Что такое дифференциация звуков
Дифференциация звуков
Смотреть что такое «Дифференциация звуков» в других словарях:
дифференциация — и; ж. [от лат. differentia различие] Разделение, расчленение чего л. целого на составные части, элементы и т.п. Д. растений на виды. Д. звуков по способу образования. Социальная д. общества. Д. населения по уровню обеспечения. * * *… … Энциклопедический словарь
дифференциация — 1. Расподобление смежных звуков в целях различения омонимов. 2. Семантическое и стилистическое расслоение лексики … Термины и понятия лингвистики: Лексика. Лексикология. Фразеология. Лексикография
дифференциация — 1. 1) Расподобление смежных звуков в целях различения омонимов. 2) Семантическое и стилистическое расслоение лексики. 3) Образование различных родственных языков и диалектов на основе праязыка. 2. (лат. differentia различение). Разделение,… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило
дифференциация — и; ж. (от лат. differentia различие) Разделение, расчленение чего л. целого на составные части, элементы и т.п. Дифференциа/ция растений на виды. Дифференциа/ция звуков по способу образования. Социальная дифференциа/ция общества. Дифференциа/ция… … Словарь многих выражений
Теория слуха Гельмгольца — Дифференциация звуков на высоте объясняется тем, что звучащий тон приводит к соответствующим колебательным движениям по принципу резонанса лишь те волокна базальной мембраны улитки, длина и натяжение которых обусловливают соответствующую частоту… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Чувашский алфавит — (чуваш. чӑваш алфавичӗ) общее название алфавитов, буквы которых использовались для передачи элементов звуковой речи в письменности древнечувашского и современного чувашского языка. В чувашской письменности использовались только алфавитные… … Википедия
Чувашская письменность — Содержание 1 Рунический алфавит 1.1 История 1.2 Письменнос … Википедия
Эстетика — составляет особую отрасль философии, занимающуюся красотой и искусством. Самый термин Э. происходит от греческого αίσθετικός, что значит чувственный, и в таком смысле встречается еще у самого основателя науки о прекрасном, Канта, в Критике… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Музыка — (греч. moysikn, от mousa муза) вид иск ва, к рый отражает действительность и воздействует на человека посредством осмысленных и особым образом организованных по высоте и во времени звуковых последований, состоящих в основном из тонов… … Музыкальная энциклопедия
Гармония — У этого термина существуют и другие значения, см. Гармония (значения). Гармония (др. греч. ἁρμονία связь, порядок; строй, лад; слаженность, соразмерность, стройность) комплекс понятий теории музыки. Гармоничной называется (в том числе … Википедия
Что такое дифференциация звуков
К автоматизации поставленного звука можно переходить лишь тогда, когда ребенок произносит его изолированно правильно и четко при продолжительном или многократном повторении. Ни в коем случае не следует вводить в слоги и слова звук, который произносится еще недостаточно отчетливо, так как это приведет лишь к закреплению неправильных навыков и не даст улучшения в произношении.
Необходимо придерживаться следующих требований:
— автоматизация звука в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных);
— автоматизация звука в словах (в начале слова, середине, конце);
— автоматизация звука в предложениях;
— автоматизация звука в чистоговорках, скороговорках и стихах;
— автоматизация звука в коротких, а затем длинных рассказах;
— автоматизация звука в разговорной речи.
Наряду с развитием звуковой (звукопроизношением и звукоразличением) стороны речи, на этапе автоматизации звуков происходит обогащение словаря, его систематизация, формирование грамматического строя речи, развитие фонематического восприятия.
Сначала проводится работа над слуховой дифференциацией этих звуков (различением смешиваемых звуков на слух). Затем можно переходить к дифференциации звуков в произношении.
В отличие от этапа автоматизации при подборе речевого материала, во всех словах, фразах и текстах обязательно присутствуют звуки, которые могут смешиваться ребенком. Поэтому для звука [С] на этапе дифференциации звуков даются слова не типа Сумка, Сом, Соль, а типа СуШка, СмеШной, СтраШный и т. п.
Как и на этапе автоматизации, сложность и объем речевого материала тоже нарастают постепенно и сама работа проводится в той же самой последовательности, а именно: звуки дифференцируются в слогах и звукосочетаниях, в отдельно взятых словах, во фразах, в текстах и, наконец, в обычной разговорной речи.
Игры для дифференциации звуков
КГУ «Специальная школа-интернат №6» УО ВКО
для учителей и воспитателей
Тема: «Игры на дифференциацию звуков»
Подготовила: Абильбекова Д. С
Место проведения: Онлайн
Организаторы: Учитель-логопеды КГУ «Спнециальная школа-интернат № 6» Абильбекова Д. С.
Слушатели: Учителя и воспитатели «Спнециальная школа-интернат № 6»
Цель: повысить профессиональную компетентность воспитателей в вопросе применения специальных логопедических приёмов для коррекции нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста и дифференциации поставленных логопедом звуков.
• Повышение теоретического уровня знаний педагогов по вопросу обучения дошкольников дифференциации звуков;
• формирование знаний по применению логопедических игр и упражнений по дифференциации звуков на практике;
• совершенствование практических навыков профессиональной деятельности.
1. Дифференциация изолированных звуков.
2. Дифференциация звуков в слогах и словах.
3. Дифференциация звуков во фразовой речи.
Проводя дифференциацию изолированных звуков, опираются на речедвигательный, речеслуховой и зрительный анализаторы.
Цель работы – научить различать звуки при сопоставлении их по основным качественным признакам – акустическим и артикуляционным.
Для данного этапа работы подбираются картинки-символы на дифференцируемые звуки. Детей учат соотносить звуки с определённой картинкой-символом.
Удобнее всего начать тренировку фонематического восприятия с предъявления так называемых предметных картинок, то есть картинок, на которых изображены те или иные предметы, в названии которых есть искомый звук.
Приёмы работы: педагог медленно называет звуки, а дети показывают картинки-символы. Так вырабатывается умение воспринимать на слух их различное звучание. Потом демонстрируются картинки-символы, а дети произносят соответствующие звуки. Педагог спрашивает, что делают губы, язык при произнесении того или другого звука. Так вырабатывается умение определять разницу в положении основных органов артикуляционного аппарата при произношении дифференцируемых звуков.Педагог вместе с детьми подводит итог: в чём различие дифференцируемых звуков при восприятии их на слух и при произношении.
«Поймай звук» (Предложите ребёнку хлопнуть в ладони, когда услышит заданный звук, из произнесенного взрослым ряда звуков.Например:взрослый произносит: А, О, С, Д, Ш, а ребёнок должен хлопнуть, когда услышит «С».Усложнение 1:Из произнесенного ряда взрослым ряда слогов: ША, ПА, СА, МА, НА, ребенок должен хлопнуть, когда услышит слог с заданным звуком («СА»)
Усложнение 2: Хлопни в ладоши, если в слове услышишь звук «С» в словах.Взрослый произносит слова: кот, река, мех, вода, сом и т. д. Ребенок хлопает, когда слышит звук «С») и др.
Проводятся упражнения по развитию способности различения правильно и дефектно произнесенного звука.
Например: «Недовольный Саша». Детям предлагается прослушать ряд слогов (слов или отдельную фразу). В случае, если они услышат неправильное произношение звуков — поднимают картинку с изображением недовольного Саши.
“Как правильно сказать?”. Логопед имитирует искаженное и нормальное произнесение звука в слоге (слове) и предлагает детям сравнить два вида произношения и воспроизвести правильный.
“Будь внимателен”. Перед ребенком раскладывают картинки (и предлагают внимательно слушать логопеда: если логопед правильно называет картинку — ребенок поднимает зеленый флажок, неправильно — красный.
Для дифференциации звуковв слогах используют упражнения типа: «Повтори слоги» (парами, тройками, «Запомни и повтори цепочку слогов» или «Кто самый внимательный» (педагог предлагает детям запомнить и повторить прямые или обратные слоги с дифференцируемыми звуками в нужной последовательности. Педагог несколько раз меняет последовательность слогов); «Скажи наоборот» (Например: ба-па (па-ба); са-за (за-са) и т. п.); «Найди лишний слог»
(Взрослый произносит несколько слогов, например па-па-па-ба. Ребенок должен определить,какой слог лишний: здесь лишний слог (ба).
Затем слоговые ряды усложняются,например: Ка-га-ка-ка. Ва-ва-фа-ва
Цель работы по дифференциации звуков в словах – учить детей выделять дифференцируемые звуки из слова и не смешивать их. Для этого используется большое количество словесного и наглядного материала.
2. Педагог подбирает картинки, в названиях которых имеется один из дифференцируемых звуков, и раздаёт их.
Каждый ребёнок показывает свою картинку, называет её, выделяя дифференцируемый звук, и ставит под соответствующей картинкой символом.
3. Детям предлагаются слова, в которых имеются оба дифференцируемых звука,например: шоссе, сушки, солнышко и др.
Дети должны правильно называть картинки, не смешивая звуки.
Для различения близких по звуковому составу слов используются игры и упражнения с постепенным усложнением условий дифференциации слов: от слов, отличающихся несколькими звуками, к словам, различающимся только одним звуком.
Примеры используемых игр и упражнений:
“Придумай слово”. Педагог предлагает детям прослушать какое-либо слово и придумать слова, которые звучат похоже (мышка—миска, мишка, крышка, шишка, пышка, фишка; коза—коса, оса, лиса и т. д.).
“Чем отличаются слова”. Педагог предлагает детям рассмотреть пару картинок и назвать изображенные на них предметы (кит—кот, жук—сук, шар—шарф. Маша—каша, горка— норка и т. д.). Дети должны определить с помощью наводящих вопросов логопеда разницу в звучании этих слов.
“Лишнее слово”. Педагог четко произносит слова и предлагает ребенку назвать слово,отличающееся от остальных:
канава, канава, какао, канава;
утенок, котенок, утенок, утенок;
минута, монета, минута, минута;
винт, винт, винт, бинт;
буфет, букет, буфет, буфет;
дудка, будка, будка, будка и т. д.
“Лишнее слово” (второй вариант). Взрослый произносит слова и предлагает ребенку назвать слово,которое не похоже на остальные:
лимон, вагон, кот, бутон;
совок, гном, венок, каток;
пятка, ватка, лимон, кадка;
ветка, диван, клетка, сетка;
каток, моток, дом, поток и т. д.
“Мое слово”. Педагог предлагает ребенку три картинки, просит назвать предметы, изображенные на них, а затем произносит слово и предлагает ребенку определить,какое имеющееся слово похоже по звучанию на названное:
картинки: совок, вагон, гном;слова для сравнения: дом, лимон, бидон, загон, каток;
картинки: калитка, дом, каток;слова для сравнения: платок, листок, моток, гном, ком, улитка и т. д.
“Поэт”. Взрослый читает двустишие, выделяя голосом последнее слово в первой строке,и предлагает ребенку выбрать для рифмы одно слово из предложенных:
Шепчет ночью мне на ушко Сказки разные. (перина, подушка, рубашка).
Без ключа, ты мне поверь, Не откроешь эту. (тумбочку, дверь, книгу).
От грязнули даже стол Поздним вечером. (сбежал, ушел, ускакал).
Две сестрички, две лисички Отыскали где-то. (спички, щетку, ложку).
Тебе кукла, а мне — мячик. Ты девочка, а я. (игрушка, медведь, мальчик).
Говорила мышка мышке: До чего люблю я. (сыр, мясо, книжки)
Серый волк в густом лесу Встретил рыжую. (лису, белку).
Опустела мостовая, И уехали. (автобусы, трамваи, такси).
Катя Лену просит дать Краски, карандаш. (ручку, тетрадь, книгу) и т. д.
“Расставь по местам”. Педагог читает стихотворение и предлагает ребенку выбрать из близких по звуковому составу слов, обозначающих предметы, изображенные на картинке, нужное слово и ответить на вопрос. Предварительно предметы на картинках называются ребенком, сложные понятия уточняются.
Я тебе задачу дам —все расставить по местам:
Слова для выбора: дом, ком, гном, сом.
— Я опять задачу дам —все расставить по местам:
Слова для выбора: каток, поток, венок, моток. и т. д.
“Озорные звуки”. Педагог читает детям двустишие и предлагает определить, какие звуки “озорничают”,и сказать слово правильно:
Тащит мышонок в норку Огромную хлебную горку (корку).
Русская красавица Своей козою (косою) славится.
На глазах у детворы Крысу (крышу) красят маляры.
Закричал охотник: “Ой! Двери (звери) гонятся за мной!”
Я рубашку сшила шишке (мишке, Я сошью ему штанишки.
Лежит лентяй на раскладушке, Грызет, похрустывая пушки (сушки).
Тает снег. Течет ручей. На ветвях полно врачей (грачей).
Белокрылые хозяйки, Над волной летают сайки (чайки).
Все задания предлагаются в игровой форме, с использованием таких приемов, как придумывание слов, работа с предметными картинками, сигнальными флажками (символами, картинками, опускание при произнесении логопедом последнего (первого) звука в слове и восстановление его детьми с опорой на предметные картинки, работа с фишками, карточками и т. д.
Для дифференциации звуков во фразовой речи подбираются потешки, стихи, скороговорки, рассказы, насыщенные дифференцируемыми звуками.Дети сами могут придумывать предложения: по картинке, на которой изображено действие с предметом (сюжетные картинки); по предметным картинкам, знакомым по предыдущим занятиям; с заданным словом. Педагог может дать указание придумать такое предложение, чтобы в нём было как можно больше слов с дифференцируемыми звуками, например Л и Р (Милиционер регулирует уличное движение. Лодка плывёт по быстрой реке. Рыбаки наловили много рыбы и т. п.); С и Ш (Солнышко –вёдрышко выгляни в окошко! На ромашках спят шмели, лягушата спать легли.)
В этом виде работы может быть использован программный материал по развитию речи: правильно подобранные рассказы, песенки, потешки, стихотворения, картины для составления рассказов и т. п. Но особенно рекомендуются чисто- и скороговорки. (В шалаше шесть шалунов. Шишки на сосне, шашки на столе. На горе-горушке стоит избушка. В этой избушке живут старик со старушкой. (Ш-С); Змее на ужин жук очень нужен. Жаба с зонтиком идёт, жук с корзиною ползёт. (Ж-З); Шла тучка над речкой, шла за овечкой. Лавочка у крылечка, шуба на печке (Ч-Ш) и т. п.)
Все игры, изложенные в этом материале, просты и доступны и помогут педагогам в развитии фонематического слуха и навыков дифференциации звуков у ребенка.
Конспект занятия по дифференциации звуков [с]-[ш] «Дифференциация звуков с-ш» Задачи: • закреплять акустико-артикуляторные характеристики звуков Ш и С; • учить чётко, разграничивать звуки.
Дидактические игры на автоматизацию поставленных звуков Уважаемые коллеги, друзья и гости моей странички! Предлагаю Вашему вниманию дидактические игры, разработанные для автоматизации поставленных.
Дидактические игры на этапе дифференциации звуков Для логопатов характерна отвлекаемость. Поэтому важно организовать коррекционную работу так, чтобы ребёнок увлёкся предлагаемой деятельностью.
Игры для детей для закрепления звуков Игры для детей (на закрепление звуков) Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня я хочу познакомить Вас с играми, в которые мы с ребятами.
Конспект индивидуального логопедического занятия по дифференциации звуков [Р] и [Р’] Тема: «Рурик в гостях». Цель: Учить детей различать звуки «Р» и «РЬ» по твёрдости\мягкости. Задачи: 1. Развитие слухового восприятия. 2.
Конспект НОД по дифференциации звуков [Ш] и [ Ж] «Белоснежка и гномы спешат на помощь!» в старшей группе Цель: Упражнять детей в отчетливом произношении слов содержащих звук –Ж и Ж Развивать фонематический слух Автоматизировать и дифференцировать.
Логопедическое пособие «Звуковые кубики» для автоматизации и дифференциации поставленных звуков Главной целью при использовании «Звуковых кубиков» является автоматизация, затем дифференциация поставленных звуков в словах, предложениях.
Настольная игра «Кто быстрее соберет вещи в чемодан?» по дифференциации звуков [с] — [ш] для старшего дошкольного возраста Доброе время суток дорогие коллеги и гости моей странички! Предлагаю вашему вниманию настольную игру» Кто быстрее соберёт вещи в чемодан».
Что такое дифференциация звуков
Среди детей с различными речевыми нарушениями большую группу составляют дети с недоразвитием фонетико-фонематической стороны речи.
В картине недоразвития на первый план выступает несформированность фонетической стороны речи (звукопроизношения), а также незаконченность процесса формирования фонематического восприятия (звукоразличения). Низкий уровень фонематического восприятия выражается в нечетком различении фонем на слух в собственной и чужой речи, а также в дальнейшем в овладении звуковым анализом и синтезом, что является показателем возможности обучения грамоте.
Преодоление фонетико-фонематического недоразвития достигается путем логопедической работы по коррекции звуковой стороны речи, развитию фонематического восприятия и формированию навыков звукового анализа и синтеза.
Формирование произносительных навыков включает несколько этапов:
‒ этап формирования навыка правильного произнесения изолированного звука, закрепление слухового и кинестетического образа звука;
‒ этап автоматизации звука, т. е. закрепление рефлекторных речедвигательных связей на различном речевом материале;
‒ этап дифференциации звуков.
Ниже мы остановимся на этом важном этапе на примере звуков ч — щ.
Работа по дифференциации звуков осуществляется в следующих направлениях: развитие слуховой дифференциации, закрепление произносительной дифференциации, формирование фонематического анализа и синтеза.
Особенно важно проводить дифференциацию фонетически близких звуков: твердых и мягких, звонких и глухих, свистящих и шипящих, аффрикат и звуков, входящих в их состав. Определена следующая последовательность дифференциации звуков: б — п, д — т, г — к, з — с, ж — ш, с — ш, з — ж, ц — с, ч — т, ч — щ. Логопедическая работа по дифференциации смешиваемых звуков включает пять этапов:1) этап слуховой и произносительной дифференциации смешиваемых звуков; 2) этап произносительной дифференциации смешиваемых звуков в слогах; 3) этап произносительной дифференциации смешиваемых звуков в словах; 4) этап произносительной дифференциации смешиваемых звуков в предложения; 5) этап произносительной дифференциации смешиваемых звуков в текстах.
На первом этапе последовательно уточняется произносительный и слуховой образ каждого из смешиваемых звуков.
На втором — пятом этапах проводится сопоставление конкретных смешиваемых звуков в произносительном и слуховом плане. На этапе дифференциации звуков большое место отводится развитию звукового анализа и синтеза. Работа проводится по следующему плану:
По данному плану отрабатываются все пары смешиваемых звуков.
Для того чтобы процесс дифференциации звуков Ч, Щ был более увлекательным и эффективным, можно предложить ряд вспомогательных приёмов. Одним из них является использование в работе мелких объёмных или плоских игрушек, названия которых содержат закрепляемые звуки. Этот приём также помогает активизировать внимание ребёнка (детей) и максимально поддерживать его интерес к изучаемому материалу на протяжении всего занятия, вызывая положительные эмоции. Игровая ситуация создаёт непринуждённую обстановку на занятии, освобождая ребёнка от скованности, побуждая его к общению.
1. Дифференциация на уровне звуков
В помощь детям широко используются символы звуков или опорные картинки. Например: [ч] — червячок, дворник подметает улицу; [щ] — щепка, поезд едет.
Старичок Звуковичок предлагает узнать звуки [ч] — [щ] в ряде звуков, которые я буду произносить. Услышав звук [ч], ты должен показать червячка, услышав [щ] — показать щепку. Педагог произносит звуки: [т], [ш], [ч], [щ], [ч], [ш], [к], [р], [щ], [т], [ч].
2. Дифференциация на уровне слогов
В процессе работы на слогом детям предлагаются игры на координацию речи и мелкой моторики:
Детям предлагается имитировать игру на пианино и одновременно произносить ряд слогов: ча-ща, що-чо, чу-щу, щи-чи, че-ще.
По образцу взрослого ребёнок пальцами «шагает» по столу и произносит цепочки слогов: ча-ча-ща, ча-ща-ча, ща-ча-ча (то же с гласными О, У, И Э).
Ребёнок по очереди соединяет пальцы правой и левой руки друг с другом начиная с больших пальцев и заканчивая мизинцами обеих рук. Одновременно с этим произнося ряд слогов: чаща (чаща, чачаща)— тоже обыгрывается с другими гласными звуками О, У, И, Э.
3. Дифференциация на уровне слов
Игры на дифференциацию в словах проводятся с опорой на слуховое восприятие, на букву, картинку.
Старичок Звуковичок предлагает узнать звуки [ч] — [щ] в ряде слов, которые я буду произносить. Услышав звук [ч], ты должен постучать карандашом по столу один раз, услышав [щ] — два раза. Педагог произносит звуки: чайка, дочка, щипцы, калач, щенок, овощи, качели, вещь.
Логопед предлагает детям добавить слог:
— ча или — ща: бороди. пи. све. гу. ку. да. ро. добы..;
— чи или — щи: встре. зада. мя. пла. ре. ча..;
— чик или — щик: бан. пла. кладов. паль. зай. пон. маль. сигналь…
Детям предлагаются картинки, в названии которых есть звуки [ч] — [щ]. Логопед просит детей помочь Незнайке навести порядок и убрать все предметы по своим местам. Картинки со звуком [щ] — в ящик, а со звуком [ч] — в чемодан. Кто из детей будет самым внимательным?
Детям раздаются карточки с изображением предметов во множественном числе. У логопеда остаются карточки с предметами в единственном числе.
Логопед: У меня мяч (ключ, бабочка, щётка, плащ, черепаха, щенок и т. д.).
Ребёнок: У меня мячи (ключи, бабочки, щётки, плащи, черепахи, щенки и т. д.); много мячей (ключей, бабочек, щёток, плащей, черепах, щенков и т. д.).
‒ «Измени слово так, чтобы в нём появился звук ч(самоварчик) …звук o (самоварище)»
Сейчас мы с вами поиграем. Один из вас будет мальчик-с-пальчик, а другой великан. У мальчика-с-пальчика всё маленькое. А у великана всё огромное. Собрались они вместе стали рассказывать одну историю, каждый по-своему. Я буду рассказывать эту историю, а последнее слово каждый из вас будет говорить по-своему.
— Жили — были мальчик-с-пальчик и великан. И были у них разные предметы.