Что такое дождь для детей объяснение
Что такое дождь для детей объяснение
Ученица 5 класса в школе «Фоксфорда»
Что такое дождь
Дождь — это один из этапов круговорота воды в природе. Облака появляются благодаря испарению влаги с поверхности водоёмов, почвы и растений. В результате охлаждения испарений в воздухе в более холодных слоях атмосферы конденсируется водяной пар и появляются небольшие капли. Они соединяются в более крупные и проливаются на поверхность земли в виде дождя. Средний диаметр капель — 0,5–0,6 миллиметров. Если он будет меньше, мы, скорее всего, скажем, что на улице моросит.
В европейской части России привычно думать, что именно осень — время дождей. Осенью и правда часто идут дожди, но иногда летом выпадает больше осадков. Чаще это случается так: если на юге из-за жаркой погоды происходит интенсивное испарение, то ветер может пригнать сформировавшиеся из этих испарений облака в более холодные области, пар охладится и выпадет на землю в виде дождя.
Какие есть виды дождя
В европейской части России чаще всего выделяют несколько видов:
Обыкновенный. Дождь без каких-либо ярко выраженных признаков. Средняя мощность, средняя продолжительность. Как правило, выпадает в тёплый период.
Ливневый. Отличается внезапностью и особой мощностью. За короткий период на землю выливается огромное количество воды. Ливень часто сопровождается громом и молнией. Обычно возникает в конце весны и летом.
Обложной. Дождь с каплями среднего размера, выпадающий из слоисто-дождевых облаков. Идёт от нескольких часов до нескольких дней. Чаще всего его можно наблюдать осенью.
Кратковременный. Основной признак — быстротечность. Резкое начало и такой же неожиданный конец. Выпадает из кучевых облаков.
Грибной. Интересное природное явление — во время дождя продолжает светить солнце. Грибной дождь непродолжителен. В народе такой дождь ещё называют слепым.
Снежный. Этот дождь часто совпадает с первым снегом. Бывает в конце осени — начале зимы.
С градом. Несмотря на льдинки, порой очень крупных размеров, выпадает чаще всего именно летом, а не зимой. Обычно кратковременный, мощный и нередко опасный.
Почему где-то больше дождя, а где-то совсем мало
В течение года на землю выпадает более 500 тысяч кубических километров атмосферных осадков, и только 21% из них выпадает на суше, все остальные — над океаном.
На количество и распределение осадков влияет много факторов: температура воздуха, атмосферное давление, рельеф, ветры, океанические течения и смены сезонов. Максимальное количество осадков приходится на области пониженного давления с восходящими потоками воздуха.
В экваториальных широтах в среднем выпадает 1,5–2 тысячи миллиметров в год, в умеренных — до тысячи миллиметров. Минимальное количество осадков характерно для областей с высоким давлением и нисходящими потоками воздуха.
В тропиках количество осадков составляет 100–400 миллиметров, в полярных областях — до 100–200 миллиметров.
10 самых дождливых мест на Земле
1. Маусинрам, Индия — 11 871 мм осадков в год.
2. Черапунджи, Индия — 11 777 мм осадков в год.
3. Тутунендо, Колумбия — 11 770 мм осадков в год.
4. Река Кропп, Новая Зеландия — 11 516 мм осадков в год.
5. Остров Биоко, Экваториальная Гвинея — 10 450 мм осадков в год.
6. Дебунджа, Камерун — 10 299 мм осадков в год.
7. Биг Бог, Гавайи — 10 272 мм осадков в год.
8. Ваиалеале, Гавайи — 9 763 мм осадков в год.
9. Кукуи, Гавайи — 9 293 мм осадков в год.
10. Эмэйшань, Китай — 8 169 мм осадков в год.
Для сравнения можно вспомнить место, где зафиксировано самое минимальное количество дождя. Это пустыня Атакама, которая находится в Южной Америке. И там в среднем выпадает 10 миллиметров осадков за целый год!
Как объяснить ребёнку, почему идёт дождь
Солнце прогревает землю — из-за того, что на планете много рек и озёр, свет касается и воды. Она в свою очередь нагревается и становится паром, который трудно увидеть. Здесь можно провести аналогию — присмотритесь, как закипает чайник или кастрюля с водой. Когда они нагреваются, появляется пар, который поднимается наверх, а крышка покрывается каплями.
Так же происходит с большими водоёмами. Когда в атмосфере образуется множество микроскопических капелек воды или кристаллов льда водяного пара в виде тучи, туча не выдерживает веса и отправляет капли обратно на землю. Иногда пар поднимается в одном месте, а ветер угоняет это облако пара с каплями, и они выпадают в другом.
Почему после дождя появляется радуга
Радуга появляется, когда светит солнце, а воздух насыщен множеством крохотных капель воды. Радугу создают лучи, которые проходят через капли как через призму или линзу. Обычно мы видим солнечный свет белым, но он состоит из лучей разных цветов.
Кстати, принято считать, что в радуге семь цветов, но на самом деле их гораздо больше.
Как объяснить ребенку, почему идет дождь?
Дети очень любознательны. Они надеются всегда получать от взрослых исчерпывающие ответы на свои многочисленные вопросы.
Когда ребенок видит дождь, на улице, на картинке или в мультике, у него может возникнуть вопрос: Почему идет дождь? Откуда он берется в облаках? Как образуется? Почему падает с неба?
Дождь – это один из этапов круговорота воды в природе. Когда Солнце светит на Землю, оно прогревает ее. На нашей планете есть много разных водоемов – рек, озер, морей и океанов. Свет и тепло солнышка нагревают всю эту воду. Часть воды становится паром. Это очень маленькие капельки воды, которые трудно разглядеть по отдельности.
Его мы видим, когда закипает вода в кастрюле или чайнике. Пар очень легкий, и поэтому он поднимается в небо. Когда маленьких капелек пара становится много, получаются облака, которые проплывают в небе, высоко над нашими головами. Их гонит ветер.
Пока воздух теплый с ними ничего не происходит. Но, когда воздух становится холодным, маленькие капельки пара тянутся друг к другу и становятся более крупными дождевыми каплями.
Постепенно облака становятся тяжелыми и большими. И затем они проливаются дождем на Землю.
Как сделать дождь своими руками?
Ребенку дома можно продемонстрировать несложный опыт. Для этого поставьте кастрюлю с водой на огонь. Подержите крышку над кастрюлей. Чтобы она была постоянно холодной, положите сверху кусочки льда. По мере нагревания воды будет образовываться пар. Он будет подниматься и оседать на нижней части крышке. Капельки пара начнут соединяться. Затем ребенок увидит большие капельки воды, которые будут капать обратно в кастрюлю. Так получится искусственный дождь в домашних условиях.
Быстрый ответ на Ваш вопрос – неравномерное нагревание поверхности Земли Солнцем! Разница в температуре земли, воды и воздуха вызывает ветер.
Из-за особенностей рельефа, Земля нагревается Солнцем неравномерно. Различные формы рельефа отличаются тем, как они поглощают и отражают солнечный свет. Заснеженные области отражают большую часть света, что делает их более прохладными, чем равнины. Точно так же скалистый рельеф отражает больше солнечного света, чем песок. Этот неравномерный нагрев создает области теплого и холодного воздуха у поверхности земли. Теплый воздух поднимается вверх, как дым из трубы или костра или пар из чайника, в атмосферу. Это оставляет пустой карман (пространство) около поверхности земли. Ближайший более прохладный воздух врывается, чтобы заполнить это пустое пространство, создавая ветер.
Конспект НОД «Откуда берётся дождь?»
Татьяна Панкова
Конспект НОД «Откуда берётся дождь?»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение-
детский сад комбинированного вида № 38 «Семицветик»
г. Балаково Саратовской области
Конспект непосредственной образовательной деятельности
в подготовительной группе
«Откуда дождь пришёл!»
первой квалификационной категории
Интеграция образовательных областей: «Познание» (формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей) «Коммуникация»,
«Музыка», «Чтение художественной литературы»
Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, восприятие художественной литературы.
— Развивать поисковую деятельность детей: способность к определению задач на основе поставленной проблемы; умение планировать этапы своих действий, аргументировать свой выбор.
— Выявить, обогатить и закрепить знание о дожде, видах дождя.
— Развивать наблюдательность, творческое воображение, познавательный интерес к окружающему миру, а также память, связную речь, умение анализировать и делать выводы.
— Формирование у дошкольников осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам как средство развития основ экологической культуры
• Беседа с детьми о значении воды
• Чтение стихотворения Н. Николаенко «Дождик-душ» и других стихотворений о дожде,облаках, воде.
• Чтение сказки Т. А Шорыгина «Приключения Кап и Ли»
• Чтение сказки «Капитошка. Путешествие воды»
• Чтение сказки «Круговорот воды в природе»
• Проведение отдельных опытов с водой (состояния воды, свойства воды)
• Дидактическая игра «Кому нужна вода»
• Рисование на тему «Путешествие Капельки»
• Познавательная игра «Где, какая вода бывает?», «Хорошо или плохо».
•Презентация на тему: «Какие бывают облака», «Какие бывают дожди»
• Имеет представления о возникновении облаков и дождя, знает виды дождя, знает о пользе дождя для всего живого, выполняет этапы эксперимента, умеет делать выводы.
•Оборудование и материалы:
• Видеосюжет «Почему идёт дождь»,презентация: «Какие бывают дожди»,
• глобус, иллюстрации с изображением природных явлений, круговорота воды в природе, контуры облаков, музыкальное сопровождение, медальки.
•Для опытов: вата, баночки с водой, пинцеты, пипетки, альбомные листы.
Счастье – это быть с природой, видеть её, говорить с ней….
Ход НОД
(звучит мелодия «Дорогою добра»)
Воспитатель входит в группу и держит за ниточку геливые шарики в виде небольшого облачка.
— Здравствуйте, ребята! Когда я сегодня шла в детский сад, то по дороге встретила….Как вы думаете что это? Правильно, ребята это облако. Но облако это непростое. Облако это с письмом. Давайте с вами посмотрим, что же это за письмо (читаю). Ребята, письмо это из научной лаборатории. Адресовано оно вам – ребятам- дошколятам. Давайте все вместе его прочитаем!
Мы знаем, что вы очень любознательные дети и вас интересует физика и всё что с ней связано. Ведь слово «физика» переводится как «природа». Поэтому у нас к вам есть вопрос «Откуда берётся дождь?»
— Вот такое интересное письмо. Ребята, а вы знаете откуда берётся дождь? Я сегодня предлагаю вам разобраться в этом вопросе.Но для начала отгадайте загадку:
На ноге стоит одной
Крутит, вертит головой
Нам показывает страны
— Ребята, глобус – это макет земного шара. Давайте с вами внимательно его рассмотрим. Какие цвета мы можем увидеть на глобусе (голубой, жёлтый, зелёный коричневый, белый). Что обозначают эти цвета на глобусе? (Жёлтый, коричневый, зеленый – обозначают сушу, белый – снег или лёд, голубой, синий цвета – обозначают воду).
Какого цвета больше на глобусе? (голубого)
Какой вывод мы можем сделать? На нашей Земле много воды. Большие голубые пространства – это океаны и моря, реки и озёра, пруды. Что интересного вы можете рассказать о воде? (вода – источник жизни, человек не может прожить без воды, так как на 70% состоит из воды. Земля – единственная планета, где вода присутствует в жидком состоянии.)
Иллюстрации с изображением природных явлений: В каком состоянии вода присутствует в разное время года в природе? (снег, дождь, туман, иней, сосулька, лёд, морозные узоры и т. д)
В каком ещё состоянии в природе присутствует вода? (дождь)
Воспитатель : Дети, а что такое дождь?
Дети: Это капельки, которые падают с неба.
Воспитатель. А откуда он идет?
Дети. Из облачка или тучки.
Сейчас я предлагаю вам посмотреть небольшой видеосюжет о том как же на самом деле появляется дождь в природе.
1. Беседа с детьми по содержанию видеосюжета о природе дождя.
Как рождается дождь? (Каждый день солнце нагревает воду в морях и реках. Вода под лучами солнышка испаряется, крошечные капельки поднимаются в воздух и там соединяются.)
Где собираются капельки воды, и что происходит потом? Капельки воды превращаются в большое облако, облака в тучи. Капелек много и тучка уже не помещает их, становится тяжелой. Вот тогда на земле начинается дождик и мы бежим за зонтиками.
А сейчас я хочу пригласить вас в лабораторию. А вы знаете, что такое лаборатория? (это место где учёные проводят опыты и эксперименты). Но прежде чем приступить к работе, давайте вспомним правила поведения в лаборатории.
Как нужно себя вести? (тихо, спокойно)
Что нельзя делать? (толкаться)
Почему? (чтобы не испортить оборудование)
А ещё ничего нельзя трогать без разрешения.
Плотно сжать сухой комочек ваты. Затем опустить его в блюдце с водой. Комочек ваты будет разворачиваться и набухать от воды. Осторожно приподнять вату пинцетом за верхнюю часть над блюдцем. Если воды достаточно, то капли начнут падать в блюдце.
Физминутка «Дождик»
— Мы с вами сказали в воздухе капельки воды образуют облако. Часто ли Вы поднимаете голову и наблюдаете за плывущими и меняющими форму облаками? Оказывается облака тоже бывают самых разных форм и размеров. С виду облака похожи на громадные комья ваты. Они легкие, поэтому не падают вниз, а парят в небе.
Сейчас мы с вами выполним небольшую практическую работу. Перед вами лежат контуры облаков. Внимательно рассмотрите их, обведите карандашом и назовите.
(пока выполняется задание звучит мелодия облака)
Звучит мелодия «Весна. Лёгкий дождь»
Дождь… Как много он способен рассказать. Его часто ругают, не любят, но иногда и очень ждут. Ведь он спасает человечество от засухи, дарит прохладу в жаркий день и свежесть всему живому. Дождь способен изменить окружающий мир до неузнаваемости.
— А какое настроение у вас вызывает дождь? (ответы детей)
Дождь – это известное явление природы. Но дождь дождю рознь, очень уж разный у них характер и внешний вид. Я предлагаю вам посмотреть какие бывают дожди?
Беседа после показа
• В какое время года идёт тот или иной дождь (грибной дождь идёт летом, полосовой дождь может идти и лето и осенью на одной улице есть, а на соседней нет; слепой дождь, ливень идут летом ; затяжной дождь идёт больше весной или осенью; снежный дождь, дождь с градом зимой или в холодное время года
• Почему вы так решили?
• Похож ли летний дождь на осенний? (летом идут грибные, слепые, озорные дожди. Осенью дождь моросящий, затяжной, холодный). А зимой дождь превращается в снег.
Так чем же полезен дождь? (растениям он нужен для роста);
Человеку облегчает труд поливает огороды
Летом дождь спасает от жары и людей и животных
Форма дождевых капель при приземлении.
Наполни пипетку чистой водой. Держи пипетку на высоте примерно 30 см над бумагой и капни одну каплю воды. Обведи край капли фломастером или ручкой. Повтори действия. Получились капли одной формы?Вывод: все капли разной формы.
Какой бывает дождь? Обогащаем словарь детей.
Цель игры: обогащать словарь детей новыми словами.
Дождик крапал, моросил,
Припускал, стучал, косил,
Ливнем лил, стеной стоял,
Барабанил, травы мял.
Дождь слепой и проливной,
Обложной, висячий, скорый,
Сонный, медленный и спорый.
Как камыш стоймя стоячий,
И холодный, и горячий.
А еще есть грозовой,
Параллелями и в сетку,
А при ветре даже в клетку…
Вот так много есть дождей
Для растений и людей (О. Григорьев)
Как играть: Какой бывает дождь – кто больше красивых слов о дожде услышал? Собираем все слова из стихотворения.
На этом наше занятие подошло к концу. Скажите, что нового вы сегодня узнали?
Что было для вас самым интересным? Что вас удивило больше всего?
— Молодцы, ребята! Вы сегодня хорошо поработали и я хочу наградить каждого из вас медалью, на ней написано «Маленький учёный». Это значит, что вы и дальше будете узнавать много нового и интересного, проводить чудесные и необычные опыты. (вешаю медальки в форме капелек на грудь каждого ребёнка)
И в заключении мне хочется прочитать вам стихотворение “Миг”
Не привыкайте к чудесам,
Дивитесь им дивитесь!
Не привыкайте к небесам,
Глазами к ним тянитесь.
Приглядывайтесь к облакам,
Прислушивайтесь к птицам,
Прикладывайтесь к родникам,
Ничто не повторится.
За мигом миг, за шагом шаг
Впадайте в изумленье,
Всё будет так или не так
Через одно мгновенье.
Конспект занятия «Откуда берётся мёд» Задачи: 1. Вызвать интерес к окружающему миру, формировать реалистические представления о природе. 2. Расширять у детей знания и представления.
Конспект НОД в подготовительной группе. Образовательная область «Познание» «Откуда пришла книга» Задачи: 1. Развивающая. Закрепить понятие, как делается книга. Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения, мелкую.
Конспект НОД «Откуда к нам пришло платье» для детей среднего дошкольного возраста Конспект НОД «Откуда к нам пришло платье» по познавательному и социально — коммуникативному развитию детей сред. дошкол. воз. Тема: «Откуда.
Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе «Откуда берутся барханы?» Курган 2017 Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию в рамках реализации ФГОС ДО. Тема: «Откуда берутся.
Конспект НОД по теме «Солнышко и дождь» Тема: «Солнышко и дождик» Образовательная область: социально-коммуникативное развитие. Первая группа раннего возраста (1-2 лет. Дети ещё.
Конспект НОД в подготовительной к школе группе «Откуда хлеб пришёл?» Автор: Киреева Л. П., воспитатель 1 категории «Детский сад №37» МБДОУ. г. Морозовск, Ростовской обл. Цель: Обобщение и расширение знаний.
Конспект занятия во второй группе раннего возраста «Дождь, дождь!» программное содержание: учить наклеивать готовые формы на фон, приклеивание рваных кусочков бумаги вторым слоем; рисование дождя цветными.
Театрализованное представление «Откуда берётся хорошее настроение» по мотивам сказки А. Линдгрен «Пеппи длинный чулок» Сценарий театрализованного представления «Откуда берётся хорошее настроение» по мотивам сказки А. Линдгрен «Пеппи длинный чулок». Разработан.
Творческо-познавательный проект «Откуда берётся мёд?» Автор проекта Безменова Татьяна Фёдоровна, воспитатель МКОУ «Кирсановская СОШ», дошкольная группа. У пчелы забот немало! Только утром.
Краткосрочный проект «Почему идёт дождь?» для детей старшей группы
Белянчева Ольга
Краткосрочный проект «Почему идёт дождь?» для детей старшей группы
Тип проекта: познавательно – исследовательский.
Участники проекта: воспитанники старшей группы, родители, воспитатели группы.
Срок реализации: 1 месяц.
Вода – это первый и любимый всеми детьми объект для исследования. Мы очень много гуляем и часто наблюдаем за дождем.
У детей появились вопросы: «Почему идет дождь?»
Актуальность этой проблемы заключается в том, что дети самостоятельно добывают знания исходя из опытно – экспериментальной работы, делая элементарные выводы и умозаключения в ходе знакомства с водой, учатся бережно относиться к природным ресурсам нашей Родины.
Цель проектной деятельности:Формирование знаний у детей о дожде, как он образуется в виде осадков.
Найти совместно с родителями информацию о круговороте воды в природе.
Изготовить совместно с родителями книжку – малышку с картинками, рисунками, пословицами, поговорками, загадками, рассказами о дожде; подобрать материалы для фотовыставки.
Помочь детям в изучении темы проекта.
Найти материал для изготовления книжки – малышки.
Побуждать детей к исследованию круговорота воды в природе.
Развивать умение получать сведения о дожде путем проведения эксперимента.
Обогащать словарный запас, развивать связную речь.
Воспитывать бережное отношение к природе.
Дети узнают почему идет дождь, проявляя интерес не как к отрицательному явлению природы, а как нечто особенному, доставляющему радость и пользу людям и природе.
Сформированы навыки элементарных исследовательских умений.
Выставка книжек – малышек детей и родителей, фотовыставка.
Создание условий для проекта.
Подбор необходимого дидактического материала (видео, фото, иллюстрации, познавательной и художественной литературы.
Составление плана совместной деятельности с детьми и родителями.
Сбор информации о круговороте воды в природе.
Подготовка необходимого материала для опыта.
1) Познавательное развитие.
Беседа о дожде, о круговороте воды в природе.
Беседа о значении дождя в жизни человека, природы.
Просмотр обучающих мультфильмов «Грибной дождик», «откуда берется дождь?», «Явления природы».
Исследование состояния воды, свойства воды.
Познакомить с произведениями о дожде.
Чтение худ. лит-ры: М. Пришвин «Живительный дождик», «Сытые пузыри», А. Майков «Летний дождик», К. Паустовский «Поэзия дождя».
Загадки о дожде, о погодных явлениях.
Дидактические игры: «Дождь – хорошо, плохо», «Подбери родственные слова»
3) Художественно-эстетическое развитие.
Слушание музыки Д. Кабалевский «Грустный дождик», С. Прокофьев «Дождь и радуга».
Рисование в нетрадиционной технике «Дождик».
Разучивание песен «Дождик» муз. В. Герчик, «Дождик задолжился» муз. Лукониной.
Настольно-печатные игры «Четыре времени года», «Хитрые предметы».
Д/и «Найди такой же», «Что изменилось?»
Подвижные игры: «Солнышко и дождик», «Дождик».
Оформление книжки – малышки.
Развлечение «Как капелька превратилась в дождик».
Оформить выставку поделок детей и родителей.
Коллаж рисунков и аппликаций детей.
«Нам давно гулять пора, только дождь идёт с утра!» Фотоотчёт. Художественное творчество детей летом на прогулке Непогода частый гость в это лето! Конечно, детям очень нравится гулять под дождём, но они вынуждены оставаться в замкнутом ограниченном.