Что такое дискуссия в литературе
Учебная дискуссия на уроках литературы
В инновационных технологиях обучения русскому языку и литературе сегодня успешно применяются множество методов и приемов. Ведущее место среди таких методов в зарубежной и отечественной педагогической практике принадлежит методу учебной дискуссии
Просмотр содержимого документа
«Учебная дискуссия на уроках литературы»
Топчиева Ирина Викторовна
учитель русского языка и литературы
МБКОУ Митрофановской СОШ
Учебная дискуссия на уроках литературы
На современном этапе школьной жизни в условиях существования разных программ по русскому языку и литературе акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия, сотрудничать в разнообразных группах, быть открытым для новых контактов и культурных связей.
Для формирования такой самостоятельной и инициативной позиции учащегося учитель должен использовать не только достижения прошлого, но и те способы и технологии, которые пригодятся в будущем.
В инновационных технологиях обучения русскому языку и литературе сегодня успешно применяются множество методов и приемов. Ведущее место среди таких методов в зарубежной и отечественной педагогической практике принадлежит методу учебной дискуссии.
Дискуссия – спор, обсуждение какого-нибудь вопроса на собрании, в печати, в беседе.
Дискуссия (от лат. discussio — рассмотрение, исследование) — обсуждение какого-либо спорного вопроса, проблемы. Важной характеристикой дискуссии, отличающей её от других видов спора, является аргументированность. Обсуждая спорную (дискуссионную) проблему, каждая сторона, оппонируя мнению собеседника, аргументирует свою позицию.
Дискуссия способствует развитию у учащихся критического мышления. Критическое мышление – это точка опоры для мышления человека, способ взаимодействия с идеями и информацией. То есть, сталкиваясь с новой информацией, учащийся должен уметь рассматривать ее вдумчиво, делая выводы относительно точности и ценности данного материала.
Таким образом, дискуссия – одна из весьма сложных форм речи, для овладения которой нужна предварительная подготовка и тщательный подбор информации.
Активными участниками урока-дискуссии непосредственно являются учащиеся, но важной составляющей такого урока является и позиция учителя. Педагог должен предварительно ознакомить учащихся с правилами ведения дискуссии, оказать помощь в подборе материала, поставить проблемные вопросы, задать тон обсуждению, установить контакт между участниками дискуссии, поддерживать дружелюбную обстановку во время урока.
анализ проблемного поля, выделение подпроблем, формулировка ведущей проблемы, постановка задач;
целеполагание и планирование деятельности;
самоанализ и рефлексия (самоанализ успешности и результативности решения проблемы).
поиск необходимой информации, ее систематизация;
применение знаний, умений и навыков в различных, в том числе и нестандартных ситуациях;
умение отстаивать собственную позицию и точку зрения;
умение работать в коллективе;
развитие речи в свободном общении.
Обязательными условиями при проведении дискуссии являются:
— уважение к различным точкам зрения ее участников;
— совместный поиск решения возникших разногласий.
Основным этапом в дискуссии после постановки проблемы является организация обмена мнениями. Учитель заранее должен обдумать и предложить форму проведения дискуссии. Существуют несколько форм организации данного урока:
«Дебаты» — чётко структурированный и специально организованный публичный обмен мыслями между двумя сторонами по актуальным темам. Это разновидность публичной дискуссии участников дебатов направляющая на переубеждение в своей правоте третьей стороны, а не друг друга.
«Круглый стол» — один из способов организации обсуждения некоторого вопроса; этот способ характеризуется следующими признаками:
цель обсуждения — обобщить идеи и мнения относительно обсуждаемой проблемы;
все участники круглого стола выступают в роли оппонентов (должны выражать мнение по поводу обсуждаемого вопроса, а не по поводу мнений других участников);
все участники обсуждения равноправны; никто не имеет права диктовать свою волю и решения.
Примерный список произведений для урока-дискуссии:
1. А стоит ли жить, не сопротивляясь?
