Что такое диссонанс в музыке
Диссонанс (в музыке)
Лит.: Гарбузов Н. А., О консонирующих и диссонирующих интервалах, «Музыкальное образование», 1930, № 4‒5; Клещов С. В., К вопросу о различии диссонирующих и консонирующих созвучий, «Труды физиологических лабораторий академика И. П. Павлова», 1941, т. 10; Тюлин Ю. Н., Современная гармония и ее историческое происхождение, в кн.: Вопросы современной музыки, Л., 1963; Гельмгольц Г., Учение о слуховых ощущениях как физиологическая основа для теории музыки, пер. с нем., СПБ, 1875; Stumpf С., Konsonanz und Dissonanz, Lpz., 1898; Riemann Н., Zur Theorie der Konsonanz und Dissonanz, в его сб.: Präludien und Studien, Bd 3, Lpz., 1901.
Полезное
Смотреть что такое «Диссонанс (в музыке)» в других словарях:
диссонанс — (иноск.) разногласие, рознь, неудача Ср. Самый легкий диссонанс в жизни, самая малейшая неудача стали приводить его тотчас в исступление. Достоевский. Преступление и наказание. 5, 2. Ср. В тоне, с которым каждый из них говорил теперь о предмете,… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона
диссонанс — а, м. dissonance f. 1. В музыке нарушение гармонии, благозвучия, одновременное звучание двух или более несозвучных тонов (противоп. консонанс). БАС 2. Диссонанс, неприятное для уха ощущение, получаемое в зависимости от отношения между числами… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
Диссонанс и консонанс — Коренные сущностные категории музыки как искусства, причем они не нейтрально равноправны (как правое левое), а функционально зависимы: центральной категорией является К. (от лат. consonantia «со звучие», согласное звучание; по смыслу проекция… … Энциклопедия культурологии
ДИССОНАНС — (франц. dissonance от лат. dissono нестройно звучу), 1) в музыке неслитное, напряженное одновременное звучание различных тонов. Диссонанс противоположен консонансу. К диссонансу относят большие и малые секунды и септимы, увеличенные и уменьшенные … Большой Энциклопедический словарь
Диссонанс — (французское dissonance, от латинского dissonare нестройно звучать), в музыке неслитное, напряженное одновременное звучание различных тонов. К диссонансу относятся интервалы: секунда, тритон, септима и аккорды с их участием. Противоположен… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
диссонанс — а; м. [франц. dissonance] 1. Муз. Негармоническое сочетание звуков (противоп.: консонанс). Оркестровый д. Уловить д. в звучании скрипок. 2. То, что не соответствует чему л., нарушает гармонию; разлад, несогласованность. Диссонансом прозвучало… … Энциклопедический словарь
Диссонанс — Консонанс и диссонанс (фр. consonance, от лат. consonantia созвучие, согласное звучание, и фр. dissonance, от лат. dissonantia нестройность, нестройное звучание) противоположные понятия теории музыки, характеризующие слияние или неслияние в… … Википедия
Диссонанс — (франц. dissonance, от лат. dissono нестройно звучу) звучание тонов, не сливающихся друг с другом (не следует отождествлять с неблагозвучием как эстетически неприемлемым звучанием, т. е. с какофонией). Понятие Д. применяется в… … Музыкальная энциклопедия
Диссонанс — I Диссонанс (франц. dissonance, от лат. dissono нестройно звучу) в стихосложении, вид рифмующего созвучия, в котором не совпадают ударяемые гласные, например: слово слева слава. Звуковой повтор в Д. строится на согласных звуках, поэтому… … Большая советская энциклопедия
Диссонанс — (от лат. dissonus разноголосый, нестройный) неблагозвучие (например в музыке), разлад (в том числе, в поэзии неточная рифма), раздор … Начала современного естествознания
Гармонические и мелодические интервалы в музыке
Интервал в музыке – это сочетание двух звуков. Но сочетаться они могут по-разному: их можно сыграть или спеть одновременно или по очереди.
Гармонический интервал – это такой интервал, звуки которого берутся единовременно. Такие интервалы являются основой музыкальной гармонии, именно поэтому они имеют такое название.
Мелодический интервал – это интервал, в котором звуки берутся вразбивку: сначала один, затем второй. Из названия понятно, что такие интервалы рождают мелодии. Ведь любая мелодия представляет собой цепочку, в которой соединены несколько одинаковых или разных интервалов.
Мелодические интервалы могут быть восходящими (шаг от нижнего звука к верхнему) и нисходящими (переход от верхнего звука к более низкому).
Как различать интервалы на слух?
Гармонические и мелодические интервалы нужно уметь различать на слух. На уроках сольфеджио в музыкальных школах и колледжах даже практикуются специальные упражнения на слуховой анализ, когда учащимся играются разные созвучия, а они «отгадывают» что именно им сыграли. Но как это сделать?
Есть много разных способов, которые помогают запоминать звучание интервалов. Например, с детьми часто практикуют способ ассоциаций, когда звучание интервалов сравнивают с образами животных. Различать гармонические интервалы помогает знание их разделения на консонансы и диссонансы, а мелодические интервалы часто запоминают по начальным звукам известных песен.
Давайте рассмотрим каждый из названных способов отдельно.
Метод ассоциаций (интервалы и образы животных)
Итак, у нас есть восемь основных интервалов. Их звучание нужно как-то охарактеризовать. При этом часто привлекаются образы животных. Причем важными оказываются разные детали образов: то звуки животных, то их внешний вид – размер, цвет и т.д.
Можно предложить сделать эту творческую работу самому ребенку. В этом случае нужно просто сыграть ему все интервалы по порядку и параллельно спрашивать, какое животное можно нарисовать с помощью этих звуков. Допустимо, конечно, дать и готовое решение. Оно может быть примерно следующим (можно придумать что-то другое):
В дополнение мы предлагаем скачать вам наглядное пособие для занятий с детьми темой интервалов. В приложенном файле вы найдете картинки животных и соседствующие с ними нотные записи звучащих интервалов.
ИНТЕРВАЛЫ И ЖИВОТНЫЕ В КАРТИНКАХ ДЛЯ ДЕТЕЙ – СКАЧАТЬ
Консонансы и диссонансы в музыке
Все интервалы можно разделить на две большие группы – консонансы и диссонансы. Что это значит? Консонансы – это интервалы, которые звучат слаженно, красиво, звуки в них находятся в гармонии и ладу между собой. Диссонансы – это интервалы, которые, напротив, звучат резко, несогласно, звуки в них мешают друг другу.
Существует три группы консонансов: абсолютные, совершенные и несовершенные. К абсолютным консонансам относятся чистая прима и чистая октава – всего два интервала. Совершенными консонансами являются также два интервала – чистая квинта и чистая кварта. Наконец, к числу несовершенных консонансов принадлежат терции и сексты в своих разновидностях – они бывают малые и большие.
Если вы забыли, что такое чистые, большие и малые интервалы, то повторить и разобраться можно в статье «Количественная и качественная величина интервала».
К диссонирующим созвучиям относятся все секунды и септимы, а кроме того некоторые увеличенные и уменьшенные интервалы.
Как же различать интервалы на слух, зная о консонансах и диссонансах? Нужно помнить следующие характеристики и рассуждать логически:
Запоминаем интервалы по песням
Популярный способ запоминания интервалов – учить их по началу мелодий всем известных песен или произведений классической музыки. При этом не стоит забывать, что интервалы можно брать как вверх, так и вниз. И почти на каждый случай есть какой-нибудь пример. Конечно, не на всякий интервал можно подобрать песню, но для большинства простых интервалов это работает.
Вот, что мы рекомендуем для запоминания интонаций некоторых интервалов вверх и вниз:
Интервал
Чистая прима
Бетховен «К Элизе» или Моцарт «Симфония №40»
Большая секунда
Малая терция
Детская песня «Чижик-Пыжик»
Чистая кварта
Песня о дружбе «Дружба крепкая не сломается»
Малая секста
Песня из кинофильма «Бьют часы на старой башне»
Вот такие вот примеры очень могут помочь в освоении мелодических интервалов. С широких интервалов (септим и октав) вокальные мелодии начинаются очень редко, так как они являются неудобными для интонирования. Но их всегда можно распознать по характеру звучания или методом исключения.
Таким образом, в данном выпуске мы рассмотрели с вами целый «букет» очень важных вопросов, касающихся музыкальных интервалов: сравнили гармонические и мелодические виды интервалов, выяснили, какие способы могут помочь освоению интервалов на слух. В следующих выпусках мы продолжим рассказ об интервалах, рассмотрим их на ступенях мажора и минора. До новых встреч!
Диссонанс в музыке — что это такое?
Проверь свои вокальные способности на пробном уроке по скайпу >>>
Давайте рассмотрим сегодня очень интересную и противоречивую тему диссонанса. Диссонанс в музыке — что это такое, почему он вызывает у одних людей раздражение, а у других — восторг?
Что такое диссонанс в музыке?
Диссонанс — это сочетание нескольких несозвучных тонов, звуков. Противоположное ему понятие — «консонанс». Древние ученые считали, что диссонанс — это хаос в мире, а консонанс — гармония мира. Послушайте «Диссонанс» Сергея Рахманинова в исполнении Яны Иваниловой и Андрея Коробейникова, чтобы лучше понять, о чем далее пойдет речь.
В музыкальной теории есть термин «интервал» — это расстояние между двумя звуками. Интервалы можно сыграть или спеть. Из них состоят известные нам мелодии, которые мы слышим каждый день или даже поем сами. У каждого интервала есть свое название. Если мы воспроизводим два звука одновременно, то можно услышать более или менее приятное звучание мелодии. К интервалам относятся: прима, секунда, терция, кварта, квинта, секста, септима, октава.
К консонансам относятся: прима, терция, кварта, квинта, секста, октава. К диссонансам относятся: секунды, септимы, а также тритоны и аккорды, состоящие из трех и более звуков, включающие эти интервалы.
Энергетика диссонанса
По энергетике диссонанс может быть резким, тревожным, дающим движение, беспокойным. Консонанс же, наоборот, приятный, спокойный, мягкий. Большое количество людей предпочитает консонирующие звуки, нежели диссонирующие. Отметим, что не всегда человек может различить, где диссонанс, а где — консонанс, так как интервалы и аккорды могут звучать завуалированно в сочетании друг с другом и вполне «приемлемо» для человеческого уха. Если в песне использовать диссонанс слишком часто, можно вызывать раздражение и беспокойство у человека. При этом без диссонанса не было бы ни одного произведения искусства — все мелодии построены на чередовании приятных уху и менее благозвучных интервалов. Так устроен мир: без зла добро не может жить в этом мире — в этом и есть баланс мироздания.
Диссонанс в музыке — что это такое? Я думаю, мы уже почти получили ответ на этот вопрос. Диссонансы — это как изысканная приправа к пище. Без нее музыка была бы пресной и невкусной.
В старинной музыке было запрещено применять диссонирующие интервалы вплоть до наказаний музыкантов и композиторов, применяющих их. Но с течением времени музыка обогащалась красками, и все чаще применялись диссонирующие звучания. Сейчас такое звучание очень популярно, особенно в джазовой музыке. Этот стиль насыщен диссонансами, и просто невозможно представить джаз без них.
Профессиональное пение и диссонанс
Если брать во внимание профессиональное пение, можно всегда услышать, где вокалист выходит за грани допустимого тонального консонанса или диссонанса — такое звучание зачастую называют «фальшивым пением». Поэтому очень важно — если вы занимаетесь вокалом и даже не умеете играть на инструменте! — научиться минимальным азам нотной грамоты, научиться слышать, где звучит диссонанс, а где — консонанс.
В этом вам помогут преподаватели школы Петь Легко.
Вы сможете спеть красиво и чисто любую песню.
Самый сильный диссонанс
Что такое диссонанс? Простыми словами – это неблагозвучное, неприятное сочетание различных звуков. Почему же такие сочетания присутствуют среди интервалов и аккордов? Откуда они взялись и зачем они нужны?
Путешествие Одиссея
Как мы выяснили в предыдущей заметке, во времена Античности господствовал пифагорейский строй. В нем все звуки строя получаются простым делением струны на 2 или на 3 равные части. Деление на две части просто смещает звук на октаву. А вот деление на три рождает новые ноты.
Возникает законный вопрос: а когда нам прекратить это деление? Из каждой новой ноты, поделив струну на 3, мы можем получить ещё одну. Таким образом мы можем получить в музыкальной системе 1000 или 100000 звуков. Где же нам стоит остановиться?
Когда Одиссей, герой древнегреческой поэмы, возвращался на свою Итаку, его на пути ждало множество препятствий. И каждое из них задерживало его в путешествии до тех пор, пока он не находил, как с ним справиться.
На пути развития музыкальных систем тоже возникали свои препятствия. Они на какое-то время затормаживали процесс появления новых нот, затем их преодолевали и плыли дальше, где встречали следующую преграду. Этими преградами были диссонансы.
Попробуем понять, что такое диссонанс.
Точное определение этого явления мы сможем получить, когда поймем физическое устройство звука. Но сейчас точность нам не требуется, нам достаточно объяснить это простыми словами.
Итак, у нас есть струна. Мы можем поделить ее на 2 или на 3 части. Получим таким образом октаву и дуодециму. Октава звучит более консонантно, и это понятно – деление на 2 проще, чем деление на 3. В свою очередь дуодецима будет звучать консонантней, чем струна поделенная на 5 частей (такое деление даст терцию через две октавы), потому что деление на 3 проще, чем деление на 5.
Теперь вспомним, как строилась, например, квинта. Мы делили струну на 3 части, а затем увеличивали получившуюся длину в 2 раза (рис.1).
Рис. 1. Построение квинты
Как видим, чтобы построить квинту, нам нужно сделать не один, а два шага, а, следовательно, квинта будет звучать менее консонантно, чем октава или дуодецима. С каждым шагом мы как бы всё дальше и дальше уходим от исходной ноты.
Можно сформулировать простое правило для определения консонантности:
чем меньше шагов мы делаем, и чем проще сами эти шаги, тем консонантней будет интервал.
Вернемся к построениям.
Итак, люди выбрали первый звук (будем для удобства считать, что это до, хотя сами древние греки так его не называли) и начали строить другие ноты, деля или умножая длину струны на 3.
Сначала получили два звука, которые к до оказались самыми близкими – это фа и соль (рис.2). Соль получается, если длину струны уменьшить в 3 раза, а фа – наоборот, если в 3 раза увеличить.
Рис.2. Квартовая и квинтовая ноты.
Индекс π по-прежнему будет означать, что речь идет о нотах пифагорейского строя.
Если перенести эти ноты в ту же октаву, где расположена нота до, то интервалы до них будут называться кварта (до-фа) и квинта (до-соль). Это два весьма примечательных интервала. При переходе от пифагорейского строя к натуральному, когда изменились почти все интервалы, построение кварты и квинты осталось неизменным. Формирование тональности шло с самым непосредственным участием этих нот, именно на них строились доминанта и субдоминанта. Эти интервалы оказались настолько консонантными, что господствовали в музыке вплоть до эпохи романтизма, да и после им отводилась весьма значительная роль.
Но мы отвлеклись от диссонансов. На этих трех нотах построения не остановились. Сруну продолжили делить на 3 части и дуодецима за дуодецимой получать новые и новые звуки.
Первое препятствие возникло на пятом шаге, когда к до (исходная нота), ре, фа, соль, ля добавилась нота ми (рис.3).
Рис.3. Появление малой секунды.
Между нотами ми и фа образовался интервал, который показался людям того времени жутко диссонантным. Этим интервалом была малая секунда.
Малая секунда ми-фа — гармоническая
Встретив этот интервал, решили, что включать ми в систему уже не стоит, надо остановиться на 5 нотах. Так первая система оказалась 5-нотной, ее назвали пентатоника. Все интервалы в ней весьма консонантны. Пентатонику до сих пор можно встретить в народной музыке. Иногда как особая краска она присутствует и в классике.
Со временем к звучанию малой секунды привыкли и поняли, что если использовать ее умеренно и к месту, то с ней вполне можно жить. И следующим препятствием стал шаг номер 7 (рис.4).
Рис.4 Появление диеза.
Новая нота оказалась настолько диссонантной, что ей даже решили не давать собственного названия, а назвали фа-диез (обозначается f#). Собственно диез и означает тот интервал, который образовался между этими двумя нотами: фа и фа-диез. Звучит он так:
Интервал фа и фа-диез — гармонический
Если не выходить «за пределы диеза», то у нас получается 7-нотный строй – диатоника. Большинство классических и современных музыкальных систем являются 7-ступенными, то есть наследуют в этом отношении пифагорейской диатонике.
Несмотря на такое огромное значение диатоники, Одиссей поплыл дальше. Преодолев преграду в виде диеза, он увидел открытый простор, в котором можно набрать в систему целых 12 нот. Но вот 13-ая образовывала страшный диссонанс – пифагорову комму.
Пожалуй, можно сказать, что комма явила собой Сциллу и Харибду в одном лице. На преодоление этого препятствия ушли не годы и даже не столетия. Только спустя пару тысяч лет, в XX веке нашей эры, музыканты всерьез обратились к микрохроматическим системам, которые содержат больше 12 нот. Разумеется, на протяжении этих веков предпринимались отдельные попытки добавить в октаву ещё несколько звуков, но попытки эти были настолько робкими, что говорить о их значительном вкладе в музыкальную культуру, к сожалению, не приходится.
Можно ли считать попытки XX века в полной мере удачными? Вошли ли микрохроматические системы в музыкальный обиход? Вернемся к этому вопросу, но перед этим рассмотрим ещё несколько диссонансов уже не из пифагорейского строя.
Волк и дьявол
Когда мы приводили диссонантные интервалы из пифагорейского строя, мы немного лукавили. То есть и малая секунда и диез были, но слышали их тогда немного иначе.
Дело в том, что музыка античности по преимуществу была монодического склада. Проще говоря, одновременно звучала только одна нота, а вертикаль – одновременное сочетание нескольких звуков – почти не использовалась. Поэтому и малую секунду и диез античные любители музыки, как правило, слышали так:
Малая секунда ми-фа — мелодическая
Полутон фа и фа-диез — мелодический
А вот с развитием вертикали в полной мере зазвучали гармонические (вертикальные) интервалы, в том числе и диссонантные.
Первым в этом ряду стоит назвать тритон.
Тритоном он называется, не потому что он похож на земноводное, а потому что в нем от нижнего звука до верхнего ровно три целых тона (то есть шесть полутонов, шесть клавиш фортепиано). Интересно, что и на латыни он называется tritonus.
Этот интервал можно построить и в пифагорейском строе и в натуральном. И там и там он будет звучать диссонантно.
Чтобы построить его в пифагорейском строе придется поделить струну на 3 части 6 раз, а затем получившуюся длину 10 раз увеличить вдвое. Получится, что длина струны будет выражаться дробью 729/1024. Стоит ли говорить, что при таком количестве шагов о консонансе говорить не приходится.
В натуральном строе ситуация немногим лучше. Натуральный тритон можно получить так: два раза поделить длину струны на 3 (т.е. делим на 9), затем поделить еще на 5 (итого делим на 45 частей), а потом 5 раз увеличить вдвое. В результате длина струны будет 32/45, что хоть и немного проще, но консонанса не сулит.
По слухам в средневековье этот интервал назывался «дьяволом в музыке».
Но важнее для развития музыки оказалось другое созвучие – волчья квинта.
Откуда же такой интервал берется? Зачем он нужен?
Предположим мы набираем звуки в натуральный строй от ноты до. В нем нота ре получается, если мы два раза поделим сруну на 3 части (сделаем два дуодецимальных шага вперед). А нота ля образуется несколько иначе: для ее получения нам нужно увеличить струну в 3 раза (сделать по дуодецимам один шаг назад), а затем поделить получившуюся длину струны на 5 частей (то есть взять натуральную терцию, которой как раз и не было в пифагорейском строе). В результате между длинами струн нот ре и ля мы получим не простое соотношение 2/3 (чистую квинту), а соотношение 40/27 (волчью квинту). Как видим из соотношения, это созвучие и не может быть консонантным.
А почему бы нам не взять ноту ля, которая бы составляла чистую квинту от ре? Дело в том, что тогда у нас появятся две ноты ля – «квинтовая от ре» и «натуральная». Но с «квинтовой» ля возникнут те же проблемы, что были с ре – ей понадобится своя квинта, и у нас появятся уже две ноты ми.
И этот процесс неостановим. На месте одной головы гидры появляется две. Решив одну проблему, мы порождаем новую.
Решение проблемы волчьих квинт оказалось радикальным. Создали равномерно темперированный строй, где и «квинтовая» ля и «натуральная» заменились одной нотой – темперированной ля, которая давала чуть-чуть фальшивые интервалы со всеми другими нотами, но при этом фальшь была едва заметной, а не столь очевидной, как в волчьей квинте.
Так волчья квинта, как опытный морской волк, привела музыкальный корабль к весьма неожиданным берегам – равномерно темперированному строю.
Краткая история диссонансов
Чему же нас учит краткая история диссонансов? Какой опыт можно извлечь из путешествия длиною в несколько веков?
Мало кто сейчас будет считать малую секунду таким уж диссонантным интервалом, особенно в мелодическом расположении. А ведь всего каких-нибудь две с половиной тысячи лет назад это было так. И тритон вошел в музыкальную практику, многие музыкальные произведения, даже в популярной музыке, строятся с самым серьезным участием тритона.
Например, с тритонов начинается композиция Джими Хендрикса Purple Haze:
Постепенно всё больше и больше диссонансов переходят в разряд «не таких уж и диссонансов» или «почти консонансов». Дело не в том, что наш слух испортился, и мы не слышим, что звучание таких интервалов и аккордов резкое или отталкивающее. Дело в том, что наш музыкальный опыт растет, и сложные многошаговые построения мы уже можем воспринимать как необычные, неординарные и по-своему интересные.
Есть музыканты, которым и волчьи квинты или коммы, представленные в данной статье, не покажутся ужасающими, они отнесутся к ним как к своеобразному, сложному материалу, с которым можно поработать в создании столь же сложной и своеобразной музыки.