.
Как вы думаете, к какому виду относится текст Саши?
А Миши? Почему? (Дети высказывают свои предположения)
— Над какой темой будем сегодня работать? ( Диалог и монолог)
— Мы сегодня познакомимся с двумя видами текстов: монологом и диалогом. Будем учиться их различать, поупражняемся в составлении диалогов, составим правила ведения диалога.
3. Первичное усвоение новых знаний.
1. в словаре Ожегова определение понятий диалог и монолог.
Монолог – речь одного лица, обращенная к слушателям или к самому себе.
Диалог – разговор между двумя лицами, обмен репликами.
— Как вы думаете, когда мы в речи используем диалог, а когда монолог?
2. – Предлагаю встретиться вам с нашими любимыми сказочными героями. Определите, какой вид текста они использовали?
-Умненький, благоразумненький Буратино, хотел бы ты, чтобы у тебя денег стало в десять раз больше?
— Конечно, хочу! А как это делается?
— Проще простого. Пойдём с нами.
— Я самый упитанный, самый воспитанный – мужчина в полном расцвете сил. Я лучший в мире пожарник.
3.Прочитайте отрывок. Определите вид текста.
-Трудно нашему брату колесу. Всю жизнь трясись по дорогам, а попробуй только перевести дух, так получишь накачку.
-Значит спуску не дают?
-Ох, не дают! Да ещё того гляди – под машину угодишь. Вот, что главное…
-Под машину? Разве ты не под машиной работаешь?
-Ещё чего придумаете! Я пятое колесо, запасное …
— Сделайте вывод о различии и сходстве монолога и диалога.
Когда в речи используют монолог, а когда диалог?
4. Первичная проверка понимания. Применение новых знаний в измененной ситуации.
— Составьте сами диалог на любую тему в парах. Попробуйте разыграть выбранную ситуацию.(дети показывают по желанию сценки)
2. Риторические задачи
— Представьте себе, что вы попали в зоомагазин. Вам очень понравился разноцветный волнистый попугайчик; у вас возникло желание его купить. Разыграйте два диалога:
а) ваш разговор с мамой; цель разговора – упросить маму купить птичку;
б) разговор с продавцом; цель беседы – узнать, как содержать птицу в домашних условиях (как, чем, сколько раз кормить и т.д.).
— Вы хотите записаться в плавательный бассейн. Но ваша мечта – не просто плавать по дорожкам, а попасть в секцию, где учат прыжкам в воду с трамплина.
Убедите тренера в том, чтобы он взял вас в эту секцию. Разыграйте диалог.
5. Рефлексия( подведение итогов урока)