Что такое дія підпис
Для чего нужен «Дія.Підпис» и как его создать? Разъяснение
17 мая этого года Минцифры Украины запустило для граждан новую услугу — «Дія.Підпис». Это квалифицированная цифровая подпись, которая позволяет авторизоваться на различных порталах госуслуг, получать доступ к услугам онлайн, подписывать документы прямо со смартфона.
Что такое «Дія.Підпис»
По сути КЭП — это аналог вашей реальной подписи, которую вы ставите на важных документах на бумаге. Например, сдавая отчет в налоговую, вам нужно его подписать. Но что делать, если вы подаете отчет через интернет в электронном формате? В таком случае, подписать документ можно с помощью КЭП — специального скрипта, который накладывается на документ через сервис, в котором вы формируете отчет, а затем считывается в компетентных органах
КЭП бывают разные. Их выдает налоговая, некоторые банки и другие сертифицированные центры предоставления услуг населению. В большинстве случаев, чтобы получить КЭП, нужно явиться лично с заявлением и документами — например, в районное отделение налоговой. Но некоторые центры дают возможность оформить КЭП полностью онлайн — среди них «ПриватБанк», который позволяет оформить подпись через «Приват24». Тоже самое отныне можно сделать и через приложение «Дія». Сейчас «Дія.Підпис» можно использовать в экосистеме самой «Дія», то есть на портале и в приложении.
Как оформить «Дія.Підпис»
«Дія.Підпис» уже можно оформить через приложение «Дія» версии 3.0.1. Если у вас еще не установлена эта версия приложения, обновите его через App Store или Google Play.
Чтобы посмотреть ваш сертификат, нужно зайти в пункт меню «Дія.Підпис».
Что такое приложение «Дія» и как им пользоваться
Государство в смартфоне – обзор ключевых функций «Дія»
Что такое «Дія»?
«Дія» (сокращенно от «Держава і я») – это веб-портал и одноименное мобильное приложение, которые являются частью проекта «государство в смартфоне» Министерства цифровой трансформации Украины.
Для чего нужна «Дія»?
Для того, чтобы предоставить украинцам возможность получать услуги от государства в режиме онлайн вместо того, чтобы часами выстаивать очереди к кабинетам чиновников. Речь о получении справок, выписок и данных от различных госведомств и реестров, подаче пакетов документов для инициации различных процессов: открытия/закрытия ФЛП, оформления пособия по безработице и т.п. Задача «Дія» – сделать процесс предоставления этих услуг быстрым, прозрачным и избавить людей от ненужной бюрократии.
Как зайти на веб-портал «Дія»?
Чтобы войти в личный кабинет на портале «Дія», нужно пройти верификацию – подтвердить свою личность. Это можно сделать при помощи BankID, MobileID или личного ключа – электронной цифровой подписи (ЭЦП).
Как получить ЭЦП?
Есть около 20 различных центров сертификации, где можно получить файл ЭЦП. Пожалуй, самым простым и удобным является государственный ПриватБанк. Ключ можно легко сгенерировать в Приват24, а затем хранить его любом носителе. Подробнее о создании ЭЦП в Приват24 смотрите тут:
Как выглядит портал «Дія» и какие услуги там доступны?
Авторизовавшись на портале, попадаем в «меню пользователя», которое состоит из четырех вкладок: «Зверніть увагу», «Мої документи», «Послуги» и «Відомості про мене».
В первом хранятся важные уведомления от портала, если такие есть. В «Мої документи» отображаются электронные документы пользователя:
В «Послуги» можно увидеть «архив» своих действий в «Дія»: заказанные услуги, полученные документы и «черновики» – услуги, заказ которых не был завершен.
«Відомості про мене» содержат основные данные о пользователе, которые хранятся в разных реестрах: о его бизнесе (если такой есть), движимом и недвижимом имуществе.
Чтобы их увидеть нужно кликнуть на соответствующий раздел. Некоторые из них пока неактивны и еще дорабатываются.
Но основной функционал портала скрыт в меню «Послуги» в левом верхнем углу экрана. Нажав на него, можно увидеть перечень услуг, который доступен как частным лицам, так и бизнесу:
Гражданам доступны 30 функций в 9 разных категориях. Мы объединили их в одной картинке. Овалом выделена категория, а под ней списком идут функции, которые в ней доступны.
Функций, как видно, хватает, но большинство реализованы неполноценно. При попытке заказать какую-то услугу или оформить документ портал «Дія» сначала выдает диалоговое окно со справкой о том, для чего документ нужен и как это сделать. Но при нажатии «оформить» появляется сообщение о том, что «услуга на этапе реинжиниринга и скоро будет доступна»:
После этого пользователя перенаправляют на сайт ведомства, который действительно может предоставить услугу, где придется повторно авторизоваться и/или регистрироваться, что не очень удобно.
Например, при попытке заказать «Довідку про відсутність судимості» в категории «Довідки та витяги» идет редирект на сайт Главного сервисного центра МВД Украины. При попытке оформить «Допомогу при народженні дитини» в категории «Сім’я» – на сайт Минсоцполитики, на котором можно авторизоваться и оформить такую помощь. Для «Верифікації тех.паспорта» в разделе «Транспорт» придется перейти на сайт Электронного кабинета водителя. А при попытке заказать «Відомості про власника землі», вас переадресуют на сайт Госгеокадастра.
Работающей непосредственно в «Дія» оказалась разве что категория «Підприємництво», где можно подать документы на открытие/закрытие ФЛП и внести правки в реквизиты своего предприятия.
Аналогичная ситуация и в разделе услуг для бизнеса. По понятным причинам там гораздо длиннее список услуг в меню «Ліцензії та дозволи». Но если предприятие захочет удаленно оформить, например, «Ліцензію на виробництво ліків», то это придется делать не в «Дія», а на сайте Госслужбы Украины по лекарственным средствам. Если нужен «Дозвіл на водокористування», то «Дія» отправит на сайт Госагенства водных ресурсов. При попытке подать противопожарную декларацию придется перейти на портал Госслужбы по чрезвычайным ситуациям.
Многие функции разделов для граждан и бизнеса друг друга дублируют. К примеру, и там, и там можно открыть и закрыть ФЛП. А разделы «Земля, будівництво, нерухомість» полностью идентичны.
Что нужно знать о защите прав потребителей
Что такое мобильное приложение «Дія»?
Функционал мобильного приложения «Дія» ограничен. Это, по сути, электронное портмоне, в котором хранятся ваши основные документы в цифровом виде:
Теперь в Украине при необходимости их можно предъявить прямо с экрана смартфона. Они являются средством идентификации вас как личности, смогут подтвердить право собственности на автомобиль и право на управление им. И это действительно удобно, поскольку избавляет от нужды носить с собой пластиковые документы, что в разы снижает риск их утраты или утери. Главное, не забыть взять с собой смартфон.
Для того, чтобы воспользоваться мобильным приложением, его нужно скачать в Google Play Market и Apple Store. После запуска в нем придется авторизоваться. Сделать это можно при помощи BankID от ПриватБанка или monobank. Все. Приложение само подтянет ваши документы, которые доступны для отображения в электронном виде.
Кстати, документы старого образца – например, бумажные или ламинированные водительские права – отображаться не будут. Также могут возникнуть проблемы с отображением пластиковых прав, выданных до 2014 года. В этом случае придется отправить заявку на дополнительную верификацию:
Эта заявка отправится в сервисный центр МВД, и если проверка будет успешной, документ отобразится в приложении.
Авторизация в приложении при помощи BankID понадобится лишь в первый раз. В дальнейшем оно попросит установить пароль и разрешение авторизовать вас при помощи биометрии – сканирования лица (Face ID) или отпечатка пальца.
Насколько это сложно и можно ли упростить процесс
Как создать и пользоваться «Дія.Підпис»: пошаговая инструкция
Оформить электронную подпись теперь можно в смартфоне в несколько кликов
17 мая Министерство цифровой трансформации презентовало новые электронные услуги в мобильном приложении и на портале «Дія». Среди них «Дія.Підпис» — электронная подпись, которая позволяет авторизоваться на различных порталах госуслуг, получать доступ к услугам онлайн, подписывать документы прямо со смартфона.
Мы протестировали процесс создания «Дія.Підпис» и описали, как воспользоваться этим сервисом.
Как получить е-подпись?
Раньше получить электронную подпись тоже можно было онлайн, в частности, через ПриватБанк. Как это сделать — читайте в нашей статье. А также офлайн — для этого нужно было лично обратиться в налоговую или центры предоставления административных услуг, заполнить регистрационную форму и указать паспортные данные и номер налогоплательщика.
Теперь украинцам доступен сервис «Дія.Підпис» непосредственно в смартфоне. Чтобы оформить электронную подпись в приложении «Дія», необходимо выполнить следующие шаги.
1. В меню выбрать «Дія.Підпис».
3. Подтвердить личность удобным способом (в нашем случае — с помощью FaceID).
4. Придумать код, состоящий из 5 цифр. Подтвердить его.
5. Готово — вы создали «Дія.Підпис».
Где использовать «Дія.Підпис»
Сейчас «Дія.Підпис» можно использовать в экосистеме самой «Дія», то есть на портале и в приложении. Также авторизация с помощью этой электронной подписи уже работает на портале налоговой — с ее помощью можно войти в кабинет налогоплательщика. Для этого нужно отсканировать через приложение QR-код.
В дальнейшем Минцифра обещает, что с помощью «Дія.Підпис» можно будет авторизоваться и на других порталах и сервисах.
Как пользоваться «Дія.Підпис»
Чтобы воспользоваться электронной подписью, созданной в приложении «Дія», необходимо:
Таким образом, Минцифры позволило создать электронную подпись в смартфоне всего в несколько кликов. После чего «Дія.Підпис» можно использовать для подписывания документов, получения госуслуг непосредственно с телефона.
Как получить ЭЦП, и чем он отличается от «Дія.Підпис» и КЭП
В век новейших технологий документооборот тоже все стремительнее переходит онлайн. И это касается не только бизнеса, но и обычных рядовых граждан. На смену подписи от руки пришли ее электронные аналоги. Что такое электронная подпись для физических лиц, с помощью каких средств ее можно использовать, и чем отличаются и как получить ЭЦП, КЄП и «Дія.Підпис» выясняла редакция dev.ua.
В век новейших технологий документооборот тоже все стремительнее переходит онлайн. И это касается не только бизнеса, но и обычных рядовых граждан. На смену подписи от руки пришли ее электронные аналоги. Что такое электронная подпись для физических лиц, с помощью каких средств ее можно использовать, и чем отличаются и как получить ЭЦП, КЄП и «Дія.Підпис» выясняла редакция dev.ua.
Что такое ЭЦП, Кэп и «Дія.Підпис»
Электронная цифровая подпись (ЭЦП) — это набор объединенных логикой и криптографически преобразованных данных, в том числе и электронных, которые с помощью определенных средств используются в онлайн-пространстве вместо личной подписи от руки. Средствами могут быть аппаратные устройства, программные обеспечения, или апаратно-программные.
Квалифицированная электронная подпись отличается от ЭЦП тем, что базируется на сертификате, удостоверяющем идентификационные данные подписанта.
Отличия ЭЦП от КЄП и «Дія.Підпис»
Следовательно, различие между КЭП, ЭЦП и «Дія.Підпис» в уровне доверия к схемам электронной идентификации, базируется на способе шифрования данных в средстве, с помощью которого эта подпись затем используется (MobileID, подпись на ID-карточке, токен или защищенная флешка), и в соответствии с регламентом электронных транзакций на европейском рынке:
Токен, который предназначен для хранения КЭП, отличается от обычной флешки тем, что ключ генерируется в его памяти, никогда его не покидает, и подписание проходит внутри токена. Обычно это устройство должно иметь экспертное заключение соответствия требованиям действующего законодательства.
По требованию к средствам, которые используются для наложения ЭЦП, срок его действия составляет от одного до двух лет.
Как получить электронную подпись для физических лиц
Для получения электронной цифровой подписи необходимо пройти идентификацию личности. Информация для идентификации может выглядеть как документы, представленные лично в бумажном виде, так и с помощью информации, которая содержится на базе уже пройденной электронной идентификации в других учреждениях. Это могут быть банки, мобильные приложения и прочее, где такие документы уже были предоставлены.
Документы, которые понадобятся для получения электронных ключей физического лица, следующие:
Бесплатно ЭЦП для физических лиц можно получить:
1. В некоторых банковских учреждениях есть возможность получить ЭЦП для физических лиц, но не всегда онлайн, и для некоторых учреждений эта услуга платная.
Бесплатно и онлайн через соответствующее приложение такие услуги предоставляет ПриватБанк, Альфа-банк и mоnоbанk, для этого нужно быть клиентом банка.
Через Приват24 (для физлиц) можно получить ЭЦП бесплатно. Для этого необходимо пройти верификацию с помощью финансового номера телефона:
Важно отметить, что в Приват24 есть обновленная версия интерфейса. Там на главной странице нужно зайти в раздел меню «Бизнес» и выбрать электронную цифровую подпись для физ. лица. Далее система переведет к интерфейсу и шагам, которые описаны выше.
2. Через информационно-справочный департамент ГНС, который может предоставлять электронные доверительные услуги. В их перечень входит и предоставление электронной цифровой подписи.
Для этого необходимо заполнить регистрационные заявления, собрать необходимые документы, формы и образцы заполнения которых можно найти на странице сайта, загрузил соответствующий архив. С собранными и заполненными документами обратиться к любому представительства квалифицированного поставщика ЭДП ИСД ГНС, список которых представленный на сайте.
В центрального удостоверяющего органа Министерство цифровой трансформации Украины также есть Доверительный список, где можно найти квалифицированных поставщиков электронных доверительных услуг с информацией и ссылкой на каждого.
В список входят учреждения, которые частично принимают документы в электронном виде.
С 7 октября на сайте центрального удостоверяющего органа появилась новость, что получить электронные доверительные услуги без предоставления регистрационной карточки и бумажных копий документов можно сделать с помощью функции «Шеринг» приложения «Дія». Но пока в приложении такой функции редакция не увидела.
3. Через «Дія.Підпис», выполняющей функции квалифицированной электронной подписи (КЭП). Сгенерировать его можно с помощью мобильного приложения, которое доступно на Android и iOs:
Что такое «Дія.Підпис» и как его создать
17 мая Министерство цифровой трансформации запустило новую услугу — «Дія.Підпис». Это квалифицированная цифровая подпись, которая позволяет авторизироваться на различных порталах госуслуг, получать доступ к услугам онлайн, подписывать документы прямо со смартфона.
Рассказываем, что такое «Дія.Підпис» и как оформить эту КЭП за 2 минуты.
Что такое «Дія.Підпис»
«Дія.Підпис» — это квалифицированная электронная подпись (КЭП), которая позволяет подтвердить личность человека в цифровом измерении. Это необходимо, чтобы подписывать документы, авторизироваться в государственных сервисах и получать электронные госуслуги.
По сути КЭП — это аналог вашей реальной подписи, которую вы ставите на важных документах на бумаге. Например, сдавая отчет в налоговую, вам нужно его подписать. Но что делать, если вы подаете отчет через интернет в электронном формате (например, PDF)? В таком случае, подписать документ можно с помощью КЭП — специального скрипта, который накладывается на документ через сервис, в котором вы формируете отчет, а затем считывается в компетентных органах (в нашем случае это налоговая).
Почему это полезно
КЭП бывают разные. Их выдает налоговая, некоторые банки и другие сертифицированные центры предоставления услуг населению. В большинстве случаев, чтобы получить КЭП, нужно явиться лично с заявлением и документами — например, в районное отделение налоговой. Но некоторые центры дают возможность оформить КЭП полностью онлайн — среди них «ПриватБанк», который позволяет оформить подпись через «Приват24» для бизнеса. Весь процесс занимает примерно 5 минут. Ранее мы рассказывали, как это сделать.
Тоже самое отныне можно сделать и через приложение «Дія». Только еще быстрее и в более user friendly интерфейсе. Две минуты — и у вас готов КЭП.
Сейчас «Дія.Підпис» можно использовать в экосистеме самой «Дія», то есть на портале и в приложении. Кроме того авторизация с помощью КЭП «Дія» уже работает на портале налоговой — с ее помощью можно войти в кабинет налогоплательщика. Для этого нужно отсканировать через приложение QR-код.
В дальнейшем Минцифра обещает, что с помощью «Дія.Підпис» можно будет авторизироваться и на других порталах и сервисах. Но пока не называет конкретных сроков.
Как оформить «Дія.Підпис»
«Дія.Підпис» уже можно оформить через приложение «Дія» версии 3.0.1. Если у вас еще не установлена эта версия приложения, обновите его через App Store или Google Play.
Чтобы посмотреть ваш сертификат, нужно зайти в пункт меню «Дія.Підпис».
Как использовать «Дія.Підпис»
Насколько это удобно
Редактор AIN.UA оформила себе «Дія.Підпис» через приложение и попробовала авторизироваться с его помощью на портале «Дія» и в Кабинете налогоплательщика. Сказать, что это сильно удобнее, чем с другими КЭП, сложно — процесс занимает больше времени и требует обязательного использования сразу нескольких устройств.
Для сравнения, чтобы авторизироваться с файловым КЭП «ПриватБанка» или налоговой, достаточно выбрать нужный файл и ввести пароль. После этого пользователь попадает в личный кабинет.
Чтобы авторизироваться с «Дія.Підпис», придется дополнительно использовать свой смартфон:
Только после этого пользователь попадет в личный кабинет.
Такая процедура создает впечатление большей защищенности, однако занимает больше времени.
Что не так с «Дія.Підпис»
Данная КЭП была разработана в качестве альтернативы ключам с более забюрократизированным процессом получения: если за КЭП от налоговой или «Ощадбанка» придется идти в отделение, высидеть очередь и заполнить несколько бумажных форм, то «Дія.Підпис» можно сгенерировать за несколько минут, никуда не ходить и ни в каких очередях не сидеть – сертификат будет оформлен мгновенно. Но есть нюансы.
Сгенерировать «Дія.Підпис» удается далеко не всем, и виноваты здесь не кривые госреестры или технические сбои, а пресловутая технология Photo ID – тот самый этап, когда нужно крутить головой на селфи-камеру. Она позволяет верифицировать личность получателя КЭП без необходимости для него лично присутствовать перед оператором органа, выдающего сертификат. Однако для пожилых или слабовидящих людей прохождение такой верификации подчас выливается в непреодолимые трудности. Человек не видит инструкций экране, не успевает вовремя среагировать на рамочки, которые то краснеют, то зеленеют. В итоге верификация признается неуспешной – начинай сначала!
Это привело к тому, что 31 октября 2021 года Минцифра отменила обязательное подписание заявления на генерацию COVID-сертификата в приложении «Дія» при помощи «Дія.Підпис».