Что такое дифференциация и интеграция научного знания

Что такое дифференциация и интеграция наук

Что такое дифференциация и интеграция научного знания. Смотреть фото Что такое дифференциация и интеграция научного знания. Смотреть картинку Что такое дифференциация и интеграция научного знания. Картинка про Что такое дифференциация и интеграция научного знания. Фото Что такое дифференциация и интеграция научного знания

Проблема развития науки

Развитие научного знания поначалу шло дробно, но после системного оформления четко выявились закономерности этого процесса. Логика научного развития ведет его по двум направлениям – интеграция и дифференциация.

В XIX и начале ХХ века господствовала такая точка зрения по поводу логики научного развития, что происходит постоянное приращение знания.

Считалось, что новые открытия делают науку более всеохватной, что последовательное развитие знания предполагает более точное и полное понимание проблем.

Такой подход называется кумулятивным. Сейчас он не воспринимается как однозначно верный, возникли новые подходы в понимании развития науки.

Согласно современной точке зрения, непрерывное накопление знания не является единственной кардинальной характеристикой научного развития.

Важны также фундаментальные сдвиги, которые существенно меняют научную картину мира – научные революции.

Иными словами: наука развивается частично плавно, эволюционно, но периодически претерпевает революционные изменения, которые сопряжены не только с прогрессивными прорывами, но и с катастрофическими последствиями в каких-то областях.

Что такое дифференциация и интеграция научного знания. Смотреть фото Что такое дифференциация и интеграция научного знания. Смотреть картинку Что такое дифференциация и интеграция научного знания. Картинка про Что такое дифференциация и интеграция научного знания. Фото Что такое дифференциация и интеграция научного знания

Дифференциация науки

Дифференциация означает разделение целостной системы на составляющие ее части, которые тоже делятся. Этот процесс, применительно к науке, проявляется в том, что возникает более узкая специализация, появляются новые отрасли исследования, более конкретные объекты изучения.

Таким образом, наука становится более сложной системой, количество составляющих ее элементов размножается, а связи между ними все более опосредуются.

Современная наука включает в себя более 15000 дисциплин различного направления. И это не предел, процесс дифференциации продолжается.

Можно выделить две основные причины этого:

Что такое дифференциация и интеграция научного знания. Смотреть фото Что такое дифференциация и интеграция научного знания. Смотреть картинку Что такое дифференциация и интеграция научного знания. Картинка про Что такое дифференциация и интеграция научного знания. Фото Что такое дифференциация и интеграция научного знания

Положительная сторона

Эффективность и полезность дифференциации науки неоспорима. Благодаря ей становится возможным подробно и глубоко изучать разные стороны объекта.

Работа ученых становится более конкретной, узконаправленной, что позволяет им становиться очень знающими специалистами в определенных областях знания.

Это благотворно влияет и на структуру науки. Четкая разветвленная система дает возможность сразу видеть, как связаны между собой различные дисциплины, и к кому следует обратиться, когда надо получить полную консультацию в какой-то узкой области.

Что такое дифференциация и интеграция научного знания. Смотреть фото Что такое дифференциация и интеграция научного знания. Смотреть картинку Что такое дифференциация и интеграция научного знания. Картинка про Что такое дифференциация и интеграция научного знания. Фото Что такое дифференциация и интеграция научного знания

Негативная сторона

Невзирая на вышеназванные положительные характеристики, дифференциация науки имеет и отрицательную сторону. Узкая специализация может привести к ограниченности.

Из-за дробления научного знания ученый может потерять связь с пониманием общих целей научного поиска, и значит, не понимать место своих исследований в общей картине познания мира.

На этот недостаток указывал еще А. Эйнштейн, который предупреждал об опасности узкой специализации ученого.

Другое отрицательное последствие дифференциации связано с рассогласованностью научных направлений. Это угрожает единству науки и влечет за собой кризис.

Избежать этого позволяет противоположный процесс, который объединяет различные научные дисциплины вокруг изучения схожих проблем, размывает границы между науками, создает смежные дисциплины.

Интеграция науки

Речь идет об интеграции науки, процессу, противоположному дифференциации. Благодаря ему структура становится более упорядоченной и организованной.

Что такое дифференциация и интеграция научного знания. Смотреть фото Что такое дифференциация и интеграция научного знания. Смотреть картинку Что такое дифференциация и интеграция научного знания. Картинка про Что такое дифференциация и интеграция научного знания. Фото Что такое дифференциация и интеграция научного знания

Науки объединяются, взаимно проникают друг в друга, стирают между собой границы. Появление смежных дисциплин, таких, как кибернетика, синергетика, математическая лингвистика, экология и т.д. – яркий пример интеграции.

Основой такого объединения служит философский принцип единства мира. Поскольку мир – единая система, его научное изучение должно опираться на общие принципы независимо от того, какая наука занимается исследованием.

Каждая отрасль знания имеет относительную самостоятельность, но она не абсолютная. Сейчас актуально проводить исследования на границе направлений, возникают междисциплинарные методы.

Взаимосвязь между обоими процессами

Дифференциация и интеграция науки сейчас идут рука об руку. Однако на различных этапах научного развития тот или другой процесс становятся более активными.

В нынешней ситуации дифференциация доходит до очень узких направлений, поэтому интеграция способствует избеганию разобщенности. Возникает взаимопроникновение разных специализаций.

Информационное общество требует более усугубленного изучения мира, в котором постоянно возникают новые явления. Не так давно в жизнь людей вошли компьютерные технологии, интернет. Это существенно меняет картину мира и требует от науки как специализированного изучения, так и интегрированного подхода.

Источник

Дифференциация и интеграция научного знания

Дифференциация и интеграция научного знания

Важнейшими закономерностями развития науки являются дифференциация и интеграция научного знания. По мере количественного и качественного роста информации требуется все большая специализация ученых. Вот почему, раз начавшись, процесс дифференциации продолжается и по сей день, приводя ко все большему дроблению единого тела науки на все более специализированные области.

Некогда единая физика подразделилась на механику, астрономию, собственно физику, в лоне которой насчитывается уже не один десяток подразделений (физика твердого тела, атомная физика, физика плазмы и т. д.), и два четких вертикальных уровня — экспериментальную и теоретическую физику. Более 300 относительно самостоятельных научных дисциплин насчитывает сегодня в своем составе медицина. Такая картина характеризует в принципе любую современную науку.

Дифференциация научного знания в самой существенной степени обусловлена особенностями человека как субъекта научного познания. Речь идет о том, что знание вообще и научное знание в частности может порождаться лишь теми способами и средствами, которые определяются конституцией человека, его интеллектуальными и психофизиологическими характеристиками, такими, как объем памяти, устройство и разрешающая способность органов чувств и т. п. Конечно, люди различаются по этим характеристикам, которые к тому же могут быть в довольно широких пределах развиты путем воспитания и тренировки. Бесспорно и то, что человек создает различные технические средства, пользуясь которыми он расширяет диапазон своих познавательных возможностей. Тем не менее в процессе порождения знания познаваемое содержание должно быть «спроецировано» на специфически человеческий аппарат познания, то есть быть соразмерно человеку, его возможностям.

Дифференциация научного знания носит в целом прогрессивный характер, способствуя углублению процесса познания, совершенствованию специальной методики и арсенала познавательных средств, применяемых каждой конкретной наукой. Но она имеет и теневую сторону: чрезмерная дифференциация заслоняет от исследователя цельный образ изучаемого предмета, характеризующие его общие закономерности. Абсолютизируются и стыки между смежными областями знания, в результате чего каждый объект рассматривается как чересчур автономный, рядом с другим и независимо от него.

Эти недостатки дифференциации восполняются и уравновешиваются противоположно направленным, центростремительным процессом интеграции. Свое наглядное выражение сегодня интеграция находит в возникновении и бурном развитии «стыковых» научных дисциплин — биохимии, кибернетики, биофизики, геохимии и т. д. Было бы неверно разрывать процессы дифференциации и интеграции во времени: на первых-де этапах налицо дифференциация, а вот когда она обнаруживает свои недостатки, в порядке компенсации появляется интеграция. Нет такого исторического этапа в развитии науки, который можно охарактеризовать только дифференциацией или только интеграцией, хотя на каждом из этих этапов доминирующим является какой-то один из этих процессов.

На современном этапе особенно велика роль интеграционных процессов в развитии науки. В связи с этим чрезвычайно возрастает значение философии, которая, по меткой оценке Джона Бернала, выполняет сегодня роль «стратегического компаса», призванного направлять процесс интеграции, помогать конкретным, частным наукам в воссоздании истинной, неискаженной картины мира.

