Что такое дифференцированный подход
Дифференцированный подход
Смотреть что такое «Дифференцированный подход» в других словарях:
дифференцированный подход — 1. В случае системы контроля, такой, как регулирующая система, или системы безопасности, это – процесс или метод, в котором строгость мер контроля и применяемых условий соответствует, насколько это практически осуществимо, вероятности и возможным … Справочник технического переводчика
ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД — ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ (от лат. differentia – различие) ПОДХОД. Общий методический принцип обучения, предполагающий использование различных методов и приемов в зависимости от целей обучения, вида формируемой речевой деятельности, этапа обучения,… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД — к воспитанию, целенаправленное пед. воздействие на группы учащихся, к рые существуют в сообществе детей как его структурные или неформальные объединения или выделяются педагогом по сходным индивидуальным, личностным качествам учащихся. Д. п.… … Российская педагогическая энциклопедия
ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД — в обучении комплекс методических, психолого педагогических и организационно управленческих мероприятий, обеспечивающих осуществление процесса обучения в гомогенных группах [17; 93] … Современный образовательный процесс: основные понятия и термины
ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД к воспитанию — целенаправленное пед. воздействие на группы учащихся, к рые существуют в сообществе детей как его структурные или неформальные объединения или выделяются педагогом по сходным индивидуальным, личностным качествам учащихся. Д. п. решает задачи… … Российская педагогическая энциклопедия
Дифференцированный подход в воспитании — один из способов решения педагогических задач с учётом социально психологических особенностей групп воспитания, которые существуют в сообществе детей как его структурные или неформальные объединения или выделяются педагогом по сходным… … Педагогический терминологический словарь
Дифференцированный подход в воспитании — осуществление воспитательной функции, реализация общих закономерностей и принципов воспитания сучетом особенностей тех или иных групп людей, условий их жизнедеятельности … Словарь терминов по общей и социальной педагогике
КОМПЛЕКСНЫЙ И ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД — КОМПЛЕКСНЫЙ И ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД. То же, что принцип комплексности и дифференцированности … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
Подход — совокупность приёмов, способов в воздействии на кого нибудь, в изучении чего нибудь, пробуждении к чему нибудь. Выделяют: подход в обучении; дифференцированный подход в обучении; индивидуальный подход; личностно ориентированный подход и пр … Словарь терминов по общей и социальной педагогике
КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К ВОСПИТАНИЮ — (лат. complexus связь, сочетание, совокупность, система) выдвинутый и сформулированный на XXV съезде КПСС подход к коммунистическому воспитанию, суть к рого состоит в обеспечении тесного единства идейно политического, трудового и нравственного… … Словарь по этике
Дифференцированный подход при организации образовательной деятельности с детьми в условиях современного ДОУ
«Дифференцированный подход при организации образовательной деятельности с детьми в условиях современного ДОУ».
Происходящие кардинальные изменения в социально-экономическом устройстве России не могут не затрагивать системы образования, которая в новых условиях тоже вынуждена и должна изменяться, чтобы быть способной удовлетворять новым требованиям, предъявляемым обществом и государством.
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования выдвигает перед педагогами дошкольных организаций такие требования, как использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям и построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированных на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития. На основании этих требований мы можем сделать вывод об исключительной важности индивидуализации дошкольного образования и оптимизации работы с группой детей.
До недавнего времени образовательный процесс в ДОУ осуществлялся в двух основных формах: традиционной и исследовательской (в форме развивающего обучения). В первом случае педагог призван выполнять следующие функции: организовывать, контролировать, оценивать ход образовательного процесса. Его главная забота – донести до детей программный материал. Обучение в этом случае ведется, как правило, в пределах целой группы, в которой дети подобраны по возрастному критерию. Само собой разумеющимся считается, что дети одной возрастной группы должны продвигаться вперед с одинаковой скоростью, хотя известно, что темпы обучения у разных людей различны.
При исследовательском подходе основная цель обучения – сам ребенок, его идеи и мысли, а не стандартизированные программы и навыки.
Возвращается из забвения древнейшая теория интереса: ребенку требуется развивать собственные идеи и выбрать те виды деятельности, которые вызывают у него интерес к предмету и виду деятельности. Таким образом, мы подходим к индивидуализации и дифференциации обучения, основанных на различии способностей, склонностей темпов обучения детей, гендерных различиях и представляющих собой широкий спектр мероприятий, состоящих не только в выявлении потенциальных умственных способностей, но и в решении социальной и коммуникативной компетенций индивида.
Проблема развития способностей является в настоящее время одной из самых актуальных. Что такое способности? Под способностями обычно подразумевают индивидуальные особенности человека, которые являются условиями успешного выполнения какой-либо деятельности.
Задача педагога – обнаружить, выявить и раскрыть индивидуальные способности каждого ребенка. У термина “способности” довольно много синонимов. Один из них – “уровень развития”. У способных детей более высокий уровень умственных способностей. Высокий уровень определяется относительно возрастной нормы, а ею служит показатель, который является средним для данной возрастной группы. Дети одного возраста различаются по уровню развития умственных способностей. Те из сверстников, которые обладают высоким уровнем развития, решают более трудные задачи, быстрее овладевают новыми понятиями. При решении же определенной задачи им требуется значительно меньше времени, чем детям с более низким уровнем развития. Во-первых, потому, что необходимые умственные операции у них более отработаны, отлажены, во-вторых, они реже ошибаются. Умственное развитие у таких детей происходит с опережением по отношению в возрастной норме, а у детей с низким уровнем развития – с отставанием.
Выходом из создавшейся ситуации может послужить дифференцированный подход в воспитании и обучении дошкольников на основе представлений педагога о личностных возможностях воспитанника, анализа представления способностей детей к обучению. «Дифференциация» в переводе с латинского обозначает «разделение, расслоение целого на части, формы, ступени». Дифференцированное обучение – это форма организации учебного процесса, при которой педагог работает с группой детей, составленной с учетом наличия у них каких либо значимых для учебного процесса общих качеств (гомогенная группа). Дифференцированное обучение (дифференцированный подход в обучении) это:
• создание разнообразных условий обучения для различных образовательных учреждений, групп, с целью учета особенностей их контингента;
• комплекс методических, психолого-педагогических, организационно-управленческих мероприятий, обеспечивающих обучение в гомогенных группах.
Одним из видов дифференциации (разделения) является индивидуальное обучение. По характерным индивидуально-психологическим особенностям детей, составляющих основу формирования гомогенных групп, различают дифференциацию:
• по возрастному составу (группы, возрастные параллели, разновозрастные группы);
• по полу (мужские, женские, смешанные);
• по области интересов (технические, природоведческие, художественные, социальные);
• по уровню умственного развития (или по уровню достижения): одаренные дети, дети, входящие в группу общего развития, дети, требующие повышенного индивидуального внимания;
• по личностно-психологическим типам (по типу мышления, акцентуации характера, темпераменту и др.);
• по уровню здоровья (группы здоровья).
Дифференцированный подход имеет смысл как способ эффективной помощи ребенку в совершенствовании его личности и занимает промежуточное положение между воспитательной работой со всем коллективом и индивидуальной работой с каждым воспитанником. Он облегчает, упорядочивает воспитательную деятельность педагога, так как позволяет разрабатывать методы воспитания не только для каждого ребенка в отдельности (что практически невозможно, например, в условиях большой наполняемости групп и загруженности педагогов, а для “категорий” детей.
В процессе дифференцированного подхода педагог изучает, анализирует, классифицирует различные качества личности и их проявлений у детей, выделяя наиболее общие, типичные черты, характерные для определенной группы воспитанников, и на этой основе определяет стратегию своего взаимодействия с группой и конкретные задачи воспитания, формы включения детей в общую деятельность и коллективные отношения.
При этом ребенок в меньшей степени чувствует себя объектом воспитания, так как основные воздействия педагога направлены на группу в целом, а не на него. В чем новизна (практическая острота) этой проблемы в настоящее время? В условиях современного ДОУ “дифференцированное подход” – это создание наиболее благоприятных условий для развития личности воспитанника как индивидуальности. Отсюда следует: дифференцированное обучение – не цель, а средство развития индивидуальности.
В качестве примера можно привести использование развивающих игр во время непосредственно образовательной деятельности в области познания. Для выполнения одного и того же задания «Построить ракету» детям с высоким уровнем развития предлагается построение с помощью квадрата Воскобовича, со средним – с помощью кубиков Никитина, для более слабой подгруппы – с помощью блоков Дьенеша. Например, при составлении узоров из кубиков Никитина, образцы также могут быть разной степени сложности, а можно предложить детям творческое задание наивысшей степени сложности. Используя палочки Кюизенера можно дать задание с определенным количеством цветов или палочек, выложить узор по образцу и т. п. При работе в подгруппах мальчиков и девочек первые более охотно строят тракторы, корабли и дома, а вторые выкладывают цветы, украшения, предметы одежды. В слабой подгруппе дети выполняют задания с помощью воспитателя, в более сильной подгруппе – самостоятельно. Как видно из таблицы, разделение на подгруппы может исходить не только от взрослого, который стремится к созданию ситуации успеха в каждой из них, но и от желания самих детей, что способствует развитию индивидуальности и творчества каждого ребенка, создает комфортную атмосферу внутри коллектива.
Из опыта работы с различными подгруппами детей мы сделали некоторые выводы и хотим обратить внимание на особенности, которые необходимо учитывать при реализации дифференцированного подхода. Так, по разделению по гендерному принципу следует акцентировать внимание только на положительные проявления и ни в коем случае не употреблять высказывания типа: «Что ты плачешь, как девочка!», «У тебя совсем нет сил, а ведь ты мужчина!», следует употреблять выражения положительной оценки: «Ты стерпел, как настоящий мужчина», «Ты делаешь так же аккуратно, как твоя мама». Во время приема пищи не надо устраивать соревнований между мальчиками и девочками, не хвалить за аккуратность или скорость только по тому, что это мальчик или девочка. Во время занятий по изобразительной деятельности давать подходящую палитру с условием, что каждый может попросить и поделиться друг с другом. В дошкольном детстве девочки чаще бывают более активные и развитые, поэтому целесообразно давать возможность мальчикам занимать лидирующие позиции. Во время посещения туалета так же сначала идут мальчики, а затем девочки. Если в группе есть дети с ограниченными возможностями здоровья, нужно привлекать других детей к оказанию им помощи, вызывать у окружающих эмпатийные чувства, создавать благоприятную обстановку и чувство защищенности для всех детей без исключения. Нельзя делить детей на подгруппы по национальному признаку. При решении конфликтов и проблем, связанных с национальными особенностями, не создавать публичных обсуждений, не заострять внимания на таких конфликтах, чутко и внимательно отнестись к решению проблемы только с участниками конфликта и их родителями.
В заключение, нужно отметить, что внедрение дифференцированного подхода в образовательный процесс невозможно без знания индивидуальности каждого ребенка с присущими только ему личностными особенностями. Знание этих особенностей как раз и обеспечивает построение личностно-ориентированной системы воспитания и построения индивидуальной траектории развития ребенка. Следовательно, исходный пункт в организации системы дифференцированного подхода – раскрытие возможностей каждого воспитанника с целью его дальнейшего развития и повышения эффективности всего образовательного процесса в целом.
Педагогический проект «Ребенку о его правах» ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Роль образования, в том числе и дошкольного, на современном этапе развития России определяется задачами ее перехода.
ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД
Реализации Д. п. способствует организация групповых игр, конкурсов и соревнований, создание временных творческих свободных групп; делегирование к.-л. группе права представлять коллектив за его пределами, создание спец. пед. ситуаций, помогающих раскрыть достоинства учащихся, к-рых плохо знают в коллективе.
Необходимое условие Д. п. — изучение межличностных отношений, к-рые во многом определяют как характер проявления каждого ученика, так и особенности групп. Д. п. в свою очередь даёт возможность воздействовать на отношения между личностью и группой, группой и коллективом, между группами, отд. личностями в группе и коллективе, детьми и взрослыми, между коллективом и окружающей средой. Эффективность Д. п. находится в прямой зависимости от творческой атмосферы сотрудничества в дет. объединении, доброжелательности, де-мокр. управления им, ориентации обществ, мнения на гуманистич. ценности.
Д. п., облегчая работу педагога, делает более реальным индивидуальный подход и личностный подход к воспитанию школьников. В. И. Максакова.
Полезное
Смотреть что такое «ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД» в других словарях:
дифференцированный подход — 1. В случае системы контроля, такой, как регулирующая система, или системы безопасности, это – процесс или метод, в котором строгость мер контроля и применяемых условий соответствует, насколько это практически осуществимо, вероятности и возможным … Справочник технического переводчика
ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД — ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ (от лат. differentia – различие) ПОДХОД. Общий методический принцип обучения, предполагающий использование различных методов и приемов в зависимости от целей обучения, вида формируемой речевой деятельности, этапа обучения,… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
Дифференцированный подход — (от лат. defferentia разность, различие) целенаправленное педагогическое воздействие на группы учащихся, которые существуют в сообществах детей как его структурные или неформальные объединения или выделяются педагогом по сходным индивидуальным… … Коррекционная педагогика и специальная психология. Словарь
ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД — в обучении комплекс методических, психолого педагогических и организационно управленческих мероприятий, обеспечивающих осуществление процесса обучения в гомогенных группах [17; 93] … Современный образовательный процесс: основные понятия и термины
ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД к воспитанию — целенаправленное пед. воздействие на группы учащихся, к рые существуют в сообществе детей как его структурные или неформальные объединения или выделяются педагогом по сходным индивидуальным, личностным качествам учащихся. Д. п. решает задачи… … Российская педагогическая энциклопедия
Дифференцированный подход в воспитании — один из способов решения педагогических задач с учётом социально психологических особенностей групп воспитания, которые существуют в сообществе детей как его структурные или неформальные объединения или выделяются педагогом по сходным… … Педагогический терминологический словарь
Дифференцированный подход в воспитании — осуществление воспитательной функции, реализация общих закономерностей и принципов воспитания сучетом особенностей тех или иных групп людей, условий их жизнедеятельности … Словарь терминов по общей и социальной педагогике
КОМПЛЕКСНЫЙ И ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД — КОМПЛЕКСНЫЙ И ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД. То же, что принцип комплексности и дифференцированности … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
Подход — совокупность приёмов, способов в воздействии на кого нибудь, в изучении чего нибудь, пробуждении к чему нибудь. Выделяют: подход в обучении; дифференцированный подход в обучении; индивидуальный подход; личностно ориентированный подход и пр … Словарь терминов по общей и социальной педагогике
КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К ВОСПИТАНИЮ — (лат. complexus связь, сочетание, совокупность, система) выдвинутый и сформулированный на XXV съезде КПСС подход к коммунистическому воспитанию, суть к рого состоит в обеспечении тесного единства идейно политического, трудового и нравственного… … Словарь по этике
Дифференцированный подход: определение, виды и методы
Единая образовательная программа рассчитана на среднего ученика. Но в реальности дети отличаются друг от друга по интеллектуальным способностям, интересам, темпераменту и множеству других параметров. В результате одни ученики не могут работать в полную силу, скучая на уроках. А другие не справляются с заданиями, отстают от класса, теряя уверенность в себе и интерес к обучению.
Обеспечить дифференцированный подход призваны новые образовательные программы. В них содержится стандартизируемая часть, или общий для всех минимум знаний и практических умений. А также вариативная часть, которая дает школьникам выйти за рамки стандартов, самостоятельно выбирать для изучения определенные предметы.
Что такое дифференциация?
Учитель обязан обеспечить каждому ребенку благоприятные условия для обучения и развития способностей. Материал должен преподноситься на доступном уровне, а также в оптимальном темпе. Но в рамках целого класса невозможно организовать индивидуальное обучение. Педагог не имеет для этого ни времени, ни ресурсов. Выходом становится применение дифференцируемого подхода в обучении.
Согласно ему, учащихся делят на группы с учетом индивидуальных особенностей, которые зачастую являются типичными для нескольких детей. У школьников, объединенных вместе, наблюдаются схожие трудности в освоении материала, порожденные близкими причинами. Учитель строит образовательный процесс на различных уровнях сложности. Для каждой группы подбираются посильные задачи, поддерживающие интерес к изучению нового материала.
Виды дифференцированного подхода
Российскими стандартами предусмотрено два вида дифференциации:
Плюсы подхода
Рассмотрим положительные стороны дифференцированного подхода в обучении детей. Их несколько:
Негативные моменты
При всех плюсах, у дифференцированного подхода в обучении имеются и минусы. Перечислим их:
Этапы внутриклассной дифференциации
С внешней дифференциацией все более или менее понятно. Дети распределяются по классам или по школам в зависимости от своих наклонностей, интересов или способностей. А затем обучаются по специально созданным программам. Куда сложнее применить метод дифференцированного подхода в уже сформированном классе.
Распределение школьников на группы
Существует много признаков, на основании которых можно разграничить детей. Сюда относятся:
Учителю трудно одновременно учитывать все эти параметры. Дифференцированный подход в процессе обучения легче применить, если класс разделен на три группы:
Чтобы отнести ребенка к той или иной группе, проводится диагностика. Учитываются результаты проверочных работ, повседневное наблюдение за детьми. Рекомендовано также использование психологических тестов. Диагностику удобно проводить трижды: в сентябре, перед новогодними каникулами, а также в конце учебного года.
Способы дифференциации
После распределения детей по группам нагрузка на учителя резко возрастает. Ему приходится разрабатывать задания с учетом дифференцированного подхода. Вариантов тут несколько.
Задания могут разграничиваться по следующим параметрам:
Разные этапы урока
Как строить занятие с учетом дифференцированного подхода? На каждом этапе урока используются свои методы:
Возможность выбора
Дифференцированный подход предполагает, что ребенок может перейти из одной группы в другую. Чтобы понять, кто из детей готов к такому шагу, учителю стоит периодически предлагать ученикам самим выбрать себе задание любого уровня сложности. Для этого нужно внимательно изучить все имеющиеся варианты и решить, какая учебная задача соответствует твоим возможностям.
Школьникам трудно сделать это, так как они не привыкли оценивать сами себя, принимать самостоятельные решения. К тому же, за выбор приходится нести ответственность. Но такое задание весьма полезно. К тому же педагог сможет вовремя заметить, что ребенок из средней группы справляется с упражнениями повышенной сложности. А способный ученик берет себе задания полегче, пытаясь снизить нагрузку.
Индивидуально-дифференцированный подход в воспитании
Ребенок должен выйти из стен школы не просто образованным человеком, но и личностью. Большое внимание уделяется нравственному воспитанию школьников. Организуя работу с коллективом класса, педагог учитывает индивидуальные особенности детей, а также межличностные отношения между ними.
Дифференциация может осуществляться по огромному количеству признаков. Педагогу стоит начать с изучения ребят. Для этого используется наблюдение, беседы, психологическая диагностика, поддерживание контактов с родителями. На основе полученных результатов прогнозируется воспитательная работа, которая направлена на развитие положительных качеств и устранение недостатков. Воспитательный процесс может проходить как в группах, так и индивидуально.
Разработка программы
Личностно-дифференцированный подход предполагает создание временных детских коллективов, куда входят ребята со схожими проблемами или чертами характера. Это могут быть застенчивые и малоактивные дети, гиперактивные ребята, ярко выраженные лидеры и т. д. Для каждой группы создаются педагогические ситуации, проводятся игры и тренинги, используется метод убеждения, упражнения, требования.
Индивидуальные воспитательные программы разрабатываются для ребятишек из «группы риска», а также одаренных учащихся, которым не хватает определенных качеств. Важно, чтобы последние видели в педагоге союзника, вместе с ним наметили для себя цели и шли к ним.
Что такое дифференциация
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Встречаются слова, значение которых вроде бы понятно, но в разных сферах человеческой деятельности они обозначают что-то свое, специфическое.
Одно из таких слов – «дифференциация». В этой статье мы проанализируем конкретику данного понятия в различных областях применения.
Общее понятие
Слово «дифференциация» заимствовано из латинского языка (differentia) и переводится как «разность, различие».
В более обобщенном смысле оно обозначает разделение единого на части, уровни, этапы, ступени. Данный термин является антонимом для интеграции (что это?), обратного процесса ведущего к объединению.
Простые примеры: все буквы алфавита можно дифференцировать (разделить) на гласные и согласные, звуки – на твердые и мягкие, коллектив учащихся – на классы или группы, человечество – на расы и т. д.
Дифференциация всегда происходит по каким-либо общим признакам.
Используем пример с разделением коллектива школы на классы. Признаком, по которому подразделяются учащиеся, является их возраст (не учитывая тех, кто в силу каких-либо причин стал второгодником). Поэтому логично, что в первом классе обучаются дети 7 лет, а в 11 – 17-летние молодые люди.
Дифференциация в экономике
Рассмотрим это понятие как процесс развития применительно к разным областям человеческой деятельности и признаки, по которым данный процесс происходит.
Дифференциация в экономике – это сложившаяся система экономических отношений в определенном обществе. В понятие «общество» в данном контексте вкладывается смысл: обособленный территориальный субъект, т. е. регион либо целое государство, либо все мировое сообщество.
Так, в рамках РФ существует множество территориальных субъектов, экономическая деятельность которых определена по отраслевому принципу исторически.
Например, Краснодарский край – это аграрный регион, а Дальний Восток – рыбный. В рамках мирового сообщества: Япония – страна, производящая высокотехнологичные товары, а Эквадор – мировой поставщик бананов и нефти.
Вывод: основа дифференциации в экономике заключается в разделении труда по отраслевому и (или) территориальному признаку.
На уровень дифференциации в этом случае основополагающее значение оказывают следующие факторы:
Не стоит путать это с экономическим аспектом социальной дифференциации, т. е. с разделением общества на слои с различным уровнем дохода.
Так, в РФ дифференциация доходов населения достигла огромных значений: разница в зарплате десяти процентов наиболее высокооплачиваемых и десяти процентов наименее оплачиваемых работников достигает 40 раз! Это практически в 8 раз выше, чем в экономически развитых странах.
Дифференцированный подход в педагогике
Все люди имеют разные способности, неодинаковую степень обучаемости и различный психоэмоциональный статус, поэтому дифференцированный подход к обучению – это наиболее эффективный способ достижения максимального результата в получении знаний.
В чем он заключается? Дифференциация обучения осуществляется на внешнем и внутреннем уровнях:
Внешняя дифференциация предполагает разделение учебных заведений в рамках общеобразовательной программы в зависимости от уровня развития ее учащихся. «Продвинутый» уровень развития ребенка дает возможность учиться в лицее или гимназии, коррекционные школы предназначены для детей с пониженным интеллектуальным статусом.
В особую группу выделены классы педагогической поддержки (для детей, испытывающих трудность в обучении) и профильные классы (с углубленным изучением каких-либо предметов).
Внутренняя дифференциация – это разделение учащихся в классе (группе), ранее созданном по случайным признакам, на определенные подгруппы (по уровню подготовки, по психоэмоциональному статусу и т. д.). Как правило, преподаватели, ориентируясь на подобное условное разделение учащихся, используют метод индивидуального подхода.
Что можно дифференцировать в психологии
Дифференциация в психологии означает умение индивидуума быть личностью (что это такое?), оставаясь при этом социализированным членом общества.
Простой пример: есть человек, он социализирован, т. е. адекватно сосуществует с остальными членами какого-либо коллектива, выполняет свои гражданские обязанности по отношению к государству, в котором живет.
Но в то же время он имеет свои увлечения, духовные привязанности, свою точку зрения. Чем выше психологическая дифференциация человека при нормальном уровне социализации, тем более он стабилен в психологическом плане, тем полноценней как личность.
Стоит отметить, что чрезмерное увлечение компьютерными «стрелялками» оказывает на несформированную детскую психику пагубное влияние.
Погрузившись в виртуальный мир, ребенок перестает развиваться в психоэмоциональном плане, т. е. тормозится его психологическая дифференциация в личностном плане и не происходит адекватной социализации в обществе.
Дифференциация языка
Этот термин в лингвистике подразумевает появление новых разновидностей языка. Проще говоря – это появление наречий, говоров и диалектов.
Пример: существует русский язык, но практически в каждой «глубинке» в нем обнаруживаются свои особенности. Так, в одном районе Тверской области говорят не «гора», а «горушка», не «поезжайте», а «ехайте». И таких изменений в русском языке не счесть, как, впрочем, и в языках всего мира.
Существует 3 основных причины дифференциации языка:
В науке
Дифференциация в науке означает выделение из определенного научного направления новых дисциплин по мере накопления знаний.
Данный процесс неотделим от научного прогресса. Исследования в рамках узкой специализации позволяют глубже проникнуть в суть явлений и процессов.
Этот процесс подобен цепной реакции: по мере накопления информации из «материнской» науки выделяется «дочернее» направление. Оно развивается, и при расширении и углублении знаний о своем объекте дифференцируется еще на несколько научных дисциплин. И так может продолжаться до бесконечности.
Пример: изучение наследственности биологических организмов привело к созданию нового научного направления – генетики. Затем уже из этой дисциплины выделились новые специализации – медицинская генетика, молекулярная, биохимическая. А развитие этих направлений, в свою очередь, неминуемо приведет к созданию новых дисциплин.
Рассмотрим наглядно на схеме дифференциацию в науке на примере педагогики:
*при клике по картинке она откроется в полный размер в новом окне
На схеме приведены только 3 уровня педагогики как науки. Развитие и углубление знаний третьего уровня приведет к созданию дифференциаций следующего уровня.
Краткое резюме
Дифференциация – это процесс выделения частей из единого целого. Наряду с интеграцией – это два противоположных процесса, лежащих в основе развития наук и эволюции человечества.
В этой статье мы проанализировали только малую толику значений этого термина. Если вы хотите знать об этом и других понятиях больше – читайте наш блог!
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (2)
Если основная деятельность в регионе определена исторически, это неминуемо приведет к экономическому кризису. Ведь, любая продукция рано или поздно теряет актуальность для рынка. Экономическая дифференциация должна быть гибкой.
С этим определением никогда не сталкивалась, т.к. не работаю в бизнесе. Теперь буду иметь представление, что оно означает. Дифференциация — это деление на разные этапы, части. Можно так его ещё назвать.