2. Разрушилось ли единство после смерти Матрены?
Столкновение противоположностей (Татьяна и Онегин)
Прав ли был в своем выборе Герасим?
Почему не мог поступить иначе?
Одна подгруппа должна отстоять точку зрения: Красивые и гордые, как говорит старуха Изергиль, всегда сильные и смелые.
Вторая подгруппа должна доказать точку зрения: Красивые и гордые не могут( или не всегда могут) быть сильными и смелыми.
Трактовка образа Катерины Кабановой Н.А. Добролюбовым и Д.И. Писаревым
«Мастер и Маргарита»
Два мнения о мотивах и причинах поступков Пилата
Умен ли Чацкий? Ум ли стал причиной его горя?
Таким образом, на уроках литературы, проведенных в форме дискуссии, школьники учатся взаимодействовать с самыми разными оппонентами, активно отстаивать собственную точку зрения, осваивать новые виды деятельности, в результате чего повышается мотивация учащихся к обучению и повышается качество знаний.
Организация дискуссии на уроках литературы
ОРГАНИЗАЦИЯ ДИСКУССИИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ
МБОУ Гимназия № 44, г. Краснодар, Краснодарский край
Учитель русского языка и литературы
На современном этапе школьной жизни в условиях существования разных программ по русскому языку и литературе акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия, сотрудничать в разнообразных группах, быть открытым для новых контактов и культурных связей.
В концепции модернизации современного образования провозглашается компетентностный подход, который предполагает развитие у учащихся самостоятельности и способности к самоорганизации, высокого уровня правовой культуры, готовности к сотрудничеству, умения вести диалог. Наиболее эффективно реализовать компетентностный подход на практике позволяет групповая форма работы.
Уроки литературы воспитывают у учеников потребность в чтении, учат понимать художественное слово, прививают интерес к литературе, приобщают к духовным исканиям выдающихся писателей и на этой основе формируют понимание законов жизни, эстетические вкусы, высокую общую и читательскую культуру.
В процессе дискуссии формируются такие педагогические цели, как:
—логическое и критическое мышление школьников;
—навык организации своих мыслей;
—навыки устной речи;
—навыки риторики;
—уверенность в себе;
—способность работать в команде;
—способность концентрироваться на сути проблемы;
—манеры при публичном выступлении.
Но для дискуссии характерны и «плюсы», и «минусы»:
— в процессе взаимодействия происходит взаимообогащение школьников;
— учащиеся учатся разделять лидерство в группе и принимать на себя ответственность;
-обсуждение в группе свойственно таким целям, как эволюция мыслей, синтез собственных умозаключений.
— ход дискуссии трудно прогнозировать;
— некоторые ученики трудно вовлекаются в дискуссию;
— несколько учеников могут завладеть дискуссией, а остальные в этом случае будут молчать.
Интерес психологов к дискуссии начался в 30-х годах XX века в связи с исследованиями крупнейшего швейцарского психолога Ж. Пиаже. Исследования показали, что благодаря механизму дискуссии учащийся учится вставать на позиции другого, принимать и понимать другие точки зрения. Дальнейшие исследования показали, что дискуссия дает эмоциональный толчок к дальнейшей поисковой деятельности участников и воздействует на них более убедительно, чем лекция или сообщение учителя. Было бы ошибкой отказываться от оправдавших себя, традиционно сложившихся основных методов урока и отрицать огромное воспитательное воздействие мастерски прочитанной лекции, умело проведенной беседы. Вместе с тем практика преподавания показала, что знания, приобретенные учащимися ценой собственных усилий, усваиваются намного основательнее, чем то, что дается им в готовом виде.
Дискуссия, а наряду с ней полемика и спор стали характерными чертами современного образа жизни. Важно определиться в понятиях, чтобы не возникало путаницы в их применении.