Читайте также

3. Строение и динамика научного знания

3. Строение и динамика научного знания Современная наука дисциплинарно организована. Она состоит из различных областей знания, взаимодействующих между собой и вместе с тем имеющих относительную самостоятельность. Если рассматривать науку как целое, то она принадлежит

§ 2. Развитие научного знания и «прогресс теорий»

§ 2. Развитие научного знания и «прогресс теорий» Мы уже отметили, что в качестве средства для выявления априорных мыслительных схем и принципов работы разума Мейерсон использует материал истории естествознания, особенно в тех его моментах, где обращают на себя внимание

Тема 3. Структура научного знания

Тема 3. Структура научного знания 3.1. Классификация наук Классификация (от лат. сlassis – разряд, класс и facio – делаю) – это система соподчиненных понятий (классов, объектов) в какой-либо области знания или деятельности. Научная классификация фиксирует закономерные связи

3.3. Методология в структуре научного знания

3.3. Методология в структуре научного знания Методология как учение о методе построения человеческой деятельности имеет традиционно важное значение в философии науки. Она ограничена определенным кругом требований, принципов, установок, стандартов, сложившихся на опыте

7.2. Развитие методов передачи знаний и динамика научного знания

7.2. Развитие методов передачи знаний и динамика научного знания Каждая страна заинтересована в прогрессе науки в силу очевидных ее преимуществ для своего развития. В человеческом обществе существует несколько способов передачи знаний из поколения в поколение:

Глава II. Формы развития научного знания

Глава II. Формы развития научного знания Становление и развитие теории — сложнейший и длительный диалектический процесс, имеющий свое содержание и свои специфические формы.Содержание этого процесса составляет переход от незнания к знанию, от неполного и неточного

4. Взаимодействие форм развития научного знания

4. Взаимодействие форм развития научного знания До сих пор формы развития научного знания — факт, проблема, гипотеза — в методических целях рассматривались порознь, каждая в отдельности. Однако в реальном процессе познания они не существуют изолированно друг от друга, а

Девятова С.В., Купцов В.И. VII. СТРУКТУРА НАУЧНОГО ЗНАНИЯ

Девятова С.В., Купцов В.И. VII. СТРУКТУРА НАУЧНОГО ЗНАНИЯ Что представляет собой научное знание?Какова его структура?Для того чтобы ответить на эти вопросы, необходимо прежде всего обратить внимание на то, что научное знание — это сложная система с весьма разветвленной

54. АРИСТОТЕЛЬ О ПРЕДМЕТЕ И ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИКАХ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ

54. АРИСТОТЕЛЬ О ПРЕДМЕТЕ И ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИКАХ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ Аристотель (384–322 гг. до н. э.) — великий древнегреческий философ, ученый.Воззрения Аристотеля энциклопедически вобрали в себя достижения античной науки, они представляют собой грандиозную систему

1. О предмете философии и ее месте в системе научного знания

1. О предмете философии и ее месте в системе научного знания Жизнь с ее сложной паутиной коллизий, наука и культура в целом (куда входят все науки, виды искусства, религия и, разумеется, философия) с их гигантскими достижениями требуют от нас, и прежде всего от молодежи,

1. Ограничения научного знания

1. Ограничения научного знания Причина того, почему каждая новая теория неизбежно неточна Попытка понять теоретическую систему Фрейда, как и любого творчески и систематически мыслящего ученого, не может быть успешной без понимания того факта и его причин, почему любая

I. Дифференциация объектов знания. Объективность процесса знания

I. Дифференциация объектов знания. Объективность процесса знания Исследуя свойства познавательного процесса, мы нашли, что объект знания имманентен процессу знания: он есть сама жизнь, сама действительность, присутствующая в акте знания, переживаемая в нём. Но этого

1. Ограничения научного знания

1. Ограничения научного знания Причина того, почему каждая новая теория неизбежно неточна Попытка понять теоретическую систему Фрейда, как и любого творчески и систематически мыслящего ученого, не может быть успешной без понимания того факта и его причин, почему любая

Источник

Дифференциация и интеграция научного знания

Дифференциация и интеграция научного знания

Важнейшими закономерностями развития науки являются дифференциация и интеграция научного знания. По мере количественного и качественного роста информации требуется все большая специализация ученых. Вот почему, раз начавшись, процесс дифференциации продолжается и по сей день, приводя ко все большему дроблению единого тела науки на все более специализированные области.

Некогда единая физика подразделилась на механику, астрономию, собственно физику, в лоне которой насчитывается уже не один десяток подразделений (физика твердого тела, атомная физика, физика плазмы и т. д.), и два четких вертикальных уровня — экспериментальную и теоретическую физику. Более 300 относительно самостоятельных научных дисциплин насчитывает сегодня в своем составе медицина. Такая картина характеризует в принципе любую современную науку.

Дифференциация научного знания в самой существенной степени обусловлена особенностями человека как субъекта научного познания. Речь идет о том, что знание вообще и научное знание в частности может порождаться лишь теми способами и средствами, которые определяются конституцией человека, его интеллектуальными и психофизиологическими характеристиками, такими, как объем памяти, устройство и разрешающая способность органов чувств и т. п. Конечно, люди различаются по этим характеристикам, которые к тому же могут быть в довольно широких пределах развиты путем воспитания и тренировки. Бесспорно и то, что человек создает различные технические средства, пользуясь которыми он расширяет диапазон своих познавательных возможностей. Тем не менее в процессе порождения знания познаваемое содержание должно быть «спроецировано» на специфически человеческий аппарат познания, то есть быть соразмерно человеку, его возможностям.

Дифференциация научного знания носит в целом прогрессивный характер, способствуя углублению процесса познания, совершенствованию специальной методики и арсенала познавательных средств, применяемых каждой конкретной наукой. Но она имеет и теневую сторону: чрезмерная дифференциация заслоняет от исследователя цельный образ изучаемого предмета, характеризующие его общие закономерности. Абсолютизируются и стыки между смежными областями знания, в результате чего каждый объект рассматривается как чересчур автономный, рядом с другим и независимо от него.

Эти недостатки дифференциации восполняются и уравновешиваются противоположно направленным, центростремительным процессом интеграции. Свое наглядное выражение сегодня интеграция находит в возникновении и бурном развитии «стыковых» научных дисциплин — биохимии, кибернетики, биофизики, геохимии и т. д. Было бы неверно разрывать процессы дифференциации и интеграции во времени: на первых-де этапах налицо дифференциация, а вот когда она обнаруживает свои недостатки, в порядке компенсации появляется интеграция. Нет такого исторического этапа в развитии науки, который можно охарактеризовать только дифференциацией или только интеграцией, хотя на каждом из этих этапов доминирующим является какой-то один из этих процессов.

На современном этапе особенно велика роль интеграционных процессов в развитии науки. В связи с этим чрезвычайно возрастает значение философии, которая, по меткой оценке Джона Бернала, выполняет сегодня роль «стратегического компаса», призванного направлять процесс интеграции, помогать конкретным, частным наукам в воссоздании истинной, неискаженной картины мира.

Читайте также

3. Строение и динамика научного знания

3. Строение и динамика научного знания Современная наука дисциплинарно организована. Она состоит из различных областей знания, взаимодействующих между собой и вместе с тем имеющих относительную самостоятельность. Если рассматривать науку как целое, то она принадлежит

§ 2. Развитие научного знания и «прогресс теорий»

§ 2. Развитие научного знания и «прогресс теорий» Мы уже отметили, что в качестве средства для выявления априорных мыслительных схем и принципов работы разума Мейерсон использует материал истории естествознания, особенно в тех его моментах, где обращают на себя внимание

Тема 3. Структура научного знания

Тема 3. Структура научного знания 3.1. Классификация наук Классификация (от лат. сlassis – разряд, класс и facio – делаю) – это система соподчиненных понятий (классов, объектов) в какой-либо области знания или деятельности. Научная классификация фиксирует закономерные связи

3.3. Методология в структуре научного знания

3.3. Методология в структуре научного знания Методология как учение о методе построения человеческой деятельности имеет традиционно важное значение в философии науки. Она ограничена определенным кругом требований, принципов, установок, стандартов, сложившихся на опыте

7.2. Развитие методов передачи знаний и динамика научного знания

7.2. Развитие методов передачи знаний и динамика научного знания Каждая страна заинтересована в прогрессе науки в силу очевидных ее преимуществ для своего развития. В человеческом обществе существует несколько способов передачи знаний из поколения в поколение:

