Что такое досудебное расследование

Досудебное следствие до возбуждения уголовного дела

Что такое досудебное расследование. Смотреть фото Что такое досудебное расследование. Смотреть картинку Что такое досудебное расследование. Картинка про Что такое досудебное расследование. Фото Что такое досудебное расследование

Любому практикующему адвокату известно, насколько важна стадия доследственной проверки сообщения о преступлении. Исследования коллег показывают, что решение о возбуждении уголовного дела чаще принимается в случае, если следователь (дознаватель) уверен, что собранных оперативных материалов достаточно для того, чтобы убедить прокурора и судью в виновности обвиняемого. Получается, что досудебное следствие в реальности проходит на стадии, предшествующей возбуждению уголовного дела. В бесперспективных с точки зрения следствия случаях, если нет очевидных признаков преступления – например, трупа с явными следами насильственной смерти или настойчивого потерпевшего – выносится постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. В итоге до суда доходят в основном очевидные, удобные следствию дела, по которым гарантирован обвинительный приговор.

Сторона защиты может посчитать это наблюдение трюизмом, а сторона обвинения – отвергнуть, сославшись на высокую раскрываемость особо тяжких преступлений – больше 90% убийств в стране раскрывается. Приглашаю оппонентов подумать, почему в России количество зарегистрированных преступлений в пять раз меньше на душу населения, чем в Германии. Конечно, отчасти различие объясняется разницей в принципах криминализации деяний. Так, вождение в нетрезвом виде в Германии – уголовное преступление. Но даже если учесть это, Россия остается страной с поразительно малым числом зарегистрированных преступлений.

Когда реальное решение по выявленному преступлению принимается в «серой зоне» доследственной проверки, критичным становится надзор за работой правоохранительных органов на этой стадии. Прокурор может пролистать книгу учета сообщений о происшествиях (КУСП) в отделе полиции и увидеть отдельные нарушения, но сложно представить, что человек способен каждый раз выявлять все проблемы с регистрацией сообщений. Поэтому с 2013 г. Генеральная прокуратура внедряет государственную автоматизированную систему правовой статистики. КУСПы ведутся в электронном виде уже почти в 30 регионах страны с переменным успехом. Помимо сообщений о происшествиях, в системе учитываются решения по ним: возбуждение уголовного дела, постановление об административном правонарушении, отказной материал или списание в архив (которые для краткости на рисунке ниже обозначим как «ничего»).

Институт проблем правоприменения при Европейском университете ведет при поддержке Российского научного фонда (грант 17-18-01618) работу по анализу около 16 млн сообщений о происшествиях, собранных в ГАС ПС в 2013 г. – первом полугодии 2017 г. и предоставленных Генеральной прокуратурой. Эти данные ценны тем, что позволяют приподнять вуаль неизвестности над стадией доследственной проверки. Если основные решения действительно принимаются на данном этапе, это должно отражаться в сведениях, собранных до возбуждения уголовных дел.

На рисунке ниже показано количество дней, прошедших с момента регистрации сообщения о происшествии до принятия решения по нему. Статья 144 УПК РФ дает 3, 10 или 30 суток на это решение. Каждый столбец показывает количество решений, принятых по сообщениям, с указанным исходом в каждый из дней в промежутке 0. 30 суток.

Распределение времени принятия процессуального решения по сообщениям о происшествиях

Что такое досудебное расследование. Смотреть фото Что такое досудебное расследование. Смотреть картинку Что такое досудебное расследование. Картинка про Что такое досудебное расследование. Фото Что такое досудебное расследование

Данные 4,4 млн уникальных сообщений о происшествиях, зарегистрированных в пилотной зоне внедрения ГАС ПС в 2015 г. – первом полугодии 2017 г.

Как бы выглядел график в случае регистрации правоохранителями всех сообщений и расследования после возбуждения уголовного дела? Мы бы увидели всплеск в первые дни после регистрации – принятие решений по сообщениям, которые, очевидно, не являются преступлениями, – и постепенное уменьшение количества решений по дням далее. Именно это наблюдается на графике, показывающем число решений о возбуждении дел об административных правонарушениях, – такие сообщения признаются непреступлениями в первые же дни.

Но почему для сообщений, повлекших возбуждение уголовных дел, мы видим иной временной профиль? Были зафиксированы три пика: первый – спустя несколько дней после регистрации, а второй и третий – к моменту истечения предельных сроков в 10 и 30 суток. В статистике такое распределение называется бимодальным и обычно указывает на наличие двух групп. Как доследственная работа правоохранительных органов может приводить к такому распределению решений во времени?

Сейчас стоит вспомнить о нашей рабочей гипотезе: реальная работа правоохранителей проходит на стадии до возбуждения уголовного дела. Тогда первый пик на графике отражает очевидные преступления с установленным лицом (например, кража, снятая на камеру), по которым на основании рапорта сразу принимается решение о возбуждении уголовного дела. Второй и третий пик занимают сложные случаи, когда требуются консультация оперативных и следственных работников и понимание перспектив дела в прокуратуре и суде. Бимодальность распределения отказов в возбуждении уголовных дел во времени свидетельствует о том же (см. подграфик «Ничего»).

«Гидравлическая» теория дискреции говорит, что если «выдавить» дискрецию из одной стадии уголовного процесса, то она обязательно появится на другой стадии, подобно жидкости в закрытой гидравлической системе. Избыточная формализация досудебного следствия и власть показателей по доведенным до суда делам при оценке работы следователей привели к тому, что реальное решение и дискреция правоохранителей были «выдавлены» на стадию доследственной проверки. Репертуар решений о прекращении дел на стадии досудебного следствия, доступный следователям и прокуратуре по УПК РФ, не используется. Органы стараются отфильтровать очевидные дела еще до включения машинерии уголовной репрессии.

В чем же проблема, которую мы обнаружили в объективных данных? Пятикратное различие в регистрируемой преступности в России и Германии говорит, что правоохранители не очень успешны в своей фильтрации, вынося крайне много ложноотрицательных решений (отказ в возбуждении уголовного дела, хотя было совершено преступление). В этом случае не работает советская процессуальная идея дублирования следствия («на судебном следствии исправят ошибки досудебного»), ведь преступления не добираются до суда из-за фильтрации очевидных дел на доследственной стадии.

Как решить эту проблему? Некоторые правоведы предложили бы деформализовать досудебное следствие, отменив стадию возбуждения уголовного дела. Это расширило бы дискрецию полицейского следствия. Другой путь – снизить дискрецию на доследственной стадии с помощью новых технологий. Цифровизация всего уголовного процесса и надзора за ним позволит увидеть проблемы правоохранительной системы, но для их решения нужен сильный судебный контроль за следствием, ныне отсутствующий.

Источник

Что такое досудебное расследование

Предварительное расследование является разновидностью досудебного производства и отдельной стадией уголовного процесса. По отношению к судебному разбирательству оно имеет вспомогательный характер, так как признать лицо виновным в совершении преступления и применить уголовный закон вправе только суд. Предварительное же расследование призвано создать условия для надлежащего рассмотрения и разрешения уголовного дела судом по существу.

Определение понятия
предварительного расследования

В словарях даются следующие определения предварительного расследования:

Формы предварительного расследования

Предварительное расследование по УПК РФ как стадия уголовного процесса находит свое проявление в двух формах:

Предварительное следствие
как форма предварительного расследования

Производство предварительного следствия обязательно по всем уголовным делам, за исключением уголовных дел о преступлениях, исчерпывающий перечень которых приводится в ч. 3 ст. 150 УПК РФ. Это преступления небольшой и средней тяжести.

Дознание
как форма предварительного расследования

Расследование в форме дознания по уголовным делам заключается в том, что орган дознания, возбудив уголовное дело и руководствуясь правилами производства предварительного расследования, сам, без передачи дела следователю, полностью устанавливает все обстоятельства предмета доказывания и завершает уголовное дело самостоятельно. Материалы такого дознания являются основанием для рассмотрения в суде.

В п. 1 ч. 3 ст. 150 УПК РФ изложен исчерпывающий перечень составов преступлений, уголовные дела о которых отнесены к компетенции органов дознания. Это такие составы преступлений, как, например, кража без особо квалифицирующих признаков, мошенничество без квалифицирующих признаков, хулиганство без особо квалифицирующих признаков, вандализм и др., а всего более 100 составов преступлений.

Пунктом 2 части 3 статьи 150 УПК РФ прокурору предоставлено право ограничиться дознанием и по другим делам о преступлениях небольшой и средней тяжести, не передавая дело следователю.

Указание прокурора о производстве дознания может содержаться в отдельном письменном распоряжении прокурора о проведении дознания по делу, которое уже возбуждено. Как правило, указание прокурор дает на стадии возбуждения уголовного дела, однако подобные указания не исключаются и при расследовании преступлений. Основания для таких указаний в законе отсутствуют, поэтому прокурор с учетом сложившейся ситуации и в интересах объективного, всестороннего и в короткие сроки расследования уголовного дела принимает подобное решение.

В частности, из материалов дела может следовать, что орган дознания при производстве неотложных следственных действий (по делу небольшой и средней тяжести, по которому обязательно следствие) выполнил необходимые и достаточные для окончания расследования действия и передача дела для производства следствия является формальностью. Такое полномочие прокурора позволяет освободить органы следствия от расследования дел, не обладающих процессуальной сложностью, для производства по которым достаточно компетенции органа дознания.

С другой стороны, в соответствии с ч. 4 ст. 150 УПК РФ по письменному указанию прокурора предварительное следствие может производиться и по делам, по которым по общему правилу проводится дознание.

Производство дознания дифференцировано на две разновидности:

По делам частного обвинения производство дознания осуществляется только в случаях, когда дознавателем принято процессуальное решение о возбуждении уголовного дела с согласия прокурора, при наличии основания о неспособности пострадавшего самостоятельно защищать свои права и законные интересы в силу его зависимого, беспомощного состояния либо невозможности самостоятельно установить преступника в силу иных причин (ч. 4 ст. 20 УПК РФ). По этим же основаниям мировой судья вправе направить заявление по делу частного обвинения начальнику органа дознания для решения вопроса о возбуждении уголовного дела (ч. ч. 1.1 и 1.2 ст. 319 УПК РФ).

Отличия следствия от дознания

Следствие является основной формой предварительного расследования, применяемой для расследования преступлений, характеризующихся повышенной общественной опасностью, тогда как дознание представляет собой упрощенную форму предварительного расследования, допустимую лишь по уголовным делам о преступлениях небольшой или средней тяжести, не представляющих большой сложности в расследовании. Поэтому в соответствии с ч. 1 ст. 223 УПК РФ дознание проводится по тем же правилам, что и следствие, но за исключением ряда процессуальных особенностей (изъятий).

Степень прокурорского надзора и ведомственного контроля. Так, полномочия прокурора по надзору за дознанием весьма широки. Дознаватель обязан согласовывать с прокурором целый ряд процессуальных решений, а также направляемых в суд ходатайств. Помимо этого, в ведении прокурора находятся вопросы о продлении сроков дознания, об отводах и самоотводах дознавателя, о его отстранении от расследования; дача обязательных для исполнения письменных указаний о направлении расследования, о производстве отдельных следственных действий и многие другие. Степень прокурорского надзора за предварительным следствием менее существенна и сводится лишь к некоторым полномочиям, тогда как большая часть вопросов контроля качества следствия находится в полномочиях ведомственного контроля.

У дознания и предварительного следствия имеются также иные отличия.

Подследственность

Уголовно-процессуальный институт подследственности позволяет распределить все уголовные дела между органами дознания и предварительного следствия в соответствии с их специализацией и территориальной принадлежностью; исключает необоснованные процессуальные споры между правоохранительными органами.

Уголовно-процессуальный кодекс РФ устанавливает такие правила подследственности, в соответствии с которыми практически каждое уголовное дело относится к компетенции одного органа предварительного расследования.

Подследственность уголовного дела определяется на основании двух критериев: ведомственного (отраслевого) и территориального.

Ведомственный (отраслевой) критерий подследственности характеризует принадлежность уголовного дела к компетенции дознавателей или следователей определенного органа государственной власти, т.е. определенного ведомства.

Территориальный критерий подследственности характеризует место производства предварительного расследования, т.е. территориальную компетенцию органа дознания или следствия

По делам о преступлениях, указанных в ч. 2 статьи 151 УПК РФ предварительное следствие производится:

По делам о преступлениях, указанных в ч. 3 статьи 151 УПК РФ дознание производится:

В нормах, закрепленных в ч. ч. 5 и 6 ст. 151 УПК РФ, использован альтернативный признак подследственности, суть которого заключается в установлениях закона, в силу которых предварительное расследование по одной и той же категории уголовных дел в зависимости от определенных обстоятельств производится органами расследования, принадлежащими к различным ведомствам.

Если собирание и закрепление доказательств, предварительное расследование в целом будет произведено ненадлежащим органом или должностным лицом, то результаты будут являться полученными с нарушением закона и поэтому признаются ничтожными, не имеющими в соответствии со ст. 75 УПК РФ юридической силы.

Место производства
предварительного расследования

Общее правило, закрепленное в статье 152 УПК РФ заключается в том, что расследование по уголовному делу должно производиться по месту совершения преступления. Данное правило в равной мере касается как предварительного следствия, так и дознания.

Если же данное преступление, которое представляет из себя длящееся или продолжаемое деяние, было начато на одной территории, а закончено на другой и в силу данного обстоятельства относится к юрисдикции сразу нескольких органов расследования, оно должно расследоваться по месту окончания, что, конечно, не исключает права вышестоящих органов следствия соответствующего ведомства принять дело к своему производству, включив ради этого процедуру, установленную ч. 6 ст. 152 УПК РФ.

В случае, когда преступная деятельность образуется из нескольких самостоятельных преступлений, совершенных в различных регионах страны, уголовное дело по решению руководителя следственного органа, вышестоящего по отношению к тому, в чьем подразделении находится уголовное дело, подлежит расследованию по месту, где совершено большинство преступлений или же наиболее тяжкое из них.

Подследственность уголовного дела может определяться и исходя из целесообразности. Так, в соответствии с п. 4 ст. 152 УПК РФ расследование может производиться по месту нахождения обвиняемого или большинства свидетелей для обеспечения полноты, объективности расследования и соблюдения процессуальных сроков.

В случаях обнаружения признаков преступления, место совершения которого неизвестно, а также при отдаленности или отсутствии специализированных органов расследования (военных следственных органов, например) в месте совершения преступления производство неотложных следственных действий надлежит организовывать тому субъекту, который получил сообщение о преступлении. Впоследствии уголовное дело подлежит передаче по подследственности в соответствии с общими правилами.

Начало производства
предварительного расследования

Предварительное расследование как стадия уголовного процесса начинается с возбуждения уголовного дела.

Принято различать два самостоятельных процессуальных решения:

Если уголовное дело возбуждается тем же должностным лицом, которому предстоит его расследовать, то выносится единое постановление о возбуждении уголовного дела и о принятии его к своему производству. Если же решение о возбуждении уголовного дела принимается одним лицом, например руководителем следственного органа или начальником органа дознания, а расследование поручается другому лицу (следователю, дознавателю), то последнее выносит особое постановление о принятии уголовного дела к своему производству. Однако в обоих случаях предварительное расследование считается начатым, и течение его сроков исчисляется с даты возбуждения уголовного дела.

Окончание предварительного расследования

Окончание предварительного расследования означает выполнение органами расследования всех возможных следственных и иных процессуальных действий, необходимых и достаточных для принятия законного и обоснованного решения по уголовному делу в соответствии с компетенцией следователя, дознавателя и выполнения задач данной стадии уголовного процесса.

Процедура окончания предварительного расследования начинается после того, как следователем (дознавателем) исчерпывающе полно и всесторонне исследованы все юридически значимые обстоятельства дела; собраны, проверены и оценены все возможные имеющие значение для дела доказательства, т.е., по существу, разрешены основные задачи предварительного расследования.

Предварительное следствие может оканчиваться:

Дознание может оканчиваться:

Передача уголовного дела от дознавателя к следователю может иметь место в случаях, когда:

В ч. 2 ст. 158 УПК РФ закреплено правило, согласно которому, независимо от формы окончания предварительного расследования, следователь или дознаватель, окончив производство по уголовному делу, вправе наряду с уголовным преследованием виновного в преступлении принять меры профилактического свойства. Оно заключается во внесении дознавателем, следователем в адрес соответствующих организации или должностного лица представления о принятии мер по устранению обстоятельств, способствующих совершению преступления, выявленных в ходе досудебного производства по уголовному делу. Представление подлежит рассмотрению в месячный срок, а о принятых мерах организация или должностное лицо обязаны уведомить орган расследования.

Источник

Досудебное соглашение о сотрудничестве в уголовном деле

Досудебное соглашение – это относительно новое явление в нашем законодательстве, которое появилось лишь в 2009 году. Его смысл заключается в том, что обвинение и защита договариваются между собой о сотрудничестве. Обвиняемый признаёт свою вину и берёт обязательство помогать следствию в раскрытии преступления, получая при этом более мягкое наказание за свои действия.

Цель введения института досудебного соглашения в уголовном деле

Возможность заключить соглашение о сотрудничестве должно стимулировать лиц, обвиняемых в совершении преступления, активно помогать следствию в установлении обстоятельств дела, в изобличении других членов преступной группы. Оно выгодно как для обвиняемого, так и для следствия: обвиняемый получает ряд гарантий, государственную защиту и менее строгое наказание, а производство по делу значительно ускоряется и упрощается.

Правила подачи ходатайства о заключении соглашения о сотрудничестве

Что такое досудебное расследование. Смотреть фото Что такое досудебное расследование. Смотреть картинку Что такое досудебное расследование. Картинка про Что такое досудебное расследование. Фото Что такое досудебное расследованиеИнициатива в этом вопросе принадлежит подозреваемому или обвиняемому, в зависимости от процессуально статуса в конкретный момент производства по делу. Если подозреваемый или обвиняемый в совершении преступления намерен заключить соглашение, он должен направить письменное ходатайство прокурору. Ходатайство должно быть подано в интервале между началом уголовного преследования лица и вынесением обвинительного заключения. Подача ходатайства после вынесения следователем обвинительного заключения не допускается.

Ходатайство подаётся только в письменной форме. Главным требованием к содержанию ходатайства является то, что лицо должно указать в нём те конкретные действия, которые оно намеревается совершить, с целью оказать помощь следствию (к примеру, рассказать о событии преступления, раскрыть всю информацию о членах организованной преступной группы, указать, где находится похищенное имущество).

Ходатайство направляется через следователя, который ведёт данное дело. У следователя есть трое суток на его рассмотрение, после чего он принимает решение о передаче ходатайства прокурору, либо об отказе в его удовлетворении. При этом следователь указывает причины того или иного решения. Отказ может быть обжалован стороной. Как правило, следователь принимает решение о передаче ходатайства, если имеется информация о том, что лицо действительно обладает необходимыми сведениями, а также соблюдены все формальные требования к ходатайству.

Рассмотрение ходатайства прокурором

Прокурору отдана ключевая роль в принятии решения о целесообразности заключения досудебного соглашения. Отказ в удовлетворении также может быть обжалован. Закон не устанавливает конкретных оснований, по которым прокурор может отказать в удовлетворении ходатайства, поэтому наличие или отсутствие соответствующих оснований определяется прокурором самостоятельно исходя из обстоятельств конкретного дела. Обычно ходатайство не удовлетворяется, если имеются основания полагать, что лицо не обладает необходимыми сведениями, либо те сведения, которые может сообщить подозреваемый (обвиняемый), уже получены следствием из других источников.

Если ходатайство удовлетворено, сторонами составляется соглашение о сотрудничестве. В соглашении должны содержаться, в том числе, сведения о совершённом преступлении, действия подозреваемого (обвиняемого), который тот должен совершить в целях помощи следствию, условия привлечения его к ответственности при выполнении им данных действий.

Особенности проведения предварительного расследования

Что такое досудебное расследование. Смотреть фото Что такое досудебное расследование. Смотреть картинку Что такое досудебное расследование. Картинка про Что такое досудебное расследование. Фото Что такое досудебное расследованиеРасследование осуществляется исключительно в форме предварительного следствия. Обвиняемый обязан выполнить все те действия, которые были указаны им в соглашении. В зависимости от характера этих действий следователь назначает соответствующие следственные действия (допрос, проверка показаний на месте, обыск и т.д.). Если обвиняемый сообщит лишь ту информацию, которая уже известна следственным органам, либо откажется давать показания в отношении своих сообщников, прокурор имеет право прекратить действие соглашения.

После того, как следователь выносит обвинительное заключение, дело переходит прокурору на утверждение. Прокурор рассматривает уголовное дело, а также материалы, которые подтверждают выполнение обвиняемым тех действий, которые он обязался совершить при заключении соглашения. После этого он принимает одно из двух решений:

Особенности рассмотрения дела в суде

Вместе с поступившим в суд делом судья рассматривает соответствующее представление прокурора. Если все требования закона соблюдены, выносится решение о рассмотрении дела без проведения судебного разбирательства. Данное правило не применяется к несовершеннолетним, так как, в соответствии с законом, дела с их участием не могут быть рассмотрены в особом порядке, тем не менее, суд учитывает действия, совершённые несовершеннолетним в целях помощи следствию при назначении наказания.

Главной отличительной чертой особого порядка рассмотрения дела является то, что суд не проводит исследование доказательств. Предполагается, что в этом нет необходимости, так как подсудимый согласен с предъявленным ему обвинением.

Заседание начинается с обвинительной речи прокурора, который подтверждает факт сотрудничества со следствием со стороны подсудимого и указывает, в чём именно оно проявилось. Затем суд проводит опрос подсудимого, в ходе которого выясняет:

Суд выясняет, какие действия осуществил подсудимый для того, чтобы помочь следствию, какое значение оказала его помощь для расследования дела, проверяет наличие смягчающих и отягчающих обстоятельств. По итогам заседания суд выносит обвинительный приговор и назначает наказание. Оправдательный приговор в данных обстоятельствах вынесен быть не может, однако, дело может быть прекращено по иным основаниям (к примеру, истечение срока давности).

Особенности назначения наказания

Заключение досудебного соглашения о сотрудничестве, при условии соблюдения обвиняемым всех обязательств, влечёт смягчение наказания. Уголовный кодекс предусматривает, что:

При наличии достаточных оснований, суд может также назначить более мягкое наказание, чем предусмотрено статьёй, назначить наказание условным, либо полностью освободить лицо от ответственности.

Вывод

В настоящий момент наблюдается тенденция к росту числа дел, по которым заключается досудебное соглашение. Тем не менее, обвиняемые по-прежнему редко предпочитают прибегать к данной процедуре. Это можно объяснить боязнью обвиняемых за свою жизнь и жизнь своих близких, недоверием к следственным органам, а также отсутствием гарантии того, что лицо, заключившее соглашение, получит более мягкое наказание, чем другие члены преступной группы. Представляется, что дальнейшее реформирование законодательства о досудебном соглашении сможет сделать этот институт более эффективным.

Вас также может заинтересовать:

Услуги уголовного адвоката:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *