Что такое драма в жизни человека
Личная драма
В данной статье я сделаю попытку раскрыть этот термин для понимания пусть и не широких, но всё же масс.
Начнём с самого простого – что есть драма? Благодаря путанице жанров в современном кинематографе, мы привыкли считать драму чем-то негативным. В то время как данный жанр – есть просто обозначение игры на сцене. К примеру, я – театральный актёр, и сегодня я играю Гамлета, персонажа из пьесы Шекспира «Гамлет, принц датский». Так вот, моя драма на этот момент – роль Гамлета. Тут можно поспорить о происхождении слова драма и т.д. Оставим все эти споры о формах пустоты, попробуем взглянуть на наши роли.
Обыкновенный среднестатистический человек – роль куда более сложная, чем датский принц. Ведь, что мы можем прочесть о Гамлете? Разве есть у Шекспира описание родов принца? Или его раннего детства? Смутных надежд на что-то, косых взглядов, боязни приведений под одеялом? Ничего этого нет. А у нас, дорогие друзья, этого всего в избытке. Роль наша очень сложна и имеет, как сказал бы разведчик, очень хорошо проработанную легенду. Обыкновенно что-то толковое о ней мы можем сказать уже в зрелом возрасте, хотя такое понятие как возраст тоже входит в нашу роль, просто раньше такие выводы не может сделать слабо развитый ум.
По сути, все мы – гениальные актёры, и всё, что нам мешает сделать карьеру на этом поприще – узость мышления в рамках своей роли. Мы просто слишком зациклены на ней, не можем переключаться.
Попробуем подвести итог первого этапа: что есть личная драма? Иначе можно сказать, личная история – это всё, что образовало нас, какие мы есть на данный момент.
Все наши мысли, желания, стремления, опасения, вера, любовь – всё, что вообще может зародиться в нас – продукт личной драмы. Не будь её, мы бы не испытывали абсолютно ничего. Однако все эти продукты являются также строительным материалом для драмы, этакий поезд сам себе прокладывающий рельсы.
Но нам, можно сказать, повезло. Посмотрите, какие разнообразные драмы вокруг нас. «Я мама, и живу ради собственных детей», «Я люблю его/её», «Я настоящий мужчина», «Я славянин/ариец», «Я женщина, и заслуживаю быть любимой», «Нужно заниматься своим делом» «Я верю в Бога», «Я есть Бог», «Я – это энергия», «Неприятности на работе». Это всё, если продолжить сравнение с поездом, даже не вагоны, так – светильник в тамбуре. Современный человек выстраивает такие конструкции внутри себя, что диву даёшься.
Следующий вопрос: зачем личная драма нам нужна? Ответ прост – она нам не нужна. Это мы нужны ей. Мы – среда, где может возникнуть эта псевдо-жизнь – нагромождение ментальных конструкций. Скорее, можно сказать так – личная драма нужна сама себе, чтобы воспроизводить себя же. Этот процесс можно остановить, но в благоприятной среде он снова запустится. Собственно, это и есть ответ на вопрос: почему человек может бояться смерти? Смерти боится личная драма, потому как с разрушением тела – ей негде будет жить.
Собственно, самый сложный вопрос: если всё в нас – личная драма, кто же тогда актёр? Дорогой мой читатель, вы можете смело считать, что никакого актёра нет. Есть тело-ум с очень большими возможностями, есть личная драма, которая всем этим заведует, и на этом всё. Почти всё, но для нас ничего дальше существовать не может. Представьте, что лесоруб уронил на ногу топор и очень громко кричит от боли – так вот, наша жизнь есть такой вот крик. Когда он замолчит – нас не станет. Ещё очень хорошая аналогия: газетный лист, на который падает свет фонаря. То, что можно прочесть на этом листе, и есть мы. И крик, и освещенный лист – продукт процесса. Крик не познает лесоруба, а газетный лист – фонарь.
Любые практики – познание тело-ума и личной драмы, они могут разнообразить надписи на листе и звуковой диапазон крика, но не более.
Что нам может дать в практическом плане знание о том, что мы, в сущности, – личная драма? Поначалу ничего. Избавится от личной драмы на время не трудно – просто перенесите внимание в тело. Если удастся хотя бы немного сконцентрироваться на нём, то мы можем ощутить ту самую среду, в которой и живёт наша личная драма – ощущение телесности и присутствие. Это жизнь внутри нас. К тому же, данное ощущение очень приятно. Ещё можно, хотя и весьма проблематично, разотождествиться с некоторыми частями своей личной драмы. Выглядит это так: система отторгает ненужные элементы, большинство избавляется от меньшинства. Мама, которая очень любит своих детей и видит в них свою жизнь, вряд ли разотождествится с личной драмой «мама», однако она вполне может расстаться с драмой «я должна сделать карьеру». С большими и мощными личными драмами сделать почти ничего нельзя. Просто потому, что они – большинство, захватившее власть в нашем уме, и сами с собой они делать ничего не будут.
Чтобы расшатать эти остовы, нужно создать им сильную оппозицию. Хорошо помогает юмор, хотя он зачастую уместен лишь когда «правящее большинство» утратило полный контроль, иначе желание смеяться просто не возникнет.
Сейчас вы дочитаете эту статью, и скажите: какие ужасы? Почему нельзя не морочиться, а просто позитивно жить? Дорогой читатель: вы не морочитесь? Вы такая же личная драма, как и я, и все мы. Тут нет и не может быть ничего негативного – лишь интерес исследователя, который, в сущности, тоже есть личная драма.
Что такое драма
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. У термина «драма» существует несколько значений.
Это понятие используется в различных сферах искусства, предметом которых является демонстрация человеческого поведения в конфликтных, с той или иной точки зрения, исключительных обстоятельствах.
Мы поговорим о драме в художественной литературе, сценическом искусстве, музыке, кинематографе.
В бытовой обиход слово «драма» вошло как синоним драматизма – крайней напряжённости (иногда – театральности) в отношениях.
Драма — это жанр литературы и искусства
Слово «драма» (от греч. «действие») употребляется в широком и узком смысле.
В научном обиходе принято считать, что драма – это род литературы, наряду с эпосом (что это?) и лирикой образующий корневую триаду её «генеалогического древа».
Отличительная особенность драмы в литературе – это способность повествовать о действиях, разворачивающихся в настоящем. Так же, как эпос, данный род литературы описывает внешнюю жизнь героев, может захватывать общий философский, политический и социальный контекст.
При этом эпос монологичен или полифоничен, а драма всегда подразумевает диалог. С лирикой данный род словесности роднит высокий пафос самовыражения, острота и сжатость сюжета, способность передавать жизнь «здесь и сейчас».
Второе, более узкое значение термина таково: драма – это жанр драматического искусства. Оно воспринимается в одном ряду с комедией, трагедией, фарсом, водевилем и другими формами театральных пьес.
В отличие от трагедии, которая изображает исключительные личности в особых обстоятельствах, драма рисует типичных, обыкновенных героев в бытовых реалистических ситуациях. Это не означает, что она не может быть трагической, но у этих двух жанров разные родословные и не всегда сопоставимые друг с другом задачи.
Особенности драмы
Так как драматические произведения создаются для постановки на сцене, они объединяют в себе черты театрального и словесного искусства.
К основным характеристикам драмы относят:
Модифицируясь с течением времени, драматическое искусство приобретало черты, характерные для других сфер искусства в ту или иную эпоху.
Чтобы понять это на конкретном примере, обратимся к трагедии У.Шекспира «Ромео и Джульетта».
Они могут быть показаны внешне (поединки Тибальта, противостояние Ромео и Париса) или намёком (до Джульетты Ромео нравилась Розалина, но на сцене она не появляется, так как чувство к ней было ложным, сиюминутым).
Разновидности драмы
Учитывая исторические и межжанровые градации, внутри жанра принято выделять следующие подвиды драмы:
В сфере кино традиционно говорят о подростковой, криминальной, исторической, приключенческой и психологической драме. В качестве примера предлагаем познакомиться с приключенческой драмой Александра Карпиловского «Частное пионерское». (Кстати, во второй части трилогии герои ставят спектакль по пьесе «Ромео и Джульетта»).
Из истории драмы
Уходя корнями в религиозную и словесно-музыкальную культуру античности, драма, по сути, является не только родом литературы, но и способом отражения знаний о мире, специфическим умением видеть мирозданье в его крайностях, задавать вопросы, полемизировать, искать истину.
Театры Древней Греции одновременно были для зрителей и развлечением, и школой нравственности, и храмом служения музам, и политической ареной. Все эти функции сохранил и современный театр.
Разница состоит в том, что культура нового времени перестала быть логоцентричной (от греч. «логос» — слово»): звучащее слово и литературный образ больше не поражают людей настолько, чтобы после спектакля они бы приняли новую веру или записались добровольцами на фронт.
Тем не менее актуальность драмы состоит в её изменчивости, гибкости, «встроенности» в нужды и прихоти любого времени.
О драматическом искусстве в терминологическом смысле заговорили лишь в середине XVII столетия, когда параллельно с произведениями духовной культуры (в которой театрализация осуждалась как явление нечистое и греховное) стали появляться светские литературные жанры. В эпоху Просвещения было создано множество философских и нравоучительных пьес, призванных «не развлекать, а наставлять».
Реалистическое искусство XIX века подчинило драму проблемам общества. В пьесах Г. Ибсена появились люди из народа, жаждущие свободной, озарённой высоким смыслом жизни. В России этим же темам посвящены пьесы Н.А.Островского и А.П.Чехова.
ХХ столетие обогатило драматический канон (что это?) веяниями модернизма. Раскрепощённый театр новейшего времени вобрал в себя черты символизма, сюрреализма, экспрессионизма, абсурда (М.Метерлинк, С.Беккет, Э.Ионеско).
Структура драматического произведения
Каждая пьеса разбита на действия или акты. Они, в свою очередь, поделены на сцены или эпизоды. Фразы, произносимые персонажами, называются репликами, а заключённые в скобки или выделенные курсивом слова автора, которыми сопровождаются реплики, — ремарками.
Во время школьных и студенческих инсценировок начинающие артисты часто пропускают ремарки, но это несправедливо. В них спрятана озорная искорка авторского замысла: драматург подсказывает, с каким настроением нужно играть ту или иную роль, каким движением сопровождать фразу, чтобы по ней одной героя узнавали, спустя многие годы.
Для того чтобы мир драмы стал вам понятнее и ближе, попробуйте вслушаться в её горячий и вдохновенный язык. Найдите «своего» героя: Чацкого, Гамлета, Нину Заречную. Попытайтесь прожить на сцене их жизни – обязательно узнаете что-то новое о себе.
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (2)
Не люблю драму, мне нравятся остросюжетные произведения и комедии, а все эти слезливые истории о влюбленных, которые жили счастливо, но не долго, нет, это не для меня.
Бывают действительно качественные драмы, но очень часто весь сюжет построен на жалости героя к самому себе. Это создает отталкивающее впечатление.
Осознанность и драма
Привычное состояние для всех нас – это погруженность в драму – социально-бытовой сюжет личной истории, где кипят эмоции и страсти, решаются и не решаются проблемы, осуществляются победы, терпятся поражения, есть свой трагизм и свои хэппи-энды. Живем, как в сериале, где каждая мысль, каждое движение – словно маленькое развлечение и одновременно оправдание себя в глазах всех людей из нашего прошлого, настоящего, будущего. Нечто внутри нас побуждает этот спектакль разыгрывать, воспроизводить снова и снова себя и свою жизненную драму. Такая вот «любовь к искусству». Это драматичное кино о себе мы и называем своей реальной жизнью.
В одной из давних статей я уже говорил о созерцательной осознанности. Сегодня эту тему хочу продолжить, и рассмотреть с другого угла.
Если обратить внимание на материальный мир, в нем царит тишина. Речь – не о мире денег и вещей – эти «материи» лишь звено драмы. Речь вот об этой простой жизни, где объекты тихо провисают в пространстве, как бы ожидая своего часа, пока не будут затронуты нашим вниманием.
Мы живем в этих двух реальностях. Первая, знакомая всем драма – это такое хаотичное свето-шумовое шоу из мыслей и чувств. Вторая – реальность осознанности и неизбежных фактов, ни на что не претендуя, остается конкретной и правдивой во всех своих проявлениях. В первую мы и без того погружены с головой. Вторую обнаруживаем, практикуя созерцательность.
Драма заполнена маятой, переживаниями, предвкушениями, в ней все неоднозначно и мимолетно. В осознанности мастера дзен несут воду, когда несут воду, колят дрова, когда их колят, в осознанности наглядно есть только то, что есть прямо сейчас.
Мы полагаем, что начинаем духовный путь и всевозможные самокопания, чтобы развить осознанность и успокоить ум, когда на деле все, чего хочется на самом деле – это укрепления драмы, чтобы та не стала трагедией, а доросла до высокобюджетного блокбастера с хэппи-эндом.
Пребывая в драме, мы никуда из ее сюжетных линий не выходим, а продолжаем делать все, чтобы сценарием своей жизни можно было гордиться… Посмертно. В этом смысле самоутверждение противоположно осознанности. Самоутверждение укрепляет драму, осознанность безапелляционно из драмы выводит, буквально пробуждает от ее снов.
Зачем, вообще, пробуждаться от драмы? И как это осуществить?
Большинство искателей устремляются к осознанности и просветлению, потому что хотят стать лучше, хотят уважения и любви. Дальше таких мотивов заходят немногие. В таком русле «осознанность» – это продолжение драмы – один из красивых снов о чем-то важном и желанном.
То есть, устремляясь к осознанности ради самоутверждения, мы продолжаем укореняться в драме. В таком ключе неосознанность демонизируется, на нее наклеивают ярлык никчемности. А «осознанность» поддерживается в основном в форме идеалистичной надежды.
Поэтому для подавляющего большинства духовный путь – это все та же самодовольная, мирская маята под грифом чего-то лучшего, превосходящего обыденную жизнь. На progressman.ru эта тема уже поднималась в статье о духовных целях.
Однако и внешние назидательные просьбы вернуться искателю в «реальный» мир, по сути, лишь предложения переключиться из одного сна в другой. Сектанты с таким же успехом предлагают обывателям включаться в их ряды, чтобы стать ближе к чему-то якобы более реальному.
И даже сейчас, когда вы читаете о ложном духовном пути, предполагая наличие истинного и правильного, – это все тот же сон в рамках драмы вашей жизненной истории. На уровне погруженности в драму другой мотивации нет.
В какой-то мере реальная осознанность может пробуждаться даже при помощи самоутверждения. То есть, желая стать крутым и продвинутым, если хватает ясности, ум будет проверять, осуществляется ли осознанность на практике, выходит ли она за рамки надежд и предвкушений. И таким образом появляется шанс заметить собственную реальную неосознанность – тотальную погруженность в драму.
И все равно на этом этапе дальше обнаружения своей погруженности в сон зайти почти нереально. И это совершенно нормально. Переживания по этому поводу – очередная драматическая сцена.
Дело в том, что на уровне пребывания в драме реальная осознанность не очень-то интересует, в ней нет желанных пряников, она – как воздух и пространство – чиста и спокойна. А наш ум хочет совсем не этого. Он хочет не свободы, а любви и уважения.
И здесь надо бы понимать, что осознанность пролегает совсем по иному маршруту. Возможно, ты научишься любить и уважать эту жизнь, но в обмен придется попрощаться с желанием быть любимым и уважаемым. Именно эти жгучие потребности удерживают в драме.
Здесь простирается одна непростая, переломная для персонажа драмы черта, за которой вся «картинка» жизни переворачивается. Реальная осознанность приходит, когда нет другого выхода, когда ты сдаешься, и понимаешь, что пытаться выиграть в этом «кино» бесполезно.
Это не подавление желаний из страха облажаться. С таким страхом приходит не осознанность, а глухая депрессия с отчуждением от жизни. Но спутать их – проще некуда. Осознанность – это включенность и обнаружение себя в этот самый момент жизни.
По сути именно так и происходит душевное взросление. Сначала мы выходим из детских сказочных снов, перестаем верить в деда мороза и бабу-ягу. Погружаемся в серьезные сказки для взрослых об успешной, счастливой жизни, семье и карьере. Попутно проникаемся сказками о продвинутых и высоко-духовных, особенных героях. Если повезет, обнаруживаем, что духовные иллюзии едва ли легче мирских, и начинаем, буквально от безвыходности, замечать, что реально, вообще, здесь и сейчас творится.
Когда драма обнажается, как безвыходная, ум сдается, он принимает, что ничего поделать не может. «Все, я не стану окончательно просветленным, любимым, уважаемым. Все это драма – мои мысли и чувства, мои проекции, проходящие радужной чередой на фоне сознания. Какая разница, выиграю ли я что-то в этом сне?».
В этот момент для осознанности самая благодатная почва, потому что хочется именно ее, а не почета и славы. Ты попрощался с любовью и уважением, драма больше не интересует.
На этом этапе, чтобы очнуться от драмы и включиться в осознанность, просто необходим кнут отчаяния. Но постепенно, когда все больше вкуса этого состояния, включаться в него все проще.
Это не наблюдение за мыслями, а интуитивный сдвиг внимания из состояния, где драма казалась реальной, в такое, где она высвечивается, как быстротечное мышление на фоне сознания. Драматизм жизни при этом сбавляет обороты. Сознание начинает преобладать над сном. Оно словно огромный прозрачный, трехмерный фон для узкой струйки мыслей и чувств.
Пробужденность проявляется, когда события и переживания не увлекают тотально, и перестают казаться единственной окончательной реальностью. Появляется островок наблюдающей трезвости, где ясно, что мысли и чувства – это не какие-то события настоящего и будущего. Они мимолетны. В сущности – это все те же сны наяву.
Чем выше уровень осознанности, тем тоньше иллюзии, на которые ведется ум. Всему свое время. А если искусственно обесценивать сон, никакого пробуждения не наступит, а вот самоотчуждение и депрессия, о которых выше говорилось, на такой почве могут цвести и плодоносить долгие годы. Поэтому, как говорится, «не пилите грабли, на которых стоите».
С большинством клиентов я говорю исключительно в рамках их драмы – и это совершенно нормально. Решаются проблемы сна. Во сне может присниться кошмар, и с этим страхом можно справиться в рамках сна, привести к приснившемуся успеху, не расталкивая человека против его воли.
Здесь я, широко очертя голову, пишу, как пробужденный. Не обманывайтесь. Я такой же, как все, и продолжаю увлеченно верить в свои сказки для взрослых. Но некий вкус к осознанности имею. О нем и рассказываю.
Другие статьи по этой теме:
Что такое драма в жизни человека
В чем сущность драмы? Личная драма создает у человека впечатление, что его «спасение» зависит от достижения им чего-то на Земле, чего-то, что нельзя завершить без сотрудничества с другими людьми. Эпическая драма создает впечатление, что «спасение» мира нельзя завершить, не достигнув чего-то в этом мире, например, сделав христианство или мусульманство единственной религией в этом мире.
Что касается эпической драмы, то вы не только отказываетесь взять ответственность за себя, но проецируете эту ответственность на намного большую силу, такую как Бог, вселенная или человечество в целом. Таким образом, у вас теперь появляется возможность поверить в то, что причина, по которой вы боретесь, настолько велика, что не может быть устранена вами или не может быть устранена за одну жизнь. И это дает еще более убедительное оправдание для того, чтобы не смотреть на себя, а продолжать проецировать ответственность вовне себя на силы или обстоятельства, но которые человек на земле не может повлиять в одиночку.
Что делает человека восприимчивым к эпическим драмам? Его личные драмы. Потому что эпические драмы всегда соединяются с личными драмами и предлагают еще более убедительное оправдание, чтобы не смотреть на бревно в своем глазу. Если человек верит, что другая группа людей находится на стороне дьявола, то ему очень легко не смотреть на свое бревно в своем глазу, потому что, разумеется, он на хорошей стороне. таким образом, ему просто надо продолжать бороться с «плохой» стороной, пока не будет одержана победа, которая может случиться или завтра, или через тысячи лет, но в любом случае, откладывая решение посмотреть в зеркало.
Когда человеку, разыгрывающему свою драму, свою роль, пытаются помочь взглянуть на его рамки шире, что делает человек? В том случае, если его сознательное я полностью отождествляет себя с драмой, то ум человека будет полностью закрыт для ВСЕГО, что могло бы ему помочь взглянуть на его ситуацию со стороны. НИЧТО не сможет преодолеть оборону, выстроенную ментальными рамками человека, находящегося в драме. Вы понимаете, что будет отвергнуто ВСЕ, выходящее за пределы или противоречащее существующему представлению человека о мире.
Прошу обратить внимание, вот ещё на что. Есть ли у вас, когда вы читаете этот топ, внутреннее сопротивление? На какие моменты? Если да, то проследите свои мысли и чувства до их источника и вы сможете обнаружить причину сопротивления. Замечаете ли вы, что проецируете на этот топ свое сложившееся мировоззрение? Замечаете ли у себя процесс, почти подсознательный, нацеленный на обесценивание идей, изложенных данном в топе? Этот процесс нацелен ли на то, чтобы оправдать отсутствие стремления ПОНЯТЬ СВОЮ ЛИЧНУЮ ДРАМУ? Другими словами, действительно ли вы пытаетесь понять то, что изложено, что не вписывается в ваши ментальные рамки или же вы стремитесь отвергнуть это, чтобы не смотреть на бревно в своем глазу, потому что это не вписывается в вашу картину мира? Задайте себе вопрос и ответьте на него. Стремитесь ли вы понимать и расширять или стремитесь отвергать и проецировать?
Суть в том, что у каждого из вас есть свободная воля. Ваш духовный рост, рост вашей души не зависит ни от чего вне вас самих. Он зависит исключительно от вашей готовности взять ответственность за себя на себя. Он зависит только от выборов, которые делаете ВЫ.
Значение слова «драма»
1. Род литературных произведений, написанных в форме диалога без авторской речи и предназначенных для исполнения на сцене.
2. Произведение подобного рода, серьезного, но не героического содержания (в отличие от комедии и трагедии). Драмы Чехова. Постановка новой драмы.
3. перен. Тяжелое событие, несчастье, переживание, являющееся причиной глубокого нравственного страдания. Пережить драму. Семейная драма. □ Судьба как-то всегда приводила меня к развязке чужих драм, как будто без меня никто не мог бы ни умереть, ни прийти в отчаяние! Лермонтов, Княжна Мери. — И всего ужаснее то, что виной всему я, — виной я, а не виноват. В этом-то вся и драма, — думал он [Степан Аркадьич]. Л. Толстой, Анна Каренина.
[От греч. δρα̃μα — действие, сценическое представление]
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Драмы специфически изображают, как правило, частную жизнь человека и его социальные конфликты. При этом акцент часто делается на общечеловеческих противоречиях, воплощённых в поведении и поступках конкретных персонажей.
ДРА’МА, ы, ж. [греч. drama — действие] (книжн.). 1. только ед. Род литературных произведений, написанных в диалогической форме
и предназначенных к сценическому исполнению (лит., театр.).
Основные роды литературы — эпос, лирика и д. 2. Литературное произведение такого рода с серьезным, но не героическим содержанием (в отличие от комедии и трагедии; лит., театр.). Драмы Островского. 3. Кинематографическая фильма больших размеров с рядом захватывающих положений. 4. Несчастие, тяжелое события, причиняющее нравственные страдания. Семейная д. Д. этого писателя в том, что его лучшие произведения остаются непонятыми.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
дра́ма I
1. филол. театр. род литературных произведений в диалогической форме, предназначенных для постановки в театре ◆ К драме так или иначе относится любое литературное произведение, построенное в диалогической форме, в том числе комедия, трагедия, драма (как жанр), фарс, водевиль и т. д. (цитата из Википедии)
2. произведение этого жанра серьёзного, но не героического содержания; а также сценическая постановка или экранизация такого произведения ◆ У нас и наивысшее начальство сочиняет драмы в пяти актах для МХАТа. Ю. О. Домбровский, «Факультет ненужных вещей», часть 4, 1978 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Образный и необыкновенно типичный крестьянский, разговорный язык, каким написана драма, требовал от актёров простых и вместе с тем глубоко жизненных интонаций, большого знания народной речи и её своеобразных особенностей. Е. П. Карпов, «А. С. Суворин и основание театра литературно-артистического кружка», Странички из воспоминаний «Минувшее», 1914 г. (цитата из НКРЯ)
3. перен. напряжённая и динамичная жизненная ситуация, сильные переживания, тяжёлое событие, причиняющие душевные страдания ◆ С тех пор как я живу и действую, судьба как-то всегда приводила меня к развязке чужих драм, как будто без меня никто не мог бы ни умереть, ни прийти в отчаяние! М. Ю. Лермонтов, «Герой нашего времени», 1839–1841 г. ◆ И всего ужаснее то, что виной всему я, виной я, а не виноват. В этом-то вся драма, ― думал он. Л. Н. Толстой, «Анна Каренина», 1873–1876 г. ◆ Едва ли он был мучеником своей любви, как Тургенев, или пережил какую-либо тяжёлую в этом отношении драму… А. Ф. Кони, «Иван Александрович Гончаров», 1911 г.