Что такое дигестивный тип
Классификация типов телосложения Клода Сиго
Дано описание четырех типов конституции человека (респираторного, дигестивного, мускульного (мускулярного) и церебрального) согласно классификации французского врача Клода Сиго. К. Сиго считал, что тип конституции человека (соматотип, тип телосложения) формируется в ходе онтогенеза, отражая влияние внешних факторов окружающей среды.
Классификация типов телосложения человека Клода Сиго
Клод Сиго (Claude Sigaud, 1862— 1921 гг.) – французский врач, предложивший четыре типа телосложения человека. Его концепция влияния внешней среды на тип телосложения человека была окончательно оформлена к 1914 году. Согласно этой концепции, тип конституции (соматотип, тип телосложения) формируется в ходе онтогенеза, отражая влияние внешних факторов окружающей среды. Поэтому длительное влияние определенных условий среды обитания (например, гипоксии в горных районах, обилия или недостатка пищи, больших физических нагрузок) ведет к развитию соответствующей системы органов. При этом, особенности сложившейся формы тела могут наследоваться. Таким образом, возникновение признаков обусловлено упражнением органов, а формирующиеся индивидуальные особенности становятся наследственными.
К.Сиго считал, что тип конституции человека определяется преимущественным развитие одной из систем: дыхательной, пищеварительной, мышечной или нервной. В связи с этим он дал следующие названия типам конституции: респираторный, дигестивный, мускульный (мускулярный) и церебральный.
Респираторный тип
Если человек относится к респираторному соматопипу, то есть у него хорошо развита дыхательная система, то у него в хорошо сформированы дыхательные пути и воздухоносные пазухи. Это проявляется в том, что у него хорошо развиты области носа и щек. При этом нос длинный, а лоб и челюсти узкие. Поэтому лицо человека имеет ромбовидную форму. Люди, принадлежащие к этому соматотипу имеют длинную и худую шею, широкие плечи, уплощенную, длинную грудную клетку, плоский живот. Подгрудинный угол острый. У них хорошо развиты дыхательные мышцы, однако остальные скелетные мышцы развиты плохо. У людей, принадлежащих к этому соматотипу рост выше среднего, рис.1а.
Респиратоный тип формируется в раннем возрасте и сохраняется на протяжении всей жизни человека.
Рис.1. Схема типов телосложения по К.Сиго
а- респираторный; б — дигестивный; в — мускульный (мускулярный); г — церебральный
Дигестивный тип
У людей, относящихся к дигестивному типу хорошо развиты отделы, связанные с органами пищеварения: мощные челюсти, большой рот, толстые губы, короткая и жирная шея, большой живот.
У человека этого соматотипа лоб узок и мал, поэтому лицо имеет форму пирамиды с основанием, обращенным вниз. У него узкие плечи, длинное туловище, при этом живот является преобладающей частью и выдается вперед. Подгрудинный угол тупой. У людей этого соматотипа короткие верхние и нижние конечности, невысокий рост, мышцы развиты плохо, рис.1б.
Дигестивный тип вырабатывается в раннем возрасте при наличии обильного питания.
Мускульный (мускулярный) тип
Мускульный тип характеризуется хорошо развитым скелетом и мышцами.
У него лицо прямоугольной формы, лоб и нос средней величины, широкая шея и плечи, туловище имеет форму правильного цилиндра, подгрудинный угол тупой, длинные конечности, рис. 1в.
Мускульный тип формируется достаточно поздно к 16 — 18 годам. Это самый распространенный тип конституции человека.
Церебральный тип
Человек с этим соматотипом сложен непропорционально. У него узкие плечи, узкая и плоская грудная клетка, короткое туловище, острый подгрудинный угол. Скелетные мышцы развиты плохо. Этот соматотип характеризуется небольшим ростом и короткими конечностями. Однако у людей этого соматотипа большая, округлая голова, высокий, широкий лоб, большие глаза, однако рот и губы небольшие. Из-за сильно развитой верхней части, лицо напоминает пирамиду с обращенной вниз вершиной, рис. 1г.
Церебральный тип в законченном виде он складывается только к концу периода полового созревания.
Литература
Ткачук М.Г., Олейник Е.А., Дюсенова А.А. Спортивная морфология.– учебник: НГУ им. П.Ф.Лесгафта, Санкт-Петребург.– СПб, 2019.– 290 с.
Конституция, телосложение, характер
Что такое конституция?
Что входит в понятие конституции человеческого организма? В обиходе под этим часто понимают телосложение, особенности которого легко определить визуально. Будучи одной из сторон конституции, оно служит ее внешним и самым заметным проявлением.
Конституция обусловлена наследственными факторами, и сходство многих черт детей с родителями, бабушками и дедушками вызвано одинаковостью их генов. Поразительная похожесть однояйцевых близнецов объясняется тем, что все их гены абсолютно одинаковы. Если какой-то признак, например разрез глаз или форма уха, определяется наличием всего лишь нескольких генов, похожие глаза могут оказаться у разных поколений родственников их предка – обладателя этого признака. Но часто наследуются не только отдельные признаки, но и тип телосложения, особенности характера, хотя и не так явно, потому что эти свойства заключены во многих сотнях генов. Все зависит от того, насколько эти гены перемешиваются от поколения к поколению.
Конституция определяет сходство и различие людей между собой, и разные ее стороны сочетаются вовсе не случайно. Так, расовые и этнические особенности сильно связаны со средой обитания и способом жизни народностей, многие поколения которых на протяжении сотен тысяч лет жили изолированно в одной и той же местности, причем генетические связи, то есть браки между отдельными, даже соседними этническими группами, были практически исключены. В современном мире перемешивание наций и рас происходит все нарастающими темпами. Возможно, через несколько столетий эти различия будут стерты. Но сегодня достаточно легко по внешнему виду определить принадлежность человека к той или иной этнической группе. Так, представители монголоидной расы обычно невысокого роста и имеют плотное телосложение; среди европеоидов чаще встречаются высокие и более стройные, а вот среди африканцев, несмотря на сходный темный цвет кожи и густые курчавые волосы, есть народы с совершенно разным телосложением.
Какие конституциональные свойства организма человека заданы его врожденным набором генов и могут ли они изменяться на протяжении жизни? Конституция определяет особенности физического развития, темпов роста и полового созревания, биологического возраста, состав и строение тела, физиологические параметры жизненных функций и обмена веществ, психологические черты личности. Конечно, на все эти свойства в той или иной мере влияют условия жизни – природная среда (климат и экология), социальное, экономическое и культурное окружение. У молодого взрослого человека чаще всего тип его конституции выражен достаточно отчетливо. В раннем возрасте, как и в старости, определить конституцию труднее: она либо еще не проявилась со всей отчетливостью, либо уже искажена действием накопившихся болезней и привычного образа жизни.
Согласно данным посемейных исследований, рост человека и некоторые продольные размеры тела (например, длина конечностей, бедра или предплечья) находятся под более выраженным генетическим контролем по сравнению с поперечными и обхватными размерами, а также жировой тканью. Показано, что количество жировых клеток в организме человека предопределено генетически и неизменно от рождения до старости, а избыточное или недостаточное жироотложение определяется не увеличением или уменьшением числа этих клеток, а степенью их наполнения жиром.
Главным образом наследственность определяет и количество в организме костной и мышечной ткани. Тем не менее люди с одинаковыми наследственными (генетическими) задатками могут обладать различными свойствами в зависимости от образа их жизни. Например, для того, чтобы развивались мышцы, необходимы регулярные физические тренировки, и только сочетание наследственности и упорного труда способно сделать из одаренного ребенка сильного или выносливого атлета. В не меньшей мере это относится и к развитию костного компонента. Специальные упражнения и правильно организованное питание способны помочь человеку даже вырасти, то есть удлинить свои кости, иногда – вопреки наследственным задаткам.
Примечательно, что массо-ростовые соотношения и соматотип в целом наследуется у женщин в два раза больше, чем у мужчин, а наследуемость пропорций тела у женщин превышает «мужской» показатель в четыре раза. Это означает, что женский организм отличается большей генетической стабильностью, а реакция на изменившиеся требования среды обитания в женских поколениях может развиваться с отставанием от мужской линии потомков. Такая особенность женского организма, с одной стороны, усложняет приспособление женского организма к новым условиям жизни, зато с другой – позволяет не допускать ошибок при адаптации биологического вида к новым условиям обитания.
Итак, конституция – это комплекс анатомических, физиологических и психологических особенностей индивида, закрепленных генетически и определяющих формы и способы его адаптации к различным воздействиям внешней среды, а также заболеваемость и характер протекания болезней (что тоже отражает адаптивные свойства). Конституция человека представляет собой форму проявления естественного биологического популяционного разнообразия, без которого не может быть устойчива никакая совокупность особей одного вида. Чаще всего при описании конституции выделяют те типы, которые были разработаны антропологами для описания типов телосложения. Это упрощает понимание и позволяет наглядно представить себе важнейшие черты каждого из конституциональных типов.
Типичные варианты телосложения (конституции) человека
Целесообразность учета конституции в медицинской практике сформулировал более ста лет назад известный биолог и врач Г. Бенеке, который считал, что «различные конституции и обусловленная ими различная степень сопротивляемости организма создают всего лишь почву для развития некоторых болезней, если индивидуум попадает в неблагоприятные условия. Правильно распознав различные конституциональные типы и поняв их физиологические различия, мы поможем людям благополучно пройти через все превратности жизни».
Несмотря на множество конституциональных схем и различные названия типов, главные морфологические особенности их во многом совпадают. Чаще всего выделяют три типа телосложения в зависимости от того, какой из компонентов тела преобладает в развитии – костная ткань, жировая или мышечная.
У людей первого типа преимущество имеет костный компонент. Это обычно худощавые люди со слабо развитой мускулатурой и тонкой жировой прослойкой. У них узкие кости скелета, относительно длинные конечности, плечи немного шире бедер. Из-за удлиненной цилиндрической грудной клетки этот тип часто называют грудным или торакальным (от греческого thorax – грудь).
У людей второго типа преобладает жировая ткань. Это дигестивный (от английского слова digest – переваривать пищу), или брюшной, тип: именно органы брюшной полости у представителей этого типа наиболее развиты. Это чаще всего полные люди среднего или ниже среднего роста, с явно выраженным запасом подкожного жира, но обладающие также большими, сильными мышцами. У них широкие кости скелета и сравнительно короткие конечности, особенно ноги. Плечи обычно неширокие, не шире бедер.
Если преимущество за мышечным компонентом, то это мышечный тип телосложения. Его обладатели – люди среднего роста и телосложения с рельефными мышцами и умеренно развитой жировой прослойкой. Кости скелета у них широкие, плечи намного шире бедер, а конечности не кажутся ни длинными, ни короткими. Такие люди не только сильны и выносливы, но еще ловки и быстры, поэтому этот тип называют атлетическим.
Люди этих трех типов телосложения по длине тела в среднем особых различий не имеют, среди них встречаются как высокие, так и не очень рослые. Но при равном росте тела представители торакального типа телосложения – самые легкие по весу, а представители дигестивного типа телосложения – самые тяжелые.
На рисунке представлены три названных типа телосложения.
Типы телосложения человека:
а – торакальный (грудной);
б – дигестивный (брюшной);
в – мышечный (атлетический)
Каждого человека можно более или менее точно отнести к одному из таких типов, даже если его черты не очень ярко выражены. А вот парадоксальное смешение черт далеких друг от друга типов встречается у людей с тяжелыми наследственными заболеваниями, вызванными генными «поломками».
Как определить тип телосложения
Одним из способов определения типа служит формула телосложения «Хит-Картер», которая дает количественную характеристику содержания трех компонентов тела с оценкой каждого из них по семибалльной шкале: кости, мышцы и жировая ткань.
Соотношение костного, мышечного и жирового компонентов, рассчитанное по специальным формулам, определяет телосложение человека. Для расчета потребуется предварительно выполнить ряд измерений размеров тела и толщины кожно-жировых складок. Например, для представителя мышечного типа такая формула может иметь вид 5 : 5 : 3.
Разумеется, человек с возрастом меняется, и иногда довольно существенно. В частности, у юношей под воздействием гормонов половых желез мускулатура продолжает нарастать еще и после 16 лет, а к 25–30 годам как у мужчин, так и у женщин увеличивается количество жира в организме, особенно – подкожного. Кстати, для мужчин физиологической нормой является больший процент костной и особенно мышечной массы, а для женщин – большее содержание жира в теле. Ну а люди, не соблюдающие правил здорового образа жизни (чаще взрослые и пожилые), обрастают значительным слоем жира, который является балластом, затрудняющим работу организма и способствующим возникновению многих заболеваний и ускоренному старению.
Другой способ оценки типа телосложения проще и основан на измерении пропорций тела, прежде всего соотношений длины и массы тела, длины тела и окружности грудной клетки. Конечно, для этого также требуется произвести некоторые вычисления и сравнить полученный результат с табличными данными. Приходится учитывать, что для людей разного возраста и пола нужны отдельные таблицы. Однако следует признать, что оба способа не очень точны, поскольку учитывают лишь одну сторону конституции – телосложение. И это – для взрослых. Ребенок же настолько отличается по фигуре и пропорциям тела от взрослого, что говорить о каком-то типе телосложения, аналогичном взрослым, для маленьких сложно. Первые внешние признаки типа начинают проявляться только в период так называемого «полуростового скачка», то есть в 5–6 лет, но и здесь даже опытный врач или антрополог часто ошибаются. Окончательно тип телосложения формируется только в процессе полового созревания и связанного с ним пубертатного скачка роста. Именно в этот период (у девочек это обычно приходится на возраст 12–14 лет, у мальчиков – 13–16 лет) складываются те пропорции тела, которые затем будут определять внешний облик человека в течение многих лет его жизни.
Пожалуй, самый простой способ определения типа телосложения – по величине угла между нижними краями ребер. Для этого нужно, предварительно втянув живот, приложить ладони к нижним краям ребер. Если получившийся угол между ладонями прямой (90о) – это тип мышечный. Острый угол характерен для торакального типа, тупой – для дигестивного.
В последние годы разработана методика, позволяющая практически со 100%-ной вероятностью отнести обследуемого к тому или иному типу конституции на основании данных комплексного обследования разных ее сторон. Существуют такие компьютерные программы, которые позволяют автоматизировать сложный процесс расчетов и успешно используются в некоторых дошкольных учреждениях и школах для оценки типа конституции детей и грамотного построения системы физического воспитания, закаливания, рационального питания и т.п.
Публикация статьи произведена при поддержке клиники пластической хирургии «Бюстклиника». Увеличение груди в «Бюстклинике» – это доступная стоимость при непревзойденном качестве. Разрез по линии ареолы при маммопластике не оставляет видимых шрамов, а анатомические импланты Natrelle компании Allergan позволяют надолго добиться прекрасного эстетического результата. Самые строгие нормы эндопротезирования, высокая квалификация хирургов делают операцию максимально безопасной.
Основные типы телосложения учащихся
Бекмансуров Х.А. Паспорт здоровья учащихся в общероссийской системе мониторинга. – Елабуга: ООО «Принт-Мастер», 2007. – 248 с.: ил.
Данное методическое пособие является приложением к книге автора «Паспорт и физкультурный комплекс здоровья и творчества», рекомендованной для издания Федеральным агентством по физической культуре и спорту. В книге представлены опробованные на практике документы и инструкции, необходимые для организации введения паспорта здоровья в образовательных учреждениях; предлагаются новые формы таблиц; описываются методы оценки гармоничности физического развития детей и подростков, позволяющие осуществить индивидуально-типологический подход в физическом воспитании учащихся, учитывая их тип телосложения.
Пособие предназначено для руководителей органов управления образованием, учителей физической культуры, классных руководителей, медицинских работников образовательных учреждений, преподавателей и студентов вузов, а также методистов по организации и проведению мониторинговых исследований.
Нет человека, который был бы безразличен к своей внешности. Встретился вам незнакомец. Выражение его лица, состояние кожи, походка, осанка, голос и многое другое, что мы интуитивно замечаем и оцениваем, позволяют составить первое впечатление о возрасте человека, его самочувствии, настроении, развитии мышц и т.д. Такие сведения необходимы нам для первой ориентировочной оценки своего физического развития.
Для начала уясним, что это такое. Под физическим развитием следует понимать комплекс морфологических особенностей строения тела, его размеры, а также функциональные возможности организма. Поэтому при проведении самоконтроля определяют морфологические показатели – рост, вес, окружность груди и конечностей, а также некоторые функциональные показатели.
Тесты физической подготовленности для учащихся включают тесты общероссийской системы мониторинга, Президентского многоборья и виды испытаний нового физкультурно-спортивного комплекса ГТЗО. Они приведены в бланке паспорта здоровья. Одним из критериев физического развития является тип телосложения, т.е. размеры тела и его частей, их пропорции и формы. Более широкое понятие «конституция» включает в себя еще степень жироотложения и развития мускулатуры, психологические характеристики и другие признаки.
Предложено множество классификаций конституции человека. Весьма популярна в нашей стране классификация М.В. Черноруцкого, согласно которой выделяют астенический (узкокостный), нормостенический (нормокостный) и гиперстенический (ширококостный) типы конституции (см. схему 1).
Астеники отличаются преобладанием продольных размеров тела над поперечными. Они обычно худощавые, стройные, с длинными и тонкими конечностями, длинной и узкой грудной клеткой. Мышцы развиты относительно слабо.
Нормостеники имеют пропорциональное соотношение поперечных и продольных размеров тела. По сравнению с астениками они более широкогруды и мускулатура у них развита сильнее.
Гиперстеников отличает преобладание поперечных размеров над продольными. Туловище у них относительно длинное, массивное, конечности короткие, грудная клетка широкая.
В некоторой мере тип конституции ребенка можно определить уже в 7–8 лет и довольно точно – в 11–12 лет.
В нашей стране телосложение детей и подростков также оценивается по схеме В.Г. Штефко – А.Д. Островского, в соответствии с которой выделяют четыре основных типа: астеноидный (греч. Asthenes – «слабый, тонкий»), торакальный (от греч. Thorakos – «грудь»), мышечный и дигестивный (см. схему 3). Дигестивный тип конституции в переводе с английского означает «пищеварительный». Такое название связано с тем, что широкая грудная клетка дигестивников прячет под ребрами относительно крупные органы пищеварения.
Каждый тип в первую очередь отличается неодинаковой степенью развития мускулатуры и жироотложения. Также необходимо учитывать форму грудной клетки, живота, спины (С.С. Дарская, 1975).
Форма грудной клетки мало изменяется с возрастом. Она может быть плоской (узкой и длинной), цилиндрической (бочкообразной), конической (иметь вид усеченного конуса с вершиной вверху и основанием внизу). Форма живота – впалая, прямая и выпуклая. Форма спины – сутулая, прямая и уплощенная.
Все эти признаки можно определить визуально, т.е. на глаз. Комбинируясь и образуя отдельные варианты, они накладывают характерный отпечаток на фигуру человека. Соответственно этому выделяют несколько типов телосложения.
Для астеноидного типа (А) характерны тонкий костяк, узкие плечи и таз, уплощенная грудная клетка – она вытянута и часто сужена книзу. В большинстве случаев спина сутулая (с резко выступающими лопатками), живот впалый или прямой. Мускулатура развита слабо, тонус ее вялый. Жироотложение незначительное, поэтому хорошо видны ребра, кости плечевого пояса. Форма ног чаще всего О-образная. Ноги могут быть и прямыми, но в этом случае все равно не смыкаются в области бедер.
Торакальный тип (Т) – грацильный, относительно узко сложенный. Грудная клетка обычно цилиндрической формы, реже немного уплощена, спина прямая, иногда выступают лопатки, живот прямой. Жироотложение и мускулатура развиты умеренно, мышечная масса невелика, однако тонус ее высок. Среди девочек-подростков торакального типа встречаются и такие, у которых жировая ткань развита плохо, особенно в период резкого увеличения длины тела. Однако в отличие от их сверстниц астеноидного типа у школьниц торакального типа хорошо развита грудная клетка, довольно высок мышечный тонус.
У представителей мышечного типа (М) более массивный скелет, чем у их одноклассников торакального типа. Грудная клетка цилиндрической формы (почти одинакового диаметра по всей длине), живот прямой с рельефно выраженной мускулатурой. Мышечная ткань развита хорошо (значителен как объем мышц, так и их тонус), жироотложение среднее, костный рельеф сглажен. Форма ног в основном правильная, нормальная. От подростков астеноидного и торакального типов они больше отличаются поперечными (ширина плеч, таза), чем продольными (длина ног, рук, туловища), размерами.
Школьники-подростки дигестивного типа (Д) имеют крупный, массивный скелет. Грудная клетка у них конической формы – короткая, расширенная книзу. Живот выпуклый, округлый, обычно с жировыми складками. Спина прямая или слегка уплощенная. Мышечная масса обильная и имеет хороший тонус. Жировые складки образуются на спине, боках, животе, вследствие чего костный рельеф плохо просматривается. У подростков этого типа телосложения (по сравнению с другими) наибольшая ширина плеч и таза. Форма ног обычно Х-образная или нормальная.
Кроме этих основных типов телосложения, существуют смешанные, переходные – астено-торакальный (АТ), идеальный (И), мышечно-дигестивный (МД). В первой части сложных терминов такого рода указывается название того типа телосложения, признаки которого преобладают. Что касается длины тела, то в силу своей генетической детерминированности (наследственности) она может быть различной у подростков одного и того же типа телосложения (см. схему 3).
Схемы основных конституционных типов телосложения
Введение паспорта здоровья имеет целью создать систему целенаправленной индивидуальной работы по физическому воспитанию детей с раннего возраста и отслеживать ее результаты в течение всех лет учебы – с 1-го по 11-й классы; объединить усилия педагогических коллективов учреждений образования, медицинских работников, родителей в воспитании здорового и физически крепкого ребенка; систематизировать контроль за физическим развитием учащихся и студентов, привить им навыки физического самосовершенствования и самооценки состояния организма; сделать учащегося и студента активным созидателем и творцом своего здоровья и работоспособности; помочь каждому из них найти и развивать свое природное призвание.
Внедрение паспорта физического здоровья (ПФЗ) в практику работы учреждений образования предусматривает введение системы ежегодного тестирования и определения достоверного уровня физической подготовленности всех учащихся по предложенным тестам.
Первое заполнение ПФЗ нужно начинать в 1-м классе, чтобы иметь данные в динамике. Учителя начальных классов до заполнения карточек знакомят родителей с их содержанием и назначением, с требованиями к физической подготовленности детей и дают им задание: дома в спокойной обстановке определить у детей пульс в положении сидя и, проведя ортостатическую пробу, измерить пульс в положениях лежа и стоя. Полученные показатели учитель заносит в паспорт: данные пульса в положениях лежа и сидя записываются в числителе, а данные ортостатической пробы в положении стоя – в знаменателе.
Результаты медосмотра учителя начальных классов или классные руководители совместно с медработниками записывают на лицевую сторону паспорта. Оборотную сторону паспорта заполняют учителя начальных классов и учителя, ведущие предмет «физическая культура».
в графе «Длина и масса тела» в числителе указывают данные измерений, а в знаменателе – состояние осанки (нормальная, лордоз, кифоз, сколиоз) и через косую черту (/) – состояние стопы (нормальная, уплощенная, плоская);
в графе «Сила рук» в числителе указывают данные динамометрии, а в знаменателе – результаты измерений веса и роста и силового индекса (СИ);
в графе «Окружность грудной клетки» (ОГК) в числитель заносят данные трех измерений (пауза – вдох – выдох), а в знаменателе – экскурсию грудной клетки и индекс Эрисмана (ИЭ);
в графе «Гармоничность физического развития» (ФР) в числителе под цифрой 1 указывают данные оценки уровня физического развития по росту («выс», «в/ср», «ср», «н/ср», «н» – низкий рост). Под цифрой 2 (масса тела) и 3 (ОГК) проставляют знаки: «Г» – гармоничное, «Н» – нормальное, « » – избыток массы или превышение окружности грудной клетки. Так можно оценивать физическое развитие учащихся, пользуясь обычными стандартами, например, для московских, казанских, ижевских школьников. А пользуясь типологическими таблицами, приведенными в данном пособии, следует ставить под цифрами 2 (масса тела) и 3 (ОГК) следующие знаки: Д, т.е. сразу видно, какому типологическому интервалу соответствуют показатели физического развития каждого учащегося. В знаменателе (и в первом, и во втором случае) указывают показатель крепости телосложения (индекс Пинье) и тип телосложения, вычислив его индекс;
в графе «Жизненная емкость легких» (ЖЕЛ) и «Частота дыхания» (ЧД) в числителе через дефис указываются данные измерений, а в знаменателе – результаты пробы Бутейко: контрольная пауза (КП) и максимальная пауза (МП) (в сек.). Дыхательные пробы проводятся под наблюдением медицинского работника;
в графу «Ортостатическая проба» заносится результат выполнения домашнего задания: в числителе слева указывают результаты измерения пульса за 1 мин. в положении лежа, а справа – в положении сидя (во время измерения артериального давления медработник, сверяя результаты измерения пульса учащегося с данными своих измерений, обводит данный показатель в кружок при совпадении или ставит рядом результат своих измерений). В знаменателе указывают результат трех измерений пульса в положении стоя (на 2-й, 4-й и 6-й минутах);
в графу «Систолическое и диастолическое (С/Д) артериальное давление» (АД) заносят результаты измерений, а в знаменатель – индекс Кердо и индекс тренированности (ИТ);
в графе «Острота зрения» в числитель заносят результат проверки, а в знаменатель – оценку (нормальное, снижено и т.д.);
в графе «Группа здоровья и медицинская группа» в числителе римской цифрой указывают группу здоровья (I, II, III, IV) и через тире записывают медицинскую группу для занятий физкультурой (основная, подготовительная, специальная), а в знаменателе – количество и длительность перенесенных заболеваний, т.е. число заболеваний за учебный год и через косую черту (/) – число пропущенных дней по болезни;
в графе «Вид спорта» в числителе указывают вид спорта и разряд или знак минус («–»), если учащийся не занимается в спортивных секциях, а в знаменателе – вид дополнительных занятий, кружков;
в графе «Средний балл успеваемости» слева указывают результат за первое полугодие, справа – за второе полугодие, а в знаменателе – особые успехи, достижения в отдельных предметах, олимпиадах.
Результаты тестирования и выполнения детьми домашних заданий, а также ход ведения паспорта систематически рассматриваются на педагогических советах и родительских собраниях.
Забота о здоровье детей – дело не одного дня, оно рассчитано на постоянную, систематическую и конкретную работу с каждым ребенком, поэтому ПФЗ должен стать обязательным документом в учреждениях образования. Введение паспорта здоровья актуально и для высших учебных заведений, особенно для педагогических вузов, преподаватели и студенты которых могут оказать большую помощь по его внедрению и проведению мониторинга в учреждениях образования.