Что такое донаучный период
Донаучный этап
Наиболее длительный этап, охватывающий период от эпохи Античности и почти до конца XIX в., когда философы стремились понять, в чем сущность войн и какова их роль в жизни человека и общества.
Конфликт сначала находит отражение в древнем искусстве. Начиная с самых первых его форм – наскальной живописи, устного творчества (легенд, сказаний) – все несет на себе печать тех противоречий, той борьбы, которыми была пронизана реальная жизнь людей.
Основной конфликт данного периода – конфликт человека и природы.
Особый интерес представляют собой труды философов, из которых становится ясно, как шло развитие социальных отношений, как менялись оценки и восприятие конфликта и как постепенно на этом пути появлялись предпосылки научного понимания конфликта.
Древнегреческий философ Гераклит (530 – 470 гг. до н.э.) считал, например, что всё в природе и мироздании подвержено «круговороту и взаимопревращению», но единственным всеобщим законом является война, которая превращает одних людей в рабов, а других делает богами. Разделяя в целом идеи Гераклита, другой греческий философ – Эпикур (341 – 270 гг. до н. э.) считал, что войны и их последствия вынудят в конечном счете людей жить в мире. Геродот (490 – 425 гг. до н. э.) также был убежден, что «никто настолько не безрассуден, чтобы предпочесть войну миру».
Идея возникновения конфликта из социальной стратификации общества получила свое развитие в учении Платона (428/427-348/347 до н.э. Афины; др. греч философ ученик Сократа) — автора модели идеального государства, согласно которой люди и их добродетели располагались в трехступенчатой иерархии:
1) крестьяне и ремесленники, обеспечивающие своим трудом материальную основу общества, — сословие низшей добродетели (самообладание, покорность);
2) воины и чиновники, которые должны беспрекословно выполнять свой долг: охранять государство (отражать нападение внешних врагов и поддерживать порядок внутри, охранять законы) — сословие добродетели мужества;
3) правители, которые определяют законодательство и управляют государством — сословие добродетели мудрости.
Ученик Платона Аристотель (384-322 до н.э.; др. греч. философ, воспитатель Александра Македонского) в своем трактате «Политика» указывал на источники конфликтов, в числе которых имущественное и социальное неравенство людей, а также наглость, страх, пренебрежение законом, несходство характеров, чрезмерное возвышение одних и унижение
Постепенно в трудах философов появляется идея о насилии справедливом и несправедливом. Эта мысль Цицерона (106 – 43 гг. до н. э.) о войне как отмщении за причиненное зло, как о насилии справедливом была продолжена в Средние века Фомой Аквинским (1125 – 1274), хотя и с оговоркой, что война всегда грех.
Развиваясь, взгляды философов переходят от позиции признания войны к пониманию значимости мира для человека, к осознанию важности его построения. Христианская философия в соответствии с заветами Евангелия с самого начала своего развития стремилась доказать преимущества мира, согласия и братства между людьми. Принцип несовместимости войн с учением Христа ставится под сомнение уже в IV в. В это время проблема насилия и ненасилия достаточно глубоко прорабатывалась и в других религиозных учениях.
На этапе донаучного развития конфликтологии происходило осмысление роли конфликтов в человеческой жизни, хотя самого термина еще не существовало. В философии, по сути, вызревало отношение к конфликту через понимание войны и мира, насилия и подавления.
Дата добавления: 2014-12-26 ; просмотров: 888 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Донаучный период в теории и практики управления
Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 17:45, реферат
Краткое описание
Практика менеджмента восходит к древнейшим временам, когда в третьем тысячелетии до н. э. в Шумерах и Египте появились первые правительственные организации. Экономическая деятельность осуществляется человечеством в течение тысячелетий, и столько же времени осуществляется управление ею. Много веков назад существовали и транснациональные банки наподобие банка семейства Медичи, и такие торговые корпорации, как Ост-Индская компания. Но формальное изучение менеджмента — относительно новое явление. Если можно так сказать, «донаучный» период развития теорий менеджмента охватывает период с конца XVIII по конец XIX столетия или, иными словами, со времени появления в Англии фабричной системы до момента возникновения в США научного менеджмента.
Оглавление
Файлы: 1 файл
донаучный период 1.doc
1. Донаучный период в развитии теории и практики управления. 4
Практика менеджмента восходит к древнейшим временам, когда в третьем тысячелетии до н. э. в Шумерах и Египте появились первые правительственные организации.
Экономическая деятельность осуществляется человечеством в течение тысячелетий, и столько же времени осуществляется управление ею. Много веков назад существовали и транснациональные банки наподобие банка семейства Медичи, и такие торговые корпорации, как Ост-Индская компания. Но формальное изучение менеджмента — относительно новое явление. Если можно так сказать, «донаучный» период развития теорий менеджмента охватывает период с конца XVIII по конец XIX столетия или, иными словами, со времени появления в Англии фабричной системы до момента возникновения в США научного менеджмента.
Например, Адам Смит в своем капитальном труде «Богатство наций» (1776) приводит ряд усовершенствований, направленных на повышение производительности, которое может быть обеспечено благодаря разделению труда.
История менеджмента начинается с «предыстории» ( от древних цивилизаций до новой истории) зарождения менеджмента как особого научного знания и вида деятельности.
Сегодня вряд ли кто скажет, как и когда зародилось искусство и наука управления. Менеджмент в той или иной форме существовал всегда там, где люди работали группами и, как правило, в трех сферах человеческого общества:
1) политической – необходимость установления и поддержания порядка в группах;
2) экономической – необходимость в изыскании, производстве и распределении ресурсов;
3) оборонительной – защита от врагов и диких зверей.
Даже в самых древних обществах требовались личности, которые бы координировали и направляли деятельность групп (сбор пищи, строительство жилья и т. п.). К примеру, египетские пирамиды – это памятник управленческого искусства того времени, поскольку строительство таких уникальных сооружений требовало четкости в планировании, организации работы великого множества людей, контроля за их деятельностью.
В развитии теории и практики управления выделяют два крупных исторических периода: донаучный и научный.
Первый период – донаучный период – начиная с 9-го – 7-го тысячелетия до н. э. Примерно до XVIII в. Второй период – научный период (1776 г. – до настоящего времени).
1. Донаучный период в развитии теории и практики управления
Наиболее длительным был первый период развития управления – начиная с 9-7 тыс. лет до н. э. примерно до XVIII в. Прежде чем выделиться в самостоятельную область знаний, человечество тысячелетиями по крупицам накапливало опыт управления.
На стадии первобытнообщинного строя управление осуществлялось сообща, всеми членами рода, племени или общины. Старейшины и вожди родов и племен олицетворяли собой руководящее начало всех видов деятельности того периода.
Примерно в 9-7 тыс. до н. э. в ряде мест Ближнего Востока произошел переход от присваивающего хозяйства (охоты, сбора плодов и т. п.) к принципиально новой форме получения продуктов – их производству (производящая экономика). Переход к производящей экономике и стал точкой отсчета в зарождении менеджмента, вехой в накоплении людьми определенных знаний в области управления.
В Древнем Египте был накоплен богатый опыт управления государственным хозяйством. В этот период (3000-2800 гг. до н. э.) сформи4ровался достаточно развитый для этого времени государственный управленческий аппарат и его обслуживающая прослойка.
Одним из первых, кто дал характеристику управления как особой сферы деятельности, был Сократ (470-399 гг. до н. э.). Он проанализировал различные формы управления, на основе чего провозгласил принцип универсальности управления.
Платон (428-348 гг. до н. э.) дал классификацию форм государственного управления, сделал попытки разграничить функции органов управления.
Александр Македонский (356-323 гг. до н. э.) развил теорию и практику управления войсками.
Приведенные материалы не охватывают всех событий и дат, которые так или иначе характеризуют процесс накопления знаний в области управления, однако данный обзор позволяет в какой-то мере составить представление о том, на что обращалось внимание на самых ранних стадиях развития древнего искусства и новейшей науки – менеджмента.
Большинство исследователей того времени полагали, что менеджмент – это искусство. Такое понимание менеджмента связано с тем, что не все работники по своим параметрам подходят для руководящей должности. Имеются определенные черты характера и навыки, которые свойственны всем преуспевающим менеджерам. Поэтому многие исследователи приняли подход при изучении личности с точки зрения характера. То есть, если установить черты характера, свойственные менеджеру, то можно найти людей, которые обладают такими качествами.
Результаты этих исследований показали, что определить параметры по чертам характера невозможно, что даже такая вещь, как ум, в некоторых случаях может не иметь в менеджменте первостепенного значения. В итоге было установлено, что концепция черт характера просто не срабатывает.
2.1. Историческая периодизация развития менеджмента.
Идеи управления не всегда были такими, какими мы видим сегодня, хотя проблемы природы и принципов справедливого управления волновали мыслителей на протяжении многих веков.
В этой связи представляет интерес приводимый Бенгтом Карлом, шведским профессионалом- практиком в своей работе « Деловая стратегия», управленческий континуум, составленной Клодом Ст. Джорджем, в котором содержится описание развития менеджмента с 5000 г. до нашей эры. Данная таблица полностью показывает полное развитие менеджмента, то есть показывает все этапы и концепции формирования.
Индивидуум или этническая группа
Основной вклад в развитие менеджмента
Письменность; регистрация фактов.
Признание необходимости планирования, организации и контроля.
Признание необходимости «честной игры». Доверительные беседы- «облегчи свою душу».
Децентрализация в организации управления.
Признание необходимости письменных запросов. Использование рекомендаций «штаба».
Использование свидетелей и письменных документов для контроля; установление минимальной заработной платы; признание недопустимости перекладывания ответственности.
Централизация в организации управления.
Концепции организации, скалярный принцип, принцип исключения.
Признание необходимости организации, планирования, руководства и контроля.
Контроль за производством и стимулированием через заработную плату.
Признание необходимости систем и стандартов
Признание принципа специальности
Признание необходимости планирования, руководства и организации.
Формулировка принципа универсальности менеджмента
Признание менеджмента как особого вида искусства
Признание необходимости контактов между людьми, проведения исследований мотивации, составления планов и обработки материалов.
Использование научных методов труда и рабочего ритма.
Формулировка принципа специализации.
Использование описаний работ.
Использование рабочих спецификаций
Единоначалие. Золотое правило. Человеческие отношения.
Требование к руководителю.
Требования к менеджеру.
Франциско Ди Марко
Учет издержек производства.
Использование журнала доходов и гроссбухов.
Формы предпринимательской организации; обработка статистических отчетов.
Арсенал Венеции, венецианцы
Учет издержек производства; чеки и балансы для контроля; присваивание номеров при инвентаризации; использование метода конвейера; использование управления кадрами; стандартизация и взаимозаменяемость деталей; контроль товарных запасов; контроль себестоимости.
Призыв к усилению специализации; анализ недостатков плохого менеджмента руководства.
Осознание принципа массового согласия; признание необходимости целеустремленности в организации; определение качества руководителя.
Истоки теории власти; исследование влияния автоматизации.
Применение принципа специализации к промышленным рабочим; концепции контроля; расчет оплаты труда.
Обратил внимание на концепцию взаимозаменяемости частей.
Научные методы; использование методов исчисления себестоимости; контроль качества; концепция взаимозаменяемости частей; признание интервала менеджмента.
Джеймс Уатт, Маттеус
Стандартные операции; спецификации, рабочие методы; планирование; стимулирование заработной платой; стандартное время; стандартные данные; Рождественские праздники для служащих; Рождественские премии; страховое общество служащих; ревизии баланса и отчетности.
Роберт Оуэн, Нью-Ланарк, Шотландия.
Использование на практике личного опыта; ответственность за подготовку рабочих; строительство домов с удобствами для рабочих.
Анализ и обобщение человеческой мотивации.
Упор на научный подход; признание особой важности специализаций; разделение труда; исследование трудовых движений и затрат времени; влияние различных цветов на эффективность труда; исчисление себестоимости.
Маршалл, Логлин и др.
Признание и обсуждение относительной важности функций менеджмента
Интервал контроля; единоналичие; контроль труда и материалов; специализация- разделение труда; стимулирование через заработную плату.
Принципы организации, связи и информации в применение к железным дорогам.
Использование организационных схем для демонстрации структуры менеджмента. Применение систематического менеджмента на железнодорожном транспорте.
Использовал на практике мотивационные исследования; изучал воздействие различных инструментов на рабочего; исследование усталости.
Разработал для колледжа курс предпринимательского менеджмента.
Искусство менеджмента; наука управления.
План премиальных выплат, заработной платы.
Научный менеджмент; системный подход; кадровый менеджмент; необходимость кооперации между трудом и менеджментом; высокая заработная плата; равноправие между трудом и менеджментом; функциональная организация4 принцип исключительности в применении к цехам; система оценки себестоимости; методические исследования; исследование рабочего времени; определение научного менеджмента; упор на работу менеджера; упор на исследования, стандарты, планирование, контроль и кооперацию.
Наука мотивационных исследований.
Историческая периодизация Р.М.Фалмера
Роберт М. Фалмер, опираясь на периодизацию Роберта Е. Мура, предложил следующую историческую периодизацию развития управления:
-начало эпохи практицизма 6000-3000г. до н.э.
-годы до н.э. (до капитализма) 3000-500г. до н.э.
-классическая эпоха (500до н.э.-500г.н.э.)
-ранние стадии развития капитализма (500г. н. э. до 1400г. н.э.)
-капитализм до появления бизнеса (500- 1100гг.)
-мелкособственнический капитализм (1100-1400гг.)
-протестантский капитализм и меркантилизм (1400-1776гг.)
-промышленный капитализм в Новом Свете ( 1776-1890гг.)
-финансовый капитализм (1890-1933гг.)
-национальный капитализм (1933-1950гг.)
-управленческий капитализм (1950-1990гг.)
-предпринимательский капитализм (1990-е годы).
Собственно начало развития управленческой науки обычно связывают с периодом промышленного капитализма, с появлением в 1776 г. работы Адама Смита «Богатство народов». Это была эпоха специалиста по эффективности и руководителя производства. Многие бизнесмены согласились со А. Смитом в том, что только здоровая конкуренция обеспечит множество товаров и качество жизни для всех. Вместе с тем в этот период промышленные капиталисты практически не уделяли внимания финансовым аспектам бизнеса.
2.2. Особенности становления системы подбора кадров
Сегодня ценность «человеческих ресурсов» признается всеми. Но так было не всегда. Формирование целостной системы поиска и отбора персонала имеет долгую и сложную историю.
Весь период становления системы подбора кадров можно условно разделить на три основные этапа :
Донаучный этап начинается еще 4-5 тысяч лет назад в период формирования рабовладельческих государств на Древнем Востоке ( Шумера, Египет, Аркада).
Например, в Египте существовала школа чиновников, готовившая элитную касту государственных служащих. В эту школу был строжайший, целенаправленный отбор по многим критериям. Умственные способности, физическое развитие, культурный уровень и многое другое, влияли на зачисление в эту школу.
К началу нашей эры сформировалась очень сильная школа отбора в Древнем Китае. Конфуций и его приемники создали целую философию отбора чиновников и представителей знатных сословий. Основой отбора чиновника на службу стала не принадлежность к богатому и знатному роду, а личные заслуги, качество ума и интеллект.
Наивысшие достижения донаучного этапа приходятся на период рассвета Др. Греции. В ту пору профессионализм ремесленников, мореплавателей, воинов достиг невиданных высот. Поэтому требования к профотбору резко ужесточились и усложнились. Этому в значительной мере способствовали труды древнегреческих мыслителей (Аристотель, Платон и т.д.), которые впервые в истории попытались систематизировать критерии и качества, необходимые для того или иного рода деятельности. В средние века известно также не мало примеров применения различных способов поиска и отбора кадров, но все это были лишь попытки создать целостную систему отбора персонала. В донаучный период сформировались отдельные элементы, части этой системы, но более-менее законченную целостность она обрела позже.
Первым, кто решил научно обосновать проблему отбора кадров, были американский ученый Парсонс и известный немецкий психолог Мюнстерберг.
Но кардинальные изменения в системе отбора персонала стали возможны только к 20-м годам двадцатого века. В эти годы широко распространяется учение Тейлора о научной организации труда. В сфере кадровой политики Тейлор особое внимание уделял созданию специальной системы поиска и отбора персонала, а также оценке деятельности руководителя соответственно занимаемой должности. Наиболее развитые державы (США. Германия, Франция и т. д.) использовали систему Тейлора, а также активно разрабатывали свои собственные системы отбора кадров.
Донаучный период
Периодизация развития управленческой мысли: донаучный и научный периоды
В развитии теории и практики управления выделяют два крупных исторических периода: донаучный и научный.
Первые, самые простые, зачаточные формы упорядочения и организации совместного труда существовали на стадии первобытнообщинного строя. В это время управление осуществлялось сообща, всеми членами рода, племени или общины. Старейшины и вожди родов и племен олицетворяли собой руководящее начало всех видов деятельности того периода.
Первыми вопросы управления начали решать древние египтяне, они признали необходимость целенаправленной организации деятельности людей, ее планирования, контроля результатов. Это было связано не в последнюю очередь со строительством пирамид и другими крупномасштабными работами, предполагающими использование труда множества людей.
Ассирийский царь Навуходоносор II (604-562 до н.э.) разработал и внедрил систему производственного контроля на текстильных предприятиях и в зернохранилищах. Ее инструментом были разноцветные ярлыки, которыми помечались ежедневно поступающие партии сырья. Это позволяло определить сроки их нахождения в производстве или на складе.
На текстильных фабриках этого периода имеются примеры производственного контроля и стимулирования работников. Как средство контроля над пряжей на каждую партию из еженедельного поступления прикреплялся ярлычок разногоцвета, для того_чтобы определить, сколь долго находилась на фабрике та или иная партия сырья. Труд женщин, которые работали с пряжей, оплачивался продуктами питания, и количество их зависело от объема работы, выполненной каждой работницей. Царь Навуходоносор II также был автором проектов некоторых из семи чудес света, в частности Вавилонской башни и висячих садов Семирамиды.
В 500 г. до н.э. в произведении китайского ученого Сан Цу «Искусство войны» признается необходимость иерархической организации, межорганизационных связей, кадрового планирования.
Платон (428-348 гг. до н.э.) дал классификацию форм государственного управления: монархия и демократия (в которых господствуют законы), тирания и олигархия (в которых законы не соблюдаются); сделал попытку разграничить функции органов управления. Он первым в истории высказал научные идеи о разделении труда. В своих выступлениях он отмечал, что человек не может одновременно работать и по камню, и по железу, и по дереву, так как везде преуспеть у него нет возможности.
В 370 г. до н.э. Ксенофонт дает первое известное описание практических преимуществ разделения труда, рассматривая древнегреческую эргастерию (крупную мастерскую, где трудились сотни рабов).
Катон Старший (234- 149 до н.э.) писал, что, объезжая свое поле, владелец должен посмотреть, как далеко продвинулись работы, что сделано и что осталось сделать. После этого потребовать от управляющего отчета о проделанном, сравнить задания с результатом и получить объяснение, если часть их не выполнена. После ответов владелец должен, если работе помешала плохая погода, дать задание о ее организации в закрытых помещениях. Катон отмечал, что владелец должен давать управляющему письменный план работы на год и четко объяснять задачи, чтобы тот понял.
В Средние века многие мыслители пытались ответить на вопрос: что же движет людьми, побуждает их к активным действиям?
Н. Макиавелли (1469-1527 гг.) изучал политическую историю; отстаивал принцип единства власти; полагал, что политические системы находятся в вечном круговороте, не подчиненном никакой предустановленной свыше цели. В 1513 г. он в «Рассуждениях» отстаивает принцип единства власти. «Лучше доверить экспедицию одному человеку обычных способностей, чем двум людям, даже если они обладают выдающимися качествами и равноценными способностями».
Т. Мор (1478-1535 гг.) утверждал, что причиной всех бедствий является неравенство людей; считал, что функции управления и организации производства должны находиться в руках ученых жрецов.
Англичанин Т. Гоббс 1651 г. и его соотечественник Дж. Стюарт в 1767 г. доказывали, что основной мотив человеческого поведения заключается в стремлении к власти. Этот вывод, не такой уж далекий от истины, был сделан тогда, когда капитализм еще в недостаточной мере проявил себя и ученые в большей степени осмысливали поведение аристократии. Их соотечественник И. Бентам в книге «Введение в принципы морали и законодательства» отстаивал точку зрения, что мотивами человеческого поведения являются польза и удовлетворение.
Донаучный» период и «собственно научный» период в истории языкознания.
В своем развитии языкознание прошло два этапа: а) донаучный (примерно с IV в. до н.э. по XVIII в.), когда языкознание не осознавалось еще как самостоятельная наука и существовало в рамках филологии; б) научный этап, начавшийся с XIX в., когда языкознание выделилось в самостоятельную науку, с собственным предметом, отличным от предметов других наук.
1)Становление и развитие филологии. Филологические знания как обособленный вид деятельности и профессиональных занятий сложились в эллинистическую эпоху, к концу IV в. до н. э. К этому времени высшая точка подъема греческой культуры (V в. до н.э., так называемое «греческое чудо», «золотой век» древнегреческой литературы, философии, искусства) была уже позади, и новые поколения принуждены были жить преимущественно великим культурным наследством прошлого. Одним из наиболее влиятельных центров, сосредоточивших в себе собирание и изучение памятников древней греческой письменности, стала Александрия египетская. Здесь образовалась одна из громаднейших библиотек древнего мира, насчитывавшая до полумиллиона книг и рукописей.
Эти идеи из Александрии и других эллинистических центров были перенесены в Рим (первоначальным насадителем филологии в Риме был Кратес из Маллоса); она подспудно продолжала жить в течение Средних веков в очагах монастырской культуры, зажила новой жизнью после Возрождения и в конце концов была передана новому времени в виде мощной традиции классической филологии, то есть филологии, обращенной к памятникам Греции и Рима.
Ранние цивилизации: интерес к языку в рамках религии или философии. Древний Египет: практические задачи, связанные с обучением письму (поучения писцам, школьные упражнения, перечни слов для запоминания и правильного написания с XVIII в. до н.э.
Появление первичных знаний о языке в Древнем Египте связано с возникновением письменности. Никаких сочинений, которые позволили бы судить о теоретическом интересе египтян к языку, отдельным его проблемам, – до нас не дошло. На этом основании делается вывод, что в Древнем Египте «лингвистического учения» (т.е. совокупности каких-либо теоретических положений о языке) не было. Но некоторая совокупность знаний о языке была:
1. Древним египтянам не было известно понятие отдельного звука – фонемы, но они выделяли морфемы.
Древнеегипетская письменность включала в себя 3 категории знаков: иероглифы, фонетические символы (фонограммы) и детерминативы.
Иероглифы обозначали целые слова, фонограммы – слова, для записи которых не существовало иероглифов, потому они записывались звуковым способом. Фонограммы обозначали консонантные корни: либо сочетание двух или трёх согласных звуков (например, pr, run, dd, sdm, shm), либо отдельные согласные звуки (например, k, г, f, b — всего 24). Были также четырех-, пяти- и шестисогласные корни. Гласные звуки в иероглифическом письме совершенно не обозначались. Детерминативы ставились после слов, записанных звуковым способом, и указывали на то, к какой группе понятий принадлежит предмет, обозначенный фонетическим символом.
Египтяне не знали фонетики, минимальной единицей языка для них была морфографема (консонантный корень).
2. Древние египтяне занимались практической лексикографией. Им было известно понятие лексико-тематической группы.
Интерес к лексическому составу языка диктовался чисто практическими целями. Для учебных целей в Древнем Египте составлялись списки слов, разбитых на определенные тематические группы (напр., виды масел, птицы, рыбы, растения, животные, города и т.д.). Пособия по лексике не были толковыми словарями (понятие «значение», в частности, лексическое значение, еще не было выработано). Они представляли собой большие перечни слов, необходимых для запоминания их правильного написания (ср. современный аналог – орфографические словари). Но слова в этих списках были уже сгруппированы по классам предметов (ср. каталоги названий предметов). После фразеологической группы слов следовал общий детерминатив (как после отдельного слова), отсюда можно сделать вывод о том, что египтяне относили фразеологизмы к словам, а не словосочетаниям.
3. У древних египтян было представление о синтаксической организации речи.
Любой древнеегипетский текст представлял собой беспрерывный ряд слов, для членения которого египтяне использовали «красные точки» (специальные значки, которые указывали на членение текста на отрезки). Это было не грамматическое, а синтагматическое членение речи. Египтяне членили текст на интонационно оформленные смысловые единицы – синтагмы. Объем синтагмы зависел от смысла высказывания и от стиля речи.
(1) … бил ты спину мою • учение твое вошло в ухо мое • я как лошадь, (нетерпеливо) гарцующая • не приходит ко мне сон в сердце моем днем • нет его у меня ночью •
(2) он дал ему дом и поля, • а также (мелкий) скот, • вещи всякие добрые
(3) Разве отдам я мою дочь • беглецу из Египта
(4) Я обречен трем судьбам: • крокодилу, • змее, • собаке
Значение, которое египтяне придавали синтагматическому членению письменной речи, свидетельствует об их совершенно определенном подходе к языку: от целого к части.