Что такое доиндустриальный этап

Что такое доиндустриальный этап

С точки зрения развития производительных сил, техники и технологии производства выделяют доиндустриальный, индустриальный и постиндустриальный типы экономического роста.

Исторически доиндустриальный тип экономического роста охватывает несколько веков, которые предшествуют XIX веку в развитых капиталистических странах.

Некоторые отсталые в экономическом отношении страны и сегодня находятся на этапе доиндустриального экономического роста. При этом типе экономического роста основной отраслью в национальной экономике является сельское хозяйство. Это значит, что большая часть населения живет на селе, занимается сельским хозяйством, а удельный вес сельского хозяйства в ВВП превышает половину. В некоторых работах доиндустриальное аграрное развитие называется как этап традиционного общества.

Как правило, доиндустриальное общество имеет очень низкие темпы экономического роста. Статистики в тот период не велось, но можно предположить, что если население увеличивалось на 0,1 % в год в среднем – характерная черта того периода, то, значит, темпы экономического роста тоже приблизительно равны 0,1 % (может, чуть больше 0,2–0,3 %). Поскольку техника и технология веками не изменялись, то по мере роста населения рос и объем ВВП.

Важнейшим достижением доиндустриального экономического роста, подготовившим почву к переходу к индустриальному типу, стало создание мануфактуры. Мануфактура, по определению, – это кооперация, основанная на разделении труда. Она была господствующей в странах Западной Европы с середины XVI до последней трети XVIII века. Таким образом, почти два века длился мануфактурный этап доиндустриального экономического роста.

Различают три вида мануфактур.

Гетерогенная мануфактура. Она характеризуется механическим соединением деталей, из которых получается готовый продукт. К числу таких гетерогенных мануфактур относится производство карет, часы.

Органическая мануфактура. Характеризуется тем, что готовый продукт получается в результате последовательного чередования операций над одним предметом. Например, производство иголок, булавок, бутылок. Каждое из этих изделий требует около сотни операций.

Рассеянная мануфактура, которая предполагает использование рабочих на дому.

Особенностью всех 3-х видов мануфактур является то, что в центре них стоит рабочий, человек. Поэтому сама мануфактура – это совокупность работников.

При этом, по сравнению с простой кооперацией, в мануфактуре произошли серьезные изменения. Главное изменение в том, что отдельный рабочий мануфактуры стал специализироваться на одной какой-то рабочей операции. И теперь уже в силу разделения труда отдельный работник мануфактуры не мог выполнить весь цикл работ по производству готового продукта, в отличие от простой кооперации, где ремесленник в принципе все мог от начала до конца делать сам, для этого требовалось овладение большим количеством профессий. Это обстоятельство привело к следующим важным последствиям.

Рост профессионализма, виртуозности в выполнении одной какой-то простейшей операции, что резко повышает производительность труда работника мануфактуры по сравнению с работником простой кооперации.

Сокращение времени на подготовку работника. Если в мастерской ремесленника, как правило, брали на выучку в возрасте 7–8 лет и учили его лет 10–15 для того, чтобы он стал профессионалом, то в условиях мануфактуры, когда надо обучить выполнению одной операции, времени на подготовку специалиста требовалось значительно меньше.

В мануфактуре стало быстро расти использование специализированных орудий труда, которые, как правило, были нацелены на выполнение одной какой-то простейшей операции. Это в конце концов подготовило почву для изобретения машин.

Второй с точки зрения производительных сил – это индустриальный тип экономического роста. Из самого названия вытекает, что главная черта этого типа – интенсивный рост промышленности, предполагающий переворот в самой материальной основе производства.

На первое место в национальной экономике вместо сельского хозяйства выходит промышленность. Что касается сельского хозяйства – основы доиндустриального этапа экономического роста, то оно переводится на путь индустриального экономического роста, что в конечном итоге приводит к резкому повышению производительности сельскохозяйственного труда.

Статистика показывает такие цифры: во всех индустриально развитых странах в 1913 году в сельском хозяйстве было занято 72,5 млн человек. В этих же странах в 1987 году – всего 25 млн человек, в три раза сократилась численность сельскохозяйственных работников. В 1820 году каждый сельскохозяйственный работник производил продукцию, которой можно было прокормить четыре человека. В 1947 году – 14 человек, в 1987 году – 96 человек.

Поэтому в индустриально развитых странах число сельскохозяйственных работников в настоящее время не превышает 2–4 % от всего населения страны, при этом они обеспечивают не только свою страну сельскохозяйственной продукцией, но даже имеют ресурсы сельскохозяйственной продукции для экспорта.

В результате резкого повышения производительности труда общество с меньшими затратами труда, капитала и природных ресурсов – всех факторов производства – производит большее количество и сельскохозяйственных, и промышленных товаров, а также услуг.

Отмечено, что в доиндустриальном обществе в центре стоял человек с его потребностями. В индустриальном обществе на первое место в экономике выходят производство и доходы, поэтому для индустриального общества типичным является рост не только производства, но и доходов в расчете на душу населения.

В современных развитых странах индустриальный рост охватывает период с начала XIX века по настоящее время, то есть он длится уже в течение двух веков. За этот период происходят значительные не только количественные, но и качественные изменения в национальной экономике, поэтому весь двухвековой этап индустриального экономического роста можно разбить на несколько подэтапов – крупных периодов.

Третий, постиндустриальный тип экономического роста – это такой тип экономического роста, когда в центр экономической системы перемещается человек с его потребностями. Его настоящее и будущее – главная забота всего общества. Таким образом, с точки зрения философии происходит как бы отрицание отрицания.

Человек со своими потребностями, правда ограниченными, стоял в центре доиндустриального общества.

В условиях индустриального общества на первое место выступают производство, темпы экономического роста и доходы.

В постиндустриальном обществе происходит отрицание отрицания: производство и доходы уходят как бы в основание экономической системы, а на первое место опять выступает человек, его настоящее и будущее, но на более высоком уровне, чем это было в индустриальном типе экономического роста.

Последовательная смена доиндустриального, индустриального и постиндустриального типов экономического роста отражает этапы экономического развития как отдельных стран, так и всего мирового хозяйства.

Источник

Лигостаев Александр Георгиевич

Доиндустриальное общество обращается к социальным признакам и формам политической и культурной организации, которые были распространены перед появлением Промышленной революции, которая произошла с 1750 до 1850. Доиндустриальный время, прежде чем были машины и инструменты, чтобы помочь выполнить задачи. Доиндустриальная цивилизация относится ко времени несколько веков назад, но главная эра, известная как Доиндустриальное Общество, произошла прямо перед Индустриальным обществом. Доиндустриальные общества варьируются от области до области в зависимости от культуры данной области или истории общественной жизни и политической жизни. Европа известна ее Феодальной Системой и Средневековая эра.
Признаки доиндустриальных обществ

Ограниченное производство (т.е. artisanship против массового производства)
Прежде всего сельскохозяйственная экономика
Ограниченное разделение труда. В доиндустриальных обществах производство было относительно просто, и число специализированных ремесел было ограничено.
Ограниченное изменение социальных классов
Узость — Коммуникации были ограничены между сообществами в доиндустриальных обществах. У немногих была возможность видеть или услышать вне их собственной деревни. Напротив, индустриальные общества выросли с помощью более быстрых средств сообщения, имея больше информации под рукой о мире, позволив передачу знаний и культурное распространение между ними.
Население росло с существенными скоростями
Социальные классы: крестьяне и палата лордов
Прожиточный минимум проживания
Население, зависящее от крестьян для еды

Жизнь в доиндустриальном обществе

Все люди работали/жили в стране
Диета включала очень мало мяса
Большинство людей было неграмотным
Высокие уровни бедности и неравенства
Эпидемии были общими, а также другими чрезвычайными болезнями
Война часто происходила между разными странами.

Экономические системы доиндустриальных обществ

Индустриа́льное о́бщество — общество, сформировавшееся в процессе и в результате индустриализации, развития машинного производства, возникновения адекватных ему форм организации труда, применения достижений научно-технологического прогресса. Характеризуется массовым, поточным производством, механизацией и автоматизацией труда, развитием рынка товаров и услуг, гуманизацией экономических отношений, возрастанием роли управления, формированием гражданского общества.[1].

Индустриальное общество — это общество, основанное на промышленности с гибкими динамичными структурами, для которого характерны: разделение труда и рост его производительности, высокий уровень конкуренции, ускоренное развитие предпринимательского ресурса и человеческого капитала, развитие гражданского общества и систем управления всех уровней, широкое развитие средств массовой коммуникации, высокий уровень урбанизации и рост качества жизни.

Индустриальное общество возникает в результате промышленной революции. Происходит перераспределение рабочей силы: занятость населения в сфере сельского хозяйства падает с 70-80 % до 10-15 %, за счет чего возрастает доля занятости населения в промышленности, торговле и других несельскохозяйственных сферах занятости, что ведет к росту доли городского населения (80-85%).

Доминирующим фактором производства становится предпринимательская деятельность. Впервые ввел предпринимательский ресурс в качестве ведущего фактора развития Йозеф Шумпетер[2]. В результате научно-технической революции индустриальное общество трансформируется в постиндустриальное общество[3].

Источник

Отраслевая структура мирового хозяйства

Урок 17. География 10 класс ФГОС

Что такое доиндустриальный этап. Смотреть фото Что такое доиндустриальный этап. Смотреть картинку Что такое доиндустриальный этап. Картинка про Что такое доиндустриальный этап. Фото Что такое доиндустриальный этап

Что такое доиндустриальный этап. Смотреть фото Что такое доиндустриальный этап. Смотреть картинку Что такое доиндустриальный этап. Картинка про Что такое доиндустриальный этап. Фото Что такое доиндустриальный этап

В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.

Получите невероятные возможности

Что такое доиндустриальный этап. Смотреть фото Что такое доиндустриальный этап. Смотреть картинку Что такое доиндустриальный этап. Картинка про Что такое доиндустриальный этап. Фото Что такое доиндустриальный этап

Что такое доиндустриальный этап. Смотреть фото Что такое доиндустриальный этап. Смотреть картинку Что такое доиндустриальный этап. Картинка про Что такое доиндустриальный этап. Фото Что такое доиндустриальный этап

Что такое доиндустриальный этап. Смотреть фото Что такое доиндустриальный этап. Смотреть картинку Что такое доиндустриальный этап. Картинка про Что такое доиндустриальный этап. Фото Что такое доиндустриальный этап

Конспект урока «Отраслевая структура мирового хозяйства»

Отраслевая структура мирового хозяйства

Известно, что человеческое общество в своём развитии проходит три последовательных стадии – доиндустриальную, индустриальную, постиндустриальную.

Доиндустриальный этап – это самая ранняя стадия развития общества, существовавшая до середины 18 века. В эту эпоху преобладало натуральное сельскохозяйственное производство. Человек мог себя реализовывать только благодаря сельскому хозяйству. Для этого этапа характерен низкий уровень экономического развития общества.

Индустриальный этап начался с развитием накопления у частных лиц значительных денежных средств, необходимых для создания крупных предприятий.

Так, в странах Европы, Северной Америки, Советского Союза приоритетными отраслями мирового хозяйства стало не сельское хозяйство, а сфера промышленности и строительства.

Индустриальное общество – это общество, основанное на промышленной сфере хозяйства. Данная промышленная сфера включает в себя разделение труда и рост его производительности; высокий уровень конкуренции; ускоренное развитие человеческого капитала; высокий уровень урбанизации; повышение качества и уровня жизни общества.

Основной тенденцией развития индустриального общества стало интернационализация производства. Главным ее фактором стал переход стран мира в 60-80-е года 20 столетия на новый уровень развития – постиндустриальный этап.

Постиндустриальное общество – это общество, в экономике которого преобладает информационные технологии. Таким образом, отраслевую структуру Мирового хозяйство можно отобразить в виде таблицы.

Отраслевая структура мирового хозяйства

Что такое доиндустриальный этап. Смотреть фото Что такое доиндустриальный этап. Смотреть картинку Что такое доиндустриальный этап. Картинка про Что такое доиндустриальный этап. Фото Что такое доиндустриальный этап

Из таблицы видно, что к доиндустриальному этапу развития относят сельское хозяйство. К индустриальному этапу относят промышленность, строительство и транспорт. К постиндустриальному этапу относится сфера услуг.

Нельзя не отметить, что каждая отраслевая структура мирового хозяйства и сейчас преобладает в современном мире. Доиндустриальная структура экономики представлена только в некоторых странах мира, в первую очередь, в наименее развитых. Большая часть таких стран расположено в Африке (здесь насчитывается 33 страны). В Азии расположена вторая по численности группа (преобладает 14 стран), 3 страны расположены в Океании.

Индустриальная структура экономики еще в середине 20 века преобладала во всех экономически развитых странах мира. К числу экономически развитых стран на сегодняшний момент ООН относит около 60 стран Европы, Азии, Африки, Северной Америки, Австралии и Океании. К наиболее индустриально развитым странам мира относят США, Японию, Германию, Францию, Италию, Великобританию и Канаду. Они характеризуются высоким уровнем экономического и социального развития.

Промышленная сфера индустриального этапа включает в себя следующие наукоемкие отрасли:

· производство электронного оборудования;

· производство средств телекоммуникаций;

· производство промышленного оборудования;

· индустрия новых конструкционных материалов.

Возрастают также объемы автомобильной отрасли машиностроения, материалов для строительной промышленности, набирает обороты химическая промышленность. Ведущей отраслью экономики является и транспортное машиностроение: выпуск строительных машин, авиатехники.

Постиндустриальную систему экономики можно отобразить в виде таблицы.

Постиндустриальная система экономики

Что такое доиндустриальный этап. Смотреть фото Что такое доиндустриальный этап. Смотреть картинку Что такое доиндустриальный этап. Картинка про Что такое доиндустриальный этап. Фото Что такое доиндустриальный этап

Из таблицы видно, в экономической сфере система экономики характеризуется переходом от производства продукции к производству услуг. В области политики – формированием правового государства и дальнейшего развития экономики. В социальной сфере характеризуется развитием гражданского общества. В области духовной сферы приоритет отдается науке и образованию.

Постиндустриальное общество характеризуется преобладанием в своей структуре рынка потребительских благ, который представлен в виде двух составляющих компонентов: рынок потребительских товаров и рынок потребительских услуг.

Что такое доиндустриальный этап. Смотреть фото Что такое доиндустриальный этап. Смотреть картинку Что такое доиндустриальный этап. Картинка про Что такое доиндустриальный этап. Фото Что такое доиндустриальный этап

Исторически сложенный процесс формирования мирового хозяйства является целостным и динамичным процессом, приобретающий все более глобальный характер. Процесс его становления еще не завершен, поскольку продолжается более глубокое развитие всех факторов отраслей мирового хозяйства, которые его предопределяют.

Главной тенденцией развития мирового хозяйства является научно-технических прогресс, который «не стоит на месте». Уже в будущем планируется производить электрическую одежду. Физик из Университета Уэйк Форест разработал ткань, которая может служить зарядным устройством — она преобразовывает разницу в температуре различных частей своей поверхности в электроэнергию.

Источник

Доиндустриальный этап

Что такое доиндустриальный этап. Смотреть фото Что такое доиндустриальный этап. Смотреть картинку Что такое доиндустриальный этап. Картинка про Что такое доиндустриальный этап. Фото Что такое доиндустриальный этап Что такое доиндустриальный этап. Смотреть фото Что такое доиндустриальный этап. Смотреть картинку Что такое доиндустриальный этап. Картинка про Что такое доиндустриальный этап. Фото Что такое доиндустриальный этап Что такое доиндустриальный этап. Смотреть фото Что такое доиндустриальный этап. Смотреть картинку Что такое доиндустриальный этап. Картинка про Что такое доиндустриальный этап. Фото Что такое доиндустриальный этап Что такое доиндустриальный этап. Смотреть фото Что такое доиндустриальный этап. Смотреть картинку Что такое доиндустриальный этап. Картинка про Что такое доиндустриальный этап. Фото Что такое доиндустриальный этап

Что такое доиндустриальный этап. Смотреть фото Что такое доиндустриальный этап. Смотреть картинку Что такое доиндустриальный этап. Картинка про Что такое доиндустриальный этап. Фото Что такое доиндустриальный этап

Что такое доиндустриальный этап. Смотреть фото Что такое доиндустриальный этап. Смотреть картинку Что такое доиндустриальный этап. Картинка про Что такое доиндустриальный этап. Фото Что такое доиндустриальный этап

Первый этап еще только потенциальной жизни брендов в обычных товарах обозначен следующими чертами доиндустриального, аграрного общества: региональная автономия, раздробленность мелких административных субъектов, культурная монополия правящего класса и столицы, малозначимость масс для культуры и политики, властная вертикальная интеграция и членство в обществе, в соответствии с родством, кастой, религией. Изначально на обычном рынке для обычных покупателей присутствовали простая соленая соль, простая пшеница, пакля, мыло и еще несколько сотен товаров называвшихся, так же как и сам продукт. Но эти товары еще не были обозначены и связаны с покупателем психологически и эмоционально, не был создан их индивидуально-личностный характер, не была выражена их не продуктовая сущность. Т.е. в целом еще не существовало всего того, что составляет суть бренда и помогает рождаться и сбываться мечтам потребителей. Дело как раз было в том, что все эти обиходные продукты продавались для самого “приземленного” потребления, удовлетворения физиологических потребностей и не имели никаких особых самостоятельных ценностей. Они были просто куском мыла, т.е. тем, что хорошо моет и не имели таких особых дополнительных атрибутов, как способность к очарованию или превращению всего в красоту. В то же время, например, у каждой буханки хлеба был свой собственный запах, вкус, вес и т. д. — в зависимости от того, кто его испек. В этом смысле все продукты были уникальными, в отличие от продуктов индустриального общества, с их массовым и стандартным характером. Продукты в доиндустриальном обществе выполняли исключительно утилитарные функции. Однако потребитель еще не был потребителем в современном понимании: он не был подвергнут рекламному воздействию, не впитал идеи брендов через маркетинговые коммуникации и рекламу. Человек большей частью покупал товар только для того, чтобы удовлетворить свои потребности в еде, питье, безопасности, и т. д., то есть, руководствуясь практическими соображениями, которые и реализовывались через обезличенные товары.

Таким образом, товары доиндустриального периода обслуживали лишь насущные материальные потребности людей, в противовес другим некоммерческим ценностям, удовлетворявшим более “высокие” потребности (психологические, социальные, культурные, духовные): отношения человека с семьей, друзьями, государством, религией и прочим.

Индустриальный этап

На втором, индустриальном этапе, со становлением промышленности, ее ростом и исчезновением кустарного и ремесленного производства товары становятся все более стандартными, унифицированными и технологичными. В целом уменьшается региональная автономия, общество становится более интегрированным, благодаря развитию экономических и производственных связей, единому законодательству и общему управлению на уровне государств. Монополия правящего класса на культуру уходит в прошлое, повышается уровень образования населения (появляется массовое образование), доступ к культурным ценностям формально становится открытым для всех. Членство в обществе уже в большей степени определяется языком человека и его способностями. Экономика горизонтально интегрируется, и ее роль в общественном развитии становится ведущей вместе с некоторыми идеями, которые быстро распространяются на весь мир через ставшие их мощными ретрансляторами СМИ. Производство постепенно становится массовым и более дешевым, отсюда возникает и начинает складываться массовое потребление.

Ведущая роль экономики приводит к тому, что потребительское поведение начинает всячески пропагандироваться как нечто лучшее, что есть в жизни. Постепенно, под действием транслируемых через продвигаемые торговые марки идей, у людей складывается новое представление о богатстве, счастье, развитии – и главное – самой жизни и всего того, из чего она состоит. Это изменение происходит последовательно: от низших ценностей людей, таких как физиологические потребности, безопасность к высшим, таким как самоуважение и самореализация (смотри рисунок 1). В новых, формирующихся представлениях неотъемлемым элементом и участником становится бренд, но вначале только как бренд одного продукта. Товарам становящимся сходными по цене и качеству не остается ничего другого как при своей подаче потребителю постепенно замещать свои физические атрибуты, на эмоциональные, социальные, эстетические. При этом бренд использует не только материальные, но и психологические, эмоциональные, социальные потребности людей, т.е. обладание брендованным продуктом становится неотъемлемой частью уже не столько удовлетворенного физического, сколько социального и психологического комфорта.

Что такое доиндустриальный этап. Смотреть фото Что такое доиндустриальный этап. Смотреть картинку Что такое доиндустриальный этап. Картинка про Что такое доиндустриальный этап. Фото Что такое доиндустриальный этап

Все происходящие с людьми под действием брендов ведет, в конечном счете, к единой стратегической цели маркетинга – увеличению прибыли при росте марочного капитала и различается от бренда к бренду только в тактических моментах. При этом некоторые наиболее успешные бренды начинают расти и расширяться, захватывая под себя все новые продукты и образуя целые линейки разных, но еще достаточно сходных продуктов. Естественным является то, что со временем связь бренда с его потребителем усиливается при условии согласованности и развитии разносторонних маркетинговых коммуникаций бренда. В течение всего прошлого, ХХ века, поколение за поколением вырастали люди, чьи личные и социальные нормы и ценности все более становятся потребительскими – с одной стороны, и управляемыми через маркетинговые коммуникации – с другой, люди, мыслящие в терминах и рамках брендов. Под воздействием идей сильных брендов и идей индустриального потребительского общества происходит изменение выражения нравственных и моральных норм человека-потребителя. Происходит замещение того, через что выражаются иррациональные и экзистенциальные ценности, присутствующие априори в сознании людей. Теперь они начинают в большей степени реализовываться через потребительскую культуру и “особые” ценности продукта (бренд). В индустриальном этапе начинает исчезать зазор между ролью человека, которую он играет в обществе, и его сутью, он становится, в том числе и для себя самого тем, что потребляет.

Информационный этап

Насыщение товарами сформировавшегося общества потребления, развитие НТР, средств коммуникации и другие факторы ведут к формированию информационного общества, отличающегося значимостью информации и сете подобной, горизонтальной организацией. Важными характерными чертами информационного общества являются: приоритет третичного сектора экономики (услуги, наука), повышение ритма и скорости жизни; информационные технологии позволяют ликвидировать крупномасштабное производство. Основным ресурсом информационного общества становится знание и наука с их точечным воздействием, в отличие от индустриального, где ими являлись производственная мощь и высокие энергии. Основным элементом информационного общества становится не взаимодействие с природой как в доиндустриальном обществе и не ее преобразование как в индустриальном, а взаимодействие, “игра” между людьми.

На информационном этапе развития общества и брендов появляется много различных товаров, отличных друг от друга, по крайней мере, на первый взгляд. Они производятся разными небольшими партиями, часто под одной торговой маркой. При этом бренды расширяются, захватывая под себя, объединяя своей идеей принципиально различные товары. Меняется сам образ жизни человека, главное – человек перестает иметь постоянство на всю жизнь, и его жизнь может меняться чрезвычайно быстро. Ни профессия, ни образование, ни работа, ни даже что-то личное теперь для человека не являются окончательным. И в этом ему сильно помогают бренды: поддерживающие человека, позволяющие быстро менять свой стиль при их смене, а значит и восприятие человека обществом и самим собой. Главный конфликт общества из сферы производства (как было в индустриальном обществе) смещается в сферу потребления, т.е. борьба идет уже не за средства производства, а за условия труда, зарплату. Отход от массовости индустриального общества, насыщение потребителей в физическом и социальном плане вызывают к жизни бренды, включающие в себя ценности, все более близкие к вершине пирамиды Маслоу, что не мешает этим брендам, в том числе содержать в себе и декларировать более низкие ценности в пирамиде. Эти бренды предлагают потребителю весь комплекс и стройный набор ценностей и даже убеждений. В результате подачи себя потребителю комплексно, на большем количестве уровней пирамиды, а соответственно, усиления лояльности, торговые марки начинают объединять все больше товаров и товарных категорий (смотри рисунок 2). Они начинают говорить, а потребитель видеть в них возможность к самоуважению, самовыражению и, в итоге, самореализации. Они помогают потребителю впитать от них такие убеждения, как вера в добро и справедливость или, наоборот, эгоизм и самонадеянность. Потребители начинают через приобщение к брендам стремиться к реализации этих своих высоких моральных, эмоциональных и эстетических потребностей после удовлетворения их на физическом и социальном уровне. Все коммуникации бренда, в том числе реклама, становятся не столь информирующими потребителя о каких-либо свойствах и атрибутах товара, сколько вызывающие эмоции и приобщающие его к тому стилю жизни, которому в наибольшей степени соответствует сам четко выстроенный бренд (растет имиджевая составляющая в рекламе).

Учитывая увеличение количества информации и постоянное возрастание информационной, управленческой и психологически-стрессовой нагрузки на человека, бренд начинает предлагать человеку решение комплекса проблем: физического, эмоционального, социального, культурного и даже духовного планов, беря, таким образом, своего потребителя под защиту, предлагая под своим именем массу разных товаров. Выбрав тот или иной бренд с его многоуровневыми преимуществами по “решению всех проблем” и проявляя в дальнейшем лояльность к нему, потребитель избавляется, во-первых, от известного риска при покупке неизвестной марки (что может принести к непредвиденным результатам), а во-вторых, оберегает себя и устраняется от большого потока информации для принятия решения о покупке и в целом о стиле жизни. Таким образом, бренд старается решить как можно больше проблем потребителя и не только за счет своих уникальных свойств, функций, относящихся к физическим атрибутам и характеристикам, сколько предлагая комплекс решения проблем, в том числе и по отчуждению человека от общества и человека от самого себя.

Сухой остаток

Психологический механизм лояльности потребителя к бренду заключается в приобщении и частично в идентификации с самим брендом и его идеями. Приверженность возникает, когда человеку импонирует то, что как ему кажется, “думает” о нем и “делает” для него бренд. Человек потребляет тот товар, который представляется ему как бренд, содержащий не столько адекватные физические атрибуты продукта (это притом, что все товары обладают приблизительно одинаковыми качеством и характеристиками) сколько некие “высшие” свойства, предлагающий решение по возможности развития данного человека. Человек для себя и окружающих становится носителем ценностей и веры бренда, “причащается” ему как в религиозном обряде, становится частью коммуникации и дальнейшего продвижения бренда. Тем самым на время у потребителя возникает ощущение приближения или даже достижения цели своего существования, приобщения к высшему, сменяющееся затем новым “голодом” потребления, стимулируемым маркетинговыми коммуникациями, а главное, самой философией потребления. Таким образом, бренды, с одной стороны, постепенно стали инструментами поиска человеком высшего, а иногда и заместили сам экзистенциальный поиск, поставив себя на место высших ценностей, занимая место, ранее принадлежащее, например, религии. С другой стороны бренды становясь, некоей целью жизни, придают осмысленность и новую большую целеустремленность жизни самого потребителя. Так, например, религиозность замещается на почитание престижных марок, принятие их философии, на веру в счастье при их обладании. Сильные бренды действуют аналогично действию старой доброй религии, правда, немного упрощая путь и ведя человека по нему на первый взгляд с большей легкость. При этом они требуют того же, что и религия – энергии, поклонения, веры.

Целью маркетинговых коммуникаций, таким образом, является развитый фетишизм в виде замещения и подмены эмоционального, социального, духовного поиска человека на легко достижимые соответствующие аспекты бренда в обмен на его деньги. Это необходимо распространить на как можно большее количество людей, а для этого бренд должен присутствовать и быть привлекательным на большем количестве уровней пирамиды от бренда-продукта до бренда-религии и вести человека, добиваться от него своего приятия на как можно более высоком уровне и большем их количестве (что обеспечит бренду большую лояльность, смотри рисунок 1 и 2). Бренд и человек-потребитель как будто поменялись местами в сравнении с человеком и продуктом. То есть вместо службы продукта человеку бренд встает на место человека, требуя от него “службы” себе, внимания и времени, давая за это ему чувство покоя от иллюзии достижения цели, которую человек из “добрендового” мира с помощью маркетинга перевел теперь на бренд. Но за это человек платит помимо денег своей независимостью и снова гоним тем же или новым брендом дальше. Образно можно сказать, что в будущем нас ожидает “полнокровная”, “духовная” жизнь брендов с участием в ней потребителей реализующихся через бренды и посредством их. Но с другой стороны, есть ли большая разница в том, что ставит себе в идолы человек какую-либо старую, часто запутанную культурную идею (религию) или новый коммерческий бренд (ясный и сделанный для него, как говорится, спозиционированный). Таким образом, владельцы брендов стали новыми могущественными жрецами, как и экономика в свое время заменила или оттеснила многое.

Обозначим теперь некоторые современные атрибуты бренда и тенденции развития брендинга:

· антропоморфность, человекоподобие брендов с присущими им идеальными чертами и стремлениями (такими же, какие приписывает человек всему высшему)

· качество и надежность больше не являются ключевыми факторами при выборе бренда потребителем, т.к. они подразумеваются присутствующими продукту по умолчанию обязательными атрибутами продукта

· потребители начинают сопротивляться “голым” техническим атрибутам и новинкам товаров без обличения их в интуитивно понятную и эстетичную основу

· при создании брендов происходит смещение от “внешних” подходов, основанных на таких показателях как известность, востребованность, уникальность и т.п. к “внутренним” показателям, которые принимают во внимание ощущения потребителей, анализ человеческого восприятия бренда, тенденции в восприятии людей под действием бренда

· новые бренды начинают все больше настаивать на том, во что сами верят, и предлагают приобщиться к своей вере потребителям. Они хотят не просто нравиться потребителю, а убедить его в правильности и единственности своего видения мира, дать потребителю опору и уверенность

· проявляя большую настойчивость и подчас агрессивность бренд пытаются любой ценой захватить внимание потребителя и уже не отпускать его, используя рекомендации психологов, социологов, лингвистов и т.п. при создании и реализации своей интегрированной коммуникации с потребителем (как массового, так и личностного характера)

· при разработке современной торговой марки учитывается, с одной стороны, портрет будущих потребителей, факторы, определяющие их решения и действия (говорить на языке потребителя), а с другой стороны – разрабатываются и предлагаются потребителям те идеи и ценности, которые они смогут воспринять как свои или как желаемые, к которым они готовы стремиться (формирование потребителя)

Будущее

Как продолжение наметившихся тенденций на информационном этапе возможна консолидация маркетинговых усилий крупных ТНК (транснациональных корпораций) – владельцев глобальных брендов (смотри рисунок 3). Ими потребителям будет предложено нескольких стройных концепций стиля жизни, охватывающих большую часть “вкусов” людей. То есть интегрирование будет происходить как по горизонтали (много разных продуктов из разных товарных категорий), так и по вертикали (консолидация атрибутов, эмоций, ценностей, веры). Отдаленно это может напоминать огромные зонтичные бренды, которые уже выражают эту тенденцию к росту. То есть унифицированным, единым психологически и по стилю жизни группам потребителей будут предложены соответствующие концепции жизненного стиля с эклектичным набором товарных групп и соответствующими данной жизненной философии, но уже менее значимыми брендами. Ассоциирование брендов внутри одной концепции жизненного стиля будет основано на принципах схожести и взаимодополнительности различными брендами друг друга во всех товарных категориях, а так же вкладе в создание общей жизнеспособной концепции. Создание нескольких различных концепций стиля жизни, единых по внутреннему стилю брендов внутри них, которые обеспечат весь спектр и все уровни потребностей человека, а так же весь его жизненный цикл (от рождения до смерти) – дело уже не столь далекого будущего. Это предполагает значительно более высокую лояльность потребителей и принятие ими философии данного стиля жизни на глубинном психологическом уровне еще в раннем детстве. А пока, до образования этого монолитного комплекса из согласованных между собой брендов, все аспекты человеческой жизни будут все больше и всесторонне подвергаться давлению идей брендов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *