Что такое диалог побуждение

Типы профессионального диалога

Диалог-запрос информации: умение ставить и задавать вопрос; умение правильно интонировать высказывание; умение уместно использовать разнообразие реплики – стимулы; умение правильно употреблять паузы в речи; умение запросить дополнительную информацию. Например: «Диалог врача с пациентом при заполнении паспортной части титульного листа медицинской карты больного».
Диалог-сообщение информации: умение построить информативно значимый текст; умение логически мыслить и правильно реализовывать свой замысел на произносительном уровне; умение привлечь и удержать внимание, правильно обратиться к собеседнику. Например: «Диалог врача с пациентом о предположительном диагнозе».

Диалог-побуждение: умение правильно сформулировать и соответствующим тономпроизнести просьбу, приказ; умение уместно употреблять побудительные предложения в реплике – стимуле; умение уточнить задание. Например: «Диалог главного врача, заведующего отделением с подчиненными (врачами, средним и младшим медицинским персоналом)».
Диалог-расспрос: умение самоопределяться по поводу получаемой информации; умение формулировать проблемные вопросы, поддерживающие диалог; умение построить коммуникативно-целесообразную стратегию и тактику речевого поведения. Например: «Диалоги специалистов в области медицины в процесс спора, обсуждения, дискуссии, диспута на актуальные проблемы в профессиональной деятельности».

Задание 7. Продемонстрируйте диалог в лицах, осуществляя синхронный перевод на казахском языке. Определите тип диалога.

Диалог «Осмотр у врача» (At the doctor’s)

· Пациент: Доброе утро, доктор.

· Доктор: Доброе утро. Как Вы сегодня себя чувствуете?

· Пациент: Сегодня я чувствую себя получше, но все равно неважно. Я плохо сплю, и у меня нет аппетита.

· Доктор: Думаю, это небольшое истощение организма. Вы измеряли сегодня температуру?

· Пациент: Да, моя температура в норме.

· Доктор: Пройдите вон к той кушетке, пожалуйста. Я прослушаю Вашу грудную клетку и измерю кровяное давление. Все в норме. К счастью для Вас, с Вашим здоровьем никаких серьезных нарушений нет. Вам нужно хорошенько отдохнуть. Вы можете взять сейчас отпуск?

· Пациент: Через две недели я собираюсь на море.

· Доктор: Это именно то, что я хотел порекомендовать.

· Пациент: Большое спасибо, доктор. Я так и сделаю.

· Доктор: До свидания.

· Пациент: До свидания.

Диалог (At the doctor’s)

· Patient: Good morning, doctor.

· Doctor: Good morning. How do you feel today?

· Patient: I feel better today, but I am still of-colour. I`m sleeping badly and I have no appetite.

· Doctor: A little run-down, I think. Have you checked your temperature today?

· Patient: Yes, my temperature is quite normal.

· Doctor: Get to that couch please. I will sound your chest and take your blood pressure. It`s quite normal. Luckily for you there is nothing seriously wrong with your health. You should have a good rest. Can you go on holiday now?

· Patient: I`m going to the sea in two weeks.

· Doctor: That is just what I wanted to recommend.

· Patient: Thank you very much, doctor. I will do it.

Задание 8.Ознакомьтесь с информацией. Выпишите определение реплики-стимула, реплики-ответа. Какие типы диалога определяются по характеру реакций?

Реплики-стимулы. Реплики-ответы.

Реплика-стимул— реплика, открывающая диалогическое единство и определяющая содержание и форму следующего за ним высказывания.

Он представляет собой независимый речевой акт: 1) вопрос, требующий ответа. Например: «На что жалуетесь?»; 2) побуждение к действию. Например: «Разденьтесь до пояса, пожалуйста. Я вас осмотрю»; 3) высказывание, инициирующее тему, нуждающееся в уточнении или пояснении, экспрессив (речевойакт, выражающий эмоции говорящего). Например: «Перед данным заболеванием какие болезни перенесли?»

Реплика, которая дает начало разговору, определяет его тему и цель, строится относительно свободно. Она побуждает собеседника к ответной реплике или действию.

