Что такое драматургический конфликт в литературе

КОНФЛИКТ ДРАМАТИЧЕСКИЙ

Смотреть что такое «КОНФЛИКТ ДРАМАТИЧЕСКИЙ» в других словарях:

КОНФЛИКТ — (от лат. conflictus) в психологии столкновение двух или более сильных мотивов, которые не могут быть удовлетворены одновременно. Психологически конфликт связан с тем, что ослабление одного мотивирующего стимула ведет к усилению другого и… … Философская энциклопедия

конфликт — Бескомпромиссный, бесплодный, бессмысленный, вздорный, длительный, долговременный, драматический, затяжной, извечный, кровавый, кровопролитный, крупный, мелкий, нелепый, необоснованный, непрестанный (обычно мн.), несерьезный, нескончаемый,… … Словарь эпитетов

конфликт — сущ., м., употр. сравн. часто Морфология: (нет) чего? конфликта, чему? конфликту, (вижу) что? конфликт, чем? конфликтом, о чём? о конфликте; мн. что? конфликты, (нет) чего? конфликтов, чему? конфликтам, (вижу) что? конфликты, чем? конфликтами, о… … Толковый словарь Дмитриева

КОНФЛИКТ — а; м. [лат. conflictus] 1. Столкновение противоположных сторон, мнений, сил; серьёзное разногласие, острый спор. Семейный к. Вступить в к. с окружающими. Уладить к. Избежать конфликта. Социальные конфликты. 2. Осложнение в международных… … Энциклопедический словарь

КОНФЛИКТ МУЗЫКАЛЬНО ОТРАЖЕННЫЙ — – вид художественного конфликта. Его специфика обусловлена лирической природой данного вида искусства. Музыка является искусством «лирического наклонения» и обладает свойством моделирования субъективной реальности, но не обладает свойством… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

конфликт — а; м. (лат. conflictus) см. тж. конфликтный 1) Столкновение противоположных сторон, мнений, сил; серьёзное разногласие, острый спор. Семейный конфли/кт. Вступить в конфли/кт с окружающими. Уладить конфли/кт … Словарь многих выражений

Карабахский конфликт — Сверху по часовой стрелке: разбитые азербайджанские бронетранспортёры (2005 г.), внутренне перемещённые лица азербайджанцы с территорий, перешедших под контроль армян (1993 г.), танк … Википедия

ПОЛИТИЧЕСКИЙ КОНФЛИКТ — столкновение противоположных общественных сил, обусловленное определенными взаимоисключающими политическими интересами и целями. Содержание политической жизни государств, обществ составляет особую форму реализации политических интересов людей… … Политическая психология. Словарь-справочник

Театр драматический — ТЕÁТР ДРАМАТИ́ЧЕСКИЙ. Годы войны стали важным этапом в развитии сов. духовной культуры, характеризующимся мобилизацией всех творческих сил, значит. успехами театрального иск ва. Взлёт иск ва социалистич. реализма, к рым были отмечены предвоен.… … Великая Отечественная война 1941-1945: энциклопедия

ТАТЬЯНА — героиня романа в стихах А.С.Пушкина «Евгений Онегин» (1823 1831). Во второй главе романа, оставив светский Петербург, Пушкин представляет главную свою героиню: «Итак, она звалась Татьяной. » Строфа, в которой появляется Т., исполнена… … Литературные герои

Источник

Методическая разработка «Особенности конфликта в драматических произведениях»

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Особенности конфликта в драматических произведениях.

Конфликт в литературе – столкновение, борьба, на котором построено развитие сюжета в художественном произведении. Термин конфликт близок к термину коллизия, они нередко взаимно заменяют друг друга. Так как понятие конфликта имеет узкое значение, то есть употребляется, когда коллизия приобретает наиболее острый и открытый характер, то термин конфликт обычно используют применительно к драматическим произведениям, где столкновения героев выступают с особенной очевидностью.

Особое значение конфликт имеет в драматургии, где он является главной силой, пружиной, движущей развитие драматического действия и основным средством раскрытия характеров.

Исходя из этого, определим направление вопросов, которые могут быть поставлены преподавателем перед учащимися в процессе совместного наблюдения за развитием конфликта в драме А.Н. Островского «Гроза». Назовём некоторые из них: «Как вы можете определить центральный конфликт пьесы?» «Какова роль первого действия в развитии конфликта?» «Назовите представителей двух лагерей. Докажите, что каждый из второстепенных персонажей (Феклуша, Кулигин, сумасшедшая барыня) занимает своё место в развитии конфликта». «Как финал пьесы показывает «новое соотношение сил, сложившееся в результате драматической борьбы?»

Конфликт не всегда возникает между разными героями или предметами. Довольно часто мы имеем дело с внутренним конфликтом одного героя.

В «Грозе» Островского изображена внутренняя борьба Катерины. Катерина несчастлива в браке, в неё зарождается любовь к Борису. Героиня стремится встречаться с Борисом, хочет быть счастливой, и одновременно понимает греховность этой любви. А примириться с грехом и обманывать окружающих она не может. Борьба этих стремлений чрезвычайно острая, поэтому гибель Катерины неизбежна.

«Сталкиваться» и порождать конфликт могут не только персонажи, но и ситуации, предметы, детали, стили. Например, в «Горе от ума» Грибоедова легко увидеть два взаимосвязанных конфликта: любовный и идейный. Поможем школьникам понять, что такое двуединый конфликт. Грибоедов мастерски соединил любовную и социально – философскую коллизии, слил их в единое драматургическое действо (каждый новый этап развития любовного конфликта даёт толчок к обострению идейного противостояния и наоборот: это можно показать на примере сцены импровизированного «сватовства» Чацкого в явлении 2 действия 1, закончившегося первой серьёзной стычкой между ним и Фамусовым). Чацкий, влюблённый в Софью, приехав в Москву, замечает её неприязнь к себе, чем частично объясняется его стремление зло критиковать фамусовское общество (вначале он спокойно разговаривал с Фамусовым), которое в итоге он настраивает против себя. И тогда предельно отчётливо обнажается конфликт между Чацким и фамусовским обществом, спровоцированный противоположными взглядами на службу, образование, на усиливающееся влияние французской культуры на русскую, на крепостное право.

В этом произведении мы наблюдаем некую противоположность, которую автор демонстрирует читателю. В конфликте Чацкого и Молчалина есть и эта составляющая: диалог между ними, раскрывая их противоположные взгляды решительно по всем вопросам и характеры, является одновременно и существенным звеном в развитии сюжета.

Стилистический конфликт находит своё выражение в таком приёме, как «разговор глухих». В начале 3 явления 2 действия (когда Фамусов затыкает уши) этот фамусовский приём доведён Грибоедовым до абсурда. В одной из сцен действия 3 свою «глухоту» по отношению к герою демонстрируют все гости Фамусова (явл.21.д.3).

Главное, что должны уяснить ученики: конфликт в широком смысле – это не только столкновение героев (поспорили, поссорились, подрались), это контраст, сопоставление, антитеза. И если понимать его именно так, то мы увидим, что конфликт – главная пружина действия и главный «распорядитель» внутри текста.

Источник

Драматургический конфликт и его виды

РубрикаКультура и искусство
Видреферат
Языкрусский
Дата добавления16.05.2017
Размер файла56,8 K

Что такое драматургический конфликт в литературе. Смотреть фото Что такое драматургический конфликт в литературе. Смотреть картинку Что такое драматургический конфликт в литературе. Картинка про Что такое драматургический конфликт в литературе. Фото Что такое драматургический конфликт в литературе

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http: //www. allbest. ru/

Драматургический конфликт и его виды

1. Драматургический конфликт. Роды драматургического конфликта

Согласно «Литературному энциклопедическому словарю», понятие художественный конфликт (от латинского слова «conflictus») означает «противоположность, противоречие как принцип взаимоотношений между образами художественного произведения».

Драматургический конфликт отличается от жизненного конфликта тем, что он, во-первых, осознан и прочувствован автором, и, во-вторых, выражает определённую тему и идею произведения.

Не всякое противоречие внутри фильма является драматургическим конфликтом. Так, глубинное противоречие остаётся просто противоречием, если оно не сопровождается конкретным конфликтом, выраженным в противостоянии героев фильма или чувств в душах героев.

Как правило, в фильме присутствует несколько конфликтов, но если в основе сюжета лежат драматические конфликты, то среди них всегда можно выявить главный конфликт.

Повествовательный конфликт, как правило, не выступает в фильме в форме единого конфликта. Драматургическая основа картины в таком случае состоит из нескольких параллельных, либо последовательных конфликтов. Локальные конфликты при этом могут быть как повествовательными, так и драматическими. Повествовательный конфликт также может перерасти в драматический (как это происходит, например, в фильме «Джо»).

2. Виды драматургических конфликтов

Конфликты в сценариях и в фильмах разделяются не только на роды, но и на виды внутри каждого рода.

Таким образом, драматургические конфликты могут быть: драматическими и повествовательными, внешними и внутренними, открытыми и скрытыми.

Источник

Драматургический конфликт

Сущность и структурообразующая функция конфликта как основа художественного единства драмы. Теоретические аспекты и источники формирования драматургического конфликта. Применение драматического конфликта при проведении социально-культурных мероприятий.

РубрикаЛитература
Видреферат
Языкрусский
Дата добавления11.12.2012
Размер файла33,0 K

Что такое драматургический конфликт в литературе. Смотреть фото Что такое драматургический конфликт в литературе. Смотреть картинку Что такое драматургический конфликт в литературе. Картинка про Что такое драматургический конфликт в литературе. Фото Что такое драматургический конфликт в литературе

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

Эта мысль Шекспира может стать толчком для анализа повседневной жизни с помощью метафоры театра. Её использование позволяет увидеть устойчивую логику там, где мы её обычно не видим.

Сущность и структурообразующая функция конфликта как основа художественного единства драмы

На первый взгляд, кажется, что проблема конфликта получила достаточную научную разработанность. Теории драмы вообще и проблеме конфликта, в частности, посвящены многочисленные работы в прошлом. Несмотря на это, и сегодня интерес к ней не ослабевает, достаточно назвать монографии В.Хализева, Я.Явчуновского, М.Полякова, А.Погрибного, вышедшие за последние два года. Исследователи приходят к выводу, что «. проблема художественного конфликта выдвинута ныне в повестку дня», в силу, во-первых, актуальности изучаемой проблемы, а во-вторых, ее недостаточной изученности. Почти все, кто занимался этой проблемой, не избежал искушения предложить свою типологию конфликта, чтобы установить своего рода фундамент для постоянно меняющейся поэтики драмы.

Возникая в эпохи бурных общественных потрясений, драма «впитывает» в себя атмосферу переходного времени, отражая, как правило, вновь нарождающееся мировоззрение. Вследствие этого нам представляется особенно важным проследить воздействие философии на драму, ее структуру, героя, композицию и, конечно, конфликт. Изменение самой идеологической зоны естественно влечет за собой преображение всего искусства и драмы в том числе.

Создание «движущейся типологии» затруднено многозначностью термина «конфликт». В современном литературоведении, можно выделить три основных функциональных значения термина «конфликт»:

1) эстетический эквивалент реальных жизненных противоречий;

2) особая форма раскрытия характера;

3) конструктивный, принцип, определяющий внутреннюю форму произведения, структуру драмы.

Теоретическое решение проблемы осложнено существованием дублирующих терминов коллизия-конфликт, в подавляющем большинстве случаев употребляющихся как синонимы. Акцентируя какой-нибудь один аспект значения понятия и термина конфликт, они тем самым не раскрывают сущности этого сложного понятия, совмещающего в себе исторический и эстетический параметры.

Зачастую получается так, что один исторический период, некоторое доминирующее мироощущение эпохи, обусловленное определенным социально-экономическим укладом, формирующим особую разновидность того или иного типа конфликта, возводится в определяющий фактор всей структуры драмы» тогда как только стадиальная общность обусловливает устойчивую типологическую общность.

Теоретические аспекты и источники формирования драматургического конфликта художественного

Исследователь поэтики драматических произведений М. Громова, создавшей ряд учебных пособий по драматургии, содержащие интересный литературоведческий материал считает, что изучению драматических произведений уделяется незаслуженно мало внимания.

История развития драматургии дает нам немало примеров, когда драматические произведения так и не увидели сцены при жизни автора (вспомним «Горе от ума» А.С. Грибоедова, «Маскарад» М.Ю. Лермонтова), или были искажены цензурой, или ставились в урезанном виде. Многие пьесы А.П.Чехова были непонятны современным театрам и интерпретированы конъюнктурно, в духе требований времени.

Поэтому сегодня назрел вопрос поговорить не только о драме, но и о театре, о постановке пьес на театральной сцене.

Отсюда становится совершенно очевидным, что драма:

— во-первых, один из родов (наряду с эпосом и лирикой) и один из основных жанров литературы (наряду с трагедией и комедией), требующий специального изучения;

— во-вторых, драма должна изучаться в двух аспектах: литературоведение и театральное искусство (основная задача нашей книги).

Изучение драмы обусловлено требованиями типовых учебных программ по литературе, предназначенных для учащихся школ, академических лицеев и профессиональных колледжей. Задачи учебных программ нацелены на формирование знаний, умений и навыков анализа художественного произведения и на воспитание истинных ценителей искусства.

Вполне закономерно и то, что сегодня мало учебных пособий, поднимающих проблему восприятия учащимися драматических произведений в аспекте театрального искусства.

Литературовед Э.Я. Фесенко, отличительной особенностью драмы считает отражение существенного содержания жизни «через системы противоречивых, конфликтных отношений между субъектами, непосредственно реализующими свои интересы и цели», которые выражаются и реализуются в действии. Основным средством его воплощения в драматургических произведениях, по мнению автора, является речь действующих лиц, их монологи и диалоги, побуждающие действие, организующие само действие, через противостояние характеров персонажей.

Хотелось бы отметить и книгу В. Хализева «Драма как явление искусства», в которой рассматриваются вопросы сюжетостроения.

Специфические особенности драмы определяются:

— Эстетическими свойствами драматизма (важный признак драмы).

— Размерами драматического текста (небольшой объем драмы накладывает определенные ограничения на тип построения сюжета, персонажа, пространства).

— Отсутствием авторского повествования

Позиция автора в драматическом произведении скрыта больше, чем в произведениях других родов и ее выявление требует от читателя особого внимания и размышления. Опираясь на монологи, диалоги, реплики и ремарки, читатель должен вообразить время действия, остановку, в которой живут герои, представить их внешний облик, манеру говорить и слушать, улавливать жесты, почувствовать, что скрывается за словами и поступками каждого из них.

— Делением текста на акты (или действия) и явления

— Наличием «авторской ремарки»

— как произносится реплика героя («сдержанно», «со слезами», «с восторгом», «тихо», «вслух» и т.д.);

— какие жесты сопровождают его («почтительно кланяясь», «учтиво улыбаясь»);

— какие действия героя влияют на ход события («Бобчинский выглядывает в дверь и в испуге прячется»).

В ремарке сообщаются действующие лица, указывается их возраст, описывается внешний вид, какими родственными отношениями они связаны, указывается место действия («комната в доме городничего», город), «действия» и жесты героев (например: «всматривается в окно и вскрикивает»; «храбрясь»).

— Диалогической формой построения текста

— Особенностью построения драматического конфликта

Драматический конфликт определяет все сюжетные элементы драматического действия, он «просвечивает логику развития «индивидуума», отношения героев, живущих и действующих в его драматическом поле».

— Двойственной конструкцией сюжета, работающий на раскрытие подтекста

«Двойственная структура текста «сюжет-канва» обуславливает логику действия событий, поведения героев, их жестов, логику функционирования символических звуков, смешение чувств, сопровождающих героев в бытовых ситуациях, пауз и реплик персонажей». Персонажи драматического произведения включены в пространственно-временное окружение, поэтому движение сюжета, раскрытие внутреннего смысла (канвы) пьесы неразрывно связано с образами действующих лиц.

Подтекст возникает в разговорной речи как средство умолчания «задней мысли»: действующие лица чувствуют и думают не то, что говорят. Он часто создается по средствам «рассредоточенного повтора» (Т.Сильман), все звенья которого выступают друг с другом в сложные взаимоотношения, из чего и рождается их глубокий смысл.

— Законом «тесноты событийного ряда»

Сегодня даже самые неограниченные возможности компьютера не смогут заменить общение человека с человеком, ибо пока существует человечество, его будет интересовать искусство, помогающее понять и решать нравственные и эстетические проблемы, возникающие в жизни и отраженные в художественных произведениях.

О том, что драма занимает особое место не только в литературе, но и в театре писал А.В.Чехов: «Драма привлекала, привлекает и будет привлекать внимание многих театральных и литературных критиков». В признании писателя так же ощутимо двойное назначение драматургии: она адресована и читателю и зрителю. Отсюда явствуют невозможность полной изоляции в изучении драматического произведения от изучения условий театральной его реализации, «постоянная зависимость его форм от форм сценической постановки» (Томашевский).

Всем известны слова Гоголя: «Пьеса живет только на сцене… Бросьте долгий взгляд во всю длину и ширину животрепещущего населения нашей раздольной родины, сколько есть у нас добрых людей, но сколько есть и плевел, от которых житья нет добрым и за которыми не в силах следить никакой закон. На сцену их: пусть видит их весь народ».

О том, что только при сценическом воплощении «драматический вымысел получает вполне законченную форму», писал в свое время и А.Н. Островский.

К.С. Станиславский неоднократно подчеркивал: «Только на подмостках театра можно узнать драматические произведения во всей полноте и сущности», и далее « если бы было иначе, зритель не стремился бы в театр, а сидел дома и читал пьесу».

Вопрос двоякой ориентации драмы и театра волновал и искусствоведа А.А. Карягина. В своей книге «Драма как эстетическая проблема» он писал: «Для драматурга драма скорее спектакль, созданный силой творческого воображения и зафиксированный в пьесе, которую можно при желании прочесть, чем литературное произведение, которое к тому же может быть разыграно на сцене. А это вовсе не одно и то же».

Вопросы соотношения двух функций драмы (чтение и представление) находится и в центре двух исследований: «Чтение и видение игры. Исследование одновременности в драме» голландского театроведа В. Хогендоорна и «В мире идей и образов» литературоведа М. Полякова.

В. Хогендоорн в своей книге стремится дать точную терминологическую характеристику каждого из используемых им понятий. Рассматривая понятие «драма», В. Хогендоорн отмечает, что данный термин при всем разнообразии его значений, имеет три основных: 1) драма как реальное языковое произведение, созданное в соответствии с законами данного жанра; 2) драма как основа для создания произведения сценического искусства, своего рода литературный фабрикат; 3) драма как продукт инсценировки, произведение, пересозданное из драматического текста определенным коллективом (режиссером, актером и т.д.) путем преломления содержавшейся в тексте информации и эмоционально-художественного заряда через индивидуальное сознание каждого участвующего в ее постановке.

В основе исследования В. Хогендоорна лежит утверждение о том, что процесс театральной репрезентации драмы отличается от ее освоения читающим возможностью, поскольку восприятие театральной постановки драмы есть восприятие и слуховое и зрительное одновременно.

В концепции голландского театроведа заключена важная методическая мысль: драму необходимо изучать приемами театральной педагогики. Зрительное и слуховое восприятие текста (при просмотре спектакля и при разыгрывании импровизационных сцен) способствуют активизации индивидуально-творческой деятельности учащихся и выработку приемов творческого чтения драматического произведения.

Драматический конфликт как основа организации и проведения соцаильно-культурных мероприятий

Итак, написав контрольную работу, сделаем следующие выводы:

1. Сценарий игровой программы представляет собой подробную литературно-драматургическую разработку темы, конфликта. В нем четко определяются игровые эпизоды, их последовательность, форма и время судейства, включение зрелищных заставок.

3. Составление игровой программы заключается в умелом создании игровой конфликтной ситуации.

4. Театрализованная сюжетно оформленная игра представляет собой своеобразный рассказ, ведущийся на языке викторин, аукционов, эстафет, интеллектуальных и художественных конкурсов, шуток, танцев и песен.

5. Замысел сценария это художественно-образное оформление поставленной педагогической цели в конкретно осязаемой временной и пространственно-пластической разрешенности.

драматургический конфликт художественный

Драматургии присущи острые противоречия, конфликты и коллизии. Конфликт служит выявлению идей, образов, поступков в борьбе и столкновениях. Взаимодействие типических и индивидуальных черт персонажей является отражением диалогической структуры произведений.

Театр жизни имеет собственную драматургию, которая лучше всего описывается философией экзистенциализма. Анализируя пограничные ситуации, где человеку приходится принимать вызов судьбы, решать такие проблемные ситуации, которые связаны с выбором жить или умереть, Э.Гоффман вторгается в традиционную область экзистенциальной социологии. Экзистенциалисты определяют акт социального действия как свободный выбор человека в пограничной ситуации, т.е. в фатальных обстоятельствах, где индивид либо отстаивает свое право на существование, либо этого не происходит.

Маркс К. К критике гегелевской философии права. Введение.

20. Адмони В. Стриндберг. В кн.: История западноевропейского театра, т. 5. М., 1970, с. 400-418.

23. Баженова Л. К вопросу о стилевой природе трагикомедии П.Корне-ля «Сид». В кн.: Проблемы стиля и жанра в театральном искусстве. M., 1979, с. 69-86.

29. Балухатый С.Д. От «Трех сестер» к. «Вишневому саду». Литература, 1931, J& I, с. 109-178.

32. Баткин Л. Ренессансный миф о человеке. Вопросы литературы, 1971, № 9, с. II2-I33.

33. Батюшков Ф. Метерлинк и Чехов в исполнении артистов Московского Художественного театра. Мир божий, 1905, № 6, с. 15-27.

36. Белый А. «Вишневый сад». Весы, 1904, № 2, с. 45-48.

40. Бердников Г. Чехов и театр Тургенева. Доклады и сообщения филол. фак-та ЛГУ, вып. I. Л., 1949, с. 25-49.

Размещено на www.allbest.

Подобные документы

Типы, стороны, предмет, объект и условия протекания конфликта в сказке. Образы ее участников и возможные альтернативы их действий. Возникновение и фазы развития конфликта. Его решение с помощью вмешательства третьей силы. Особенности поведения героев.

презентация [1,2 M], добавлен 02.12.2014

Анализ своеобразия внешнего и внутреннего конфликта в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго», противостояния героя и социума, внутренней душевной борьбы. Особенности и специфика выражения конфликта на фоне историко-литературного процесса советского периода.

дипломная работа [102,5 K], добавлен 04.01.2018

Определение понятий конфликта и образа в литературоведении. Своеобразие трактовки образа Антигоны в антическую эпоху. Традиции экспериментирования в жанре новой драмы. Характеристика творчества Ануя в контексте французской литературы начала XX века.

курсовая работа [37,1 K], добавлен 03.07.2011

Исследование художественного содержания романтической драмы «Маскарад». Изучение творческой истории написания пьесы. Переплетение социального и психологического конфликтов трагических судеб героев. Анализ борьбы героя с противостоящим ему обществом.

реферат [34,1 K], добавлен 27.08.2013

Реальная основа сказки А.Н. Островского «Снегурочка» и её основные источники. Путь царства берендеев от холодного отчуждения до объединения их перед лицом Ярилы-солнца. Фольклорная основа сказки. Причины и сущность конфликта главных героев в ней.

реферат [34,1 K], добавлен 13.09.2009

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *