Что такое добро для детей 3 класса
Доброта — это солнце. Согреем друг друга?
Доброта — язык, на котором немые могут говорить и который глухие могут слышать.
Каждый ребенок регулярно сталкивается со словом «добро», он слышит от взрослых, что кто-то «добрый», что нужно проявлять «доброту», милосердие и сострадание. И конечно, он задает вопрос, что же это такое, что значит быть «добрым», как делать это самое «добро»? И тут задача взрослого помочь малышу разобраться с этим понятием и направить его по пути добра. Ведь ни для кого не секрет, что основа всего мира – это добро. Расскажем сегодня о доброте детям и взрослым. И пусть в мире загорится как можно больше звездочек любви, доброты и понимания!
Если бы каждый стал бы хоть чуточку добрее, в мире сократилось бы число преступлений, стало бы меньше войн, жизнь приобрела бы более яркие краски для всех. Сделать мир лучше можно, главное начать хотя бы с себя и своего чада.
Устройте семейную традицию — каждый день совершать хотя бы одно доброе дело. Просто так. чтобы добро было. Ведь, что посеешь — то и пожнешь.
Добрый человек не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зла.
В. О. Ключевский
Зачем вообще нужна доброта?
А почему вообще нужно быть добрым? Такой вопрос просто наверняка сорвется с губ вашего малыша. Вы должны быть готовы ответить и на него. Объясните ребенку, что доброта нужна не только для своего ближайшего окружения, но и для всех остальных. Благодаря доброте наше общество может процветать и развиваться. Когда мы держимся друг за друга и помогаем, когда между нами нет корысти, то мы сильнее, работа продвигается лучше и быстрее, задачи решаются, а мир становится лучше.
Вы замечали, что с добрым человеком приятно и интересно общаться, что у него много друзей, он всегда доволен и улыбчив? А вот злой человек неприятен и не интересен, с ним вовсе не хочется дружить. Поэтому, чтобы не оказаться таким, нужно проявлять к людям больше сострадания, любви, быть заботливым, показывать им свое хорошее отношение, тогда и люди будут добры к вам ответ.
Мир настолько нуждается в доброте, что в честь доброты даже учредили специальный праздник, который отмечается во всем мире 13 ноября.
Что посмотреть и почитать детям про понятие доброты?
Отличным подспорьем в объяснении вообще любых понятий являются различные материалы, в том числе загадки, стихи, пословицы и поговорки, рассказы, притчи, фильмы и мультфильмы. В них очень наглядно показывается, что есть данное понятие и как оно используется. Предлагаем вам подборку отличных дополнительных материалов для того, чтобы показать своим детям, что такое добро.
Дорогою добра. — Большая коллекция стихов и песен про доброту
Загадки про доброту
Загадки про доброту — это в большинстве своем описание чувств, качеств, и вариаций событий, которые ждут человека доброго и открытого душой:
Его не скушаешь, но вкус его сладок!
Его не видишь, но вид его приятен!
Оно может быть близко, если ты веришь в это!
Оно рядом, но его не потрогаешь! (добро)
Что оживляет человека? (добро).
Оно бывает у тебя, когда все хорошо.
Когда вдруг вышло солнце, и дождик весь прошел.
Часто ты делаешь его людям, и они делают его тебе.
Оно у тебя есть в душе, но не найти его нигде. (добро)
Какая голова сто рук прокормит? (добрая).
Если в сердце нет любви,
И злоба на душе скребется,
Но как его ты не зови,
Оно тебе не улыбнется. (добро)
Не хвались серебром, а хвались. Чем? (добром)
Какие слова дороже богатств? — (Добрые)
Что бывает у тебя, когда вокруг всё хорошо?
Когда на небе солнышко и дождик уж прошел.
Чем чаще его делаешь ты людям, тем чаще делают его тебе.
То, что является ответом — всегда находится в душе. (добро)
Что на худо меняют? (добро)
Притчи о доброте
О доброте веками люди слагали чудесные сказки и рождали притчи. Они прекрасно демонстрируют суть доброты. Например, вот этот ролик, облетевший интернет-пространство уже много-много раз, очень красноречиво и тонко говорит об этом:
Вот еще одна поучительная история о важности тишины добрых дел.
Однажды ученики пришли к наставнику и спросили его: «Почему дурные наклонности легко овладевают человеком, а добрые — трудно и остаются непрочны в нем?»
— Что будет, если здоровое семя оставить на солнце, а больное зарыть в землю? — спросил старец.
— Доброе семя, что оставлено без почвы, погибнет, а плохое семя прорастет, даст больной росток и худой плод, — ответили ученики.
— Так поступают люди: вместо того, чтобы втайне творить добрые дела и глубоко в душе растить добрые всходы, они выставляют их напоказ и тем губят.
А свои недостатки и грехи, чтобы их не увидели другие, люди прячут глубоко в душе. Там они растут и ранят человека в самое сердце.
Вы же — будьте мудры и не делайте так!
Пословицы и поговорке о добре
Наверное, вы уже заметили, что про пословиц и поговорок про добро огромное количество. Мы выбрали самые лучшие и интересные на наш взгляд, которые могли бы понравиться вашему ребенку и научить его хорошему.
Мультфильмы про доброту
Поднимая с ребенком тему доброты и зла, милосердия и сострадания, обратите внимание и на произведения мультиндустрии. Рекомендуем посмотреть мультфильмы о доброте для детей и взрослых и обязательно обсудить с ним увиденное, поговорить о том, что произошло в мультике, как повели себя герои, где тут добро, как и почему нужно поступать именно так, а не иначе, в той или иной ситуации.
Чудесные мультфильмы о воспитании доброты мы собрали в этом плейлисте:
Очень часто добрые дела совсем мимолетны и просты — подарить близкому долгожданную игрушку, книгу или плед, еще чаще и легче — уделить немного времени, внимания, любви. Это так просто, но так сложно иногда. Давайте будем внимательны друг к другу и добрее!
Доброты вам, друзья, и счастья!
Приглашаем посмотреть увлекательный ролик на нашем видеоканале «Мастерская на радуге»
Сочинение на тему «Что такое добро» для детей школьного возраста
Нередко ученикам школьных заведений задают написать сочинение на тему «Что такое добро». Этот вид работы помогает учащимся раскрыть свои творческие способности и открыть внутренний мир.
Задачей родителей является рассказать сыну или дочери, в какой последовательности излагать мысли и лучше всего писать сочинение на тему «Что такое добро».
Составление плана сочинения
Лучше всего, если ребенок будет излагать мысли в правильной последовательности, отталкиваясь от предварительно написанного плана. Сочинение на тему «Добро» можно писать в следующем порядке:
По такому плану написать сочинение будет легко, и ребенок сможет полноценно изложить свои мысли.
Сочинение на тему «Что такое добро» для учеников начальной школы
Написать собственные мысли касательно такого качества, как добро, могут задать детям разного школьного возраста, в том числе и в начальной школе. Для самых маленьких сочинение на тему «Что такое добро» может быть следующим:
В мире есть много добрых людей. Это качество помогает хорошо жить и быть уверенным в завтрашнем дне. Лично у меня есть множество примеров, когда можно точно сказать, что человек добр.
Хочу поделиться одной историей, в которой я убедилась, что добро существует. Я гуляла с мамой в парке. Играть с собой я взяла любимый мяч, который мне прислала тетя из другой страны. Я так заигралась, что мой мячик укатился на середину озера, которое было в парке. Конечно же, я даже не пыталась достать игрушку, да и мама не умеет хорошо плавать. На берегу озера стоял рыбак. Он был с удочкой и ждал улов. Увидев происходящее, ему стало меня жаль, мужчина взял сети и начал их закидывать в озеро до тех пор, пока не вытащил мой мяч. Когда он подошел и вручил мою самую любимую игрушку, радости не было предела. Мама хотела дать ему деньги, но мужчина их не взял.
Считаю, что это настоящая доброта. Ведь ради того, чтобы я не плакала, этот дядя бросил свое дело, распугал всю рыбу, зато он увидел улыбку, и я его навсегда запомню. Пусть бы было в мире больше людей, которые готовы помочь тем, кто слабее, тогда было бы гораздо легче.
Приблизительно такое сочинение вполне подойдет для написания детками начальной школы. Естественно, за основу могут быть взяты иные ситуации и истории из реальной жизни или вымышленные.
Сочинение на тему «Добро и зло» для школьников средней школы
Ученикам старше четвертого класса также могут задать написать сочинение про добро и зло. Оно может быть приблизительно таким:
Понятие добра и зла каждый человек воспринимает по-своему. Лично я считаю, что самое яркое представление объединения этих двух качеств – это сказки. Конечно же, в основном, такие рассказы – вымысел. Тем не менее, в реальной жизни масса ситуаций, когда можно четко сказать, где добро, а где зло.
Если сказать кратко, то я бы описал так. Добро – это самопожертвование ради интересов других людей. Зло – это эгоизм и равнодушное отношение к чувствам и интересам других людей. Злые люди всегда всем недовольны, ворчат и жалуются, именно поэтому в их жизни редко получается что-то хорошее. Добрые же люди стараются максимально проявлять самовыражение и дарить приятные эмоции окружающим. Конечно, не всегда, как в сюжетах сказок, добро побеждает зло. Тем не менее, у добрых людей больше шансов обрести поддержку и защищенность, нежели у злых.
Лично я считаю себя добрым человеком, я всегда стараюсь прислушиваться к мнению других, и никогда не буду навязывать свое мнение, ведь каждый человек индивидуален и имеет на это полное право.
Такое сочинение вполне подойдет для написания детишками средней школы. Самое главное в таком виде задания излагать мысли красиво, от души. Именно тогда сочинение получится полноценным и развернутым.
Классный час на тему «Пусть сердце добрым будет!» 3-й класс
Класс: 3
Доброта. Вот качество, которое
я желаю приобрести больше
всех других.
(Л.Н.Толстой)
Формирование эстетических норм поведения в обществе и общения друг с другом, развитие эмоционально-ценностной сферы учащихся, воспитывать культуру общения друг с другом, самовоспитание личности ребенка.
Оборудование. Рисунки детей, цветная бумага, клей, вырезанные из бумаги сердца, карточки с пословицами, электронная презентация, медали “Доброе сердце”.
Добрый день, мои маленькие волшебницы, уважаемые гости! Я хочу Вам подарить свою улыбку. И вы подарите добрые взгляды и улыбку друг другу и нашим гостям.
Как хорошо, что мы сегодня собрались здесь все вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Глубоко вздохните и выдохните. Выдохните вчерашние обиды и беспокойство. Вдохните в себя свежесть весеннего воздуха, тепло солнечных лучей. Нам улыбается солнце. Оно наполняет наши сердца добротой и любовью.
Вот об одном из качеств, без которого человек не может быть человеком, и поговорим мы сегодня.
А какое это качество – вы сами ответите на этот вопрос!
Слово это серьезное
Главное, важное.
То, что значит оно,
Очень нужно для каждого.
В нем забота и ласка,
Тепло и любовь.
В нем стремленье
На помощь прийти
Вновь и вновь.
Это качество
В сердцах у многих живет
И о боли других
Позабыть не дает.
И оно поважнее
Чем лица красота.
Догадались, что это?
Сердец доброта!
Я смотрела на ваши улыбающиеся лица и заметила, что в классе стало светлее. Это, наверное, потому что здесь собрались добрые сердечные люди.
Итак, разговор у нас сегодня будет о доброте. При подготовке к классному часу каждый из вас уже рассуждал на тему “Что такое добро и что такое зло?”. Ваши сочинения я читала с удовольствием. А сейчас давайте разберемся:
Что означает доброта? (Дети говорят.)
По определению Сергея Ожегова (словарь) доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.
Добрый человек, подобно солнцу, излучает свет и тепло, к нему всегда тянутся люди, потому, что этот человек дарит им свое доброе сердце.
Но добру нелегко, ему часто приходится бороться со злом. Даже в сказках, которые сочиняли в глубокой древности люди, добро и зло были рядом.
Все вы любите сказки. И одной из главных тем русских народных сказок была тема добра и зла. В сказках встречаются добрые и злые герои. Сейчас мы с вами поиграем в игру. Я буду называть сказочного героя, а вы будете отвечать, добрый он или злой. Если добрый, вы радостно хлопаете в ладошки, если злой – закрываете лицо ладошками. (Иван-царевич, Кащей Бессмертный, Золотая Рыбка, Дюймовочка, Карабас-Барабас, Золушка, Красная Шапочка, гуси-лебеди, Водяной, Баба Яга, Морозко, Мальвина.)
А на какого героя вы хотели бы быть похожим? Почему? (Ответы детей.)
В конце концов добры молодцы и красны девицы, добрые волшебники побеждали зло. Наш мудрый народ сочинил множество пословиц, поговорок о добре, доброте, добрых людях. Давайте, вспомним их.
Добрым – добрая слава.
Добрые умирают, да дела их живут.
Доброе дело – два века живет.
Работа с пословицами.
На доске записаны пословицы в два столбика. В первом – начало пословиц, а во втором – конец. Но во втором строчки перепутаны. Соединить начало пословицы с концом.
Не одежда красит человека, Злой плачет от зависти, Добрые слова Не хвались серебром | а добрый от радости. а хвались добром. а его добрые дела. дороже богатства. |
Не случайно, народная мудрость гласит: Доброта, что солнце. А добрые люди как лучи этого солнца добротой своей согревают людей. Сейчас я раздам слова.
доброжелательный
вежливый
грубый
умеет прощать обиды
чуткий
отзывчивый
помогает в беде
часто ссорится
вспыльчивый
скромный
общительный
ласковый
веселый
счастливый
наглый
внимательный
жадный
крикливый
Нужно выбрать из этих слов только те, которые относятся к добрым людям и наклеить их как лучи.
Посмотрите, что у нас с вами получилась. Кого же мы называем добрым человеком?
Наверняка в вашей жизни, бывали случаи, когда вас обижали. (Дети говорят.)
Скажите, а какие чувства вы при этом испытывали?
А были ли случаи, когда вы кого-нибудь обижали? (ответы детей.)
А сейчас поставьте себя мысленно на место обиженного вами и подумайте: захотели ли вы, чтобы так с вами обошлись?
Слова на доске: боль, обида, досада, чувство одиночества, несправедливость, незащищенность.
Так вот в библии (церковная божественная книга) сказано:
На доске слова: “… во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними.”
Так пусть же эти золотые слова определяют все ваши поступки в жизни. Каждый ребенок хочет, чтобы окружающие его любили, заботились о нем. Но мало этого желать. Надо и самому делать так, чтобы твои поступки не вызывали у других обиду, горечь, досаду.
Какие добрые слова вы знаете?
– Будьте добры (форма вежливого обращения с просьбой);
– Доброго здоровья (приветствие при прощании с пожеланием благополучия);
– В добрый час! (Пожелание удачи);
– Добрый день, вечер, доброе утро (приветствие при встрече).
Ах, как нам добрые слова нужны!
Не раз мы в этом убедились сами.
А может не слова – дела важны?
Дела – делами, а слова – словами.
Они живут у каждого из нас,
На дне души до времени хранимы,
Чтоб их произнести в тот самый час,
Когда они другим необходимы.
Как вы думаете, трудно ли быть добрым?
Что для этого нужно иметь?
(Добрую душу, доброе сердце.)
А сейчас мы посмотрим сценку о мальчике, который мечтал совершить доброе дело. Получилось ли у него это, мы увидим.
Автор. Готов для человечества он многое свершить…
Мальчик. Но торопиться нечего, зачем же тут спешить?
Автор. Пока еще он подвига себе не приглядел,
Мальчик. У нас ведь, что поделаешь, нет подходящих дел!
Автор. Дед от простуды лечится, лекарство дать велит.
Мальчик. Но он не человечество, он старый инвалид.
Автор. Дома Наташка мечется, гуляй, мол, с ней с утра!
Она не человечество, а младшая сестра!
Когда судьбой назначено Вселенную спасти,
К чему сестренку младшую на скверике паси?!
Автор. Пока еще он подвига себе не приглядел…
Мальчик. У нас ведь, что поделаешь, нет настоящих дел!
Автор. В своем платочке клетчатом в углу ревет сестра…
Сестренка. Я тоже человечество, и мне гулять пора!
Учитель. Как вы думаете, есть ли настоящая доброта в этом мальчике?
Так что же является главным показателем доброты человека? Вы правы, конечно же, это его дела, поступки.
Я хочу познакомить вас с замечательными словами русского писателя А. П. Чехова: “В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли”. Все самое доброе и прекрасное рождается в нашем сердце и в наших мыслях.
Подумайте, пожалуйста, над вопросом: просто ли быть добрым? (Отвечают дети.)
Добрым быть совсем, совсем не просто,
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета,
Доброта не пряник, ни конфета.
Только надо, надо добрым быть,
И в беде друг друга не забыть,
И завертится земля быстрей,
Если будем мы с тобой добрей.
Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет,
Если доброта, как солнце светит –
Радуются взрослые и дети!
Хорошо, когда человек слышит голос своего сердца, самого точного и беспристрастного свидетеля наших поступков. А теперь давайте посидим очень тихо, и каждый вспомнит, какое доброе дело он сделал сам.
А теперь давайте посидим очень тихо, и каждый вспомнит, какое доброе дело он сделал сам.
Возьмите в правую руку вырезанное сердечко, приложите к своему сердцу и вспомните: делали ли вы что– либо для других. Если – да, назовите и положите сердечко в “Шкатулку добрых сердец”.
Дети называют добрые поступки.
Вы чувствуете тепло? Все живое на свете стремится к теплу. Это тепло должно жить в сердце каждого человека, и в ваших сердцах тоже. Пусть оно согревает вас, и тех, кто вас окружает. не будьте равнодушными к чужой беде, и ваши сердца будут добрыми,
Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда!
И если кому то поможет
Твоя доброта, улыбка твоя.
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,
Что годы живешь ты не зря.
Добрые слова – корни
Добрые мысли – цветы
Добрые дела – плоды
Добрые сердца – сады.
Заботьтесь о своем саде и не позволяйте ему зарастать сорняками, наполняйте его солнечным светом, добрыми словами и добрыми делами
Как вы думаете, где находится сад или царство вежливости и доброты у каждого человека? (В сердце.)
Правильно! Вот мы и пришли к выводу: Добру откроются сердца!
А теперь, возьмитесь за руки! Почувствуйте тепло своих рук и рук товарищей. Мы сделаем коллективную работу “Птица счастья и добра”.
Пусть эта птица несет в ваши сердца добро! Давайте подарим ее первоклассникам, гостям!
А я сегодня всех благодарю за теплый, доверительный разговор, за добрые, умные мысли, за творческое отношение к работе.
Я хочу вручить всем вам медали “Доброе сердце”, и пусть сердце добрым будет!
Что такое добро для детей 3 класса
Автор: Светлана Николаевна Каракутова
Организация: МБОУ Комиссаровская СОШ
Населенный пункт: Ростовская область, Красносулинский район, п. Розет
Цель: формировать представления учащихся о достоинствах человека, ценность которых признана в обществе.
Задачи:
раскрыть нравственное содержание добра и зла;
развивать адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей;
способствовать развитию у учащихся мотивации к совершению добрых поступков;
развивать коммуникативные навыки, речь;
воспитывать у детей чувство дружбы и товарищества;
воспитывать стремление совершать добрые дела, воспитывать у учащихся нравственные качества;
Планируемые результаты:
Личностные УУД:
оценивать поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей; объяснять с позиции общепринятых человеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие;
самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
Регулятивные УУД:
самостоятельно формировать тему и учебную задачу занятия, оценивать степень успешности выполнения своей работы и работы других учащихся
Коммуникативные УУД:
высказывать свою точку зрения, приводить аргументы; слушать других, принимать другую точку зрения; уметь договариваться, сотрудничать, работая в группе
Познавательные УУД:
добывать новые знания, делать выводы на основе полученных знаний
Предметные:
получат представления о добре и зле, научатся различать данные качества
в различных жизненных ситуациях
1.Организационный момент
— Добрый день и добрый час!
Я рада сегодня приветствовать Вас!
Вы друг к другу повернитесь,
С добротою улыбнитесь.
Дорогих учителей,
Ведь улыбка, без сомнения,
Поднимает настроение!
Не придётся нам писать,
И не станем мы считать,
Мы сегодня на уроке
Будем с Вами рассуждать.
(звучит песня «Если добрый ты…»)
2. Постановка проблемного вопроса
Это слово «волшебное» звучит уже несколько раз,
О чем мы говорим здесь и сейчас?
Слово это серьёзное, главное, важное.
То, что значит оно, очень нужно для каждого.
В нём забота и ласка, тепло и любовь,
В нём стремленье на помощь прийти вновь и вновь.
Это качество в сердце у многих живёт
И о боли других позабыть не даёт.
И оно поважнее, чем лица красота.
Догадались, что это, это ведь сердец ……. Доброта
— Составьте главное для всех слово из букв и прикрепите на доску.
(дети прикрепляют на доску слово Доброта) слайд 1
(ролик «Спешите делать добро»)
Дети читают стихи:
Что такое доброта?
1. Что такое доброта?
Вымыть миску у кота,
Напоить водой цветок
(Он ужасно одинок),
Починить сестре игрушку,
Пропустить вперёд старушку,
Грусть лечить любви словами,
Помогать усталой маме,
2. А девчонке незнакомой
Донести портфель до дома.
От тепла и доброты
Распускаются цветы,
Согревает всех она,
Словно лучик из окна.
Учитель: Есть в мире нашем закон Доброты,
Соблюдать его должны я и ты.
— Послушайте стихотворение, подумайте и скажите, о каких поступках в них говорится.
1. Подумайте сами, ребята,
случается так почему –
котенка один обижает,
другой лечит лапку ему.
2. Один воробья из рогатки
старается сбить наповал,
другой, чтобы вЫходить пташку,
с земли воробья подобрал.
3. Один ранит палкой лягушку,
в костер ее тащит живьем,
а кто-то из лужи-ловушки
мальков перенес в водоем.
4. Подобных примеров немало,
подобных поступков не счесть.
Закон доброты правит жизнью,
у всех доброта в сердце есть!
— Как можно эти поступки назвать двумя словами? (хорошие и плохие)
— Хорошие поступки несут окружающим …. Добро, а плохие …зло
3. Определение темы занятия
— Что такое добро? Слайд 2
— Подберите слово, противоположное по значению слову ДОБРО.
— Что такое зло? (ответы учащихся) слайд 3
Учитель читает стихотворение слайд 4
4. Формирование ожиданий учеников Слайд 5
Игра «Корзина идей»
Посовещавшись в группе, напишите на листочках, о чем, по вашему мнению, пойдет речь на занятии, что мы будем делать. Опустите их в «корзину идей» (ребята работают в группах и записывают свои предположения, складывая листочки в корзину)
Добро, доброта. Какое необычное слово! Тысячелетия люди спорят о том, нужна она или нет, полезна или вредна, достойна почтения или смешна. Над этим вопросом задумывались и наши предки: прабабушки, прадедушки, бабушки, дедушки, папы и мамы и мы с вами. И хотя мы живём в третьем тысячелетии, о добре и зле будут размышлять ваши дети, внуки и правнуки.
Оглянитесь вокруг, присмотритесь, какими злыми и равнодушными порой бывают люди по отношению друг к другу.
Споры идут, а люди страдают,
Доброты в нашей жизни
Игра «Интервью» слайд 6
Цель: Дать определение понятию «Добрый человек»
Необходимые материалы: микрофон
Дети в группах обсуждают проблему, учитель «берет интервью» у представителя каждой группы.
Оценка результата: Обобщение: Добрый – это тот, кто помогает взрослым, не обижает младших, защищает слабых.
5. Психологический настрой
— Ребята, а вы добрые? Повернитесь друг к другу, возьмитесь за руки, символизируя лучики солнца, и подарите улыбку друг другу. Пусть от ваших улыбок всем нам всем станет теплей. Я улыбнусь вам, а вы мне, друг другу и нашим гостям.
Учитель читает стихотворение, протягивая ладонь к детям
Прикоснись ко мне добротой,
И болезни смоет волной,
И печаль обойдёт стороной,
Озарится душа красотой…
— Ребята, на столе у каждого лежат карточки с изображением солнышка и тучки. Выберите ту, которая соответствует вашему настроению.
6. Размышление над темой занятия
(на доске изображен круг)
— Ребята, с чем ассоциируется у вас круг? На что он похож? (ответы детей)
— Перед нами солнце, но нет лучей.
Народная мудрость гласит:
7. Классификация понятий «добро» и «зло» на основе произведений писателей и поэтов слайд 7
— Посмотрите на слайд и скажите, что объединяет все эти иллюстрации?
— Ребята, какие сказки вы можете вспомнить, где встречается тема добра и зла? (ответы детей)
— Вспомните, пожалуйста, героев, которые имеют положительные качества.
Слайд 8
— Посмотрите на слайд, что вы заметили? (все герои добрые, один злой)
Вывод детей: в жизни встречается добро и зло.
— Что всегда побеждает в сказках?
8. Интерактивные игры по теме
Дети по очереди срывают лепестки, на обратной стороне которых записаны разные задания, игры. Перед выполнением задания дети хором читают волшебные слова:
Лети, лети лепесток,
Через запад — на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли,
Быть, по-моему, вели.
Первый лепесток:
«Что такое ДОБРО?»
— Что же такое ДОБРО? (ответы детей)
Да, это всё хорошее, доброе, красивое.
— Например: солнце, весна, улыбки окружающих тебя людей, звонкий детский смех и ваши счастливые лица…
Добро – это когда люди содействуют, помогают друг другу.
— Добрый человек – это тот, кто…… (мнения детей)
• любит людей и готов в трудную минуту прийти им на помощь.
• любит природу и бережет ее.
• вежлив в общении, уважителен к взрослым и младшим
• любит животных, помогает птицам выжить в зимнюю стужу, подкармливает собак и кошек.
Вывод детей: Добрый человек замечает в других, прежде всего хорошее,
Ученик 1
Долгой, трудной дорогой пройти.
Ученик 2
Как бы жизнь не летела-
Дней своих не жалей,
Ради счастья людей.
Чтобы сердце горело,
А не тлело во мгле
Тем живём на земле.
Игра «Хорошо – плохо» слайд 10, 11
Цель: Научить оценивать свои поступки по критерию «добрый», «злой»
Необходимые материалы: сердечки из цветной бумаги для каждого ребенка, ручка, большое нарисованное сердце, клей.
Проведение: Дети на обратной стороне сердечек пишут свои добрые дела и приклеивают своё сердечко на большое сердце.
Оценка результата: Давать оценку своим поступкам.
Посмотрите, какое большое, яркое сердце на доске. Это сердце – символизирует сердце нашего класса.
— Пусть это сердце будет копилкой добрых дел. Сейчас каждый из вас напишет на маленьком сердечке свой добрый поступок и прикрепит свое сердечко с добрыми поступками вокруг сердца нашего класса, зажигая своих товарищей добрыми делами. (дети пишут добрые дела на сердечках и прикрепляют их вокруг большого сердца)
— Какое красивое стало наше сердце, засияло искорками вашей доброты, пусть оно всегда остается таким.
Второй лепесток:
« Что такое ЗЛО? (Ответы детей).
Зло – это чувство недоброжелательности, враждебности по отношению к кому-либо; желание причинить зло.
– Как ведет себя злой человек? (Ответы детей).
— Ребята, посмотрите на следующий слайд. (слайд 12 )
— Как вы считаете, какое отношение к нашей теме имеют эти животные? (дети высказывают свои предположения)
— Почему один волк белый, а другой черный?
— Что они символизируют?
10. Обсуждение и анализ притчи.
— Как вы поняли смысл этой притчи? (рассуждения детей)
— Как можно объяснить слова старика: «Побеждает тот волк, которого ты кормишь »?
— Каждый человек способен вскормить в себе доброго или злого волка. Каждый решает сам, какой волк ближе. Я хотела бы всем пожелать, чтобы вы совершали только добрые поступки, говорили только добрые слова.
— А чем отличаются слова добро и доброта? (ответы детей)
— Если бы сейчас я предложила вам нарисовать картинку под названием «Добро», то что бы вы на ней изобразили? (ответы детей) слайд 13
— А я хочу. Чтобы ребята прочитали маленькое, но очень глубокое по смыслу стихотворение:
Хочешь, чтоб тебя любили?
Делай людям ты добро.
Очень скоро убедишься –
Поступаешь ты умно!
Доброта нужна всем людям,
Пусть побольше добрых будет.
Говорят не зря при встрече
«Добрый день» и «Добрый вечер».
И не зря ведь есть у нас
Пожелание «В добрый час».
Доброта — она от века
11. Релаксация.
Звучит красивая мелодия
Закройте глаза. Представьте, что у вас в ладонях ваш любимый цветок. От него исходит удивительный запах и приятная музыка. Мысленно поместите все добро этого цветка в своё сердце. Почувствуйте, как добро входит в вас, доставляет вам радость. У вас появляются новые силы: силы добра, здоровья, счастья, любви и радости. Вас обвевает тёплый ласковый ветерок. Я хочу, чтобы вы запомнили то, что сейчас чувствуете, и взяли с собой сегодня, уходя из школы домой. Откройте глаза, посмотрите друг на друга и пошлите друг другу добрые мысли.
Третий лепесток:
12. Моделирование жизненных ситуаций.
«Заморочки из мешочка» слайд 14
Работа в группах
—В жизни случаются ситуации, когда не знаешь, как поступить. Я предлагаю рассмотреть некоторые жизненные ситуации, которые могут произойти с каждым из вас, и совместно выбрать достойный выход из них.
Ситуации:
1. Твой приятель заболел, не ходит в школу, не выходит гулять. Что ты можешь для него сделать?
2.Ты гуляешь во дворе с друзьями. Вдруг вы замечаете плачущего малыша. Он потерялся. Как бы ты поступил?
3. Ты играл в мяч с другом. Вдруг приятель нечаянно разбивает мячом стекло. Твои действия?
Ситуации:
1.Кто-то из ваших одноклассников сильно толкнул вас и свал с ног.
-сделаете ему замечание.
2.Один из ваших одноклассников смеётся над вашим лучшим другом. Как поступить?
-пожмёте плечами и отойдёте
-будете тоже смеяться
-будете защищать товарища кулаками.
3. Вам не везёт. Вы второй раз подряд проигрываете в шахматы. Ваши действия.
Вывод: всегда можно найти мирное решение проблемы, договориться, пойти на компромисс.
Четвёртый лепесток:
13. Работа с пословицами и поговорками
«Пословица недаром молвится» слайд 15
Работа в группах: объяснить смысл пословиц
14. Наш волшебный цветок предлагает провести энергизатор доброты. Давайте проведем подзарядку (ф/м «Что такое доброта»)
Пятый лепесток:
15. Работа по развитию речи слайд 16
Словарная работа
Задание: подобрать к словам «добро» и «зло» однокоренные слова и составить с ними словосочетания.
Добрым быть совсем непросто,
Не зависит доброта от роста.
Не зависит доброта от цвета,
Доброта не пряник, не конфета.
Если доброта, как солнце светит,
Радуются взрослые и дети.
если злой — закрываете лицо ладошками («прячетесь»)
Дети играют.
Шестой лепесток:
Творческое задание «Твори добро» слайд 16
Работа в группах: дети пишут качества человека и прикрепляют лучики на доску).
Седьмой лепесток:
Игра «Спеши обрадовать!» слайд 18, 19
– Дарить радость – значит творить добро. А как вы умеете дарить радость, мы сейчас увидим, поиграв в игру, которая называется
« Спеши обрадовать!». Обрадовать надо своего товарища. Сумеете ли вы это сделать? Игра будет проходить так:
Один из ребят садится на «волшебный стул», который «высвечивает» все его достоинства, перечисляемые окружающими. Нужно перечислить самые лучшие качества своего товарища, не обидев его.
Обрадовать надо, сказав, что ты больше всего в нём ценишь, что тебе нравится в его характере или что-то ещё (что ты сам придумаешь).
По 2 представителя от группы: трое садятся на волшебный стул, трое называют лучшие качества этих ребят). На каждый комплимент на слайде появляется сердечко.
– Итак, ребята, игра эта заставила многих из вас улыбнуться, подумать о хорошем, расположила вас друг к другу, и в группе сразу стало светлее.
Доброта непременно спасает наш мир,
Помогает расти всем на свете.
Чтобы людям душевный покой обрести,
Свое сердце в добре вы согрейте.
Много сил и старания нужно вложить,
Чтоб добро сбереглось и терпенье.
Только истина в том, чтобы в сердце хранить
Любовь, Доброту и Терпение.
16. Рефлексия занятия слайд 20
— Давайте достанем из нашей корзины листочки, на которых вы писали свои ожидания от урока и посмотрим, всё ли у нас получилось?
Что вы для себя извлекли из этого занятия?
Оцените свою работу на этом занятии.
Ребята, а вы помните, как начинался сегодня наш урок?
— Возьмитесь снова за руки, скажите друг другу добрые слова. Поделитесь добротой.
Вот так и продолжайте говорить друг другу добрые слова, делать добрые дела.
Ведь капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеек, ручейки – в речку, реки в море любви.
Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след.
17. Итог игры (подводят дети)
– Как вы считаете, ребята, следует ли спешить радовать друг друга? Почему?
– Что это даёт тому, кто радует?
– А тому, кого обрадовали?
– Значит, в умении нести радость друг другу рождается человеческая доброта.
– Подумайте, ребята, обо всём, что было сказано на нашем занятии. Жизнь предлагает нам разные ситуации, и очень важно думать, как надо поступить, как суметь противостоять злу, несправедливости. Всегда защищайте доброе в себе, в других решительно давайте отпор злу. Ведь, все мы родились на этой земле для того, чтобы сделать её красивее, счастливее и добрее. Для этого у каждого в сердце есть капля доброты. Из этих маленьких капелек, живущих в душе каждого из вас, рождается океан.
18. Итог занятия: слайд 21, 22
Знают все, что жизнь трудна,
Но мир спасает сердец доброта!