Ответная реплика – это реплика-реакция, действие, которое по своему лексическому составу и синтаксической структуре зависит от реплики-стимула. Диалог обычно состоит из чередующихся реплик-стимулов и реплик-реакций.

Большое значение придается характеру реакций. В связи с этим выделяются реплики-противоречия, согласия, добавления, реплики, сопровождающие тему, переводящие тему в другую плоскость. По характеру реакции определяются соответствующие типы диалогов (Д).: Д.-противоречие, Д.-спор, Д.-объяснение ), Д.-сообщение, Д.-обсуждение, Д.-беседа ).

Задание 9. Вместо точек, вставьте подходящие по смыслу реплики-стимулы, реплики-ответы. Какие по характеру реплики вы использовали?

Задание 10. Прочитайте диалог в лицах. Назовите слова, с помощью которых уточняются реплики-вопросы врача.

— Болит голова и сердце.

— Какого характера боли в сердце: давящие, сжимающие или колющие?

— Давящие. На сердце давит.

— Боли отдают куда-нибудь?

— А когда появляются боли в сердце: в состоянии покоя или при движении?

— Всегда, когда у меня начинает болеть затылок. Может быть, у меня повышается давление?

— Вы измеряете артериальное давление?

— Да, у меня дома есть аппарат для измерения давления.

— Появление болей в области сердца связано с повышением артериального давления. А в состоянии покоя у вас бывают боли в области сердца?

— Поднимите, пожалуйста, рукав. Я измерю давление. Так, у вас повышенное давление: сто семьдесят на сто. Поэтому у вас болит голова и появились боли в сердце. Надо лечиться, чтобы болезнь не перешла в хроническую форму.

Задание 11.Работа в микрогруппах. Сформулируйте вопросы, предполагающие однозначный ответ.

Источник

Проблемно-диалогическая технология на уроках в начальной школе

Мечта каждого учителя – воспитать ученика знающего, умеющего самостоятельно мыслить, задавать себе вопросы и находить на них ответы, видеть перед собой проблемы и искать способы их решения. Как успешно учить всех ребят без отсева и отбора, укрепляя в каждом из них чувство собственного достоинства, веру в свои силы и радость от полученных результатов труда? Как пробудить в каждом желание самосовершенствования, самопознания, саморазвития?

Довольно успешно работая многие годы в рамках традиционной программы, имея высокое качество уровня обученности детей, я постоянно совершенствовала свою систему работы, изучала передовой педагогический опыт, осваивала современные технологии обучения.

Сегодня я работаю по УМК ОС “Школа 2100”, используя в работе технологию проблемно-диалогического обучения. Значимость этой технологии трудно переоценить. Мне импонирует, что она позволяет воспитывать ребенка внутренне свободным, умеющим творчески относиться к делу. Технология представляет собой целостную систему (она отражена в программах, методических разработках, учебниках, есть система контроля и мониторинга); обеспечивает здоровьесбережение школьников, поскольку применима в обстановке полной комфортности ребенка на уроке и не только способствует формированию высокого мотивационного потенциала обучения, но и помогает достижению прочных и глубоких знаний.

Проблемная ситуация создается с учетом реальных противоречий, значимых для детей. Только в этом случае она является мощным источником мотивации их познавательной деятельности. Проблемно- диалогический урок обеспечивает более качественное усвоение знаний, приучает детей творчески мыслить, развивает их интеллектуальные способности и активность, так как для диалога с учителем нужны и смелость, и решительность. Кроме того, в работу включается весь класс, что гарантирует усвоение нового материала большинством учеников.

Слово “диалогическое” означает, что постановку учебной проблемы и поиск ее решения осуществляют ученики в ходе специально организованного учителем диалога. В своей работе я использую три способа постановки учебной проблемы:

1. Побуждающий от проблемной ситуации диалог.

2. Подводящий к теме диалог.

3. Сообщение темы с мотивирующим приемом.

Каждый из этих способов имеет свою особенность. Приведу примеры возможных подходов к постановке учебной проблемы.

1. Побуждающий диалог. Этот метод требует от учителя последовательного осуществления следующих действий: создание проблемной ситуации; побуждение к осознанию противоречия проблемной ситуации; побуждение к формулированию учебной проблемы; принятие предлагаемых учащимися формулировок учебной проблемы.

На своих уроках я использую различные приемы создания проблемной ситуации. В основу создания проблемных ситуаций “с удивлением” я использую самый простой пример: одновременное предъявление классу противоречивых фактов, теорий, мнений или другой прием, суть которого состоит в том, что учитель сталкивает разные мнения учеников, предложив классу вопрос или задание на новый материал.

Например: урок математики. Тема “Порядок действия в выражениях со скобками”.

— Что вас удивило? (Почему в одинаковых примерах разные ответы?)

В основе проблемных ситуаций “с затруднением” лежит противоречие необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя, которое создается другими приемами: дается практическое задание, невыполнимое вообще, задание не сходное с предыдущими, т.е. такое с которым ученики до настоящего момента не сталкивались.

Например: Урок математики во 2 классе.

При изучении темы “Умножение двузначного числа на однозначное” подвела к постановке проблемы через задания устного счёта. Включила выражения на знание таблицы умножения, с которыми ученики справились без затруднений: 4 * 6, 20 * 3, 9 * 8, 10 * 6 и т. д. Последним был о выражение 14 * 6, которое вызвало у детей затруднение. Возникла проблемная ситуация. Для вывода из неё начинаю побуждающий диалог, который направлен на осознание затруднения и формулирование проблемы:

Учитель: Почему затрудняетесь в нахождении результата?

Дети: Мы такие ещё не решали.

Учитель: В чём затруднение?

Дети: Не умеем умножать двузначное число на однозначное.

Учитель: Кто догадался, какая задача стоит сегодня перед вами?

Дети: Научиться умножать двузначное число на однозначное.

Тема урока сформулирована. У всех появилась личная заинтересованность в усвоении нового, так как никто не знает, как найти результат этого выражения.

Побуждение к осознанию противоречия проблемной ситуации представляет собой отдельные вопросы учителя, стимулирующие школьников осознать заложенное в проблемной ситуации противоречие. Поскольку проблемные ситуации создаются на разных противоречиях и различными приемами, текст побуждения для каждого из приемов будет свой.

Так, например, когда я предъявляю противоречивые факты, ставлю следующие вопросы: “Что вас удивило? Что интересного заметили? Какие факты налицо? Если к классу предъявляются противоположные научные теории, диалог строю иначе: “ Почему вы удивились? Сколько существует мнений?”

Для побуждения к формулированию учебной проблемы я использую одну из двух реплик: “Какова будет тема урока? или “Какой возникает вопрос?”

2. Подводящий к теме диалог.

Данный метод постановки учебной проблемы проще, чем предыдущий, т.к. не требует создания проблемной ситуации. Он представляет собой цепочку вопросов и заданий, которые подводят учащихся к формулированию темы урока. В структуру подводящего диалога я включаю разные типы вопросов и заданий: репродуктивные (вспомните, выполните по образцу), мыслительные (на анализ, сравнение, обобщение). Необходимо учитывать, что все это должно опираться на уже пройденный классом материал, а последний обобщающий вопрос позволяет ученикам сформулировать тему урока.

Например: Русский язык.

Тема урока: “Повторяем гласные звуки и буквы”

На доске запись букв:

Д Б Е М К А Т С У Х Ц Э Ш Ь И

— Назовите каждую третью букву (Е,А,У,Э,И)

— Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока? (Гласные буквы и их звуки)

3. Сообщение темы с мотивирующим приемом.

Это наиболее простой метод постановки учебной проблемы. Учитель сам сообщает тему урока, стремясь вызвать к ней интерес учащихся. Для этого я использую прием “яркое пятно”, который состоит в сообщении детям интересного материала, связанного с темой урока.

Математика. Тема: “Число3. Цифра 3”

Учитель: В далекие времена люди с большим трудом научились считать: сначала всего до двух. За двойкой начиналось что-то неизвестное, загадочное. Когда считали “ один, два, много”, то после двух было “всё”. Поэтому число 3, которое при счете должно идти за числом 2, означало “ВСЕ”. Долгое время число 3 было для многих народов пределом счета, совершенством, счастливым числом. Число 3 стало излюбленным числом и в мифах, и в сказках. Сегодня мы тоже познакомимся с числом 3.

Обучение грамоте. Тема: “Из чего сделаны слова?”

— Какое слово лишнее? Почему? ( Стол, т.к. все остальные слова – живая природа, а стол- неживая)

— Кто сделал стол? ( Человек)

— А из чего сделан стол? ( Из дерева)

— Как вы думаете, а из чего сделаны слова?( Не знаем)

— Хотите узнать? Сегодня мы постараемся ответить на этот вопрос.

Суть поиска решения учебной проблемы проста: учитель помогает ученикам открыть новое знание. На уроке существует две основные возможности обеспечить такое открытие: побуждающий к гипотезам диалог и подведение к знанию. Побуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалог представляет собой сочетание специальных вопросов, стимулирующих учеников выдвигать и проверять гипотезы. Данный метод имеет определенную структуру: начинается с общего побуждения (призыва к мыслительной работе), при необходимости продолжается подсказкой (намеком, сужающим область поиска), в крайнем случае завершается сообщением учителя. При этом общее побуждение представляет собой стандартную готовую реплику, а подсказку необходимо придумывать каждый раз заново.

При выдвижении гипотез побуждающий диалог выглядит так. Общее побуждение осуществляется стандартной репликой: “Какие есть гипотезы?”, которая провоцирует выдвижение любых гипотез – как ошибочных, так и решающей. Если ученики молчат или выдвигают только ошибочные гипотезы, дается подсказка к решающей гипотезе, которая продумывается учителем заранее для каждого конкретного урока. Если подсказка не срабатывает, диалог завершается сообщением решающей гипотезы.

При проверке гипотез побуждающий диалог выглядит так. Для устной проверки общее побуждение осуществляется стандартной репликой: “Вы согласны с этой гипотезой? Почему?”, подсказка дается к аргументу или контраргументу, в крайнем случае последние сообщаются в готовом виде. Для практической проверки общее побуждение осуществляется стандартной репликой: “Как нам проверить эту гипотезу?”, подсказка дается к плану проверки, в крайнем случае, план сообщается в готовом виде.

На уроках с одной решающей гипотезой обычно появляются еще и ошибочные гипотезы. При последовательном варианте сначала выдвигается и проверяется одна ошибочная гипотеза, потом другая и так вплоть до появления решающей гипотезы.

При одновременном варианте сразу выдвигаются все гипотезы (несколько ошибочных и одна решающая), а затем осуществляется либо отдельная проверка каждой гипотезы (начиная с ошибочных), либо общая проверка всех гипотез сразу.

Результативность педагогического опыта

Использование технологии проблемного обучения на уроках ведёт к глубокому усвоению учащимися вопросов курса обучения, одновременно способствуя развитию личности ребёнка. На уроках, построенных с использованием этой технологии, успеха добиваются даже самые слабые ученики. Они заражаются всеобщим интересом поиска истины и незаметно для себя включаются в коллективный диалог. Изучение нового по технологии проблемного обучения помогает учащимся выделить структуру изучаемого, проследить последовательность изложения материала. В конце такого урока учащиеся без труда могут выделить все этапы урока, самостоятельно сделать подробный вывод по уроку.

Внедрение опыта привело к повышению качества знаний. Меньше учащихся не справляются с контрольной и проверочной работами, тестированием.

Дети обращаются к справочной и энциклопедической литературе, что играет важную роль в самостоятельном усвоении знаний. С большим интересом дети выполняют задания логического и проблемного характера, а также задания повышенной трудности, находя свои, порой оригинальные, решения.

С каждым годом ученики всё активнее принимают участие в школьных и районных предметных олимпиадах и конкурсах. Работая в парах, группах, коллективе дети умеют сотрудничать при решении учебных задач, оказывают помощь друг другу, объясняют трудные моменты, высказывают личное мнение, не боясь быть осмеянными, если их мнение не совпадает с мнением других, дискутируют, доказывают свою точку зрения.

Кроме того, разрешение учебных проблем оказало положительное воздействие на эмоциональную сферу ребят. Они искренне радуются успехам своим и чужим.

В течение 5 лет уровень обученности класса составляет 100 %, качество знаний возрастает с 27% до 40%. Технология проблемно-диалогического обучения позволяет добиться положительной динамики качества обучения. Таким образом, учебный процесс ориентирован на формирование у учащихся интереса к обучению, на творческое начало в учебной деятельности, приобретение собственного опыта творческой деятельности. Уровень внутренней мотивации увеличивается с 35% до 55%.

Источник

Что такое диалог побуждение

Английский язык

1.1.3. Диалог – побуждение к действию (выражать конкретные предложения в соответствии с ситуацией и темой общения, а также побуждать собеседника к высказыванию своих предложений по обсуждаемой теме/проблеме)

Диалог – побуждение к действию (выражать конкретные предложения в соответствии с ситуацией и темой общения, а также побуждать собеседника к высказыванию своих предложений по обсуждаемой теме/проблеме)

Что такое диалог побуждение. Смотреть фото Что такое диалог побуждение. Смотреть картинку Что такое диалог побуждение. Картинка про Что такое диалог побуждение. Фото Что такое диалог побуждение

В ЕГЭ проверяют умение вести ДИАЛОГ-ПОБУЖДЕНИЕ К ДЕЙСТВИЮ

(Задание №2, Устная часть ЕГЭ)

Useful Tips

Вам предлагается ознакомиться с рекламным объявлением и задать пять прямых вопросов на основе ключевых слов и предложенного рекламного объявления.

Формат задания — условный диалог-расспрос.

Время на подготовку — 1.5 минуты

Максимальный балл — 5 баллов

Советы по выполнению задания:

— Чтобы успешно выполнить данное задание, необходимо повторить тему построения вопросов в английском языке:

— Вопрос должен соответствовать поставленной задаче.

— Вопрос должен произноситься с интонацией, соответствующей типу задаваемого вопроса, например — повышаться в общих вопросах и понижаться в специальных вопросах.

— Вы можете задать все пять вопросов одного типа (например, специальные вопросы Special questions); это не повлияет на вашу оценку.

построение вопросов в английском языке

What Is a Direct Question?

A direct question can be answered (i.e., it is not a statement) and always ends in a question mark:

Did Lee catch a large dogfish?

Examples of Direct Questions

There are 3 basic types of question:

Example: Do you like celery?

(The answer to a yes/no question will be yes or no.)

Example: What is celery salt?

(The answer to a «question word» question will be some information.)

(Answer: Celery salt is a seasoned salt made from ground celery seeds and table salt.)

Example: Do you want garlic salt or celery salt?

(The answer to a choice question will be in the question.)
(Answer: Garlic salt)

Forming Yes/No Questions (with Examples)

Here are some examples of yes/no questions:

Что такое диалог побуждение. Смотреть фото Что такое диалог побуждение. Смотреть картинку Что такое диалог побуждение. Картинка про Что такое диалог побуждение. Фото Что такое диалог побуждение

With the verb to be in the present tense or the past tense, the format is:

Что такое диалог побуждение. Смотреть фото Что такое диалог побуждение. Смотреть картинку Что такое диалог побуждение. Картинка про Что такое диалог побуждение. Фото Что такое диалог побуждение
Note: As an auxiliary verb is required to form the future tense, the format for the verb to be in the future tense is the same as normal. (Look at the last row of the first table above.)

Forming «Question Word» Questions

«Question word» questions are formed:

Here are some examples of «question word» questions:

Что такое диалог побуждение. Смотреть фото Что такое диалог побуждение. Смотреть картинку Что такое диалог побуждение. Картинка про Что такое диалог побуждение. Фото Что такое диалог побуждение

Что такое диалог побуждение. Смотреть фото Что такое диалог побуждение. Смотреть картинку Что такое диалог побуждение. Картинка про Что такое диалог побуждение. Фото Что такое диалог побуждение

When using the verb to be in the present or past tense, the format is:

Что такое диалог побуждение. Смотреть фото Что такое диалог побуждение. Смотреть картинку Что такое диалог побуждение. Картинка про Что такое диалог побуждение. Фото Что такое диалог побуждение
Forming Choice Questions

Auxiliary Verb + Subject + Main Verb + Choice 1 + «or» + Choice 2

Here are some examples of choice questions:

Что такое диалог побуждение. Смотреть фото Что такое диалог побуждение. Смотреть картинку Что такое диалог побуждение. Картинка про Что такое диалог побуждение. Фото Что такое диалог побуждение
When using the verb to be in the present or past tense, the format is:

Источник

Проблемное обучение как способ активизации познавательной деятельности обучающихся

В течение последнего десятилетия в России происходило коренное изменение жизни общества и функционирования государства. В настоящее время образование ориентировано не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей.

Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования. Главным результатом образования является развитие функционально грамотной личности, которая способна использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Важным является формирование у учащихся компетентности в решении проблем, то есть способность ставить и решать определенные типы рациональных задач: определять цели, оценивать ситуацию, переводить общую цель в конкретные задачи, планировать последовательность решения, временные затраты, выбирать адекватные задачам методы и формы презентации результатов, оценивать успешность, быть готовым к постановке задачи на саморазвитие.

Для достижения новых результатов образования необходимы новые подходы к организации процесса обучения, новая система взаимодействия между учителем и учеником (переход от позиции «я учу тебя» к позиции «мы с тобой учимся вместе). Это означает, что каждый педагог сегодня должен переосмыслить свой педаго­гический опыт и ответить для себя на вопрос «Как обучать в новых условиях?».

Актуальность методической темы «Проблемное обучение как средство активизации познавательной деятельности учащихся» заключается в выборе современных методов и технологий обучения младших школьников.

Отсюда целью своей работы считаю: создать педагогические условия, способствующие активизации познавательной деятельности учащихся посредством применения методов и приемов проблемного обучения.

В соответствии с целью определены следующие задачи:

Данная работа и практический материал может быть использован учителями начальных классов, а также при работе с детьми, испытывающими трудности в обучении.

Глава I. Организация учебного процесса на основе технологии проблемно-диалогического обучения

1.1. Сущность проблемного обучения в начальной школе

Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

Проблемное обучение по сравнению с традиционным дает тройной эффект усвоения знаний. Во-первых, нельзя не понимать то, что открыл сам. Во-вторых, деятельность создает мощное развитие памяти, внимания, речи, творческих способностей. В-третьих, деятельность воспитывает активную личность, учит высказывать своё мнение, доказывать свои догадки. Данное обучение можно отнести к здоровьесберегающим, т.к. дети работают на интересе, а значит, не нужно себя заставлять, значит, нервные нагрузки снижаются.

Проблемная ситуация действительно возникла, если у класса появился эмоциональный отклик: ученики широко распахивают глаза, открывают рты, задумчиво почесывают затылки и недоуменно смотрят на учителя. И по реакции детей проблемные ситуации можно разделить на два больших типа: «с удивлением» и «с затруднением», которые представлены в виде таблицы.

Приёмы создания проблемной ситуации по Е.А.Мельниковой

Таблица 1

Тип противоречия

Приёмы создания проблемной ситуации

Между двумя (или более) фактами

Одновременно предъявить противоречивые факты, теории

Столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим действием

Между житейским представлением учеников и научным фактом

а) обнажить житейское представление учеников вопросом или практическим заданием с «ловушкой»;
б) предъявить научный факт сообщением, экспериментом, презентацией

Между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя

Дать практическое задание, не выполнимое вообще

Дать практическое задание, не сходное с предыдущим

а) дать невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущим;
б) доказать, что задание учениками не выполнено

Проблемная ситуация создана, но из проблемной ситуации надо еще достойно выйти.

Предлагаются следующие варианты.

Но бывают случаи, когда самостоятельно «выпрыгивает» из проблемной ситуации, как правило, сильный ученик. Остальные, не понимая, в чем дело, молчат. Как же быть?

Применить третий вариант: говорить вместе со школьниками, подталкивая при этом их мысль.

Следовательно, учитель выводит учеников из проблемной ситуации на побуждающий диалог. Он представляет собой отдельные стимулирующие вопросы и предложения, которые помогают школьникам осознать противоречие проблемной ситуации и сформулировать учебную проблему.

Побуждающий диалог от проблемной ситуации

Таблица 2

Побуждение к формулированию учебной проблемы

Прием 1 о фактах: Что удивило? Что интересного заметили? Какие вы видите факты?
о теориях: что вас удивило? Сколько существует точек зрения?
Прием 2. Сколько же в нашем классе мнений?
Прием 3. Вы сначала как думали? А как на самом деле?
Прием 4. Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение?
Прием 5. Вы смогли выполнить задание? Почему не получается. Чем это задание не похоже на предыдущие?
Прием 6. Что вы хотели сделать? Какие знания применили? Задание выполнили?

Выбрать подходящее:
Какой возникает вопрос?
Какова будет тема урока?

Отличие подводящего диалога от побуждающего в том, что он проще, так как он представляет собой систему посильных ученику вопросов и заданий, которые шаг за шагом приводят его к осознанию темы урока.

Подводящий диалог своей цепочкой вопросов и заданий мощно развивает логическое мышление и просто незаменим при работе с детьми с пониженной обучаемостью.

Сравнительная характеристика диалогов

Таблица 3

Побуждающий

Подводящий

отдельные вопросы и побудительные предложения, подталкивающие мысль ученика

система посильных ученику вопросов заданий, подводящих его к открытию мысли

— мысль ученика делает скачок к неизвестному
— переживание учеником чувства риска
— возможны неожиданные ответы учеников
— прекращается с появлением нужной мысли ученика

— пошаговое, жесткое ведение мысли ученика
— переживание учеником удивления от открытия в конце диалога
— почти не возможны неожиданные ответы учеников
— не может быть прекращен, идет до последнего вопроса на обобщение

развитие творческих способностей

развитие логического мышления

В качестве «яркого пятна» могут быть использованы сказки, легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, культуры и повседневной жизни, шутки, словом любой материал, способный заинтриговать и захватить внимание учеников, но все-таки связанный с темой урока.

Таким образом, практика показывает, что все три метода постановки проблемы обеспечивают учебную мотивацию детей на уроках.

1.2. Технология проблемно-диалогического обучения. Создание проблемной ситуации на уроке

Технология проблемно-диалогического обучения

Методы постановки учебной проблемы Учебная проблема существует в двух основных формах: 1) как тема урока; 2) как не совпадающий с темой урока вопрос, ответом на который является новое знание.

Побуждающий от проблемной ситуации диалог. Данный метод постановки учебной проблемы является наиболее сложным для учителя, поскольку требует последовательного осуществления четырех педагогических действий:

В основу проблемных ситуаций «с удивлением» можно заложить противоречие между двумя (или более) положениями, которое созда­ется приемами 1 и 2. Прием 1 самый простой: учитель одновременно предъявляет классу противоречивые факты, взаимоисключающие научные теории или чьи-то точки зрения. Прием 2 состоит в том, что педагог сталкивает разные мнения учеников, предложив классу вопрос или практическое задание на новый материал.

1.2.1. Постановка проблемных задач (вопросов)

Проблемные вопросы по природоведению:

Одним из средств создания проблемной ситуации в учебном процессе является выполнение проблемных теоретических и практических учебных заданий. Широко использую данный приём на уроках природоведения.

Задания, которые начинаются словами: докажи, определи, пронаблюдай, рассмотри, сравни, подумай, исследуй, прокомментируй, предложи и т.д.

— Определи, что общего у бабочки с камнем и чем они отличаются? и т.д.

— Рассматривание явлений, действий, ситуаций с различных позиций и точек зрения.

— На какой планете Солнечной системы Новый год встречают в 4 раза чаще, чем на Земле и почему?

— Смогут ли существовать на Земле водоросли и кроты, если исчезнет Солнце?

— Почему в природе больше всего страдают красивоцветущие и полезные растения?

— Что случится, если растения исчезнут?

— Почему низкорослую чернику называют кустарником, а высокий девясил травой?

— Если у кустарника срезать все стебельки, кроме одного, станет ли он деревом?

— Можно ли задержать перелётных птиц, если развесить везде утеплённые птичьи домики?

— Люди нередко меняются своими квартирами, переезжают из дома в дом, с этажа на этаж. А могут ли поменяться квартирами лесные животные? и т.д.

Проблемные вопросы по русскому языку:

1) Являются ли родственными (однокоренными) слова:

— Дыхание, духовный, дышать, воздух, вздох, вдыхать, вдохновение, душа, душенька?

— Страна, странник, странный, странствие, сторона, пространство, просторный?

— Земля, земной, земляной, землица, землистый, земляк, земляника, землекоп?

— Праздник, праздничный, праздный, праздность, упразднить, праздновать, празднество? и др.

При работе с такими словами возникает большое количество вопросов. Дети не могут сразу ответить на поставленный вопрос, приходится обращаться к словарям и справочной литературе, что развивает самостоятельность и учебную активность.

2) Что объединяет записанные слова? Какое из них «лишнее»?

— Очки, каникулы, ножницы, санки. (Лишнее слово очки, оно может употребляться и в единственном числе: очко)

— Стульчик, диванчик, огурчик. (Лишнее слово огурчик по количеству слогов и по морфемному составу)

Постановка проблемных задач по математике:

Это могут быть задачи с недостаточными или избыточными исходными данными. Такие задачи полезны для формирования умения внимательно изучать текст задачи и анализировать его на предмет необходимости и достаточности данных.

Предлагаю задачи, в которых нет вопроса:

— Решите задачу: Мартышка сорвала 9 бананов. 3 банана она съела.

(Дети замечают, что решать нечего, так как нет вопроса в задании. Предлагаю самим поставить вопрос и решить. В более сложных задачах дети предлагают различные вопросы, на одном условии получается несколько задач).

1.2.2.Задачи с заведомо допущенными ошибками

Широко использую такой приём: помоги какому-либо сказочному герою или персонажу найти и исправить ошибки в решении или проверь, как выполнил он задание. Дети очень любят выступать в роли учителя, проверяющего работу. Данный приём развивает внимание, активизирует мыслительную деятельность учащихся.

Иногда предлагаю «найти ошибки» в заданиях, которые выполнены верно. Чтобы проанализировать готовое решение, детям необходимо сначала самим правильно решить задачу. Проанализировав, сравнив, приходят к выводу, что решение верное. Но бывает, что ребёнок сам допускает ошибку. Возникает проблемная ситуация. Тогда на помощь приходит класс или учитель.

Другой приём: даю правильное решение одной и той же задачи несколькими разными способами и предлагаю найти «верное» решение. Детям приходится проанализировать различные способы решения задачи, доказать, что все варианты верны, выбрать самый доступный или рациональный.

1.2.3. Задачи с противоречивыми данными

— На столе лежит 10 яблок и 6 груш. Сколько апельсинов лежит на столе?

В автобусе ехало 32 человека. На остановке вышли 9 человек, а 14 вошли в автобус. Сколько километров проехал автобус за 2 часа?

(Дети отмечают, что вопрос не соответствует условию, формулируют свой и решают полученную задачу)

1.2.4. Нестандартные тексты задач

— Нестандартные тексты задач активизируют внимание, позволяют процесс решения задач сделать интересным и увлекательным, что тоже способствует активизации познавательной деятельности. Огромный интерес вызывает у детей решение задач из «Задачника» Г.Остера.

1.2.5. Творческие задачи

— Это задачи, при выполнении которых необходимо найти новый алгоритм решения.
Выполнение проблемных теоретических и практических заданий.

1.3. Структура проблемного урока

Суть проблемного урока можно охватить одной фразой: «творческое усвоение знаний». Словосочетание «творческое усвоение знаний» означает, что на уроке ученик проходит все звенья научного творчества, хотя при этом он ставит учебную проблему, открывает субъективно новое знание и выражает его в доступных формах. Таким образом, из всех образовательных целей творчески достигаются только знания. Отсюда следует вывод чрезвычайной важности: проблемный урок отличается от других (традиционных) именно этапами введения и воспроизведения знаний.

Таблица 4

Этапы урока

Творческие звенья деятельности учащихся

З
Н
А
Н
И
Е

Постановка учебной проблемы

— формирование вопроса или темы урока

— открытие субъективно нового знания

— выражение нового знания в доступной форме

— представление продукта учителю и классу

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Цель урока