Общим для всех значений слова «спор» является наличие разногласий, отсутствие единого мнения, противоборство. В русском языке имеются другие определения для обозначения данного явления: дискуссия, диспут, полемика, дебаты, прения.
Важной характеристикой дискуссии, отличающей её от других видов спора, является аргументированность. Обсуждая спорную (дискуссионную) проблему, каждая сторона, оппонируя мнению собеседника, аргументирует свою позицию.
Выделяется несколько этапов дискуссии.
Этап 1-ый, введение в дискуссию:
- Формулирование проблемы и целей дискуссии; Создание мотивации к обсуждению – определение значимости проблемы, указание на нерешенность и противоречивость вопроса и т. д. Установление регламента дискуссии и ее основных этапов; Совместная выработка правил дискуссии; Выяснение однозначности понимания темы дискуссии, используемых в ней терминов, понятий.
Этап 2-й, обсуждение проблемы:
- Обмен участниками мнениями по каждому вопросу. Цель этапа – собрать максимум мнений, идей, предложений, соотнося их друг с другом;
Этап 3-й, подведение итогов обсуждения:
- Выработка согласованного мнения и принятие группового решения; Обозначение ведущим аспектов позиционного противостояния и точек соприкосновения в ситуации, когда дискуссия не привела к полному согласованию позиций участников. Настрой обучающихся на дальнейшее осмысление проблемы и поиск путей ее решения; Совместная оценка эффективности дискуссии в решении обсуждаемой проблемы и в достижении педагогических целей, позитивного вклада каждого в общую работу.
Проведение дискуссии связано с определенными трудностями. Прежде всего, необходимо, чтобы участники ясно представляли себе предмет, общие рамки дискуссии и порядок ее проведения. Организуя дискуссию, учитель должен обратить внимание на то, чтобы создать благоприятную, психологически комфортную обстановку.
Основным этапом в дискуссии после постановки проблемы является организация обмена мнениями. Учитель заранее должен обдумать и предложить форму проведения дискуссии. Существуют несколько форм организации данного урока. В проведении любой из дискуссий используются различные методики:
А) методика «Вопрос-ответ». Данная методика — это разновидность простого собеседования; отличие состоит в том, что применяется определённая форма постановки вопросов для собеседования с участниками дискуссии-диалога. Стратегия ведения диалога заключается в переходе от желания собеседника говорить с вами к пониманию его интересов, состояний, отношений; от понимания собеседника к принятию, а в случае необходимости — к его убеждению.
Б) методика «Обсуждение вполголоса»; она предполагает проведение закрытой дискуссии в микрогруппах, после чего проводится общая дискуссия, в ходе которой мнение своей микрогруппы доказывает ее лидер, и оно обсуждается всеми учениками;
В) методика «Клиники». Каждый из участников разрабатывает свой вариант решения проблемы, предварительно дав в открытое обсуждение свой «диагноз» представленной проблемы, проблемной ситуации, затем это решение оценивается как руководителем, так и специально выделенной для этой цели группой экспертов по балльной шкале либо по заранее принятой системе «приятно — неприятно».
Г) методика «Лабиринта» (т. е. метод последовательного обсуждения); это шаговая процедура, в которой каждый последующий шаг делается другими участниками. Обсуждению здесь подлежат все решения, даже неверные (тупиковые).
Д) методика «Эстафета». Каждый заканчивающий выступление участник может передать слово тому, кому считает нужным.
Е) методика «Свободно плавающая дискуссия». Сущность данного вида дискуссии состоит в том, что группа к результату не приходит, но активность продолжается, уже во внутреннем плане. В основе такой процедуры групповой работы лежит «эффект », характеризующийся высоким качеством запоминания незавершённых действий, поэтому участники продолжают «домысливать» наедине идеи, которые оказались незавершёнными.
Организуя дискуссию, учитель ориентирует учащихся на внимательное, непредвзятое отношение к мнениям, фактам, а это значит, что такое отношение должно быть свойственно ему самому. То есть тонкости освоения современных активных форм и методов обучения определяются не только самими способами работы, но и связанными с ними ожиданиями по отношению к учителю, из которых выделяются наиболее значимые:
— умение быстро ориентироваться в изменениях учебного процесса, т. е. быть гибким;
— терпеливое выслушивание ученика, т. е. искренний интерес к нему;
— умение выражать свое мнение, не подавляя при этом окружающих, т. е. широта;
-спокойное восприятие возможных ошибок, поддерживание любой инициативы ученика, т. е. терпимость;
— умение деликатно направлять к поиску результатов, т. е. конструктивность;
— положительное отношение к личности, т. е. доброжелательность.
Групповая форма организации работы на уроках литературы позволяет активно включать учащихся в атмосферу сотворчества, создавать мотивацию обучения, стимулировать личностное восприятие литературы. Ученики оказываются в условиях, когда им хочется высказаться, ибо в микроколлективе каждый ощущает свою личностную значимость, веру в свои творческие силы.
Причем по сравнению с традиционной системой обучения дискуссия:
- отрабатывает аналитическое чтение; актуализирует не репродуктивную, а активную, продуктивную мыслеречевую деятельность; совершенствует 4 вида деятельности: слушание, говорение, чтение и письмо; способствует выработке мировоззренческих ориентиров учащихся, их гражданской позиции; развивает общекультурную и предметную компетентность; формирует актуальные в рыночной действительности коммуникативные качества.
Навыки и умения, которые формирует дискуссия:
В процессе дискуссии задействованы различные умения:
— умение критически мыслить;
— умение отделить важную информацию от неважной;
— умение определить и вычленить проблему;
— умение оценить причины и возможные последствия;
— умение делать выводы и заключения;
— умение определить факты и мнения;
— умение эффективно решать проблемы;
— умение оценивать доказательства;
— умение оценить собственный мыслительный процесс;
— умение работать в команде.
Но и этот метод работы имеет свои «+» и «-».
Я провела анкетирование учащихся старших классов. В результате можно сделать вывод о том, что такая форма работы ребятам интересна, полезна и увлекательна.
Какие схемы размещения можно использовать для работы в группах? На уроках литературы я использую такую схему размещения, как работа в группах. Деление на группы провожу разными способами:
— четные \ нечетные номера;
Групповые формы работы позволяют наиболее эффективно реализовать компетентностный подход на практике.
Групповая форма организации работы на уроках литературы позволяет активно включать учащихся в атмосферу сотворчества, создавать мотивацию обучения, стимулировать личностное восприятие литературы. Такой вид деятельности в школе является подготовкой для будущей работы в команде, с которой неизбежно придется столкнуться в жизни.
Таким образом, на уроках литературы, проведенных в форме дискуссии, школьники учатся взаимодействовать с самыми разными оппонентами, активно отстаивать собственную точку зрения, осваивать новые виды деятельности, в результате чего повышается мотивация учащихся к обучению и повышается качество знаний.
1. Выготский детской психологии. С-П., 1997.
2. Мухина педагогические технологии в системе обучения. Ростов-на-Дону, 2004 г.
4.Резчикова как метод личностно-ориентированного обучения. //Преподавание в школе, 2006, № 8.
5. С. Дьячкова, В. Луховицкий. Активные методы преподавания на уроках литературы. Москва, Педагогический университет « Первое сентября», 2012.
6. Селевко образовательные технологии. Москва, 1998г.
7. нтерактивное обучение: новые подходы. Учитель-2000, №1
Что такое дискуссия в литературе
Автор: Ключанская Любовь Петровна
Организация: МБОУ Бурлаковская СОШ
Населенный пункт: Кемеровская область, м.о.Прокопьевский, с. Бурлаки
Аннотация. Роль дискуссии в рамках целостного образования современного школьника, способы реализации данного приёма обучения.
Нам прекрасно известно, что литература развивает у учеников аналитические способности, грамотность, умение понимать поступки других людей и т.д. Но как нам привить ученикам любовь к чтению в 21 веке? В мире информационных технологий книги уходят на второй план, большинство современных подростков предпочитает найти информацию в интернете, либо посмотреть телепередачи, на интересующие их темы.
В отличие от младших школьников, старшеклассников тяжело заинтересовать литературой, ведь они считают ее сложным предметом, поэтому нашей основной задачей является показать детям, что реальность, которая предстает перед нами в литературе, напрямую связанна с современностью. Для того, чтобы заинтересовать учеников, можно использовать дискуссию. По мнению А.П. Панфиловой, дискуссия – это «обмен мнениями по тому или иному вопросу в соответствии с более или менее определенными правилами, процедурой и с участием всех или отдельных ее участников» (3, с. 135).
Использование такого приема на уроках литературы вполне обусловлено, учащиеся развивают в себе:
Такой вид работы может быть использован на многих уроках литературы, ведь классические произведения задевают глобальные проблемы общества, поэтому развитие критического мышления для современного школьника имеет огромное значение.
Урок литературы с использованием дискуссии может быть построен следующим образом:
Цель урока: анализ положительных и отрицательных персонажей, ознакомление учащихся с правилами дискуссии; формирование навыков правильного общения, умения работать в группе; умение критически оценивать собственную речь и речь собеседника.
1-й урок
2 урок
После определения темы и цели урока учащиеся знакомятся со «словарем темы»: статьями из словаря С.И. Ожегова, иностранных слов.
Учащимся предлагается проанализировать в парах эпиграф и сформулировать монологическое высказывание, в котором будет обуславливаться выбор учащихся. Эпиграфы выдаются детям на парту заранее.
Сервантес: Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого как вежливость.
Гораций: Когда суть дела продумана заранее, слова последуют без затруднений.
Д. Леббок: Для успеха в жизни умение общаться с людьми гораздо важнее обладания талантом.
1. С уважением относимся друг к другу.
2. Чтобы высказаться, поднимаем руку.
3. Порядок выступлений определяет ведущий.
4. Свое мнение аргументируем фактами
5. Признаем право каждого иметь свою точку зрения, свое мнение.
6. Обсуждаем точки зрения и взгляды, анализируем поведение персонажей,
7. Доказываем обусловленность введения в действие того, или иного персонажа.
Для проверки усвоенного материала необходимо закрепить полученные знания, поэтому учителем проводится парная ролевая игра, после которой проводится анализ ошибок учащиеся вместе с педагогом, подводят итоги дискуссии, оценивают ее ход, поведение участников, умение общаться, предлагают варианты решения проблемы и рефлексия.
Для работы на следующем уроке необходимо подготовиться к теме дискуссии и изучить критические статьи по произведению. Данный вид работы носит исследовательский характер, помогает учащимся думать о вещах, которые хотел донести до нас автор, взглянуть на прочитанный текст под другим углом.
Клишированные фразы очень важны для современного человека, они помогают грамотно выстраивать устную и письменную речь:
Тренировка с использованием клишированных фраз поможет учащимся в будущем написать логически связное сочинение и научит грамотно выстраивать беседу с любым человеком, при этом речь будет грамотной и интересной.
Технологическая цепочка групповой работы складывается из следующих элементов:
1. Подготовка к выполнению группового задания:
а) анализ теоретического аспекта ведения дискуссии;
б) инструктаж о последовательности работы;
в) проведение учебной дискуссии;
г) анализ критических статей
2. Групповая работа:
а) проанализировать роль клишированных фраз во время ведения дискуссии;
б) планирование работы в группе, прописать последовательность построения речи;
в) выписать аргументы;
в) обсуждение индивидуальных результатов, обсуждение общего задания группы;
г) определение последовательности докладчиков.
3. Заключительная часть:
а) выступление групп;
б) рефлексия;
в) самооценка, взаимооценка, оценка учителя.
Дискуссии очень интересна и важна для учащихся, актуальна, такой вид работы предполагает ситуацию нравственного выбора, наталкивает на размышления.
Таким образом, роль групповых, дискуссионных технологий, неотъмлемая часть современного образования, она способствует формированию у школьников умение общаться, чувство собственного достоинства, взаимоуважения, готовности к взаимодействию и взаимопомощи.
Библиографический список:
1.Гуслова М.Н. Инновационные педагогические технологии: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. – М.: Академия, 2016. – С. 320.
Глоссарий
Методическая разработка «»Урок – дискуссия как способ развития коммуникативных умений учащихся на уроках литературы в свете реализации ФГОС»
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
«Русский язык и литература»
« Урок – дискуссия как способ развития коммуникативных умений учащихся на уроках литературы в свете реализации ФГОС».
Автор: Быстрова Елена Алексеевна,
русского языка и литературы
Представленная методическая разработка по теме «Урок – дискуссия как способ развития коммуникативных умений учащихся на уроках литературы в свете реализации ФГОС ».
Данная работа отражает один из позиционных уроков в системе внедрения ФГОС ООО. Особенности построения позиционных уроков, содержание которых предусматривает наличие противоположных точек зрения на одну проблему, персонажей – антиподов, двойников или двух лагерей персонажей.
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ………………………………………7- 17
2.2. Формируемые универсальные учебные действия….………………..15 –16
Приложение 1 Подготовка дискуссии ( для учителей)….. 21-22
Приложение 2. Правила этикета во время дискуссии………………….23-24
С каждым годом жизнь предъявляет всё более высокие требования к личности человека и к умению общаться с окружающими. Для того, чтобы помочь детям справиться с окружающими их сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании коммуникативных умений.
Подобное требование и предъявляет к образованию всех ступеней федеральный государственный образовательный стандарт. Признание самоценности школьного возраста и отношение к нему как уникальному периоду развития личности определило задачу расширения возможностей каждого учащегося для компетентного выбора своего жизненного пути, который будет определяться личностной ориентированностью на другого человека, осведомленностью в правилах осуществления общения, активностью в разных видах деятельности.
Речь как средство общения возникает и развивается в процессе общения. На сегодняшний день очень много детей с речевыми нарушениями, и многие, я думаю, что столкнулись с этой проблемой. Нарушения речевой функции не могут не сказаться отрицательно на развитии процесса коммуникации у ребенка.
Значение сформированности коммуникативных умений становится очень важным на этапе общения ребенка со сверстниками и взрослыми. Именно развитие коммуникативности является приоритетным основанием обеспечения успешности учебной деятельности, важнейшим направлением социально-личностного развития. поэтому в центр внимания нужно ставить такие формы урока, которые требуют самостоятельность и активность учащихся, будят творческую мысль, вызывают желание высказать свое суждение, то есть делают ребят активными соучастниками процесса обучения.
«Чтобы полноценно общаться, – пишет А. А. Леонтьев, – человек должен в принципе располагать целым рядом умений. Он должен, во-первых, уметь быстро и правильно ориентироваться в условиях общения, во-вторых, уметь правильно спланировать свою речь, правильно выбрать содержание акта общения, в-третьих, найти адекватные средства для передачи этого содержания, в-четвертых, уметь обеспечить обратную связь. Если какое-то из звеньев акта общения будет нарушено, то оно будет неэффективным».
Я думаю, что по позиционные уроки помогают учащимся приобрести навыки, которые им нужны в жизни: учатся строить свое поведение с учетом позиции других людей, т.е. воспитывают культуру общения в споре, чувство ответственности за окружающих людей.
Данная разработка поможет коллегам построить интересный урок-дискуссию на примере произведения Е. Мурашовой « Класс коррекции».
1. 1. Дискуссия как форма организации учебного процесса и развитие коммуникативных умений учащихся.
3. Учебная дискуссия , предполагающая систему предварительной подготовки, как преподавателя, так и учащихся. Ф ормы дискуссий :
1. Круглый стол – обсуждение вопроса (темы, проблемы) на условиях партнерства небольшой группой учащихся (обычно около пяти человек). В процессе обмена мнениями акцентируются позиции, подходы между участниками и с «аудиторией» (остальной частью класса).
2. Панельная дискуссия или заседание «экспертной группы» – обычно четыре-шесть учащихся с заранее назначенным председателем вначале обсуждают предварительно обозначенную проблему внутри группы, а затем излагают свои позиции всему классу. Каждый участник группы делает короткое, но емкое сообщение.
6. «Судебное заседание» – обсуждение, по процедуре имитирующее судебное разбирательство (слушание дела).
8. «Лесенка»: группы (пары) учащихся включаются в полилог по восходящей: от первой группы – до последней. Каждая пара учащихся подготавливает и высказывает единое согласованное суждение по проблеме. Каждая группа (пара) старается набрать большее число баллов, исчисляющихся по количеству суждений. Если учащиеся очередной группы не смогли прийти к общему мнению, они пропускают свою очередь. Два пропуска позволяют модератору (ведущему) снимать у группы 3 балла, а учитель вправе оценивать работу учащихся отрицательно.
9. «Микрофон»: в рамках согласованной помощи, учитель активизирует слабоактивных учащихся в группе тем, что передает им микрофон: говорит тот, у кого микрофон.
10. «Карусель»: все учащиеся высказывают свои точки зрения по кругу, как сидят.
11. «Большой круг». Один из наиболее простых приемов группового взаимодействия. Его организация требует, чтобы стулья в классе были расставлены в форме большого круга. Устанавливается регламент выработки решения – 5-7 минут. Договариваются, что отвечать следует по часовой стрелке, условно обозначается исходное место, с которого начинается презентация точек зрения по проблеме. Модератор следит за соблюдением правил.
Развитие навыков самостоятельной работы (сбор информации из различных источников, их анализ, обобщение)
Проявление самостоятельности в суждениях и оценках
Развитие устной монологической речи
2.1. Разработка урока- дискуссии.
Ни для кого не является секретом, что те радикальные преобразования, которые произошли в жизни нашего общества, не были основаны на каких-либо моральных принципах или правилах. В итоге – поменялись ценностные ориентиры, попирается доброе и светлое, что передавалось из поколения в поколение и действительно являлось достойным почитания: искренние, чистые отношения между людьми, уважительное отношение к старшему поколению, любовь к родителям и трогательная забота о них. Для многих незначащими словами становятся понятия: любовь, дружба, семья, милосердие, сострадание, гражданственность, нравственность. Культ насилия, пропаганда свободной любви, свободы от запретов и требований общественной морали делают свое дело: наносится непоправимый ущерб духовному здоровью подрастающего поколения, попираются нравственные ценности того, что делает человека Человеком.
Данная повесть — это изображение внутреннего мира. Она представляет собой результат соединения психологического опыта автора и его писательского таланта. Именно милосердие (Милосердие — сострадательное, доброжелательное, заботливое, любовное отношение к другому человеку), которое не было чуждо юным героям повести, делает это произведение особенно интересным и актуальным.
Повесть начинается с того, что в класс приходит новый ученик, мальчик Юра с болезнью сердца и ДЦП. Вернее не приходит, а въезжает на инвалидной коляске. Он поражает всех своей открытостью, жаждой жизни и дружелюбием. Несмотря на опасения педагогов, его класс принимает сразу. Видимо, дети почувствовали, что он несет в себе «великий дар любви». Именно Юра окружил ребят заботой, человеческим теплом и добротой : «Мне Юрка объяснил, если я не буду материться, то на это место другие слова сами заползут».
Юра пригласил весь класс на вечеринку. И для почти всех она была первой в их жизни: «К концу дня ко мне подошла Витька (Митька, как всегда, маячил у нее за спиной) и спросила, стоит ли им с Митькой к Юрке идти или надо вежливо отказаться. Я понял, что Витька считает меня знатоком светского этикета, и даже немного заважничал. Потом сказал Витьке, что вполне можно пойти, только стоит отобрать у Митьки «Беломор», и не надо давать ему пить, если там вдруг окажется что-то спиртное». И подобные вопросы мучили всех учеников 7Е класса, состоящего из 19 человек. Тяжело и горько читать, как удивляет этих детей обычная обстановка квартиры среднего достатка: «Пашка, Ванька, Митька с Витькой, еще некоторые — они просто смотрели, как все может быть устроено. Обои на стенах, белье на кроватях, скатерть на столе, салфеточки, картины на стенах, папа, мама, я… Живьем, понимаешь? Их же в приличные дома не пускают».
Еще одна героиня очень красивая девочка Стеша, она совершенно отрешена от мира, и такой сделали ее собственные родители: «Они приехали, и началась обычная, к сожалению, война взрослых амбиций. О девочке все как бы и позабыли, поливали друг друга помоями в ее присутствии, задаривали подарками и прочее… В общем, отец окончательно сошел с ума, заперся со Стешей в квартире и отстреливался через дверь. Даже кого-то ранил, по-моему. Потом была психиатрическая машина, ОМОН, ломали дверь, отца вязали, в общем, кошмар… Когда спохватились, оказалось, что девочки в квартире нет. Решили — убежала. Искали по всему городу. Она трое суток пряталась в тумбочке, в опечатанной квартире. Не ела и, кажется, даже не пила. Потом вылезла из тумбочки, позвонила кому-то из друзей отца. А Стеша… Стеша стала такой, какой вы ее знаете. Скажу вам честно: если бы не ее удивительная красота и не энергия отца, ее бы уже давно… ну, в общем, в гимназии она не осталась бы…».
— Ага, понял, — мне стало весело, как бывает весной, солнце светит и капель капает. — То есть чего же это я хотел на самом деле?
— Не знаю, тебе виднее, — Юра пожал плечами. — Наверное, приключений. Но чтоб смешные, как в комедиях…
— Ага, а ты, конечно, хочешь…
— Да, я хочу ходить, бегать и все такое, — спокойно подтвердил Юра. — Поэтому там я и бегаю.
— Здорово. А что же, любой туда может попасть?
— Я, наверное, могу провести любого. А сам по себе… Не знаю, кто и почему туда попадает. Я вот попал…»
Спасение Стеши — ключевой эпизод в повести. Ее похитили старшеклассники из успешного класса «А» с совершенно очевидными намерениями. Понимая, что против кучки «асоциальных» подростков будут и школа, и милиция, Антон все же собрал одноклассников и организовал поиски девушки. Он взял тот самый меч, который в Волшебной стране ему предлагал Юра. На наш взгляд, меч в повести является символом выбора своего будущего. Антон понял, что кроме повторения судьбы своих родителей и ухода в выдуманное пространство, есть еще один путь — путь свободного, самостоятельного выбора своего будущего.
И несмотря на тяжелый финал повести, читая который наворачиваются слезы, все же понимаешь, что писательница с читателями предельно честна и откровенна. Она затрагивает самые трудные темы, умеет показать проблему с разных сторон, обобщить сходные явления и диагностировать общие тенденции: наше общество больно, и здоровыми его могут сделать только счастливые, чистые душой, добрые дети — будущее страны. Поэтому в финале повести один маленький, беззащитный человечек, Милка, обретает любящую семью в лице юриных родителей. Это звучит как авторская надежда на лучшее для героев повести и всех детей вообще.
На основе вышеизложенных рассуждений класс выделяет следующие проблемы, поставленные автором в повести, и разделили их на две основные группы: