Что такое драма комедия трагедия
Драма и ее жанры
Видеоверсия лекции А. Назайкина » Драма и ее жанры «
(готовится к публикации)
Драма (от греч. dráma – действие) – это обобщенное название произведений, предназначенных для постановки на сцене. В центре драмы всегда стоит конфликт между персонажами, преобладают монологи и диалоги персонажей – как в прозе, так и в стихах.
Авторская речь в драме минимальна и сводится к спискам действующих лиц, к их кратким характеристикам, обозначению времени и места действия; описанию сценической обстановки в начале актов, к комментариям к отдельным репликам героев, указаниям на их движения, жесты, мимику, интонации (ремарки).
В сравнении с жанрами эпического рода, драма более ограничена в выборе художественно-выразительных средств. Так, при написании драматического произведения в авторской речи невозможно использовать метафоры, сравнения, созвучие, аллитерацию, рифму, тропы и т.д.
С одной стороны, при работе над драмой используются средства, которые есть в арсенале писателя, но, с другой, произведение не должно быть литературным. Автор описывает события так, чтобы человек, который будет читать тест, смог увидеть все происходящее в своем воображении. Например, вместо «они просидели в баре очень долго» можно написать «они выпили по шесть кружек пива» и т.д.
В драме происходящее показывается не через внутренние размышления, а через внешнее действие. Причем все события происходят в настоящем времени.
Также определенные ограничения накладываются на объем произведения, т.к. оно должно быть представлено на сцене в рамках отведенного времени (максимум до 3-4 часов).
Требования драмы, как сценического искусства, накладывают свою печать на поведение, жесты, слова героев, которые часто гиперболизируются. То, что не может произойти в жизни за несколько часов, в драме очень даже может. При этом аудитория не удивится условности, неправдоподобию, т.к. этот жанр изначально в определенной степени допускает их.
Во времена дорогой и недоступной для многих книги, драма (как публичная постановка) была ведущей формой художественного воспроизведения жизни. Однако с развитием печатных технологий уступила первенство эпическим жанрам. Тем не менее и сегодня драматические произведения остаются востребованными у общества. Основная аудитория драмы, это, конечно же, театралы и кинозрители. Причем число последних превышает число читателей.
В зависимости от способа постановки, драматические произведения могут быть в форме пьесы и сценарии. Все драматические произведения, предназначенные для исполнения с театральной сцены, называют пьесами (франц. pi è ce ). Драматические произведения, по которым снимают фильмы, – сценариями. И пьесы, и сценарии содержат авторские ремарки для обозначения время и места действия, указания на возраст, внешний вид героев и т.д.
Структура пьесы или сценария соответствует структуре истории. Обычно части пьесы обозначают как акт (действие), явление, эпизод, картина.
Основные жанры драматических произведений:
Драма
Драма – это литературное произведение, изображающее серьезный конфликт между действующими лицами или между действующими лицами и обществом. Отношения между героями (героями и обществом) сочинениями этого жанра всегда полны драматизма. По ходу развития сюжета идет напряженная борьба как внутри отдельных персонажей, так и между ними.
Хотя в драме конфликт весьма серьезен, он тем не менее может быть разрешен. Этим обстоятельством объясняется интрига, напряженное ожидание аудитории: удастся герою (героям) выпутаться из ситуации или нет.
Драме свойственно описание реальной повседневной жизни, постановка «бренных» вопросов человеческого бытия, глубокое раскрытие характеров, внутреннего мира персонажей.
Выделяют такие типы драмы, как историческая, социальная, философская. Разновидностью драмы является мелодрама. В ней действующи е л ица четко делятся на положительных и отрицательных.
Широко известные драмы: «Отелло» В. Шекспира, «На дне» М. Горького, «Кошка на раскаленной крыше» Т. Уильямса.
Трагедия
Трагедия (от греч. tragos ode – «козлиная песня») – это литературное драматическое произведение, основанное на непримиримом жизненном конфликте. Трагедии свойственны напряженная борьба сильных характеров и страстей, которая заканчивается катастрофическим для персонажей исходом (как правило, смертью).
Конфликт трагедии обычно очень глубокий, имеющий общечеловеческое значение и может быть символичным. Главный герой, как правило, глубоко страдает (в том числе от безысходности), судьба его несчастна.
Текст трагедии нередко звучит патетично. Многие трагедии написаны стихами.
Широко известные трагедии: «Прикованный Прометей» Эсхила, «Ромео и Джульетта» В. Шекспира, «Гроза» А. Островского.
Комедия
Комедия (от греч. komos ode – «веселая песня») – это литературное драматическое произведение, в котором характеры, ситуации и действия представлены комично, с использованием юмора и сатиры. При этом персонажи могут быть достаточно грустными или печальными.
Обычно комедия представляет все уродливое и нелепое, смешное и несуразное, высмеивает общественные или бытовые пороки.
Комедию подразделяют на комедию масок, положений, характеров. Также к этому жанру относят фарс, водевиль, интермедию, скетч.
Комедия положений (комедия ситуаций, ситуационная комедия) – это драматическое комедийное произведение, в котором источником смешного являются события и обстоятельства.
Комедия характеров (комедия нравов) – это драматическое комедийное произведение, в котором источником смешного является внутренняя суть характеров (нравов), смешная и уродливая однобокость, гипертрофированная черта или страсть (порок, недостаток).
Фарс – это легкая комедия, использующая простые комические приемы и рассчитанная на грубый вкус. Обычно фарс используется в цирково й к лоунаде.
Водевиль – легкая комедия с занимательной интригой, в которой имеется большое количество танцевальных номеров и песен. В США водевиль называют мюзиклом. В современной России также обычно говорят «мюзикл», подразумевая водевиль.
Интермедия – это небольшая комическая сценка, которую разыгрывают между действиями основного спектакля или представления.
Скетч (англ. sketch – «эскиз, набросок, зарисовка») – это короткое комедийное произведение с двумя-тремя персонажами. Обычно к представлению скетчей прибегают на эстраде и телевидении.
Широко известные комедии: «Лягушки» Аристофана, «Ревизор» Н. Гоголя, «Горе от ума» А. Грибоедова.
Известные телевизионные скетч-шоу: «Наша Russia », «Городок», «Летающий цирк Монти Пайтона».
Трагикомедия
Трагикомедия – это литературное драматическое произведение, в котором трагический сюжет изображен в комическом виде или представляет собой беспорядочное нагромождение трагичных и комичных элементов. В трагикомедии серьезные эпизоды сочетаются со смешными, возвышенные характеры оттеняются комическими персонажами. Основным приемом трагикомедии является гротеск.
Можно сказать, что «трагикомедия – это смешное в трагическом» или наоборот, «трагическое в смешном».
Широко известные трагикомедии: «Алкестида» Еврипида, «Буря» В. Шекспира, «Вишневый сад» А. Чехова, фильмы «Форрест Гамп», «Великий диктатор», «Тот самый Мюнхазен».
Хочешь стать настоящим копирайтером? Пройди обучение на программе профессиональной подготовки «Современный копирайтинг» и предъяви работодателю высокие профессиональные навыки! А также диплом МГУ имени М.В.Ломоносова…
Основные виды драматических произведений (трагедия, комедия, драма)
Трагедия – (буквально – козлиная песнь (греч.)), один из основных жанров театрального искусства. Трагедия – драматургическое или сценическое произведение, в котором изображается непримиримый конфликт личности с противостоящими ей силами, неизбежно ведущий к гибели героя.
Трагедия, как видно уже из самого термина, возникла из языческого ритуала, сопровождавшегося т.н. дифирамбом (хоровым песнопением) в честь древнегреческого бога Диониса. Дифирамб включал в себя зачатки диалогамежду хором и запевалой, и именно диалог позже стал главной формой организации всех жанров драматургического и сценического искусства.
Первое фундаментальное теоретическое исследование трагедии предпринял древнегреческий философ Аристотель в своей Поэтике в 4 в. до н.э. Он определил основные признаки трагедии, на которые теоретики театра ссылаются и сегодня.
Обязательный составляющий элемент трагедии – масштабность событий. В ней всегда идет речь о высоких материях: о справедливости, любви, принципах, нравственном долге и т.п. Вот почему героями трагедии часто становятся персонажи, занимающие высокое положение – монархи, полководцы и т.п.: их поступки и судьбы оказывают решающее влияние на историческое развитие общества. Герои трагедии решают кардинальные вопросы бытия. При этом неизбежная гибель героя в финале отнюдь не означает пессимистического характера трагедии. Напротив, стремление противостоять складывающимся обстоятельствам дает обостренное ощущение торжества нравственного императива, обнажает героическое начало человеческой сущности, вызывает осознание непрерывности и вечного обновления жизни. Именно это позволяет зрителю достичь т.н. катарсиса (очищения), и показывает глубокое родство трагедии с темой циклического умирания и обновления природы.
*Об этом не говорилось на лекци подробно, но были затронуты некоторые моменты, поэтому думаю, что было бы полезно это знать!
Много внимания Аристотель уделил анализу композиции трагедии, разработав т.н. принцип единства действия, когда «…части событий должны быть так составлены, что при перемене или отнятии какой-нибудь части изменялось и приходило в движение целое, ибо то, присутствие или отсутствие чего незаметно, не есть органическая часть целого» (Поэтика, гл.8). Таким образом, канон единства действия подразумевает отображение только тех событий, которые оказывают значимое воздействие на судьбу главного персонажа.
Особый интерес представляют размышления Аристотеля о герое трагедии. Философ справедливо утверждал, что героем трагедии не может быть ни идеальный человек, ни «вполне негодный», но лишь тот, «…кто не отличается особенной добродетелью и справедливостью и впадает в несчастье не по своей негодности и порочности, но по какой-нибудь ошибке…» (Поэтика, гл.13). Только судьба такого героя может возбудить в зрителе жалость, сострадание и страх. Двойственность восприятия обусловливаются тем, что не только слабости героя, но и его достоинства, благие намерения в трагедии также приводят к роковым, губительным последствиям. Это рождает у зрителя напряженное сопереживание герою, оказавшемуся заложником обстоятельств.
Историческое развитие трагедии происходило весьма драматично, жанр переживал самые разнообразные трансформации, при этом сохраняя свои основополагающие черты.
Основы трагедии были заложены в древнегреческом театре. Главной темой древнегреческих трагедий были мифы (хотя встречались и трагедии, написанные на современные сюжеты – например, Персы Эсхила). Эволюция и становление жанра ясно просматривается в творчестве трех великих древнегреческих драматургов, считающихся основоположниками трагедии: Эсхила, Софокла иЕврипида. Эсхил первым ввел в трагедию второго актера (до него на сценической площадке действовали один актер и хор), укрупнив роли индивидуальных персонажей (Прометей, Клитемнестра и др.). Софокл значительно увеличил диалогические части и ввел третьего актера, что позволило обострить действие: герою противопоставлялся второстепенный персонаж, стремящийся отклонить его от выполнения долга (Царь Эдип, Антигона, Электра и др.). Кроме того, Софокл ввел в древнегреческий театр декорации. Еврипид повернул трагедию к реальной действительности, по свидетельству Аристотеля, изображая людей «такими, каковы они есть» (Поэтика, гл. 25), раскрывая сложный мир психологических переживаний, характеров и страстей (Медея, Электра,Ифигения в Авлиде и др.).
Римская трагедия, сохраняя формы древнегреческой, последовательно усиливала внешние эффекты, сосредоточиваясь на показе кровавых злодеяний. Ярчайшим представителем древнеримской трагедии был Сенека, воспитатель императора Нерона, создававший свои произведения по мотивам и на материале древнегреческих трагедий (Эдип, Агамемнон, Геракл безумный, Медея, Федра и др.). Многие римские трагедии были предназначены не для постановки на сцене, а для чтения.
С падением Римской Империи (см. также ДРЕВНИЙ РИМ), в эпоху становления христианства, театр переживал многовековый период гонений. Его возрождение началось только в 16 в. Именно тогда возродилась и трагедия, когда в Италии, под влиянием Сенеки в 16 в. сформировался жанр т.н. «трагедии ужасов». Произведения этого жанра изобиловали кровавыми сценами убийств, игрой преступных страстей и зверской жестокостью.
«Золотым веком» трагедии считается эпоха Ренессанса. Наиболее яркие образцы трагедии этого времени дал английский театр, и, конечно, в первую очередь –У.Шекспир. Основу сюжетов английской трагедии составляли не мифы, а исторические события (либо легенды, приобретавшие статус реальности – например, Ричард III Шекспира). В отличие от античной, ренессансная трагедия имела свободную сложную композицию, обладала неизмеримо большей динамикой, выводила на сцену многочисленных персонажей. Отказ от строгих композиционных канонов, – при сохранении главных типических черт жанра, – сделал ренессансную трагедию вечной, актуальной во все времена. Это справедливо не только для английской, но и испанской трагедии Возрождения(в современном театре широко ставятся трагедии Лопе де Вега, Кальдерона). Для трагедии Ренессанса характерен отказ от полной чистоты жанра, истинно трагические сцены перемежались комическими интермедиями.
Драма –Драма как жанр появилась позже трагедии и комедии. Как и трагедия, она тяготеет к воссозданию острых противоречий. Как вид драматического рода она получила распространение в Европе в эпоху Просвещения и тогда же была осмыслена как жанр. Самостоятельным жанром драма стала во второй половине XVIII в. у просветителей (мещанская драма появилась во Франции и Германии). В ней обозначился интерес к социальному укладу жизни, к нравственным идеалам демократической среды, к психологии «среднего человека».
В этот период трагедийное мышление переживает кризис, на смену идет другой взгляд на мир, утверждающий социальную активность личности. В процессе развития драмы ее внутренний драматизм сгущается, благополучная развязка встречается все реже и реже, герой находится в разладе с обществом и с самим собой (пример — пьесы Г. Ибсена, Б. Шоу, М. Горького, А. Чехова).
Расцвет драмы начинается в конце XIX—начале XX в. В эпоху романтизма в драматургии царствовала трагедия. Рождение драмы связано с обращением писателей к современной социальной тематике. Трагедия, как правило, создавалась на историческом материале. В роли главного героя выступала крупная историческая личность, ведущая борьбу в крайне неблагоприятных для себя обстоятельствах. Появление драматического жанра охарактеризовало возросший интерес к познанию современной общественной жизни, драматической судьбы «частного» человека.
Диапазон драмы необычайно широк. Драматург изображает повседневную частную жизнь людей, их взаимоотношения, столкновения, вызванные сословными, имущественными, классовыми различиями. В реалистической драме XIX в. развивалась преимущественно психологическая драма (драмы А.Н. Островского, Г. Ибсена и др.). На рубеже веков драма изменилась в творчестве А.П. Чехова («Иванов», «Три сестры») с его скорбно-ироническим лиризмом, с использованием подтекста. Сходные тенденции наблюдаются в творчестве М. Метерлинка с его скрытым «трагизмом повседневной жизни» («Слепые», «Монна Витта»).
В литературе XX в. горизонты драмы существенно расширились, усложнились ее конфликты. В драматур гии М. Горького («Мещане», «Враги», «Дети солнца», «Варвары») ставится проблема ответственности интеллигенции за судьбу народа, но рассматривается она преимущественно на семейно-бытовом материале.
Сводная таблица. Жанры драматургии
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
— траге́дия — жанр драматургии основанный на развитии событий, приводящем к катастрофическому для персонажей исходу
— трагедия вскрывает глубочайшие конфликты реальности в предельно напряжённой и насыщенной форме
— это драматическое произведение, в основу которого положен непримиримый жизненный конфликт, ведущий к страданиям и гибели героя
— дальнейшее развитие шло по линии развития трагического конфликта, реализовавшегося через физическую гибель героя. Она вызывает в зрителе боль, скорбь и сострадание для последующего очищения этих и подобных им страстей.
Основные черты трагедии:
в основе исключительный по своей значимости конфликт между героем и средой, героем и судьбой и т. п.;
герой — сильная незаурядная личность, обречённая на гибель;
события происходят в короткий отрезок времени;
иногда зло торжествует, но моральная победа за главным героем;
зритель трагедии переживает катарсис.
— классическое определение сущности трагедии дал Аристотель: «Трагедия есть подражание действию важному и законченному, имеющему [определенный] объем [производимое] речью… [производимое] в действии, а не в повествовании и совершающее посредством сострадания и страха очищение (katharsis) подобных страстей»
— трагедия — специфически разрешающий драматическую борьбу неизбежной и необходимой гибелью героя и отличающийся особым характером драматического конфликта.
— трагедия имеет своей основой не всякую борьбу личности с препятствиями, но лишь глубокий идейный конфликт, столкновение мировоззрений.
— герои трагедии решают кардинальные вопросы бытия. При этом неизбежная гибель героя в финале отнюдь не означает пессимистического характера трагедии
— трагедия возникла из языческого ритуала, сопровождавшегося дифирамбом (хоровым песнопением) в честь древнегреческого бога Диониса
— дифирамб включал в себя зачатки диалога между хором и запевалой, и диалог позже стал главной формой организации всех жанров драматургического и сценического искусства
— в ней идет речь о высоких материях: о справедливости, любви, принципах, нравственном долге и т.п.
— стремление противостоять складывающимся обстоятельствам дает обостренное ощущение торжества нравственного императива, обнажает героическое начало человеческой сущности, вызывает осознание непрерывности и вечного обновления жизни
— это позволяет зрителю достичь т.н. катарсиса (очищения), и показывает глубокое родство трагедии с темой циклического умирания и обновления природы
разновидность жанра немецкой
мелодрамы начала 19 в.
героев преследуют мистические
видения, роковые предзнаменования,
— в основе трагедии рока лежит
идея о предопределении свыше,
о неотвратимой судьбе, повелевающей жизнью человека
— трагедия рока являлась откликом на бурные политические события, исторический смысл которых ускользал от участников и свидетелей революционных акций и военных походов.
— в создании трагедий рока преуспел и Эрнст Кристоф Хоувальд (1778-1845), его пьесы «Картина» (1821) и «Маяк» (1821) пользовались успехом у современников
— трагедия рока восходит к интерпретации трагедии Софокла «Царь Эдип» (430-415 до н.э.).
— построение сюжета на основе роковой предопределенности судеб нескольких поколений персонажей встречается у писателей – основа трагедии рока
— в центре драм — мужественный герой, который, несмотря на все выпавшие на его долю испытания и пережитые религиозные сомнения, приближается к постижению Божественного промысла. Мученичество и гибель христианских вероучителей способствует их вящей славе.
— трагедия рока с ее специфической патетикой нагнетания ужаса (загробные видения, внезапные погружения сцены во тьму при полной тишине, орудия убийства, по которым стекает кровь) провоцировала пародии
— предопределенность судеб героев трагедии рока заведомо лишала их свободы, а в этом можно усмотреть более широкую социальную закономерность
— близка трагедии рока «Праматерь» (1817) австрийского драматурга Франца Грильпарцера (1791-1872).
— Бюхнер, Ибсен, Гаупман – авторы трагедий рока
(от нем. Tragödie из лат. tragoedia от др.-греч. τραγωδία) — жанр художественного произведения, предназначенный для постановки на сцене, в котором сюжет приводит персонажей к катастрофическому исходу.
— трагедия отмечена суровой серьёзностью, изображает действительность наиболее заостренно, как сгусток внутренних противоречий, вскрывает глубочайшие конфликты реальности в предельно напряжённой и насыщенной форме, обретающей значение художественного символа
— греческая трагедия есть воспроизведение, сценическое разыгрывание мифа с его борьбой между поколениями (богов, героев); она приобщала зрителей к единой для целого народа и его исторических судеб реальности
— отныне трагедия становится жанром литературы, который в течение долгих столетий определяется правилами (римская трагедия, например Сенека, средневековая византийская и латинская)
— трагическое напряжение и обобщенность достигаются косвенными способами (в том числе на комическом материале)
— с конца 19 в. появляются стилизации, возрождающие классическую трагедию и трагедию в «высоком стиле» — пьесы
Г. фон Гофмансталя, Вячеслава Иванова,
Г. Гауптмана, Т. С. Элиота, П. Клоделя, Ж. П. Сартра, Ж. Ануя …
— шекспировская высокая трагедия изображает бесконечную реальность человеческого мира, которую не собрать в узел одного конфликта в критический миг напряжения и разрешения, — сама кризисность неисчерпаема, можно лишь эпически неторопливо прослеживать назревание кризиса, выявляя его во всём разнообразии жизненных форм, оттеняя и усиливая трагическое иронией и комизмом
— трагизм не укладывается в рамки отдельного (конфликта или характера героя), но обнимает собой всё, — как и сама действительность, личность героя внутренне открыта, не определена до конца, способна на изменения, даже резкие сдвиги
— во Франции, как результат рационалистического осмысления риторической традиции и её использования для реализации этических конфликтов в духе рационалистической психологии и философии, возникают блестящие образцы трагедии классицизма (П. Корнель, Ж. Расин), трагедия «высокого стиля» с непременным соблюдением так называемых «трёх единств» (времени, места, действия); эстетическое совершенство выступает как результат сознательного самоограничения поэта, как виртуозно разработанная чистая формула жизненного конфликта
— это всё делает трагедию «высокой»
— комедия — вид драматургического произведения. Отображает все уродливое и нелепое, смешное и несуразное, высмеивает пороки общества
— смех – основа комедии
— смех бывает разный – добродушный, лёгкий, мрачный, злой, уничтожающий. В комедии любой смех вырастает из несоответствий
— вариантов несоответствия есть много:
между мнимым и истинным,
между словом и делом,
между внешним и внутренним
-пафос комичности возникает и тогда, когда автор сознательно занижает свои действующие лица до определенного среднего уровня, который существует в общественной жизни.
— не имея должных положительных качеств, действующие лица комедийных произведений претендуют на определенную значимость в семье, среде друзей …
— опираясь на формальные признаки, можно определить комедию как произведение драматургии или сценического искусства, возбуждающее смех зрителей.
— термин «комедия» тесно связан с философской и эстетической категорией комического, в осмыслении которого существуют, по меньшей мере, шесть главных групп теоретических концепций:
теории негативного качества;
теории отклонения от нормы;
теории социальной регуляции;
— при этом внутри каждой из групп можно выделить теории объективистские, субъективистские и релятивистские
— героям присуще иллюзорное видение действительности, они всегда стремятся решить свои проблемы способами, которые не подходят в данном случае, поскольку вступают в противоречие с объективными законами общественного развития
— комедия — вид драмы (см.), в котором специфически разрешается момент действенного конфликта илиборьбы антагонистичных персонажей
— качественно борьба в
Комедии отличается тем, что она:
* не влечет за собой серьезных, гибельных последствий для борющихся сторон;
* направлена на «низменные», т. е. обыденные, цели;
* ведется смешными, забавными или нелепыми средствами.
— согласно традиции комедия определяется тремя критериями:
*· конечной целью: смех публики
— комедия не должна брать за основу сюжета исторический или мифологический материал
— комедия отражает будничные, «прозаические» моменты жизни людей
— лирическая комедия построена на мягком юморе и исполнена симпатии к своим персонажам
— в лирической комедии раскрываются интимные чувства героев, в ней синтезируется грустное и веселое
— лирическая комедия – своеобразный жанр драматического произведения, разработанный в творчестве
— положительный герой через положительные черты попадает в смешные ситуации
Лирическая комедия связана с творчеством А. Чехова. В лирической комедии раскрываются интимные чувства героев, в ней синтезируется печальное и веселое. Положительный герой через положительные черты попадает в смешные ситуации («Простая девушка» В. Шкваркина, «Маленькая студентка» Н. Погодина).
— сатирическая комедия направлена на уничижительное осмеяние общественных пороков и недостатков
— в сатирической комедии нет положительных героев, она развенчивает общественные пороки
— сатирическая комедия близка бурлеску, фарсу, комедии нравов и комедии характеров
— впервые сатирическая комедия появилась в 5 веке до н.э. у древнегреческого комедиографа Аристофана: «Всадники» (454), «Ахарняне» (425), «Облака» (423), «Осы» (422), «Птицы» (414), «Лисистрата» (411), «Лягушки» (405)
«Недоросль» (1781) Д.И.Фонвизина, «Ревизор» (1836) Н.В.Гоголя,
«Клоп» (1929) и «Баня» (1930) В.В.Маяковского
— жанр семейно-бытовой комедии сформировался в эпоху классицизма
«Ревизор» (1836) Н. В. Гоголя,
— комедия, в которой источником комедийного действия становится столкновение взаимоотталкивающих типов личности
— комедия положений ( комедия ситуаций, ситуационная комедия) – это драматическое комедийное произведение, в котором источником смешного являются события и обстоятельства
— комедия положений является одним из древнейших театральных жанров, основанным на курьёзных ситуациях в различных местах
— комедия положения была одним из ведущих жанров в творчестве В. Шекспира («Комедия ошибок» )
— комедия нравов – это драматическое комедийное произведение, в котором источником смешного является внутренняя суть характеров (нравов), смешная и уродливая однобокость, гипертрофированная черта или страсть (порок, недостаток)
— особенное развитие комедия нравов получила в период Реставрации в Англии (1660-88) и в конце 17 века в творчестве Афры Бен («Голландский любовник», 1673; «Распутница» 1677)
— в этих комедиях яркими красками изображались пороки английского дворянского общества, хотя вовсе не в целях их осуждения
— ц иничная откровенность комедии эпохи Реставрации проявляется в картинах распущенных нравов светских щеголей, повес и распутников, модных леди и джентльменов, карьеристов и деревенских выскочек
— в России к жанру комедии нравов относятся комедии нравов писали А.Н.Островский, А.В.Сухово-Кобылин, Л.Н.Толстой
— в этом жанре писал свои пьесы
«Укрощение строптивой» В. Шекспира, «Тартюф» Ж. Мольера
— героям комедии характеров свойственна одна страсть
— в комедии настроений нет внешних конфликтов, традиционной завязки, развития действия и решения, она отмечается тонким психологизмом, глубокими переживаниями, эмоциональностью
комедия плаща и шпаги
— комедия плаща и шпаги получила название по деталям костюмов главных героев Комедия плаща и шпаги была создана в противовес классицистической комедии
— комедийный конфликт в комедии плаща и шпаги вытекал из запутанной интриги, участниками которой были герои благородного происхождения и их ловкие остроумные слуги
— жанровые возможности комедии плаща и шпаги использовали
(от итал. buffonata — шутовство, паясничанье),
основана на резком преувеличении ( гротеск ),
— термин буффонада имеет также значение «комическое представление, сценка, построенная на приёмах народного, площадного театра »
— буффонада встречается во всех видах искусства
— б уффонада п редставляет собой, в основном, кино с элементами погони или любой другой быстрой игры, под музыку и в специально убыстрённом темпе
— в комедии ситуаций властвует несовпадение слов и поступков, она появилась в период античности, развивалась в эпоху средневековья.
— этот жанр использовали
В. Шекспир («Комедия ошибок»),
— романтические комедии — комедии о любви
«Сам у себя под стражей» П.Кальдерон, «Старомодная комедия» А.Арбузов
— героическая комедия появилась в творчестве романтиков
— в героической комедии сочетается героическое и комедийное начало
— образцы этого жанра –
«Мой друг» Н. Погодина,
Арлекин, Бригелла, Сер-Ветта, Пульчинелла,
роли влюбленных выполняли без масок
— влияние комедии масок сказался на произведениях Ж. Мольера
— средства этого жанра использовали
В. Мейерхольд, Е. Вахтангов
— каждый персонаж имел устойчивые черты характера, носил соответствующую одежду, говорил своим языком
— в середине XVII в. жанр комедии дельарте теряет актуальность
— традиции жанра комедии дель арте в XIX в. продолжила итальянская диалектальная комедия
— часто интермедии были инсценировкой народных анекдотов («Кот в мешке»), пародировали поверье, бытовые сценки
— эти сценки давали зрителю возможность развлечься, они заполняли время, которое отводили артистам для отдыха
— интермедию в конферансе может выполнять один актер, который превращается в образ литературного персонажа, или два
— интермедия имела влияние на формирование комедии и водевиля
— клоунада берет начало в искусстве скоморохов, она использует репертуар ярмарочных шутов
Текст клоунады включает словесные каламбуры, внезапный переход от одной темы к другой, гротеск, сатиру, юмор, буффонаду, фарс, гиперболизацию
— драма – это литературное произведение, изображающее серьезный конфликт между действующими лицами или между действующими лицами и обществом
— драма сочетает в себе трагические моменты, комические, мелодраматические
— в драме конфликт весьма серьезен, он тем не менее может быть разрешен
— этим обстоятельством объясняется интрига, напряженное ожидание аудитории: удастся герою (героям) выпутаться из ситуации или нет
— драма изображает действительность шире
— герои драмы способны на глубокие переживания, мужественные, героические поступки, они действуют в обычных условиях, иногда попадают в комические ситуации
— безобразное и низкое подается в драме без комедийного обострения
— Дени Дидро отмечал, что героем драматического произведения должно быть простолюдин
— в противоположность классицисты доказывали необходимость сочетать в драме трагическое и комическое. Свои теоретические положения Дидро иллюстрирует драмами «Побочный сын» и «Отец семейства»
— исторически наиболее молодой жанр
— это жанр, выражающий объективный способ художественного воссоздания жизни
— с вое высшее достижение драма впервые находит в творчестве Г. Ибсена и А. Островского, а затем становится ведущей драматической структурой конца XIX-XX вв., активно разрабатываемой И. Тургеневым, А. Чеховым, М. Горьким …
— отношения между героями (героями и обществом) этого жанра всегда полны драматизма
— по ходу развития сюжета идет напряженная борьба как внутри отдельных персонажей, так и между ними
— драме свойственно описание реальной повседневной жизни, постановка «бренных» вопросов человеческого бытия, глубокое раскрытие характеров, внутреннего мира персонажей
— широко известные драмы:
«Кошка на раскаленной крыше»
— мещанская драма — особый вид драматических произведений, впервые появившийся в XVIII веке и пользовавшийся успехом вплоть до начала XIX века
— в России 1760-70-х распространилась переводная мещанская драма. В 1770 г. успех на русской сцене имела «Евгения» Бомарше
— родственны мещанской драме пьесы М.М.Хераскова («Друг несчастных», 1774) и М.И.Веревкина («Точьвточь», 1774), во многом подготовлявшие появление в России сентиментализма
— демократические тенденции русской литературы сказались в мещанской драме В.И.Лукина «Мот, любовью исправленный» (1765) и П.А.Плавильщикова «Бобыль» (1790) и «Сиделец» (1803)
— эти драматурги, предварившие тематикой и бытовым колоритом своих пьес творчество А.Н.Островского, выступили и как теоретики новой драмы, чуждой классицизму и по существу означавшей становление так называемого бытового реализма
— п оявление её было обусловлено заметным возвышением
— м ещанская драма с трагической точки зрения на те неравенства, которые для Ж. Мольера как автора «Мещанина во дворянстве» (1670) и «Жоржа Дандена» (1668) служили лишь источником комического
— э то отличает мещанскую драму от классической драматургии — и от трагедии с ее аристократическими героями, и от комедии, где противоречия в жизни третьего сословия выступали лишь в форме комических случайностей и недоразумений
— мещанская драма воссоздавала не сами по себе идеи и страсти, добродетели и пороки, а «общественные положения» — быт и нравы определенной социальной среды. Тем самым она преодолевала отвлеченность изображения, присущую классической драме
— представители третьего сословия — центральные герои мещанской драмы — изображались как поборники добродетели и гуманности
— пафос пьес этого жанра—протест против социального неравенства. Наиболее известные образцы мещанской драмы: «Побочный сын, или Испытание добродетели» (1757) и «Отец семейства» (1758) Дидро;
«Мисс Сара Сампсон» (1755) и «Эмилия Галотти» (1772) Лессинга,
«Евгения» (1767) Бомарше.
— острота социальной проблематики в драматургия Мерсье, который, развивая традиции мещанской драмы, пытался создать реалистическую драму героического характера.
— появление мещанской драмы отвечало задачам демократизации литературы и театра. Мерсье утверждал, что этот жанр « бесконечно более полезен, более верен и более интересен », чем трагедия и комедия, « потому что он более доступен массе граждан » (Мокульский С.С. Хрестоматия по истории западноевропейского театра)
— разрабатывая новые эстетические принципы, создатели мещанской драмы выступали против выспренности самодовлеющей
декламационной, характерной для классицизма
— создатели мещанской драмы выступали за натуральность, разговорность интонаций и пантонимическую действенность, за « простой стиль без цветистости и орнаментики » (Бомарше П. Мокульский)
— в конце 18-19 веков западноевропейская мещанская драма мельчает, воспроизводя быт и нравы теперь уже господствующей буржуазии; большинство пьес, созданных в традициях этого жанра, теряет социально-критический пафос, поэтизируя филантропию, «конторский героизм» (по выражению А.И.Герцена) и бытовую добродетель (А.В.Иффланд, А.Коцебу и др.)
— наполняясь идиллическими мотивами и мелодраматической риторикой, эти пьесы утрачивают идейно-художественную значимость, превращаясь в чисто развлекательный жанр для широкой «низовой» публики. Западноевропейская Мещанская драма в ее лучших образцах подготовила появление в 19 веке социально-психологической драмы
— мещанская драма представляла собой нечто среднее между трагедией и комедией
— один из жанров драматического произведения – психологическая драма, где всё действие завязано на жизненных коллизиях героя, его внутренних противоречиях и поисках
— в обыденном сюжете отображаются вечные общечеловеческие вопросы и проблемы. Здесь собирается всё – рухнувшие надежды, сложный выбор между тем, что легче, и как правильно, одиночество и поиск своего «Я»
— сегодня, когда говорят о том, что пришло время созидать и не развенчивать героя, всё чаще вспоминают слова драматурга В. Розова: «Искусство – это свет» и «Настоящий драматург должен быть добрым»
— этот жанр произведения чаще показывает действие внутреннее, герои не столько совершают поступки, сколько переживают, размышляют, одолеваемые внутренней борьбой
— цель драмы – запечатлеть истину страстей
— психологическая драма в России расцветает в конце 50-х годов XX века. Её расцвет продолжается по сей день и носит ярко выраженный социальный характер
— художники словесности всё заняты извечным поиском, попыткой отыскать в человеческой душе незабвенные непреходящие ценности: доброту к ближнему, любовь, человечность, сострадание
— психологический жанр возможен постольку, поскольку о религии часто не задумываемся. Писатель сам творец. Он уже не только описывает происходящие события и разворачивающееся действие, он описывает мысли героев с позиции автора, которому ведомо всё творящееся в мире.
— на первый план выходят подробные описания душевных перипетий героя, попытка найти в душе человека нечто, свидетельствующее о существовании бога
— по строгой теоретико-терминологической классификации драма – одна из трех литературных родов наряду с эпосом и лирикой
— лирические драмы предназначены для чтения одним или двумя актерами. К этому жанру близка драма
Л.Зорина «Варшавская мелодия», где на сцене театра были два лирических героя с драматической судьбой
— драма имеет «право» на самостоятельное родовое существование потому, что в ее структуре присутствует «готовность» слиться с музыкой, живописью, пантомимой, то есть стать театральным спектаклем.
— драмы с лирическими родовыми признаками существуют с другими «на равных». Это лирические драмы.
— классический пример – драмы М.Метерлинка. Его драмы условно можно назвать лирическими:
«Пелеас и Мелисанда»;
в ней монологи и диалоги о любви героини к брату мужа
— драма «Алладина и Паломид» – это лирически выраженная тема постоянной близости горя
повествовательная (эпическая) драма
оказавшая значительное влияние на развитие мирового
— свою теорию, опирающуюся
представления», Брехт противопоставлял
— «эпическая драма» Брехта родилась стихийно, из протеста против театрального репертуара того времени, преимущественно натуралистического, — теоретическую базу под неё он подвёл лишь в середине 20-х годов, успев написать уже немалое количество пьес
— «хор» у Брехта — его зонги — значительно расширил внутренние возможности драмы, позволил вместить в её пределы эпическую повествовательность и самого автора
— новая драма рождалась в послевоенной Германии, в годы тяжелейшего экономического кризиса, обострившего и социальную, и национальную рознь
«Золотое время, — вспоминал Стефан Цвейг, — переживало тогда всё экстравагантное, не контролируемое разумом: теософия, оккультизм, спиритизм, сомнамбулизм, антропософия, хиромантия…»
— в этих условиях для Брехта было принципиально важно восстановить в правах разум, отвергая «аристотелевскую» драму, как взывающую к чувствам
— «Натурализм, — объяснял Брехт много лет спустя, — дал театру возможность создавать исключительно тонкие портреты, скрупулёзно, во всех деталях изображать социальные „уголки“ и отдельные малые события. Когда стало ясно, что натуралисты переоценивали влияние непосредственной, материальной среды на общественное поведение человека, в особенности когда это поведение рассматривается как функция законов природы, — тогда пропал интерес к „интерьеру“. Приобрёл значение более широкий фон, и нужно было уметь показать его изменчивость и противоречивое воздействие его радиации».
— Брехт в своей «эпической драме» развивал мысль Шиллера: «Хор покидает узкий круг действия, для того чтобы высказать суждения о прошедшем и грядущем, о далёких временах и народах, обо всём человеческом вообще…»
социально – психологическая драма
— социально-психологическая драма характеризуется
вниманием автора к жизненному укладу героев, подробностям быта
— поступки героев обязательно получают психологическую мотивировку
— в произведениях социально – психологической драмы содержится бытовой конфликт (несогласие матери и невестки, ссора купца и приказчика и т. п.), который в большинстве случаев является внешним и углубляется внутренним конфликтом, отражающим существенные социальные и личностные противоречия
социально – бытовая драма
— бытовая семейная драма обычно захватывает зрителя жизненностью своего содержания, своей проблематики
— в эти драмы внесет комический элемент, чего совершенно не допускала классическая античная трагедия, и благополучная развязка, что также противоречит канону трагического жанра
— если для трагедии обязателен трагический финал, для комедии — благополучный, то в социально – бытовой драме бытовой конфликт может оказаться неразрешенным, а то и в принципе неразрешимым
лирико – психологическая драма
— при погружении в глубины личностного «я» современный герой пытается осознать и ощутить свою непременную сопричастность к общей жизни — настоящей и вечной
— в лирико – психологической драме находит свое отражение сложный, противоречивый мир личности
— лирическое движение сюжета с характерными для него возвратами и смещениями, временными инверсиями направлено на выявление психологических изломов внутренней жизни человека, на распутывание клубка его переживаний
— мир конкретной личности наделяется в них свойствами универсальными, затрагивающими глубинные пласты человеческого жизнебытия
— из преобладающего в лирико –
психологической драме потока высказываний конденсируются обобщающие, емкие образы
Оно высказывание не замыкается внутри
себя, а носит открытый характер, способствуя сквозному развертыванию внутритематических «событий»
— образы концентрируют внимание на главной теме, затрагивающей коренные проблемы бытия
— ведущая форма высказывания – монолог
— первой мелодрамой стало произведение «Пигмалион»
— слово мелодрама означает в переводе с греческого языка «песнь драматическая»
— произведения мелодрамы не пелись, а читались вслух в сопровождении драматической музыки, чтобы усилить воздействие на слушателей
— чаще всего события мелодраматических произведений происходят с необычными людьми (аристократы, богачи, известные персонажи истории) и овеяны сказочностью и ореолом романтики
— первая русская литературная мелодрама – это сентиментальная повесть Карамзина – «Бедная Лиза»
— мелодрама сопровождается трагическими сценами, в большинстве случаев завершается счастливым концом
— данным термином называют литературный жанр (поджанр драмы), произведения которого концентрируются на демонстрации чувств, душевных и духовных переживаний действующих лиц в необычных для них обстоятельствах
— характеры героев мелодрамы, как правило, гипертрофированы, их легко разделить на плохих и хороших
— в мелодрамах часто присутствуют элементы эротики, в тоже время как для драмы эта деталь необязательна, а если она и есть, то выглядит более тускло
— часто произведения этого типа имеют печальный финал, однако бывают исключения
— чтобы лучше раскрыть внутренний мир и мотивы поступков героев, в мелодраме используется противопоставление:
честности и обмана.
— к этому жанру можно отнести и «Маскарад» М. Лермонтова
— классическими мелодраматическими произведениями считаются пьесы А. Островского «Таланты и поклонники», «Без вины виноватые» и «Поздняя любовь»
Отличительные черты мелодрамы
— это преувеличенная эмоциональность главных героев, на которой концентрируется все внимание
— мелодрама взывает к эмоциям, а не разуму человека.
— в мелодраме иногда поднимаются темы социального неравенства или показываются попытки личности противостоять обществу,
в центре классической современной мелодрамы находится любовная история
— водевиль – легкая комедия с занимательной интригой, в которой имеется большое количество танцевальных номеров и песен
— как драматический жанр водевиль сложился в конце XVIII в. Он стал популярным жанром бульварного театра
— в 1972 p. в Париже был основан театр «Водевиль»
— в XIX веке водевиль потерял политическую остроту, превратился в шутливый произведение с запутанным сюжетом, неожиданными событиями и перипетия мы, недоразумениями
— в современной России также обычно говорят «мюзикл», подразумевая водевиль
— две версии относительно названия:
— фарс – это легкая комедия, использующая простые комические приемы и рассчитанная на грубый вкус
— обычно фарс используется в цирковой клоунаде
— фарс базируется на бытовых ситуациях реального или анекдотического характера
— в фарсе есть буффонада, эксцентрика, быстрая смена ситуаций, герои спорят, дерутся. К жанру фарса обращались Ф. Рабле, К. Маро, Маргарита Наваррская. В XV в. особенно популярным был цикл о адвоката Патлена.
— жанр фарса известный и в японском театре. Японский фарс имеет фольклорный характер. В японских фарсам (кёгэн) разоблачались шарлатаны-монахи, хитрые слуги и крестьяне, тупые князья
— средства фарса использовали Шекспир, Лопе де Вега, Бомарше
— эти сценки давали зрителю возможность развлечься, они заполняли время, отводили артистам для отдыха
— часто интермедии были инсценировкой народных анекдотов, пародировали поверье, бытовые сценки
Четыре типа трагикомических форм:
* смещение драматических персонажей всех слоев общества;
* совмещение стилей трагедии и комедии, повествования о трагической сути вещей на фамильярном языке;
* совмещение комических и серьезных происшествий;
* счастливое завершение серьезной, даже трагической пьесы
— эти приемы наиболее свойственными жанру трагикомедии и стали ее основным отличительным признаком
— трагикомический эффект возникает в тех узлах пьесы, где события или герой, выступают в комическом и трагическом свете. Оба эти полюса, взаимно активизируясь, осуществляются друг через друга, тогда обнаруживается и трагизм комического, и комизм трагического («смех сквозь слезы»)
— трагикомическое начало может проявляться в самых различных и разнообразных формах: фантастическая сказка, притча …
— трагикомедия сложное жанровое произведение с присущей ему оригинальной структурой
— термин «трагикомедия» появился в комедии римского комедиографа Тита Макция Плавта «Амфитрион» (III в. до Р.Х.) для того, чтобы объяснить допущенную им вольность (боги Юпитер и Меркурий в комедии действуют на уровне бытовых сцен)
— в прологе Меркурий так говорит об этой комедии:
«Сплошную дать комедию никак нельзя:
Цари и боги в действии участвуют
Так как же быть? А роль раба имеется:
Вот и возможно дать трагикомедию».
— современная трагикомедия имеет иронический характер
— в трагикомедии используются приемы пародии, эффект ожидания, приемы фарса, буффонада, ироничность и др.
— природа трагикомедии вызвана тем, что события и характеры, которые зритель воспринимает как трагические, вдруг оборачиваются комической стороной и наоборот. Эта постоянная смена восприятия и ориентации изложения заставляет зрителя быть постоянно во внимании по отношению к происходящему, не позволяет ему «успокоиться»
— «трагикомедия – это смешное в трагическом» или наоборот, «трагическое в смешном»
— Меркурий, обращаясь к зрителям в прологе, заявляет, что покажет комедию, но представит в ней богов (а это предмет трагедии), поэтому называет произведение трагикомедией
— с жанром трагикомедии связано творчество Ж. Жироду, Ж. Ануй,
А. Макаенка, А. Вампилова
— в трагикомедии серьезные эпизоды сочетаются со смешными, возвышенные характеры оттеняются комическими персонажами. Основным приемом трагикомедии является гротеск
«Вишневый сад» А. Чехова,
фильмы «Форрест Гамп»,
«Тот самый Мюнхазен»
широком смысле пастораль
означает пастушескую поэзию
всех времен и народов
— в узком смысле под пасторалью понимается определенная
вид европейской литературы, копирующий буколическое
— это были танцы сатиров и нимф, песни пастухов, игры на «пастушеских» инструментах (свирели и прочих)
— для пасторали специфично:
изображение блаженной жизни пастухов и пастушек ;
противопоставление беспечной жизни
пастухов шумной и суетной жизни
полное отсутствие отражения реальной
манерами и яз ыком придворной знати
— пастораль появляется и расцветает в Италии в эпоху нарастания
капиталистических отношений, что явилось следствием грандиозного
хозяйственного кризиса первой трети
— в целом пастораль является жанром
— мистерия это один из основных жанров западноевропейской драматургии позднего Средневековья (14-16 веков).
— в текстах мистерий нередко делались пометки, что в данном месте следует вставить фарсовую пьеску
— это вид драматургии на религиозную тематику, литургической драмы, представлявшей собой инсценировки отдельных евангельских эпизодов и входившей в состав рождественской или пасхальной службы
— с середины 15 века появляются мистерии с говорящими персонажами
— иногда мистерии разыгрывались лишь в определенные дни недели и шли в течение многих месяцев. Обычно в них участвовали не профессиональные актеры, а горожане
— представление мистерии часто сопровождалось интермедиями, в первую очередь — фарсами и соти
— наиболее полный и известный английский мистериальный цикл Йоркский (48 пьес неизвестных авторов)
— по образцу религиозных мистерий создавались также светские, посвященные великим историческим событиям. Светские мистерии целиком усвоили драматургическую технику и общую концепцию мира мистерий религиозных
— самая ранняя из светских мистерий — «Осада Орлеана» (1429). Известна также «Разрушение великой Трои» (1450), написанная на легендарный античный сюжет.
— в начале 20 века была предпринята попытка реставрации средневекового театра (Франция, Россия, Англия, Германия), в том числе и мистерии
— В России мистерию пытался воссоздать А.Белый («Пришедшие», 1903)
— сюжет мистерии обычно брался из Библии или Евангелия и перемежался различными бытовыми комическими сценками
— первоначально мистерию представляли собой живые картины, размещавшиеся либо на повозках, двигавшихся по городу вдоль неподвижной толпы (что более характерно для Англии), либо на стоящих неподвижно помостах, вдоль которых вереницей шли зрители (этот способ был более распространен во Франции)
С середины XV века мистерии стали наращивать объём. В «Мистерии о Деяниях Апостолов » более 60000 стихов, а её представление в Бурже в 1536 году длилось, по свидетельствам, 40 дней
— в XX веке образец мистерии оставил композитор Луиджи Даллапиккола (« Иов », 1950 )
— к героическим пьесам относятся прежде всего исторические пьесы, посвященные масштабным событиям
— историческая основа в пьесах может и не всегда выдерживаться достоверной точности
— автор героической пьесы рассуждает о независимости своей страны, всего народа, задумывается о совершенном монархе, при котором будет создано гармоничное государственное правление
— в разное время были созданы драмы на исторические события
Албании («Князь Скандербег»),
Венгрии («Король без королевства»), Франции («Орлеанская девственница»), русского княжества («Великий царь Московский»),
историю Испании «Последний готский властитель Испании»,
«Граф Фернан Гонсалес и освобождение Кастильи», «Доблестный кордовец Педро Карбонеро» и другие.
— историческое внимание драматурга всегда обращено к родине
— автор героической пьесы свободно обращается с временными границами
— в основе пьесы всегда лежит историческое событие
— исторические героические драмы охватывают огромное пространство и время, наполнены героями различных национальностей, профессий, сословий
— мир в этих драмах – мир многоликий, многообразный, в чем-то пестрый, обязательно шумный (наполнен историческим ходом революций, бесчисленных войн, восстаний, настоящим строительством новых городов и стран)
— скетч – это в литературе отдельный жанр
— скетч не только пьеса, но и маленький очерк в один абзац, так называемая миниатюра, характерная динамичным сюжетом, быстрым развитием
— это от нескольких до десяти ярких предложений, вызывающих нужный автору от читателя эффект
— обычно к представлению скетчей прибегают на эстраде и телевидении
— это тоже некая зарисовка, сценка, только уже не в виде рисунка, а написанная словами
— это некий «набросок» события, какая-то одна ситуация, рассмотренная и обыгранная в пьесе. Чаще всего комического характера
— скетч является довольно насыщенным по содержанию и эмоциональному посылу
— с развитием телевидения широкое распространение получил жанр, называемый скетч-шоу ( англ. sketch show, sketch comedy)
— это телепередача с некоторым количеством скетчей — коротких комедийных сценок, являющихся законченным художественным произведением, не связанных сюжетной линией с другими скетчами
- Что такое налог в древнем египте 5 класс кратко
- Что такое горбун 5 класс