Что такое дизруптивная инновация

Что такое подрывные технологии и чего от них ждать

Что такое дизруптивная инновация. Смотреть фото Что такое дизруптивная инновация. Смотреть картинку Что такое дизруптивная инновация. Картинка про Что такое дизруптивная инновация. Фото Что такое дизруптивная инновация

Теорию шести стадий экспоненциального роста в середине 2010-х годов представил основатель Singularity University и фонда поддержки инноваций X-Prize Питер Диамандис. Сейчас его концепция звучит еще острее: многие технологии приближаются к последним, самым разрушительным для старых рынков стадиям.

Что такое подрывные технологии

Disruptive technologies (подрывные технологии) — это инновации, которые создают новый рынок и в результате разрушают существующий, вытесняя его признанных лидеров.

Это определение одним из первых сформулировал и проанализировал американский ученый и теоретик менеджмента Клейтон Кристенсен в середине 1990-х годов. По его словам, подрывные технологии полностью меняют наш способ работы или использования продуктов и услуг.

Например, платформы для видеосвязи и стриминговые сервисы перевернули индустрии развлечений и коммуникаций. В то же время компании вроде Uber большинство экспертов не относят к «подрывникам», ведь способ использования машин в целом остался прежним.

Стадия 1: Digitalization (диджитализация)

Все, что может быть оцифровано, способно распространяться со скоростью света или, по меньшей мере, со скоростью интернета, считает Питер Диамандис. По его словам, как только процесс или продукт переходит из физического состояния в цифровое, ему открывается дорога к экспоненциальному росту.

Но не все так просто: для успешного старта нужно правильно рассчитать момент, поясняет один из экспертов Singularity University и участник ранних стартапов в сфере ИИ Питер Уичер. Если инвестировать в цифровую технологию слишком рано, то внедрение и распространение будет чересчур долгим и дорогим. А если опоздать, то придется платить огромные деньги за патенты, чтобы наверстать упущенное.

В качестве примера Уичер приводит искусственный интеллект. В 1987 году он вместе с коллегами предложил решение на основе ИИ для крупных банков, которое помогало анализировать заемщиков и сделки. Но система работала в 20 раз медленнее кредитного специалиста. А технологии, способные ее ускорить, появились только через несколько лет.

Обратный пример — крупнейшая американская сеть видеопроката Blockbuster. В 2008 году ее руководство скептически смотрело на цифровизацию и даже заявляло, что не считает Netflix потенциальным конкурентом. Два года спустя сеть подала заявление о банкротстве.

Стадия 2: Deception (заблуждение)

Таких кейсов множество в недавней истории бизнеса. Подрывные технологии не сразу дают о себе знать, вводя в заблуждение старожилов рынка. «Если стартап называют подрывным, вы можете отметить это для себя. Но самые большие угрозы для вашего бизнеса — это те, которых вы не видите. Копайте глубже и принимайте все угрозы всерьез, даже если эти компании начинают с более низких прибылей и меньшего целевого рынка, чем вы ожидаете от достойного конкурента», — советует основатель нескольких стартапов из Пало-Альто Питер Дейзим.

Для тех, кто хочет быть «подрывником», это тоже сложная фаза, добавляет Питер Уичер. Адреналин после запуска быстро кончается вместе с финансированием. К тому же незрелые технологии дороги и неудобны, их сложно продвигать на рынке. Поэтому эксперт рекомендует стартапам всегда держать в голове конечную цель и трезво оценивать предстоящий маршрут.

Стадия 3: Disruption (разрушение)

После обманчивого затишья кривая экспоненциального роста, наконец, устремляется вверх, сметая по пути игроков с многолетней историей.

Что такое дизруптивная инновация. Смотреть фото Что такое дизруптивная инновация. Смотреть картинку Что такое дизруптивная инновация. Картинка про Что такое дизруптивная инновация. Фото Что такое дизруптивная инновация

«Гигантская отрасль, насчитывающая более ста лет, рухнула и превратилась в еще одну поучительную историю о разрушительном характере экспоненциального роста», — отмечает Диамандис.

Судьбу Kodak могут повторить игроки во многих отраслях, добавляет журналист Стивен Котлер. Написавший в соавторстве с Диамандисом несколько книг, Котлер перечисляет: «Airbnb бросает вызов отелям, беспилотные машины подрывают рынок транспорта, доставки, страхования и многие другие индустрии; роботы и 3D-печать провоцируют переворот в производстве».

При этом «подрывники» рискуют не справиться со взрывным ростом и новым рынком. Facebook не был первой социальной сетью, а Google — пионером среди поисковых систем, напоминает Уичер. Но эти компании оказались способны управлять базовыми операциями на фоне экстремально быстрого развития: изо дня в день писать качественный код, оптимизировать приложения и масштабировать инфраструктуру.

Эксперт предупреждает, что операционная часть бизнеса и логистика не так увлекательны, как создание технологий. Но без внимания к ним бурный рост может обернуться крахом.

Стадия 4: Demonetization (демонетизация)

На этом этапе деньги исключаются из уравнения: продукты или услуги становятся полностью или почти бесплатными. По этому поводу Диамандис снова вспоминает Kodak. Компания зарабатывала на продаже фотопленки, но с появлением «цифры» люди перестали ее покупать. Кому нужна пленка, если есть мегапиксели, которые бесплатно прилагаются к любой цифровой камере?

Бывший главред Wired Крис Андерсон в своей книге «Бесплатно: будущее радикальных цен» подчеркивал, что один из самых простых способов заработать в современной экономике — это раздавать вещи. Одними из первых это усвоили телеком-операторы. Во многих странах они уже предлагают технические устройства в подарок при подключении к своим услугам.

Что такое дизруптивная инновация. Смотреть фото Что такое дизруптивная инновация. Смотреть картинку Что такое дизруптивная инновация. Картинка про Что такое дизруптивная инновация. Фото Что такое дизруптивная инновация

Сегодня самые сложные приложения можно реализовать на основе открытого кода, а потребители давно привыкли к бесплатным приложениям, сервисам и знаниям, напоминает Диамандис. Чтобы развиваться, компаниям придется это учесть.

Стадия 5: Dematerialization (дематериализация)

Следом за деньгами из рыночного уравнения может исчезнуть сам продукт или услуга. Так, беды Kodak не закончились на отказе потребителей от фотопленки. После цифровой камеры появились смартфоны, и сама камера «дематериализовалась».

Похожий путь прошли видеокамеры, устройства GPS, карты, книжные библиотеки, диктофоны и магнитофоны, часы и калькуляторы. Теперь все это доступно в виде приложений в заурядном смартфоне.

Но, вероятно, и сами смартфоны постигнет та же участь: их могут потеснить носимые устройства. По оценке Gartner, этот рынок растет на 15-20% ежегодно. Носимые девайсы постепенно вбирают в себя функции смартфонов, выводя их на новый уровень. К примеру, вместо обычной навигации в «умных» очках внедряют дополненную реальность.

Количество цифровых голосовых помощников, используемых во всем мире с 2019 по 2024 год (млрд)

Что такое дизруптивная инновация. Смотреть фото Что такое дизруптивная инновация. Смотреть картинку Что такое дизруптивная инновация. Картинка про Что такое дизруптивная инновация. Фото Что такое дизруптивная инновация

Голосовые помощники — еще одно направление дематериализации. По данным Statista, к 2024 году в мире будет использоваться около 8,4 млрд таких ассистентов.

Стадия 6: Democratization (демократизация)

Когда масштаб предоставления цифрового продукта или услуги становится огромным, их реальная стоимость начинает стремиться к нулю. Затраты падают настолько низко, что делают технологию общедоступной. Например, обмен фотографиями стал мгновенным и полностью бесплатным, когда на рынке появились крупные цифровые платформы вроде Flickr.

По словам Питера Диамандиса, то же самое вскоре произойдет с услугами беспроводного интернета. «Google и Facebook участвуют в «гонке вооружений», планируя потратить миллиарды на запуск беспилотных летательных аппаратов, воздушных шаров и спутников, способных обеспечить бесплатный или сверхдешевый доступ в интернет для каждого человека на Земле», — напоминает основатель Singularity University.

Он также предупреждает, что последние три стадии развития подрывных технологий могут буквально за сутки перевернуть целые индустрии. И если в начале XX века средняя продолжительность жизни компаний из списка S&P 500 составляла 67 лет, то теперь эта цифра становится все меньше. «Для линейно мыслящих компаний шесть стадий экспоненциального роста — это шесть всадников апокалипсиса. В этом сомнений нет», — заключает Диамандис.

Источник

Доклад Римского клуба 2018, Глава 1.11: «Подрывные технологии и цифровая революция»

Что такое дизруптивная инновация. Смотреть фото Что такое дизруптивная инновация. Смотреть картинку Что такое дизруптивная инновация. Картинка про Что такое дизруптивная инновация. Фото Что такое дизруптивная инновация

Рисунок. 1.16 Новаторские технологии могут начинаться с менее низкого качества использования или стандартов, но в конечном итоге обгоняет даже самые требовательные стандарты из-за своей динамики создания или завоевания новых рынков.

1.11.1 Подрывные (Disruptive) технологии: новый ажиотаж

Технологические инновации и развитие ускоряются. В Америке инновации — это то, к чему (почти) стремятся все. Однако новый термин, вызывающий настоящий ажиотаж, — «подрывные технологии». Это означает инновации, которые заменяют и разрушают существующую технологию, например, смартфоны, заменяющие традиционную фотографию (Kodak, когда-то высокодоходная компания, обанкротилась через несколько лет; или потоковая передача музыки, заменяющая CD-записи). Термин был придуман Клейтоном Кристенсеном и опубликован в 1995 году Бауэром и Кристенсеном. Понятие визуализировано на рисунке 1.16.

До 1995 года значение «разрушительные» было негативным. Нравится ли вам быть «подорванными» во время сна, занимаясь любовью или наслаждаясь ужином с друзьями? Для большинства читателей, вероятно, нет. Но для любителей инноваций это настоящий азарт. Авторы подрывных технологий ссылаются на концепцию творческого разрушения Джозефа Шумпетера.

Шумпетер в 1942 году шокировал своих читателей, придав разрушению позитивный смысл: «хорошие» инновации превосходят и тем самым разрушают старые структуры и технологии. Он назвал это «существенным фактом капитализма». Несмотря на истоки мысли Шумпетера, Бауэр и Кристенсен, естественно, не хотели называть свое детище разрушительной технологией. Удобно, что прилагательное disruptive все еще было доступно с не слишком большим отрицательным значением. Но в этой главе мы не можем избежать — при всем нашем восхищении изобретательными и успешными технологическими инновациями — рассмотрения также темных сторон уничтожения и разрушения.

1.11.2 Цифровизация — «хит сезона»

Сегодня наблюдается колоссальное ускорение технологических инноваций. Цифровизация — модное слово нашего времени. Молодые видят себя «цифровыми аборигенами» и смотрят немного свысока на «цифровых иммигрантов», пожилых людей, выросших с книгами, ручками и бумагой. Поведение цифровых аборигенов продолжает быстро меняться, в соответствии с тысячами новых приложений каждый год, и действительно с цифровизацией нашего общества.

И они обычно наслаждаются потрясением, которое они испытывают.

Люди посвящают значительную часть времени, внимания и ресурсов цифровым артефактам. Хотя есть много других областей, где технологии развиваются, цифровые технологии стали чем-то вроде синонима «технологии» и доминирующей частью общественной сферы.

Технологические инновации ускоряют и внедряют новые продукты и услуги, меняют процессы, сотрясают рынки и в конечном счете меняют нашу жизнь, вызывая преобразования, которые считаются «разрушительными» – используя положительное значение этого термина.

С 1980-х годов произошел взрывной рост информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), и их присутствие стало повсеместным. Повсеместное безумие, спровоцированное новейшим цифровым гаджетом, отражает захватывающий дух предпринимательства, который мобилизуется потенциалом технологий для удовлетворения человеческих желаний. Однако параллельно с взрывом ИКТ человечество стало лучше осознавать многочисленные и взаимосвязанные проблемы, с которыми оно сталкивается, с тем чтобы сделать жизнь на этой планете приятной и устойчивой в долгосрочной перспективе.

В 1987 году комиссия Брундтланд популяризировала концепцию «устойчивого развития» (УР) почти одновременно с запуском первых персональных компьютеров (IBM PC в 1981 году, Commodore 64 в 1982 году и Macintosh в 1984 году). Тем временем стали очевидны значительные негативные последствия цифровой революции, как социальные, так и экологические.

Размер и скорость цифровой трансформации беспрецедентны. Для того чтобы реагировать на это и жить с этим, потребуются все виды человеческого потенциала. Лучшие и самые яркие исследователи и новаторы должны участвовать в решении проблем. Некоторые могли бы изучить вопрос о том, как наилучшим образом использовать цифровые технологии для преодоления недостатков нашего неустойчивого образа жизни.

Что дальше? Неясно, будут ли «голубые океаны», то есть бесспорное рыночное преимущество между компаниями, предоставляющими новые услуги, продолжать открываться, как это было в течение десятилетий в мире ИТ. В то же время, новые противники пытаются создать свои собственные «голубые океаны» чаще, используя цифровые технологии, чтобы обойти текущие правила, трудовые соглашения и фискальные системы. Под лозунгом «нулевых предельных издержек» они в основном стремятся уклониться от уплаты налогов. Таксисты, платящие налоги, не собственность Uber, что позволяет избежать полных транспортных расходов и минимизировать налоговые платежи при создании нового монопольного бренда. Концепция «экономики совместного использования», безусловно, привлекательна, но она нуждается в соответствующей структуре для обеспечения того, чтобы ее бизнес – компании также разделяли стоимость инфраструктуры-путем уплаты соответствующих налогов в том месте, где они зарабатывают деньги.

Одним из самых обсуждаемых трендов дня является 3D-печать, которая позиционируется как средство расширения прав и возможностей граждан. Предполагается, что она принесет любому из нас способность к самостоятельному производству дома, с легким доступом к новым экологически чистым проектам, вдохновленным природой и требующим меньше энергии и сырья, с улучшенной прочностью, весом и эффективностью. 3D-печать впечатляет, но все же должна пройти проверку реальности с экономической, социальной и экологической точек зрения. Представьте себе только поставку сырья. Если миллионам децентрализованных 3D-принтеров требуется стабильная поставка от 20 до 60 различных химических элементов (и более соединений), можно было бы ожидать резкого увеличения спроса на эти химические вещества и их массовое распространение. А переработка химических элементов, используемых в миллиграммах, остается кошмаром.

1.11.3 Страшилки: «Сингулярность» и «Экспоненциальные технологии»

Джереми Рифкин является одним из первых сторонников новой экономики – по его словам, Третьей промышленной Революции, – которая появится в результате набора новых и разрушительных технологий, подкрепленных ИКТ. Его видение может быть немного узким, в основном сосредоточенным на возобновляемых источниках энергии и ее децентрализации. На самом деле новая промышленная революция выходит далеко за рамки этого.

Фактически, «третья» промышленная революция Рифкина тесно связана с тем, что в настоящее время называют четвертой промышленной революцией, обычно называемой Industry 4.0. В этой главе акцент делается на более пугающей стороне этой революции. Акцент на позитивных сторонах в гл. 3.

С технической точки зрения в основе процесса оцифровки лежат два основных фактора. Первый-закон Мура (названный в честь основателя Intel), который действует уже более 40 лет и гласит, что технический прогресс в миниатюризации позволяет примерно удвоить количество транзисторов в плотной интегральной схеме каждые 2 года. Это позволило вычислительную мощность микропроцессоров увеличивать чрезвычайно быстро, без увеличения их стоимости.

Второй драйвер — закон Меткалфа, утверждающий, что полезность сети пропорциональна квадрату численности пользователей этой сети. Это означает, что процесс конкурентной диффузии по сети может быть очень быстрым, потому что преимущество ведущего игрока более чем линейно; это квадратично. Компании программного обеспечения, телекоммуникации и Интернет демонстрируют такую сильную положительную обратную связь с сетью.

Эти наблюдаемые характеристики в настоящее время используются в качестве основы для новой веры в «экспоненциальные технологии». Следствием этого, по-видимому, является «экспоненциальная инновация» как процесс, способный нарушить все области человеческой практики в наших интересах. Рэй Курцвейл и Питер Диамандис-самые известные пропагандисты этого видения бесконечных улучшений, которое они интерпретируют как путь к новому миру изобилия,, в котором все потребности будущих десяти миллиардов жителей планеты будут удовлетворены за счет использования новых и увлекательных технологий очистки воды, производства продуктов питания, солнечной энергии, медицины, образования и повторного использования или переработки редких минералов. В резком контрасте с главным образом «линейно мыслящими руководителями» крупных корпораций во всем мире, ожидается, что небольшая группа «экспоненциальных предпринимателей» найдет решения больших проблем, используя циклы «6 Ds»: оцифровка, обман (пока не будет достигнут достаточный рост), нарушение, демонетизация, дематериализация и демократизация.

Вот один из страшных моментов. Питер Диамандис и Стивен Котлер, похоже, не знакомы с «эффектом отскока», который по существу говорит о том, что в прошлом все повышения эффективности создавали более высокую доступность желаемых продуктов, что неизменно приводило к более высокому потреблению и, как следствие, к росту экологического ущерба, такого как глобальное потепление, истощение ресурсов и потери биоразнообразия (часто вызванные усилением человеческого транспорта).

И есть социальные последствия. Один из них превратился в роман. Дэйв Эггерс в The Circle показывает, как силы крупнейшей в мире интернет-компании могут стать подавляющими. Ситуации напоминают «1984» Джорджа Оруэлла, если в забавном языке и ближе к сегодняшней реальности. Какими бы диковинными ни казались сейчас эти опасения, не следует быть наивным. Цифровой мир, как и другие части бизнес – сообщества, способствует возникновению монополий, в том числе бандитских конгломератов.

Другим соображением является волнение экспоненциальных технологий, культивируемых в Университете сингулярности в Саннивейле, штат Калифорния. Питер Диамандис служит как президент этого высокотехнологичного мозгового центра, который поддерживает идею непрерывного, экспоненциального роста в технологии и рационализаторстве.

Хорошая наука доказывает, что экспоненциальные явления, связанные с ресурсами, жизнеспособны только в течение ограниченного периода времени. В случае замкнутых систем, таких как бактерии на чашке Петри, после медленной «лаг-фазы» происходит экспоненциальная «логарифмическая фаза», за которой следует стационарная фаза. И это, как правило, приводит к «фазе смерти», поскольку бактерии исчерпывают свою собственную ресурсную базу.

Есть, конечно, различия между биологией и электроникой, но в разительном контрасте с высокомерным оптимизмом видения сингулярности, спонсируемая отраслью международная Технологическая Дорожная карта для Полупроводников (ITRS) теперь признает, что закон Мура не будет вечен, что его динамика коренным образом изменится около 2020 или 2025 года из-за физических ограничений и проблемы контроля выбросов тепла на микроскопическом уровне. Поэтому миниатюризация транзисторов кажется близкой к своему концу. Может быть, в конце концов, наша цивилизация должна быть скромнее в отношении перспектив экспоненциальных инноваций.

При всех положительных моментах, связанных с ИКТ и цифровыми технологиями, при рассмотрении их непосредственного воздействия с точки зрения устойчивости нет никаких сомнений в том, что эффект первого порядка является негативным. Сам сектор ИКТ привел к быстрому, во многих случаях экспоненциальному, увеличению использования энергии, воды и некоторых важнейших ресурсов, таких, как специальные металлы. Это не место, чтобы вдаваться в подробности, но доказательства накапливаются и имеют много разных лиц. Читатели могут найти некоторые ссылки в послании.

1.11.4 Рабочие места

Одна из самых больших проблем, связанных с разрушительными цифровыми инновациями, связана с ликвидацией рабочих мест. В политическом плане это чрезвычайно чувствительно. На самом деле, новые цифровые предприятия мечтают заменить сотрудников роботами. Таким образом, очевидна опасность общего исчезновения рабочих мест, вопрос, который широко обсуждался в течение нескольких лет. Часто цитируемое исследование Карла Бенедикта Фрея и Майкла Осборна показывает, что 47% рабочих мест (в Соединенных Штатах) подвержены риску автоматизации, как показано на рисунке. 1.17.120 В докладе Всемирного экономического Форума121 за 2016 год делается вывод о том, что в течение следующих 5 лет будет потеряно около 7,1 миллиона рабочих мест и создано 2 миллиона рабочих мест в 15 важных странах с чистым эффектом потерь в 5,1 миллиона рабочих мест. Новые промышленно развитые страны с еще недостаточно развитой технологической инфраструктурой, по всей видимости, пострадают в большей степени, чем некоторые старые и богатые промышленно развитые страны. Уязвимыми также являются отрасли, производящие детали для крупных производителей, расположенных в богатых странах.

Более драматические цифры можно найти во многих местах. Процитирую только одно: в недавнем объявлении говорится, что «к 2020 году мировая экономика столкнется с дефицитом 85 миллионов квалифицированных рабочих мест». Реклама, спонсируемая Chevron и Фондом 49ERS, продолжает стратегию образовательных средств, в которой говорится «в следующем десятилетии 80% всех профессий, как ожидается, потребуют навыков STEM (наука, технология, инженерия и математика)».

Конечно, сокращение и исчезновение традиционных рабочих мест – из–за автоматизированного производства и других видов оцифровки — должно стать импульсом для создания новых рабочих мест, связанных с образованием и уходом, и особенно с деятельностью, необходимой для массового перехода к устойчивости. Однако такие рабочие места традиционно зависят главным образом от инициатив государственного сектора и финансирования государственного сектора. Как это произойдет в экономической системе, где повышение налогов кажется не стартером?

К опасениям, связанным с работой, добавляется тот факт, что нарушение цифровых технологий также означает ухудшение трудовых отношений, де-профсоюзное и основанное на дешевой рабочей силе, за исключением довольно небольшой элиты технарей.

Что такое дизруптивная инновация. Смотреть фото Что такое дизруптивная инновация. Смотреть картинку Что такое дизруптивная инновация. Картинка про Что такое дизруптивная инновация. Фото Что такое дизруптивная инновация

Рисунок. 1.17 Вероятность потери рабочих мест в результате компьютеризации или цифровизации. Сорок семь процентов (американских) рабочих мест имеют более 70% вероятности потери (источник: Frey CB, Osborne MA (2016) Будущее занятости: насколько восприимчивы рабочие места к компьютеризации? www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0040162516302244)

За перевод спасибо Йонасу Станкевичусу. Если вам интересно, приглашаю присоединиться к «флэшмобу» по переводу 220-страничного доклада. Пишите в личку или на почту magisterludi2016@yandex.ru

Еще переводы доклада Римского Клуба 2018

«Аналитика»

#philtech (технологии + филантропия) — это открытые публично описанные технологии, выравнивающие уровень жизни максимально возможного количества людей за счёт создания прозрачных платформ для взаимодействия и доступа к данным и знаниям. И удовлетворяющие принципам филтеха:

1. Открытые и копируемые, а не конкурентно-проприетарные.
2. Построенные на принципах самоорганизации и горизонтального взаимодействия.
3. Устойчивые и перспективо-ориентированные, а не преследующие локальную выгоду.
4. Построенные на [открытых] данных, а не традициях и убеждениях
5. Ненасильственные и неманипуляционные.
6. Инклюзивные, и не работающие на одну группу людей за счёт других.

Акселератор социальных технологических стартапов PhilTech — программа интенсивного развития проектов ранних стадий, направленных на выравнивание доступа к информации, ресурсам и возможностям. Второй поток: март–июнь 2018.

Чат в Telegram
Сообщество людей, развивающих филтех-проекты или просто заинтересованных в теме технологий для социального сектора.

#philtech news
Телеграм-канал с новостями о проектах в идеологии #philtech и ссылками на полезные материалы.

Источник

Концепция подрывных инноваций: примеры и принципы создания взорванных рынков

Подрывные инновации — это новые технологии, продукты или разработки, которые кардинально меняют соотношение ценностей и ресурсов на устоявшемся рынке. Сам термин был сформулирован и введен в публичную плоскость Клеем Кристенсеном.

В своей книге «Дилемма новатора» он детально рассматривает вопрос сложности вывода на рынок абсолютно новых продуктов. Волны технологических инноваций приводят к тому, что ранее успешные продукты теряют актуальность и спрос, а их нишу занимают новые разработки.

Основы идеи о подрывных инновациях

Развитие технологий позволяет создавать и предлагать рынку обновленные виды товаров и услуг, которые уже представлены на рынке. Но формирование такого предложения, как правило, связано с потерей части рентабельности. Именно поэтому потенциально перспективные продукты часто не выводятся на рынок. Но если это происходит, то их успешность и высокая рентабельность становится настоящей неожиданностью для менеджмента.

Концепция подрывных инноваций во многом определяет нежелание крупного бизнеса заниматься предпринимательским творчеством, так как их деятельность полностью ориентирована на отлаженные и прогнозируемые процессы.

Примеры подрывных инноваций

Взорванные рынки часто являются последствием вывода на рынок качественно новых продуктов. Можно привести следующие примеры подрывных инноваций:

Основные принципы создания подрывных инноваций

Согласно базовой теории, успешные новации всегда проходят 5 принципиальных этапов. Если этот комплекс нарушается или сокращается, то продукт почти гарантировано окажется провальным, а компания разорится. Рассмотрим эти основные принципы.

Принцип 1

В компании должны быть созданы условия для принятия одновременно рискованных и нестандартных решений. Обычно такое могут себе позволить только молодые компании, так как старый бизнес опирается на уже проверенные технологические и маркетинговые решения.

Принцип 2

При создании подрывных инноваций нужно ориентироваться не на активные и прибыльные ниши. Бизнес должен найти новые сегменты или даже сформировать их. Главное – предусмотреть все возможности для соответствующего масштабирования в случае успешного выхода на рынок. В противном случае, инициативу могут перехватить крупные конкуренты.

Принцип 3

Отказ от классических инструментов планирования и анализа. В рамках нового сегмента рынка практически невозможно определить его емкость, спрос и другие особенности. Соответственно, использовать в стратегическом планировании стандартные для устоявшихся рынков KPI просто нет смысла.

Анализ и принятие тактических решений должно основываться на текущей ситуации. Поэтому критически важно привлечь к управлению специалистов, которые способны быстро перестраиваться в условиях активной динамики целей, задач и аналитических показателей.

Принцип 4

При формировании подрывного продукта нужно исключить моменты, которые бы опирались на профессиональную деятельность отдельных членов команды. Даже очень квалифицированный специалист, который внес значительную лепту в создание продукта на начальном этапе, со временем может оказаться не востребованным в связи со сменой генеральной концепции или переходом на новый этап разработки.

Руководитель должен помнить, что идеальных и незаменимых сотрудников не бывает. Штат компании должен состоять из кадров, которые в текущий момент развития проекта могут дать максимум пользы.

Принцип 5

Руководитель компании, которая занимается разработкой подрывной инновации, должен быть готов психологически к материальным потерям и полному банкротству проекта. Страхи подобного рода часто ограничивают процесс принятия потенциально успешных, но слишком смелых решений.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *