Что такое диссоциация психология
Диссоциация
В данной статье я хочу порассуждать о диссоциации, ее частоте и интенсивности использования как защитного механизма в жизни человека, о гранях здорового и патологического, и о том, как речь может рассказать об этом.
Предисловие
В психиатрии есть группа заболеваний, которая называется «диссоциативные расстройства». По сравнению с паранойей или шизофренией звучит, наверное, не очень страшно, однако это достаточно серьезный диагноз. Что же это такое? Диссоциация в переводе с латинского языка означает «распад». При данном заболевании происходит нарушение психических функций, таких как память, сознание, чувство личностной идентичности. Эти психические функции отделяются от целостного потока сознания и становятся независимыми. Таким образом, нарушается целостность личности.
Диссоциация в жизни
Диссоциация — это естественный процесс психики, который помогает выжить в стрессовой ситуации, когда у человека недостаточно ресурсов для эмоционального вовлечения, и я хочу, чтобы у вас осталось понимание этого. Диссоциация превращается в патологию, если данный процесс защиты используется постоянно, как поведенческий паттерн.
Речь как индикатор
Далее я хочу поговорить о нашей повседневной жизни: насколько мы втянуты в процесс диссоциации, насколько часто мы отделяем себя от текущей ситуации, помещаем себя в другую или ассоциируем себя с кем-то еще, отделяя себя от своей жизни, зачем мы это делаем, и к чему это может привести. А проанализирую я это через речь.
Прислушайтесь к речи вашего собеседника или к своей собственной речи. Какое местоимение вы или ваш собеседник используете, говоря о себе? Во многих случаях люди, говоря о себе, произносят «ты», «тебя», то есть, говоря про себя, человек не ассоциирует с собой то, о чем он рассказывает. Причины этого в каждом случае индивидуальны, но, так или иначе, по каким-то причинам бессознательно человек не хочет ассоциировать себя с тем, что он делал, делает или рассказывает. То есть бессознательно не хочет, а сознательно находится или находился в ситуации и, возможно, даже не почувствовал, что она ему вредна или неприятна. Это уже говорит о потере связи между чувствами и сознанием, между телом и сознанием, то есть диссоциация уже есть. Иногда чувствование таких ситуаций можно назвать интуицией, а интуиция — это доверие к себе, своим чувствам, но далеко не мыслям. Ведь мысли — это часто идеи, которые могут принадлежать кому-то другому, но, долго размышляя над ними, человек постепенно начинает принимать их за свои. А вот чувства у нас точно собственные, их нельзя внедрить или позаимствовать, они всегда настоящие. Можно сказать, что человек с хорошо развитой интуицией, а вернее — слышащий себя, свои чувства, в большей степени здоров, так как менее диссоциирован. Обычно и в речи такого человека реже звучат местоимения «ты», «тебя», когда он рассказывает о себе.
Иногда, чтобы бессознательно избавиться от ответственности или добавить своему решению веса, а также в состоянии неуверенности, люди говорят «мы», хотя в 90% случаях речь идет об индивидуальном действии или решении. Если действие было совместным, то здоровее будет сказать «я и еще кто-то». Менее диссоциированные люди реже употребляют местоимение «мы», потому что они чувствуют себя более индивидуальными и более целостными.
Следующий пример речевых оборотов, употребляемых в обществе, свидетельствующий о диссоциации — это высказывания о себе (ведь диссоциировать мы можем только себя). Такие выражения, как «мое тело», «мой организм», с их различным продолжением («толстое», «худое», «чего-то хочет», «болит» и т.д.) — очень привычны и естественны в нашей речи, но что они делают? Они отделяют нас от тела. То есть существует некое «я», сидящее в теле. Возникает вопрос, а кто это — «я»? Наверняка не мозг, ведь вряд ли мы думаем о мозге, говоря о себе. К тому же, мозг — это часть тела. Итак, «я» — это, скорее всего, мысли, сознание. Вот так потихоньку мы незаметно отделяем наше сознание от тела. К слову сказать, во многих духовных практиках это даже поощряется. Но «я» есть целое: и тело, и дух вместе взятые, и здоровы мы телом и духом только тогда, когда между ними есть связь, а мы эту связь не нарушаем. Я ни в коем случае не хочу сказать, что духовные практики вредны, но к ним нужно подходить в более осознанном состоянии — иначе они не пойдут на пользу, а, наоборот, начнется более глубокий процесс диссоциации.
Хочу напомнить: я анализирую речь и использую ее как индикатор психического состояния. Во всех приведенных мной примерах у человека уже есть диссоциация. Человек диссоциирует себя своими мыслями, действиями, поведением, образом жизни, отношением к себе и окружающим.
Но я думаю, если начать осознавать свою речь, это будет серьезным шагом к изменению себя.
Не могу не упомянуть о чувствах. Если понаблюдать, людям довольно сложно говорить «мое тело чувствует», все же чаще люди говорят «я чувствую». Это связано с тем, что чувства находятся в теле, и их довольно сложно отделить от него. Однако мне довелось встречаться и с такими случаями. Что очень интересно, эти люди занимались духовными практиками. Работа с такими людьми очень трудна, так как уровень их диссоциации очень высок. Схожий пример — фразы типа «моя психика не выдерживает», «. не приемлет» и т.д. То есть опять не «я». Со мной-то все хорошо — с психикой что-то не так, а она — это не совсем я. Психика не я, но она точно моя, значит, я ею управляю и контролирую (как бы не так). Как признать, что психика неконтролируемым образом управляет тем, кто сам не знает, где находится? Вспоминаем один из предыдущих примеров про то, где мы «сидим», и получаем, что и не в психике, и не в голове. Куда же мы тогда вообще делись? (Вопрос для размышления читателям). Все эти выкрутасы происходят потому, что сказать «я» гораздо сложнее — могут включиться разные стереотипы, вызывая неприятные вопросы. Например: «Как это я не выдерживаю, я что — слабый?», «Как это я не управляю собой и своей психикой?».
Следующие примеры диссоциации — это, как ни странно, ассоциация себя со своей профессией, с местом проживания, с вещами. Приведу несколько очевидных примеров: «я — военный» (значит, я не могу чувствовать), «я — юрист/руководитель/чиновник» (значит, я не могу позволить себе дурачиться, искренне веселиться), и т.п. Когда человек начинает себя ассоциировать со своей профессией, он как бы растворяется в ней и теряет себя. Когда внутри нет доверия к себе, нет себя, нужно уцепиться за что-то, например, за профессию — тем более, некоторые из них имеют очень высокий статус в обществе. Профессия «прилипает», и человек остается врачом, военным или юристом всегда, даже в кругу друзей или в семье. Профессия — это очень важная сфера жизни, это самореализация, но есть и другие сферы и о них не нужно забывать.
Когда у человека нет «Я», либо оно очень маленькое, он часто ассоциирует себя с тем, во что он одевается, на чем ездит и где живет — это добавляет вес, повышая статус. Но что происходит с психикой? А в психике происходит диссоциация, потому что человек — это и тело, и сознание, но не надетый бренд и не «надетая» профессия. Есть люди, настолько сильно ассоциирующие себя со своей одеждой, что они не могут надеть другую, то есть они — это не их тело и сознание, а их одежда. А ведь одежда, автомобили и прочие атрибуты — это всего лишь вспомогательные средства для жизни и саморазвития. Конечно, при таком отношении к вещам речь о развитии личности не идет. Личность в данном случае скачет по кругу, как белка в колесе, зависимая от внешних факторов. К сожалению, в наш век потребления сопутствующие средства для жизни ставятся выше того, для кого они делаются, и в рекламе мы слышим: «ты будешь лучше/ успешнее/красивее, если приобретешь. » (дальше следует название соответствующего продукта того или иного бренда).
Я привел лишь несколько примеров диссоциации, которые постоянно присутствуют в обществе и «помогают» расщеплять и без того слабо сформированные личности. Слабо, потому что индустриальное общество не способствует индивидуализации.
С чего все начинается?
Когда ребёнок рождается, у него нет самоидентификации, и он не отделяет себя от матери. Постепенно он начинает смотреть вокруг, видеть себя, поднимать голову и видеть окружающую среду, хватать предметы и ходить. Изучая таким образом мир и сопоставляя себя с ним, ребенок со временем осознает себя как нечто отдельное от всего мира. Именно в это время у него начинают возникать первые мысли о смерти, потому что разрушаются прежние связки «я = мать» и «я = мир вокруг», и он становится обособленным существом. В этом возрасте мать, говоря о ребенке, часто еще использует местоимение «мы» («мы погуляли», «мы поели», «мы покакали») и это нормально. Но примерно к 5-ти годам приходит момент, когда мать должна начать стимулировать и поддерживать процесс сепарации, и это первым делом осуществляется с помощью речи. Говоря о ребенке, следует теперь говорить «он» или «она» (естественно, в присутствии ребенка или обращаясь к нему, называть его по имени), тем самым приучая маленького человека к пониманию того, что он отдельная личность. Затем нужно постепенно делегировать ему ответственность за собственные действия и принятие решений. Можно начать с освоения ребенком элементарных навыков самообслуживания (одевания и т.д.). Важно поощрять его самостоятельность — это значит, хвалить, даже если у него не получилось.
Очень важен и собственный пример. Иногда кажется, что родители считают детей идиотами, глухими или слепыми, тогда как они гораздо умнее, чем это может показаться. Детская психика очень гибкая, она мгновенно впитывает и интегрирует все происходящее вокруг, и происходит это в несколько раз быстрее, чем у взрослого человека. Ребенок более непосредственен, открыт миру и доверчив. Поэтому, если вы что-то пообещали, сделайте это. Если не вышло, объясните ребенку, почему. Несите ответственность за свои действия и решения. Не обманывайте и не манипулируйте: дети прекрасно понимают, если им объяснить, и чувствуют, когда ими манипулируют. Будьте сами честными, и вам не придется пожинать плоды своего обмана и манипуляций, когда ребенок «непонятно в кого так себя ведет» или в подростковом возрасте теряет доверие к родителям (в современной советской психологии последнее считается естественным, но, тем не менее, ничего не бывает «вдруг»). Больше общайтесь со своим ребёнком, воспринимайте его как личность. Так будет строиться здоровое воспитание.
Я думаю, вы не раз слышали, как мама ребенка уже школьного возраста говорит своей знакомой: «А мы поступили в школу». Пока еще забавно, но крайне вредно для ребенка. Однако нередки случаи, когда мама говорит: «Мы поступили в институт» — вот это уже не забавно и не смешно. К сожалению, это может продолжаться и дальше — не мне вам рассказывать, какие конфликты возникают, когда уже взрослый человек принимает решение создать свою семью, а сепарация от родителей так и не произошла. Приведенные примеры служат лишь вербальным индикатором отсутствия сепарации и самоидентификации. Конечно, и самих ситуаций гораздо больше, и они более разнообразны, да и вербальных примеров можно привести множество. Я здесь привел лишь наиболее частые из них и бросающиеся в глаза. Если сепарация не произошла, то получается, что человек физически вроде бы взрослый, а психически все еще инфантилен. Это следствие того, что в детстве родители, в силу особенностей своего развития, не смогли правильно сепарировать ребенка, а он в свою очередь не научился ассоциировать свои решения и действия с самим собой, что отражается в его речи употреблением местоимений «мы» и «ты» вместо «я».
И чем заканчивается?
Я специально начал статью с описания психического заболевания, чтобы показать крайние варианты развития процесса диссоциации. На одном конце — диссоциативные расстройства личности, а на другом — обычные люди вокруг, или так называемые невротики, в той или иной степени диссоциированные. К сожалению, с возрастом диссоциация часто усугубляется, потому что данный процесс поддерживается социумом и его системой, которой не нужны целостные личности. Кроме того, процесс интеграции требует от взрослого человека больших усилий. Но я надеюсь, что эта статья даст тему для размышления нынешним или будущим родителям, всем взрослым людям, нашедшим в себе черты, описанные мной выше. В этом мире нет ничего, что нельзя было бы изменить, кроме смерти — поэтому, пока вы живы, дерзайте! Но прямо сейчас, не завтра. Только начините с местоимения «Я».
Дополнительные примеры
Я вспомнил еще несколько примеров, которые, как я считаю, могут говорить о невротизации личности.
«У меня в подъезде» — точно не ясно, где. «У меня муж/жена» — ну если не шелковый/ая, тогда не ясно, у кого именно — у вас или…. «У меня у матери» — аналогично предыдущему примеру, но здесь еще возможна проблема сепарации. Еще я заметил, что люди при встрече стали часто говорить «Приветствую». Это похоже на констатацию факта своих действий из серии «я какаю», «я иду в магазин», «я печатаю статью». По моему опыту, люди, выражающиеся таким образом, имеют нарциссические проблемы на грани психопатии (по Лоуэну). Или всем знакомое «извиняюсь» — человек говорит о себе в третьем лице либо потому, что не вырос, либо потому, что «Наполеон». В моей практике такие люди имели сильное расщепление. А само выражение еще и невежливо: «извините» или «простите» — это просьба, а в «извиняюсь» просьбы нет. Вероятно, таким людям и просить сложно, что тоже говорит о нарциссических проблемах.
Я думаю, можно продолжить список подобных выражений и составить корреляции, но у говорящих так людей, скорее всего, будет расщепление в психике.
Использованные иллюстрации принадлежат их авторам.
Диссоциация В Психологии: Что Это Такое?
Любое отклонение от нормы в поведении человека считается патологией. Иногда коррекция требует вмешательства специалиста. Поговорим сегодня о том, что такое диссоциация личности? Это сложный вопрос. Но мы сталкиваемся с данным явлением практически ежедневно. В некоторых случаях оно несёт опасность для окружающих.
На примере жизненных фактов мы поймём, что значит диссоциация, в каких формах она проявляется, и можно ли справиться с психологическим расстройством без привлечения квалифицированных профессионалов.
Что такое диссоциация в психологии?
Диссоциация в психологии подразумевает способность человека ограждаться от ситуаций, которые доставляют дискомфорт.
Личность уверена: всё происходящее не имеет к ней никакого отношения. То есть, диссоциация – психологическая защита, благодаря которой мы пытаемся избавиться от стресса, не допускаем того, чтобы какое-либо событие вызвало глубочайшее потрясение и навредило психике. Способность видеть себя со стороны появляется чаще всего как результат именно негативных ситуаций.
Она спасает личность от волнений, переживаний, тревог. Человек в дальнейшем будет помнить данное событие, вспоминать малейшие детали, но вот настоящей боли, страха, паники он не испытает.
К сожалению, диссоциированное состояние может приобрести хронические формы. Проявляется оно в раздвоении личности. Более того, личностей может быть гораздо больше. В таком случае требуется вмешательство не только психолога, но и психиатра. Часто человек не понимает, что диссоциирует, но окружающим видна его неадекватность, внезапное преображение.
Толчком, запускающим механизм, служит какой-то внешний фактор. Для тех, кто рядом, он незаметен. Но на личность, склонную к диссоциации, раздражитель воздействует как красная тряпка на быка.
Диссоциация как невротический защитный механизм тут не работает. В объекте просыпается другая, незнакомая личность. И она может стать опасной как для самого человека, который испытывает данное состояние, так и для тех, кто находится с ним рядом.
В этом случае мы будем говорить о диссоциации в психиатрии. Многие серийные убийцы, маньяки страдали данным расстройством. Конечно, это их не оправдывает, но, кто знает? Будь рядом человек, разбирающийся в психологии, возможно, и не было бы преступлений.
Диссоциативные защиты проявляются в разных формах. Мы сегодня будем говорить только о тех видах, которые имеют отношение к психологии.
Например, аффективная диссоциация проявляется в том, что мышление человека не соответствует реальности. Он словно пребывает в ином мире, и не осознаёт всего того, что с ним происходит. Явление опасно тем, что личность не видит и опасности, которая угрожает ему лично.
Каждый человек в своей жизни испытывает диссоциированное состояние. Но некоторые люди пребывают в нём подолгу и часто. Выйти из него они не могут. Надеяться на лучшее в подобной ситуации не стоит. Нужно незамедлительно обратиться к специалисту.
Примеры диссоциации в психологии
Мы применяем диссоциированное мышление на протяжении всей жизни. Таким способом, люди пытаются оградить себя от негативных воспоминаний, насущных проблем, которые доставляют беспокойство, вызывают тревогу. Важно, чтобы такое мышление не стало привычным. Жить вне реальности невозможно.
Диссоциация у человека без каких-либо патологий несёт положительную функцию. Организм, психика испытывают меньшие потрясения. Личность защищена от негатива в самый острый период, с которым она может и не справиться под натиском чувств и эмоций.
Примером диссоциации в психологии может послужить следующая ситуация:
Они считают, что женщина должна плакать, страдать, горевать. У близких ей людей формируется представление о том, что перед ними бессердечная особа, которая никогда не любила ребёнка.
Но поведение несчастной матери как раз и может быть объяснено диссоциацией личности. Она не осознаёт реальности происходящего, верит, что всё происходит не с ней, а с другим человеком. В этот момент она убеждена: её собственный ребёнок жив.
Диссоциированное мышление выражается и в том, что личность не думает о насущных проблемах.
К примеру, у человека сгорел дом. Ему и его детям негде жить. Но личность и не пытается решать проблему. Объект может заниматься совершенно другими делами, высаживать цветы, допустим. Его мозг включил защитную функцию.
Психологи выделяют нормативную и патологическую диссоциацию. В первом случае речь идёт о нормальной реакции психики. Организм человека автоматически включает защиту, чтобы себя сохранить.
Приведём пример из мировой литературы.
Известная героиня романа «Унесённые ветром» в годы войны упорно трудилась на хлопковом поле. То же самое она заставляла делать и своих сестёр, несмотря на то, что они перенесли тиф.
Её безжалостность и равнодушие стали поводом для обсуждения. Но Скарлетт не могла никого жалеть, ей было крайне важно выжить. Эмоциям, переживаниям места не осталось.
Женщина говорила себе: «Это происходит не со мной». Мозг отказывался осознавать то, что вчерашняя покорительница мужских сердец должна работать наравне со слугами.
Психическая диссоциация в норме важна для сохранения физического и душевного здоровья. Если этой способности не было, многие из нас, наверняка, были бы пациентами психиатрических клиник. Но дело в том, что она может приобретать и патологические формы и становиться опасной.
Патология диссоциации в психоанализе личности характеризуется тем, что индивид намеренно ограждает себя от проблем, не пытается их решить. Любое даже незначительное событие ввергает его в стресс, по крайне мере, он так считает. Личность осознанно не желает испытывать эмоции, становится равнодушной, толстокожей.
Для этого могут быть причины. К примеру, человек пережил глубочайший стресс в юности. Его память сохранила воспоминания о душевной боли и терзаниях. Он будет избегать всех ситуаций, которые могут вызвать дискомфортные ощущения, тем самым не позволяя себе полноценно жить.
Хорошим примером послужит история безответной любви. Кто из нас не влюблялся в юности? Но лишь у малого числа сложились крепкие отношения. Тем не менее большинство создали семьи, обзавелись спутниками жизни. А вот некоторые представители стали избегать знакомств, общения, замкнулись в себе на долгие годы. Таким образом, эти люди лишили себя возможности быть счастливыми.
От диссоциированного поведения следует избавляться. Негативный опыт не должен снижать качество жизни. Напомним о том, что психологическая форма способна перерасти в психическое расстройство.
Чтобы компенсировать недостаток эмоций, человек может орудовать двумя (или множеством) личностями. Одна из них предстанет перед окружающими как общительная, эмоциональная, а другая будет казаться равнодушной и бессердечной.
Психиатры всегда говорят о диссоциированном поведении, когда анализируют поступки маньяков. Как правило, многих из них знали как заботливых родителей, верных супругов, но это не мешало им совершать жестокие поступки. Порой определить, какая личность реальная, неспособен даже специалист.
Как избавиться от диссоциации?
Диссоциация как психологическая защита не вызывает необходимости бороться с ней. Это норма, функция человека, призванная сохранить жизнь и здоровье.
Если вы отметили, что часто отстраняетесь от повседневных проблем, избегаете общения, любых ситуаций, которые могут вызвать негативные эмоции, стоит научиться жить здесь и сейчас.
Диссоциация в повседневной жизни проявляется в полном отстранении от реальности. С такими формами её проявления нужно бороться. Существует несколько техник, которые позволяют вернуть самого себя в реальность, в настоящее время. Опишем их.
Используйте органы чувств
Если вы осознаёте, что происходящее вас не трогает, вы отстраняетесь от реальности, попробуйте вернуть себя в настоящее время с помощью органов чувств.
Подержите в ладонях кусочек льда. Сосредоточьтесь на ощущениях.
Можно использовать колющий предмет, например, булавку. Осмотритесь вокруг и позвольте себе ощутить, что вы чувствуете.
Используйте любой предмет
Не уйти в диссоциированное состояние помогает техника удержания себя в реальности. Сконцентрируйтесь на любом предмете: картине, фотографии и т.п.
Подержите его в руках или просто прикоснитесь. Тактильные ощущения помогут вернуться в настоящее. Оцените своё состояние и эмоции, которые испытываете. Не уходите от них.
Используйте техники на практике
Если вы столкнулись с раздражителем, который ввергает вас в диссоциированное состояние, не возвращайтесь в прошлое, не пускайтесь в воспоминания, удерживайте себя в реальности.
Например, вы пережили любовное разочарование. Теперь каждый представитель противоположного пола вызывает в вас чувство тревоги, опасности. Вы не хотите испытывать вновь боль, а потому избегаете любого знакомства.
При общении держите себя в настоящем времени. Концентрируйтесь на происходящем. Наверняка вы отметите, что внимание вам приятно. Углубляться в прошлый опыт не нужно.
Избавьтесь от мечтательности
Витание в облаках – проявление диссоциации. Человек живёт в альтернативном, придуманном мире. Там нет места боли, негативу, страданиям.
Такое состояние мешает реально оценивать события. Оно может нести опасность. Трезво оценить ситуацию поможет опять же умение возвращать себя в реальное время.
Если, вы, к примеру, во время пожара абстрагируетесь от происходящего, вместо того, чтобы тушить возгорание, то беды не миновать. Концентрируйтесь на реальности, не поддавайтесь эмоциям и действуйте по ситуации.
Таким образом, мы выяснили, что диссоциация – сложное явление. Оно проявляется в самых разных формах и может преобразоваться в психическое расстройство.
В норме диссоциированное состояние не может длиться долго. Это защитная реакция организма в первые минуты стресса. Затем человек возвращается в настоящее.
Хроническое пребывание в придуманном мире, осознанная изоляция себя от общества – патология. С ней нужно бороться. От лёгких форм можно избавиться самостоятельно, используя психологические техники. Но патологические виды диссоциированного поведения требуют вмешательства психолога, а иногда и психиатра.
Такие состояния опасны как для самого человека, так и для его окружающих. Чтобы диссоциированное состояние не переросло в хроническое, необходимо реально оценивать степень полученной психологической травмы. Чаще всего, личность, действительно, неспособна справиться с негативом, ей нужна помощь специалиста.
Не ограждайтесь от проблемы, а решайте её. Ставьте перед собой цель. Даже негативный опыт имеет положительные стороны. Он учит нас умению оценивать ситуацию, предвидеть исход события. Диссоциироваться от мира, полного невзгод, зла, болезней, свойственно людям. Но ограждая себя от эмоций, вы не станете счастливее. Живите здесь и сейчас.
Об авторе: Привет! Я — Каролина Кораблёва. Живу в Подмосковье, в городе Одинцово. Люблю жизнь и людей. Стараюсь быть реалистом и оптимистом по жизни.
В людях ценю умение себя вести. Увлекаюсь психологией, в частности — конфликтологией. Закончила РГСУ, факультет «Психология труда и специальная психология».