Глава II. Формы развития научного знания

Глава II. Формы развития научного знания Становление и развитие теории — сложнейший и длительный диалектический процесс, имеющий свое содержание и свои специфические формы.Содержание этого процесса составляет переход от незнания к знанию, от неполного и неточного

4. Взаимодействие форм развития научного знания

4. Взаимодействие форм развития научного знания До сих пор формы развития научного знания — факт, проблема, гипотеза — в методических целях рассматривались порознь, каждая в отдельности. Однако в реальном процессе познания они не существуют изолированно друг от друга, а

Девятова С.В., Купцов В.И. VII. СТРУКТУРА НАУЧНОГО ЗНАНИЯ

Девятова С.В., Купцов В.И. VII. СТРУКТУРА НАУЧНОГО ЗНАНИЯ Что представляет собой научное знание?Какова его структура?Для того чтобы ответить на эти вопросы, необходимо прежде всего обратить внимание на то, что научное знание — это сложная система с весьма разветвленной

54. АРИСТОТЕЛЬ О ПРЕДМЕТЕ И ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИКАХ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ

54. АРИСТОТЕЛЬ О ПРЕДМЕТЕ И ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИКАХ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ Аристотель (384–322 гг. до н. э.) — великий древнегреческий философ, ученый.Воззрения Аристотеля энциклопедически вобрали в себя достижения античной науки, они представляют собой грандиозную систему

1. О предмете философии и ее месте в системе научного знания

1. О предмете философии и ее месте в системе научного знания Жизнь с ее сложной паутиной коллизий, наука и культура в целом (куда входят все науки, виды искусства, религия и, разумеется, философия) с их гигантскими достижениями требуют от нас, и прежде всего от молодежи,

1. Ограничения научного знания

1. Ограничения научного знания Причина того, почему каждая новая теория неизбежно неточна Попытка понять теоретическую систему Фрейда, как и любого творчески и систематически мыслящего ученого, не может быть успешной без понимания того факта и его причин, почему любая

I. Дифференциация объектов знания. Объективность процесса знания

I. Дифференциация объектов знания. Объективность процесса знания Исследуя свойства познавательного процесса, мы нашли, что объект знания имманентен процессу знания: он есть сама жизнь, сама действительность, присутствующая в акте знания, переживаемая в нём. Но этого

1. Ограничения научного знания

1. Ограничения научного знания Причина того, почему каждая новая теория неизбежно неточна Попытка понять теоретическую систему Фрейда, как и любого творчески и систематически мыслящего ученого, не может быть успешной без понимания того факта и его причин, почему любая

Источник

Дифференциация и интеграция научного знания

Что такое дифференциация и интеграция научного знания. Смотреть фото Что такое дифференциация и интеграция научного знания. Смотреть картинку Что такое дифференциация и интеграция научного знания. Картинка про Что такое дифференциация и интеграция научного знания. Фото Что такое дифференциация и интеграция научного знания Что такое дифференциация и интеграция научного знания. Смотреть фото Что такое дифференциация и интеграция научного знания. Смотреть картинку Что такое дифференциация и интеграция научного знания. Картинка про Что такое дифференциация и интеграция научного знания. Фото Что такое дифференциация и интеграция научного знания Что такое дифференциация и интеграция научного знания. Смотреть фото Что такое дифференциация и интеграция научного знания. Смотреть картинку Что такое дифференциация и интеграция научного знания. Картинка про Что такое дифференциация и интеграция научного знания. Фото Что такое дифференциация и интеграция научного знания Что такое дифференциация и интеграция научного знания. Смотреть фото Что такое дифференциация и интеграция научного знания. Смотреть картинку Что такое дифференциация и интеграция научного знания. Картинка про Что такое дифференциация и интеграция научного знания. Фото Что такое дифференциация и интеграция научного знания

Что такое дифференциация и интеграция научного знания. Смотреть фото Что такое дифференциация и интеграция научного знания. Смотреть картинку Что такое дифференциация и интеграция научного знания. Картинка про Что такое дифференциация и интеграция научного знания. Фото Что такое дифференциация и интеграция научного знания

Что такое дифференциация и интеграция научного знания. Смотреть фото Что такое дифференциация и интеграция научного знания. Смотреть картинку Что такое дифференциация и интеграция научного знания. Картинка про Что такое дифференциация и интеграция научного знания. Фото Что такое дифференциация и интеграция научного знания

Другой важной закономерностью развития науки принято считать единство процессов дифференциации и интеграции научного знания.

Современную науку недаром называют «большой наукой». Ее системная сложность и разветвленность поражают: ныне насчитывается около 15 тыс. различных научных дисциплин. Но это сегодня. В прошлом картина была существенно иной. Во времена Аристотеля перечень всех существовавших тогда наук едва ли достигал двух десятков (философия, геометрия, астрономия, география, медицина и т.д.). Делавшее свои первые шаги научное знание было поневоле синкретичным, т.е. слитным, неразделенным. Рождение в XVII в. классического естествознания знаменовало собой новую стадию изучения природы — аналитическую.

Стремление свести всю сложность единого, целостного мира природы к нескольким «простым элементам» настроило исследователей на подробнейшую детализацию изучаемой реальности. Изобретение таких приборов, как телескоп и микроскоп, гигантски расширило познавательные возможности и количество доступных изучению объектов природы. Поэтому рост научного знания сопровождался его непрерывной дифференциацией, т.е. разделением, дроблением на все более мелкие разделы и подразделы. В физике образовалось целое семейство наук: механика, оптика, электродинамика, статистическая механика, термодинамика, гидродинамика и т.д. Интенсивно делилась и химия: сначала на органическую и неорганическую, затем на физическую и аналитическую, потом возникла химия углеводородов и т.д.

Необходимость и преимущества такой объектной специализации наук очевидны. Процесс этот продолжается и по сей день, правда, уже не такими стремительными темпами, как в XIX в. Только недавно оформившаяся в качестве самостоятельной науки генетика уже предстает в разных видах: эволюционная, молекулярная, популяционная и т.д.; в химии появились такие направления, как квантовая химия, плазмохимия, радиационная химия, химия высоких энергий и т.п. Количество самоопределяющихся в качестве самостоятельных научных дисциплин непрерывно растет.

Но при этом, уже в рамках классического естествознания, стала постепенно утверждаться идея принципиального единства всех явлений природы, а следовательно, и отображающих их научных дисциплин. Оказалось, что объяснение химических явлений невозможно без привлечения физики; объекты геологии требовали как физических, так и химических средств анализа. Та же ситуация сложилась и с объяснением жизнедеятельности живых организмов,

ведь даже простейший из них представляет собой и термодинамическую систему, и химическую машину одновременно.

Поэтому начали возникать «смежные» естественно-научные дисциплины типа физической химии, химической физики, биохимии, биогеохимии, химической термодинамики и т.д. Границы, проведенные оформившимися разделами и подразделами естествознания, становились прозрачными и условными.

К настоящему времени основные фундаментальные науки настолько сильно диффундировали друг в друга, что пришла пора задуматься о единой науке о природе.

Интегративные процессы в естествознании ныне, кажется, «пересиливают» процессы дифференциации, дробления наук. Интеграция естественно-научного знания стала, по-видимому, ведущей закономерностью его развития. Она может проявляться во многих формах:

• в организации исследований «на стыке» смежных научных дисциплин, где, как говорят, и скрываются самые интересные и многообещающие научные проблемы;

• в разработке «трансдисциплинарных» научных методов, имеющих значение для многих наук (спектральный анализ, хроматография, компьютерный эксперимент);

• в поиске «объединительных» теорий и принципов, к которым можно было бы свести бесконечное разнообразие явлений природы (гипотеза «Великого объединения» всех типов фундаментальных взаимодействий в физике, глобальный эволюционный синтез в биологии, физике, химии и т.д.);

• в разработке теорий, выполняющих общеметодологические функции в естествознании (общая теория систем, кибернетика, синергетика);

• в изменении характера решаемых современной наукой проблем: они по большей части становятся комплексными, требующими участия сразу нескольких дисциплин (экологические проблемы, проблема возникновения жизни и т.д.).

Что такое дифференциация и интеграция научного знания. Смотреть фото Что такое дифференциация и интеграция научного знания. Смотреть картинку Что такое дифференциация и интеграция научного знания. Картинка про Что такое дифференциация и интеграция научного знания. Фото Что такое дифференциация и интеграция научного знания

В принципе можно согласиться с тем, что ныне интегративные процессы в естествознании стали ведущей силой его развития. Однако это утверждение не следует понимать так, что процессы дифференциации научного знания сошли на нет. Они продолжаются. Дифференциация и интеграция в развитии естествознания — не взаимоисключающие, а взаимодополняющие тенденции.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *