Что такое длинные деньги
Что такое «длинные деньги»?
По большому счету, у любого банка всегда есть деньги и возможность кредитовать на длительные сроки. Но проблема в том, что мы живем в быстро меняющемся, нестабильном мире, где для экономики 3-4 года — очень большой срок. В течение последних 3 лет предприятия все больше инвестируют в основные фонды, потому что бизнес растет и «мужает».
Дискуссия на тему «длины» заемных средств отчасти напоминает старинную китайскую поговорку — «трудно искать черную кошку в темной комнате, особенно если ее там нет».
В мировой практике «длинными» считаются кредиты на срок от 5 лет — на 10-15, а то и до 30 лет.
У нас же — все, что «длиннее» года. И хотя 5-летние кредиты все же случаются в жизни, «длина» кредита, равная 3 годам, уже достаточный «напряг» для отечественных банкиров и их клиентов. Тем не менее доля таких денег в общем кредитном портфеле украинских банков, по оценкам специалистов Райффайзенбанка, составляет 25%.
Проблема «длинных» кредитов — это, как признают банкиры, проблема не денег, а умения оценивать долгосрочные факторы влияния на экономику. Разумеется, с появлением «длинных» и «средних» денег риски у банка существенно возрастают, потому что предсказать 2-4-летние экономические риски действительно достаточно сложно. А посему банкиры сегодня считают наиболее эффективным путем «удлинения» денег кредитование сроком на 1-2 года с последующей пролонгацией и периодическим переоформлением кредитов. Этот путь к тому же позволяет регулярно пересматривать процентную ставку, исходя из сложившейся рыночной ситуации.
«Длинные» деньги: как обеспечить инвестиционный цикл
Возникший экономический кризис — это объективная задача, возможность и проблема. Объективная задача, как она поставлена президентом В. В. Путиным, — запустить новый инвестиционный цикл, что подразумевает создание хозяйственного механизма его обеспечения. Возможность — действовать при этом вопреки сложившимся устаревшим механизмам, которые привели к кризису. Проблема — неготовность на фоне сиюминутных событий, вызванных кризисом, действовать концептуально, и отсутствие времени на проработку решений.
Запуск инвестиционного механизма обусловлен ресурсом, который для этого нужен. Ресурсы вообще-то создаются народным хозяйством, но чтобы стать источником инвестиционного развития, должны пройти через финансовую систему — систему перераспределения. Бюджетные механизмы перераспределения зачастую необходимы, но неэффективны. Отсутствие видимых результатов национальных проектов — тому подтверждение. Наряду с бюджетными механизмами, должен быть выстроен финансовый механизм, который естественным образом («невидимой рукой рынка»), без создания дорогостоящей системы контроля, экономически эффективно, путём стимулов обеспечит ресурсами инвестиционный цикл.
Ресурсом инвестиционного цикла являются длинные деньги.
О деньгах
Определение денег дают обычно через их функции, главная из которых — межвременнóй и межагентский обмен. В области потребительских товаров преобладает межагентский обмен, в то время как в отношениях между юридическими лицами и в том, что касается производства и в частности, капитала (как средств производства) важны оба вида обменов.
Определение через функции (вопрос зачем) несёт в себе ряд логических недостатков, которые оборачиваются избыточным упрощением, сведением к неопределённым и весьма не тривиальным понятиям, игнорированием институциональной структуры и практики финансовых рынков. Коме того, отсутствие широко принятого сущностного определения (вопрос что) приводит к тому, что разные люди под термином деньги подразумевают разные понятия. Впрочем, майевтика определений — хорошая тема для чисто теоретической статьи.
На практике с точки зрения анализа институциональной организации финансовой системы следует понимать, что имеет смысл говорить не столько о деньгах, сколько о финансовых инструментах, понятием, определённым многочисленными руководящими документами (подробнее об этом см. эту статью).
Обычно эмиссия денег, понимаемых в узком смысле, осуществляется прямо или косвенно под обеспечение долговыми финансовыми инструментами (для них действуют три принципа: платность, возвратность, срочность). Попытку осуществить эмиссию на основе капитала осуществил во Франции известный шотландец Лоу, и она оказалась неуспешной. Тем не менее, этот резерв эмиссии краткосрочных денег не следует сбрасывать со счетов.
Далее термины «деньги» и «финансовый инструмент» будут использоваться взаимозаменяемо, если явно не сказано обратное. Характеристиками финансового инструмента являются:
В западной литературе эта комбинация свойств описывается аббревиатурой RRLLTTU (по первым буквам английских слов return, risk, liquidity, legal, term, taxes, unique). Любой финансовый инструмент описывается компотом (по-английски здесь бы стояло слово bundle) RRLLTTU.
Финансовые инструменты являются отражением реальных экономических отношений, возникающих в процессе производства, потребления и в особенности, обменов.
Например, финансовый лизинг воздушного судна с точки зрения авиакомпании и пассажиров — это появление в авиакомпании самолёта, который каждым полётом создаёт выручку. Выручка делится между издержками перелётов (затраты на ГСМ, аэродромное обслуживание, зарплаты экипажа), техническим обслуживанием воздушного судна (его отражением являются процедуры документационного (сертификационного) обслуживания), выплатами арендных платежей лизингодателю и прибылью. Но весь поток арендных платежей лизингодателю — это финансовый инструмент, который сопровождает реальную передачу и эксплуатацию воздушного судна. В описании этого инструмента (его параметрах риска) отражается эффективность эксплуатации: средняя выручка по маршрутам, на которых судно используется, эффективность самого судна и связанные с ним издержки и пр.
Механизмы отражения реальной деятельности — это информационный портрет технологий экономической модели:
Классификация глубины переработки информации по перечисленным направлениям и сравнение разных воспроизводственных контуров, экономических укладов лежит за рамками настоящей статьи.
Финансовый инструмент — это договор, в результате которого у одной стороны появляются требования (активы). а у другой — обязательства (пассивы) в денежной форме или в форме долевых инструментов. Поскольку финансовый инструмент — это отношения двух субъектов, важным пунктом анализа является готовность и способность обоих субъектов столкнуться в своих активах и пассивах с определённым компотом RRLLTTU. Замечательным свойством является то, что стороны получают в свои активы и пассивы (соответственно) разные компоты в рамках одного и того же финансового инструмента. Общая эффективность финансовой системы может быть измерена тем, насколько компоты обеих сторон по одной сделке близки.
Деньги (финансовые инструменты) возникают тогда и только тогда, когда на них есть спрос и есть их предложение
Разнообразие финансовых инструментов, описываемое в «координатах» RRLLTTU, является фактически разнообразием денег. В рамках настоящего эссе внимание сфокусировано на длинных деньгах. Несмотря на то, что одни виды денег способны конвертироваться в другие (иногда свободно, иногда посредством специальных институтов, например, банковской системы или залогового кредитования в Центральном банке), сами по себе эти финансовые инструменты образуют кластеры, которые могут становиться контурами обращения. Устойчивость таких контуров — вопрос институциональной организации финансовой системы; ответ на этот вопрос — финансовая стабильность в воспроизводственном контуре.
Инвестиции в средства производства (объект инвестиционного цикла) представляют собой сложный компот, характеризующийся:
Разумеется, разумная государственная политика в области регулирования рынков (как с точки зрения спроса, так и с точки зрения стабильности цен), формирование прозрачной финансовой инфрастуктуры (фабрика проектного финансирования, где она?), государственные гарантии, секьюритизация — всё это улучшает финансовые характеристики таких инвестиций, но не существенно.
Одним словом, запуск инвестиционного цикла с финансовой точки зрения порождает крайне проблемные по своим свойствам инструменты. Всё усугубляется тем, что инвестиционный цикл подразумевает массовые инвестиции, а основная масса россиян не имеет существенных сбережений. Те экономические агенты, которые должны стать их держателями, ими становиться либо не готовы, либо не способны. Схемы типа солидарного накопления капитала в рамках ограниченных сообществ химерны: людей, способных позволить себе роскошь в них участвовать, просто нет (либо к счастью, в России нет).
Самым главным примером длинных денег является капитал. Капитал — это источник средств предприятия, принадлежащий его собственникам. В учёте предприятия он отражается в статьях «Капитал и резервы», «Нераспределённая прибыль», «Резервы на возможные потери» и ряде других. Отличительной особенностью капитала является его бесконечная срочность и способность покрывать риски возникновения убытков. Эмиссия всех финансовых инструментов в современности ограничена способностью финансовой системы покрыть возникающие риски. Таким образом, именно риск служит основой эмиссии подобно тому как в прошлом такой основой служил запас драгоценных металлов или объём товаров, производимых в экономике.
Длинные деньги в Российской Федерации
Экономическая модель создания длинных денег в Российской Федерации в целом типовая для стран, развивающихся в рамках Вашингтонского консенсуса. Внутренними источниками длинных денег являются:
Кроме того, длинные деньги создаются («эмитируются») внутри финансовой системы:
Риски финансового результата долгосрочных кредитов покрываются капиталом (средствами акционеров), среди которых присутствует как государство, так и граждане, а также иностранные лица. Другими словами, он перекладывается на инвесторов, хотя частично компенсируется за счёт ценообразования.
