Что такое добро орксэ 4 класс
Методическая разработка урока ОРКСЭ «Добро и зло». 4-й класс
Разделы: ОРКСЭ
Класс: 4
Цели: формирование основ морали – осознанной необходимости определенного поведения, обусловленного в обществе представлениями о добре и зле.
Планируемые результаты
Образовательные ресурсы: учебник, презентация
Основные этапы урока
Содержание урока
Формирование УУД
Деятельность ученика
I. Мотивация к учебной деятельности
1. Приветствие. Слайд 1.
Друзья мои! Я очень рада
Войти в приветливый ваш класс.
И для меня уже награда
Вниманье ваших умных глаз.
Я знаю: каждый в классе гений,
Но без труда прошу сейчас.
Скрестите шпаги ваших мнений –
И мы начнём урочный час!
2. Проверка готовности к уроку.
— Проверим готовность к уроку.
Личностные УУД: мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки
ΙΙ. Актуализация опорных знаний
1. «Рюкзачок знаний». Слайд 2.
— На доске слова: Смелость, Трусость, Верность, Предательство, Правдивость, Общительность, Зависть, Скромность, Доброта, Великодушие Злорадство, Щедрость, Жадность, Милосердие, Вежливость, Высокомерие, Уважение, Скромность Отвага, Бесстрашие, Мужество, Приветливость, Равнодушие, Лживость.
— Выберите, какие качества человека одобряет мораль? Сложите их в рюкзачок знаний. Докажите почему люди ценят добро? (добро помогает жить и защищает жизнь).
Познавательные УУД: развитие мыслительных операций: сравнение, анализ.
ΙΙΙ. Постановка учебной задачи
Коммуникативные УУД: строить диалог, выслушивать других уч-ся.
ΙV. Открытие новых знаний
1. Вступительная беседа.
— Что такое добро? Это все хорошее, доброе, красивое. Например, весна, солнце, мама, Родина, красота, природа….
— Ребята, а что является противоположностью добра? (зло)
— Если существует на нашей планете добро, то существует и зло, значит, люди могут творить и добрые, и злые дела.
— Какого человека мы назовем добрым, какого злым?
2. Работа со словарями Ожегова и Даля. Слайд 4.
— Обратимся к словарям С.И.Ожегова и Даля. Прочитайте определения.
3. Работа с учебником.
— Давайте обратимся к учебнику и найдём в тексте определение добра и зла.
— Сравните определения в словарях и свой ранее сделанный вывод. (Это всё хорошее, доброе, красивое).
4. Сообщение учителя. Слайд 5.
— Доброта бывает разная. Существует три понятия доброты.
Самая маленькая доброта – пассивная. Человек не ударит слабого, не заденет самолюбия легкоранимого. Но пройдёт мимо зла, не поспешит сделать добро.
Бывает доброта активная, когда человек совершает добрые дела, но тоже проходит мимо зла. Может, он делал добро другим для своей выгоды?
И наконец, доброта созидательная. Это самое ценное, что может быть в человеке. Такая доброта выбирает себе хозяина – человека с чувством обострённого достоинства, который защитит слабого, поможет в беде, по-настоящему почувствует несправедливость, унижение одного человека другим и способен бороться со злом.
Коммуникативные УУД: умение участвовать в диалоге.
V. Первичное закрепление
Личностные УУД: объяснять и обосновывать с точки зрения общепринятых норм и ценностей, какие поступки считаются добрыми и злыми; оценивать жизненные ситуации и поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей, отделять поступки человека от него самого.
VI. Самостоятельная работа
1. Работа в «Творческой мастерской».
— А сейчас вам предстоит поработать в группе. Важно прислушиваться к мнению товарищей, чтобы коллективно создать одну общую работу «Поделись своей добротой» из собранных вместе материалов.
1 группа. Слайд 6.
Ц/з: собрать пословицы и доказать, что их объединяет.
Урок основ светской этики по теме «Добро и зло» (2-й урок по теме). 4-й класс
Класс: 4
Презентация к уроку
Цель: формирование у обучающихся мотива совершать добрые поступки.
Как приятно, что при встрече
Мы знакомым и родным:
— Доброй ночи! – говорим. (А.Яшин)
Здравствуйте! – ты скажешь человеку.
Здравствуй! – улыбнется он в ответ.
И, наверно, не пойдет в аптеку
И здоровым будет много-много лет!
(А.Кондратьев)
2. Актуализация имеющихся знаний:
— Над какой темой мы работали на прошлом уроке?
— Что такое добро и зло? (Основные понятия морали)
— Что такое добро? (Ответы детей)
Добро
— это помощь друг другу, поддержка в трудную минуту, забота о ближнем, взаимовыручка;
— это забота о здоровье, желание помочь своим близким и себе;
— это материнская любовь, любовь детей, любовь к ближним.
— Что такое зло? (Ответы детей)
– это войны и предательство, зависть и жадность, это нетерпимость по отношению к людям другой национальности, другого цвета кожи;
– это наркомания, курение, алкоголизм;
– это когда сильный обижает слабого, когда младшие не уважают старших, и взрослые не заботятся о детях.
На столе учителя лежат перевёрнутые “лицом вниз” листочки со словами, обозначающими качества людей.
Задание: Каждое качество человека определить в один из столбиков: “Добро” или “Зло” (Учащиеся по одному выходят к доске, берут один из листочков и прикрепляют в соответствующий столбик на доске, объясняя свой выбор)
Добро | Зло |
сочувствие | безразличие |
сопереживание | агрессивность |
справедливость | ненависть |
бескорыстие | зависть |
милосердие | предательство |
сострадание | равнодушие |
любовь | хамство |
забота | эгоизм |
готовность помочь | обман |
благодарность | неуважение |
— Какого человека можно назвать добрым? (Ответы детей)
Закрепление по слайду:
— делает добро другим,
— сочувствует в трудную минуту,
— откликается на просьбы,
— несёт радость окружающим,
— отдаёт своё сердце людям. (Работа над смыслом выражения)
— Какое значение ещё имеет слово “добро”?
(Добро – это нажитое богатство)
— Чем же богат добрый человек? Какое основное качество его характеризует?
Доброта – это то, что может услышать глухой и увидеть слепой. (Марк Твен)
Доброта – отзывчивость, сочувствие, дружеское расположение к людям; всё положительное, хорошее, полезное. (Лев Толстой)
— Сегодня на уроке мы будет открывать секреты доброты.
— Давайте вспомним, с чего мы начали наш сегодняшний урок?
Сделайте вывод: С чего же начинается доброта?
(Доброта начинается с приветливости, дружелюбия, улыбки. )
Ты почаще улыбайся,
Веселись и песни пой.
Будет всем тогда приятно
Познакомиться с тобой.
Хочешь, чтоб тебя любили?
Делай людям ты добро.
Очень скоро убедишься –
Поступаешь ты умно!
Притча о добре и зле.
Однажды мудрец собрал своих учеников и показал им обычный лист бумаги, где нарисовал маленькую черную точку.
Он спросил их: “Что вы видите?”
Все хором ответили, что черную точку.
Ответ был не верным. Мудрец сказал: “А разве вы не видите этот белый лист бумаги — он так огромен, больше, чем эта черная точка!”
Вот так и в жизни — мы видим в людях первым делом что-то плохое, хотя хорошего намного больше. И лишь единицы видят сразу “белый лист бумаги”
— Чему учит эта притча? Сформулируйте секрет доброты!
В окружающих людях прежде всего надо замечать положительные качества.
— А как вы думаете, легко ли быть добрым? (Ответы детей)
1) Прочитайте притчу.
2) Подумайте: всегда ли доброе дело бывает во благо окружающих?
3) Сделайте вывод: О каком секрете доброты идёт речь в этой притче?
Добрый император
Жил когда-то император, который очень любил птиц. Он узнал, что мальчишки стреляют их из рогаток, и объявил:
— Кто принесет во дворец живую птицу, тот получит горсть риса.
Случилось, что императора навестил мудрец из соседнего княжества. Он увидел во дворце голубей и спросил: “Зачем столько птиц?”
— У меня доброе сердце, и я спасаю их от мальчишек. Больше они не бьют голубей, а приносят их мне живыми.
— Кто же кормит птенцов?- поинтересовался мудрец.
— У птиц, которые живут теперь в комнатах дворца, остались в лесу беспомощные птенцы. Кто кормит их?
Тогда мудрец сказал:
— У вас доброе сердце, вы любите птиц, но никто им не принес столько зла, сколько вы. Все гнезда сейчас в наших лесах наполнены мертвыми птенцами. Вы спасли 500 голубей, но погубили в 5 раз больше!
Ах, как трудно быть добрым! – воскликнул огорченный император.
На это мудрец заметил:
— Какую мудрость содержит эта притча?
(Добро надо делать с умом. Ум без добра – плохо, но и добро без ума – не лучше)
— А чему ещё учит эта история?
(Общение с животными делает человека добрее).
— Назовите жанр литературы, в котором герои-животные могут мыслить и чувствовать, как человек, а ещё этот жанр характеризуется постоянной борьбой между силами Добра и Зла? (Сказка)
Задание: при появлении доброго героя сказки – хлопайте в ладоши? При появлении злого героя – топайте ногами.
“Притча о двух волках” (Читает учитель)
— Какова мораль этой притчи?
(В себе необходимо развивать добрые чувства и стараться избавиться от недостатков и дурных привычек.
Помнить русскую пословицу “С кем поведёшься – от того наберёшься!”)
4. Осознание и осмысление учебного материала (Самостоятельная работа в парах. Примечание: задания даются по рядам) (На каждой парте – раздаточный материал)
1) Прочитайте рассказ Валентины Осеевой “Три товарища”
2) Объясните, чему учит это произведение?
3) Сформулируйте секрет доброты, который открывает нам автор.
В.Осеева Три товарища
Витя потерял завтрак. На большой перемене все ребята завтракали, а Витя стоял в сторонке.
— Почему ты не ешь? — спросил его Коля.
— Плохо, — сказал Коля, откусывая большой кусок белого хлеба. — До обеда далеко ещё!
— А ты где его потерял? — спросил Миша.
— Не знаю. — тихо сказал Витя и отвернулся.
— Ты, наверное, в кармане нёс, а надо в сумку класть, — сказал Миша. А Володя ничего не спросил. Он подошёл к Вите, разломил пополам кусок хлеба с маслом и протянул товарищу:
1) Прочитайте 2 отрывка из газетных статей.
2) Подумайте, что их объединяет?
3) Сделайте вывод: О каком секрете доброты идёт речь?
Каждому хочется прожить долгую, здоровую жизнь, но, к сожалению, не каждому это под силу. В районном центре есть человек, который в октябре этого года отпразднует свой 99 день рождения. Это Минахмет Зигангиров.
Каждый его день, что раньше, что сейчас, насыщен событиями и делами.
В больнице он не частый посетитель. В силу уколов и таблеток верит мало.
Его часто спрашивают: “В чем все-таки секрет долголетия?”. Он, улыбаясь, отвечает: «Никакого секрета и нет. Нужно жить по совести, с уважением относиться ко всем, помогать по силам больным и немощным, тогда всё вернётся сполна. В доброте весь секрет. Будьте добрее друг к другу и увидите, как окружающие ответят тем же». [2]
Проверка работы в парах (Учащиеся каждого ряда читают предложенный текст и дают ответы на полученные вопросы и задания. Учитель дополняет либо исправляет сказанное детьми)
Слайды 21, 22, 23
5. Закрепление нового материала
— Поделись своей добротой!
— Посади дерево доброты!
Задание: На маленьких листах бумаги в виде листочка дерева напишите своё доброе пожелание всем окружающим и прикрепите на наше символическое “Дерево доброты”, изображённое на доске.
(После выполнения задания, каждый ученик озвучивает написанное пожелание на листочке и прикрепляет его к доске)
В жизни по-разному можно жить –
Можно в беде, а можно и в радости,
Вовремя есть, вовремя пить,
Вовремя делать гадости.
А можно так:
На рассвете встать –
И, помышляя о чуде,
Рукой обожженною солнце достать
И подарить его людям.
(Сергей Островой)
Добрым словом, добрым поступком часто удаётся совершить то, чего невозможно добиться никакими другими средствами. (Б.С. Форбс)
Нежными словами и добротой можно на волоске вести слона. (персидский поэт Саади)
Подумайте и сформулируйте ответы на вопросы:
— О чём вас заставил задуматься наш сегодняшний урок?
— Есть ли те знания, которые бы вы хотели использовать в своей дальнейшей жизни?
1. Отрывок из статьи “Секрет долголетия – доброта”, автор С.А. Татаринова (“Вестник ЗОЖ” № 2 – 2005г.)
2. Отрывок из статьи “Секрет – в доброте к людям”, автор Н.Чумарова (Газета “Сельская правда” от 30.06.2012).
3. “Притчи и мудрые высказывания о смысле жизни человека” (Сайт http://www.smisl-zhizni.ru/)
4. “Основы религиозных культур и светской этики. Модуль “Основы светской этики”. Методическое пособие”, авторы-составители Демидова Н.В., Бердинских М.В., Карцева Н.Н, Стародумова Э.В., Чирухина Л.С. (МОАУ дополнительного профессионального образования “Центр повышения квалификации работников образования”, Киров 2012)
5. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики. 4-5 классы: учеб. Для общеобразоват. учрежд.. – М., Просвещение, 2013.
6. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. 4-5 классы: справ. Материалы для общеобразовательных учреждений под редакцией В.А.Тишкова, Т.Д.Шапошниковой. – М., Просвещение, 2011
Презентация к уроку ОРКСЭ «Добро и Зло» ( 4 класс )
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
все полезное, хорошее, все, что помогает человеку и природе, идет им на пользу. Любовь Отзывчивость Спасибо Мама Помощь Родные Польза Забота
Добро — понятие нравственности, противоположное понятию зла, означающее намеренное стремление к бескорыстной помощи ближнему, а также незнакомому человеку, животному и растительному миру. «ВикипедиЯ» Ангел — символ добра и милосердия
отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать им добро.
Словарь русского языка С.И. Ожегова Зло – 1) Нечто дурное, вредное. 2) Беда, несчастье, неприятность. 3) Досада, злость
Зло — понятие нравственности, противоположное понятию добра, означает намеренное, умышленное, сознательное причинение кому-либо вреда, ущерба, страданий. «ВикипедиЯ» Картина Уильяма Блейка.
все плохое, дурное, вредное, обида, всё, что относится к беде и несчастью.
Не стой в стороне равнодушно, Когда у кого-то беда. Рвануться на выручку нужно, В любую минуту всегда. И если когда-то кому-то Поможет твоя доброта, Улыбка твоя, Ты счастлив, что день Не напрасно был прожит, Что годы живёшь ты не зря!
Выбери Соотнеси определения с их пожеланиями Пожелания Определения Добро пожаловать Формула вежливой просьбы Будьте добры Пожелание благополучия при отправлении в путь или в каком-нибудь начинании До добра не доведет Приветствие гостю В добрый час Кто-либо (что-либо) не приводит к хорошему результату
Найди дело, противоположное совершенному злу УКРАЛ СОЛГАЛ ПОЖАДНИЧАЛ СКАЗАЛ ЗЛОЕ СЛОВО ПОДАРИ ПОПРОСИ ПРОЩЕНИЕ ВЕРНИ НАБЕРИСЬ СИЛ СКАЗАТЬ ПРАВДУ
Объясни смысл пословиц Не одежда красит человека, а добрые дела. Доброе слово человеку, что дождь в засуху. Кто слишком долго думает о том, чтобы делать добро, тому нет времени быть добрым. Доброта – язык, на котором немые могут Говорить и некоторые глухие могут слышать.
Закончите предложение. “Я могу простить другого человека, если ….”, “Мне было одиноко, когда ….”, “Я раздражаюсь, если …”, “Я страдаю, когда ….”.
Добро, как Божья благодать, Спасеньем в жизни может стать, Друг, не жалей огня души, Дарить добро всегда спеши. И слово доброе, и дело Ты применить сумей умело, Их не жалей любому дать, Добром их души исцелять. С обидой в сердце трудно жить, Добром за зло умей платить. Тот, кто добро творить умеет, Зла сотворить уже не смеет, Дари, дружок, добро дари, За все добром благодари.
Тема 4. (стр.39-49) Ответить на вопросы Понятия
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Основы религиозных культур и светской этики
Курс повышения квалификации
Основы религиозных культур и светской этики: проблемы и перспективы преподавания в начальной школе
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Совсем недавно наши маленькие школьники впервые вошли в класс. Каждый день они знакомились с цифрами и буквами, и вот уже научились читать, закончили изучать свой первый школьный учебник, который у них называется «Азбука». И сегодня они пригласили Вас к себе на праздник. Поэтому у всех нас сегодня замечательное настроение
Номер материала: ДБ-1538956
Не нашли то, что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
Во всех педвузах страны появятся технопарки
Время чтения: 1 минута
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Ученые изучили проблемы родителей, чьи дети учатся в госпитальных школах
Время чтения: 5 минут
Российские юниоры завоевали 6 медалей на Международной научной олимпиаде
Время чтения: 2 минуты
Правительство направит регионам почти 92 миллиарда рублей на ремонт и оснащение школ
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Открытый урок по ОРКСЭ на тему «Добро и зло» (4 класс)
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Курс «Основы религиозной культуры и светской этики»
Модуль «Основы светской этики»
Тема урока: Добро и зло
Номер урока в теме: 1
Тип урока: урок предъявления новых знаний, интеллектуальных раздумий и проблемных поисков
Форма проведения урока: урок, основанный на нетрадиционной организации учебного материала: урок откровения.
Форма организации: групповая.
Цель : дать представление о нравственных понятиях «добро» и «зло», показать их противоположность
1) Создать условия для формирования этических форм поведения в обществе и общения друг с другом;
способствовать развитию умения анализировать собственные поступки и соотносить их с общечеловеческими ценностями;
Виды деятельности: беседа, устный рассказ на тему: «Почему плохо быть равнодушным?», выдвижение гипотезы, выборочное чтение, работа с иллюстрацией, обсуждение и анализ ситуаций.
Основные термины и понятия : добро и зло как основные этические понятия.
Оборудование и наглядность : учебное пособие для обучающихся, презентация по теме, ПК и проектор, рисунки, соответствующие понятиям отношения человека к себе, людям, природе, книги о добре и зле, чашечные весы, фасоль двух цветов, листы бумаги, карточки с “добрыми” и “злыми” словами; лист ватмана, цветная бумага.
Я рада видеть всех вас, ведь каждый из вас, словно маленькое солнышко, которое согревает всех своими тёплыми лучами. А вы своими улыбками и добрыми делами согреваете сердца окружающих.
2.Обсуждение результатов выполнения домашнего задания:
— Какое домашнее задание было предложено вам?
( Выяснить, почему плохо быть равнодушным?)
— Каково ваше мнение, мнение опрошенных? Совпали ли эти мнения?
(Привести примеры неравнодушного поведения людей в сложных или опасных ситуациях.)
3. Работа над рассказом В. Сухомлинского «Обыкновенный человек».
1) Чтение учителем рассказа.
2) Проверка восприятия. Анализ поступков героев рассказа:
— Про кого из проезжающих дед сказал, что «это не человек»? Почему?
— Почему третьего проезжающего он назвал «обыкновенным человеком»?
— Как еще можно назвать этого человека? ( неравнодушным, добрым )
4. Сообщение темы урока.
Сегодня мы с вами поговорим о важном, нужном качестве, без которого человек не может называться человеком. Наш урок посвящен теме «Добро и зло».
(Запись темы в тетради.)
5. Выдвижение гипотезы:
— Тема эта не нова. Как вы думаете, какие вопросы мы будем сегодня обсуждать на уроке? (Высказывания детей)
— Что такое добро и что входит в это понятие?
— Что такое зло, и какие есть наиболее распространенные его проявления?
— Почему нужно стремиться к добру и избегать зла?
— Что я могу сделать, чтобы наш мир стал добрее?
— Ответы на эти вопросы мы будем искать не только сегодня на уроке, но и всю жизнь.
Послушайте притчу и попробуйте определить ее тему:
— Что такое притча?( Притча – это иносказательный рассказ- нравоучение )
Притча о добре и зле.
Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку жизненную истину:
Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:
— А какой волк в конце побеждает?
Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:
— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
— А какого волка «кормишь» ты?
( Дети выполняют самоанализ: «Какой волк побеждает в них?»)
— Что вы можете сказать о словах добро и зло? (Антонимы)
— Эти два понятия сегодня на уроке будут олицетворять весы. В ходе нашего поиска ответа они нам помогут увидеть, как идет постоянная борьба между злом и добром.
— Прочитайте на с.13 определения добра и зла.
— Сначала мы ответим на вопрос: «Что такое зло?»
(В ходе ответов детей на чашечку весов кладется темная фасоль)
— А что мы положим на другую чашу весов? (Высказывания детей)
— Назовите поступки, которые вы считаете добрыми.
(В ходе ответов детей на чашечку весов кладется белая фасоль)
7. Обсуждение ситуаций.
— На мой взгляд, и добро, и доброта – синонимы. Доброта или добро – это стремление человека дарить радость людям. Я предлагаю обсудить две ситуации и ответить, по каким мотивам (с какой целью) совершалось доброе дело? Что побудило мальчиков совершить эти дела?
1) Работа в парах: чтение ситуаций и поиск ответов на поставленный вопрос
2) Обсуждение поступков:
— По каким же мотивам совершались добрые дела этими детьми?
— Как вы полагаете, смогут ли второй мальчик и Маша бескорыстно делать добро людям?
— Как бы вы поступили на месте этих детей?
8. Физминутка «Дорога добра».
9. Работа по учебному пособию (с. 13).
1) Работа с иллюстрациями.
— Рассмотрите рисунки: Почему дети делают уроки?
2) Выборочное чтение.
Прочитайте древнекитайское изречение
« «Я не знаю, что такое добро. То, что люди ценят во мне, и есть мои достоинства. Я не знаю, что такое зло. То, что люди не любят во мне,- вот это и есть мои пороки» и скажите, как вы поняли эти слова.
10. Так что же вкладывается в понятие добро?
Ребята, прочитайте слова М.Пришвина, записанные на слайде
«Доброта – это солнце, которое согревает душу человека».
— Как вы понимаете слова известного русского писателя Михаила Пришвина? (Высказывания детей).
(Запись высказывания М.Пришвина в тетрадь)
— Злой человек может стать добрым? (Высказывания детей)
— Опишите, как выглядит недобрый человек.
— Как вы думаете, что такое доброта? Давайте пофантазируем и представим себе доброту. Как она выглядит? (Высказывания детей)
Это словари русского языка. (Демонстрирация словарей)
Давайте познакомимся с определениями доброты из этих книг.
В.И. Даль: «Доброта – добродушие, доброжелательство, наклонность к добру, как качество человека. Не ищи красоты, ищи доброты».
С.И.Ожегов: «Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим».
б) Игра «Кто больше знает?»
1)Есть много слов, имён, фамилий с корнем – добр. Давайте проведём конкурс по рядам. Назовите слова с корнем – добр. Победит тот ряд, который последним назовёт слово.
2) Выберите пословицы, подходящие к теме нашего урока:
* Добрый думает о других, а злой о себе.
* Злой делает зло не себе, а другим.
* Плохо тому, кто добра не делает никому.
* Тому тяжело, кто помнит зло.
* Добро помни, а зло забывай.
* Доброе слово лечит, а злое калечит.
* Не одежда красит человека, а добрые дела.
в) Игра «Солнце добра»
— Вы превратились в маленького беззащитного муравьишку и ползёте по камню. Какая поверхность у камня: гладкая или шершавая, тёплая или холодная? Почему муравьишка чувствует себя беззащитным? Поделитесь своими впечатлениями. (Высказывания детей)
— Теперь представим себе, что у каждого из вас есть маленькое солнце. Это солнце — доброта. Она очень нужна и вам самим и близким вам людям. Ведь любовь и помощь согревают, как солнце. Как вы думаете, ребята, чего на земле больше: добра или зла?
Может быть, нам помогут это узнать весы? На одну чашу будем класть “зло” (таблички с надписями: Зависть. Жадность. Грубость. Предательство. Война. Ложь.)
— Чтобы победить зло, надо постараться, чтобы перевесила чаша весов с “добром”. Давайте вспомним, какие добрые дела вы совершили, и по капельке положим их на чашу весов с “добром”.
(Дети подходят по одному к весам, говорят о своём добром деле и кладут на чашу “капельку” (приготовленные заранее мелкие игрушки). Вскоре, чаша весов “добра” перевешивает чашу “зла”.)
— Вот видите, ребята, как можно победить зло. Так и в жизни: капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеёк, ручейки – в реку, реки – в море, моря – в океан добра. Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след. Один мудрец заметил: человек прожил жизнь не зря, если построил дом, вырастил сад и воспитал ребёнка. Давайте и мы с вами сейчас тоже сделаем одно общее доброе дело.
На чистый лист ватмана каждый учащийся наклеивает заранее заготовленные из цветной бумаги детали аппликации: дом, деревья, фигурки детей, облака, солнце, фигурки птиц и зверей, цветы. Получается общая красивая аппликация.
— Ребята, как мы назовём эту картину? (Высказывания детей)
— Какое чувство вы испытали, делая доброе дело? (Высказывания детей)
11. Подготовка к выполнению домашнего задания:
— О чем вы расскажете членам своей семьи и друзьям, которые не изучают новый предмет?
— Какой ответ вы дадите на главный вопрос нашего урока, что я могу сделать, чтобы наш мир стал добрее?
12. Домашнее задание:
1. Прочитать и обсудить с членами семьи и друзьями текст в пособии (с. 12-13).
2. Ответить на вопросы (с. 13)
3. Подобрать и записать пословицы о добре и зле.
4. Нарисовать символы добра и зла (по желанию)
— Какой самый главный вывод вы сегодня сделали для себя?
— Какую же дорогу в жизни мы выберем?
— Оцените урок. Удовлетворены ли вы результатом своей работы?
Ситуация 1 Добрый ли человек?
Маша получила «2» и, чтобы мама меньше её ругала, вымыла посуду.
Ситуация 2 Добрый ли человек?
Ваня зимой смастерил кормушку для птиц и постоянно насыпал туда хлебные крошки.
Ситуация 3 Добрый ли человек?
Когда старушка-соседка попросила мальчика сходить в магазин и купить ей хлеба, он согласился, но сказал, что она должна чем-то отблагодарить его.
Ситуация 4. Добрый ли человек?
Ученик, возвращаясь из школы увидел, как старушка, поставив на скамейку тяжёлый пакет, не могла отдышаться. Он помог донести груз, хотя ему было не по пути.
В другой раз он увидел на перекрёстке старика, который не решеался перейти дорогу. Мальчик взял его за руку и перевёл на другую сторону. Старик собрался отблагодарить его, но мальчика рядом не оказалось.
В.Сухомлинский «Обыкновенный человек»
— В жаркой, сухой степи колодец. Возле колодца изба, в ней живут дед с внуком.
У колодца на длинной веревке ведро. Идут, едут люди – заворачивают к колодцу, пьют воду, благодарят деда.
Однажды ведро оторвалось и упало в глубокий колодец. Не было у деда другого ведра. Нечем воды достать и напиться.
На другой день утром подъезжает к дедовой избе мужик на телеге. Под соломой у него ведро. Проезжий посмотрел на колодец, глянул на деда с внуком, ударил кнутом лошадей и поехал дальше.
— Что это за человек? – спросил внук деда.
В полдень проезжал мимо дедовой избы другой хозяин. Он достал из-под соломы ведро, привязал к веревке, достал воды и напился сам, дал напиться деду и внуку; вылил воду в сухой песок, спрятал ведро опять в солому и поехал.
— Что это за человек? – спросил внук.
— И это еще не человек, ответил дед.
Вечером остановился у дедовой избы третий проезжий. Он достал из телеги ведро, привязал к веревке, набрал воды, напился. Поблагодарил и поехал дальше., а ведро оставил привязанным у колодца.