Особое внимание в этой конструкции следует уделить банковской системе. Она создаёт (эмитирует) длинные деньги, в то время как в остальных источниках длинные деньги — это результат перераспределения. Эта операция создаёт риски:
Риск ликвидности ограничивается нормативами (Н2, Н3, Н4, НКЛ, НЧСФ) и управляется на макрофинансовом уровне за счёт наличия инструментов рефинансирования Банка России. Технические особенности инструментов рефинансирования приводят к тому, что используются только краткосрочные инструменты фондирования. Другими словами, длинные деньги создаются в банках второго уровня, не эмитируются Банком России. Но краткосрочные деньги, эмитируемые Банком России, обеспечивают создание длинных денег в банковской системе.
Такая институциональная модель искушает макроэкономистов изображать денежно-кредитное обращение в виде матрёшки денежных агрегатов, связанных между собой мультипликаторами (результатом суммирования геометрической прогрессии денежного обращения). Кое-какие оценки матрёшка с мультипликаторами, конечно, позволяет делать, но в целом она является значительным упрощением реальности. Читатели, знакомые с физикой в объёме средней школы, знают о модели атома Нильса Бора, которая с научной точки зрения абсолютно не верна.
Модель матрёшки денежных агрегатов предполагает свободную конвертацию финансовых инструментов. Это приводит к тому, что при либеральном регулировании (то есть, не обременённом ограничениями) и определённой экономической ситуации некоторые виды финансовых инструментов могут вытесняться из оборота, заменяясь другими инструментами, не позволяющими решать экономические задачи. Закон, сформулированный лордом Грэшемом в XVI веке, действует: низкокачественные деньги вытесняют высококачественные. Поэтому одновременное существование разных видов финансовых инструментов в экономике — это неустойчивое равновесие, которое может нарушаться:
Столкнувшись с финансовыми аспектами кризиса 2008 года, западные экономисты вывели на первый план внимания теорию макрофинансовой стабильности и макропруденциального регулирования. Как признал экономист Базельского банка международных расчётов Клаудио Борио:
Макропруденциальная политика, осуществляемая Центральным банком, призвана обеспечить стабильное функционирование финансовой системы, которая, как оказалось, даже при «правильной» денежно-кредитной политике может порождать кризисы. Отрицая в теории кризисы падения эффективности капитала, они дополнили теорию циклов, включив в неё не только экономические циклы (с периодом порядка 8 лет), но и финансовые циклы (с периодом от 8 до 30 лет), подобно тому, как средневековые астрономы отрицая гелиоцентрическую систему, включали в кинематику вращения планет вложенные орбиты. Следует отметить, что даже если кризис имеет экономические причины (падение эффективности капитала), это не умаляет важности правильной макропруденциальной политики, правильной и целесообразной работы финансовых институтов.
Матрёшка денежных агрегатов и мультипликаторов породила ещё одну проблему — политику инфляционного таргетирования. Её задумка понятна: сгладить экономический цикл в малой открытой экономике. Но понятные и умеренные риски макроэкономических индикаторов заменяются чёрным лебедем — неизвестными неизвестными, некартографированными морями. Следствием инфляционного таргетирования, в частности, являются плоские кривые процентных ставок — одинаковые значения процентных ставок по коротким и длинным деньгам. Тем самым, система доходностей разных финансовых инструментов с разными компотами RRLLTTU оказывается разбалансированной, и некоторые экономические агенты вынуждены принимать риски без возможности создать их покрытие за счёт ценообразования. Эмиссия длинных денег становится неоправданно рискованной.
Таким образом, политика инфляционного таргетирования создаёт угрозу длинным деньгам в экономике: вследствие закона Грэшема длинные деньги вытесняются короткими.
О понятии «модель»
В экономической публицистике часто встречается слово «модель», но редко даётся ему определение. В рамках данного эссе модель — это:
Таким образом, как было показано выше, применение некоторых конструктов (например, матрёшки денежных агрегатов) оказывается далеко не безобидным.
Длинные деньги в Советском Союзе
Основные принципы советской финансовой системы были сформированы в 1931—1932 годах, и она просуществовала на этом заложенном фундаменте до 1987 года. Её краегоугольный камень — наличие и поддержание одновременно нескольких контуров денежного обращения, связи между которыми ограничены и жёстко администрируются.
Длинные деньги, возникшие как доходы государственного бюджета либо как прибыль предприятий и иные фонды, являющиеся по своей сути частью собственных средств, акционерного капитала (в современной терминологии) предприятий, аккумулировались в специальных банках. Позднее отдельным видам заёмщиков длинные деньги стал предоставлять и Госбанк, но опять же не создавая их. Таким образом, специальные банки не создавали длинные деньги.
Они лишь их распределяли и контролировали их освоение. В капиталистической системе аналогом специальных банков являются инвестиционные банки.
Описание советской системы обращения длинных денег целесообразно провести на современном языке. Основная масса предприятий принадлежала государству (см., например, Декрет Совета народных комиссаров от 28.06.1918 «О национализации предприятий ряда отраслей промышленности, предприятий в области железнодорожного транспорта, по местному благоустройству и паровых мельниц»). В рамках организации хозрасчёта эти предприятия передавались в «аренду» своим коллективам (менеджменту и работникам). Соответственно, все отчисления плановой прибыли, налогов, амортизации как статьи, уменьшающей прибыль, принадлежат собственнику — государству, которое использовало амортизацию для формирования пассивов специальных банков.
Главным внебюджетным источником длинных денег являлась амортизация, начисляемая предприятиями и перечисляемая ими в денежной форме в специальные банки. Нормативы такого перечисления в советской истории менялись и зависели от отрасли. Например, в 1978 году от 15 до 45% начисленной амортизации (в нефте- и газодобыче — 30%) оставалось в распоряжении предприятий в фонде развития производства, остальное перечислялось в Стройбанк СССР.
В отличие от современной финансовой системы, финансовая система СССР ставила жёсткие ограничения на преобразование длинных денег в короткие. Длинные деньги, возникающие как прибыль, просто не попадали в контуры краткосрочного денежного обращения.
Следует ещё отметить роль теории в формировании такой финансовой системы. Основа экономической доктрины СССР — политэкономия, которая концентрируется на описании сущности экономических понятий. Финансовая практика, основанная на такой теории, создавала деньги только в пределах экономической целесообразности (спроса) и только из должных источников (предложение), не допуская к этому «невидимую руку рынка».
Финансовая система интегрального мирохозяйственного уклада
Нестабильность финансовой системы — это спусковой крючок крупномасштабного экономического кризиса. Сама по себе эта нестабильность может иметь как экономические, так и чисто финансовые причины — в контексте данного эссе это не важно.
Советская финансовая система начала 80-х годов имела один недостаток: средства физических лиц не участвовали в создании длинных денег. Физические лица также не могли быть владельцами капитала ни напрямую, ни опосредовано. Пока финансовая система была сбалансирована, это не создавало проблем. Однако к концу 80-х годов навес сбережений граждан значительно превышал возможности народного хозяйства по удовлетворению отложенного спроса. Для решения этого вопроса рассматривались разные варианты приватизации (как жилья, так отдельных предприятий), но всё это осталось проектами.
Современная российская финансовая система также разбалансирована и не создаёт длинные деньги в нужном объёме.
Финансовая система интегрального мирохозяйственного уклада должна сочетать эффективные элементы западной финансовой модели и советской финансовой модели. Думается, что из советской модели она должна взять принцип разделения контуров денежного обращения, а из западной финансовой модели — возможность эффективного преобразования коротких денег в длинные и инвестирования средств физических лиц в капитал.
Прямая реализация этих принципов представляет собой непростую головоломку. Опыт СССР конца 80-х годов показывает, что вместо системы очень легко получить химеру — неустойчивое и уродливое образование, уничтожающее ресурсы. Советская финансовая система рухнула. не выдержав во многом непродуманных реформ, вызванных существенными дисбалансами в ней.
Многоконтурное денежное обращение должно опираться на многоукладную экономику. Прежде, чем формировать контуры денежного обращения, необходимо классифицировать предприятия в народном хозяйстве. Основой классификации могут быть следующие принципы.
1. Источник выручки и издержек. Выручка может возникать в результате:
2. Стадия жизненного цикла предприятия. Жизненный цикл предприятия включает себя последовательную смену:
На каждой стадии в рамках западной финансовой системы собственностью на предприятие и контролем владеют разные экономические агенты. Одним из вариантов реализации финансовой системы в рамках интегрального мирохозяйственного подхода является включение государства в эволюцию предприятия. По предприятиям, находящимся в собственности государства, амортизация должна перечисляться в фонды капитализации хозяйства. Впрочем, механизмы такого открытого участия государства на рынке капитала должны быть тщательно проработаны и будут совершенствоваться в течение всей эпохи интегрального мирохозяйственного уклада.
3. Инфраструктура (энергетика, связь, информационные источники, дороги, медицина, образование) должна иметь особый режим функционирования и финансирования. Затраты на инфраструктуру сродственны ренте.
4. Небольшие предприятия также не должны включаться в контур воспроизводства капитала. Для их финансирования должен быть развитый финансовый рынок западной финансовой модели.
Путин предложил застраховать вложения россиян на рынке. Что важно знать
С 2003 года в России действует система страхования банковских вкладов (ССВ). Участие в ней обязательно для всех банков, имеющих право на работу с депозитами физических лиц. Суть программы в том, что банки осуществляют регулярные страховые отчисления в Фонд обязательного страхования вкладов. Обеспечением выплаты возмещения по вкладам при наступлении страхового случая занимается специально созданная государственная корпорация «Агентство по страхованию вкладов» (АСВ). Максимальная сумма страхования — ₽1,4 млн.
«Длинные деньги» для экономики
Речь идет о страховании долгосрочных инвестиций в российские ценные бумаги, и, помимо социальной задачи, государство отчасти решает задачу привлечения «длинных денег» в экономику, передал через пресс-службу президент саморегулируемой организации «Национальная финансовая ассоциация» (НФА) Василий Заблоцкий. «Дополнительную защиту таких активов мы считаем полезной и уместной. Кроме привлечения «длинных денег» в экономику, инициатива способна обеспечить лучшую защиту частного инвестора и большую стабильность финансового рынка», — отметил он.
Ранее в финансовой индустрии обсуждалась идея страхования средств, находящихся на индивидуальных инвестиционных счетах (ИИС). Предполагалось, что максимальная сумма возмещения также составит ₽1,4 млн, а страховым случаем будет считаться аннулирование лицензии профучастника (брокера, управляющего, депозитария). При этом инвестиционные риски, то есть снижение котировок в ходе торгов, не входили в понятие страхового случая. Соответствующий законопроект был принят в первом чтении Госдумой, однако, как писал «Коммерсантъ», документ не получил хода из-за возражений участников рынка.
«Минфин России поддерживает идею системы гарантирования средств, направленных в долгосрочные финансовые продукты граждан, по аналогии с механизмом гарантий по банковским депозитам», — сказали «РБК Инвестициям» в пресс-службе Минфина. Запрос в Банк России на момент написания материала остался без ответа.
Глава комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков сказал «РБК Инвестициям», что сейчас обсуждаются следующие инициативы, связанные со страхованием инвестиций:
Защитить инвестиции — не значит компенсировать убытки
«Думаем, что механизм защиты инвестиций может быть реализован в виде страхового фонда. Необходимо определиться с правилами формирования данного фонда и страховыми случаями, при наступлении которых будут осуществляться выплаты», — считает Заблоцкий.
В цитате Владимира Путина не было указано, о каких именно биржевых рисках идет речь. Брокеры, опрошенные «РБК Инвестициями», считают, что модель страхового фонда не позволит инвестору компенсировать убытки.
«Когда клиент задает вопрос о защите, в 90% случаев он имеет в виду не инфраструктурные риски, например банкротство брокера, а убыток от обесценения ценных бумаг, от чего, безусловно, никто не защитит», — говорит президент инвестиционного холдинга «Финам» Владислав Кочетков. По его словам, защитный механизм важен для клиента, но если он будет формироваться за счет средств профучастников, брокеры столкнутся с «существенным ростом» себестоимости. Из-за этого издержки будут полностью или частично переложены на клиента в виде комиссий.
Кочетков полагает, что ежегодно брокерские и управляющие компании могли бы отчислять 0,5–1% от суммы клиентских активов. Например, по итогам второго квартала 2021 года стоимость активов физлиц на брокерском обслуживании достигла ₽7,2 трлн. Таким образом, объем «защитного пула» составил бы около ₽36–72 млрд.
«При создании такой системы необходим определенный лаг для обеспечения накопления расчетного минимума, чтобы первый страховой случай не привел к исчерпанию фонда. При этом хотелось бы отметить, что крайне важным для обеспечения эффективного функционирования фонда является выработка механизма обеспечения его наполнения как раз в случаях, когда он исчерпан. Мировая практика показывает, что зачастую в данном случае кредитором последней инстанции выступают финансовые власти соответствующего государства», — отметил в разговоре с «РБК Инвестициями» гендиректор «Открытие Брокер» («Открытие Инвестиции ») Юрий Маслов.
«У разных профучастников существуют разные подходы к этой проблематике, все зависит от правил, которые будут разработаны в итоге», — подвел итог Заблоцкий. Кочетков же напомнил, что законопроект о системе гарантирования ИИС не дошел до второго чтения в Госдуме, в том числе из-за того, что «риски небольшие, а затраты были существенные».
Больше новостей об инвестициях вы найдете в нашем телеграм-канале «Сам ты инвестор!»